Введение
Любое изменение, происходящее в общественной жизни и оказывающее на неё ощутимое влияние, всегда находит непосредственное выражение в языке. Реальность, в которой все мы живём, отражается именно с помощью лексического состава языка, на котором мы говорим.
2020-2021 годы стали самым серьёзным испытанием для России и всего мира. Глобальная эпидемия, вызванная COVID-19, унесла жизни более двух миллионов людей и нанесла мощный удар по экономике многих стран. В течение многих месяцев СМИ ежедневно атаковали нас новостями о количестве заболевших, методах защиты и лечения болезни. И это событие не могло не сказаться на языке.
Эпидемия послужила поводом для создания целого ряда оригинальных неологизмов: русский язык обогатился «ковидом» и «удалёнкой», «социальной дистанцией» и «карантикулами». За этот год "корона" стала прямым олицетворением вируса – сегодня при слове "корона" большинство из нас даже не подумает о головном уборе, олицетворяющем когда-то символ власти. Появились виртуальные совещания, а слово онлайн уже набило оскомину и его употребляют даже пожилые люди, ранее не имевшие отношения к интернету.
Последний год был очень продуктивным в плане словообразования. Возникшие неологизмы закрепились в официальных документах, стали привычными для каждого носителя языка.
Учитывая всё вышеизложенное, и была сформулирована тема исследовательской работы: «Неологизмы эпохи коронавируса».
Нами была выдвинута следующая гипотеза: в связи с эпидемией COVID-19 появилось большое количество неологизмов, образованных как путём заимствования, так и по собственным словообразовательным моделям.
Цель работы – исследовать неологизмы, появившиеся в период эпидемии COVID-19.
Задачи:
дать определение понятию «неологизм» и описать существующие классификации;
выделить лексические единицы, которые возникли в период коронавируса или подверглись влиянию пандемии COVID-19, сгруппировать их по тематическим блокам, описать лексическое значение и словообразовательные модели;
провести социально-лингвистический эксперимент, позволяющий выявить семантическую освоенность исследуемых неологизмов в речи учащихся;
составить толковый словарик коронавирусных неологизмов.
Объект исследования: неологизмы, появившиеся в русском языке во время пандемии.
Предмет исследования: словообразовательная, семантическая и прагматическая классификация неологизмов.
В качестве методов исследования были использованы описательный и сопоставительный методы, метод сплошной выборки материала, метод математических подсчётов.
Неологизмы, рождённые в течение последнего года, представляют бесспорный интерес для исследователей языка, так как они ориентированы на способности человека использовать возможности, существующие в системе языка. Этим определяется актуальность выбранной темы исследования.
Практическая значимость работы состоит в том, что данные исследования могут быть использованы как материал для изучения лексики.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Особенности функционирования неологизмов в речи
1.1. Определение понятия «неологизм»
В развитых языках каждый год появляются десятки тысяч неологизмов. Большинство из них имеют недолгую жизнь, но некоторые закрепляются в языке надолго, входят не только в живую обиходную его ткань, но и становятся неотъемлемой частью словесности.
Остановимся на определениях, которые дают словари и энциклопедии:
толкование термина |
источник |
НЕОЛОГИЗМ, неологизма, м. [греч. neos новый + logos слово] – вновь появившееся слово или оборот речи в русском языке с целью обозначения нового предмета или нового понятия. |
Словарь иностранных слов современного русского языка / сост.: Егорова Т. В. – М: Аделант, 2014. – 800 с. |
НЕОЛОГИЗМ. Новое слово, выражение или новое значение у уже существующего слова, вновь появившееся в языке на определённом этапе его развития (в лингвистике). |
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. |
НЕОЛОГИЗМ -а; м. Лингв. Вновь появившееся в языке слово или словосочетание. |
Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов. – М.: СПб: Норинт, 2013. –242 c. |
НЕОЛОГИЗМ, а, м. В языкознании: новое слово или выражение, а также новое значение старого слова. |
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. – 944 c. |
Неологизм (от греч. neos – новый + logos – слово, понятие). Слово или оборот речи, созданные для обозначения нового предмета или выражения нового понятия. |
Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учителя / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 399 с. |
НЕОЛОГИЗМЫ (от нео... и греч. logos – слово) – 1) новые слова и выражения, созданные для обозначения новых предметов или для выражения новых понятий. К неологизмам относятся и заимствования. 2) Новые слова и выражения, необычность которых ясно ощущается носителями языка. |
Большой энциклопедический словарь / ред. А.М. Прохоров. – М.: СПб: Норинт; Издание 2-е, перераб. и доп., 2002. –528 c. |
НЕОЛОГИЗМ (от neοs– новый и lόgοs– речь) – название новообразований в речи, слов, вводимых в общее обращение каким-либо писателем. |
Брокгауз, Ф. А. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Современная версия / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – М.: Эксмо, 2009. – 288 c. |
НЕОЛОГИЗМ (греч.) – языковое новшество, новое слово (оборот речи, грамматическая особенность), появляющееся в языке. |
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. – Под редакцией проф. Горкина А.П. – М.: Росмэн, 2006. – 1680 c. |
Неологизмы (от neοs– новый и lόgοs– речь) – слова, значения слов или сочетания слов, появившиеся в определённый период в каком-либо языке или использованные один раз (окказионализмы) в каком-либо тексте или акте речи. |
Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая рос. энцикл.: Дрофа, 1997. – 721 c. |
Неологи́зм (др.-греч. νέος – «новый», и λόγος – «слово») – слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке (новообразованное, отсутствовавшее ранее). |
ВикипедиЯ |
Вывод. Во всех определениях подчёркивается, что неологизмы – это новые слова. Свежесть и необычность такого слова, словосочетания или оборота речи ясно ощущается носителями данного языка.
1.2. Классификация неологизмов
По источнику появлениянеологизмы делятся на общеязыковые и авторские (в научной терминологии – окказионализмы).
По способу образования неологизмы делятся на:
заимствованные – кним относят слова, перенесённые из одного языка в другой (хэндмейкер, сингл, хипстер);
словообразовательные (самая многочисленная и разнородная группа новообразований) – кним относят слова, образованные по моделям русского словообразования (Google гуглить, чат чатиться);
семантические– кним относят устаревшие слова, у которых появились новые значения (туника: первоначальное значение – нижняя белая одежда из льна или шерсти, носившаяся под тогой в Древнем Риме; новое значение – лёгкое женское платье прямого покроя, плотно облегающее фигуру).
По виду языковой единицы неологизмы делятся на:
неолексемы– это новые слова, являющиеся:
результатом заимствования (лайфхак, фейк, кешбэк),
процессов словообразования (здоровый образ жизни → ЗОЖ → зож → зожник);
неофраземы – это новые фразеологизмы и устойчивые сочетания слов:
голосовать ногами (не прийти на собрание, выборы и т.п.);
словить хайп (привлечь к себе внимание за счёт раскрутки резонансного события);
неосемемы – это новые значения старых слов и фразеологизмов:
мыло – электронная почта, сообщение в электронной почте или адрес в электронной почте (от mail); 8
мыло – растворяющаяся в воде моющая масса (кусок или густая жидкость), получаемая соединением жиров и щелочей). 7
По времени образованиянеологизмы делятся на два основных типа:
абсолютные неологизмы – слова, которых ранее не было в языке: браузер, дедлайн, кастинг, логин, стартап и т.д.
относительные неологизмы – устаревшие слова, актуализировавшиеся в последние годы в связи с изменением политической и экономической системы России: губернатор, гимназия, мэр, бизнес, парламент и т.д.
1.3. Словообразовательные модели неологизмов
Слова-неологизмы появляются в языке тремя путями:
путём словообразовательной деривации – образования новых слов из существующих в языке морфем по известным моделям:
суффиксация (накрут-ить накрут-к-а),
префиксация (инфляция гиперинфляция),
префиксально-суффиксальный способ (звук о-звуч-ива-ть),
сложение основ, часто – в сочетании с суффиксацией (токсикомания, малокартинье, чужестранство),
усечение основ, особенно характерное для образования неологизмов в разговорной речи (админ администратор),
аббревиация (ЕГЭ – единый государственный экзамен),
универбация – образование слова на базе словосочетания, которому оно синонимично (иномарка автомобиль иностранной марки);
путём семантической деривации, т.е.развития в уже существующем слове нового, вторичного значения на основе сходства вновь обозначаемого явления с явлением уже известным: теневой – связанный с незаконными способами обогащения (теневой бизнес, теневая экономика);
путём заимствования слов из других языков (ваучер, имидж, маркетинг, ноу-хау, триллер и многие другие) или из некодифицированных подсистем данного языка – из диалектов, просторечия, жаргонов (беспредел, разборка, тусовка).
Особую группу неологизмов составляют слова и сочетания слов, созданные с помощью транслитерации. Её суть в том, чтобы передать звучание слов одного языка графическими средствами (буквами) другого. Чаще всего транслитерация применяется для написания имён собственных: географических названий, имен и фамилий людей и литературных персонажей, названий организаций, брендов.
Интересен словообразовательный приём, называемый в науке телескопическим способом. Его использование предполагает включение начальной части одного слова и конечной части другого. Вновь созданное слово заключает в себе значение обоих слов: Хрущёв + трущобы = хрущобы (дома, построенные во время правления Хрущёва, напоминающие трущобы). Данное словообразование является жаргонным и стремится уйти от литературных, нейтрально окрашенных слов (жаргону нужна яркость, экспрессия, образность!). 10
Глава 2. Результаты проведённых исследований
Для реализации целей и задач работы мы провели три вида исследований, проанализировав семантическую освоенность, виды и словообразовательные модели неологизмов.
2.1. Результаты социально-лингвистического эксперимента
Задачи социально-лингвистического эксперимента:
фиксация лексических единиц, связанных с COVID-19;
выявление семантической освоенности исследуемых неологизмов в речи учащихся.
Для участия в эксперименте нами были выбраны три группы учащихся МАОУ «Гимназия №15 «Содружество» г. Новосибирска:
мои одноклассники – учащиеся 7-И класса;
учащиеся 10-Б и 11-Б классов – классы с гуманитарным профилем обучения;
учащиеся 10-А и 11-И классов – классы с инженерным профилем обучения.
Семиклассники привлекались нами и в первой, и во второй части исследования. Предположив, что в первой части опроса ребята назовут не так много слов интересующей нас тематической группы, мы решили привлечь их и во второй части нашего эксперимента и проверить, смогут ли они дать толкование новым словам, зафиксированным нами в ходе исследования.
Старшеклассники тоже были распределены на две группы: учащимся гуманитарных классов мы предложили записать слова, рождённые в период пандемии, учащимся технического направления – пояснить значения этих слов.
Первая часть социально-лингвистического эксперимента
Респондентам было предложено, не используя интернет, записать не менее 15-20 слов, появившихся в нашей речи в течение последнего года и связанных с COVID-19.
Всего в опросе приняли участие 87 человек: 27 учащихся 7-И класса, 24 учащихся 10-Б класса, 26 учащихся 11-Б класса, 8 учителей, мои родители.
Укажем и прокомментируем выбор слов, которые указали участники соцопроса как лексические единицы, возникшие в период пандемии:
Главное слово, которое пришло в русскую речь в 2020 году, – это ковид(от аббревиатуры COVID – англ. COrona VIrus Disease). COVID начинался с иностранной аббревиатуры и за пару месяцев обратился самостоятельным русским словом. Это слово указали 100% опрошенных.
Респонденты отметили производные слова ковид: ковидный, противоковидный, ковидник, ковидница, ковид-диссидент, ковидиот. Такое активное словообразование является подтверждением того, что данный неологизм хорошо прижился в русском языке.
Вторым по распространённости словом в нашу речь вошло слово коронавирус. Его отметили 85 опрошенных (97,7%).
В качестве слов и словосочетаний, рождённых в эпоху ковида, 85% респондентов отметили социальную дистанцию и самоизоляцию. Но в ходе работы нам стало известно, что это далеко не новые лексические образования.
Термин «социальная дистанция» переосмыслен – раньше так говорили, когда хотели подчеркнуть классовые различия богатых и бедных, сейчас речь идёт о физическом параметре, о расстоянии в полтора метра между людьми.А слово «самоизоляция», по данным национального корпуса русского языка, существует ещё с 1940 года, однако сегодня оно используется в ином контексте. 1
Из-за рубежа к нам пришла и отлично прижилась калька с английского языка локдаун (изоляция, блокировка, от английского lockdown). Это слово отметили 33 опрошенных (38%).
Слово «карантин» приобрело новый масштаб. Раньше это была изоляция группы людей, а теперь коснулось всего мира.
У слова «корона» также возникло новое значение – болезнь, вызванная коронавирусом. Слово отметили 58 участников опроса (67%).
Ряд слов, знакомых раньше только специалистам, теперь знают и употребляют на каждом углу: пандемия, плато, ИВЛ. Активизировались такие слова, как одноразовая маска, одноразовые перчатки, антисептики, санитайзеры, пульсоксиметр, сатурация, антитела, красная зона, вакцинация, дезинфекция, КТ, ПЦР-тест, обсервация, штамм вируса.
Обратной тенденцией повышенного интереса к медицинской тематике стало, естественно, отрицание ковида, и тут появились такие неологизмы, как «ковид-диссидент», «коронаскептик», «коронойя».
Режим ограничительных мер привёл к появлению в обиходе такого новообразования, как «безмасочники» (33%).
18% опрошенных упомянули слово "ковидиот". Этот неологизм родился при помощи слияния двух слов "ковид" и "идиот". Нами отмечено и два его противоположных значения: ковидиотами сегодня называют тех, кто отрицает наличие пандемии и её опасности, нарушает режим самоизоляции, пренебрегает мерами предосторожности, а также и тех, кто, напротив, в панике кинулся закупать гречку и туалетную бумагу.
Когда власти начали вводить ограничительные меры, чтобы избежать массового заражения, в наш лексикон прочно вошло слово карантин, а за ним появились и карантикулы. Данный неологизм назвали 12% респондентов.
Когда закончились карантикулы, то школьники и студенты перешли на дистанционное обучение, и в нашей речи появились стилистически нейтральный неологизм дистанти просторечное, разговорное словодистанционка.
В общее употребление вошёл профессиональный жаргонизм – удалёнка (удалённая работа). Раньше это был осознанный выбор фрилансеров для работы в удалённом режиме. Теперь же, во время режима самоизоляции, этот способ работы и обучения стал единственно возможным (44%).
В условиях дистанционного обучения особенно популярной стала онлайн-программа Zoom, которую многие установили на свои смартфоны и ноутбуки для работы и обучения. Важным признаком освоения неологизма носителем языка служит наличие производных слов: зум, зумиться, зум-вечеринка.
Вывод. Все респонденты подтвердили первую часть нашей гипотезы: в связи с эпидемией COVID-19 в русском языке появилось большое количество неологизмов. Новые лексические единицы представлены в Приложении 1.
Вторая часть социально-лингвистического эксперимента
Цель исследования: установить, какие из слов, входящих в предложенный тематический список, освоены носителями русского языка, а какие продолжают тяготеть к неологизмам и, возможно, в скором времени выйдут из употребления.
В этой части эксперимента приняли участие учащиеся 7-И, 10-А, 11-И классов – всего 68 гимназистов.
Методом сбора социолингвистических данных являлось анкетирование.
Опрашиваемым лицам было предложено выбрать для каждого слова следующие утверждения:
это слово знаю, могу объяснить его значение;
это слово мне незнакомо, но о его значении можно догадаться;
это слово я не знаю, о его значении нет предположений.
Результаты исследования представлены в Приложении 2.
Используя данные Приложения 2, нами была составлена таблица, в которой все лексемы, входящие в предложенный тематический список, были разделены на три группы в соответствии со степенью их освоения в языке:
100% усвоение |
частичное усвоение |
не усвоены |
антисептик безмасочник дистант дистанционка дистанционное обучение зум карантин ковид коронавирус коронавирусный маска одноразовая масочный режим самоизоляция социальная дистанция ZOOM COVID-19 |
антитела вакцина вакцинация дезинфекция зум-вечеринка зумиться ИВЛ ковидиот ковидник ковидница ковидный корона коронаскептики коронафейки коронафобия красная зона КТ локдаун пандемия перчатки одноразовые противоковидный санитайзер удалёнка |
инфодемия карантикулы ковид-диссидент коронованный короноваться коронойя обсервация плато пульсоксиметр ПЦР-тест сатурация штамм вируса |
Вывод. Из 52 неологизмов значение только 16 лексем были понятны всем респондентам, 23 лексические единицы показали частичное усвоение, 12 слов (в основном медицинские термины) вызвали затруднения у большинства опрашиваемых с точки зрения определения их лексического значения.
2.2. Группы коронавирусных неологизмов
Во второй части нашего исследования мы разделили зафиксированные нами лексические единицы на три группы, используя классификацию неологизмов, описанную в теоретической части работы:
абсолютно новые слова |
слова, которые существовали раньше, но в период пандемии получили новое осмысление |
узкоспециальные термины и понятия, расширившие сферу употребления до повседневности |
безмасочник дистант дистанционка зум зум-вечеринка зумиться карантикулы ковид COVID-19 ковид-диссидент ковидиот ковидник, ковидница ковидный корона коронавирусный коронаскептик коронафейки коронафобия коронованный короноваться коронойя локдаун противоковидный |
дистанционное обучение инфодемия карантин коронавирус масочный режим пандемия самоизоляция социальная дистанция удалёнка ZOOM |
антисептики антитела вакцина вакцинация дезинфекция ИВЛ красная зона КТ маски одноразовые обсервация перчатки одноразовые плато пульсоксиметр ПЦР-тест санитайзер сатурация штамм |
Вывод: нами зафиксировано 25 абсолютных неологизмов, 10 слов, получивших новое осмысление в период пандемии, и 17 узкоспециальных понятий, расширивших сферу употребления.
2.3. Способы образования неологизмов
В 3-й части исследования мы, используя типологию словообразовательных моделей, описанную в теоретической части работы, проанализировали способы образования первой группы слов – абсолютных неологизмов:
суффиксальный |
зумиться зум ковидник ковид ковидница ковид ковидный ковид коронавирусный коронавирус |
префиксальный |
противоковидный ковидный |
префиксально-суффиксальный |
безмасочник |
бессуффиксальный |
дистант дистанционный корона коронавирус |
сложение |
зум-вечеринка зум, вечеринка ковид-диссидент ковид, диссидент |
слияние двух усечённых основ |
коронаскептик коронавирус, скептик коронафейк коронавирус, фейк коронафобия коронавирус, фобия |
телескопический способ |
инфодемия информация, эпидемия карантикулы карантин, каникулы ковидиот ковид, идиот коронойя коронавирус, паранойя |
универбация |
дистанционка дистанционное обучение |
аббревиатура |
COVID-19 от англ. COrona VIrus Disease |
транслитерация |
ковид от COVID зум от ZOOM локдаун от английского lockdown |
обрели новое значение в рамках новых реалий |
корона, коронованный, короноваться |
Вывод. Проанализировав словообразовательные модели неологизмов, мы отметили, что большинство из них образовано суффиксальным способом.
Обращают на себя внимание и лексемы, образованные путём сложения и слияния – зум-вечеринка, ковид-диссидент, инфодемия, коронафейк, коронаскептик, коронафобия.
Интересен ещё один словообразовательный приём, называемый в науке телескопическим способом. Его использование предполагает включение начальной части одного слова и конечной части другого. Вновь созданное слово заключает в себе значение обоих слов, например: коронавирус + паранойя = коронойя (паранойя на тему коронавируса).
Заключение.
В ходе исследовательской работы мы зафиксировали неологизмы, возникшие в нашей речи в период пандемии коронавируса, разделили их на группы, выявили степень семантической освоенности, рассмотрели их словообразовательные модели.
Нами был составлен толковый словарик коронавирусных неологизмов – он представлен в Приложении 3.
Проведённое исследование позволило нам сделать следующие выводы:
Ключевым событием 2020 года, повлиявшим на все основные сферы жизни и деятельности человека, стало распространение по всему миру коронавирусной инфекции COVID-19, которая не только вызвала изменения повседневной жизни людей, но и привела к активным процессам в лексическом составе языка. Мы насчитали 52 неологизма, возникших в этот период.
Анализ конкретного языкового материала показал, что новые лексемы неоднородны по своему происхождению. Нами зафиксировано 25 абсолютных неологизмов, 10 слов, получивших новое осмысление в период пандемии, и 17 узкоспециальных понятий, расширивших сферу употребления. Чаще всего в качестве новообразований выступили имена существительные, однако среди неологизмов встретились и прилагательные, и глаголы.
Рассмотрев словообразовательные модели неологизмов, мы отметили, что большинство новых лексических единиц образовано суффиксальным и телескопическим способами, путём сложения и слияния.
Не все неологизмы этого сложного времени оказались серьёзными: в новых словах нашлось место изобретательности, ироничности, а порой и игривости – карантикулы, коронойя, ковидиот. Такие неологизмы – яркое проявление креативности нашего народа в его языковом воплощении.
Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась: в связи с эпидемией COVID-19 появилось большое количество неологизмов, образованных как путём заимствования, так и по собственным словообразовательным моделям.
Как надолго останутся коронавирусные неологизмы в языке? Скорее всего, все они уйдут в небытие и станут историзмами вместе с отступлением вируса. Но сейчас, когда миром управляет вирус, эти слова актуальны и используются людьми очень активно.
Считаем, что понимание истоков новой лексики позволяет в дальнейшем более адекватно использовать её, воспринимать и оценивать, поэтому материалы нашего исследования будут полезны всем любителям русского языка.
Использованная литература:
Больной язык: как COVID-19 обогатит словарный запас. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iz.ru/1027932/olga-kolentcova/bolnoi-iazyk-kak-covid-19-obogatit-slovarnyi-zapas
Дистант, застрянцы и ковидиоты: какими словами пополнился наш лексикон. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/vesti.ua/s/poleznoe/semja/distant-zastryantsy-i-kovidioty-kakimi-slovami-popolnilsya-nash-leksikon
Заразительные неологизмы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4323125
Кто такие «ковидиалы» и «карантье» – редактор «Грамоты.ру» о словах пандемии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://riamo.ru/article/456988/kto-takie-kovidialy-i-karante-redaktor-gramoty.ru-o-slovah-pandemii.xl?mTitle=&mDesc=&mImg=&mImgWidth=&mImgHeight=
Неологизмы. Их классификация. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/4631116/page:2/
Неологизмы. – Универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/NEOLOGIZM.html
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. – 944 c.
Словарь компьютерных терминов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://computer.slovaronline.com/
Словарь коронавируса. Леонид Пахомов – о лингвистической стороне пандемии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zvzda.ru/columns/cdfce97f79f1
Телескопический способ образования слова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studbooks.net/2148360/literatura/teleskopicheskiy_sposob_obrazovaniya_slova
Приложение 1
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
1. Слова, вошедшие в активный словарный запас россиян в период пандемии (слова записаны в алфавитном порядке):
1) антисептик, 2) антитела, 3) безмасочник, 4) вакцина, 5) вакцинация, 6) дезинфекция, 7) дистант, 8) дистанционка, 9) дистанционное обучение, 10) зум, 11) зум-вечеринка, 12) зумиться, 13) ИВЛ, 14) инфодемия, 15) карантикулы, 16) карантин, 17) ковид, 18) ковид-диссидент, 19) ковидиот, 20) ковидник, 21) ковидница, 22) ковидный, 23) корона, 24) коронавирус, 25) коронавирусный, 26) коронаскептик, 27) коронафейк, 28) коронафобия, 29) коронованный, 30) короноваться, 31) коронойя, 32) красная зона, 33) КТ, 34) локдаун, 35) маска одноразовая, 36) масочный режим, 37) обсервация, 38) пандемия, 39) перчатки одноразовые, 40) плато, 41) противоковидный, 42) пульсоксиметр, 43) ПЦР-тест, 44) самоизоляция, 45) санитайзер, 46) сатурация, 47) социальная дистанция, 48) Спутник-V, 49) удалёнка, 50) штамм вируса, 51) ZOOM, 52) COVID-19.
2. Частотность упоминания неологизмов участниками соцопроса
слово |
частота упоминания |
ковид коронавирус самоизоляция пандемия социальная дистанция зум дистанционка карантин COVID-19 корона масочный режим антитела КТ вакцина маска одноразовая дистант удалёнка ИВЛ санитайзер противоковидный зумиться локдаун сатурация ZOOM безмасочник вакцинация ковид-диссидент коронавирусный перчатки одноразовые ковидный коронойя ковидник ковидиот коронафейк антисептик плато дистанционное обучение коронаскептик красная зона карантикулы Спутник-V пульсоксиметр коронафобия ПЦР-тест дезинфекция инфодемия зум-вечеринка штамм обсервация коронованный короноваться ковидница |
87 85 84 78 76 73 69 68 67 58 57 49 48 46 46 39 38 38 37 37 36 33 32 30 29 25 24 23 22 19 19 17 16 16 14 14 12 12 11 10 9 8 8 7 7 6 5 5 4 3 2 1 |
Приложение 2
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Степень освоенности новых слов (слова записаны в алфавитном порядке)
список лексем для анализа в алфавитном порядке |
это слово знаю, могу объяснить его значение |
это слово мне незнакомо, но о его значении можно догадаться |
это слово я не знаю, о его значении нет предположений |
антисептик антитела безмасочник вакцина вакцинация дезинфекция дистант дистанционка дистанционное обучение зум зум-вечеринка зумиться ИВЛ инфодемия карантикулы карантин ковид ковид-диссидент ковидиот ковидник ковидница ковидный корона коронавирус коронавирусный коронаскептики коронафейки коронафобия коронованный короноваться коронойя красная зона КТ локдаун маска одноразовая масочный режим обсервация пандемия перчатки одноразовые плато противоковидный пульсоксиметр ПЦР-тест самоизоляция санитайзер сатурация социальная дистанция удалёнка штамм вируса ZOOM COVID-19 |
68 46 68 63 49 54 68 68 68 68 59 53 42 8 9 68 68 25 17 36 36 54 56 68 68 28 23 19 4 4 13 38 44 16 68 68 4 55 68 18 32 17 26 68 57 14 68 54 6 68 68 |
- 11 - 5 18 14 - - - - 9 16 19 17 32 - - 26 39 25 27 14 11 - - 27 33 28 17 11 24 17 14 13 - - 7 2 - 8 36 - 3 - - - - 14 - - - |
- 12 - - 1 - - - - - - - 7 33 29 - - 17 12 7 5 - 1 - - 13 12 21 47 43 31 13 10 39 - - 57 11 - 42 - 51 39 - 11 54 - - 62 - - |
Приложение 3
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРИК «КОРОНАВИРУСНЫХ» СЛОВ
Антисептик – это обеззараживающий препарат, необходимый для дезинфекции медицинских инструментов и соблюдения гигиены в случаях, когда нет возможности вымыть руки с мылом. Средство используется только для наружного применения. Различается по составу и форме выпуска (пена, спрей, гель и др.). Антисептические средства включены в перечень товаров первой необходимости наравне с медицинскими масками.
Антитела – специальные белки, которые вырабатывает иммунная система в ответ на попадание любого инфекционного агента, в том числе COVID-19 в организм человека, даже если не было ярких признаков болезни. Антитела распознают коронавирус, обезвреживают и сохраняют информацию об инфекции на случай новой встречи с инфекцией.
Безмасочники – неол., люди, которые упорно отказываются соблюдать масочный и перчаточный в общественном транспорте и других местах массового скопления.
Вакцина – медицинский препарат биологического происхождения, обеспечивающий организму появление приобретённого иммунитета к конкретному антигену. К 2021 г. в России в настоящий момент зарегистрированы три вакцины, которые используются против COVID-19: препарат «Спутник V», созданный в Национальном центре эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи, «ЭпиВакКорона»– вакцина новосибирского центра вирусологии и биотехнологии «Вектор» и "КовиВак" – разработка научного центра им. М.П. Чумакова РАН.
Вакцинация – введение вакцины в организм. Самое эффективное и экономически выгодное средство защиты против инфекционных болезней, известное современной медицине.
Дезинфекция – это комплекс мероприятий, направленных на уничтожение, удаление или дезактивацию вредных микроорганизмов.
Дистант (производное от “дистанционного обучения”) – неол., разг. что-либо выполняющееся дистанционно, удалённо (дистанционная работа, дистанционное обучение).
Дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах.
Дистанционка – просторечное, разговорное слово для обозначения дистанционного образования.
Зум (неол., от названия программы Zoom)– сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения школьников.
Зум-вечеринка. Приспособиться к закрытию учебных заведений и домашней изоляции было невероятно сложно. Многие люди обратились к Zoom, чтобы попытаться восстановить привычный ход вещей, и начали проводить там вечеринки.
Зумиться (неол., от названия программы Zoom) – общаться в Zoom-приложении, которое теперь повсеместно используется для проведения вебинаров, уроков, зачётов и даже вечеринок. Приложение стало самым скачиваемым в США, обогнав даже пресловутый TikTok.
ИВЛ – аппарат искусственной вентиляции лёгких. Медицинское оборудование, которое предназначено для принудительной подачи газовой смеси (кислород и сжатый осушенный воздух) в лёгкие с целью насыщения крови кислородом и удаления из лёгких углекислого газа.
Инфодемия – этим словом называют слухи, панические рассказы, фейки и юмор, которые эпидемию сопровождают, а в некоторых странах – ещё и предваряют. Под инфодемию попадает распространение информации о “теории заговора”, перепосты фейков о методах лечения и профилактики коронавируса, дезинформация о реальном положении вирусной ситуации и т. д. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), используя этот термин, заявила, что инфодемия не менее опасна, чем сама эпидемия.
Карантикулы (от слов «карантин» и «каникулы»)– неол., каникулы для учащихся и студентов, которые дополнительно появились в связи с пандемией.
Карантин – комплекс мер, вводимых на конкретной территории в соответствии с установленным законом порядком, и направленных на предотвращение распространения инфекционных (карантинных) болезней из эпидемического очага и ликвидация самого очага.
Ковид (COVID-19) – это инфекционное вирусное заболевание с преимущественным поражением лёгочной ткани. Коронавирусная инфекция вызвана вирусом SARS-CoV-2. Впервые этот вирус обнаружен в городе Ухань в Китае.
Ковид-диссидент – неол., группа людей, которые либо не верят в существование нового вируса, либо полагают, что проблема на самом деле небольшая, но раздутая СМИ и политиками.
Ковидиоты (от слов “ковид” и “идиот”) – неол., люди, которые либо преуменьшают опасность коронавируса, в результате чего пренебрегают масочным режимом и социальной дистанцией, либо, напротив, излишне паникуют, тоннами скупают гречку и туалетную бумагу.
Ковидник – неол., так могут называть как отделение больницы для заражённых коронавирусом, так и самого больного. Существует феминитив этого слова – “ковидница”, т. е. больная женского пола.
Ковидный – больной Covid-19.
Корона – неол., коронавирусная инфекция COVID-19, вызываемая новым видом коронавируса SARS-CoV-2. Название связано со строением вируса, шиповидные отростки которого напоминают солнечную корону.
Коронавирус (ковид, COVID-19). Слово не новое, всё-таки речь идёт о семействе вирусов, включающем на май 2020 года 43 подвида. Первый представитель семейства коронавирусов – Human coronavirus 229E (HCoV-229E) – выявлен в середине 1960-х годов. Коронавирус называется так из-за своего строения: шиповидные отростки напоминают корону. Правильное написание зафиксировано в словарях: «коронавирус».
Коронавирусный – неол., связанный, соотносящийся по значению с существительным коронавирус.
Коронаскептики – неол., люди,утверждающие, что обычный сезонный грипп ежегодно убивает больше людей, чем COVID-19 и ситуация вокруг новой коронавирусной инфекции слишком раздута.
Коронафейки – неол., фальшивые новости, которые пышно произрастают в социальных сетях и мессенджерах на фоне общей тревожности и неопределённости.
Коронафобия – неол., патологический страх людей заразиться коронавирусом, который приводит к неадекватным поступкам тех, кто поддался панической атаке.
Коронованный – неол., 1) название вируса из-за своего строения: шиповидные отростки напоминают корону (заголовок статьи – 2019-nCoV: очередной коронованный убийца?); 2)перен., человек, заболевший коронавирусом.
Короноваться (неол., от сленгового названия вируса “корона”) – сдать тест на Covid-19.
Коронойя (неол., слово образовано по аналогии с паранойей) – такое заболевание приписывают людям, которые шарахаются от чихающих и кашляющих, боятся здороваться за руку и литрами выливают на себя антисептик.
Красная зона – так называемая «грязная зона» в больнице, где непосредственно размещены пациенты с коронавирусом.
КТ (компьютерный томограф) – основной лучевой метод диагностики поражения органов грудной клетки (лёгких) при различных инфекционных заболеваниях, в частности, при подозрении на коронаровирусную инфекцию.
Локдаун – транслитерация английского слова lockdown, состоящего из двух корней: lock означает запирать или закрывать; down в данном случае выступает лишь как усилительная частица. Термин переводится как «изоляция» или «строгая изоляция».Локдаунпри короновирусе подразумевает введение жёстких ограничений для населения конкретного населённого пункта или страны.
Маска одноразовая – это изделие из нетканого материала с фильтром из мелкой сетки (мельтблауна). Один из наиболее эффективных способов защиты от всевозможных инфекций и вирусов, в том числе коронавируса COVID-19.
Масочный режим – посещение общественных мест обязательно в средствах индивидуальной защиты: медицинских масках, иногда – перчатках.
Обсервация – медицинское наблюдение за людьми, у которых подозревают коронавирус, или теми, кто находился в прямом контакте с заболевшими Covid-19.
Одноразовые перчатки – это вид одноразовых перчаток, которые изготовлены из ПНД (полиэтилен низкого давления). По мере увеличения случаев заражения COVID-19 люди всё чаще начинают носить одноразовые перчатки, чтобы избежать инфицирования.
Пандемия – распространение нового заболевания в мировых масштабах. Пандемия возникает, когда появляется новый вирус и распространяется по всему миру, охватывая разные страны и континенты, а большинство людей не обладают иммунитетом к нему.
Плато́ – состояние статистики по COVID-19, когда долгое время уровень новых случаев остается примерно равным каждый день, а не растет.
Противоковидный – неол., предназначенный для борьбы с коронавирусной инфекцией.
Пульсоксиметр – это маленький медицинский прибор, похожий на прищепку с экраном. Он показывает, как много кислорода находится в крови. Этот показатель иначе называется сатурацией и измеряется в процентах. Сатурация от 95% и выше считается нормой здоровых людей.
ПЦР-тест (полимеразная цепная реакция) – это тип лабораторного исследования, который сообщает, есть ли у кого-то в настоящее время COVID-19. Этот вид диагностики в отличие от экспресс-тестов, которые проверяют наличие антител в крови, выявляет непосредственно наличие вируса в организме.
Самоизоляция – первоначально: двухнедельный режим для тех, кто контактировал с людьми, у которых подтвердился коронавирус, либо же с теми, кто вернулся из-за границы. В последующем многие люди стали уходить на добровольную самоизоляцию, чтобы обезопасить себя. На самоизоляции пребывали люди, относящиеся к группе риска, например, люди, возраст которых 65+.
Санитайзер – дезинфицирующее средство на спиртовой основе, применяется в основном в качестве антисептика для рук.
Сатурация – это насыщение крови кислородом. При коронавирусе кислород в крови понижается из-за воспалительного процесса в лёгких, поэтому этот показатель врачи принимают во внимание при определении общего состояния организма больного в период болезни.
Социальная дистанция – соблюдение безопасной дистанции длиною в 1,5 метра в общественных местах. Социальное дистанцирование используют как профилактическую меру в борьбе с распространением коронавируса.
Удалёнка – работа офисных сотрудников из дома. Но это не фриланс. Все сотрудники компании по-прежнему остаются на фултайме, под присмотром руководителя через специальные программы.
Штамм – это мутация вируса, которая образуется при размножении в изолированном состоянии в определённой питательной среде. Штамм имеет все наследственные признаки исходного организма и схож с ним генетически. Говоря простыми словами, штамм вируса – это немного изменённый вирус. При мутации вирусы меняют свои свойства. Новый штамм может быть более заразным, более устойчивым к лекарствам, может вызывать более серьёзные последствия для организма человека и т.п.
Словарик составлен по материалам интернета.