Левши в мире правшей

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Левши в мире правшей

Малютина А.Г. 1
1МБОУ СОШ с. Афанасьево Измалковского района
Подколзина О.Н. 1
1МБОУ СОШ с. Афанасьево Измалковского района
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность работы: данная исследовательская работа связана с очень интересной и познавательной, на мой взгляд, темой — проблемой левшей. Почти все люди на земле — праворукие и лишь 15% всего населения мира — леворукие. В настоящее время тема левшества является одной из обсуждаемых. Каковы причины леворукости? Действительно ли люди, обладающие этой способностью, имеют определённые способности? Какие различия присутствуют у представителей правшей и левшей? На все эти вопросы я попыталась ответить в ходе своего исследования.

Цель работы: расширить знания о леворукости и праворукости, установить, чем обусловлена леворукость и праворукость людей и узнать сколько левшей среди учащихся нашей школы.

Задачи работы:

изучить литературу по проблеме праворукости и леворукости;

выяснить, имеют ли леворукие люди свои особенности;

познать, как различается работа мозга у правшей, левшей;

изучить признаки леворукости и праворукости учащихся школы, используя определенные тесты-задания;

определить с какими проблемами встречаются учащиеся-левши в процессе обучения в школе.

Гипотеза: Я предположила, что левши обладают особыми способностями; левшество - редкое явление.

Предмет исследования: леворукость и праворукость

Методы исследования:

изучение теоретического материала;

анкетирование;

анализ результатов исследования;

обобщение полученных результатов.

Основная часть

1.1 Отношение к леворукости в истории человечества

«В наши времена расцвета западных демократий уже никто не ведет битвы против левшей», - пишет французский исследователь Пьер-Мишель Бертран в своей книге «Зеркальные люди. История левшей». И действительно, сейчас кажется дикостью, если учителя или родители пытаются заставить леворукого ребенка писать правой рукой. Отношение к левшам менялось на протяжении веков. На них смотрели с опаской, с подозрением. Таких людей переучивали, даже наказывали за использование «не той» руки. Так, в XX английские психологи считали, что юные левши склонны к эгоизму и неповиновению. Исправляли это радикально: детям привязывали левую руку к туловищу. Леворукость на протяжении многих веков притягивала внимание, оставаясь загадкой.

Левшей обвиняли в магии и помощи дьяволу. К тому же большая часть действительно имели способности кэзотерике и магии - и это служило меткой. Не зря из многих церковных книг Средневековья можно узнать о том, что Сатана - левша. Из-за того, что в Средние века левшей повсеместно истребляли, в Европе резко сократился их процент среди населения до 5%. Выжившие в те страшные годы, были самыми находчивыми, ловкими и адаптирующимися людьми, скрывающими свою леворукость или же оправдывающими ее. Конечно, многие из их числа стали не только выдающимися деятелями, но и талантливыми мастерами и торговцами. Этот естественный отбор в итоге не сделал левшей слабее, а, наоборот, сделал их сильнее, выкристаллизовал их задатки и таланты.

Левшам во все времена жилось довольно сложно. И все потому, что они были и до сих пор остаются в меньшинстве. По данным статистики, сейчас в мире насчитывается около 10-15% левшей. До конца XX века с таким «отклонением», как леворукость, общество пыталось бороться. Детей нещадно притесняли в школах, а нередко и били, чтобы заставить писать правой рукой. На сегодняшний день уже есть немало свидетельств того, что отрицательное отношение и насильственное переучивание левшей ведет к нервно-психическим патологиям, негативно влияет на здоровье, развитие и школьные успехи детей.

1.2 Психофизиологические особенности правшей и левшей

Ознакомившись с исследованиями разных профессоров, я выяснила, что асимметрия головного мозга отвечает за распределение функций между двумя полушариями. Левому принадлежит главная роль при решении вербальных задач, они отвечают за осознаваемую психомоторную деятельность, основанные на речи, мышлении и памяти, кроме этого присуще аналитическое восприятие и вербально-символические функции. Людям с доминирующим левым полушарием запоминается время, которое произошло то или иное событие. Таким образом, левши в большей степени тяготеют к теории, имеют большой словарный запас, им присущи высокая двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события. Правши же тяготеют к конкретным видам деятельности, медлительны и неразговорчивы, но наделены способностью тонко чувствовать и переживать, склонны к созерцательности и воспоминаниям.

Некоторые исследования демонстрируют, что левши лучше справляются с многозадачностью. Это говорит о том, что у них лучше получается управлять несколькими потоками информации. При доминировании правой стороны мозга связь между полушариями осуществляется быстрее, чем в обратной ситуации. Возможно, что по этой же причине среди левшей выше процент гениев. Левши имеют преимущества в плане творческого развития: у них лучше развито дивергентное мышление – образ мышления, при котором в мозгу одновременно генерируются различные решения.

Чтобы определить, насколько успешнее в творчестве левши по сравнению с правшами, представители «Left-HandersClub" провели опрос среди более, чем 2 000 левшей, правшей и людей с одинаковым владением обеими руками. Исследование подтвердило, что левши действительно более успешны в плане построения карьеры в искусстве, музыкеи в области информационных технологий. Мы все слышали о таких известных людях как: Микеланджело, Чарли Чаплин, Владимир Даль, Иван Павлов, – все они были левшами.

Левши очень хороши и в спорте. Легенда гольфа Фил Микельсон, звезда тенниса Рафаель Надаль, чемпион по боксу Оскар де ла Гойа –сколько же наших спортивных фаворитов являются левшами! Согласно данным книги Рика Смитса «Многогранность мира левшей», преимущество в спортивном единоборстве у левшей действительно имеется. Но только при условии соревнования один на один. Для правшей часто «леворукость» оппонента оказывается сюрпризом, к которому они не готовы: по большей части, это касается тенниса, бокса и бейсбола.

1.3 Причины появления правшей и левшей

Почему некоторые люди становятся левшами? Или рождаются? Точного ответа на эти вопросы пока нет. C одной стороны, это генетика. В 2019 году ученые назвали четыре ДНК-маркера, которые связаны с леворукостью. Правда, считается, что гены лишь на 25 процентов ответственны за доминирующую руку человека. Еще 75 процентов – это, судя по всему, набор разнообразных факторов окружающей среды. В какой стране вы родились. Было ли в это время принято переучивать левшей, чтобы они стали правшами. Сколько вы весили при рождении и кормили ли вас грудью. В конце концов, мужчина вы или женщина – согласно статистическим данным, мужчины немного более предрасположены к тому, чтобы быть левшами.

Некоторые исследователи говорят о «патологической» леворукости, связанной с мозговыми травмами во время родов. В 1860-х годах французский хирург Поль Брока отметил взаимосвязь между активностью рук и полушариями мозга. Согласно его теории, половинки мозга соединены с половинками тела крест-накрест.

Причинами леворукости также могут стать изменения в генетическом коде, вызванные:

– чрезмерными волнениями во время беременности;

– простудными заболеваниями;

– отправлением недоброкачественной пищей.

Далеко не у всех правшей действительно развито левое полушарие, а правое и зачастую они, сами того не зная, являются скрытыми левшами. Также существуют амбидекстеры – люди, способные одинаково хорошо управляться обеими руками.

1.4 Предметы, созданные для леворуких детей

Зачастую мы даже не задумывается о том, что использование привычных для нас - правшей, предметов, может приносить дискомфорт левшам. Ведь большинство предметов вокруг нас создано для людей, ведущая рука которых правая. Поэтому на сегодняшний день создаются всё больше и больше предметов для левшей.

Хочу продемонстрировать вам предметы, которые были созданы для деятельности людей с ведущей левой рукой:

ножницы. Когда левша использует обычные ножницы, линия реза скрывается за верхним лезвием, а усилие большого пальца будет разводить лезвия - бумага или ткань будет заламываться и рваться.Ножницы для леворуких помогают решить эту проблему, ведь их лезвия располагаются наоборот.

Ручки. Левшам письмо дается особенно трудно. Помочь могут специальные ручки для левшей. Во-первых, они разрабатываются с учетом расположения кисти левши и ручки при письме. Левши, в отличии о правшей, не тянут ручку при письме, а толкают ее через страницу. В результате чернила хуже выходят и возможно протыкание бумаги. Борются с этим с помощью специальных закругленных кончиков стрежней.

Точилка. Когда левша затачивает карандаш, ему приходится совершать непривычные и неудобные движения: вращать карандаш на себя. Избежать неудобств можно с помощью точилки для левшей, в которой лезвие перевернуто в другую сторону.

Линейки. Левши испытывают неудобство и при использовании линейки. Шкала нумеруется слева направо, то есть левша чертит линию в непривычном направлении. Линейки со шкалой, пронумерованной наоборот, помогают начертить ровную и четкую линию.

Прописи. Леворуким детям зачастую сложно правильно писать буквы, ведь они воспринимают их в зеркальном отражении. Особенно непросто запомнить, как правильно пишутся «У» и «Ч»: их хвостики часто «увиливают» в другую сторону. Чтобы подобных трудностей не возникало, для леворуких детей разработаны адаптированные прописи.

На это стоит обратить внимание не только родителям детей, но и учителям.

Практическая часть

Экспериментальное исследование на выяснение праворукости и леворукости учащихся МБОУ СОШ с.Афанасьево Измалковского района и сравнение левшей и правшей с помощью тестирования, на примере учащихся 4а, 8а и 10 классов.

В ходе своей работы я решила провести экспериментальное исследование на определение количества левшей среди учащихся нашей школы и вычислить процентное соотношение леворуких учеников к праворуким. По моим расчетам в школе учатся 217 учеников. Из них 18 левшей и 199 правшей. Затем я провела тестирование по исследованию и сравнению правополушарных и левополушарных детей среди учеников 4а, 8а и 10 классов, подобрав вопросы, с помощью которых смогла оценить способности учащихся.

Тестирование содержало следующие заданий:

Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху — правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции, так и отметьте в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый.

Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза!). Закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции — правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза — тип реакции левый.

Поза Наполеона. Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху, правая или левая. Результат зафиксируйте.

Сначала немного поаплодируйте. А теперь обратите внимание, какая рука при этом у вас оказывается сверху — правая или левая. Теперь зафиксируйте этот результат на своем листке.

Нарисовать круг на бумаге. Праворукие рисуют против часовой стрелки, а леворукие – по часовой.

Теперь разберем, что значат все выполненные нами задания.

По количеству правых и левых типов реакции вы можете в первом приближении определить свой тип межполушарной асимметрии. Первое задание позволяет судить об общем характере вашего психологического склада, является ли он логическим или эмоциональным. Второе задание может говорить о таких чертах характера, как твердость и агрессивность. Третье — указывает на склонность к простодушию или кокетству, четвертое — на решительность или нерешительность характера.

Проанализировав результаты тестирования, я составила диаграммы соотношений в разных классах, с которой вы можете ознакомиться в (приложении 1)

Также в ходе своего исследования я подготовила некоторые рекомендации учителям при работе с левшами.

Рекомендации учителю

В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточное освещение. Располагая детей в классе, учителю целесообразно посадить левшу таком образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок зрительного восприятия, которые обусловлены левосторонним игнорированием пространства, характерным для леворуких.
1. Школьная программа ориентирована на правшей, т.к. все в ней построено на развитие левополушарного мышления → левше трудно усваивать ее, т.к. по большей части его мышление правополушарное.
Для повышения эффективности обучения как можно чаще старайтесь использовать возможности правого полушария:
- использование схем;
- использование заданий творческого характера, требующих длительного размышления, анализа, нестандартного решения.
2. Для лучшего понимания материала левшам требуется опора на рисунок, предмет, наглядность.

Заключение

Поставленные задачи исследовательской работы достигнуты в результате проведённого мной исследования. Целью данного исследования было расширить знания о леворукости и праворукости, установить чем обусловлена леворукость и праворукость людей и узнать сколько левшей среди учащихся нашей школы.

Работая над проектом, я выяснила, что левши имеют свои особенности в познавательной деятельности. В итоге моя гипотеза подтвердилась. Как оказалось, левши склонны к творческой деятельности и к достижениям в спорте. Также не всегда у левшей больше развито правое полушарие, а у правшей левое - это и будет называться скрытым левшеством или правшеством.

Проведённые исследования позволяют сделать следующие выводы:

В нашей школе 217 учащихся, из которых 18 пишут левой рукой. В процентном соотношении – это 8,2%. Протестировала учащихся 4а, 8а и 10 классов и выявила 4 леворуких учащихся и 7 учеников со скрытыми признаками леворукости. Также в ходе своего исследования я подготовила некоторые рекомендации учителям при работе с левшами.

Список литературы и других источников

Андреева А. Ф., Лупандин О. Л. Изучение особенностей психоэмоциональной сферы у леворуких детей // Психол. вестн. Урал.гос. ун-та. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2008. Вып. 4. С. 208-211.

Безруких Т. О. Леворукий ребенок в обществе. Новосибирск: ЛИТУР, 2011. 320 с.

Иванова Н. Г., Щелкунова А. Я., Крючкова С. В. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001. 256 с.

https://moluch.ru/archive/46/5681/

https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=894202#text

https://www.abcfact.ru/1544.html

https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/libra..

Приложение 1

Соотношение левшей и правшей учеников 4а класса

Правши – 19 учеников

Левши – 2 ученика

Учащиеся со скрытыми способностями леворукости – 4 ученика

Соотношение левшей и правшей учеников 8а класса

Правши – 12 учеников

Левши – 1 ученик

Учащиеся со скрытыми способностями леворукости – 3 ученика

Соотношение левшей и правшей учеников 10 класса

Правши – 7 учеников

Левши – 1 ученик

Просмотров работы: 610