Очень часто в своей жизни мы встречаем творения известных людей: картины, скульптуры, музыку, кино, литературные произведения и многое другое. Воспринимая их, мы испытываем разные чувства: восхищение и недоумение, уважение и возмущение. Мы можем часами стоять перед понравившейся нам картиной или слушать полюбившуюся песню, а можем остаться совершенно равнодушными. Но когда творение мастера задевает душу, заставляет испытывать сильные чувства, всякий раз удивляешься: как автор сумел это сделать? Что стало для него источником вдохновения?
Наверняка, нужна специальная обстановка. Нужны яркие события и встречи с неординарными личностями. Тогда произведение получится блистательным. Получается, что всё, что создано художником и музыкантом, скульптором и литератором, создано только с натуры, с того образа, что перед глазами?
Можно ли привлечь воображение или воспоминания? Можно ли создать стихотворение, источником вдохновения для которого стало прошлое или даже будущее?
Я пишу стихи. Поэзия для меня – это способ самовыражения. И мне хочется найти ответы на возникшие вопросы.
Итак, в своём исследовании я выдвигаю такую гипотезу: источником поэтического вдохновения может быть воспоминание о чём-либо.
Доказать или опровергнуть эту гипотезу мне помогут произведения Николая Рубцова.
Следовательно, цель моего исследования – выяснить, что для Николая Рубцова было источником вдохновения.
Задачи:
изучить биографию Н.М.Рубцова и его творческий путь;
прочитать и проанализировать содержание нескольких стихотворений Н.М.Рубцова (мною произвольно было выбрано 8);
выявить особенности тематики лирики Н.М.Рубцова;
понаблюдать за особенностями стихосложения Н.М.Рубцова;
проанализировав стихотворения Н.М.Рубцова, выяснить, может ли воспоминание стать источником вдохновения.
Объектом исследования являются стихотворения Н.М.Рубцова. Предметом исследования – содержание и форма стихотворений Н.М.Рубцова.
Методы исследования: работа со справочной литературой, словарями, анализ содержания художественных произведений – стихотворений Н.М.Рубцова, анализ и систематизация полученной информации.
Актуальность моего исследования в том, что данная работа позволяет лучше разобраться в особенностях лирики Н.М.Рубцова, а также обогащает мой читательский и поэтический опыт.
Часть 1. Жизненный путь Николая Михайловича Рубцова
Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емецк Холмогорского района Северного края (ныне Архангельской области). В 1937 году семья переехала в Няндому (город в Архангельской области). В январе 1941 года Михаил Рубцов с семьёй выбыл из Няндомы в Вологодский горком партии. В Вологде Рубцовых застала война.
Летом 1942 года умерли мать и младшая сестра Н.Рубцова. Отец был на фронте. Детей поместили в детский дом. Тем же летом 6-летний Николай написал своё первое стихотворение.
Николай и его брат вначале попали в Красовский детский дом, а с октября 1943 года и до июня 1950 года Николай жил и учился в детском доме в селе Никольском Тотемского района Вологодской области, где он окончил семь классов школы (сейчас в этом здании находится Дом-музей Н. М. Рубцова).
С 1950 по 1957 годы Н.Рубцов перепробовал много занятий: и учился в Тотемском лесотехническом техникуме, и работал кочегаром в архангельском траловом флоте треста «Севрыба», а также был разнорабочим на опытном военном полигоне, и проходил срочную службу дальномерщиком на эсминце «Острый» Северного флота.
Только 1 мая 1957 года состоялась его первая газетная публикация (стихотворение «Май пришёл») в газете «На страже Заполярья. После демобилизации жил в Ленинграде, работая попеременно слесарем, кочегаром и шихтовщиком на Кировском заводе. Тогда же Н.Рубцов начинает заниматься в литобъединении «Нарвская застава», знакомится с молодыми ленинградскими поэтами Глебом Горбовским, Константином Кузьминским, Эдуардом Шнейдерманом.
В июле 1962 года с помощью Бориса Тайгина выпускает свой первый машинописный сборник «Волны и скалы». В августе 1962 года Рубцов поступает в Литературный институт им. М.Горького в Москве и знакомится с Владимиром Соколовым, Станиславом Куняевым, Вадимом Кожиновым и другими литераторами, чьё дружеское участие не раз помогало ему и в творчестве, и в делах по изданию стихов. С пребыванием в институте вскоре возникли проблемы, однако поэт продолжает писать, и в середине 1960-х у него выходят первые сборники («Лирика», «Душа хранит»). В 1969 году Рубцов окончил Литературный институт и был принят в штат газеты «Вологодский комсомолец».
В 1968 году литературные заслуги Рубцова получили официальное признание, и ему в Вологде была выделена однокомнатная квартира в доме № 3 на улице, названной именем другого вологодского поэта — Александра Яшина.
Николай Рубцов трагически погиб в ночь на 19 января 1971 года в своей квартире в результате бытовой ссоры с начинающей поэтессой Людмилой Дербиной (Грановской), на которой собирался жениться. Биографы упоминают о стихотворении Н.Рубцова «Я умру в крещенские морозы» как о предсказании даты собственной смерти. В Вологодском музее Николая Рубцова хранится завещание поэта, найденное после смерти: «Похороните меня там, где похоронен Батюшков» (поэт XIX века был похоронен на кладбище Спасо-Прилуцкого монастыря). Николай Рубцов был похоронен в Вологде на Пошехонском кладбище.
Судьба Николая Рубцова – настоящая трагедия. Он рано осиротел. Всю свою жизнь он чувствовал себя одиноким, не имеющим собственного пристанища человеком. Всю свою жизнь он искал себя.
Часть 2. Особенности тематики стихотворений Н.М.Рубцова
Мною произвольно были выбраны для анализа 8 стихотворений Николая Михайловича Рубцова: «Первый снег», «В горнице моей светло», «У сгнившей лесной избушки», «Зелёные цветы», «Ночь на Родине», «Далёкое», «На озере», «По мокрым скверам проходит осень».
Для анализа я выстроил их в хронологическом порядке. Мне хотелось проследить, меняется ли и как тематика его стихотворений.
Стихотворение «Первый снег»
О стихотворении известно мало. Написано оно в 1955 году, поэту тогда всего 19 лет. (Появилось в сборнике «Душа хранит» в 1969 году.) В это время будущий поэт проходит военную службу матросом на Северном флоте. В этом стихотворении поэт описывает первый снег. Ему важно показать красоту зимы и те изменения, которые зима приносит в деревенскую жизнь. Он, конечно, мог и на севере увидеть первый снег, но коней в упряжке, поля, сани, голубей, про которых он рассказывает в третьей строфе стихотворения, он мог только представить, нарисовать по памяти.
Стихотворение «У сгнившей лесной избушки»
Стихотворение было написано в 1964 году, когда поэту было 28 лет. (Появилось в сборнике «Лирика» в 1965 году.)
В 1964 году поэт целое лето отдыхает в селе Никольское. Вот что он потом напишет своему другу Александру Яшину: «Здесь за полтора месяца написал около сорока стихотворений. В основном о природе, есть и неплохие, и есть вроде бы ничего. Но писал по-другому, как мне кажется. Предпочитал использовать слова только духовного, эмоционально-образного содержания, которые звучали до нас сотни лет и столько же будут жить после нас». Одно из этих стихотворений – «У сгнившей лесной избушки». Темой стихотворения становится мир природы. Поэт счастлив только наедине с природой: «И словно душа простая проносится в мире чудес».
Стихотворение «По мокрым скверам проходит осень»
Стихотворение написано в 1964 году. Ни в какой сборник оно не вошло. Было написано по мотивам стихотворения Поля Верлена «Осенняя песня». Н.Рубцов словно отвечает П.Верлену.
Перед нами картина приближающейся осени. Осень - пора потерь, печальных воспоминаний: «Ах, это злая старуха осень»; «Я вспоминаю былые годы, и я плачу…»
Стихотворение «В горнице моей светло»
Стихотворение написано в 1965 году, Н. Рубцову 29 лет. (Появилось в сборнике «Звезда полей» в 1967 году.) Поэт в это время учится в Литературном институте в Москве. Это стихотворение описывает деревенскую жизнь и доносит до нас мысль о том, как мила и дорога эта простая жизнь поэту.
Источником вдохновения для Н.Рубцова здесь становятся воспоминания о матери, о доме, о простых человеческих радостях.
Стихотворение «Зелёные цветы»
Стихотворение написано в 1967 году, когда Н. Рубцову был 31 год. Впервые было опубликовано в газете «Новый путь» в Вологде. Сборник, в который впервые было включено стихотворение, назывался «Сосен шум» (1970 год).
История создания стихотворения такова: 22 августа 1967 года началась поездка по Волго-Балтийскому водному пути в составе группы писателей и поэтов, в числе которых были: А. Яшин, В. Белов, А. Романов, В. Коротаев, Б. Чулков, Л. Беляев, С. Чухин, Н. Рубцов и др. Николай Рубцов принимает участие в обычных для того времени писательских поездках, выступлениях в сельских клубах, Домах культуры, библиотеках. Во время этой поездки Н. Рубцов побывал вместе с Сергеем Чухиным у его бабушки в селе Дмитриевское (Погорелово) Череповецкого района Вологодской области. По впечатлениям этого посещения во время дальнейшего пути и было написано стихотворение «Зелёные цветы».
Темой стихотворения становится прогулка по цветущему лугу. Поэт вновь обращается к миру природы, потому что природа хотя бы на время позволяет позабыть о житейских проблемах: «Легче там, где поле и цветы». А зелёные цветы – это символ несбыточной мечты. Этот образ подсказало поэту его воображение (ведь зелёные цветы в природе не существуют).
Стихотворение «Ночь на Родине»
Стихотворение тоже написано в 1967 году. Впервые опубликовано в газете «Коммунист». К тому времени Н. Рубцов уже выпустил в свет две книги стихов, которые сделали его известным. Появилось стихотворение в сборнике «Сосен шум» в 1970 году.
Стихотворение было написано во время того же путешествия по Волго-Балтийскому водному пути. Писатели и поэты плыли на теплоходе от Череповца до Вытегры, на остановках встречались с читателями, ходили на экскурсии, ловили рыбу. Находясь вдали от дома, хоть и в дружеской обстановке, Н. Рубцов очень скучал по дому. По его воспоминаниям и было написано это стихотворение.
В этом стихотворении поэт вспоминает о родном доме. Только здесь можно хотя бы мысленно, хотя бы на миг забыть о проблемах и наслаждаться покоем: «И тихо здесь, как будто никогда природа здесь не знала потрясений!»
Стихотворение «Далёкое»
Стихотворение написано в 1969 году. Впервые включено в сборник «Зелёные цветы» в 1971 году. Само стихотворение наполнено воспоминаниями поэта о былом. Самое ценное и дорогое осталось в прошлом, по его мнению.
Стихотворение «На озере»
Стихотворение написано в 1969 или 1970 году. Впервые включено в сборник «Зелёные цветы» в 1971 году. Написано по впечатлениям посещения Ильинского озера в деревне Оденьево, где Н. Рубцов впоследствии купит дом. Впервые напечатано в газете «Вологодский комсомолец».
Стихотворение представляет собой описание состояния природы и души человека. Поэт жаждет покоя, очищения от зла: «О, этот светлый покой-чародей! Очарованием смелым сделай меж белых своих лебедей чёрного лебедя – белым!»
Все проанализированные мною стихотворения Н.Рубцова написаны по мотивам воспоминаний. Поэт каждый раз мысленно уходит в прошлое и вспоминает о родном доме, о родной деревне, о мире природы, который не отделить от мира его воспоминаний. Таким образом, тема природы становится главной, как и тема прошлого.
Вспоминая, поэт испытывает разные чувства: радость от первого снега, счастье быть дома, для него ценен каждый миг и каждая, самая простая, деталь – «дремлет на стене моей ивы кружевная тень» (В горнице моей светло, 1965). Но по мере осмысления себя в этом мире поэт становится всё грустнее, а его радости - мимолётнее. Природа, воспоминания о родном доме, которые прежде дарили наслаждение и умиротворение, теперь лишь ненадолго позволяют отвлечься от жизненных проблем:
Вернулся я, — былое не вернется!
Ну что же? Пусть хоть это остается,
Продлится пусть хотя бы этот миг
(Ночь на Родине, 1967)
Чем старше становится поэт, тем печальнее его мысли. Он ищет утешения в природе, в своих воспоминаниях, но утешается ненадолго:
Как все это кончилось быстро!
Как странно ушло навсегда!
Как шумно — с надеждой и свистом —
Помчались мои поезда!
(Далёкое, 1969)
Но Н.Рубцов не теряет надежды:
О, этот светлый
Покой-чародей!
Очарованием смелым
Сделай меж белых
Своих лебедей
Черного лебедя — белым!
(На озере, 1969/70)
Ведущий образ его стихотворений-воспоминаний – малая родина. О ней поэт пишет почти в каждом своём стихотворении. Где бы он ни находился, кто бы ни был рядом, ничто не может стереть этот милый и родной образ из его памяти. Поэт живёт воспоминаниями. Только в них Н.Рубцов мог увидеть то, что было ему дорого: родной дом, родную природу, близких людей. Только в них он счастлив.
Часть 3. Особенности стихосложения Н.М.Рубцова
Я проанализировал стихотворения Николая Рубцова с точки зрения поэтической формы.
Первый снег
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, использован парный способ рифмовки (во 2 и 3 строфе пятая строчка рифмуется с 3 и 4), мужская рифма чередуется с женской (в 1 и 4 строфе рифма только мужская; во 2 и 3 строфе 1 и 2 строчка – женская; 3, 4 и 5 – мужская). Форма стихотворения своеобразна.
У сгнившей лесной избушки
Стихотворный размер – трёхстопный амфибрахий, перекрёстный способ рифмовки, мужская и женская рифма чередуются между собой (1 и 3 строчки – женская, 2 и 4 – мужская).
По мокрым скверам проходит осень
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, перекрёстный способ рифмовки, женская рифма.
В горнице моей светло
Стихотворение написано четырёхстопным хореем, использован перекрёстный способ рифмовки, только мужская рифма.
Зелёные цветы
Стихотворный размер – пятистопный ямб, кольцевой способ рифмовки, мужская и женская рифма чередуются друг с другом (1 и 4 строки – мужская, 2 и 3 – женская) во всех строфах,
Ночь на Родине
Стихотворный размер – пятистопный ямб, перекрёстный способ рифмовки (в 3 строфе – кольцевой), мужская и женская рифма чередуются друг с другом (1 и 3 строки – мужская, 2 и 4 – женская) во всех строфах, кроме третьей (1 и 4 – мужская, 2 и 3 – женская)
Далёкое
Стихотворный размер – трёхстопный амфибрахий, перекрёстный способ рифмовки, мужская рифма чередуется с женской (1 и 3 – женская, 2 и 4 – мужская)
На озере
Стихотворный размер – двустопный дактиль, способ рифмовки близок к перекрёстному (рифмуются 1 и 4, 2 и 5, 3 и 6 и т.п.), рифма мужская и женская, неточная.
Форма стихотворений Н.Рубцова становится всё правильнее с каждым годом его творческой деятельности, но есть свои особенности.
Как видим, лирик не отдавал предпочтения ни одному стихотворному размеру, хотя ямб и амфибрахий встречаются чаще. Ямб – один из самых популярных стихотворных размеров. А вот амфибрахий – это размер размышлений, диалогов, пусть и с самим собой хоть в молодости («У сгнившей лесной избушки»), хоть в зрелости («Далёкое»).
Способ рифмовки – перекрёстный, реже кольцевой или парный. Интересно, что лирик мог совмещать сразу два способа рифмовки в одном стихотворении, например, в стихотворении «Ночь на Родине». Таким образом, поэт привлёк внимание к третьей строфе стихотворения (кольцевой способ рифмовки), к тем мыслям, которые в ней звучат.
Поэт предпочитает женскую или мужскую рифму, но часто использует и ту, и другую в одном произведении. Рифма обычно точная, но также поэт в каждом стихотворении, кроме «Первого снега», использует неточную рифму. Неточная рифма создаёт эффект свободной, откровенной речи.
Так, в стихотворении «По мокрым скверам проходит осень» соотношение неточной рифмы с точной рифмой – 4 к 6. Кроме этого, лирик длинную строку (четырёхстопный ямб) чередует с короткой строкой (двустопный ямб). Такая форма выбрана Н.Рубцовым не случайно: ведь это стихотворение – ответ Полю Верлену.
И в стихотворении «На озере» есть неточная рифма, а способ рифмовки только похож на перекрёстный. Кажется, поэт намеренно искажает форму, не стремится к изяществу стиха. Возможно, так он хочет обратить внимание на свои мысли, на душевное смятение, которое испытывает. Создаётся впечатление, что с нами говорит душа поэта, говорит искренне и открыто.
Н.М.Рубцов, несомненно, талантливый поэт. Для своих стихов он выбирает такую форму, которая помогает в полной мере понять его лирический замысел.
Часть 4. Особенности формы и содержания в стихотворениях собственного сочинения
Творчество Н.Рубцова заставило и меня взяться за карандаш.
* * *
Я не треугольник, только катет.
С этой мыслью всюду меня катит.
Часто говорю себе я: «Хватит!»
Но былые мысли снова схватят.
Я неполноценная фигура:
Здесь я всего-навсего отрезок
Со своей идеей как зануда.
Я устал от всяких занавесок.
Для меня мой мир – любая яма.
Меня тянет в них будто под грузом.
Кто подставит плечи мне так рьяно?
Где же здесь моя гипотенуза?
Но нашёл я утешенье всё же.
Не такой бываю одинокий.
Выступаю с мыслями я в прозе,
Хоть в душе я больше стихотворник.
С мыслями гуляю я по свету,
Не бывают мне они обузой.
Но призвал себя я вновь к ответу:
«Где же ты моя гипотенуза?»
Мой лирический герой испытывает чувство душевного одиночества. Ему не с кем поделиться своими мыслями и мечтами. Теме одиночества посвящено моё стихотворение. На мой взгляд, одинокий человек только в мыслях и мечтах может почувствовать себя полноценной личностью.
Стихотворный размер - пятистопный хорей. В первой строфе все строчки рифмуются между собой, в остальных – перекрёстный способ рифмовки. Рифма женская во всём стихотворении. Преобладает неточная рифма. Это объяснимо: ведь я передавал непосредственные мысли, размышления лирического героя. В таком случае речь льётся свободно.
Я считаю своё стихотворение «Я не треугольник, только катет» откликом на все прочитанные мною стихотворения Н.М.Рубцова. Мне кажется, этот человек очень часто чувствовал себя одиноким и непонятым. Недаром он в своих мыслях уносился в прошлое, туда, где был счастлив и не чувствовал себя ненужным.
* * *
Горит в душе электропламя.
Здесь тихо очень.
Собрал я снова жизнь по граням,
Но вновь неточен.
В минуты эти осознАю,
Как мир непрочен!
Зачем вдали опять хожу
Родных обочин?
Бросаю я свою дорогу
На растерзанье.
Где-то ищу себе подмогу,
В своём призванье.
Но лишь одно, бывало, мучит
Довольно долго.
Моя же жизнь меня и учит,
Словно ребёнка.
Ведь за пределы, как за буйки.
Не надо плавать.
Внутри меня идут гудки –
Электропламя!
В этом стихотворении лирический герой хочет разобраться в самом себе. Он находится в поисках самого себя. По моему мнению, жизнь всегда предоставит человеку возможность найти себя, подарит надежду, разбудит в нём желание жить дальше и творить прекрасное.
Стихотворный размер – трёхстопный ямб (1 и 3 строки), чередующийся с двустопным ямбом (2 и 4 строки). Такое чередование придаёт стиху твёрдости.
Рифма женская во всём стихотворении, только выбиваются 3 строка во второй строфе и 1 и 3 строки в 5 строфе. Примерно равное количество точной и неточной рифмы. Лирический герой ведь находится в поиске самого себя: в чём-то он уверен (точная рифма), а что-то вызывает сомнение (неточная рифма).
Образ электропламени навеян стихотворением Н.М.Рубцова «По мокрым скверам проходит осень». В этом стихотворении поэт так необычно описал фонарь в ночи. В моём же стихотворении электропламя – это душевный огонь, заставляющий человека светить, а не тлеть.
Мои стихи не наполнены воспоминаниями, как произведения Н.М.Рубцова. Они отражение моих мыслей и размышлений, моих фантазий. Оно и понятно: мой юный возраст не позволяет мне углубиться в воспоминания. Однако погрузиться в воспоминания Н.М.Рубцова и лучше его понять возможно благодаря его произведениям.
Заключение
Итак, в начале своего исследования я выдвинул гипотезу: источником поэтического вдохновения может быть воспоминание.
В ходе своего исследования я выяснил, что многие стихотворения, в частности стихотворения Николая Михайловича Рубцова, известного русского поэта второй половины XX века, написаны по мотивам воспоминаний.
Анализируя произведения Н.М.Рубцова, я пришёл к следующим выводам:
мотив воспоминаний проходит через все стихотворения Н.М.Рубцова;
тема природы неразрывно связана с темой прошлого в лирике поэта;
главный образ – образ малой родины;
на смену радостным воспоминаниям приходят грустные размышления о скоротечности жизни;
форма стихотворения - способ донести до читателей свои мысли.
Содержание стихотворений Николая Михайловича Рубцова, их настроение, идейная направленность, форма позволили сделать мне следующий вывод:
воспоминания о прошлом - это один из источников вдохновения.
По моему мнению, прежде чем создавать поэтический образ, надо его осмыслить. Только после этого мы сможем нарисовать его стихами, или красками, или нотами, или другим художественным способом. Получается, что любое творчество, в моём случае стихи, – это не совсем слепок с натуры. Это отображение нашего внутреннего мира, а значит, воспоминаний нашей души.
Литература
www.rubtsov-poetry.ry
https://ruskline.ru/analitika/2018/07/05/osennyaya_pesnya
https://rustih.ru/nikolaj-rubcov/
Рубцов Н.М. Душа хранит. Стихотворения - Издательство «Эксмо», 2007
ru.wikipedia.org
Приложение 1
Использование стихотворных размеров Н.Рубцовым
Приложение 2
Виды рифм в стихотворениях Н.Рубцова
Приложение 3
Способы рифмовки в стихотворениях Н.М.Рубцова
Приложение 4
Использование точной и неточной рифмы Н.Рубцовым
Стихотворения |
Точная рифма |
Неточная рифма |
«Первый снег» |
снег – рек бору – ветру дожинки – снежинки снегу – бегу – берегу ладони – кони полей – голубей - саней |
|
«У сгнившей лесной избушки» |
избушки – волнушки бродя – дня небес – лес чисто – свистом волнист – лист простая – стая чудес - небес |
высоко - осокой |
«По мокрым скверам проходит осень» |
нахмуря – буря скверу – пещеру электропламень – камень свету – нету непогоды – годы спрячу - плачу |
осень – сосен ночи – очень месте – перстень ищет - жилище |
«В горнице моей светло» |
светло – ведро звезды – воды мои – мели моей – ней тень – день цветы – звезды судьбе - себе |
все - совсем |
«Зелёные цветы» |
цветы – суеты лугом – другом хвосты – цветы ясно – прекрасно пути – не найти расцветает – не хватает |
степью - стеблях |
«Ночь на Родине» |
вода – никогда никогда – пруда грома – солома крик – миг вернётся – остаётся беда – никогда жаль - печаль |
тени – потрясений милом - миром |
«Далёкое» |
кругом – дом светили – бродили плетень – деревень навсегда – поезда закрывая – мерцая хат - дрожат |
рекам – снегом быстро - свистом |
«На озере» |
покой – покой душу – сушу чародей – лебедей смелым - белым |
небес – окрест светлый - белых |
Приложение 5
Тексты стихотворений Н.М.Рубцова
Первый снег
Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!
В деревне празднуют дожинки,
И на гармонь летят снежинки.
И весь в светящемся снегу,
Лось замирает на бегу
На отдаленном берегу.
Зачем ты держишь кнут в ладони?
Легко в упряжке скачут кони,
И по дорогам меж полей,
Как стаи белых голубей,
Взлетает снег из-под саней...
Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!
***
У сгнившей лесной избушки,
Меж белых стволов бродя,
Люблю собирать волнушки
На склоне осеннего дня.
Летят журавли высоко
Под куполом светлых небес,
И лодка, шурша осокой,
Плывет по каналу в лес.
И холодно так, и чисто,
И светлый канал волнист,
И с дерева с легким свистом
Слетает прохладный лист,
И словно душа простая
Проносится в мире чудес,
Как птиц одиноких стая
Под куполом светлых небес…
***
По мокрым скверам проходит осень,
Лицо нахмуря!
На громких скрипках дремучих сосен
Играет буря!
В обнимку с ветром иду по скверу
В потемках ночи.
Ищу под крышей свою пещеру —
В ней тихо очень.
Горит пустынный электропламень,
На прежнем месте,
Как драгоценный какой-то камень,
Сверкает перстень, —
И мысль, летая, кого-то ищет
По белу свету…
Кто там стучится в мое жилище?
Покоя нету!
Ах, это злая старуха осень,
Лицо нахмуря,
Ко мне стучится, и в хвое сосен
Не молкнет буря!
Куда от бури, от непогоды
Себя я спрячу?
Я вспоминаю былые годы,
И я плачу…
В горнице моей светло
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…
Зеленые цветы
Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.
За нами шум и пыльные хвосты —
Все улеглось! Одно осталось ясно —
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
Остановившись в медленном пути,
Смотрю, как день, играя, расцветает.
Но даже здесь.. чего-то не хватает..
Недостает того, что не найти.
Как не найти погаснувшей звезды,
Как никогда, бродя цветущей степью,
Меж белых листьев и на белых стеблях
Мне не найти зеленые цветы...
Ночь на Родине
Высокий дуб. Глубокая вода.
Спокойные кругом ложатся тени.
И тихо так, как будто никогда
Природа здесь не знала потрясений!
И тихо так, как будто никогда
Здесь крыши сел не слыхивали грома!
Не встрепенется ветер у пруда,
И на дворе не зашуршит солома,
И редок сонный коростеля крик…
Вернулся я, — былое не вернется!
Ну что же? Пусть хоть это остается,
Продлится пусть хотя бы этот миг,
Когда души не трогает беда,
И так спокойно двигаются тени,
И тихо так, как будто никогда
Уже не будет в жизни потрясений,
И всей душой, которую не жаль
Всю потопить в таинственном и милом,
Овладевает светлая печаль,
Как лунный свет овладевает миром.
Далёкое
В краю, где по дебрям, по рекам
Метелица свищет кругом,
Стоял, запорошенный снегом,
Бревенчатый низенький дом.
Я помню, как звезды светили,
Скрипел за окошком плетень,
И стаями волки бродили
Ночами вблизи деревень…
Как все это кончилось быстро!
Как странно ушло навсегда!
Как шумно — с надеждой и свистом —
Помчались мои поезда!
И все же, глаза закрывая,
Я вижу: над крышами хат,
В морозном тумане мерцая,
Таинственно звезды дрожат.
А вьюга по сумрачным рекам
По дебрям гуляет кругом,
И, весь запорошенный снегом,
Стоит у околицы дом…
На озере
Светлый покой
Опустился с небес
И посетил мою душу!
Светлый покой,
Простираясь окрест,
Воды объемлет и сушу
О, этот светлый
Покой-чародей!
Очарованием смелым
Сделай меж белых
Своих лебедей
Черного лебедя — белым!