Введение
На прилавках магазинов почти невозможно найти продукты, в которых не содержатся пищевые добавки. Их кладут даже в хлеб. Исключением является натуральная еда – мясо, крупы, молоко и зелень, но даже в этом случае нельзя быть уверенными, что в них нет химии. Например, нередко обрабатывают консервантами фрукты, что позволяет надолго сохранить товарный вид. Они используются производителями для придания продуктам более аппетитного вида, влияют на изменение вкуса и запаха. Изначально в качестве добавок использовались специи - естественные компоненты, изготовленные из натурального сырья. С развитием химической промышленности пищевые добавки стали производиться искусственным путём. Начали изготавливать такие синтетические добавки, как красители загустители, стабилизаторы, антиокислители. Они окружают нас в повседневной жизни, мы потребляем продукты и не знаем, какое влияние они могут оказать на организм человека.(4)
Актуальность темы: В наши дни проблема правильного питания наиболее актуальна. Гамбургеры, жевательные резинки, чипсы, сухарики, газированные напитки стали неотъемлемой частью нашего питания. Сегодня пищевые добавки можно встретить практически во всех продуктах питания. Большинство из них оказывают негативное воздействие на наш организм. Поэтому правильное питание является основным фактором физического здоровья человека.
Цель работы: узнать, какое влияние оказывают пищевые добавки на здоровье человека.
Задачи:
Проанализировать научную литературу по теме исследования.
Выяснить влияние пищевых добавок, красителей, консервантов на организм человека.
Провести анкетирование и выяснить, какие продукты и напитки предпочитают школьники и взрослые люди.
Определить, какие добавки являются вредными и запрещенными на территории РФ;
Проанализировать состав некоторых продуктов питания на наличие в них вредных пищевых добавок, красителей, консервантов;
На основе результатов исследования сделать вывод о пользе и отрицательном влиянии пищевых добавок на здоровье человека.
Разработать рекомендации по употреблению пищевых добавок. Гипотеза: Пищевые добавки, красители и консерванты не только положительно, но и отрицательно влияют на здоровье человека.
Объект исследования: продукты питания
Предмет исследования: пищевые добавки в продуктах питания.
Методы исследования:
Методы теоретического исследования (поиск и изучение литературы, анализ и обобщение знаний).
Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, сравнение).
Математические методы (анализ полученных результатов, построение таблиц, диаграмм).
Практическая значимость.
Результаты работы можно использовать на уроках биологии, экологии и внеурочной деятельности.
Проектный продукт: Классный час: Живая и мёртвая еда или влияние пищевых добавок на здоровье человека.
Этапы работы:
Выбор темы ( Сентябрь 2020г.)
Изучить литературу и интернет – ресурсы по теме ( Сентябрь - октябрь 2020г.)
Анкетирование (декабрь 2020г.)
Изучение этикеток продуктов питания в магазинах поселка Ухолово («Пятерочка», «Магнит») (ноябрь – декабрь 2020г.)
Классный час для 8-9 классов (февраль 2021г.)
1.1Информация о пищевых добавках
Пищевые добавки — натуральные (природные) или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления с целью придания пищевым продуктам определенных свойств и сохранения их качества.
К пищевым добавкам не относят соединения, повышающие пищевую ценность или фармакологическую направленность продуктов питания, например витамины, минеральные вещества, аминокислоты, пищевые волокна и другие биологически активные добавки к пище.
Зачем в продукты питания добавляют пищевые добавки? Это объясняют тем, что продуктам нужно придать те или иные качества, или, как говорят специалисты в области пищевой промышленности – добиться тех или иных технологических целей. Например, улучшить свойства продукта в процессе производства, произвести специальную обработку для долгого хранения, изменить консистенцию, цвет, запах и т.д. В настоящее время пищевая промышленность всего мира использует около 500 таких веществ.(3)
1.2 Роль пищевых добавок
Пищевые добавки — это разрешенные Министерством здравоохранения Российской Федерации химические вещества и природные соединения, сами по себе обычно не употребляемые как пищевой продукт или обычный компонент пищи, но преднамеренно добавляемые в пищевой продукт по технологическим соображениям на различных этапах производства, хранения. Они улучшают качество сырья и конечного продукта, сроки и условия хранения, упрощают различные производственные процессы.
Например:
- разрыхлители освобождают газ и увеличивают объем теста;
- стабилизаторы позволяют сохранять однородность смеси;
- загустители повышают вязкость продуктов;
- уплотнители сохраняют плотность тканей овощей и фруктов.
Так же существуют вещества, которые препятствуют слеживанию и комкованию, снижают тенденцию частиц пищевого продукта прилипать друг к другу:
-пеногасители предупреждают или снижают образование пены;
-эмульгаторы образуют или поддерживают однородную смесь несмешиваемых фаз, таких, как масло и вода;
-желеобразователи текстурируют пищу путем образования геля;
-влагоудерживающие агенты предохраняют пищу от высыхания;
-регуляторы кислотности изменяют и регулируют кислотный или щелочной состав пищи;
-консерванты повышают срок хранения продуктов, защищая от порчи, вызванной микроорганизмами;
- антиокислители повышают срок хранения продуктов, защищая от порчи, вызванной окислением.(6)
1.3 Пищевые и запрещенные добавки.
Пищевые добавки
Название |
Обозначение |
Для чего служат |
Красители |
Е 100 – Е 182 |
Усиливают или восстанавливают цвет |
Консерванты |
Е 200 – Е 299 |
Повышают срок хранения, дезинфикаторы |
Антиокислители |
Е 300 –Е 399 |
Защищают от окисления, изменения цвета |
Загустители (стабилизаторы) |
Е 400 – Е 499 |
Сохраняют и повышают вязкость |
Усилители |
Е 600 – Е 699 |
Усиливают вкус и аромат |
Пеногасители |
Е 900 – Е 999 |
Предупреждают или снижают образование пены |
Запрещенные добавки.
Название |
Обозначение |
Запрещены |
Красители |
Е 100 – Е 182 |
Е 103, 107, 121, 123, 125, 128, 140, 153-155, 160d, 160F, 166. |
Консерванты |
Е 200 – Е 299 |
Е 209, 213-219, 225-228, 230-233, 237, 238, 240, 241, 263, 264, 282, 283. |
Антиокислители |
Е 300 – Е 399 |
Е 302, 303, 308-314, 317, 318, 323-325, 328, 329, 343-345, 349-352, 355-357 |
1.4 Противоядия от канцерогенов
Полезны зеленый и черный чай, морская капуста, настои из таволги, корни лопуха или одуванчика. Они очищают организм от опасных продуктов. Профилактическим средством является сок грейпфрута. Этот напиток содержит специальные вещества. Они тормозят работу печеночных ферментов, превращающих вредные вещества в настоящий канцероген. Для надежной защиты достаточно с утра выпивать стакан сока. Однако помните, что грейпфрут изменяет лечебное действие медикаментов.
Ученые рекомендуют сочетать канцерогенные продукты с большим количеством зелени и сырых овощей, которые обладают антиоксидантной активностью. И благодаря большому количеству клетчатки, связывают опасные вещества, уменьшая их поступление в кровь.
1.5 Воздействие пищевых добавок на организм
Было выяснено, какие типы добавок наиболее часто встречаются в продуктах питания. Затем по справочной литературе провела анализ влияния этих добавок на организм человека. Основные типы пищевых добавок я объединила в таблицу, выяснила их значение при приготовлении пищевых продуктов. Привожу примеры этих добавок.(9)
Тип добавок |
Значение |
Пример |
Е1** (красители) |
1. Для восстановления природного цвета, утраченного в процессе обработки и хранения. 2. Для окрашивания бесцветных продуктов. 3. Для повышения интенсивности цвета. |
1. Натуральные красители, сырье для них - ягоды, цветы, листья, корнеплоды. 2. Синтетические красители, не имеющие вкуса, не содержат витаминов, дают яркие цвета ( родамин и фуксин кислый) |
Е 2** (консерванты) |
1. Увеличение срока годности, предотвращения порчи продуктов под действием микроорганизмов. 2. Заготовка продуктов впрок, доставка их в труднодоступные районы. 3. Угнетение роста плесневых грибков, дрожжей, аэробных и анаэробных бактерий. |
1. В домашних условиях - соль, сахар, уксус (они меняют вкус продукта). 2. Промышленные консерванты - сернистая, сорбиновая, бензойная кислоты, сорбит калия, бензоат натрия, соединение серы (практически не модифицирует вкус продукта). 3. Антибиотики – консерванты (для транспортировки мяса и рыбы). |
Е 3** (антиокислители) |
1. Защита жиросодержащих продуктов от прогоркания. 2. Остановка самоокисления продуктов. |
1.Природных: аскорбиновая кислота, токоферолы в растительном масле. 2. Синтетические - бутилоксианозол и бутилокситолуол. |
Е 4** ( загустители) |
1. Получение продуктов с нужной консистенцией, улучшение и сохранение их структуры. 2. Использование в производстве мороженного, желе, консервов, майонеза. |
1.Наткральные - желатин, крахмал, пектин, агар, карраген. 2. Полусинтетические - целлюлоза, модифицированный крахмал. |
Е 6** (усилители) вкуса) |
1. Усиление выраженного вкуса и аромата 2. Придание ощущения жирности низкокалорийным йогуртам и мороженному. 3. Смягчение резкого вкуса уксусной кислоты и остроты в майонезе. |
1. Натуральные - получают из натурального сырья. 2. Идентичные натуральным - искусственные соединения, имитирующие ароматы натуральных продуктов. 3. Искусственные - не имеют аналога в природе: глутаминовая кислота, мальтон, глютамат натрия. 4. Подсластители, содержащие колории: сорбит, ксилит |
1.5 Классификация пищевых добавок
Красители (Е1…) – предназначены для восстановления цвета продуктов, который утрачивается в процессе обработки, для увеличения его интенсивности, для придания определенного цвета пище. Натуральные красители добываются из корнеплодов, ягод, листьев и цветов растений. Они могут быть и животного происхождения. Природные красители содержат биологически активные, ароматические и вкусовые вещества, придают пище приятный внешний вид. Существуют красители, получаемые синтетически. Основное их преимущество перед натуральными – насыщенные цвета и длительный срок хранения.
Консерванты (Е2…) – предназначены для продления срока годности продуктов. Часто в качестве консервантов используют уксусную, бензойную, сорбиновую и сернистую кислоту, соль и этиловый спирт. Консервантами могут выступать антибиотики – низин, биомицин и нистатин. Синтетические консерванты запрещается добавлять в пищу массового производства – детское питание, свежее мясо, хлеб, муку и молоко.
Антиокислители (Е3…) – предотвращают порчу жиров и жиросодержащих продуктов, замедляют окисление вина, безалкогольных напитков и пива и защищают от потемнения фрукты и овощи.
Загустители (Е4…) – добавляют для сохранения и улучшения структуры продуктов. Они позволяют придать пище необходимую консистенцию. Эмульгаторы отвечают за пластические свойства и вязкость, например, благодаря ним хлебобулочные изделия дольше не черствеют. Все разрешенные загустители имеют природное происхождение. Желатин имеет животное происхождение, его источником являются кости, сухожилия и хрящи сельскохозяйственных животных. К натуральным эмульгаторам относится яичный белок. В последнее время в промышленном производстве синтетические эмульгаторы применяют больше.
Усилители вкуса (Е6…) – их назначение – сделать продукт вкуснее и ароматнее. Для улучшения запаха и вкуса используют 4 вида добавок – усилители аромата, вкуса, регуляторы кислотности и вкусовые вещества. Свежие продукты – овощи, рыба, мясо обладают выраженным ароматом и вкусом, поскольку в них содержится много нуклеотидов. Вещества усиливают вкус, стимулируя окончания вкусовых рецепторов. При переработке или хранении количество нуклеотидов снижается, поэтому их получают искусственным путем. Например, этилмальтол и мальтол усиливают восприятие сливочного и фруктового ароматов. (4)
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ Е-ДОБАВОК
Собственные исследования
2.1 Социологический опрос
В социологическом опросе участвовали учащиеся 8-11 классов и учителя МБОУ Ухоловской средней школы. Анкета содержала следующие вопросы (Приложение №1)
По результатам анкетирования мы выяснили, что 40% респондентов не смотрят на состав продуктов питания, а 80% хотят узнать больше о пищевых добавках. 50% предпочитают чипсы, колу и жевательную резинку, 40% считают, что пищевые добавки приносят пользу, а 50%не знают, как они влияют на здоровье?
Только 20% опрошенных считает обязательным вынесение информации
о наличии пищевых добавок на этикетку.
(Приложении №2-5).
2.2 Исследование этикеток продуктов питания и результаты.
Для перекуса учащиеся предпочитают разные чипсы. Я изучила состав их состав и основные компоненты указала в таблице.
Таблица №1
Марка чипсов |
Состав |
Объект №1 |
Картофель; |
Объект №2 |
Картофель; |
Объект №3 |
Обезвоженный картофель; Глутамат натрия |
Объект №4 |
Картофель; |
Анализируя состав, я пришла к выводу, что все чипсы содержат разные химические вещества, добавки, некоторые из которых могут плохо влиять на здоровье детей. Например, глутамат натрия, который содержится в продукте №1 и №3, запрещен в детском питании, и он может вызвать разные виды аллергии. Кроме того, он вызывает аппетит, заставляет съесть больше, вызывает привыкание. После него пища кажется пресной и невкусной. Кроме того, некоторые компоненты, содержащиеся в этих продуктах, могут быть причиной лишнего веса, высокого уровня холестерина, вызвать диабет, привести к инфарктам и закупорке сосудов.
В связи с тем, что частое употребление чипсов может привести к серьезным проблемам со здоровьем, следует сократить их употребление до минимума.
В результате анкетирования было установлено, что большинство опрошенных учеников часто употребляют следующие продукты: Coca-cola, жевательную резинку, сухарики, киндеры, шоколад «Алёнка», шоколадные батончики, мороженое, кетчуп, плавленый сыр, колбасу. Учителя любят кофе и часто его пьют. Для приготовления пищи используют майонез, кетчуп.
В таблице 2 представлены пищевые добавки этих продуктов.
Таблица №2
Продукт |
Красители |
Консерванты |
Другое (загустители, эмульгаторы, антиокислители) |
Объект №5 |
E120, E150, E104, E122 |
||
Объект №6 |
E171, E129, E132 |
E420, E953, E421, E965, E951, E950, E955 |
|
Объект №7 |
E170 |
E331, Е352, E452, E471, E340, E471-472, Е551 |
|
Объект №8 |
E150 |
E260 |
E621, E627, Е551, Е330, Е900, Е631 |
Объект №9 |
Е551. Е471. Е621, Е627. Е631 |
||
Объект №10 |
|||
Объект №11 |
Е550, Е476, Е471 |
||
Объект №12 |
Е322, Е476 |
||
Объект №13 |
Е466 |
||
Объект №14 |
Е202, Е211 |
Е412 |
|
Объект №15 |
Е477 |
||
Объект №16 |
Е153 |
||
Объект №17 |
Е200 |
Е452 |
|
Объект №18 |
Е250 |
||
Объект №19 |
В таблице №3 показано влияния этих добавок на организм человека.
Таблица №3
«Е» |
Заболевания |
Е131-132, Е142, Е153 |
оказывают аллергенное действие |
Е210, Е211-217, Е219 |
ракообразующие |
Е230-232, Е238 |
вредные для кожи |
Е221, Е226, Е338-341, Е407, Е450, Е462, Е465, Е466 |
расстройство кишечника |
Е250, Е251 |
влияют на давление |
Е311-313 |
вызывают сыпь |
Е320-322, Е330 |
повышают холестерин |
Е120, Е110, Е120, Е123, Е124, Е127, Е155, Е201, Е222-224, Е233, Е270, Е501-503, Е510, Е513, Е527, Е560, Е620, Е636, Е637 |
опасные и запрещенные |
Проанализировав данные таблиц №2 и №3, мы получили следующие результаты:
1. Запрещенных добавок обнаружено не было.
2. В отдельных видах кетчупа, майонеза, маргарина мороженого и чипсов были обнаружены пищевые добавки, систематическое употребление которых может отрицательно воздействовать на здоровье человека. Например, в майонезе присутствует добавка Е211, которая является ракообразующей, в мороженое добавлен загуститель Е466, вызывающий расстройство кишечника, в колбасе присутствует консервант Е250, который влияет на давление. Очень много пищевых добавок содержит жевательная резинка: Е320-повышает холестерин в крови, Е951- вредная для кожи. В кофе есть пищевая добавка Е340, вызывающая расстройство кишечника. Добавка Е330, обнаруженная в «Сухариках» повышает уровень холестерина. Предпочитаемый учащимися напиток Coca-cola содержит краситель Е120, который относится к группе опасных. «Киндер», шоколад «Алёнка» и шоколадные батончики красителей и консервантов не содержит.
3. В некоторых продуктах консерванты, окислители, эмульгаторы, загустители даже не содержат номера, что тоже может быть опасным для организма.
4. Продукты детского питания, продукты с обозначением «натуральные» не содержат синтетических консервантов.
Глава 3. Заключение.
3.1.Анализ результатов
Итак, в результате проделанной работы, я поняла, что пищевые добавки. улучшают качество сырья и конечного продукта, сроки и условия хранения, упрощают различные производственные процессы. А также я узнала, что в любимом напитке «Coca-cola» можно варить джинсы, придавая им определенный цвет и этим напитком можно чистить медные монеты, а сухими концентратами красить скорлупу яиц!
Или жевательная резинка. Врачи считают, что она не столько полезна, как о ней говорят в рекламе, сколько опасна. Причем именно для детей, которые так ее любят! Во многие виды жевательной резинки, как выяснилось, в большом количестве входит аминокислота фенилаланин, которая в больших количествах вредна для мозга, особенно растущего, детского.
Анализ различной литературы показал, что многообразие применяемых пищевых добавок безусловно затрудняет осознание каждым человеком важности и необходимости обращать свое внимание на наличие маркировки на продуктах питания.. Кроме этого каждый человек обязан знать состояние своего здоровья. Все эти знания необходимо применять при выборе продуктов питания, а это очень не простая задача.
Может возникнуть естественный вопрос: а зачем вообще использовать эти добавки, если требуется столько времени, сил и средств на их изучение, не проще ли отказаться от их применения?
Увы, исключить пищевые добавки полностью современная промышленность не может. Часть из них приходится использовать в угоду нам, потребителям. Мы хотим получать все более и более вкусные продукты, с яркими, приятными ароматами и совершенными консистенциями. Добиться этого в промышленных масштабах можно только с помощью вкусовых, ароматических и прочих добавок.(2)
Итак, проведённые исследования и наблюдения позволили нам сделать следующие выводы:
В ходе работы нами была проанализирована научная литература по теме исследования.
Провели анкетирование и выяснили, какие продукты и напитки предпочитают школьники и взрослые люди.
Проанализировали состав некоторых продуктов питания на наличие в них вредных пищевых добавок, красителей, консервантов и на основе результатов исследования сделали вывод о пользе и отрицательном влиянии пищевых добавок на здоровье человека.
Разработали рекомендации по употреблению пищевых добавок
Проведённые исследования показали, что гипотеза подтвердилась. (Гипотеза: Пищевые добавки, красители и консерванты не только положительно, но и отрицательно влияют на здоровье человека)
3.2. Рекомендации по употреблению пищевых добавок
Изучайте этикетки продуктов питания и выбирать те, в которых содержится минимальное количество Е-добавок;
Не следует приобретать незнакомые продукты, особенно если в их состав много Е добавок;
Следует избегать товаров, содержащих заменители сахара, усилители аромата, загустители, консерванты и красители;
Отдавайте предпочтение натуральным и свежим продуктам.
Если Вы склонны к аллергическим реакциям, исключите из своего рациона продукты, содержащие добавки, вызывающие аллергию.
Обращайте внимание на маркировку и срок годности продукта.
Продукты быстрого приготовления используйте только в экстренных случаях.
Старайтесь меньше употреблять продуктов с длительным сроком хранения (копченые, консервированные).
Используйте только натуральные продукты для кормления грудных и маленьких детей.
Старайтесь как можно реже употреблять сладкую газированную воду, чипсы и сухарики.
Свести до минимума употребление в пищу майонеза и жевательной резинки, пить свежевыжатые соки.
Не покупать продукты питания с чрезвычайно длительным сроком хранения.
3.3.Перспективы проекта
Значимость данного проекта обусловлена возможностью использования полученных результатов в преподавании дисциплин биологического цикла , а также внеурочной деятельности.
3.4.Практическая значимость
С результатами проведённых исследований и наблюдений я поделилась с учащимися 8-9 классов.(Приложение №6-7)
В заключении хочется сказать, помните, что наше здоровье нужно только нам самим, а производителям продуктов питания нужно как можно большее количество потребителей, обеспечивающих постоянную прибыль. Экологическая безопасность и химические знания помогут сделать правильный выбор продуктов питания, образа жизни. Известный русский писатель Дмитрий Иванович Писарев удивительно точно подметил: «Измените пищу человека, и весь человек мало-помалу изменится». (2)
Библиография
1. Пищевые красители: Е. В. Смирнов — Москва, Профессия, 2009 г.- 354 с.
2. Применение пищевых добавок в индустрии напитков: Л. А. Сарафанова — Санкт-Петербург, Профессия, 2007 г.- 248 с.
3. Журнал "Экология и жизнь". Статья А.Н. Зайцева. 1999.
4. Габриелян О.С. Крупина Т.С. Учебное пособие. Пищевые добавки. - М.: Издательский дом "Дрофа", 2010.
5. Скурихин И.М. Начаев А.П. Всё о пище с точки зрения химика. - М.: Высшая школа, 1991г.
6. Орещенко А.В. Берестень А.Ф. О пищевых добавках и продуктах питания // Пищевая промышленность. - 1996. - №6.
7. Нечаев А.П., Смирнов Е.В. Пищевые ароматизаторы // Пищевые ингредиенты (сырье и добавки). - 2000. - №2. - С. 8.
8. Лукин Н.Д. Пищевые добавки на основе сахаристых крахмалопродуктов // Пищевая промышленность. - 1996. - №6. - С. 14.
9. Харитонов С.Н., Разрешенные и запрещенные пищевые добавки.-Журнал *Спрос*,№7.
10. http://www.motherclub.info/2007/01/01/pishhevy
https://oproduktax.ru/foodaddition/forbidden
Приложения
Приложение №1
1.Ваш пол и возраст?
М Ж Возраст
2.Кем работаете или в каком классе учитесь?
3.Знаете ли вы о пищевых добавках, применяемых при производстве продуктов питания:
А.Да Б. нет, но хочу знать нет, меня это мало интересует
4.Что такое по вашему мнению пищевые добавки?
5.Какие Вы знаете пищевые добавки?
6.Обращаете ли Вы внимание на этикетку при покупке продуктов питания:
да иногда нет
7.Считаете ли Вы обязательным вынесение информации о наличии пищевых добавок на этикетку: Да Нет Иногда Безразлично
8.Пищевые добавки – это
Польза Вред
9.Чипсы, кола и жевательные резинки. Часто Вы употребляете эти продукты?
Да Нет Иногда Никогда
10.Назовите опасные пищевые добавки.
11.Какие заболевания, по вашему мнению, возникают у человека при систематическом употреблении продуктов питания, содержащих опасные пищевые добавки?
12.Связываете ли Вы состояние своего здоровья с употреблением продуктов питания, содержащих пищевые добавки?
13.Каким образом можно уменьшить влияние опасных пищевых добавок на организм человека?
14.Знаете ли Вы о государственных службах контроля качества и безопасности пищевых продуктов?
Да Нет
15.Хотите ли Вы больше узнать о пищевых добавках?
Да Нет
16.Покупая продукты, обращаете ли вы внимание на их состав?
Да Нет Иногда
17.Знаете ли вы , как они влияю на ваше здоровье?
Приложение №2
Рис.1 Состав продуктов питания Рис.2 Хотите ли вы больше узнать про пищевые добавки
Рис.3 Сколько участвовало мальчиков и девочек Рис.4 Знаете ли вы опасные пищевые добавки ?
Рис.5 Чипсы, кола и жевательные резинки. Часто ли вы употребляете эти
продукты?
Приложение №3
Рис.6 Пищевые добавки (польза или вред)?
Рис.7 Знаете ли вы о пищевых добавках, применяемых
при производстве продуктов питания ?
Рис.8 Считаете ли вы обязательным вынесение информации
о наличии пищевых добавок на этикетку
Приложение №4
Рис.9 Знаете ли вы, как они влияют на ваше здоровье?
Рис.10 Связываете ли вы состояние своего здоровья
с употреблением продуктов питания, содержащих
пищевые добавки?
Рис.11 Знаете ли вы о государственных службах
контроля качества и безопасности пищевых продукт
Приложение № 5
Фото: Анкетирование учащихся.
Приложение № 6
Фото: Классный час в 8В и 9Б классах.
Приложение № 7
Фото: Учащиеся 8В класса, ведущие ЗОЖ.