Читать, смотреть или...

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Читать, смотреть или...

Богатырева Е.А. 1
1МБОУ СОШ №7 с УИОП
Смугалова Л.А. 1
1МБОУ СОШ №7 с УИОП
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность обращения к теме.

Вы не задумывались, как давно брали в руки книгу или ходили в театр? До появления интернета и мультимедиа технологий люди больше общались, читали, ходили в театры и музеи.

Книга всегда была «и лекарством для души, и кладовой наук, и источником мудрости» (А. Глухов), а театр - «кафедрой, с которой можно много сказать миру добра» (Н.В. Гоголь).

Но, несмотря на вытеснение интернетом многих, давно зародившихся культурных традиций, в 2019 году Россия занимала 2-ое место в мире по чтению, а наше театральное искусство всё больше и больше развивается и привлекает не только жителей нашей страны, но и иностранных гостей.

Рейтинг самых читающих стран мира 2019 г.

Место

Страна

Рейтинг

10

Канада

4.1

9

Мексика

4.2

8

Бразилия

4.3

7

Аргентина

4.4

6

США

4.5

5

Великобритания

4.6

4

Италия

4.7

3

Испания

4.8

2

Россия

4.9

1

Китай

5.0

Проблема: я читаю много книг и периодически посещаю театр, поэтому мне стало интересно, как относятся к чтению и просмотру спектаклей мои сверстники, и что лучше: читать, смотреть или…?

Глава 1.

Цель. Гипотеза. Задачи и этапы работы. Методы исследования.

Цель исследования: осуществить собственный выбор: читать, смотреть или…

Гипотеза: Обратившись к собственному читательскому и зрительскому опыту, можно сформировать собственную точку зрения и найти ответ на поставленный вопрос.

Задачи:

Этапы:

1.Провести социологический опрос среди одноклассников.

1.Анкетирование одноклассников с целью выявления их предпочтений в пользу театра или книг.

2.Прочитать книгу и посмотреть постановку в театре.

2.Выявление различий между восприятием материала и сопоставление книги и театра.

3. Определить, какой из способов гораздо эффективнее, полезнее и удобнее.

3. Осуществление выбора.

4. Создать рекомендации для тех, кто идет смотреть спектакль по произведению классической литературы.

4. Создание продукта.

Методы исследования в данном проекте:
1. Метод анкетирования
2. Метод сравнения
3. Метод анализа
4. Метод синтеза(обобщения)
5. Метод индукции(вывода)
6. Метод отбора и интерпретации информации

Глава 2.

Социологический опрос.

Вначале мне было интересно узнать мнение моих одноклассников по интересующей меня проблеме. Мною было проведено анкетирование по общей теме: «Что лучше?».

В анкету входили такие вопросы, как:

1. Читать книгу. Почему?

2. Смотреть по книге спектакль в театре. Почему?

3. Слушать аудиокниги. Почему?

4. Что в первую очередь: читать, смотреть или слушать?

В опросе принимали участие 22 ученика.

В результате мы получили следующие данные:

- Читают книги 12 учеников;

- Посещают спектакли в театре (смотреть) 3 ученика;

- Слушают аудиокниги 2 ученика;

- Читают книги и прослушивают их 2 ученика;

- Интересуют все варианты ознакомления с произведением 3-х учеников.

На основе результатов проведенного опроса и своей собственной позиции я сделала вывод, что все же в основном книги предпочитают читать, так для многих более полно воспринимается информация, особенно это важно при изучении произведения в школе, в отличие от простого просмотра спектакля. Аудиокнигам отдают предпочтение только 2 ученика, так как не все при прослушивании материала могут сохранять концентрацию и не отвлекаться. На более широкое изучение произведения, прочтение, просмотр в театре и аудио-прослушивание в равной мере готовы всего три ученика.

Несмотря на увлеченность общества социальными сетями, развитием технологий, люди все же не теряют интерес к чтению книжной литературы, а по сравнению с предыдущими годами, стали больше ходить и в театр. Об этом свидетельствует проведенный социологический опрос и статистика 2019 и 2020 г.г.

Статистика.

Посещение театров:

Федеральные театры в 2019 году посетили 5,1 млн. зрителей (для сравнения – 3,7 млн. в 2012 году). Об этом свидетельствуют статистические данные Минкультуры России, опубликованные на сайте ведомства.

Чтение:

По данным ВЦИОМ, в 2020 году число читающих россиян растет. Если пять лет назад этот показатель составлял 45%, то сейчас он достиг 53%. Чаще всего читают книги женщины — 59%, молодежь 18-24 лет — 83%, люди 25-34 лет — 61%, а также респонденты с высшим образованием — 68%.

Глава 3.

Сопоставление.

Для того, чтобы сделать выбор - читать или смотреть, что и является целью моего исследования, как человек, который любит читать и нередко посещает театр, я проанализировала свое восприятие книги и спектакля и отметила основные пункты, на которые мы полагаемся, когда сопоставляем прочитанное произведение и просмотр его постановки.

Читать

Смотреть

Читатель сам представляет картину произведения в своем воображении.

Картина произведения предстает зрителю в готовом варианте, как ее видят сценарист и режиссер. Зритель видит периодически меняющиеся декорации и костюмы актеров.

Читатель знакомится с оригиналом произведения.

Зритель видит спектакль, поставленный режиссером по написанному сценарию, который может быть близок к оригиналу, с сокращениями или с внесенными изменениями.

Читатель делает выводы о характере персонажа, основываясь на прочитанном, где рассказывается о его поведении, поступках, образе жизни, взаимодействии с людьми, чувствах и эмоциях.

Зритель видит характер персонажа в живом действии, в поступках, в актерской игре.

Читатель получает новые знания в области русского языка, например, в орфографии, пунктуации, обогащает словарный запас, расширяет кругозор.

Зритель получает опыт в области актерского мастерства, ораторского искусства, получает вдохновение от музыки, хореографии, художественного оформления и игры актеров.

В жизни я очень часто прибегаю к такому анализу при прочтении книг и последующих просмотрах их театральных постановок, особенно проходя произведения школьной программы, что помогает мне более глубоко погрузиться в атмосферу, созданную автором, раскрыть характеры персонажей.

Глава 4.

Реальный опыт.

Некоторое время назад я во второй раз, с удовольствием, прочитала комедию Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Также мне посчастливилось посмотреть спектакль по этому произведению в Государственном Академическом Малом театре режиссера-постановщика С.В. Женовача.

Сергей Женовач удостоен звания заслуженного деятеля искусств России, он профессор, продолжает свою преподавательскую деятельность, был удостоен различных премий, неоднократный лауреат "Золотой маски". Его постановки не раз завоёвывали награды на престижных фестивалях.

В спектакле использована музыка А.С. Грибоедова, М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, С.В. Рахманинова. Небольшие новаторские изменения в прочтении хрестоматийного произведения не помешали отразить не только социальную остроту пьесы, но и лирическую тему первой любви, а цитаты литературного языка Грибоедова разлетелись на крылатые фразы.

Особенно мне запомнился монолог Чацкого и многие интересные высказывания персонажей, например:

«А судьи кто? – За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времён Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?».

(отрывок из монолога Чацкого)

«О! если б кто в людей проник: // Что хуже в них? душа или язык?» - Чацкий.

 «Служить бы рад, прислуживаться тошно.» - Чацкий.

 «Счастливые часов не наблюдают.» - Софья.

«Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.» - Фамусов.

Читая произведение, я рисовала в своей голове образы героев, картины быта и интерьера дома, представляла, как будут развиваться события дальше, полностью растворяясь в этом произведении. Посмотрев спектакль, я была удивлена совпадению моих представлений о героях со взглядом режиссера. Потрясающая игра талантливейших актеров Юрия Соломина в роли Фамусова, Глеба Подгородинского в роли Чацкого, Виктора Низового в роли Скалозуба, Александра Дривени в роли Молчалина, Полины Долинской в роли Софьи и ее тетки, которую сыграла Людмила Полякова, и многих других, помогла мне оживить мои образы, привнесла в них свои новые краски и влюбила меня в это произведение с большей силой.

Для себя я подчеркнула некоторые различия и сходства между этой театральной постановкой произведения и книгой.

Особое состояние

Книга: во время прочтения книги мне было очень интересно, невозможно было оторваться от комедии и, даже когда это удавалось на некоторое время, я все еще была погружена в происходившие события.

Театр: во время просмотра спектакля меня переполняли положительные эмоции, я получала удовольствие от прекрасной игры актеров и еще раз наслаждалась любимым произведением.

Позиция автора и видение режиссера

Книга: в своем произведении А.С. Грибоедов хотел показать, как в его время (19 век) умным людям их знания и мудрость приносили горе и несчастье, т.к. влиятельная необразованная, придерживающаяся консерватизма, часть населения подавляла их. И эта позиция относительно того времени мне близка, так как мы сталкиваемся с подобной проблемой и в наше время.

Театр: виденье режиссера и его задумка по воплощению комедии на сцене мне очень понравилась, реплики актеров абсолютно соответствовали тексту оригинала, но при этом чувствовалась легкость постановки, новое прочтение.

Связь со временем

Книга: в комедии отображаются проблемы 19 века, например, противостояние консерваторов, представителями которых является фамусовское общество, и реформаторов, представителем которых является Александр Андреевич Чацкий.

Театр: несмотря на то, что спектакль поставлен по комедии 19 века с ее проблематикой, в ней мы можем разглядеть отражение проблем, которые будут актуальны во все времена, например проблема недооценки ума, пренебрежения чужого мнения.

Декорации

Книга: в доме есть гостиная. Справа от нее расположена комната Софьи Фамусовой, где есть фортепиано. В доме есть парадные сени. Справа находится выход на крыльцо и швейцарская ложа. Слева же располагается комната Молчалина. В доме также есть колонны, за одной из которых Чацкий прячется во время объяснений между Софьей и Молчалиным.

Театр: декорации выполнены в стиле минимализма, отображают главные элементы интерьера, например колонна, камин, двери в комнаты Софьи и Фамусова.

Характеры персонажей

Все черты характеров героев комедии Грибоедова, которые предал им автор, были ярко отображены в постановке, а также выражены и окрашены работой режиссера и актерской игрой.

Такими были мое впечатление от книги и от постановки, мое мнение касательно персонажей и режиссерской работы. Но совпадают ли они с точками зрения зрителей, и что думают они? Этот вопрос будет рассмотрен в следующей главе.

Глава 5.

Отзывы.

При выборе спектакля или театра, где хотелось бы побывать, я нередко просматриваю отзывы зрителей. Интересно почитать и узнать, что пишут простые посетители и заядлые театралы.

На официальном сайте малого театра расположены разные отзывы зрителей. В большинстве присутствуют положительные отзывы и отзывы, касаемые декораций, не всем зрителям понравилась режиссерская задумка минимализма в обстановке сцены. Вот некоторые высказывания зрителей об этой постановке.

Люди, зачастую, не готовы к каким-то новым или современным постановкам, к работам молодых режиссеров и сценаристов, которые переносят спектакли в наше время. Также зрители могут сравнивать спектакли прошлых лет, игру других актеров в ролях, оформление сцены, с чем я столкнулась в одном из отзывов о спектакле «Горе от ума». Такие мнения могут быть как полезны, так и отвлекать от цели просмотра постановки в выбранном театре, могут давать небольшое представление о самом спектакле, о художественном и творческом решении режиссера и помогать определиться будет ли нам это интересно, подойдет ли по возрастному восприятию, но в тоже время, если полностью положиться на взгляды других людей, можно упустить возможность сделать свои выводы и открыть для себя что-то новое. Поэтому я предпочитаю формировать свою собственную точку зрения только после просмотра спектакля.

Глава 6.

Вывод.

Книга – это источник знаний, мудрости, опыта, это наш первый друг и помощник.Я люблю читать произведения различных жанров, но тем не менее, мне очень нравится смотреть театральные постановки, так как я сама увлекаюсь театром, занимаюсь актерским мастерством, играю в спектаклях. Это мне пригодится в моей будущей профессиональной деятельности, которая будет связана с творчеством.

Проведя исследование, у меня получилось сделать вывод о том, что нельзя выбрать что-то одно: читать или смотреть. Очень важно, полезно и нужно читать. Так мы можем прочувствовать и увидеть все тонкости языка автора, понять его позицию, увидеть произведение в первозданном виде. Тем не менее, смотреть различные театральные постановки не менее интересно и полезно, чем читать книги. В театре присутствует определенная атмосфера, которая вдохновляет зрителей на просмотр спектакля. Красивые декорации, музыкальное сопровождение, красочные костюмы персонажей, их действия, взгляд режиссера и сценариста на определенное произведение эмоционально настраивают и погружают нас в прекрасный мир театра, и мы получаем удовольствие от происходящего на сцене. Стоит заметить, что лучше сначала прочитать произведение, а потом идти на поставленный по нему спектакль.

Заключение.

Проектный продукт.

Памятка: «Рекомендации для тех, кто идет смотреть спектакль по произведению классической литературы.»

Стоит ознакомиться с творчеством автора произведения.

Нужно выбирать произведение, которое соответствует вашим предпочтениям, чтобы Вам не было скучно, и Вы не разочаровались в постановке.

Сначала лучше прочитать произведение, по которому поставлен спектакль, прежде чем смотреть театральную постановку.

Нужно ознакомиться с театром, его актерами и спектаклями.

Стоит ознакомиться с режиссером спектакля и его творчеством в целом.

Нужно ознакомиться с сюжетом спектакля, на сколько он близок к оригиналу произведения, и работами сценариста.

Нужно ознакомиться с жанром спектакля.

Основные жанры театрального искусства:

Трагикомедия - драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом освещении.

Трагедия-жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу.

Комедия - драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом.

Драматическая повесть

Драма - род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актерами на сцене; литературное произведение такого рода с серьезным сюжетом, но без трагического исхода.

Водевиль - короткая комическая пьеса, обычно с пением.

Мелодрама - драма с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла, с преувеличенной эмоциональностью (первоначально драма с музыкой и пением).

Социально-психологическая драма - разновидность драмы, в которой конфликт героев обусловлен их социальным положением, и большое внимание уделяется изображению внутреннего мира, переживаниям героев, мотивам, определяющим их поступки. 

Моноспектакль – спектакль-монолог с единственным актером.

Мюзикл - музыкальное представление, сочетающее в себе элементы эстрады, оперетты и балета.

Музыкальный спектакль

Полезно ознакомиться с отзывами зрителей, но не стоит на них целиком полагаться, т.к. у всех людей разные мнения и вкусы, которые могут не совпадать с вашими.

Во время просмотра спектакля не нужно сопоставлять его с произведением. Выводы можно сделать уже после просмотра. Так, если все время вспоминать, какие реплики говорили главные герои и как показал какие-то события автор в оригинале, то можно отвлечься, потерять общую нить и восприятие произведения. Из-за этого не получиться полномерно оценить спектакль, понять, что хотел донести и показать режиссер.

Список использованной литературы:

1. Книжный материал, цитаты из произведения: Грибоедов А. С. «Горе от ума». - М.: Омега, 2017. – 174с.

2. Белокурова С. П. «Словарь литературоведческих терминов». – СПб.: Паритет, 2007. – 320с.

3. КорольковаА. Н. «Словарь афоризмов». – М.: Дрофа, 2008. – 627с.

4. Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка» - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2013. – 1360с.

5. Кононенко Б. И. «Большой толковый словарь по культурологии» - М.: «Издательство Вече», 2003. – 512с.

Интернет ресурсы:

6. Фото: https://yandex.ru/images/search

7. Статистика:polit.ru
8. Отзывы зрителей: teatral-online.ru

9. Информация о спектакле, режиссер, актеры: официальный сайт Малого театра https://www.maly.ru/

10. Факты о творчестве С.В. Женовача: https://fb.ru/article/292259/dushevnyiy-teatr-jenovacha-sergeya-opisanie-istoriya-repertuar-i-otzyivyi

Просмотров работы: 355