Мнемотехника на уроках русского языка

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мнемотехника на уроках русского языка

Потапова А.Д. 1
1Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр творческого развития и гуманитарного образования города Сочи
Гагерова Т.Г. 1
1Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр творческого развития и гуманитарного образования города Сочи
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Почему же написание словарных слов вызывают затруднения учеников? Написание всех словарных слов знать невозможно. Вполне естественно периодически пользоваться словарем. Но минимум, предусмотренный школьной программой, необходимо усвоить каждому ребенку.

Как проводится словарный диктант? Учитель диктует слова, а дети записывают их. Перед диктантом ведется подготовительная работа. Слова с непроверяемыми написаниями изучаются в «словарном порядке», т. е. учащимся рекомендуется просто писать и запоминать словарные слова. Механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.

Проведенные исследования показывают, что классическая форма проведения словарных диктантов недостаточно эффективна. Необходимо менять систему работы со словарными словами. Для прочного запоминания, работа со словарными словами должна быть осмысленной, вызывать интерес, а сам процесс должен быть познавательным и творческим. Поэтому на ряду с традиционными методами и приёмами работы необходимо искать и использовать нетрадиционные, которые будут направлены на развитие памяти, активизацию мыслительной деятельности обучающихся и повышать эффективность усвоения материала.

Подобрать наиболее эффективный метод для прочного запоминания и грамотного написания словарных слов мне помогли уроки мнемотехники в ЦТРиГО.

Мы предположили, что данный метод будет эффективен и для изучения словарных слов.

Цель работы: 

Целью работы является освоение методов мнемотехники при запоминании словарных слов.


Задачи:
1. Познакомиться с особенностями памяти школьников младшего школьного возраста.

2. Изучить литературу о мнемотехнике.

3. Провести и проанализировать анкету, направленную на изучение отношения школьников к словарным словам.

4. Провести, а затем проанализировать диагностический словарный диктант№1, во 2 классе

5. Рассказать экспериментальной группе о мнемотехнике. Запомнить новые словарные словами с помощью мнемотехники.

6.Провести, а затем проанализировать контрольный словарный диктант №2, во 2 классе

7. Продемонстрировать учащимся класса наиболее эффективный способ запоминания словарных слов.

8. Проверить влияния методов мнемотехники на качества написания словарных диктантов.

Гипотеза: мы предполагаем, что метод мнемотехники будет эффективен для запоминания словарных слов для детей младшего школьного возраста.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Возрастные и индивидуальные особенности памяти

Для решения одной из поставленных в начале исследования задач, я решила познакомиться с психологическими особенностями памяти школьников младшего школьного возраста.

Психологические наблюдения показывают, что на протяжении почти всего периода начального обучения преимущественной остается наглядно-образная память. На нее в основном и опираются младшие школьники при запоминании. Приемы смысловой переработки материала они используют чрезвычайно редко.

Образная память.

Информация запоминается в виде образов.

Память может быть:

Одним из свойств образной памяти является возможность запоминания объекта по первому предъявлению, без многократного повторения. Ассоциативный информационный блок, к тому же, должен вызывать интерес, любопытство, а еще лучше улыбку и смех, потому что смех не только активизирует эмоциональную память, но еще и обеспечивает дополнительный приток кислорода к клеткам мозга, что тоже благоприятно сказывается на усвоении материала.

1.2. Что такое мнемотехника.

Мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Слово «мнемотехника» происходят от греческого слова «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. Методы мнемотехники позволяют абсолютно точно воспроизводить последовательность информации. Техника мнемотехники не совершенствует память, она только облегчает запоминание, и то в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро). Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминанать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.

Мнемотехника значительно повышает обучаемость любым дисциплинам и даёт возможность не отставать от технического прогресса.

Важное достоинство техники для развития памяти заключается в том, что ее приемами способен овладеть любой желающий. Сверхспособности или специфические знания для этого не нужны. Тренировка поможет взрослым, подросткам и детям. В любом возрасте легко натренировать память, стоит только захотеть.

Обучение мнемотехнике начинают в любом возрасте. Насколько успешно будут усвоены приемы запоминания, зависит лишь от потраченного вами времени и приложенного старания.

Важнее всего понять закономерности запоминания, узнать базовые принципы и применять мнемотехнику практически. Следует постоянно совершенствовать свое умение, не останавливаться на достигнутом.

Говоря двумя словами, мнемоника – искусство запоминания. Мнемотехника – это приемы и методы запоминания.

1.3.Приемы и методы мнемотехники.

Основные приёмы:

Рифма и ритм. 

Один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала - это зарифмовать его. Этот способ, используемый в некоторых мнемонических упражнениях, также нашел широкое применение в рекламе.

Специалисты, занимающиеся рекламой, отлично понимают значение рифмы для запоминания различной информации. Вы, без сомнения, замечали, что во многих рекламных роликах информация о товарах зарифмована, и это способствует более быстрому ее запоминанию, а следовательно, скорейшей реализации товаров.

Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания, и от них зачастую не так просто избавиться. Поэтому, когда вы сталкиваетесь с важной, но нелогичной и трудно запоминаемой информацией, то вам стоит попробовать зарифмовать ее. Как это сделать, мы покажем на простом примере с телефонным номером.

Итак, вам нужно запомнить номер 663-15-14. Для этого вы можете зарифмовать его следующим образом:

Шесть шесть три один пять один четыре

Я все помню в целом мире.

Еще один пример:

Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам

и делит угол пополам.

Аббревиатура. 

Мы сталкиваемся с аббревиатурами каждый день, поскольку их использование весьма популярно. Мы уже привыкли к таким словам, как ГИБДД, РФ и т.д. Эти аббревиатуры не только сокращают длинные названия, но и способствуют их запоминанию.

Аббревиатура может применяться для фиксирования самой различной информации. Например, для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый - мы обычно пользуемся фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» Или для запоминания падежей "Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку"

Это, разумеется, не совсем аббревиатура. В этом выражении первые буквы слов, которые необходимо запомнить, совпадают с буквами слов простого и легко запоминающегося предложения, имеющего какой-то смысл. То есть запоминанию информации способствует и смысл простого предложения, и тот факт, что все слова этого предложения начинаются с первых букв слов, которые нужно запомнить. Это является своеобразным двойным эффектом.

1.4. Использование мнемотехнике в проекте

Для изучения словарных слов мы используем следующие виды мнемотехники:

Зрительные ассоциации.

Звуковые ассоциации.

Зрительные ассоциации больше всех нравятся ребятам. Во время запоминания определенного слова, мы предложим ученику посмотреть на картинку, которая будет обозначать слово, плюс сможет обыграть трудно запоминающуюся букву. Например, изобразите на картинке слово «заяц» и букву «Я».

Также в других словах буквы, вызывающие у ребенка трудности во время написания, изобразим картинками, учитывая смысл самого слова. В слове «яблоко» четвертая по счету буква очень похожа на яблоко. Следовательно, вместо нее нарисуйте ее.

Следующая методика – звуковые ассоциации. К примеру, слово «малина» созвучно со словом «Алина». Соединив данные слова в одну единую фразу, можно получить предложение: «Алина любит малину». Данное слово мы выучим с помощью звуковой ассоциации. И сама фраза звучит мелодичнее, следовательно, запоминается без проблем.

Глава 2. Практическая часть.

2.1 Опрос специалистов

Для проведения нашего исследования было намечено провести сбор информации у специалистов.

Беседа с учителем начальных классов

Мой брат учится во втором классе лицея №22, я встретилась с его учительницей Полиновой Наталией Петровной.. Учитель рассказала, что ученики нашей школы пишут словарные диктанты согласно учебному плану, примерно 5 раз в год. Наталия Петровна заметила, что некоторые ученики несмотря на работу над ошибками и многократные повторения слов, не могут запомнить написание некоторых слов. И этим самым подтвердила важность моей работы, предложила помощь и участие в проекте.

Вывод: На примере словарных диктантов учительница объяснила, как она дает словарные слова и когда проводит словарный диктант. Новые словарные слова ученик записывает в тетрадь. Работает зрительная и письменная память. Затем проходит контрольный словарный диктант, по пройденным словарным словам.

. Беседа с преподавателем мнемотехники в ЦТРиГО

С мнемотехникой я познакомился на уроках "Интеллекта" в ЦТРиГО, в сентябре 2020г. Педагог Цтриго Макарова Елена Владимировна рассказала нам : "Мнемотехника развивает память, воображение и речь.

Смысл мнемотехники в том, что любое слово можно зарисовать, проассоциировать его со зрительным образом. Можно даже целый рассказ зарисовать в картинках. Для ребёнка запомнить, что либо на слух задача не из лёгких, в тоже время как с помощью картинок даже объёмные рассказы и стихотворения он может быстро вспомнить. Часто многие родители жалуются на бессвязную речь, неспособность детей правильно составить предложение, неумение контролировать темп и громкость речи. Конечно что- то абстрактное или рассказать о чём - то для младшего школьника –задача тяжёлая, потому что в младшем школьном возрасте у детей преобладает зрительная память, здесь – то на помощь и приходит мнемотехника.

2.1 Анкетирование

5 ноября 2020г. среди учеников 2В класса МБОУ лицея № 22 г.Сочи была составлена и проведена анкета «Словарные слова», в котором приняли участие 20 учеников 2В класса.

Анкета приведена в приложении 1.

В анкете было 5 вопросов.

1. Какие слова называются словарными?

2. Как ты запоминаешь словарные слова?

3. Хотел бы ты узнать новые и необычные способы запоминания словарных слов?

4. Трудно ли тебе даётся запоминание словарных слов?

5. Какие отметки ты чаще всего  получаешь за словарные диктанты?

Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты анкетирования «Словарные слова» у учеников 2 "В" класса

 

вопрос №1

вопрос

№2

вопрос

№3

вопрос

№4

вопрос

№5

         

Ученик1

А

А

А

А

В

Ученик2

А

Б

А

Б

Б

Ученик3

А

А

А

А

Б

Ученик4

А

А

А

Б

А

Ученик5

А

Б

А

А

В

Ученик6

А

А

А

А

А

Ученик7

А

А

А

Б

А

Ученик8

А

Б

А

Б

В

Ученик9

А

Б

А

Б

А

Ученик10

А

А

А

Б

Б

Ученик11

А

А

А

А

В

Ученик12

А

В

А

Б

В

Ученик13

А

А

А

А

Б

Ученик14

А

А

А

Б

Б

Ученик15

А

Б

А

А

Б

Ученик16

А

В

А

А

А

Ученик17

А

А

А

А

А

Ученик18

А

А

А

Б

Б

Ученик19

А

Б

А

А

Б

Ученик20

А

А

А

Б

В

итого 20

А-20

А-12

Б-6

В2

А-20

А-10

Б-10

А-6

Б-8

В-6

Результаты оказались следующие:  

   В  все ребята знают, какие слова называются словарными.

      Отвечая   на   вопрос,   трудно   ли   даётся   запоминание   словарных   слов,   10 второклассников (50%) ответили положительно.

Результаты словарных диктантов на " на ".    Из 20 учеников, принявших участие в анкетировании, только 6 (33%) написали, что за словарный диктант они чаще всего получают тройки. Остальные получают четвёрки и пятёрки.     Я обратился к одноклассникам с устным вопросом: каково ваше отношение к  этому заданию? Ребята ответили: учим только потому, что это необходимо.  Но удовольствия при этом не испытываем. 

Когда   я   сказала,   что   есть   много   интересных   способов   запоминания   словарных слов, которые помогают ещё и развивать мышление, воображение, внимание,   многие   ребята   заинтересовались.  

2.2. . Подготовка к проведению эксперимента

В нашем эксперименте принимали участие 20 человек из 2В класса лицея 22. По рекомендации учителя, мы разделили группы равномерно, по показателям успеваемости. В каждой группе по 10 человек.

Первую группу мы назвали - "группа Мнемотехника" Дети этой группы будет использовать в эксперименте методы мнемотехники.

Вторую группу мы назвали - "группа Память"

Дети этой группы будет использовать обычный метод заучивания словарных слов наизусть.

Для того чтобы проверить достоверность эксперимента, перед началом исследования, 6.11.20 г в 15 кабинете лицея 22 мы провели тестовый словарный диктант №1 (таблица №1), использовали словарные слова изученные ранее.

Таблица 1. Словарный диктант №1 до начала эксперимента.

П/п

Словарные слова

 

город

 

класс

 

корова

 

собака

 

адрес

 

картина

 

Россия

 

язык

 

ученик

 

учитель

Для удобности результаты первого словарного диктанта мы записали в таблицы 2 и 3, за единицу измерения мы взяли орфографическую ошибку в словарном слове.

Таблица 2. Результаты словарного диктанта №1 Группа "Мнемотехника". Общее количество орфографических ошибок сделанных детьми.

 

Словарный диктант №1

(до эксперимента)

Ученик 1

4

Ученик 3

-

Ученик 7

3

Ученик 8

-

Ученик 11

1

Ученик 13

2

Ученик 16

1

Ученик 17

-

Ученик 15

1

Ученик 20

-

итого

12

Таблица 3. Результаты словарного диктанта №1 Группа "Память" Общее количество орфографических ошибок сделанных детьми

Ф.И. ученика

Словарный диктант №1

(до эксперимента)

Ученик 2

1

Ученик 3

-

Ученик 5

3

Ученик 6

-

Ученик 9

1

Ученик 10

2

Ученик 12

4

Ученик 18

-

Ученик 14

1

Ученик 19

-

итого

12

Для наглядности результаты диктанта приведены с помощь. диаграммы

По результатам первого словарного диктанта, можно сделать вывод что дети в группах одинаково подготовлены, группы находятся в одинаковых условиях. Количество ошибок в группе "Мнемотехника" равно 11 шт., количество ошибок в группе "Память" равно 10 шт.

Выводы: проведя данное тестирование, мы увидели, что дети делают ошибки в уже пройденных словарных словах. Благодаря проведенной работе, мы поняли, что нам необходимо провести эксперимент с целью изучения и разнообразия в работе со словарными словами

2.3. Изучение словарных слов в группе "Память"

Согласно методическим рекомендациям для начальной школы, 18.11.20 г в 15 кабинете лицея 22, мы провели ознакомление детей группы "Память" с новыми словарными словами (таблица №2).

Этапы работы с новыми словарными словами с детьми из группы "Память":

1. Мы написали новые слова для изучения на доске

2. ученики прочитали слова самостоятельно

3.Мы прочитали слова "орфографически", показали "трудные буквы"

Повторение детьми 2-3 раза

4. записали слово в тетрадь

5.выделение зеленым цветом трудной буквы "

Таблица 4. Новые словарные слова для изучения на уроке русского языка.

П/п

Словарные слова

 

заяц

 

огород

 

горох

 

малина

 

ворона

 

воробей

 

сорока

 

огурцы

 

яблоко

2.4. Изучение словарных слов в группе Мнемотехника

18.11.20 мы провели ознакомление детей группы "Мнемотехника" с новыми словарными словами (таблица №4).

Этапы работы с новыми словарными словами с детьми из группы "Мнемотехника":

1. Мы написали новые слова для изучения на доске.

2. Мы показали слайды на доске и картинки, где "трудные буквы" мы запоминаем с помощью мнемотехники.

3. Дети записали пропущенные "трудные буквы" в специальные мнемотехнические карточки. Приложение 1

2.5. Проведение словарного диктанта в 2 группах по изученным словам.

20.11.20г мы собрали 2 группы вместе и провели словарный диктант по изученным словам, таблица 4. Результаты проверочного словарного диктанта №2 мы записали в таблицы 5 и 6, за единицу измерения мы взяли орфографическую ошибку в словарном слове.

Таблица 5. Результаты словарного диктанта №2 Группа "Мнемотехника". Общее количество орфографических ошибок сделанных детьми.

 

Словарный диктант №1

(до эксперимента)

Ученик 1

1

Ученик 3

-

Ученик 7

-

Ученик 8

-

Ученик 11

-

Ученик 13

-

Ученик 16

-

Ученик 17

-

Ученик 15

-

Ученик 20

-

итого

1

Таблица 3. Результаты словарного диктанта №2 Группа "Память" Общее количество орфографических ошибок сделанных детьми

Ф.И. ученика

Словарный диктант №1

(до эксперимента)

Ученик 2

2

Ученик 3

-

Ученик 5

1

Ученик 6

-

Ученик 9

-

Ученик 10

1

Ученик 12

1

Ученик 18

-

Ученик 14

1

Ученик 19

-

итого

6

Для наглядности результаты диктанта приведены с помощь. диаграммы

Вывод . По результатам итогового диктанта можно сделать следующий вывод:: У ребят из группы "Память" работа над словарными словами проходила в обычных условиях, дети не проявляли интереса, к изучению новых словарных слов и ученики, с удовлетворительной успеваемостью сделали много ошибок. Результаты группы "Мнемотехника" очень порадовали. Ошибку сделал один ученик в одном слове. Это доказывает что применение методов мнемотехнике в изучении словарных слову учеников начальной школы, приводит к быстрому и легкому запоминанию "трудных букв"

Заключение.

Исследование показало, что запоминание непроверяемых написаний – долгий, утомительный, трудоёмкий процесс. Чтобы избежать при изучении словарных слов, нужно использовать мнемотехнику – совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание нужных сведений, фактов при помощи создания искусственных ассоциаций.

В ходе исследования гипотеза нашей работы подтвердилась.

В ходе работы я познакомилась с особенностями памяти, изучила литературу, попробовала себя в роли учителя начальных классов.

Мы выяснили, что использование методов мнемотехники вызывает большой интерес у учащихся и повышает качество усвоения учебного материала.

Мы узнали, что мнемотехника включают в себя систему игровых упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, орфографической зоркости, повышения грамотности, воображения.

Мне понравилось проводить исследование, что работа вызвала большой интерес у учеников. Я планирую провести в следующем году исследование в своем 5 классе.

Мы надеемся, что наше исследование пригодится как учащимся, испытывающим трудности при запоминании словарных слов, так и педагогам, заинтересованным во внедрении в процесс обучения новых технологий. Мнемотехники способны помочь не только при заучивании словарных слов, но и для запоминания различного рода информации.

Список использованной литературы

Анна Беловицкая. «Русский язык в котах».

Анна Шилец. Статья «Простые и эффективные способы запомнить словарные слова». www.tutoronline.ru

E. E. Bacильeва. «Практические приемы мнемотехники и тренировки памяти».

С. Лаврова. «Замок графа Орфографа или удивительные приключения с орфографическими правилами».

Н. В. Никишина. «Комплексная методика повышения грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе» Методическое пособие, г. Азов, 2017

Л. Успенский. «Слово о словах».

Приложение 1

Анкета «Словарные слова»

Класс ___________________

Фамилия Имя (если хочешь) ________________________________________

1 . Какие слова называются словарными?

А)  слова, пpaвoпиcaниe кoтopыx нельзя проверить ни oдним пpaвилом pyccкoгo языкa.

Б) слова, пpaвoпиcaниe кoтopыx можно проверить.

2. Как ты запоминаешь словарные слова?

А) просто запоминаю.

Б)несколько раз записываю в тетрадь.

В)у меня свой метод.

3. Хотел бы ты узнать новые и необычные способы запоминания словарных слов?

А)да.

Б)нет.

4. Трудно ли тебе даётся запоминание словарных слов?

А)да.

Б)нет.

5. Какие отметки ты чаще всего  получаешь за словарные диктанты

A)5

Б)4

В)3

Г )2

Приложение 2

я!-я!-я!

за__ц

круг

ябл__ко

овал

__гурец

 

Г__р__х

 

Ог__р__д

 

В__р__на

 

В__р__бей

 

С__р__ка

Алина

М__лина

П риложение 3

Просмотров работы: 288