ВВЕДЕНИЕ
Проблема изучения семян растений актуальна в настоящее время.
Нас окружает зеленый мир растений. Без них мы не смогли бы существовать. Но мы порой не задумываемся, что жизнь растения начинается с маленького семени.
Каждый человек, хотя бы раз в жизни занимался посадкой семян. Мы решили выяснить какие тайны хранят семена, что надо сделать, чтобы свершилось чудо природы – превращение маленького семечка во взрослое растение.
Цель:расширение знаний о семенах.
Задачи:
Проанализировать литературу.
Изучить строение семени пшеницы
Провести наблюдения за проращиванием семян.
Выявить условия прорастания семян.
Сделать выводы.
Методы исследования:
поиск информации в сети Интернет;
анализ литературы;
наблюдение;
эксперимент.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Анализ литературы
Проанализировав литературу по теме исследования, мы узнали, что существует огромное количество семян. Самую крупную коллекцию семян культурных растений создал ученый - Николай Иванович Вавилов. Коллекция находится во Всероссийском Институте растениеводства в Санкт-Петербурге. В настоящее время в хранилище находится более 230 тысяч образцов семян.
Семена разных растений различаются по форме, окраске, размерам (Приложение 1).
Из сети Интернет узнали интересные факты: самое крупное в мире семя у веерной пальмы. Одно семя весит около 20 кг. Самые мелкие семена у орхидей. Их вес всего 1 грамм.
Семена растений научились расселяться на новые территории. Существуют различные способы распространения семян (Приложение 2).
Семена могут распространяться с помощью ветра. Семена одуванчика имеют парашютики, семена березы, ясеня, клена – крылышки.
Семена некоторых растений распространяют животные и люди. Так сойки любит запасать желуди и часть ее запасов прорастает. Муравьи уносят к себе в гнезда семена многих растений: фиалок, кислицы. Часть семян они теряют в пути. Есть семена, которые сами цепляются за шерсть животных и одежду людей. Это семена лопуха и череды.
Семена распространяются с помощью воды. Семена падают в воду, не тонут, течение уносит их далеко от материнского дерева. По воде путешествуют семена ольхи, кокосовой пальмы.
Саморазбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Разбрасывают свои семена горох, фасоль. Бешеный огурец выстреливает свои семена на большие расстояния.
Выяснили, что для самих растений семена играют важнейшую роль. С помощью семян растения размножаются и расселяются на другие территории. Благодаря семенам на Земле сохраняется разнообразие растительного мира.
Семена являются кормом для многих крупных и мелких животных, птиц.
Человек употребляет семена в пищу. Из семян делают муку и крупу. Из муки пекут хлеб, а из круп варят каши. Из семян подсолнечника, кукурузы, льна делают растительное масло. Также люди едят горох, фасоль, орехи. Многие приправы - это перемолотые семена растений. Семена используют в медицине. Из семян можно сделать красивые поделки (Приложение 5).
Изучение строения семян
Мы решили изучить строение семени пшеницы. Снаружи любое семя покрыто кожурой. Она защищает семя от повреждений и высыхания.
Большую часть в зерне занимает эндосперм – это небольшая «кладовая» с запасом питательных веществ. Зародыш – главная часть семени.
Чтобы узнать какие питательные вещества находятся внутри семени, мы провели эксперимент (Приложение 3).
Известно, что муку получают, размалывая зерна пшеницы. В марлю насыпали пшеничную муку и хорошо промыли в стакане с водой. Вода сильно помутнела.
Затем в стакан капнули несколько капель йода. Раствор окрасился в синий цвет. Йод является индикатором крахмала. Значит, в растворе содержится углевод - крахмал.
В марле осталась белое, тягучее, клейкое вещество – клейковина. Клейковина – это растительный белок.
Далее мы размяли на листах бумаги семя подсолнечника. На листах остались масляные пятна. Этот опыт нам помог убедиться, что в семенах содержится жир.
Таким образом, внутри семени находится запас питательных веществ – это крахмал, белок и жир. Эти питательные вещества необходимы для прорастания зародыша.
Наблюдения за прорастанием семян
Следующий этап работы - наблюдения за прорастанием семян (Приложение 4).
Для проращивания взяли по 30 семян фасоли, пшеницы, овса, кукурузы и тыквы. Семена положили в марлю, смочили водой, поставили в теплое место. Каждый день следили, чтобы семена не высохли. Результаты записывали в дневник наблюдений (Таблица 1).
Таблица1. Дневник наблюдений
№ |
Название семян |
Замачивание |
Прорастание |
||
1 |
фасоль |
26.03.2021 |
30 |
30.03.2021 |
10 |
2 |
овес |
29.03.2021 |
30 |
02.04.2021 |
7 |
3 |
пшеница |
27.03.2021 |
30 |
01.04.2021 |
19 |
4 |
кукуруза |
26.03.2021 |
30 |
- |
- |
5 |
тыква |
26.03.2021 |
30 |
- |
- |
Через несколько дней семена набухли. Семенам кукурузы и фасоли для набухания потребовалось больше воды, чем другим семенам.
Результаты проращивания семян представлены на диаграмме (Рисунок 1).
Рисунок 1. Результаты проращивания семян
Лучше всех проросли семена пшеницы (19 семян из 30). Хуже – семена фасоли (10 семян из 30) и овса (7 семян из 30).
Семена кукурузы и тыквы вообще не проросли. Скорее всего, у не проросших семян был мертвый зародыш.
При прорастании первым начал расти зародышевый корень, затем зародышевый побег.
Пророщенные семена мы посадили в землю. Через несколько дней появились дружные всходы.
Наблюдения показали, что для прорастания семян необходимы: воздух, тепло, вода, запас питательных веществ. Прорасти способны только семена с живым зародышем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты работы. Цель исследовательской работы достигнута, задачи решены.
В ходе работы мы:
Узнали много новых, интересных сведений о семенах. Убедились, что семя – это чудо, созданное природой.
Выяснили, какое значение имеют семена для растений, для животного мира и человека.
Узнали о способах распространения семян.
Познакомились со строением семени. В ходе эксперимента поняли, что семя – это кладовая всех необходимых для прорастания зародыша веществ - белков, жиров, углеводов.
Провели наблюдения, и выяснили условия, необходимые для прорастания семян.
Данный материал можно использовать в школе на уроках окружающего мира, биологии, на внеклассных занятиях.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.
Биоуроки [Электронный ресурс]. URL: http://biouroki.ru/material/plants/semya.htmlСемя (дата обращения 01.06.2021)
Брем А. Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия.- М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 976 с.
Значение семян [Электронный ресурс]. URL: https://blgy.ru/seed-purpose/ (дата обращения 24.06.2021)
Распространение плодов и семян [Электронный ресурс]. URL: http://blgy.ru/biology6v/seeds-propagation (дата обращения 10.06.2021)
Трайтак Д. И. Книга для чтения по ботанике. Пособие для учащихся / Д. И. Трайтак. М.: Просвещение, 1978 – 271 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Разнообразие семян
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Распространение семян
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Строение семени пшеницы
белок |
|
крахмал |
жиры |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Проращивание семян
фасоль |
кукуруза |
||
тыква |
пшеница |
||
овес |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Поделки из семян
Делаем поделки |
|
Поделки готовы |