Полеты на Марс: мечты или реальность. Космобиология

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Полеты на Марс: мечты или реальность. Космобиология

Павлова А.А. 1
1МАОУ СШ № 10 г Павлово
Волкова Н.И. 1
1МАОУ СШ №10 г Павлово
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

«Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка.

За ними шествует научный расчёт,

и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль.».

К.Э. Циолковский

Космос – это огромный и загадочный мир. Человека во все времена волновало и манило таинственное небо, усыпанное тысячами звезд. Мечта о покорении космоса, полёты на Марс и другие планеты издавна зародилась в сознании человечества. Еще в древности люди с интересом наблюдали за звездами и мечтали о том времени, когда смогут прикоснуться к ним. Людям безумно хочется знать все его неземные тайны.

Тогда я задумалась, а сейчас, в наш индустриальный век строительство космических кораблей с замкнутым биологическим циклом, поселения на далёких планетах, космические оранжереи, полёты на Марс: несбыточная мечта или реальность?

Сегодня далёкий, загадочный и суровый мир звёзд постепенно раскрывает свои секреты. Изучать и осваивать их помогает молодая, но уже много сделавшая наука-космобиология.

Для себя я выделила гипотезу и поставила цель:

Гипотеза: Полёты на Марс сегодня - не мечты, а реальность!

Цель моей работы: изучить достижения космической биологии

при освоении дальнего Космоса.

Для достижения цели я поставила задачи:

Изучить и проанализировать литературу по теме исследования;

Провести анкетирование, для определения интереса учащихся к изучению космобиологии;

Узнать историю биологических экспериментов и основные цели создания космических оранжерей;

Выяснить, какие растения можно выращивать в условиях космоса;

Обобщить полученные сведения и оформить работу;

Объект исследования: космобиология.

Предмет исследования:

космические оранжереи и растения, пригодные для дальних космических полетов.

Методы исследования:

Наблюдение

Чтение и изучение материалов, размещённых в сети Интернет.

Анкетирование.

Анализ фотоснимков, рисунков, схем;

Обобщение, систематизация, описание информации.

Практическая значимость работы:

Привлечь учащихся к проблемам космоса, вызывать желание целенаправленно заниматься изучением новой науки - космической биологии.

План исследования:

Провести анкетирование по теме исследования.

Познакомиться с литературой и мнениями специалистов.

Найти информацию в сети Интернет.

Обработать анкеты, сгруппировать необходимые данные в диаграммы.

Сделать выводы.

Чтобы выяснить, что знают учащиеся о космобиологии, я провела анкетирование. (Приложение 2)

В опросе приняли участие ученики 8-х классов.

По результатам анкетирования следует сделать такой вывод:

мало кто из учащихся знает о науке космобиологии, и что она изучает;

никто не знает, какие растения пригодны в космических экспедициях, и какие биологические опыты ведутся в этой области исследования.

мало детей верят, что полёты на Марс-реальность

Тема моей работы: «Полёт на Марс: мечты и реальность. Космобиология» выбрана не случайно, так как меня очень заинтересовало то, как наша страна, являясь «Космической державой», ведёт наработки в этом направлении.

Я приняла решение поподробнее изучить литературу о космобиологии. Я стала изучать информационные источники и, проанализировав их, я поняла, что проблема, над которой я работаю актуальна. Я думаю, что своей работой я смогу вызвать интерес у учащихся к этой теме исследования.

2. Из истории космобиологии. После того как начала развиваться астронавтика, появилась наука – 

космическая биология. Она изучает, как влияют условия полёта в космос и 

факторы космического пространства на живые организмы.

Задачи космобиологии:

– исследовать, как лучше обеспечить жизнь в космических полётах и на внеземных станциях; 

 – разыскать в мировом пространстве органические вещества, живую материю, формы внеземной жизни;

Космобиолог – специалист, который исследует поведение всевозможных биологических систем в условиях космоса. В его задачи входит изучение физиологии и генных изменений организмов, разработка устойчивых космических экосистем для орбитальных станций, лунных баз и длительных перелетов.

 Развитие этой науки предвидел ещё в 1908 году К. Э. Циолковский.

(Фото 1. Приложение 1)

Еще К. Э. Циолковский показал необходимость использования высших растений в качестве средства, призванного обеспечить дыхание и питание людей в длительных внеземных полетах. В трудах гениального ученого мы находим первые «технические условия» на создание космических оранжерей и жилых орбитальных сооружений с замкнутым экологическим циклом. В 1916 году он закончил повесть "Вне Земли", в которой группа ученых отправляется в путешествие к Луне и астероидам. Выйдя на орбиту Земли, путешественники разворачивают надувной модуль и устанавливают в нем цилиндр, наполненный почвой. Он становится основой оранжереи, в которой растут практически все необходимые космонавтам растения — от овощей до карликовых яблонь. Сам же модуль-оранжерея становится основой замкнутого биологического цикла: он соединяется с кораблем двумя трубками, одна из которых поставляет кислород, по второй из корабля удаляются углекислый газ и человеческие выделения. Циолковский оказался провидцем: подобная цилиндрическая оранжерея уже построена.

(Приложение 1.Фото 2 «Эскиз космической станции Циолковского»)

В середине ХХ века несколько крупных экспериментов по созданию искусственной замкнутой биосферы показали, что задача намного сложнее, чем считал Циолковский.

Я стала изучать проблему далее.

3. Основная часть

3.1 Свойства растений, претендуемых на космический полет

Главные требования к растениям-претендентам на космический полет - компактность и неприхотливость. На растения в космическом пространстве действует ряд факторов, отсутствующих в земных условиях. Один из них — невесомость. В лабораторных условиях невесомость имитируется вращением горизонтально расположенных растений вокруг своей продольной оси с помощью особого прибора — клиностата, который исключает одностороннее действие гравитационного поля. Растение, вращаемое на клиностате, все время испытывает влияние земного притяжения, но не с одной стороны, а с разных. Вследствие этого оно растет горизонтально, тогда, как без вращения корень изгибается вниз, а стебель — вверх.

Растения вполне способны адаптироваться к условиям космического полета, как на физиологическом, так и на генетическом уровне. В то же время, развитие растений в космосе сопряжено со значительной нагрузкой на антиоксидантную систему. Идея создания комплексных оранжерей на космических аппаратах для генерации кислорода и выращивания овощей и фруктов для долгосрочных космических миссий существует уже давно и активно используется как в научных исследованиях.

Мне удалось выяснить, что претендентом № 1 для полёта в космос является хлорелла - это мельчайшая клетка, микроскопическая зеленая водоросль. Биологи подсчитали, что только в одном кубическом сантиметре воды содержится несколько десятков миллионов хлорелл! Чем же примечательна хлорелла? Хлорелла, например, выращенная даже в обычной среде, содержит пятьдесят процентов белка, двадцать процентов углеводов и жиров. Витамина С, например, в ней столько же, сколько и в лимоне, а белков вдвое больше, чем у бобовых. Хлорелла усваивает энергию солнца всей своей поверхностью и отдает с огромной эффективностью. Поглощая углекислый газ, она способна выделять такое количество кислорода, которое почти в 200 раз превышает ее собственный объем. Если учесть при этом быстроту размножения хлореллы в воде - свыше 30 тонн с гектара водяной поверхности, - можно легко представить, какие огромные «урожаи» может обеспечить этот чудесный одноклеточный организм. К тому же хлорелла легко переносит изменение давлений и ускорений. Теперь становится понятным, почему хлорелла оказалась «претенденткой» на участие в космических полетах. Использование одноклеточных водорослей открывает здесь заманчивые перспективы. Во-первых, в процессе фотосинтеза зеленые водоросли будут поглощать выдыхаемую человеком углекислоту и непрерывно обогащать атмосферу кислородом. Во-вторых, специальные установки с хлореллой, очищая естественные отходы, будут регенерировать воду, а собирающиеся в отходах азотистые и минеральные вещества могут использоваться для культивирования водорослей. И, наконец, нельзя забывать, что ни один из рационов не будет полноценным, если в него не включены свежие овощи и фрукты. Их космонавту с успехом заменит хлорелла.

3.2 Эксперименты, связанные с полетом растений в космос.

Первые космические эксперименты по выращиванию растений были самыми простыми — например, прорастить семена; причем не было ни специальных устройств, ни освещения (для него использовались бортовые светильники), не было специальной подготовки космонавтов. Как отмечают ученые, такой подход чаще приносил отрицательные результаты: растения погибали или развивались неправильно.

В 1960 году на космическом корабле-спутнике совершили свой первый полет: традесканция, хлорелла, морковь, кукуруза, салат, огурцы, горчица, бобы и различные сорта лука, гороха, пшеницы. Они успешно перенесли кратковременное пребывание в космосе. Вернувшись на Землю, эти культуры продолжали развиваться без существенных отклонений от нормы.

Однако длительное пребывание в условиях невесомости оказало на них губительное воздействие: через две-три недели они начинали увядать, подобно тому, как они погибали на клиностате. После этого растительные организмы путешествовали в космос на всех наших космических кораблях, орбитальных станциях и биоспутниках серии «Космос».

Комплекс «Биос»

Для растений использовался комплекс «Биос», который состоял из четырех герметических отсеков, в одном из которых размещался экипаж, в двух других — фитотроны, в четвертом — культиваторы с водорослями. В отсеке экипажа было три каюты, кухня-столовая, душ, совмещенный с туалетом, лабораторное помещение с мастерской и местом для отдыха. В каждом фитотроне располагались металлические поддоны общей площадью 17 м2 для выращивания пшеницы, овощная плантация площадью 3,5 м2, в которой выращивались на керамзите свекла, морковь, укроп, репа, листовая капуста, белый редис, лук-батун, огурцы и щавель. Три хлорельных культиватора занимали 30 м2. Теоретически не вызывало сомнений: человек может нормально жить в такой искусственной среде. Однако системы, обеспечивающие его жизнедеятельность, предстояло проверить в ходе наземного эксперимента, а уж затем создавать их для космических аппаратов. «Биос» стал ареной нескольких успешных опытов с людьми. Самый длительный протекал 180 суток. Причем удалось добиться замыкания биотехнической системы по атмосфере и воде на 82—95%. Стремясь увеличить этот процент, исследователи столкнулись с довольно интересной проблемой.

Сообщество организмов, если оно превосходит по количеству особей некий минимум, представляет собой самовосстанавливающуюся систему. Говоря техническим языком, живые организмы, входящие в биотехническую систему, не только ремонтопригодны, но и ремонто-способны. А вот технические узлы, выработав свой ресурс, самовосстанавливаться не могут — их надо ремонтировать. Для полной гармонии техника должна подняться на новый уровень, когда появятся самовосстанавливающиеся машины.

Проведенные в космосе опыты показали, что прорастание и первые фазы роста всходов гороха и пшеницы проходят без существенных отклонений от нормы, разница лишь в том, что земные проростки, испытывающие силу тяжести, ориентированы определенным образом: их стебельки располагаются параллельно друг другу. Иная картина в космосе: проростки хаотично тянутся во все стороны.

Операция «Орхидея»

Добиться в космосе цветения растений было весьма заманчиво. Свой выбор учёные остановили на тропических орхидеях, многие из которых исключительно декоративны. Ботаники полагали не наземный образ жизни орхидей должен ослабить геотропическую реакцию. Ведь закрепление их корней в расщелинах коры, дуплах, развилках ветвей обусловлено прежде всего присутствием питательных веществ и воды. Корни орхидей способны расти в боковых направлениях и даже вверх в поисках подходящего субстрата.

Эти растения обладают рекордной длительностью цветения — до шести месяцев. С учетом этих положений и было отобрано восемь видов орхидей.

На этот раз, казалось, все было предусмотрено. Сконструировали, изготовили и испытали систему «Малахит-2» — фитокассету с двумя светильниками и четырьмя пеналами для растений. Пеналы заправили искусственной ионообменной почвой, которая в свое время была разработана для опытов в комплексе «Биос», а затем использовалась в установках «Оазис» и «Вазон».

(фото3 Космическая система для выращивания растений «Малахит 2» Приложение 1)

И космонавты В. Рюмин и Л. Попов уже работают с «Малахитом» на борту орбитальной станции «Салют-6». Часть орхидей послали туда уже расцветшими. Цветы опали почти сразу же, но сами растения дали прирост, у них образовались не только новые листья, но и воздушные корни. Даже без цветов они радовали космонавтов своей зеленью. Но почему же растения так и не цветут? Чтобы ответить на этот вопрос, во время последних экспедиций на «Салюте-6» и на новой станции «Салют-7» было проведено много экспериментов с целым набором оригинальных устройств - для культивирования растений. Малая орбитальная оранжерея «Фитон» на борту станции «Салют-7». Здесь впервые арабидопсис прошел полный цикл развития и дал семена. Малая орбитальная оранжерея «Светоблок». В ней на борту станции «Салют-6» арабидопсис впервые зацвел. Бортовая оранжерея «Оаэис-1А» станции «Салют-7».

Конструкторы и ботаники предусмотрели систему дозированного полуавтоматического полива, аэрации и электростимулирования корневой зоны, смены и перемещения вегетационных сосудов с растениями относительно источника автономного освещения. Оранжерея «Малахит» на борту станции «Салют-6» после трехмесячного пребывания на орбите.

(Фото 4 «Пенал с растением» Приложение 1)

Следующим этапом было создание оранжерей "Оазис". Это была уже основательная конструкция: с вегетационной камерой, в которой можно было установить на нескольких уровнях кюветы с растениями, с блоком освещения и блоком управления.

"На "Оазисах" появился дозатор, корневой модуль стал больше, немного возросла интенсивность света. Был установлен ручной насос, чтобы космонавт мог заправить дозатор и поливать корневой модуль. Но полив осуществлялся все равно вручную — космонавту давалось указание, и он с помощью тумблеров поливал субстрат и включал аэрацию. Ученый приезжал в ЦУП и писал радиограмму, например "полить" или "посеять", которую передавали на станцию. Лишь изредка удавалось поговорить пару минут. Поэтому оценить результаты эксперимента специалисты могли только после того, как он был завершен, не все получалось сразу, но именно в оранжереях серии "Оазис" были получены интересные результаты — выращены взрослые, 23-дневные растения гороха. Правда, цвести они по-прежнему отказывались. Неудачи породили теорию, что растения в принципе не могут развиваться в условиях невесомости, так как разобщаются функции, нарушается транспорт гормонов, и поэтому растения не могут ни расти, ни плодоносить.

Впервые удача пришла в 1982 году, когда в последней модификации "Оазиса" зацвел арабидопсис. В оранжерее "Фитон" на станции "Салют-7" в 1982 году арабидопсис прошел полный цикл развития и дал семена. Это была первая победа в деле космического садоводства и огородничества, за которой снова последовала череда неудач: растения вновь не давали семян ни в экспериментах на спутниках, ни в экспериментах на станции. До выращивания полноценных растений и получения урожая все еще было далеко.

Прибывшей на станцию Светлане Савицкой космонавты вручили небольшой букетик из цветов арабидопсиса. Она тщательно зарисовала его. На рисунке семь цветущих растений высотой до 10 см, на них 27 стручков. При подсчете на Земле в стручках обнаружили 200 семян. Этот опыт опроверг мнение о невозможности прохождения растениями в невесомости всех стадий развития — от семени до семени.

(Фото 5 Страница из бортжурнала станции «Салют-7» с зарисовками С. Савицкой. Приложение 1)

( Фото6 «Арабидопсис» Приложение1)

Первой автоматической оранжерей стала оранжерея "Свет", созданная в соавторстве с болгарскими учеными и установленная на станции "Мир". Но назвать ее автоматической можно лишь с оговорками: автоматика управляла сменой "дня" и "ночи", а полив так и остался ручным.

(Фото 7 Оранжерея «Свет» Приложение 1)

Автоматизация полива — основная проблема, с которой сталкивались все инженеры оранжерей. Если в первых оранжереях автоматически лишь задавался фотопериод (смена "дня" и "ночи"), то с автоматическим поливом было намного сложнее. Из-за невесомости растения нельзя поливать так же, как на Земле. Корни растений в космических оранжереях находятся в корневом модуле, который тщательно закрыт, чтобы частицы субстрата не попали в воздух. Чтобы высадить растения, в прорезь, плотно прикрытую складками ткани, которая хорошо распределяет влагу, вставляют планку с наклеенными семенами.

Вторая проблема, с которой столкнулись исследователи,— это непонимание, как распределяется вода в прикорневом слое в условиях невесомости. Вода могла собираться в одном месте, и в итоге образовывались пересушенные и переувлажненные участки.

В первых экспериментах по выращиванию суперкарликовой пшеницы, гороха и гибрида дикой капусты, которые космонавты проводили на станции "Мир", растения выросли, но оказались абсолютно стерильны. Как выяснилось позже, на рост растений и на стерильность повлияла высокая концентрация этилена. Поэтому для второго эксперимента с пшеницей ученые ИМБП решили подобрать сорт, менее чувствительный к этилену. Второй эксперимент оказался удачным, и космонавты вырастили пшеницу первого и второго поколения.

Эти эксперименты дали ответ на вопрос, почему первый опыт оказался неудачным, когда растения давали колосья, в которых не было ни одного зерна. Мы установили причину: на "Мире" не было фильтров с каталитическим сжиганием примесей, и в воздухе накапливался этилен. Сейчас на МКС другой вообще принцип очистки воздуха, что и позволило в эксперименте 2011 года, когда выращивали пшеницу, получить семена очень хорошего качества. Космическая оранжерея «Лада»

Чтобы понять, способны ли растения расти, развиваться и размножаться в условиях космического полета, способны ли они обеспечить ту же продуктивность посева, как и на Земле, с этой целью на борту Российского сегмента Международной станции в период с 2002 по 2010 год была проведена серия из 16 экспериментов «Растения» с использованием космической оранжереи «Лада», созданной совместными усилиями специалистов NASA и ГНЦ Институт медико-биологических проблем РАН. Следует отметить, что проводимые эксперименты направлены не только на фундаментальные вопросы реакции растений, но и на условия космического полета. «Лада» позволяет культивировать растения в нескольких поколениях, уже проведено 11 экспериментов по выращиванию листовой овощной культуры мизуны, редиса, карликового гороха и карликового ячменя. Валерию Корзуну и Максиму Сураеву удалось вырастить на МКС разновидность листового салата, относящуюся к растениям семейства капустных.

(Фото 8 «Салат» Приложение1)

Анализ результатов по выращиванию четырех последовательных генераций гороха линии 131 позволяет говорить о том, что растения можно длительное время, сопоставимое с длительностью марсианской экспедиции, выращивать в условиях космического полета без потери репродуктивных функций и формировать при этом жизнеспособные семена.

Таким образом, результаты экспериментов на борту орбитального комплекса "Мир" и первого этапа (2002 - 2010 гг.) экспериментов с высшими растениями на борту РС МКС показывают, что растения способны расти, развиваться и размножаться в условиях орбитального полета. Растения формируют нормальный посев, сопоставимый с таковым в наземных условиях. Не обнаружены и генетические изменения у растений, по крайней мере, в четырех «космических» поколениях.В 2013 году на МКС была установлена оранжерея нового поколения «Лада-2», которая позволит в ближайшие годы значительно расширить понимание комплекса адаптивных реакций растений в космосе.

(Фото 9 Оранжерея «Лада» Приложение1)

3.3 Значение космической оранжереи.

Создание биологических систем жизнеобеспечения (БСЖО) - является одним из важных направлений исследований в пилотируемой космонавтике.

1.Включение оранжереи в состав систем жизнеобеспечения будущих межпланетных экспедиций позволит сформировать полноценную среду обитания в космическом корабле, адекватную долговременным биологическим потребностям человека

2.Будет способствовать устранению некоторых возможных последствий длительного пребывания человека в искусственной (абиогенной) среде обитания. Зеленые растения создают хорошее настроение, отвлекают от однообразных и утомительных дел, успокаивают астронавтов в длительном путешествии;

3.Во время длительных космических экспедиций растения могут выступать живыми биосенсорами, анализ которых с высокой достоверностью поможет выявлять, что происходит в организмах живых существ, в том числе космонавтов во время полета, и определять возможные риски для людей, связанные с длительным пребыванием в космосе.

4.Высшие растения необходимо включать в состав систем жизнеобеспечения при выполнении межпланетных космических полётов.

4.Заключение

4.1Выводы: 1. От полета к полету растут знания и опыт в области космической  биологии. 2. Невесомость не налагает запрета на нормальное осуществление  большинства биологических процессов

3. Изучение высших растений в невесомости сопряжено с большими  трудностями и решающие опыты с ними еще впереди. 4. Данные радиационно­генетических исследований свидетельствует о  том, что ионизирующее излучение не более опасно, чем на Земле. 5. Земная и искусственная силы тяжести одинаково влияют на  биологические процессы. 6. С точки зрения биологов длительные космические экспедиции для   человека возможны. Главные проблемы будут заключаться в преодолении   психологических и технических трудностей.

4.2 Предложения:1. Итак, выращивание растений - очень важный шаг в космонавтике. И в дальнейшем он поможет освоить другие планеты Солнечной Системы, а может, и всей Галактики.

2.Создание космического корабля с замкнутым экологическим циклом позволит в будущем жить вне Земли.

3.На корабле должен быть жилой модуль, резервуары с хлореллой и космическая оранжерея или теплицы с растениями.

4.Необходимо оснастить космические корабли водорослевыми реакторами. Они могут на 100%регинирировать воздух и почти на 90% утилизировать отходы человека.

5.Астронавты смогут дышать воздухом, который вырабатывают растения, есть выращенные ими овощи, печь хлеб из собственноручно выращенной пшеницы, а также пить воду, которая проходит многократные циклы очистки.

6.Экипаж сможет обеспечить себя пищей на 80%, лишь белковую пищу астронавты получат из консервов и сублимированного мяса.

Исследуя данный вопрос, я узнала и познакомила учащихся:

с интересными фактами из истории космобиологии, ее происхождения и развития;

узнали о биологических опытах с растениями в космосе;

С точки зрения биологов длительные космические экспедиции для 

человека возможны.

Этим - подтвердила свою гипотезу.

Список литературы

Циолковский К. Э. Жизнь в межзвездной среде. М.: Наука, 1964.

Научный журнал "Техника-молодежи" 1983 г №4 с.2-7

https://yandex.ru/images/search?_=1454143358672&p=2&text=картинки%20космических%20оранжерей%20и%20плантаций&noreask=1&lr=39

https://www.kommersant.ru/doc/3329774

http://kpfu.ru/zhivye-sensory-stressa-kazanskie-uchenye-v-71634.html

https://testpilot.ru/espace/bibl/tm/1983/4-kos-ras.html

http://www.1tv.ru/news/techno/49363

http://clubbrain.ru/referatu-botanika/rasteniya-v-kosmose/

http://biofact.by/rasteniya-v-kosmose/

http://dacha5.ru/interesnye-temy-dlja-obsuzhdenija/kosmicheskie-rasteniya-ili-ogorod-v-n.html

http://www.kosmos-inform.ru/kosmonavtika/vyrashhivanie-rastenij-v-kosmose.html

http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/tm/1967/11/11-kosm-or.html

http://www.federalspace.ru/20468/

http://www.nkj.ru/news/24049/

http://hodar.ru/post/54811/

Приложение № 1

Фото 1 К. Э. Циолковский. Фото 2 Эскиз космической станции.

Ф ото 3 Космическая система для выращивания растений «Малахит 2»

(Фото 4 «Пенал с растением» Приложение 1)

(Фото 5 Страница из бортжурнала станции «Салют-7» с зарисовками С. Савицкой. Приложение 1)

( Фото 6 «Арабидопсис» Приложение 1)

(Фото 7 Оранжерея «Свет» Приложение 1)

(Фото 8 «Салат» Приложение1)

(Фото 9 Оранжерея «Лада» Приложение1)

Приложение № 2

Анкета

1.Знаете ли вы, что такое космобиология?

Да Нет

2.Знаете ли вы какие биологические эксперименты проводились космобиологами?

Да Нет

3. Знаете ли вы какие растения пригодны для выращивания в космосе во время длительных экспедиций?

Да Нет

4. Верите ли вы, что скоро человек освоит дальний космос, и полёты на Марс и другие планеты станут обычным явлением?Полёт на Марс: мечта или реальность?

Да (реальность) Нет (мечта)

Анкета

1.Знаете ли вы, что такое космобиология?

Да Нет

2.Знаете ли вы какие биологические эксперименты проводились космобиологами?

Да Нет

3. Знаете ли вы какие растения пригодны для выращивания в космосе во время длительных экспедиций?

Да Нет

4. Верите ли вы, что скоро человек освоит дальний космос, и полёты на Марс и другие планеты станут обычным явлением?Полёт на Марс: мечта или реальность?

Да (реальность) Нет (мечта)

Приложение № 3

Результаты анкетирования

Просмотров работы: 41