Введение
Книга Мариэтты Чудаковой, несомненно, может быть интересна читателю-подростку, так как имеет динамичный и захватывающий сюжет. Книга рассказывает о настоящей, непоколебимой дружбе, о том, как нужно не сдаваться, не терять надежду и верить в лучшее. В сюжете присутствует не только детектив, но и загадочная история, что особенно интересно для читателя-подростка. В произведении каждый найдет что-то новое и познавательное для себя, ведь автору удалось вплести в текст моменты из курса истории, рассказать о проблемах в России, которые актуальны в наши дни, и предложить пути для их решения.
Произведение было написано в 2005 году, и, вероятно, это объясняет тот факт, что научная литература о повести Чудаковой пока что разрозненна и представляет собой отдельные статьи и рецензии. Высокая оценка повести дана А.Немзером, отметившим в произведении «серьезность тона» и «уважение к героям и стоящее за ним уважение к юной аудитории» [3]. Вопросы своеобразия повести «Дела и ужасы Жени Осинкиной» поставлены в статье Н.П Хрящевой и В.Б. Носковой «Взрослые ужасы и новый детский герой?». Авторы приходят к выводу, что ценность этой детективной истории в открытии нового героя-подростка «нового, в чем-то совсем недетского, но детям предпосланного» [5].
На наш взгляд, это книга о том, как важно верить друзьям и приходить на помощь тем, кто в этом нуждается. Именно это обусловило актуальность книги и предпринятого нами исследования.
Итак, объектом изучения является повесть М.Чудаковой «Дела и ужасы Жени Осинкиной»
Предмет изучения – система персонажей этого текста.
Цель нашего исследования – выявить особенности изображения «человека читающего» в повести «Дела и ужасы Жени Осинкиной».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
познакомиться с такими литературоведческими терминами, как система персонажей, художественный образ и др.
установить, какие художественные произведения упоминаются в произведении, какова цель этих упоминаний;
выявить роль оппозиции «читающий-нечитающий» в создании системы персонажей.
Основным методом исследования является структурно-семантический метод.
Ключевым в нашем исследовании является термин система образов/персонажей/героев(указанные понятия выступают как синонимические). Вслед за Л.В.Чернец считаем, что, «как и любая система, персонажная сфера произведения характеризуется через составляющие её элементы (персонажи) и структуру, то есть «относительно устойчивый способ (закон) связи элементов» [6,252].
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках внеклассного чтения.
Структура данной работы отражает наши изыскания: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. «Круг чтением положительных персонажей повести
Мариэтта Омаровна Чудакова – советский и российский литературовед, член Европейской академии, профессор Литературного института имени Горького, председатель попечительского совета Фонда имени М. А. Булгакова. Известный филолог, автор монографий, посвященных вопросам русской литературы и, конечно, М.Булгакову, М.О.Чудакова написала книгу, которая может быть интересна не только подросткам, но и взрослым. Речь идет о трилогии «Дела и ужасы Жени Осинкиной».
События, о которых пишет автор, происходят в 2002 году. Необычные приключение начинаются в столице России, затем главная героиня движется на Урал, минуя Златоуст, Челябинск, Копейск и другие города, направляется на место преступление в далекую сибирскую деревню Оглухино, где начинается таинственная история...
М.Чудакова выбирает в качестве главных героев добрых, честных, сообразительных подростков и показывает, что дело не только в возрасте (может быть, кстати, взрослые люди и не решились на подобные поступки, думая, что ничего изменить нельзя), но и в твердой уверенности, что близкие люди неспособны на подлость, а тем более, на преступление.
Автор не считает нужным рассказывать о том, как дети росли и воспитывались (перед нами детективная история), но обращает внимание на круг чтения многих из них.
Так, одному из героев, Тому, тринадцать лет. Это способный и образованный мальчик, в совершенстве владеющий двумя языками, занимающийся саморазвитием. В будущем Том планировал стать президентом. А пока что Тому нравилось читать серьезные и интересные книги, те, над которыми следовало думать и рассуждать. Одной из таких была книга Л.Н. Толстого «Война и мир». Том, несмотря на возраст (традиционно «Войну и мир» читают в 10 классе), очень любил читать это классическое произведение. Показателен, на наш взгляд следующий фрагмент текста.
– Ну, вот ты любишь Россию. А Лев Толстой – это русский писатель?
– Ну.
– Мы должны им гордиться?
– Ну.
– А чтобы гордиться, надо сначала его читать. И неплохо бы при этом понимать, что читаешь.
Том легко снимал с полки нужный том из собрания сочинений Толстого (если, конечно, разговор происходил в его, Женином или другом приличном доме, где все главные русские писатели всегда налицо, а наличие Донцовой или Коэльо как раз проблематично), быстро находил нужную страницу… и читал вслух»
Автору важно показать, что круг чтения определяется не возрастом, а стремлением человека разобраться в важных вопросах.
Тот же тринадцатилетний Том интересовался и произведениями М.А. Булгакова, многое знал наизусть: «Любимым писателем Тома был Михаил Булгаков. А любимой книгой – его знаменитый роман «Мастер и Маргарита». Он знал едва ли не весь роман наизусть и пересыпал любой разговор цитатами, причем всегда к месту». Заметим, что здесь как будто слышится голос самой М.О.Чудаковой, посвятившей изучению романа много лет.
Ваня Бессонов считал чтение неотъемлемой частью своей жизни. Ему нравились произведения А.С. Пушкина, стихотворения Ф.И. Тютчева, романы Л.Н. Толстого. Как отмечает автор: «Ваня Бессонов знал не только Пушкина, но и Кольцова. А также Тютчева, Алексея Константиновича Толстого и многих других прекрасных русских поэтов. Без чтения их он так же не мыслил себе дня, как другие – без пристукивания ногой и раскачивания под звуки современных ритмов»
Максима Нездоймишапка прозвали Шерлоком Холмсом. Он отличался от ребят особой бдительностью и находчивостью. Максим обращал внимание на любые мелочи и был профессионалом в своем деле. О нем говорили так: «Его все звали Шерлоком Холмсом, хотя многие ребята в Оглухине, скажем правду, не читали Конан-Дойля. Но в течение нескольких бесконечных зимних вечеров, начинавшихся в разгар зимы уже в четвертом часу дня, Нита пересказала собиравшимся этими вечерами в доме Мячика – излюбленном месте сбора оглухинских юных душ – «Собаку Баскервилей». Как известно, каждому, кто все-таки читал Конан-Дойля или хотя бы смотрел отличный отечественный телесериал про великого сыщика, Шерлок Холмс, ища ключ к разгадке преступления и действий преступника, курил трубку за трубкой – и решение приходило к нему тогда, когда в его кабинете стоял такой дым, что сквозь него трудно было различить хозяина, а свежему человеку перехватывало горло и ело глаза». Как отмечает автор, Нита была человеком читающим. Она увлекалась литературой и многое знала. Ребята любили Ниту за то, что она знала немало историй, с ней никогда не было скучно.
М. Чудакова, рассказывая о круге чтения подростков, дает возможность читателю понять, что интересы этих детей разные. Так, Кутик «заставил родителей подписаться на газету «Известия», когда увидел, что там появился человек, что-то понимающий в футболе, – Игорь Порошин». Отношение этого подростка к чтению парадоксальное. Как отмечает автор, Кутик не любил читать, но статьи Порошина читал от начала до конца. Футбол очень интересовал Кутика, все написанные статьи и произведения, посвященные этому виду спорта, Кутик читал без остановки, не замечая, как пролетает время. Он знал о футболе все. Родители не заставляли читать Кутика и иногда даже удивлялись его рвению к чтению статей о футболе. Но Кутик же сам хотел узнать что-то новое, благодаря этому он развивался и расширял свой кругозор.
Кроме того, Кутик читал множество военных книг и «тайно от всех писал «Повесть о настоящем бразильском человеке Роналдо».
Следует заметить, что М.О.Чудакова не идеализирует современных подростков. Так, некоторые совсем не интересовались литературой. Например, Денис ««Войну и мир» он читать, конечно, не собирался – как и вся его компания. Его мать обещала купить к десятому классу кассеты с фильмом, и когда дойдет до сочинения, они собирались все вместе посмотреть. А потом все равно надо найти книжку с готовыми сочинениями и списать».
Итак, в тексте М.Чудаковой нередко упоминаются художественные произведения, которые привлекают внимание героев. Юные сыщики, правдоискатели знакомы с «Войной и миром» Л.Толстого, «Мастером и Маргаритой» М.Булгакова, «Повестью о настоящем человеке» Б.Полевого, «Собакой Баскервилей» Артура Конан Дойла и др. «Читающие» герои оказываются людьми высоконравственными, гуманными и стремящимися к справедливости.
Глава 2. «Женя Осинкина в системе персонажей
Л.В. Чернец, отмечает, что «ариадниной нитью, позволяющей увидеть за персонажами систему характеров, является, прежде всего, творческая концепция, идея произведения; именно она создает единство самых сложных композиций». В повести М.Чудаковой, на наш взгляд, главная героиня, имя которой вынесено в заглавие произведения, позволяет читателю составить представление о том, каков положительный персонаж по мнению автора, а благодаря этому постичь и концепцию текста.
Итак, главная героиня – отважная тринадцатилетняя Женя Осинкина. Накануне приезда тетушки девочка узнает, что ее друг Олег осужден за убийство на пожизненное заключение. Женя решает отложить свои планы и вплотную заняться расследованием. Чтобы вызволить Олега из тюрьмы, надо доказать его алиби и найти настоящих убийц. А для этого необходимо приехать на место преступления. Туда и направляются Женя и ее друзья, живущие в разных городах России, чтобы начать самостоятельное расследование. На их пути будет множество загадок и тайн, герои столкнутся с проблемами нашего времени, которые иногда не под силу решить даже взрослому...
М.Чудакова постепенно знакомит читателя с героиней, для этого дает представление о семье девочки. «Женина бабушка «вечно писала свои диссертации и книги по ночам (потому что весь день была на работе). Родители Жени были интеллигентными и образованными людьми, потому с детства приучали девочку к чтению. В их домашней библиотеке было не менее двадцати словарей. Родители Жени считали, что чтение – лучшее развитие. Женя, помимо чтения книг, должна была изучать словари и учить три – четыре иностранных слова в день.
Обращает на себя внимание следующий эпизод. «Женя … захлопнула книжку, быстро вставила ее на полку – на место, между четвертым и шестым томом. Она не поняла на последней странице одно слово, но у мамы спрашивать бесполезно. Она всегда отвечала одно:
– В доме не менее двадцати словарей. По крайней мере в трех ты можешь найти ответ на свой вопрос».
Во-первых, главная героиня читает тексты, которые требуют расширения кругозора; во-вторых, поиск ответов на возникающие вопросы она осуществляет сама. Ориентиры, намеченные в этом фрагменте, далее получают развитие в тексте.
Как справедливо отмечают Н.П.Хрящева и В.Б. Носкова «отличительная черта мира, котором живет Женя, первостепенность в нем книги» [5].
Женя жаждет прочитать рассказы Бунина, но мама запрещает ей, объясняя тем, что произведения Ивана Алексеевича слишком взрослые. Однако папа считает иначе, он говорит: «Нет книг, которые читать рано. Есть книги, которые читать уже поздно». Женя не ищет легких путей, она готова поступать по-взрослому и принимать серьезные решения.
Конечно, образ Жени раскрывается преимущественно через поступки, которые она совершает. Но некоторые «штрихи к портрету» читатель получает благодаря тому, что М.Чудакова рассказывает о кругозоре девочки.
Например, Женя понимает, что её фотографии могли понадобиться «неизвестному злоумышленнику». Автор в скобках, оформляя как вставную конструкцию, замечает: «Жене нравилось это слово из рассказа Чехова».
Таким образом, М.Чудакова подчеркивает, что Женя внимательно относится к чтению книги, анализирует прочитанное и запоминает новые слова.
В другом эпизоде эта мысль снова актуализируется. Обратимся к тексту. «Наскоро выполнив несколько приемов каратэ, Женя вернулась в машину. Единственно, от чего она уже начинала страдать, – это от невозможности поставить ногу на стену и стоять не меньше получаса, читая какую-нибудь книжку или уча иностранные слова. Ее подруги по секции в это время слушали обычно попсу, но она не могла себе позволить так тратить драгоценное время».
Автор прибегает к антитезе, чтобы подчеркнуть, что Женя отличалась от сверстниц: она дорожила своим временем и не тратила его попусту, Женя даже во время растяжки читала книги и изучала иностранные слова.
«Собирательный портрет» Жени и её друзей читатель получает в главе «Вий и Мячик». Подростки заняты чтением Гоголя. В тексте М.Чудаковой появляются фрагменты повести Гоголя «Вий»
«– Приведите Вия! Ступайте за Вием! – раздались слова мертвеца...»…
– «И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув ис-ко-са...» – новое для нее слово Женя прочитала по слогам.
– Теперь я! – Юлька выхватила книжку и заныла своим визгливым голоском: – «Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо на нем было железное».
Все это происходило год назад, когда все они были на Сборе Братства – под началом Олега Сумарокова, там перезнакомились и подружились».
М.Чудакова показывает, что чтение книги – одно из увлекательных занятий, причем чтение совместное: каждый старался прочитать хоть небольшой фрагмент и по-своему передать атмосферу произведения.
Женя оказывается среди единомышленников, которые называют себя Братством. Невольно вспоминаются строки стихотворения А.С.Пушкина
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
Женя Осинкина, как и другие члены братства, не оставляет друзей в беде и приходит на помощь.
Заключение
Повесть «Дела и ужасы Жени Осинкиной» написана доктором филологических наук, известным литературоведом М.О.Чудаковой. Возможно, поэтому герои произведения нередко высказывают свое отношение к чтению, книгам. Понятия «человек читающий» и образованность, нравственность, свободная личность подчеркнуто неразделимы. Традиционное деление персонажей на положительных и отрицательных в книге Чудаковой очевидно: положительные герои приходят на помощь, а отрицательные – совершают преступления: грабежи и убийства, обманывают и предают близких. При этом антитеза «нравственный-безнравственный» в книге Чудаковой дополняется противопоставлением «читающий»-«нечитающий». Чудакова доказывает, что отказ от книг приведет к деградации человека. Анализ повести позволяет сделать следующие выводы.
Отрицательные персонажи проявляют жестокость, эгоистичность, , нежелание помочь другим, чувство страха, неуверенности. Автор не считает нужным рассказывать о душевных переживаниях этих людей, а потому нет и упоминаний об их отношении к книгам, как будто в их жизни никогда не было произведений Толстого, Достоевского и т.д.
Автор показывает, что круг чтения современных подростков может быть разным: он может включать и детективы, и произведения о войне, и классику.
Исходя из литературных произведений, которые читает герой, можно сформировать представления о том, какой это человек и чем он интересуется. Так мы узнаем о пристрастии Кутика к футболу, интересе Тома к серьезной литературе и его дальнейших планах на жизнь.
В повести мы можем увидеть, что книги поддерживают дух читающих героев. Например, ребят вдохновляла книга «Приключение Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Ребятам нравилось осознавать, что события книги как бы переплетаются с их настоящими.
Положительные персонажи не просто имеют представление об отдельных произведениях, они их по-настоящему изучают, цитируют. В повести М.Чудаковой упоминаются произведения Достоевского, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, М.Булгакова. Вероятно, рассказывая о том, как герои произведения относятся к этим произведениям, М.О. Чудакова хочет привлечь внимание читателей - подростков к классике, пробудить желание прочитать эти книги.
Список литературы
Текст
Чудакова М.О. Дела и ужасы Жени Осинкиной[Текст] / М.О.Чудакова.– М.: Время. – 2017.
Исследования:
Литературоведческий словарь [электронный ресурс]. URL: http://filorelea.narod.ru/V/vstavnjy-epizid.html
Андрей Немзер Как сохранится Россия.Мариэтта Чудакова написала книгу для наших детей. И для нас. URL: http://www.club366.ru/articles/80411.shtml
Николина Н.А. Филологический анализ текста. — М.: Академия, 2003. С. 256.
Хрящева Н.П., Носкова В.Б. Взрослы ужасы и новый детский герой? [электронный ресурс]– URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vzroslye-uzhasy-i-novyy-detskiy-geroy/viewer
Чернец Л. В. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, С. Н. Бройтман и др. / Под ред. Л. В. Чернец. – М.: Высш. шк., Издательский центр «Академия», 1999. – 556 с.