Неологизмы эпохи коронавируса

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Неологизмы эпохи коронавируса

Дягилев В.И. 1
1МАОУ «Гимназия №15 «Содружество» г. Новосибирска
Богдан С.Ф. 1
1МАОУ «Гимназия №15 «Содружество» г. Новосибирска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Любое изменение, происходящее в общественной жизни и оказывающее на неё ощутимое влияние, всегда находит непосредственное выражение в языке. Реальность, в которой все мы живём, отражается именно с помощью лексического состава языка, на котором мы говорим.

2020-2021 годы стали самым серьёзным испытанием для России и всего мира. Глобальная эпидемия, вызванная COVID-19, унесла жизни более двух миллионов людей и нанесла мощный удар по экономике многих стран. В течение многих месяцев СМИ ежедневно атаковали нас новостями о количестве заболевших, методах защиты и лечения болезни. И это событие не могло не сказаться на языке.

Эпидемия послужила поводом для создания целого ряда оригинальных неологизмов: русский язык обогатился «ковидом» и «удалёнкой», «социальной дистанцией» и «карантикулами». За этот год "корона" стала прямым олицетворением вируса – сегодня при слове "корона" большинство из нас даже не подумает о головном уборе, олицетворяющем когда-то символ власти. Появились виртуальные совещания, а слово онлайн уже набило оскомину и его употребляют даже пожилые люди, ранее не имевшие отношения к интернету.

Последний год был очень продуктивным в плане словообразования. Возникшие неологизмы закрепились в официальных документах, стали привычными для каждого носителя языка.

Учитывая всё вышеизложенное, и была сформулирована тема исследовательской работы: «Неологизмы эпохи коронавируса».

Нами была выдвинута следующая гипотеза: в связи с эпидемией COVID-19 появилось большое количество неологизмов, образованных как путём заимствования, так и по собственным словообразовательным моделям.

Цель работы – исследовать неологизмы, появившиеся в период эпидемии COVID-19.

Задачи:

дать определение понятию «неологизм» и описать существующие классификации;

выделить лексические единицы, которые возникли в период коронавируса или подверглись влиянию пандемии COVID-19, сгруппировать их по тематическим блокам, описать лексическое значение и словообразовательные модели;

провести социально-лингвистический эксперимент, позволяющий выявить семантическую освоенность исследуемых неологизмов в речи учащихся;

составить толковый словарик коронавирусных неологизмов.

Объект исследования: неологизмы, появившиеся в русском языке во время пандемии.

Предмет исследования: словообразовательная, семантическая и прагматическая классификация неологизмов.

В качестве методов исследования были использованы описательный и сопоставительный методы, метод сплошной выборки материала, метод математических подсчётов.

Неологизмы, рождённые в течение последнего года, представляют бесспорный интерес для исследователей языка, так как они ориентированы на способности человека использовать возможности, существующие в системе языка. Этим определяется актуальность выбранной темы исследования.

Практическая значимость работы состоит в том, что данные исследования могут быть использованы как материал для изучения лексики.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Особенности функционирования неологизмов в речи

1.1. Определение понятия «неологизм»

В развитых языках каждый год появляются десятки тысяч неологизмов. Большинство из них имеют недолгую жизнь, но некоторые закрепляются в языке надолго, входят не только в живую обиходную его ткань, но и становятся неотъемлемой частью словесности.

Остановимся на определениях, которые дают словари и энциклопедии:

толкование термина

источник

НЕОЛОГИЗМ, неологизма, м. [греч. neos новый + logos слово] вновь появившееся слово или оборот речи в русском языке с целью обозначения нового предмета или нового понятия.

Словарь иностранных слов современного русского языка / сост.: Егорова Т. В. М: Аделант, 2014. 800 с.

НЕОЛОГИЗМ. Новое слово, выражение или новое значение у уже существующего слова, вновь появившееся в языке на определённом этапе его развития (в лингвистике).

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.

НЕОЛОГИЗМ -а; м. Лингв. Вновь появившееся в языке слово или словосочетание.

Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов. М.: СПб: Норинт, 2013. 242 c.

НЕОЛОГИЗМ, а, м. В языкознании: новое слово или выражение, а также новое значение старого слова.

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. 944 c.

Неологизм (от греч. neos новый + logos слово, понятие). Слово или оборот речи, созданные для обозначения нового предмета или выражения нового понятия.

Сло­варь-спра­воч­ник линг­ви­сти­че­ских тер­ми­нов: по­со­бие для учи­те­ля / Д. Э. Ро­зен­таль, М. А. Те­лен­ко­ва. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Про­све­ще­ние, 1985. – 399 с.

НЕОЛОГИЗМЫ (от нео... и греч. logos слово) – 1) новые слова и выражения, созданные для обозначения новых предметов или для выражения новых понятий. К неологизмам относятся и заимствования. 2) Новые слова и выражения, необычность которых ясно ощущается носителями языка.

Большой энциклопедический словарь / ред. А.М. Прохоров. – М.: СПб: Норинт; Издание 2-е, перераб. и доп., 2002. –528 c.

НЕОЛОГИЗМ (от neοs новый и lόgοs речь) – название новообразований в речи, слов, вводимых в общее обращение каким-либо писателем.

Брокгауз, Ф. А. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Современная версия / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – М.: Эксмо, 2009. – 288 c.

НЕОЛОГИЗМ (греч.) – языковое новшество, новое слово (оборот речи, грамматическая особенность), появляющееся в языке.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. – Под редакцией проф. Горкина А.П. – М.: Росмэн, 2006. – 1680 c.

Неологизмы (от neοs новый и lόgοs речь) – слова, значения слов или сочетания слов, появившиеся в определённый период в каком-либо языке или использованные один раз (окказионализмы) в каком-либо тексте или акте речи.

Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая рос. энцикл.: Дрофа, 1997. – 721 c.

Неологи́зм (др.-греч. νέος – «новый», и λόγος – «слово») – слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке (новообразованное, отсутствовавшее ранее).

ВикипедиЯ

Вывод. Во всех определениях подчёркивается, что неологизмы – это новые слова. Свежесть и необычность такого слова, словосочетания или оборота речи ясно ощущается носителями данного языка.

1.2. Классификация неологизмов

По источнику появлениянеологизмы делятся на общеязыковые и авторские (в научной терминологии – окказионализмы).

По способу образования неологизмы делятся на:

заимствованные – кним относят слова, перенесённые из одного языка в другой (хэндмейкер, сингл, хипстер);

словообразовательные (самая многочисленная и разнородная группа новообразований) – кним относят слова, образованные по моделям русского словообразования (Google гуглить, чат чатиться);

семантические– кним относят устаревшие слова, у которых появились новые значения (туника: первоначальное значение – нижняя белая одежда из льна или шерсти, носившаяся под тогой в Древнем Риме; новое значение – лёгкое женское платье прямого покроя, плотно облегающее фигуру).

По виду языковой единицы неологизмы делятся на:

неолексемы– это новые слова, являющиеся:

результатом заимствования (лайфхак, фейк, кешбэк),

процессов словообразования (здоровый образ жизни → ЗОЖ → зож → зожник);

неофраземы – это новые фразеологизмы и устойчивые сочетания слов:

голосовать ногами (не прийти на собрание, выборы и т.п.);

словить хайп (привлечь к себе внимание за счёт раскрутки резонансного события);

неосемемы – это новые значения старых слов и фразеологизмов:

мылоэлектронная почта, сообщение в электронной почте или адрес в электронной почте (от mail); 8

мыло – растворяющаяся в воде моющая масса (кусок или густая жидкость), получаемая соединением жиров и щелочей). 7

По времени образованиянеологизмы делятся на два основных типа:

абсолютные неологизмы слова, которых ранее не было в языке: браузер, дедлайн, кастинг, логин, стартап и т.д.

относительные неологизмы устаревшие слова, актуализировавшиеся в последние годы в связи с изменением политической и экономической системы России: губернатор, гимназия, мэр, бизнес, парламент и т.д.

1.3. Словообразовательные модели неологизмов

Слова-неологизмы появляются в языке тремя путями:

путём словообразовательной деривации – образования новых слов из существующих в языке морфем по известным моделям:

суффиксация (накрут-ить накрут-к-а),

префиксация (инфляция гиперинфляция),

префиксально-суффиксальный способ (звук о-звуч-ива-ть),

сложение основ, часто – в сочетании с суффиксацией (токсикомания, малокартинье, чужестранство),

усечение основ, особенно характерное для образования неологизмов в разговорной речи (админ администратор),

аббревиация (ЕГЭ – единый государственный экзамен),

универбация – образование слова на базе словосочетания, которому оно синонимично (иномарка автомобиль иностранной марки);

путём семантической деривации, т.е.развития в уже существующем слове нового, вторичного значения на основе сходства вновь обозначаемого явления с явлением уже известным: теневой – связанный с незаконными способами обогащения (теневой бизнес, теневая экономика);

путём заимствования слов из других языков (ваучер, имидж, маркетинг, ноу-хау, триллер и многие другие) или из некодифицированных подсистем данного языка – из диалектов, просторечия, жаргонов (беспредел, разборка, тусовка).

Особую группу неологизмов составляют слова и сочетания слов, созданные с помощью транслитерации. Её суть в том, чтобы передать звучание слов одного языка графическими средствами (буквами) другого. Чаще всего транслитерация применяется для написания имён собственных: географических названий, имен и фамилий людей и литературных персонажей, названий организаций, брендов.

Интересен словообразовательный приём, называемый в науке телескопическим способом. Его использование предполагает включение начальной части одного слова и конечной части другого. Вновь созданное слово заключает в себе значение обоих слов: Хрущёв + трущобы = хрущобы (дома, построенные во время правления Хрущёва, напоминающие трущобы). Данное словообразование является жаргонным и стремится уйти от литературных, нейтрально окрашенных слов (жаргону нужна яркость, экспрессия, образность!). 10

Глава 2. Результаты проведённых исследований

Для реализации целей и задач работы мы провели три вида исследований, проанализировав семантическую освоенность, виды и словообразовательные модели неологизмов.

2.1. Результаты социально-лингвистического эксперимента

Задачи социально-лингвистического эксперимента:

фиксация лексических единиц, связанных с COVID-19;

выявление семантической освоенности исследуемых неологизмов в речи учащихся.

Для участия в эксперименте нами были выбраны три группы учащихся МАОУ «Гимназия №15 «Содружество» г. Новосибирска:

мои одноклассники – учащиеся 7-И класса;

учащиеся 10-Б и 11-Б классов – классы с гуманитарным профилем обучения;

учащиеся 10-А и 11-И классов – классы с инженерным профилем обучения.

Семиклассники привлекались нами и в первой, и во второй части исследования. Предположив, что в первой части опроса ребята назовут не так много слов интересующей нас тематической группы, мы решили привлечь их и во второй части нашего эксперимента и проверить, смогут ли они дать толкование новым словам, зафиксированным нами в ходе исследования.

Старшеклассники тоже были распределены на две группы: учащимся гуманитарных классов мы предложили записать слова, рождённые в период пандемии, учащимся технического направления – пояснить значения этих слов.

Первая часть социально-лингвистического эксперимента

Респондентам было предложено, не используя интернет, записать не менее 15-20 слов, появившихся в нашей речи в течение последнего года и связанных с COVID-19.

Всего в опросе приняли участие 87 человек: 27 учащихся 7-И класса, 24 учащихся 10-Б класса, 26 учащихся 11-Б класса, 8 учителей, мои родители.

Укажем и прокомментируем выбор слов, которые указали участники соцопроса как лексические единицы, возникшие в период пандемии:

Главное слово, которое пришло в русскую речь в 2020 году, – это ковид(от аббревиатуры COVID – англ. COrona VIrus Disease). COVID начинался с иностранной аббревиатуры и за пару месяцев обратился самостоятельным русским словом. Это слово указали 100% опрошенных.

Респонденты отметили производные слова ковид: ковидный, противоковидный, ковидник, ковидница, ковид-диссидент, ковидиот. Такое активное словообразование является подтверждением того, что данный неологизм хорошо прижился в русском языке.

Вторым по распространённости словом в нашу речь вошло слово коронавирус. Его отметили 85 опрошенных (97,7%).

В качестве слов и словосочетаний, рождённых в эпоху ковида, 85% респондентов отметили социальную дистанцию и самоизоляцию. Но в ходе работы нам стало известно, что это далеко не новые лексические образования.

Термин «социальная дистанция» переосмыслен – раньше так говорили, когда хотели подчеркнуть классовые различия богатых и бедных, сейчас речь идёт о физическом параметре, о расстоянии в полтора метра между людьми.А слово «самоизоляция», по данным национального корпуса русского языка, существует ещё с 1940 года, однако сегодня оно используется в ином контексте. 1

Из-за рубежа к нам пришла и отлично прижилась калька с английского языка локдаун (изоляция, блокировка, от английского lockdown). Это слово отметили 33 опрошенных (38%).

Слово «карантин» приобрело новый масштаб. Раньше это была изоляция группы людей, а теперь коснулось всего мира.

У слова «корона» также возникло новое значение – болезнь, вызванная коронавирусом. Слово отметили 58 участников опроса (67%).

Ряд слов, знакомых раньше только специалистам, теперь знают и употребляют на каждом углу: пандемия, плато, ИВЛ. Активизировались такие слова, как одноразовая маска, одноразовые перчатки, антисептики, санитайзеры, пульсоксиметр, сатурация, антитела, красная зона, вакцинация, дезинфекция, КТ, ПЦР-тест, обсервация, штамм вируса.

Обратной тенденцией повышенного интереса к медицинской тематике стало, естественно, отрицание ковида, и тут появились такие неологизмы, как «ковид-диссидент», «коронаскептик», «коронойя».

Режим ограничительных мер привёл к появлению в обиходе такого новообразования, как «безмасочники» (33%).

18% опрошенных упомянули слово "ковидиот". Этот неологизм родился при помощи слияния двух слов "ковид" и "идиот". Нами отмечено и два его противоположных значения: ковидиотами сегодня называют тех, кто отрицает наличие пандемии и её опасности, нарушает режим самоизоляции, пренебрегает мерами предосторожности, а также и тех, кто, напротив, в панике кинулся закупать гречку и туалетную бумагу.

Когда власти начали вводить ограничительные меры, чтобы избежать массового заражения, в наш лексикон прочно вошло слово карантин, а за ним появились и карантикулы. Данный неологизм назвали 12% респондентов.

Когда закончились карантикулы, то школьники и студенты перешли на дистанционное обучение, и в нашей речи появились стилистически нейтральный неологизм дистанти просторечное, разговорное словодистанционка.

В общее употребление вошёл профессиональный жаргонизм – удалёнка (удалённая работа). Раньше это был осознанный выбор фрилансеров для работы в удалённом режиме. Теперь же, во время режима самоизоляции, этот способ работы и обучения стал единственно возможным (44%).

В условиях дистанционного обучения особенно популярной стала онлайн-программа Zoom, которую многие установили на свои смартфоны и ноутбуки для работы и обучения. Важным признаком освоения неологизма носителем языка служит наличие производных слов: зум, зумиться, зум-вечеринка.

Вывод. Все респонденты подтвердили первую часть нашей гипотезы: в связи с эпидемией COVID-19 в русском языке появилось большое количество неологизмов. Новые лексические единицы представлены в Приложении 1.

Вторая часть социально-лингвистического эксперимента

Цель исследования: установить, какие из слов, входящих в предложенный тематический список, освоены носителями русского языка, а какие продолжают тяготеть к неологизмам и, возможно, в скором времени выйдут из употребления.

В этой части эксперимента приняли участие учащиеся 7-И, 10-А, 11-И классов – всего 68 гимназистов.

Методом сбора социолингвистических данных являлось анкетирование.

Опрашиваемым лицам было предложено выбрать для каждого слова следующие утверждения:

это слово знаю, могу объяснить его значение;

это слово мне незнакомо, но о его значении можно догадаться;

это слово я не знаю, о его значении нет предположений.

Результаты исследования представлены в Приложении 2.

Используя данные Приложения 2, нами была составлена таблица, в которой все лексемы, входящие в предложенный тематический список, были разделены на три группы в соответствии со степенью их освоения в языке:

100% усвоение

частичное усвоение

не усвоены

антисептик

безмасочник

дистант

дистанционка

дистанционное обучение

зум

карантин

ковид

коронавирус

коронавирусный

маска одноразовая

масочный режим

самоизоляция

социальная дистанция

ZOOM

COVID-19

антитела

вакцина

вакцинация

дезинфекция

зум-вечеринка

зумиться

ИВЛ

ковидиот

ковидник

ковидница

ковидный

корона

коронаскептики

коронафейки

коронафобия

красная зона

КТ

локдаун

пандемия

перчатки одноразовые

противоковидный

санитайзер

удалёнка

инфодемия

карантикулы

ковид-диссидент

коронованный

короноваться

коронойя

обсервация

плато

пульсоксиметр

ПЦР-тест

сатурация

штамм вируса

Вывод. Из 52 неологизмов значение только 16 лексем были понятны всем респондентам, 23 лексические единицы показали частичное усвоение, 12 слов (в основном медицинские термины) вызвали затруднения у большинства опрашиваемых с точки зрения определения их лексического значения.

2.2. Группы коронавирусных неологизмов

Во второй части нашего исследования мы разделили зафиксированные нами лексические единицы на три группы, используя классификацию неологизмов, описанную в теоретической части работы:

абсолютно новые слова

слова, которые существовали раньше,

но в период пандемии получили новое осмысление

узкоспециальные термины и понятия, расширившие сферу употребления

до повседневности

безмасочник

дистант

дистанционка

зум

зум-вечеринка

зумиться

карантикулы

ковид

COVID-19

ковид-диссидент

ковидиот

ковидник, ковидница

ковидный

корона

коронавирусный

коронаскептик

коронафейки

коронафобия

коронованный

короноваться

коронойя

локдаун

противоковидный

дистанционное обучение

инфодемия

карантин

коронавирус

масочный режим

пандемия

самоизоляция

социальная дистанция

удалёнка

ZOOM

антисептики

антитела

вакцина

вакцинация

дезинфекция

ИВЛ

красная зона

КТ

маски одноразовые

обсервация

перчатки одноразовые

плато

пульсоксиметр

ПЦР-тест

санитайзер

сатурация

штамм

Вывод: нами зафиксировано 25 абсолютных неологизмов, 10 слов, получивших новое осмысление в период пандемии, и 17 узкоспециальных понятий, расширивших сферу употребления.

2.3. Способы образования неологизмов

В 3-й части исследования мы, используя типологию словообразовательных моделей, описанную в теоретической части работы, проанализировали способы образования первой группы слов – абсолютных неологизмов:

суффиксальный

зумиться  зум

ковидник  ковид

ковидница  ковид

ковидный  ковид

коронавирусный  коронавирус

префиксальный

противоковидный  ковидный

префиксально-суффиксальный

безмасочник

бессуффиксальный

дистант  дистанционный

корона  коронавирус

сложение

зум-вечеринка  зум, вечеринка

ковид-диссидент ковид, диссидент

слияние двух усечённых основ

коронаскептик  коронавирус, скептик

коронафейк  коронавирус, фейк

коронафобия  коронавирус, фобия

телескопический способ

инфодемия  информация, эпидемия

карантикулы  карантин, каникулы

ковидиот  ковид, идиот

коронойя  коронавирус, паранойя

универбация

дистанционка  дистанционное обучение

аббревиатура

COVID-19 от англ. COrona VIrus Disease

транслитерация

ковид  от COVID

зум  от ZOOM

локдаун  от английского lockdown

обрели новое значение в рамках новых реалий

корона, коронованный, короноваться

Вывод. Проанализировав словообразовательные модели неологизмов, мы отметили, что большинство из них образовано суффиксальным способом.

Обращают на себя внимание и лексемы, образованные путём сложения и слияния – зум-вечеринка, ковид-диссидент, инфодемия, коронафейк, коронаскептик, коронафобия.

Интересен ещё один словообразовательный приём, называемый в науке телескопическим способом. Его использование предполагает включение начальной части одного слова и конечной части другого. Вновь созданное слово заключает в себе значение обоих слов, например: коронавирус + паранойя = коронойя (паранойя на тему коронавируса).

Заключение.

В ходе исследовательской работы мы зафиксировали неологизмы, возникшие в нашей речи в период пандемии коронавируса, разделили их на группы, выявили степень семантической освоенности, рассмотрели их словообразовательные модели.

Нами был составлен толковый словарик коронавирусных неологизмов – он представлен в Приложении 3.

Проведённое исследование позволило нам сделать следующие выводы:

Ключевым событием 2020 года, повлиявшим на все основные сферы жизни и деятельности человека, стало распространение по всему миру коронавирусной инфекции COVID-19, которая не только вызвала изменения повседневной жизни людей, но и привела к активным процессам в лексическом составе языка. Мы насчитали 52 неологизма, возникших в этот период.

Анализ конкретного языкового материала показал, что новые лексемы неоднородны по своему происхождению. Нами зафиксировано 25 абсолютных неологизмов, 10 слов, получивших новое осмысление в период пандемии, и 17 узкоспециальных понятий, расширивших сферу употребления. Чаще всего в качестве новообразований выступили имена существительные, однако среди неологизмов встретились и прилагательные, и глаголы.

Рассмотрев словообразовательные модели неологизмов, мы отметили, что большинство новых лексических единиц образовано суффиксальным и телескопическим способами, путём сложения и слияния.

Не все неологизмы этого сложного времени оказались серьёзными: в новых словах нашлось место изобретательности, ироничности, а порой и игривости – карантикулы, коронойя, ковидиот. Такие неологизмы – яркое проявление креативности нашего народа в его языковом воплощении.

Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась: в связи с эпидемией COVID-19 появилось большое количество неологизмов, образованных как путём заимствования, так и по собственным словообразовательным моделям.

Как надолго останутся коронавирусные неологизмы в языке? Скорее всего, все они уйдут в небытие и станут историзмами вместе с отступлением вируса. Но сейчас, когда миром управляет вирус, эти слова актуальны и используются людьми очень активно.

Считаем, что понимание истоков новой лексики позволяет в дальнейшем более адекватно использовать её, воспринимать и оценивать, поэтому материалы нашего исследования будут полезны всем любителям русского языка.

Использованная литература:

Больной язык: как COVID-19 обогатит словарный запас. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iz.ru/1027932/olga-kolentcova/bolnoi-iazyk-kak-covid-19-obogatit-slovarnyi-zapas

Дистант, застрянцы и ковидиоты: какими словами пополнился наш лексикон. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/vesti.ua/s/poleznoe/semja/distant-zastryantsy-i-kovidioty-kakimi-slovami-popolnilsya-nash-leksikon

Заразительные неологизмы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4323125

Кто такие «ковидиалы» и «карантье»  редактор «Грамоты.ру» о словах пандемии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://riamo.ru/article/456988/kto-takie-kovidialy-i-karante-redaktor-gramoty.ru-o-slovah-pandemii.xl?mTitle=&mDesc=&mImg=&mImgWidth=&mImgHeight=

Неологизмы. Их классификация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfile.net/preview/4631116/page:2/

Неологизмы. – Универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/NEOLOGIZM.html

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. – 944 c.

Словарь компьютерных терминов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://computer.slovaronline.com/

Словарь коронавируса. Леонид Пахомов – о лингвистической стороне пандемии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zvzda.ru/columns/cdfce97f79f1

Телескопический способ образования слова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studbooks.net/2148360/literatura/teleskopicheskiy_sposob_obrazovaniya_slova

Приложение 1

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Слова, вошедшие в активный словарный запас россиян в период пандемии (слова записаны в алфавитном порядке):

1) антисептик, 2) антитела, 3) безмасочник, 4) вакцина, 5) вакцинация, 6) дезинфекция, 7) дистант, 8) дистанционка, 9) дистанционное обучение, 10) зум, 11) зум-вечеринка, 12) зумиться, 13) ИВЛ, 14) инфодемия, 15) карантикулы, 16) карантин, 17) ковид, 18) ковид-диссидент, 19) ковидиот, 20) ковидник, 21) ковидница, 22) ковидный, 23) корона, 24) коронавирус, 25) коронавирусный, 26) коронаскептик, 27) коронафейк, 28) коронафобия, 29) коронованный, 30) короноваться, 31) коронойя, 32) красная зона, 33) КТ, 34) локдаун, 35) маска одноразовая, 36) масочный режим, 37) обсервация, 38) пандемия, 39) перчатки одноразовые, 40) плато, 41) противоковидный, 42) пульсоксиметр, 43) ПЦР-тест, 44) самоизоляция, 45) санитайзер, 46) сатурация, 47) социальная дистанция, 48) Спутник-V, 49) удалёнка, 50) штамм вируса, 51) ZOOM, 52) COVID-19.

2. Частотность упоминания неологизмов участниками соцопроса

слово

частота упоминания

ковид

коронавирус

самоизоляция

пандемия

социальная дистанция

зум

дистанционка

карантин

COVID-19

корона

масочный режим

антитела

КТ

вакцина

маска одноразовая

дистант

удалёнка

ИВЛ

санитайзер

противоковидный

зумиться

локдаун

сатурация

ZOOM

безмасочник

вакцинация

ковид-диссидент

коронавирусный

перчатки одноразовые

ковидный

коронойя

ковидник

ковидиот

коронафейк

антисептик

плато

дистанционное обучение

коронаскептик

красная зона

карантикулы

Спутник-V

пульсоксиметр

коронафобия

ПЦР-тест

дезинфекция

инфодемия

зум-вечеринка

штамм

обсервация

коронованный

короноваться

ковидница

87

85

84

78

76

73

69

68

67

58

57

49

48

46

46

39

38

38

37

37

36

33

32

30

29

25

24

23

22

19

19

17

16

16

14

14

12

12

11

10

9

8

8

7

7

6

5

5

4

3

2

1

Приложение 2

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Степень освоенности новых слов (слова записаны в алфавитном порядке)

список лексем для анализа

в алфавитном порядке

это слово знаю, могу объяснить его значение

это слово мне незнакомо, но о его значении можно догадаться

это слово я

не знаю, о его значении нет предположений

антисептик

антитела

безмасочник

вакцина

вакцинация

дезинфекция

дистант

дистанционка

дистанционное обучение

зум

зум-вечеринка

зумиться

ИВЛ

инфодемия

карантикулы

карантин

ковид

ковид-диссидент

ковидиот

ковидник

ковидница

ковидный

корона

коронавирус

коронавирусный

коронаскептики

коронафейки

коронафобия

коронованный

короноваться

коронойя

красная зона

КТ

локдаун

маска одноразовая

масочный режим

обсервация

пандемия

перчатки одноразовые

плато

противоковидный

пульсоксиметр

ПЦР-тест

самоизоляция

санитайзер

сатурация

социальная дистанция

удалёнка

штамм вируса

ZOOM

COVID-19

68

46

68

63

49

54

68

68

68

68

59

53

42

8

9

68

68

25

17

36

36

54

56

68

68

28

23

19

4

4

13

38

44

16

68

68

4

55

68

18

32

17

26

68

57

14

68

54

6

68

68

-

11

-

5

18

14

-

-

-

-

9

16

19

17

32

-

-

26

39

25

27

14

11

-

-

27

33

28

17

11

24

17

14

13

-

-

7

2

-

8

36

-

3

-

-

-

-

14

-

-

-

-

12

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

7

33

29

-

-

17

12

7

5

-

1

-

-

13

12

21

47

43

31

13

10

39

-

-

57

11

-

42

-

51

39

-

11

54

-

-

62

-

-

Приложение 3

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРИК «КОРОНАВИРУСНЫХ» СЛОВ

Антисептик – это обеззараживающий препарат, необходимый для дезинфекции медицинских инструментов и соблюдения гигиены в случаях, когда нет возможности вымыть руки с мылом. Средство используется только для наружного применения. Различается по составу и форме выпуска (пена, спрей, гель и др.). Антисептические средства включены в перечень товаров первой необходимости наравне с медицинскими масками.

Антитела – специальные белки, которые вырабатывает иммунная система в ответ на попадание любого инфекционного агента, в том числе COVID-19 в организм человека, даже если не было ярких признаков болезни. Антитела распознают коронавирус, обезвреживают и сохраняют информацию об инфекции на случай новой встречи с инфекцией.

Безмасочники – неол., люди, которые упорно отказываются соблюдать масочный и перчаточный в общественном транспорте и других местах массового скопления.

Вакцина – медицинский препарат биологического происхождения, обеспечивающий организму появление приобретённого иммунитета к конкретному антигену. К 2021 г. в России в настоящий момент зарегистрированы три вакцины, которые используются против COVID-19: препарат «Спутник V», созданный в Национальном центре эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи, «ЭпиВакКорона»– вакцина новосибирского центра вирусологии и биотехнологии «Вектор» и "КовиВак" – разработка научного центра им. М.П. Чумакова РАН.

Вакцинация – введение вакцины в организм. Самое эффективное и экономически выгодное средство защиты против инфекционных болезней, известное современной медицине.

Дезинфекция – это комплекс мероприятий, направленных на уничтожение, удаление или дезактивацию вредных микроорганизмов.

Дистант (производное от “дистанционного обучения”) – неол., разг. что-либо выполняющееся дистанционно, удалённо (дистанционная работа, дистанционное обучение).

Дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах.

Дистанционка – просторечное, разговорное слово для обозначения дистанционного образования.

Зум (неол., от названия программы Zoom)– сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения школьников.

Зум-вечеринка. Приспособиться к закрытию учебных заведений и домашней изоляции было невероятно сложно. Многие люди обратились к Zoom, чтобы попытаться восстановить привычный ход вещей, и начали проводить там вечеринки.

Зумиться (неол., от названия программы Zoom) – общаться в Zoom-приложении, которое теперь повсеместно используется для проведения вебинаров, уроков, зачётов и даже вечеринок. Приложение стало самым скачиваемым в США, обогнав даже пресловутый TikTok.

ИВЛ – аппарат искусственной вентиляции лёгких. Медицинское оборудование, которое предназначено для принудительной подачи газовой смеси (кислород и сжатый осушенный воздух) в лёгкие с целью насыщения крови кислородом и удаления из лёгких углекислого газа.

Инфодемия – этим словом называют слухи, панические рассказы, фейки и юмор, которые эпидемию сопровождают, а в некоторых странах ещё и предваряют. Под инфодемию попадает распространение информации о “теории заговора”, перепосты фейков о методах лечения и профилактики коронавируса, дезинформация о реальном положении вирусной ситуации и т. д. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), используя этот термин, заявила, что инфодемия не менее опасна, чем сама эпидемия.

Карантикулы (от слов «карантин» и «каникулы»)– неол., каникулы для учащихся и студентов, которые дополнительно появились в связи с пандемией.

Карантин – комплекс мер, вводимых на конкретной территории в соответствии с установленным законом порядком, и направленных на предотвращение распространения инфекционных (карантинных) болезней из эпидемического очага и ликвидация самого очага.

Ковид (COVID-19) – это инфекционное вирусное заболевание с преимущественным поражением лёгочной ткани. Коронавирусная инфекция вызвана вирусом SARS-CoV-2. Впервые этот вирус обнаружен в городе Ухань в Китае.

Ковид-диссидент неол., группа людей, которые либо не верят в существование нового вируса, либо полагают, что проблема на самом деле небольшая, но раздутая СМИ и политиками.

Ковидиоты (от слов “ковид” и “идиот”) – неол., люди, которые либо преуменьшают опасность коронавируса, в результате чего пренебрегают масочным режимом и социальной дистанцией, либо, напротив, излишне паникуют, тоннами скупают гречку и туалетную бумагу.

Ковидникнеол., так могут называть как отделение больницы для заражённых коронавирусом, так и самого больного. Существует феминитив этого слова – “ковидница”, т. е. больная женского пола.

Ковидный – больной Covid-19.

Корона неол., коронавирусная инфекция COVID-19, вызываемая новым видом коронавируса SARS-CoV-2. Название связано со строением вируса, шиповидные отростки которого напоминают солнечную корону.

Коронавирус (ковид, COVID-19). Слово не новое, всё-таки речь идёт о семействе вирусов, включающем на май 2020 года 43 подвида. Первый представитель семейства коронавирусов – Human coronavirus 229E (HCoV-229E) – выявлен в середине 1960-х годов. Коронавирус называется так из-за своего строения: шиповидные отростки напоминают корону. Правильное написание зафиксировано в словарях: «коронавирус».

Коронавирусный – неол., связанный, соотносящийся по значению с существительным коронавирус.

Коронаскептики неол., люди,утверждающие, что обычный сезонный грипп ежегодно убивает больше людей, чем COVID-19 и ситуация вокруг новой коронавирусной инфекции слишком раздута.

Коронафейки – неол., фальшивые новости, которые пышно произрастают в социальных сетях и мессенджерах на фоне общей тревожности и неопределённости.

Коронафобия неол., патологический страх людей заразиться коронавирусом, который приводит к неадекватным поступкам тех, кто поддался панической атаке.

Коронованный – неол., 1) название вируса из-за своего строения: шиповидные отростки напоминают корону (заголовок статьи – 2019-nCoV: очередной коронованный убийца?); 2)перен., человек, заболевший коронавирусом.

Короноваться (неол., от сленгового названия вируса “корона”) – сдать тест на Covid-19.

Коронойя (неол., слово образовано по аналогии с паранойей) – такое заболевание приписывают людям, которые шарахаются от чихающих и кашляющих, боятся здороваться за руку и литрами выливают на себя антисептик.

Красная зона – так называемая «грязная зона» в больнице, где непосредственно размещены пациенты с коронавирусом.

КТ (компьютерный томограф) – основной лучевой метод диагностики поражения органов грудной клетки (лёгких) при различных инфекционных заболеваниях, в частности, при подозрении на коронаровирусную инфекцию.

Локдаун – транслитерация английского слова lockdown, состоящего из двух корней: lock означает запирать или закрывать; down в данном случае выступает лишь как усилительная частица. Термин переводится как «изоляция» или «строгая изоляция».Локдаунпри короновирусе подразумевает введение жёстких ограничений для населения конкретного населённого пункта или страны. 

Маска одноразовая – это изделие из нетканого материала с фильтром из мелкой сетки (мельтблауна). Один из наиболее эффективных способов защиты от всевозможных инфекций и вирусов, в том числе коронавируса COVID-19.

Масочный режим – посещение общественных мест обязательно в средствах индивидуальной защиты: медицинских масках, иногда – перчатках.

Обсервация – медицинское наблюдение за людьми, у которых подозревают коронавирус, или теми, кто находился в прямом контакте с заболевшими Covid-19.

Одноразовые перчатки – это вид одноразовых перчаток, которые изготовлены из ПНД (полиэтилен низкого давления). По мере увеличения случаев заражения COVID-19 люди всё чаще начинают носить одноразовые перчатки, чтобы избежать инфицирования.

Пандемия – распространение нового заболевания в мировых масштабах. Пандемия возникает, когда появляется новый вирус и распространяется по всему миру, охватывая разные страны и континенты, а большинство людей не обладают иммунитетом к нему.

Плато́ – состояние статистики по COVID-19, когда долгое время уровень новых случаев остается примерно равным каждый день, а не растет.

Противоковидный неол., предназначенный для борьбы с коронавирусной инфекцией.

Пульсоксиметр – это маленький медицинский прибор, похожий на прищепку с экраном. Он показывает, как много кислорода находится в крови. Этот показатель иначе называется сатурацией и измеряется в процентах. Сатурация от 95% и выше считается нормой здоровых людей. 

ПЦР-тест (полимеразная цепная реакция) – это тип лабораторного исследования, который сообщает, есть ли у кого-то в настоящее время COVID-19. Этот вид диагностики в отличие от экспресс-тестов, которые проверяют наличие антител в крови, выявляет непосредственно наличие вируса в организме.

Самоизоляция – первоначально: двухнедельный режим для тех, кто контактировал с людьми, у которых подтвердился коронавирус, либо же с теми, кто вернулся из-за границы. В последующем многие люди стали уходить на добровольную самоизоляцию, чтобы обезопасить себя. На самоизоляции пребывали люди, относящиеся к группе риска, например, люди, возраст которых 65+.

Санитайзер – дезинфицирующее средство на спиртовой основе, применяется в основном в качестве антисептика для рук.

Сатурация – это насыщение крови кислородом. При коронавирусе кислород в крови понижается из-за воспалительного процесса в лёгких, поэтому этот показатель врачи принимают во внимание при определении общего состояния организма больного в период болезни.

Социальная дистанция – соблюдение безопасной дистанции длиною в 1,5 метра в общественных местах. Социальное дистанцирование используют как профилактическую меру в борьбе с распространением коронавируса.

Удалёнка – работа офисных сотрудников из дома. Но это не фриланс. Все сотрудники компании по-прежнему остаются на фултайме, под присмотром руководителя через специальные программы.

Штамм – это мутация вируса, которая образуется при размножении в изолированном состоянии в определённой питательной среде. Штамм имеет все наследственные признаки исходного организма и схож с ним генетически. Говоря простыми словами, штамм вируса – это немного изменённый вирус. При мутации вирусы меняют свои свойства. Новый штамм может быть более заразным, более устойчивым к лекарствам, может вызывать более серьёзные последствия для организма человека и т.п.

Словарик составлен по материалам интернета.

Просмотров работы: 3391