Отражение проблемы гендерного равноправия в отечественной литературе второй половины XIX в.

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Отражение проблемы гендерного равноправия в отечественной литературе второй половины XIX в.

Акканина А.Д. 1
1МАОУ "Гимназия № 1 г. Рузы"
Ветлянских М.В. 1
1МАОУ "Гимназия № 1 г. Рузы"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вторая половина XIX века – особый период в развитии отечественной литературы: создаются величайшие произведения русской литературы, изменившие ее, отразившие самобытность и уникальность ее черт. Это время не только рождает новые имена, но и вскрывает проблемы означенного периода. Новые проблемы. Среди них проблема гендерного равноправия.

Актуальность исследования несомненна: слишком часто и почти повсеместно наблюдается гиперболизированная картина: «женщины устраивают свою экономическое благополучие без мужчины. Роль мужчины сводится всего лишь к роли племенного быка, с дальнейшим изгнанием мужчины из семьи с сохранением его дохода в своем кармане1». На протяжении тысячелетий женщина была берегиней, а мужчина – её надежным тылом, добытчиком. Сегодня же женщина являет собой едва ли не тягловое животное, распоряжающееся при этом судьбами как близких, так и подчиненных на службе.

Проблема, послужившая импульсом к написанию работы, заключается в том, что создавшееся положение «не делает жизнь женщины проще или безопаснее. Отнюдь. Это добавляет ей еще одну зону ответственности: сперва ты наравне должна работать, затем убираться дома, следить за детьми и еще принимать важные решения»2. Хотелось бы узнать, где, на каком этапе развития гендерных отношений в России произошел сбой, приведший к качественному изменению социальных ролей мужчины и женщины. За ответом было решено обратиться к самому надежному историческому источнику – литературе, которая, как известно, художественно отобразила все насущные проблемы интересующего нас периода. Цель нашего исследования: Отображение развития проблемы гендерного3 равноправия в отечественной литературе второй половины XIX в. (1859-1903 гг.).

Задачи:

Составить словарь по теме исследования.

Обозначить основные принципы феминизма.

Осуществить обзор печатных источников по теме.

Обозначить изменения правового статуса женщины в России за период с XI в. по 1914 г.

Выявить обстоятельства, способствующие повышению внимания к решению женского вопроса в России в разные исторические периоды.

Отобразить развитие проблемы гендерного равноправия в отечественной литературе второй половины XIX в.

Зафиксировать последствия осуществления политики гендерного равноправия в 2000-ые годы в России.

Для решения задач были использованы следующие методы:

- изучение и анализ литературы по теме (изучение печатных источников, таблиц, схем)

- наблюдение (наблюдение за манерой поведения и речью конкретных литературных героев);

- отбор (выделение необходимых для исследования фактов);

- опрос и анкетирование (опрос обучающихся и учителей Гимназии, жителей города Рузы);

- классификация (разделение объектов исследования на группы по хронологии);

- систематизация (составление обобщающих таблиц)

- описание (фиксация особенностей, присущих феминизму как спектру идеологий в определённый исторический период).

Объект исследования: персонажи произведений отечественной литературы второй половины XIX в.

предмет исследования: особенности их гендерных воззрений.

Практическая значимость работы заключается в возможности иллюстрации материалами исследования теоретических установок уроков истории и обществознания по теме, также возможно использование данных материалов в рамках проведения классных часов для юношества, посвященных гендерной идентификации.

Гипотеза, думаем, может быть такой: изучение этой темы может уберечь от нелепых и в то же время серьезных ошибок в самоопределении подростка, молодого человека, девушки.

Основная часть

1. Словарь по теме исследования

Поскольку работа использует социологические термины, было сочтено необходимым составить словарь по теме исследования.

«Женский вопрос»4 - совокупность проблем женщин и мужчин в политических, гражданских, экономических, культурных и иных правах. Как самостоятельный женский вопрос возник во Франции в конце XVIII в. в рамках демократических идей эпохи Просвещения. В настоящее время женский вопрос решается в концепции «смешанного», а не полоразделенного общества и власти, социального сознания пола, преодоления всех видов насилия над женщиной.

Фемини́зм (от лат. femina – женщина) - спектр идеологий, политических и социальных движений, направленных на достижение равенства политических, экономических, личных и социальных прав для женщин или преодоление сексизма.

Феминистские движения и в прошлом, и в настоящем борются за права женщинизбирательное право, право занимать государственные должности, право на труд и равную оплату труда, право на собственностьобразование, участие в сделках, равные права в браке, право на отпуск по беременности и родам, право на телесную автономию и неприкосновенность (защита женщин, девочек от изнасилований, сексуальных домогательств и домашнего насилия)5.

Термин «феминизм» не подразумевает единую идеологию, и внутри этого движения существует множество течений и групп и включает в себя множество различных направлений:

Анархо-феминизм

Вуманизм

Духовный феминизм

Либеральный феминизм

Исламский феминизм и многие другие.

В рамках исследования нас будет интересовать исключительно либеральный феминизм.

Либеральный феминизм (англ. Liberalfeminism) - социальное движение, главной целью которого «является стремление получить равные права в разных сферах жизнедеятельности, получить доступ к государственному аппарату, желание делать выбор, не подчиняясь при этом воле мужчины». Либеральные феминисты считают, что «женская подчиненность вызвана набором воспитательных и правовых ограничений, которые сильно усложняют достижение успеха женщинами». Либеральные феминистки стремятся к равенству полов с помощью своей политической и правовой программы.

Либеральный феминизм использует личное взаимодействие между мужчинами и женщинами как отправную точку, от которой идёт преобразование общества. Первая волна феминизма - период феминистской активности и мысли в XIX и начале XX века во всём Западном мире. Основное внимание уделялось правовым вопросам, прежде всего обеспечению права женщин голосовать.

Вторая волна феминизма - этап развития феминистского движения с 1960-х до начала 1990-х годов. В отличие от феминистского движения первой волны, которое ставило перед собой задачи преодоления неравенства на законодательном уровне (в частности, добиваясь предоставления женщинам избирательных и имущественных прав), феминистки второй волны занимались широким спектром проблем, связанных с фактическим неравенством, сексуальностью, семьёй, рабочим местом и репродуктивными правами.

Третья волна феминизма - термин, с которым отождествляются несколько разновидностей феминистской деятельности и исследований, точные исторические рамки которых являются предметом споров, однако обычно указывается период с начала 1990-х до начала 2010-х годов.

2. Основные принципы феминизма

Женскому движению в России примерно 170 лет. За это время движение претерпевало изменения и вырабатывало принципы. К основным принципам феминизма относятся следующие: 6

Общество не должно давить на женщину и определять ее внешний вид (сексуальная объективация) и социальную роль (пропаганда материнства и роли домохозяйки). Нарушение личных границ, а именно: сексуальные домогательства и насилие должны грубо порицаться и наказываться по закону.

Женщины должны иметь право участвовать в политической жизни страны: голосовать за кандидатов и выдвигать свою кандидатуру на голосование.

Борьба с репродуктивным насилием: женщине должно быть предоставлено право на контрацепцию, аборт, безопасные роды. Женщины должны обладать такими же правами в браке, как и мужчины.

Доступ к высшему образованию и квалифицированному труду должен быть таким же, как и мужчин. Особенное внимание следует уделить борьбе с неравной оплатой труда: по статистике, при равных условиях, мужчины получают за свою работу на 30% больше, чем женщины.

Борьба с предрассудками, считающими, что все женщины обязательно должны стремиться обзавестись семьей, родить детей и отказаться от карьеры в пользу домашнего быта.

3. Обзор печатных источников по теме

В рамках исследования были изучены следующие работы:

1. «Исторический опыт развития гендерного равноправия в России». Автор, Чвыкалов В. В., ссылаясь, в частности, на мнение Н. Л. Пушкаревой, считает, что самобытность исторического пути России - пространственно-географическая роль оси «Восток-Запад», два века монголо-татарского ига, слабая урбанизация, века крепостного права, самодержавие, сила традиций и норм обычного права, наконец, православие, ставшее на несколько веков почти монопольным регулятором брачно-семейных отношений, - отразилась на истории русских женщин, их положении между свободой и закабаленностью, правоспособностью (дееспособностью) и бесправием7.

2. «Гендерный дискурс в изучении русской литературы». Автор, Доронина Т. А., считает, что общий взгляд на развитие гендерных исследований, проводимых на «постсоветском» научном пространстве, позволяет утверждать, что сегодня они находятся на стадии определения своей теоретической основы и требуют детальной методологической разработки в отдельных областях науки. Так, в изданном Московским центром гендерных исследований сборнике «Теория и методология гендерных исследований», обобщающем десятилетний опыт работы ученых по гендерной теории, описаны гендерные подходы в разных науках: экономике, политике и праве, социальной политике, социологии и гуманитарных науках, отсутствует лишь литературоведение. Изучая отечественное литературоведение и ссылаясь на работу Н. Зборовской8, исследовательница утверждает, что гендерное литературоведение направлено на изучение социальных и культурных конфигураций «женского» и «мужского», разных форм сексуальности в литературных текстах. Основываясь на ВУЗовских учебных программах, Т. Доронина утверждает, чтов программе учебного курса вплоть до начала века ХХ не встречается упоминания значительных имен женщин-писательниц, не предусмотрено объективное рассмотрение женских образов (хотя рекомендовано выделение «женских образов» в произведениях отдельных авторов), не определяется специфика женского присутствия в литературном процессе вообще.

3. «Становление и развитие феминизма в России: к истории вопроса». Автор, Г. А. Ельникова, утверждает, что освоение феминистского дискурса в России начиналось с женского движения, которое возникло в стране в 50-е гг. XIX в. На создание феминизма в России, по мнению Ельниковой, повлияли следующие факторы: распространение в России западноевропейских идей о равноправии полов и необходимости трансформации семейных отношений; проходившие в демократических изданиях дискуссии об эмансипации женщин, начавшиеся либеральные преобразования в России, дискриминация женщин в российском обществе. Автор подчеркивает, что основательницами женского движения в России стали девушки из разорявшихся дворянских семей и представительницы разночинного слоя. С развитием женского движения в России возникает и его идеология - идеология феминизма. Как и в других странах, теоретический феминизм в России первоначально был представлен либеральным направлением. Так же как и на Западе, сторонницами данного направления, в основном, являлись представительницы средних слоев населения. Однако российский либеральный феминизм имел существенное отличие от западноевропейского.9

4. «Современные исследования феминизма в России». Автор, Матвеева С. В., выделяет четыре этапа становления и развития российских исследований феминизма:

Первый этап может быть охарактеризован как период «внедрения новой научной парадигмы», его основные задачи имели, скорее, организационный и просветительский, чем исследовательский характер. Феминистические исследования традиционно достаточно тесно связаны с женским движением и нацелены не только на производство знаний, но и на социальные изменения в обществе. Трудности внедрения в российскую науку и общественные институты новых терминов, понятий и подходов, связанных с феминистической тематикой и методологией, были наиболее сложными проблемами первого этапа.

Второй этап может быть охарактеризован как период институализации российских феминистических исследований. Это было «время роста числа феминистических центров и официальной регистрации как новых, так и ранее созданных научных коллективов, и организаций»11.  Информационный голод, связанный с недостатком научных публикаций на русском языке и основанных на отечественном материале, а также недостаток живого общения ученых и преподавателей были наиболее острыми проблемами второго этапа.

Третий этап – консолидация ученых и преподавателей российских феминистических исследований. Этот этап был, вероятно, наиболее важным и ответственным периодом, с которого начинается развитие собственно «российских» феминистических исследований.

Четвертый этап развития российских феминистических исследований характеризуется активизацией работы, направленной на более широкое распространение гендерного образования в российских университетах.  
Происходит настоящий бум публикаций по феминистической тематике. 10

4. Изменения правового статуса женщины в России за период с XI в. по 1914 г.

Отображение развития проблемы гендерного11 равноправия в отечественной литературе второй половины XIX в. считаем уместным начать с изучения и анализа изменения правового статуса женщины в России за период с XI в. по 1914 г.. Данное явление было прослежено по исследованию Чвыкалова В.В. «Исторический опыт развития гендерного равноправия в России». Согласно материалам работы, составлена таблица, в которой зафиксированы, классифицированы исторические периоды и соответствующие им изменения правового статуса женщины в России(см. Приложение 1).

На основании таблицы представляется возможным сделать вывод: закабаленность женщины в России в течение многих веков несомненна. На протяжении всего исторического пути развития России положение женщины было отнюдь не завидным – в то время, когда другие страны развивались в направлении равноправия полов, русское общество всё так же придерживалось патриархальных устоев, создавая условия для зависимого положения женщины. Высказанная в научной работе Чвыкалова В.В. мысль об ущемлении человеческих, семейных, гражданских и политических прав как нельзя точнее описывает положение женщины в обществе рассматриваемых периодов времени: «женщины оценивались законодателем как нуждающееся в мужской опеке существо, равное в значительной степени в правах только с ребенком»12.

5. Отображение проблемы гендерного равноправия в отечественной литературе второй половины XIX в.

Феминизм в России стал складываться как самостоятельное общественное движение лишь в середине XIX в. Многовековое ущемление в правах поставило на первый план необходимость предоставления женщинам политических и экономических свобод, а также доступ к социальным правам. Это явление отразилось в значительном количестве литературных и художественных образов, которые оставила нам так называемая «первая волна», длившаяся до 1917 года. На первый план выходит «новая женщина» - нигилистка, с коими ассоциировали себя феминистки того времени. Новая роль охватывала все аспекты жизни девушки, вступивший на этот путь: начиная от духовного преобразования, связанного с жаждой знаний и получения образования, и заканчивая внешним видом. Эти женщины больше не были готовы отдавать себя всецело семье, называли друг друга «товарищами» и норм, правил этикета не соблюдали13.

Работая над исследованием, мы обратились к отечественной литературе периода зарождения интерпретации «женского вопроса» в русской литературе – второй половине XIX в. Рассмотрев хронологию создания произведений и проанализировав образы героинь – привержениц течения, мы выявили особенности развития проблемы в разные годы выбранного периода.

5.1. Отображение гендерного равноправия в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1860 г.)

В 1860-ом году И. С. Тургеневым был написан роман «Отцы и дети», в центре повествования которого идеологические воззрения героев и поиски ими своего жизненного предназначения. Действие разворачивается в мае 1859-го года. Начинающий доктор Евгений Базаров со своим другом Аркадием Кирсановым приезжают в Марьино – родовое имение Кирсановых, где они гостят у Николая Петровича и Павла Петровича – отца и дяди Аркадия Николаевича. Будучи непримиримым нигилистом, Евгений Базаров не находит точек соприкосновения во взглядах с Павлом Петровичем, что создает накаленную ситуацию в имении и вынуждает гостей в скором времени уехать в близлежащий губернский город, где они должны посетить бал у Губернатора. Имея некоторое свободное время до бала, друзья проводят вечер у молодой помещицы Евдоксии Кукшиной, по словам старого знакомого Базарова, «женщины передовой».

Образ Кукшиной является карикатурой на новое, зарождающееся движение – феминизм. Авдотья Никитишна неряшливая, невежественная и узко мыслящая женщина. Свои вопросы она небрежно бросает гостям; поместье содержит неопрятным, хоть и обустроила его на прогрессивный манер; позволяет себе курить и выпивать алкоголь в больших количествах; знания не использует для настоящего научного прорыва, а лишь применяет их в не слишком полезных областях жизни. Кроме женского вопроса героиню не интересует вовсе ничего, она считает себя истинным борцом за права женщин, хотя сама для этого каких-либо попыток борьбы не осуществляет.

На основании анализа содержания романа была составлена таблица, наглядно демонстрирующая отображение героиней основных принципов феминизма (см. Приложение 2): начало движения наносное, показное, внешнее.

5.2. Отображение проблемы гендерного равноправия в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (1863 г.)

В 1863 г. Н. Чернышевский публикует роман «Что делать?», затрагивающий множество проблем, в числе которых необходимость стремления к светлому будущему, картину которого он рисует ярко и образно. Автор дает понять читателю, что время приходит и скоро будут появляться борцы. Действие романа разворачивается в июле 1956 г.

История Веры Павловны, главной героини, не лишена трагизма. Детство её прошло в одном из многоэтажных домов Петербурга, в семье управляющего домом и ростовщицы. С самого детства матерью ей была определена вполне конкретная роль – супруга богатого человека. Все силы матери направлены на осуществление этого плана, что делает жизнь Верочки невыносимой. Тем не менее, решение проблемы нашло ее само, когда в доме появляется Дмитрий Лопухов – новый учитель Верочкиного брата. Со временем они начинают видеть друг в друге интересных, интеллектуально наполненных личностей, и Лопухов всеми силами пытается помочь Вере обрести независимость от родителей. После множества неудачных попыток устроить девушку гувернанткой молодые люди решают пожениться. В жизни Веры Павловны начинается счастливый виток: она свободна от родительского гнета и замужем за человеком, который любит её и уважает её личные границы. Именно в этот период своей жизни она решает стать таким же лучиком света в жизнях девушек с аналогичными её историями. Вера открывает свою швейную мастерскую, в которой трудятся девушки в качестве совладелиц предприятия. Позже она знакомится с другом своего мужа – врачом Александром Кирсановым. Для Веры Павловны эта встреча становится судьбоносной. Лопухов понимает, что они с женой не подходят друг другу и самоустраняется. Через несколько недель после его смерти Вера Павловна венчается с Кирсановым. Ситуация с личными границами в молодом семействе обстоит точно так же, как и в прошлом браке Веры. Однако Александр проявляет неподдельный интерес к делам жены и оказывает ей поддержку в её начинаниях, с подачи мужа она начинает заниматься медициной. В доме Кирсановых частыми гостями становятся люди с живым и пытливым умом, единомышленники.

На основании цитат из романа нами составлена аналогичная с предыдущей аналитическая таблица (см. Приложение 3) с выводом: течение продолжает развиваться, получая четкий вектор направления.

5.3. Отображение проблемы гендерного равноправия в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» (1868 г.)

В романе «Идиот» (1868 г.) Ф. М. Достоевский изобразил все пороки современного ему общества. Действие романа разворачивается в конце 1867 г. В Петербург приезжает молодой князь Лев Мышкин, несколько лет проживший за границей из-за слабого здоровья. Князь – последний представитель знатного рода, к моменту повествования осиротевший. Планы Льва Николаевича расплывчаты, однако одно о себе он знает точно – молодой человек намеревается послужить России. В поезде князь впервые слышит имя Настасьи Филипповны Барашковой, любовницы некоего местного богача.

По приезде Лев Николаевич отправляется к мужу своей дальней родственницы – генералу Епанчину. В семье Епанчиных растут три дочери, считающимися невестами с роскошным приданым. Вскоре Мышкин становится доверенным лицом Аглаи Епанчиной в решении вопроса с замужеством.

По стечению обстоятельств Мышкин знакомится с Настасьей Филипповной, верит в её чистоту и очарован ею. Через время на свидании в парке Аглая предлагает князю стать её другом. Князь чувствует, что по-настоящему любит её, и вскоре он формально объявлен женихом Аглаи.

Из ревности и зависти к чужому женскому счастью Настасья Филипповна пишет ей письма и вмешиваться в её и князя личную жизнь. Оскорблённая тоном и отношением соперницы, Настасья Филипповна в порыве мщения призывает князя остаться с ней. От моральных терзаний состояние князя все ухудшается, он погружается в душевную смуту и выбирает Барашкову.

При анализе романа можно сделать промежуточый вывод о том, что гендерная специфика свойственна и «Идиоту». Развитие темы дуэли, особенно в сцене «скандала в Павловском воксале», убеждает читателя в возможности сильной женской позиции в обществе. Защита князем Настасьи Филипповны («Ведь она… такая несчастная!») не только вызывает беспокойство Аглаи, но и обнаруживает её не свойственную женщине прямолинейность и твердость: она считает, что поединок необходим даже при условии трагического исхода.

В отличие от бесплотности образа Настасьи Филипповны (отсутствуют ее телесные характеристики, кроме бледности и горящих глаз, больше нет портретных деталей) в портрете сестёр Епанчиных подчеркнуто цветение земной красоты и физическая сила: «…барышни здоровые, цветущие, рослые, с удивительными плечами, с мощною грудью, с сильными, почти как у мужчин, руками...». Этот элемент мужественности в портретах девиц, конечно же, не случаен. В упомянутом выше разговоре с князем по поводу дуэли она замечает: «Я хоть женщина, а ни за что бы не убежала...». И сюжет романа строится таким образом, что она не только не убегает, но сама бросает вызов Настасье Филипповне. Сцена свидания Аглаи с Настасьей Филипповной разворачивается как дуэль соперниц. Свой вызов Аглая формулирует в вопросе: «...по какому праву вы вмешиваетесь в его (князя. – Е. С.) чувства ко мне?»

Эта сцена, в отличие от большинства других, вынесенных на «площадь», происходит тайно от всех. В ней участвуют две женщины, не скрывающие своей ненависти друг к другу, и два секунданта. Слово «дуэль» впрямую не упоминается, но обставлена она именно как сцена дуэли, и персонажи используют дуэльную лексику. Аглая: «Удержите ваш язык; я не этим вашим оружием пришла с вами сражаться...» и ответ Настасьи Филипповны: «А! Стало быть, вы все­таки пришли сражаться?», где слова «оружие» и «сражаться» прямо указывают на характер встречи. Исход этой дуэли оказывается смертельным: Настасья Филипповна лишается чувств, поддерживаемая Мышкиным, но убита Аглая, «которая не перенесла даже и мгновения … колебания» князя. Аглая, чья судьба в представлении ее сестер должна была стать «не просто судьбой, а возможным идеалом земного рая», терпит удар и оказывается не в силах его перенести, что подтверждается эпилогом романа: Аглая разорвала связи со своей семьей, выйдя замуж за польского эмигранта. Героиня, которой свойственны неженские порывы, которая не по­женски яростно стремится к самостоятельности и освобождению от уз условности, терпит жизненный крах. В этом проявляется позиция автора, обрекающего притязания героини, которые он маркирует как обречённые на неудачу.

В отличие от Аглаи, Настасья Филипповна являет собой воплощенную женственность. Это тип женщины­жертвы, упивающейся своим страданием. Сила этой героини в ее слабости. Письма­признания в любви к Аглае и обременительное вмешательство в ее отношения с князем – это неосознанная уловка, стремление удержать князя, прикрываемое желанием его счастья с другой. В романе гендерно точно расставлены акценты: герой остается с той, которая больше взывает к жалости, «сильная» Аглая побеждена «слабой» Настасьей Филипповной.

На основании анализа содержания данного произведения составлена таблица, наглядно демонстрирующая отображение основных принципов феминизма (см. Приложение 4): представительницы течения начинают расставлять приоритеты в угоду собственной свободе и независимости.

Таким образом, оказывается, что и самого Достоевского как выразителя патриархатных представлений страшит женское, осознаваемое как таинственное и опасное. И развитие темы дуэли в романе «Идиот» убеждает в том, что гендерные акценты у Достоевского не только не противоречат традиционным установкам, но и утверждают их.

5.4. Отображение проблемы гендерного равноправия в романе И. А. Гончарова «Обрыв» (1869 г.)

В романе И.А. Гончарова «Обрыв», написанном в 1869 году, поднят конфликт «старого с новым». Действие разворачивается в Петербурге, где на протяжении десяти лет живет Борис Павлович Райский. Борис Павлович – человек светский и далекий от житейских проблем, находящийся в обществе «золотой молодежи», вольный художник, пишущий картины, музицирующий и сочиняющий роман. Вести хозяйство Райский не умеет вовсе, его имением управляет двоюродная бабушка, на попечении которой две внучки – сиротки – Марфа и Вера. Получив письмо из имения, Борис Павлович решает поехать отдохнуть в Малиновку, где собирается наполняться светлыми эмоциями и забыть о проблемах (Вера находится в отъезде). Помимо того, в доме Райских часто бывают гости, в их числе и Марк Волохов - молодой человек с сомнительной репутацией. Вскоре возвращается Вера и поражает до глубины души Бориса своей таинственностью и отстраненностью, герой решает разгадать девушку, научиться понимать её. Подобное желание лишь злит Веру, не испытывающую никакого интереса к Райскому, что вносит в их взаимоотношения разлад. Однако вскоре они мирятся. Позже в имении состоялся званый обед в честь возвращения владельца, где Вера от избытка чувств впервые целует Бориса. Однако к тому моменту кузина перестает быть ему интересна. Вскоре Райский узнает, что Веру хотят просватать за Тушина, что изумляет его до глубины души. Обеспокоенная поведением воспитанниц, бабушка читает им поучительную историю о девушке, полюбившей против воли родителей и закончившей свою жизнь в монастыре. Какое-то время Вера продолжает оставаться загадкой, но вскоре выясняется, что она влюблена в Волохова и, стыдясь своего греха, заболевает: она хочет рассказать обо всем бабушке, но не может. Бабушка выхаживает больную внучку, а после рассказывает о своей судьбе: в молодости Татьяна Марковна точно так же изменила человеку, который к ней сватался, впоследствии она дала обет безбрачия. Падение и письмо Марка, где он говорит о том, что чувств не было, была лишь страсть, выбивают из колеи девушку.

Сам И. А. Гончаров в статье «Лучше поздно, чем никогда» подчеркнул своё стремление в образе Веры воплотить идеальный характер, но задача не осуществилась. Несмотря на это ему удалось показать героиню, которую больше всего занимают «размышления о полезности существования, той особой полезности, что не связана ни с хозяйственными заботами, ни с чтением книг… Её влечет идея перевоспитания своего избранника…»14 Если Марк, согласно «птичьей» теории, не считает обязательным «связывать себя с другим человеком на многие десятилетия», то Вера уверена: птицы «вьют гнезда, выращивают птенцов». «Вера изнутри изменяет сонное, покойное бытие «дворянских гнезд», придав новые черты понятиям морали, любви, твердости духа»15.

На основании анализа содержания романа была составлена таблица, наглядно демонстрирующая отображение основных принципов феминизма (см. Приложение 5): движение продолжает развиваться, всё больше появляется первых настоящих эмансипированных женщин (на основании рассуждений Райского о Вере).

5.5. Отображение проблемы гендерного равноправия в пьесе А. П. Чехова «Чайка» (1896 г.)

В пьесе «Чайка» А.П. Чехова, впервые поставленной в 1896 г. и отобразившей проблему смены поколений, мы оказываемся в усадьбе Петра Николевича Сорина. У него гостит сестра, Аркадина, вместе со своим сыном Константином Треплевым и возлюбленным – беллетристом Тригориным. Константин безнадежно влюблен в Нину – дочь соседа, которая питает нежные чувства к Тригорину. Молодой человек, зная о безмерной любви девушки к театру, желании стать актрисой, но запрете семьи на это, создает на участке самодельную сцену и пишет пьесы, в которых она могла бы играть. Так, в один из вечеров Нина по своему обыкновению сбегает из дома, чтобы сыграть в новой пьесе, где главная и единственная роль отведена ей. Но постановка терпит провал, Треплев расстроен и убежден, что отношение Нины к нему бесповоротно изменилось, ведь женщины не прощают неуспеха. Нина вовсе охладевает к несчастному влюбленному, который, отчаявшись, совершает попытку самоубийства.

Аркадина видит сложившуюся ситуацию и неделю спустя решает увезти возлюбленного в Москву, вслед за ними уезжает и Нина, мечтающая о большой славе и любви Тригорина.

Два года спустя в поместье Сорина жизнь всё так же идет своим чередом, Треплев рассказывает приятелю, который интересуется Ниной Заречной, её судьбу. Она убежала из дома и сошлась с Тригориным. У них родился ребёнок, но вскоре умер. Тригорин уже разлюбил её и опять вернулся к Аркадиной. На сцене у Нины всё складывалось, кажется, ещё хуже. Играла она много, но очень «грубо, безвкусно, с завываниями». Она писала Треплеву письма, но никогда не жаловалась. В письмах подписывалась Чайкой. Её родители знать её не хотят и не пускают к дому даже близко.

Вернувшись в родной город, девушка посещает поместье, где Треплев вновь клянется ей в любви и обещает всё простить, но Нина, будучи всё ещё влюбленной в Тригорина, отказывает ему. Не выдержав горя, Константин стреляется.

На основании анализа содержания романа была составлена таблица, наглядно демонстрирующая отображение основных принципов феминизма (см. Приложение 6), был сделан вывод: появляются наглядные примеры итогов жизни девушек, бросивших всё ради свободы.

5.6. Отображение гендерного равноправия в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» (1903 г.)

В 1903 г. А.П. Чехов пишет пьесу «Вишневый сад», посвященную смене поколений и убеждений. Действие разворачивается в имении Любови Раневской, которая вместе со своей дочерью Аней возвращается из Парижа после пятилетнего отсутствия. Денег у Раневской почти не осталось, а само имение вместе со знаменитым на всю округу чудесным вишневым садом может быть продано за долги владелицы. Однако знакомый семьи – купец Лопахин предлагает свой вариант решения проблемы: поскольку имение находится неподалеку от железной дороги, Лопахин считает выгодным вырубить сад, территорию разбить на участки, а сами участки сдавать дачникам. Раневскую, которая связывает это место со множеством радостных и горестных воспоминаний, такой вариант развития событий не устраивает. Дочь Любови Андреевны – Аня же, напротив, не сильно горюет из-за возможной потери «семейного наследия», девушка убеждена, что в жизни многим больше радости, чем сохранение старых воспоминаний. Она обещает вырастить новый сад, который будет лучше старого. И во имя этого радостного будущего она готова трудиться!

На основании анализа содержания пьесы была составлена таблица, наглядно демонстрирующая отображение основных принципов феминизма (см. Приложение 7): появляется образ новой эмансипированной женщины, готовой не только разрушать ради убеждений, но и созидать. Течение заканчивает формирование основных путей развития.

Современное состояние гендерной политики в России и его отображение в литературе

Статус эмансипированной был закреплен за женщиной недолго – последствия Первой мировой войны и коллективизации, а после и социальное напряжение в 30-е годы вновь делают образ «матери и хранительницы очага» желательным и социально одобряемым, при том на женщину всё так же накладывается трудовая повинность. Репродуктивное насилие над женщинами возобновилось. Именно это время закрепило за женщиной современную картину «тяглового животного», на котором лежит быт и трудовая обязанность. Лишь в 50-е годы женщины вновь смогут осуществлять все ранее имевшиеся у них права, однако проблема новой социальной роли женщины так и останется острой, что актуально будет в Российских реалиях и в последующие годы16.

Далее уже Конституция 1977 года создавала условия для «сочетания труда и материнства». Тем не менее, положение женщины на рынке труда и бытовая загруженность так и не изменились. В политической жизни страны роль женщины так и осталась в том, чтобы воспитывать и заботиться о подрастающих поколениях в интересах социальной и политической системы17. Борьба с таким положением стала информационной (начинают появляться тематические издания и статьи), но была пресечена цензурой. Немалым препятствием становилось и то, что неравенство было реальной практикой, с точки зрения законов женщина была равна в своих правах с мужчиной.

Неразрешенные в годы СССР вопросы всё так же тяжким бременем лежат на плечах женщин, и появляется третья волна. Охватывая широкий спектр проблем, она расслаивается на отдельные узкие направления, которые выступают за решения ряда специфических для конкретной стороны жизни вопросов. Спектр способов борьбы широк. Современные феминистки нередко выступают не только за женские права, но и за права населения страны в целом. На сегодняшний день движение остановилось именно на идеях этой волны.

Ознакомившись с историческими особенностями становления феминизма в России и изучив образы конкретных героинь литературных произведений, мы пришли к выводу: феминистические веяния были неверно интерпретированы в российской действительности и привели к множеству негативных последствий, несущих разрушающий для общества характер:

1. Курение и распитие алкогольных напитков перестало быть порицаемым, что привело к значительному ухудшению женского здоровья. Ухудшение здоровья потенциальных матерей может в будущем привести к неправильному развитию плода и передаче наследственных заболеваний, ранее не наблюдавшихся в роду, а в отдельных случаях и вовсе привести к бесплодию.

2. Феминизм прививает женщине уважение к себе, что в разумной интерпретации хорошо и правильно, она помогает женщинам выйти из отношений, где их не уважают, а иногда и вовсе их избежать, однако в некоторых случаях подобная психологическая установка разрушает отношения. Ряд женщин не старается в случае угасания чувств сохранить семью ради ребенка.

3. С правом выбора партнера ожидания некоторых женщин к спутникам жизни стали излишне высоки. Безусловно, необходимо здраво оценивать себя и человека, который в действительности достоин быть рядом. Тем не менее, многие женщины стали с самого детства рисовать картину с идеальным «принцем» в своей голове, не пытаясь строить отношения с теми, кто под это описание не подходит. Крича, что женщина достойна большего, феминизм в частных случаях разрушает не только нездоровые отношения, но и вполне адекватные, где у женщины завышенные стандарты.

4. Феминизм лишает женщин выбора жизненного пути - именно из-за феминизма женщины лишились возможности по собственному выбору стать просто домохозяйками и получили обязанность работать даже в ущерб своему здоровью и здоровью своих детей18.

5. Само понятие феминизма стало ассоциироваться с мужененавистничеством. Нередко современный мужчина делает не самый лестный вывод о женщине, основываясь лишь на том, что она феминистка. Движение стало демонизироваться в глазах общественности.

6. Мужчины стали «хрупкими», женщина обесценилась. Создались условия, в которых мужчина мог позволить себе не вести себя с девушкой галантно и сдержанно. Определенная фривольность стала впоследствии перерастать в настоящее хамство и унижения: мужчины публично позволяют себе кричать девушкам в след пошлости, в комментариях писать оскорбления, которые не могли себе позволить по этическим соображениям еще 50 лет тому назад. Многие мужчины позволяют себе экономически зависеть от девушки (в частных случаях паре так комфортно, однако зачастую такая модель поведения – элементарное нежелание работать), при любом удобном случае припоминая женщинам, что они хотели равенства. Безусловно, не один феминизм в том виноват, но и он внес свою лепту.

В современной литературе нами не обнаружено ни одного художественного произведения, в какой-либо степени отображающее, или хотя бы поднимающее проблему гендерного равноправия.

Выводы

Итак, в процессе работы

- составлен словарь по теме исследования, в нем отображены все основные понятия и термины;

- обозначены основные принципы феминизма. Среди них определение внешнего вида и социальной роли женщины, право еёучастия в политической жизни страны, борьба с репродуктивным насилием, доступ к высшему образованию и квалифицированному труду, борьба с предрассудками;

- осуществлен обзор печатных источников по теме. Он дал возможность проследить не только хронологические рамки движения женщин за свои права, но и способствовал выявлению всех значимых особенностей каждого периода в развитии движения;

- обозначены изменения правового статуса женщины в России за период с XI в. по 1914 г., сделан промежуточный вывод: закабаленность женщины в России в течение многих веков несомненна. На протяжении всего исторического пути развития России «женщины оценивались законодателем как нуждающееся в мужской опеке существо, равное в значительной степени в правах только с ребенком»;

- выявлены обстоятельства, способствующие повышению внимания к решению женского вопроса в России в разные исторические периоды. Феминизм в России стал складываться как самостоятельное общественное движение лишь в середине XIX в. Многовековое ущемление в правах поставило на первый план необходимость предоставления женщинам политических и экономических свобод, а также доступ к социальным правам;

- отображено развитие проблемы гендерного равноправия в отечественной литературе второй половины XIX в., в качестве примеров проанализированы женские образы из шести произведений, написанных в период с 1859 по 1903 гг.;

- зафиксированы последствия осуществления политики гендерного равноправия в 2000-ые годы в России, к сожалению, они далеко не всегда положительны.

Таким образом, изучив материалы, связанные с темой исследования, мы пришли к выводу: русский феминизм во многом был необходим для изменения статуса женщины и избавления её от зависимого положения.

Заключение

Однако движение пошло по неверному пути и, помимо свобод и прав для женщин, принесло изменение несущих социальных конструкций. Роль мужчины изменилась, а вместе с тем ряд забот, что исторически «опускались» на его плечи, стали считаться прямой женской обязанностью. Во многом обострилось напряженность между полами, возникло взаимное пренебрежение, мешающее выстраиванию гармоничных отношений в молодых парах. Демонизированный образ феминизма зачастую отпугивает молодых девушек от изучения данного вопроса, создавая условия для беспрекословного подчинения девушки жизненным ценностям спутника жизни. Более того, во многом, образ бытового тирана не просто не порицается, а романтизируется многими девушками в отроческом возрасте, принимая это не за психологическое насилие, а проявление силы и заботы, что лишь возвращает к началу «замкнутого круга» из поколения в поколение.

Изучение женского вопроса и становления феминизма необходимо для приобретения ряда знаний, дающих возможность не только бороться за свои права, но и делать это правильно. Проделанная работа может стать для многих толчком к углублению в идеи и веяния данного социального движения, что расширяет кругозор и помогает формировать мировоззрение.

Изучив вопрос, мы пришли к выводу, что по выбранной нами теме не так много научных источников и изучение феминизма с точки зрения литературы на момент написания исследовательской работы непопулярно. Развивая данную тему, представляется возможным углубиться не только в судьбы отдельных литературных героинь, но и рассмотреть взгляды авторов-современников на общественные течения, дать оценку позиции каждого отдельного деятеля литературы и выявить общие тенденции для определенных временных отрезков. Оставив немалый след в истории, женский вопрос поднимался во многих классических русских произведениях в той или иной мере, что делает возможным продолжение изучения данного вопроса.

Таким образом, изучение вопроса дает учащимся ряд перспектив и возможностей как для обогащения собственных познаний, так и для самовоспитания и самоопределения. Изучив социальные конструкции и последствия их «работы», учащийся может выбрать для себя правильный путь развития межличностных отношений и обозначения собственных рамок допустимого, что может уберечь его от нежелательных последствий.

Список литературы

1. Гончаров И. А. Лучше поздно, чем никогда (Критические заметки) http://goncharov.lit-info.ru/goncharov/proza/luchshe-pozdno-chem-nikogda.htm

2. Ельникова Г. А. Становление и развитие феминизма в России: к истории вопросаhttps://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-feminizma-v-rossii-k-istorii-voprosa

3. Зборовська Н.В. Психоаналіз і літературознавство. – К., 2003. – С.293

Матвеева С. В. Современные исследования феминизма в Россииhttps://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-127160

4. Пушкарева Н.Л. Женщина в российской семье: традиции и современность // Семья, гендер, культура: Матер. междунар. конференций 1994 и 1995 гг. / Под ред. В.А. Тишкова. М., 1997.

5. Чвыкалов В. В. Исторический опыт развития гендерного равноправия в России https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-opyt-razvitiya-gendernogo-ravnopraviya-v-rossii

6.Ярмонова Е.Н. Правовое положение древнерусских женщин в хозяйственной, политической и культурной сферах жизни https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1170

7. «Великий и ужасный» феминизм https://zen.yandex.ru/media/pisma49/velikii-i-ujasnyi-feminizm-chem-povestka-v-rossii-otlichaetsia-ot-zapadnoi-5ecd62bb01d0517eb44ecb6f

8. Вторая волна феминизма Википедия (wikipedia.org) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B0_%D1%84%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0

9. Гендерное равенство - Одна из важнейших задач нашего времени / Глобальные вопросы повестки дня / Организация Объединённых наций https://www.un.org/ru/sections/issues-depth/gender-equality/

10. Либеральный феминизм https://ru.wikipedia.org/wiki/Либеральный_феминизм

11. Первая волна феминизма Википедия (wikipedia.org) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B0_%D1%84%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B012. Последствия феминизации общества https://www.masculist.ru/blogs/post-2190.html

13. Принципы феминизма https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fdnevnik-znaniy.ru%2Fznaj-i-umej%2Fchto-takoe-feminizm.html

14. Сущность и эволюция «женского» вопроса https://studopedia.ru/4_166915_sushchnost-i-evolyutsiya-zhenskogo-voprosa.html

15. Третья волна феминизма Википедия (wikipedia.org) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B0_%D1%84%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0

16. Феминизм https://ru.wikipedia.org/wiki/Феминизм

17. Феминизм в дореволюционной России | Квест-город | Яндекс Дзен (yandex.ru) https://zen.yandex.ru/media/id/5a0b1baf7800197612ad01a1/feminizm-v-dorevoliucionnoi-rossii-5a928089dcaf8e630fc6c32f

18. Феминизм в России Википедия (wikipedia.org)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

19. Феминизм в СССР и России: зачем знать его историю и как ее разобрать? | Пикабу (pikabu.ru) https://pikabu.ru/story/feminizm_v_sssr_i_rossii_zachem_znat_ego_istoriyu_i_kak_ee_razobrat_5654209

20. Чем феминизм объективно плох? (начало): vgonch — ЖЖ (livejournal.com) https://vgonch.livejournal.com/2617.html

Приложения

Приложение 1 Аналитическая таблица «Изменения правового статуса женщины в России за период с XI в. по 1914 г.» https://civil.consultant.ru/elib/books/33/page_14.html

Исторпериод

Статус женщин

Дословно /

Название правового документа

Дохристианская Русь

Если … убьет … русский христианина …, пусть умрет на месте совершения убийства. Если же убийца убежит, а окажется имущим, то ту часть его имущества, которая полагается ему по закону, … и жена убийцы пусть сохранит то, что полагается ей по обычаю

Право женщины сохранить за собой часть общего с мужем имущества даже в случае, если муж совершил убийство и предстал перед законом

«Аще ли убежить сотворивый убийство, а и жена убившего да имееть, толнцем же, пребудеть по закону...»

Договор князя Олега с Византией (911 г.)

Древняя Русь (XI - XV вв.)

Женщина - объект преступного деяния:

за убийство ремесленников обоего пола не предусмотрено различий по половой принадлежности

«А за ремественика и за ремественицю, то 12 гривен»

«Русская правда» (с 1016 г. до Владимира Всевлодовича)

Статья 12

Роба стоит больше, поскольку дает феодалу «приплод»

Такой же «урок» - за холопа 5 1ривен, а за робу 6 гривен - назначала Статья 106

«А за смердии холопь 5 гривень, а за робу 6 гривень»

«Русская правда»

Статья 13

Дифференциация ответственности зависела от социального статуса женщины:

за робу 6 гривен. Роба стоит больше, поскольку дает феодалу «приплод». Если убита раба-кормилица, то - 12 гривен

«А за кормилця 12, тако же и за корми(ли)цю, хотя си буди холопь, хотя си роба»

«Русская правда»

Статья 14

Согласия мужа в данном случае не требовалось

«а буде у нихъ будуть купленные вотчины, и имъ тъ свои вотчины вольно продати, или безденежно отдати, кому похотять»

«Русская правда» (Уложение князя Ярослава)

Спор по поводу имущества принципиально возможен и предполагает наличие конфликта вдовы с братьями, снохой, свекровью и собственными детьми по поводу «живота» - высокая самостоятельность женщины, состоящей в браке в сфере имущественных отношений и особенно после смерти супруга

«прю между мужем и женою о животе» «Русская правда»

(Уставь Володимерь Всеволодича)

Статья 83

Противоречие законодательства объясняется тем, что земельный надел в крестьянской общине обязывал его владельца нести все повинности и выполнять свой общественный долг (обязательства рассчитаны исключительно на мужчину). Поэтому надел умершего крестьянина мог перейти только к его сыну, который и принимал на себя все обязательства члена общины. В боярских семьях земля была собственностью и могла полностью переходить наследникам любого пола

«Аже смердъ умреть, то задницу князю; аже будуть дщери у него дома, то даяти часть на не; аже будуть за мужем, то не даяти части им» // «Аже в боярехъ любо в дружине, то за князя задниця не вдеть, но оже не будеть сыновъ, а дчери возмуть»

«Русская правда»

Право женщины в отличие от своего мужа выбирать, кому из детей передать свое наследство, - тому, кто проявил больше внимания к матери

«...а матерняя часть детем не надобе, но кому мати взхощеть, тому дасть: дасть ли всем, вси разделять; без языка ли умреть, то у кого ли будеть на дворе была и мертва и кто ю кормил, тому взятии».

Полная завещательная дееспособность женщины

«...аже и вен сынове ей будут лисп (черствые, «лихие»), а дочери может дати, кто и кормить»

«Русская правда»

Статья 106

Жена при наследовании за мужем по древнему русскому праву получала часть из имущества умершего мужа в размере части каждого из детей

«Русская правда»

Псковская Судная Грамота (1397)

Переход наследства к дочерям существовал уже не только у бояр, но и у простого населения, при этом женщины получили и право распоряжаться землей, как они считали нужным

Псковская Судная Грамота

«ее муж, князь Федор, получает семь дворов и половину мельницы в кормлю, а село на Кеби, клеть и двор в городе - в одерень; после смерти мужа его кормля переходит к монастырю Успения»

Жена является полной собственницей довольно большого имущества

Грамота № 33 Духовная Акилины, жены князя Федора (1417–1421 годы)

«А на которомъ человеке имуть сочити долгу по доскамъ или жонка, или детина...»

Женская дееспособность включала в себя право давать в долг и защищать свои права на это в судебном порядке.

Псковская Судная Грамота

Если мать после смерти мужа не вступала во второе замужество, у неё оказывается полный семейный авторитет; семья не разложится, если это не угодно будет матери; она станет сдерживать в целом дом, главой которой прежде был мужчина, а теперь является женщина

«Русская правда»

В результатевладычества Орды роль мужчины-воина повысилась; формировалось затворничество женщин из-за опасности. Закреплялись особые правила Домостроя, выразившиеся в подчиненности женщин в быту, запрете увеселений. В крестьянской среде подчиненность женщин была особенно ощутима

Ориентиры наследования: воля наследователя уже не была абсолютным критерием, но женщины допускались к наследованию. Женщины получали из состава поместий законную долю на «прожиток»

Судебник Ивана III 1497 г.

Судебник Ивана IV 1550 г.

Статья 60 - С.1497 / Статья 92 - С.1550

Брак не являлся равноправным, жена была подчинена мужу

Муж мог наказывать жену, а она должна была быть покорной мужу

Имущественные права жены ничем не ограничивались

«Подобает поучати мужем жен своих с любовью и благоразумным наказанием»

Стоглав 1551 г.

«Подобает мужьям поучать жен своих с любовью и благорассудным наказанием. Жены мужей своих спрашивают о всяком благочинии, …, а что он накажет, то с любовью и со страхом внимать и творить по сему писанию. А в гости ходить и к себе звать и связываться, с кем муж велит»

Домострой (сер. XVI в.)

Главы XXIX, XXXIV, XXXVI, XXXVIII

Значительно возросла правоспособность женщин в проведении сделок. Вдова и дочери получали часть поместья на «прожиток», то есть в пожизненное владение

Сохранялись принципы «Домостроя», согласно которому в семье главенствующее положение занимал муж. Развод разрешался только при уходе одного из супругов в монастырь, обвинения супруга в антигосударственной деятельности, неспособности жены к деторождению

Соборное уложение Алексея Михайловича 1649 г. – до 1832 г.

Женщина ценилась менее, чем мужчина, в качестве свидетеля на суде. … та сторона выигрывала дело, которая представляла лучших свидетелей, в числе которых, помимо прочих, признавались лица мужского пола против женского

«Свидетель мужеска пола паче женска» Воинский устав 1715 г.

Виновные в прелюбодеянии жёны карались семилетней епитимией, иногда пожизненной ссылкой в монастырь, наказанием плетьми, отсылкой на прядильный двор, даже ссылкой в Сибирь

XVIII в.

Период Российской империи

Муж пользовался правом наказывать свою жену. Если во время такого наказания жена умирала, то муж хотя и подвергался каре, но более легкой, чем за обыкновенное убийство

Воинский устав 1715 Артикул 163 – до 1845 г.

Имущественные отношения супругов основывались на принципе раздельности, причем жена пользовалась полной правоспособностью. Дееспособность жены ничем не была ограничена: указ 1715 г. предоставил женам право продавать и закладывать свои вотчины, не спрашивая при этом согласия своих мужей

«Жены недвижимое и движимое, с чем она шла замуж или по родству ей данное … при ней да будет»

Указ 1716 г.

«Собственным жен приданым имениям и что они, будучи замужем, куплей себе или после родственников по наследству присовокупили, быть при них, не зачитая того в ту указную дачу, что надлежит дать им из мужня»

Указ 1731 г.

Первая в истории русская женская организация - «Женское патриотическое общество»

1812 г.

Женщины были лишены возможности участвовать в государственном управлении и самоуправлении, не могли участвовать в земских избирательных собраниях. Им дозволялось только посылать вместо себя на собрания уполномоченных: своих «отцов, мужей, сыновей, зятьев, внуков, родных братьев или племянников»

Положения о земских учреждениях 1864 г. Статья 17

Городовое положение 1870 г. Статья 25

Преимущественное право на воспитание детей принадлежит отцу как главе семейства, доколе суд не решит, что ввиду особых обстоятельств польза детей требует воспитания их матерью

Гражданские законы 1763-1802 П. 90

Жена обязана повиноваться мужу как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность как хозяйка дома. Жена была обязана проживать совместно с мужем, несмотря на ее желание, всюду следовать за ним, за исключением тюрьмы и ссылки. Замужняя женщина может получить отдельный паспорт только с согласия мужа, беглую жену муж мог вытребовать к себе по этапу

Жена да пребывает в любви, почтении и послушании к своему мужу и да оказывает ему всякое угождение и привязанность, аки хозяйка

Гражданские законы 1763-1802 П. 107

Супруги имеют право заключать между собой договоры, устанавливающие размер пропитания

Оршанский, «Исследование по русск. Праву», стр. 86

Жена не могла устроиться на работу без согласия мужа

При найме замужней женщины не требовалось согласие мужа

УПТ изд. 1913 г. Статья 46

Женщины в выборах в Государственную Думу не участвовали

Положение о выборах 1906 г.

…если у мужа нет капитала или недвижимости, он все же несет свою обязанность (по содержанию жены), насколько не лишен рабочей силы, дающей ему самому пропитание

Проф. Г.Ф. Шершеневич. – «Учебник русск. гражд. права», изд. 1907 г., стр. 634

Приложение 2 Отображение гендерного равноправия в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1860 г.)

Положения феминизма

Цитаты из романа «Отцы и дети»

1.

1.1

Общество не должно давить на женщину и определять ее внешний вид

«...в маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного…»

«...даже самой Кукшиной, явившейся на бал безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах...»

«...не совсем опрятном платье...»

1.2

Общество не должно определять социальную роль женщины (пропаганда материнства и роли домохозяйки)

«...Слава богу, я свободна, у меня нет детей…»

2.

Женщины должны иметь право участвовать в политической жизни страны

Об участии Кукшиной в политической жизни в романе не упоминается

3.

Борьба с репродуктивным насилием: женщины должны обладать такими же правами в браке, как и мужчины

О браке Кукшиной известно лишь то, что они с мужем живут раздельно

4.

Доступ к высшему образованию и квалифицированному труду должен быть таким же, как и мужчин

«...А вы занимаетесь химией? Это моя страсть. Я даже сама выдумала одну мастику…»

«...Жорж Санда. Отсталая женщина, и больше ничего! Как возможно сравнить ее с Эмерсоном!»

«...прочтите лучше книгу Мишле «De l’amour». Это чудо!..»

5.

Борьба с предрассудками

«...Она, вы понимаете, разъехалась с мужем, ни от кого не зависит...»

Приложение 3 Отображение проблемы гендерного равноправия в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (1863 г.)

Положения

Цитаты

1.

1.1

Общество не должно давить на женщину и определять ее внешний вид

«Много доставалось Верочке за смуглый цвет лица, и она привыкла считать себя дурнушкой»

«Прежде мать водила ее чуть ли не в лохмотьях, а теперь стала наряжать»

1.2

Общество не должно определять социальную роль женщины (пропаганда материнства и роли домохозяйки)

«…собирается сватать ее начальник Павла Константиныча и какой-то важный начальник, с орденом на шее»

«- Верочка, ты неблагодарная, как есть неблагодарная, - шепчет Марья Алексевна дочери, - что рыло-то воротишь от них?» (от женихов)

2.

Женщины должны иметь право участвовать в политической жизни страны

В романе не упоминается участия Веры Павловны в политической жизни страны

3.

Борьба с репродуктивным насилием: женщины должны обладать такими же правами в браке, как и мужчины

«Но только я не хочу так: я не хочу жить на твои деньги»

4.

Доступ к высшему образованию и квалифицированному труду должен быть таким же, как и мужчин

«Я и придумала, что надо завести швейную; ведь это хорошо?»,

«Вера Павловна не сказала своим трем первым швеям ровно ничего, кроме того, что даст им плату несколько, немного побольше той, какую швеи получают в магазинах…»,

«Я завела мастерскую затем, чтобы эти прибыльные деньги шли в руки тем самым швеям, за работу которых получены. Потому и раздаю их вам; на первый раз всем поровну, каждой особо. После посмотрим, так ли лучше распоряжаться ими, или можно еще как-нибудь другим манером, еще выгоднее для вас. - Она раздала деньги»,
«Выберите двух из себя, чтоб они занимались этим вместе со мною. Я без них ничего не буду делать. Ведь ваши деньги, а не мои, стало быть, вам надобно и смотреть за ними»

5.

Борьба с предрассудками

«Люблю ли я его такою любовью, какая нужна мне? Прежде я не знала этой потребности тихого, нежного чувства — нет, мое чувство к нему не...»
«...а у них как? он встанет, пальто наденет и сидит, ждет, покуда самовар принесешь. Сделает чай, кликнет ее, она тоже уж одета выходит»
«Разойдутся, оба по своим комнатам сидят, книжки читают, он тоже пишет.»,

«Слышу, подошла. «Можно войти, миленький?» А он: «Сейчас, Верочка, минутку погоди». Лежал тоже. Платьишко натянул, пальто: ну, думаю, галстук подвязывать станет: нет, галстука не подвязал, оправился, говорит: «Теперь можно, Верочка». — «Я, говорит, вот в этой книжке не понимаю, ты растолкуй». Он сказал. «Ну, говорит, извини, миленький, что я тебя побеспокоила». А он говорит: «Ничего, Верочка, я так лежал, ты не помешала». Ну, она и ушла»

«ежели, говорит, я не хочу, чтобы другие меня в безобразии видели, так мужа-то я больше люблю, значит, к нему-то и вовсе не приходится, не умывшись, на глаза лезть»

Приложение 4 Отображение проблемы гендерного равноправия в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» (1868 г.)

Положения

Цитаты

1.

1.1

Общество не должно давить на женщину и определять ее внешний вид

«Все три девицы Епанчины были барышни здоровые, цветущие, рослые, с удивительными плечами, с мощною грудью, с сильными … руками, и конечно вследствие своей силы и здоровья, любили иногда хорошо покушать...»,

«Разве не вздумала было Аглая назад тому полгода обрезывать свои великолепные волосы?»

1.2

Общество не должно определять социальную роль женщины (пропаганда материнства и роли домохозяйки)

«...приданое для Аглаи предназначалось колоссальное и из ряду вон»

2.

Женщины должны иметь право участвовать в политической жизни страны

В романе Аглая не участвует в политической жизни страны

3.

Борьба с репродуктивным насилием: женщины должны обладать такими же правами в браке, как и мужчины

«Пленил он Аглаю необычайным благородством своей истерзавшейся страданиями по отчизне души, и она, еще до выхода замуж, стала членом какого-то заграничного комитета по восстановлению Польши ... Колоссальное состояние графа оказалось совершенно небывалым. … граф и друг его, знаменитый исповедник, успели совершенно поссорить Аглаю с семейством, так что те ее несколько месяцев уже и не видали...»

4.

Доступ к высшему образованию и квалифицированному труду должен быть таким же, как и мужчин

«...все три отличались образованием, умом и талантами»

«С ужасом говорилось о том, сколько книг они прочитали»

5.

Борьба с предрассудками

«Совершенно, совершенно как я…! Нигилистка, чудачка, безумная, злая, злая, злая! О, господи, как она будет несчастна!»,
«Я хочу быть смелою и ничего не бояться. Я не хочу по их балам ездить, я хочу пользу приносить. Я уж давно хотела уйти. Я двадцать лет как у них закупорена, и всё меня замуж выдают. Я еще четырнадцати лет думала бежать... Теперь я уже всё рассчитала и вас ждала, чтобы всё расспросить об загранице… хочу в Риме … все кабинеты ученые осмотреть, …хочу в Париже учиться; я весь последний год готовилась и училась и очень много книг прочла; я все запрещенные книги прочла»

Приложение 5 Отображение проблемы гендерного равноправия в романе И. А. Гончарова «Обрыв» (1869 г.)

Положения

Цитаты

1.

1.1

Общество не должно давить на женщину и определять ее внешний вид

«На него по обыкновению уже делала впечатление эта новая красота, или, лучше сказать, новый род красоты, не похожий на красоту ни Беловодовой, ни Марфеньки»,

1.2

Общество не должно определять социальную роль женщины (пропаганда материнства и роли домохозяйки)

«- Попробуйте, - дразнил Марк. - Хотите пари, что через неделю вы влюбитесь, как котенок, а через две, много через месяц, наделаете глупостей и не будете знать, как убраться отсюда?»,

2.

Женщины должны иметь право участвовать в политической жизни страны

В романе Вера в политической жизни не участвует.

3.

Борьба с репродуктивным насилием: женщины должны обладать такими же правами в браке, как и мужчины

В романе Вера не состоит в браке

4.

Доступ к высшему образованию и квалифицированному труду должен быть таким же, как и мужчин

«Откуда у тебя эта мудрость?»,

«- Да, новые книги получил из Петербурга... Маколея, том "Memoires"[*] Гизо...

Она молча слушала

- Не хочешь ли почитать?

- После пришлите Маколея.

"Пришлите", - подумал он, - отчего — не "принесите"?"

Они шли молча.

- А Гизо? - спросил он.

- Гизо не надо, скучно.

- Ты почем знаешь?

- Я читала его "Историю цивилизации"...

- И тебе показалось скучно! Где ты брала?»,

«Да откуда у тебя такие ультраюридические понятия?»

5.

Борьба с предрассудками

«Как она холодна и… свободна, не дичится совсем!»

«- А я не знаю, чего надо бояться, и потому, может быть, не боюсь, - отвечала она с улыбкой»

«- Я никому ничего не должна»

Приложение 6 Отображение проблемы гендерного равноправия в пьесе А. П. Чехова «Чайка» (1896 г.)

Положения

Цитаты

1.

1.1

Общество не должно давить на женщину и определять ее внешний вид

«Я сильно изменилась?»

1.2

Общество не должно определять социальную роль женщины (пропаганда материнства и роли домохозяйки)

«Отец и его жена не пускают меня сюда. Говорят, что здесь богема… боятся, как бы я не пошла в актрисы…»

2.

Женщины должны иметь право участвовать в политической жизни страны

Нина в пьесе не участвует в Политической жизни страны

3.

Борьба с репродуктивным насилием: женщины должны обладать такими же правами в браке, как и мужчины

«Тригорин разлюбил ее и вернулся к своим прежним привязанностям, как и следовало ожидать. Впрочем, он никогда не покидал прежних, а, по бесхарактерности, как‑то ухитрился и тут и там»

«…личная жизнь Нины не удалась совершенно»

4.

Доступ к высшему образованию и квалифицированному труду должен быть таким же, как и мужчин

«Бралась она все за большие роли, но играла грубо, безвкусно, с завываниями, с резкими жестами. Бывали моменты, когда она талантливо вскрикивала, талантливо умирала, но это были только моменты»
«Завтра рано утром ехать в Елец в третьем классе… с мужиками, а в Ельце образованные купцы будут приставать с любезностями»

5.

Борьба с предрассудками

За такое счастье, как быть писательницей или артисткой, я перенесла бы нелюбовь близких, нужду, разочарование, я жила бы под крышей и ела бы только ржаной хлеб, страдала бы от недовольства собою, от сознания своих несовершенств, но зато бы уж я потребовала славы… настоящей, шумной славы…»

Приложение 7

Положения

Цитаты

1.

1.1

Общество не должно давить на женщину и определять ее внешний вид

В пьесе мало известно о внешности Ани, лишь то, что девушка молода, имеет звонкий голос и добрый характер

1.2

Общество не должно определять социальную роль женщины (пропаганда материнства и роли домохозяйки)

«...Все лето не давала покоя ни мне, ни Ане, боялась, как бы у нас романа не вышло. Какое ей дело? И к тому же я вида не подавал, я так далек от пошлости. Мы выше любви!..»

2.

Женщины должны иметь право участвовать в политической жизни страны

Аня в пьесе не участвует в Политической жизни страны

3.

Борьба с репродуктивным насилием: женщины должны обладать такими же правами в браке, как и мужчины

В пьесе Аня не замужем

4.

Доступ к высшему образованию и квалифицированному труду должен быть таким же, как и мужчин

«...Ты, мама, вернешься скоро, скоро… не правда ли? Я подготовлюсь, выдержу экзамен в гимназии и потом буду работать, тебе помогать...»

5.

Борьба с предрассудками

«Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, – вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!..»

1Последствия феминизации общества https://www.masculist.ru/blogs/post-2190.html 10.11.2020

2«Великий и ужасный» феминизм

https://zen.yandex.ru/media/pisma49/velikii-i-ujasnyi-feminizm-chem-povestka-v-rossii-otlichaetsia-ot-zapadnoi-5ecd62bb01d0517eb44ecb6f 10.11.2020

3Гендерное равенство - Одна из важнейших задач нашего времени / Глобальные вопросы повестки дня / Организация Объединённых наций https://www.un.org/ru/sections/issues-depth/gender-equality/

4Сущность и эволюция «женского» вопросаhttps://studopedia.ru/4_166915_sushchnost-i-evolyutsiya-zhenskogo-voprosa.html

6 Принципы феминизма https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fdnevnik-znaniy.ru%2Fznaj-i-umej%2Fchto-takoe-feminizm.html

7 Пушкарева Н.Л. Женщина в российской семье: традиции и современность // Семья, гендер, культура: Матер. междунар. конференций 1994 и 1995 гг. / Под ред. В.А. Тишкова. М., 1997.

8 Зборовська Н.В. Психоаналіз і літературознавство. – К., 2003. – С.293

9 Г. А. Ельникова «Становление и развитие феминизма в России: к истории вопроса» https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-feminizma-v-rossii-k-istorii-voprosa

10 «Современные исследования феминизма в России» https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-127160

11Гендерное равенство - Одна из важнейших задач нашего времени https://www.un.org/ru/sections/issues-depth/gender-equality/

12 Чвыкалов В. В. Исторический опыт развития гендерного равноправия в России https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-opyt-razvitiya-gendernogo-ravnopraviya-v-rossii

13 Феминизм в дореволюционной России | Квест-город | Яндекс Дзен (yandex.ru) https://zen.yandex.ru/media/id/5a0b1baf7800197612ad01a1/feminizm-v-dorevoliucionnoi-rossii-5a928089dcaf8e630fc6c32f

14 Гончаров И. А. Лучше поздно, чем никогда (Критические заметки) http://goncharov.lit-info.ru/goncharov/proza/luchshe-pozdno-chem-nikogda.htm

15 Там же

16 Феминизм в СССР и России: зачем знать его историю и как ее разобрать? | Пикабу (pikabu.ru) https://pikabu.ru/story/feminizm_v_sssr_i_rossii_zachem_znat_ego_istoriyu_i_kak_ee_razobrat_5654209

17 Феминизм в России Википедия (wikipedia.org)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

18Чем феминизм объективно плох? (начало): vgonch — ЖЖ (livejournal.com) https://vgonch.livejournal.com/2617.html

 

36

Просмотров работы: 1299