Влияние бытовой химии на пресноводную экосистему

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние бытовой химии на пресноводную экосистему

Сафронов И.С. 1
1МАОУ СОШ №5
Сафронов М.С. 1
1МАОУ СОШ №5
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вопрос о Защите окружающей среды на сегодняшний день стоит остро. И многие экологи мира стараются создать условия по защите природы. Все понимают, что вода – это жизнь, без воды человек не может прожить более трех дней, и, тем не менее, люди беспощадно эксплуатируют водные объекты, изменяя их естественное развитие.

«Проблемы окружающей среды, экологии всегда были и остаются в ряду наиболее чувствительных, важных для общества тем. И не случайно, что в числе инициатив граждан по поправкам в Конституцию было так много предложений усилить требования к сохранению природы, окружающей среды. Многие живут по принципу «после нас — хоть потоп». Это прискорбно. Такая логика — тупиковая и крайне опасная. Сама природа дает нам сигнал: устойчивое развитие возможно только при соблюдении гармоничного, рационального баланса интересов — экономического роста, благосостояния общества и, с другой стороны, экологической безопасности», — сказал В.В. Путин на встрече с активистами экологических движений.

Из этого следует актуальность исследуемой темы. Чистота водных объектов под угрозой. Промышленность по производству бытовой химии развивается с огромной скоростью. На прилавках магазинов мы видим всё большее количество порошков, гелей, универсальных моющих средств, которые, казалось бы, облегчают труд человека, делают его жизнь комфортнее. Отходы этих средств попадают в водные объекты, в результате этого погибают живые существа, реки зарастают водорослями, превращаются в безжизненные болота.

Цель проекта: «Выявить реакцию микроорганизмов на бытовую химию»

Задачи:

изучить теоретический материал по данной теме;

проанализировать состав моющих средств, выявить компоненты, которые могут причинить вред окружающей среде и человеку;

экспериментально исследовать влияние средств бытовой химии на живые организмы;

проанализировать результаты и сделать выводы по проблеме исследования.

Методы исследования:

теоретический анализ;

эксперимент;

наблюдение.

Мною выдвинута гипотеза: средства бытовой химии пагубно влияют на водные организмы.

Объект исследования: микроорганизмы в воде из рек Турья, Каква и домашнего аквариума.

Предмет: реакция микроорганизмов на воздействие бытовой химии.

Для исследования использовалась литература зарубежных и отечественных авторов. Использовались источники сети Интернет.

Основная часть

История развития средств бытовой химии

Быстрое развитие химической промышленности привело к появлению огромного количества разнообразных товаров бытовой химии, которые получили широкое признание. Благодаря этим средствам наша жизнь становится комфортнее. Используя бытовую химию, мы стираем, чистим, моем, красим, клеим и много другое. Популярность товаров бытовой химии неуклонно растет, расширяются их применения, и увеличивается производство.

Бытовая химия (англ. household chemicals) — непродовольственные химические вещества, средства ухода за одеждой, помещениями, автомобилями, посудой и тому подобным, которые обычно встречаются и используются в домохозяйстве.

Использование химических веществ в быту – это не изобретение нашего времени. Есть немало сведений о том, что еще задолго до нашей эры люди применяли хотя и несовершенные, но все же достаточно эффективные химические вещества. Так, в древних рукописях можно найти упоминания о маслах и составах для полирования дерева и камня, средствах для дезинфекции и о средствах для консервирования пищи и др.

С развитием письменности появились советы по использованию различных веществ. Так, в одном из старинных русских лечебников дается такой совет: «если хочешь, чтоб тебя не ели комары, то возьми платок, смочи его дегтем и положи на голову, на шапку». С древних времен применялся для стирки щелок, который готовили из древесной золы; широко был распространен и сохранился до наших дней способ отбеливания путем попеременного замачивания и выстеливания их на солнце.

Издавна люди научились применять для чистки изделий из цветных металлов подручные средства, причем некоторые из них не потеряли своего назначения до сих пор. Многие открытия держались в строгом секрете, особенно это относится к работам алхимиков. Любопытно отметить, один из первых патентов в мире имел прямое отношение к бытовой химии. Речь идет об английском патенте №4 от 1617 г., в котором предлагается новый способ защиты доспехов от ржавчины с помощью покрытия их специальным маслом.

Ассортимент бытовой химии постоянно обновляется и расширяется как отечественными, так и зарубежными видами средств. Менее эффективные уступают дорогу более эффективным, более опасные – менее опасным для здоровья и окружающей среды. При этом меняется не только внешний вид, название, но и химический состав. Разумеется, все товары различаются по своему химическому составу, а следовательно, по степени опасности, которую они могут представить для людей и окружающей среды при неумелом использовании.

Виды химических моющих средств

Моющие средства подразделяют на мыло хозяйственное и туалетное, синтетические моющие средства, вспомогательные средства для стирки. Хозяйственное мыло — натриевые соли жирных кислот, часто с добавками других веществ, обладающие моющим действием. Основное сырье для производства хозяйственного мыла — продукты переработки жиров. Хозяйственное мыло классифицируют по содержанию жирных кислот (72, 70 и 65 %), наиболее высококачественное — 72 %-е.

Синтетические моющие средства (CMC) содержат от 20 до 40 % поверхностно-активных веществ, а также другие добавки (оптические отбеливатели, антистатики, дезинфицирующие вещества, различные биодобавки для удаления белковых загрязнений и др.)

CMC классифицируют по консистенции — порошкообразные, жидкие, пасты; по назначению — для изделий из хлопка и льна, для изделий из шерсти, шелка, искусственных и синтетических волокон, универсальные.

Универсальные CMC пригодны для стирки тканей всех видов, содержат ПАВ до 10 %, водородный показатель — рН 9,5, в них обычно добавляют оптический отбеливатель.

Вспомогательные средства для стирки: отбеливающие, подсинивающие, антистатики, для подкрахмаливания, водосмягчающие средства.

Средства для чистки классифицируют по назначению:

— для чистки кухонной посуды, ванн, раковин, плиток керамических;

— для удаления пятен и чистки одежды;

— для ухода за мебелью;

— для ухода за автомобилями, велосипедами, мотоциклами;

— средства для ухода за полами.

Ассортимент средств можно подразделить на абразивные и безабразивные. Кроме поверхностно-активных веществ, в состав средств для чистки входят щелочные соли, растворители, дезинфицирующие средства.

Таблица №1 Состав современных моющих средств.

Компонент

Содержание в %

Назначение

Поверхностно-активные вещества

10-15

Смачивание волокон, вскрытие слоя грязи

Мыло

0-10

Регулирование пенообразования

Полифосфаты

20-50

Связывание накипеобразователей (т.е. солей, обуславливающих жесткость воды), усиление действия поверхностно-активных веществ

Перборат натрия

10-30

Отбеливание при температуре выше 80 градусов

Карбонат и силикат натрия

5-10

Щелочной буфер

Карбоксиметилцеллюлоза

0,5-2

Предотвращение повторного осаждения эмульгированной грязи на волокна ткани

Нейтральные соли

5-20

Придание порошку сыпучести

Отдушки

0-0,5

Дезодорация

Производные стильбена и пиразолена

0,1-0,3

Оптическое осветление

Вода

3-12

Увлажнитель

Ферменты, красители, антимикробные средства

В некоторых случаях, очень малые количества

Различное

Фосфаты в бытовой химии.

В состав многих средств бытовой химии добавляют фосфаты. Фосфаты – это соли фосфорных кислот. Фосфаты, попадающие в окружающую среду, наряду с некоторыми другими веществами приводят к эвтрофикации водоемов. Споры об использовании фосфатов в средствах бытовой химии ведутся с 1970-х годов, такое их применение запрещено во многих странах. С начала 2010-х годов в странах Европейского союза постепенно вводятся ограничения на использование фосфатов в бытовых стиральных порошках на уровне не более 0,3—0,5 г фосфора на цикл стирки. Помимо удобрений и стиральных порошков, антропогенным источником фосфатов в окружающей среде являются необработанные сточные воды.

Любое чистящее, моющее средство – это многокомпонентный состав, который содержит вещества, призванные улучшить качество очистки или стирки. Однако чистота порой достигается в ущерб здоровью человека, так как некоторая химия оказывает негативное влияние на организм. Одним из таких сомнительных компонентов в составе чистящих средств являются фосфаты. Фосфаты могут быть порошкообразными или жидкими. Их добавляют в средства для стирки с целью повышения моющей способности.

Основные эффекты, которые удается достичь за счет их включения в состав порошка:

жесткая вода становится мягкой;

ПАВ легче проникают в волокна;

загрязнения, смытые с поверхности вещей, больше на них не оседают;

из волокон ткани лучше вымываются минеральные отложения;

хорошо отстирываются пятна с жировой составляющей;

повышается качество стирки за счет разбивания больших частичек грязи на мелкие.

Особенно опасны фосфаты для детей. Поэтому использовать такие порошки для стирки вещей ребенка не рекомендуется. Неспроста в странах Европы еще в 2010 году были введены строгие ограничения по использованию фосфатов в бытовой химии.

Наиболее распространённым видом фосфатов, используемых в моющих средствах, является триполифосфат натрия, входящий в рецептуры стиральных порошков и порошков для посудомоечных машин. В состав чистящих средств для удаления сильных загрязнений могут входить тринатрий фосфат, а также пирофосфаты натрия и калия.

Фосфат натрия имеет способность проходить через самые современные очистительные сооружения и попадать в открытые водоемы. Оседая на дно, он становится удобрением для сине-зеленых водорослей, которые начинают активно размножаться, и вода начинает цвести. Сине-зеленые водоросли безобидны лишь на первый взгляд. Активное размножение сине-зеленых приводит к ухудшению вкусовых качеств воды и возникновению неприятного запаха. Повышение критической массы водорослей активизируют процессы саморазложения, которые приводят к использованию кислорода, содержащегося в воде и выделению в воду метана, сероводорода, аммиака и других токсичных веществ. В результате гибнут не только рыбы, известны случаи массового отравления домашних животных, которые пили воду из водоемов, где наблюдалось цветение сине-зеленых водорослей. Особую опасность для людей может представлять момент начального этапа разложения биомассы сине-зеленых водорослей, когда клетки микроорганизмов не утратили в своем большинстве способности продуцированию альбо - токсинов, и азотосодержащие компоненты, отмерших клеток, начинают разлагаться, выделяя токсичные продукты распада. Если в 1965 году в 1 куб. м черноморской воды было не более 50 г. микроорганизмов, то сейчас в 20 раз больше.

Методы борьбы с загрязнением водной экосистемы.

Нередко можно видеть, как отдыхающие оказывают значительное негативное воздействие на экосистему водоёма просто по незнанию, не замечая этого. Например, среди местного населения появилась опасная тенденция чистки и мытья ковровых изделий, автомобилей непосредственно на берегу рек. Проблему можно частично разрешить, повышая экологическую грамотность населения, привлекая внимание к этому вопросу, объясняя последствия воздействий такого рода на доступном языке. Поэтому одной из целей работы является составление на основе полученных данных конкретные и доступные для понимания рекомендации по экологически грамотному отношению к природному богатству водоёма.

Чтобы обеспечить самоочищение загрязненных вод, необходимо их многократное разбавление чистой водой. При сильном загрязнении самоочищения воды не происходит. В этих случаях необходимы специальные методы и средства для ликвидации загрязнений, поступающих со сточными водами.

В промышленности – это главным образом строительство цеховых и общезаводских сооружений по очистке сточных вод, совершенствование технологического процесса производства и строительство утилизирующих установок для извлечения ценных веществ из сточных вод.

Поскольку в ближайшее время не удастся полностью избежать загрязнений воды в процессе ее технологического использования, важное значение по-прежнему будут иметь различного рада очистные сооружения. Применяют несколько методов очистки сточных вод, к важнейшим из которых относятся механическая, химическая и биологическая.

Метод механической очистки заключается в механическом удалении из сточных вод нерастворенных примесей, для чего применяют специальные сооружения. Удаление разнообразных примесей при этом осуществляется с помощью разнообразных приспособлений: решеток и сит, жироловок, маслоловушек и нефтеловушек. Механической очисткой можно достигнуть выделения из бытовых сточных вод до 60% нерастворенных примесей, а из производственных – до 95%.

Метод химической очистки основан на добавлении в сточные воды таких реагентов, которые, вступая в реакцию с загрязнениями, способствуют выпадению нерастворенных коллоидных и частично растворенных веществ. Этот метод очистки позволяет уменьшить количество нерастворенных загрязнений сточных вод до 95% и растворенных до 25%.

Метод биологической очистки состоит в минерализации органических загрязнений сточных вод при помощи аэробных биохимических процессов. Осуществляется он в естественных или искусственных условиях.

Без продуктов химической промышленности современному человеку не обойтись, так же как нельзя обойтись без электричества. Такая же ситуация и с продуктами химической промышленности. Нужно протестовать не против некоторых химических производств, а против их низкой культуры.

Практическая часть

Микроорганизмы в водах рек Турья, Каква и домашнего аквариума.

Взяв пробы воды из рек Каква, Турья и домашнего аквариума, я обнаружил, что организмы, которые обитают в реках, так же находятся и в аквариуме. Используя электронный микроскоп, я рассмотрел движущиеся микроорганизмы. Названия их по описанию я нашел в сети Интернет.

В пробах я обнаружил такие микроорганизмы, как:

Нематоды. Нематоды или круглые черви (лат. Nematoda) — тип первичноротых из группы линяющих. В настоящее время описано более 24 тыс. видов паразитических и свободноживущих нематод, однако оценки реального разнообразия, основывающиеся на темпах описания новых видов (в особенности специализированных паразитов насекомых), предполагают существование около миллиона видов. Свободноживущие нематоды обитают в почве, пресных водах и море, где численность их может превышать 25 особей на 1 м3. Они вызывают нематодные болезни растений или нематодозы у животных и человека. У поражённых растений наблюдается гибель корней, порча корнеплодов и образование галлов. Стеблевые нематоды вызывают растрескивание стеблей, гофрировку листьев и так далее. Нематоды, паразитирующие в организме животных, являются возбудителями инвазионных болезней. Наиболее известные паразиты человека среди круглых червей: аскариды, острицы, трихинеллы, анкилостомы, ришта. Древнейшие достоверные находки известны из раннего мела.

Многощетинковые черви. Многощетинковые черви, или полихеты (лат. Polychaeta, от греч. πολύς — много, греч. χαίτη — волос) — класс кольчатых червей. В настоящее время этот класс насчитывает более 10 тысяч видов. Подавляющее большинство представителей — обитатели морских вод. Очень немногие полихеты перешли к обитанию в пресных водоёмах, в лесной подстилке и в почве на глубине более 3 м. Питаясь детритом, они играют большую роль в обмене веществ внутри экоститемы.

Коловратки. Коловратки (лат. Rotifera) — тип первичноротых животных, ранее относимых к группе первичнополостных червей. Основным характерным признаком является наличие так называемого коловращательного аппарата — ресничного образования на переднем конце тела, который используется для питания и движения. Известно около 1500 видов коловраток, в России — около 600 видов. В основном это пресноводные обитатели, но также они водятся в море и влажных почвах. Большинство коловраток свободноподвижные, но есть и прикреплённые формы. Подавляющее большинство видов свободноживущие, но встречаются также паразиты и комменсалы. По размеру коловратки не превышают 2 мм (в среднем гораздо меньше).

Инфузории. Инфузории, или ресничные (лат. Ciliophora) — тип протистов из группы Alveolata. Есть подвижные и прикреплённые формы, одиночные и колониальные. Форма тела инфузорий может быть разнообразной, размеры одиночных форм от 10 мкм до 4,5 мм. Живут в морях и пресных водоёмах в составе бентоса и планктона, некоторые виды — в интерстициали, почве и во мхах. Многие инфузории — комменсалы, симбионты и паразиты животных: кольчатых червей, моллюсков, рыб, земноводных, млекопитающих.

Остракоды. Ракушковые, или остракоды (лат. Ostracoda), — класс ракообразных. Мелкие ракообразные с нечленистым телом, в основном сжатым с боков, одетым двустворчатой раковиной, с семью парами придатков (антенн, челюстей и ног), с ногообразными щупальцами верхних челюстей, большими нижними челюстями и нечленистым коротким брюшком. В ископаемом состоянии известны со среднего/верхнего кембрия. Все остракоды живут в воде, частью пресной, частью в морской. Питаются преимущественно животными веществами, особенно трупами водных животных. Значение их для человека такое же, как и у других низших ракообразных, то есть они служат пищей рыб.

Первый эксперимент

Для проведения эксперимента и доказательства моей гипотезы я взял пробы воды из рек Каква и Турья, которые находятся около нашего города, и из домашнего аквариума. Каждую пробу воды поместил в колбы.

Для проведения эксперимента я использовал: световой микроскоп, шприцы для добавления растворов к микроорганизмам, мерные стаканчики, колбы, стеклянную трубку, предметные и покровные стекла, ноутбук, перчатки, халат. (фото приложения №1)

Подготовил образцы средств бытовой химии: мыло, стиральный порошок, средство для мытья посуды, универсальное чистящее средство. Приготовил растворы этих средств на основе дистиллированной воды. (фото приложения №2)

При помощи стеклянной трубки поместил образец воды с микроорганизмами на предметное стекло и накрыл покровным стеклом. Затем стекло поместил на микроскоп. Проверив все три пробы воды, я увидел, что наличие микроорганизмов в пробах идентичны. То есть можно сделать вывод, что во всех трех водах содержатся одинаковые микроорганизмы. (фото приложения №3)

На экране я увидел большое количество различных микроорганизмов: инфузории, острокоды, нематоды, многощетинковые черви, коловратки. (фото приложение №4)

Итак, проверяем реакцию организмов на первый раствор. Пробу воды из аквариума при помощи стеклянной трубки поместил на первое стекло. Далее рядом помещаю каплю мыльного раствора при помощи шприца (для каждого раствора бытовой химии отдельный шприц) и накрываю образец покровным стеклом. Размещаю стекло на микроскоп и провожу наблюдения. Записываю результат.

Аналогичные действия я провел с остальными растворами. Результаты оказались разными.

Выводы:

При добавлении мыльного раствора реакции крупных организмов таких как остракоды и нематоды, не видно, все мелкие организмы не проявляют признаков жизни.

При добавлении раствора стирального порошка образуется большое количество пузырьков газа. Живых организмов не наблюдается вовсе. Даже их останков.

При добавлении средства для мытья посуды наблюдается ситуация, похожая на ситуацию с использованием мыла, но крупные организмы ведут себя менее активно.

При добавлении универсального моющего средства не наблюдается признаков жизни. Все организмы погибли.

Все эти вещества пагубно влияют на микроорганизмы, живущие в воде.

Второй эксперимент

В средствах бытовой химии содержатся полифосфаты. Например, фосфатные соли натрия, формулы соединений выглядят так:

Средства бытовой химии, содержащие фосфаты, могут вызвать вспышку роста сине-зеленых водорослей, которые в свою очередь негативно влияют на качество воды. Это я увидел во втором эксперименте, где использовал два стакана с речной водой. В один стакан добавил порошок, содержащий фосфаты, в другой бесфосфатный порошок. Поместил стаканы с водой в одинаковые условия. Через 10 дней я увидел, что в стакане с растворенным фосфатным порошком появились сине-зеленые водоросли, а в бесфосфатном их не наблюдается. (фото приложения №5)

Таким образом, проведя два эксперимента, можно сделать выводы:

Средства бытовой химии негативно влияют на пресноводную экосистему, убивая микроорганизмы.

Для того, чтобы уменьшить негативное воздействие на водную экосистему необходимо использовать безопасные химические средства, не содержащие фосфаты.

Так как погибает множество простейших, значит погибают и организмы, которые ими питаются, в том числе и мальки рыб. Следовательно, кормовая база водоема снижается, что, в свою очередь влияет на животных, которые питаются рыбой.

Большое количество сине-зеленых водорослей снижает качество воды, негативно влияя не только на организмы, живущие в воде, но и на организмы, употребляющие эту воду. Такую воду невозможно пить даже после кипячения. Если сине-зеленые водоросли начинают активно размножаться, то водоем со временем погибает.

Заключение

Средства бытовой химии пагубно влияют на водную экосистему. Используемые человеком средства бытовой химии попадают в воду, чем наносят вред микроорганизмам, живущим в реках.

В своей работе я исследовал влияние средств бытовой химии на воду рек и доказал, что они негативно влияют на микроорганизмы водоемов, в конечном итоге убивая их. Как следствие, погибают и организмы, питающиеся ими. Таким образом, нарушается организация жизни в экосистеме.

Один из путей сохранения жизни водоемов – экологическое просвещение населения. Не покупать, не применять средства бытовой химии, в состав которых входят вещества, пагубно влияющие на окружающую среду. Не будет спроса населения на такую продукцию, следовательно, производителям придется менять предложения.

Подводя общие итоги моего исследования, я могу с точностью сказать, что получил результат, доказывающий отрицательное влияние средств бытовой химии на водную экосистему планеты.

Список использованных источников и литературы:

Краткая химическая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1961...1967.

Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1983.

Фосфаты // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978. Фосфаты / Большая советская энциклопедия

Горкин А.П. Нематоды // Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия / Гл. ред. А. П. Горкин. — М.: Росмэн, 2006. — 560 с. — (Современная иллюстрированная энциклопедия). — ISBN 5-353-02413-3.

Догель В. А. Зоология беспозвоночных. — учебник для ун-тов, М.: Высшая школа, 1981, 606 с., ил.

Иорданский Н. Н., Чесунов А. В. // Киреев — Конго. — М.: Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 509. — (Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004—2017, т. 14)

Коноплева Н.П. Домашнее хозяйство 1000 полезных советов – М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2001 г. -352

Кузнецова Н.Е. Химия 9. — М.: Вентана-Граф, 2010. — С. 287.

Овчинников Ю.А. Биоорганическая химия – М.: Просвещение 1987г. – 825 с.

Платонова Г.А. Нематоды. // Моршин — Никиш. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров; 1969—1978, т. 17).

Романенко В.Д. Основы гидроэкологии.-Учебник К.:Обереж.2001.-728 с.:ил.

Рупперт Э. Э., Фокс Р. С., Барнс Р. Д. Зоология беспозвоночных: функциональные и эволюционные аспекты. Т. 4: Циклонейралии, Щупальцевые и Вторичноротые. — М.: Издат. центр «Академия», 2008. — 352 с

Семин В.А. Основы рационального водопользования и охраны водной среды.-Учеб. пособие для студ вузов.-М.:Высш.шк.,2001.-320 с.:ил.

Сухорукова Л.Н., Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. – 4-е изд. – М.:Просвещение, 2017. – 159 с.

Чалмерс Л. Химические средства в быту и промышленности. – Л.: Химия, 1969.

Чесунов А. В. // Пустырник — Румчерод. — М.: Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 204. — (Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004—2017, т. 28).

Юдин А.М., Сучков В.Н., Коробелин Ю.А. «Химия для Вас» - 3 изд., стереотип. – М.: Химия, 1986г. – 192 с. С ил.

Яблоков А.В. Окружающая среда и здоровье москвичей. (Москве необходима другая экологическая политика), издание 2, переработанное и дополненное — М.: 2013. — 136 с.

Интернет-ресурсы:

https://www.opti-com.ru/company/blog/article/1592

https://infourok.ru/vliyanie-sinteticheskih-moyuschih-sredstv-na-ekologiyu-701314.html

https://ecovita.ua/stati-vliyanie-na-zemlyu.html

https://www.newchemistry.ru/letter.php?n_id=7506

https://zen.yandex.ru/media/id/5da4adcbd7859b00ae87350a/mikroorganizmy-akvariuma-pod-mikroskopom-5db70ea14e057700b0d03c35

https://www.aqa.ru/forum/chto-zavelos-v-akvariume-opoznanie-foto-i-opisanie-191957-page2

https://ep-z.ru/stroitelstvo/prudyi/vodnyie-mikroorganizmyi

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%8F

Приложение 1. Готовность к эксперименту.

Приложение №2. Растворы бытовой химии на основе дистиллированной воды

Приложение №3. Ход эксперимента.

1. при помощи стеклянной трубки набираю образец воды с микроорганизмами.

2. помещаю образец на предметное стекло

3. открываю стерильный шприц и с его помощью набираю мыльный раствор.

4. добавляю мыльный раствор к микроорганизмам.

5. накрываю образец покровным стеклом и помещаю на микроскоп.

6. веду наблюдения, фиксирую результат

Приложение №4. Микроорганизмы через световой микроскоп.

 

Инфузория

Коловратки

Остракода

Немотоды

Многощетинковый червь

Приложение №5.

В один стакан добавил порошок, содержащий фосфаты, в другой бесфосфатный порошок. Поместил стаканы с водой в одинаковые условия. Через 10 дней я увидел, что в стакане с растворенным фосфатным порошком появились сине-зеленые водоросли, а в бесфосфатном их не наблюдается.

Просмотров работы: 421