Почему «Гарри Поттер», или феномен популярности романов Джоан Роулинг

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Почему «Гарри Поттер», или феномен популярности романов Джоан Роулинг

Андрейченко О.А. 1
1МОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" Копейского городского округа
Хомутинникова Т.К. 1
1МОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" Копейского городского округа
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

В наши дни часто можно услышать, что дети и подростки совсем перестали читать, что их интересуют только гаджеты – виртуальное общение и бесцельное пролистывание новостной ленты в социальных сетях, сетевые видеоигры и просмотр видеороликов, размещённых в интернете. Парни и девушки как будто перестали понимать, зачем вообще тратить время на чтение и какая от этого польза.

Тем не менее, дети и подростки все-таки читают, и, как показывают международные научные исследования, делают это качественно и вдумчиво.

Для изучения качества чтения создан международный проект PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study - Международное исследование качества чтения и понимания текста). В рамках этого проекта проводится тестирование выпускников начальной школы из разных стран мира. Первое исследование PIRLS было проведено в 2001 году, участие в нем приняли 35 стран. По его результатам Россия, к сожалению, заняла лишь 16 место, набрав 528 баллов (что означает средний уровень понимания текста российскими школьниками). Затем исследования проводились в 2006, 2011 и 2016 годах. Дважды – в 2006 и 2016 годах – Россия по количеству баллов занимала первое место в рейтинге PIRLS и показала высокий уровень понимания текста (2006 год – 565 баллов, 2016 год – 582 балла). В 2011 году российские школьники заняли второе место, набрав 568 баллов (первую строчку занял Гонконг).

Из написанного выше можно сделать вывод, что наряду с молодыми людьми, которых не усадишь за книгу, есть те, кто действительно любит читать и старается выделить для этого время. Среди них есть как поклонники приключений и детективов, так и люди, увлекающиеся романами, любители классики. Большую популярность на сегодняшний день набрал жанр фэнтези. Одним из бестселлеров, созданных в этом жанре, является «Поттериана» Джоан Роулинг.

Вселенная Гарри Поттера представлена семью книгами. Первая из них – «Гарри Поттер и философский камень» - была опубликована 26 июня 1997 года британским издательством Bloomsbury Publishing. Эта книга моментально приобрела неожиданный ошеломительный успех у читателей. И каждую следующую книгу поклонники истории о мальчике, который выжил в битве с тёмными силами, ждали с большим нетерпением. Тираж первой книги о Гарри Поттере был только 500 экземпляров, а седьмая, заключительная часть книги, изданная в 2007 году, не задержалась на полках книжных магазинов, и была раскуплена в первый же день в количестве 11 миллионов экземпляров. История о мальчике-волшебнике пользуется популярностью у читателей разных стран, и переведена на 67 языков. На сегодняшний день продано свыше полумиллиарда книг о Гарри Поттере. Почему же спустя 14 лет после выхода заключительной части книги, «Поттериана» продолжает так привлекать детей и взрослых по всему миру?

Свою работу мы хотим посвятить феномену популярности книг о Гарри Поттере, написанной английской писательницей Джоан Кэтлин Роулинг.

Цель работы – выявление причин популярности книги (серии книг).

Задачи:

Изучить литературу по теме исследования.

Провести анкетирование учащихся 7 классов СОШ №1.

Проанализировать романы Джоан Роулинг с точки зрения содержания и формы.

Интерпретировать полученные данные.

Сделать выводы о причинах популярности.

Объект исследования: романы Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Философский камень», «Гарри Поттер и Кубок Огня».

Предмет исследования: художественное своеобразие, нравственная проблематика романов.

Гипотеза: единство и взаимопроникновение нравственных ценностей, и мастерство писательницы обеспечили высокий успех книги.

Методы: критический анализ источников информации, анкетирование, статистический анализ, литературоведческий анализ текста, систематизация и обобщение.

Глава 1. Популярность как феномен.

Самые популярные книги в истории человечества.

Популярность (от латинского слова populus, народ) означает всеобщее признание, любовь к чему-либо, популярность книги – это также распространённость и успех у читателей. В наше время наиболее популярные книги называют «бестселлер» (англ. best seller — наилучшим образом продающийся, лидер продаж). Какой должна быть книга, чтобы стать популярной или, иными словами, всенародной? Думаю, что книга не должна быть слишком сложной для понимания, в то же время сюжет должен заинтриговать читателя, держать в напряжении, заставить волноваться за персонажей, переживать вместе с ними происходящее. Кроме того, события книги должны быть изложены грамотно, логично и остроумно.

Можно выделить несколько критериев популярности:

Количество людей, которым известно об объекте популярности;

Способность объекта производить реакцию в обществе и обуславливать комментарии, то есть количество людей, активно обсуждающие и комментирующие события объекта популярности;

Репутация, которая может быть отрицательной или положительной.

Совокупность перечисленных выше общих критериев популярности можно применить и при определении популярности книги. Кроме того, как уже было сказано, для оценки популярности книги существует еще один важный критерий – это продаваемость.

Какие книги входят в список самых популярных в мире в XX-XXI веках? Приведем список книг, состоящий из 10 бестселлеров.

Библия. Самой популярной книгой человечества на протяжении почти 2000 лет является Библия. Ежедневный тираж Библии составляет 32876 экземпляров, то есть каждую секунду в мире печатается одна Библия.

«Красная книга» — изречения китайского политика Мао Цзедуна. В свет вышло около 820 миллионов экземпляров.

«Дон Кихот» Сервантес Сааведра. Начиная с 17 века, продано более 500 миллионов экземпляров.

«Гарри Поттер» Дж. К. Роулинг. Издано свыше полумиллиарда экземпляров

«Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкиен. Всего в мире продано около 150 миллионов экземпляров.

«Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери. Притча издана тиражом более 140 миллионов экземпляров.

«Хоббит, или Туда и Обратно» Дж. Р. Р. Толкиен. С 1937 года издано 100 миллионов экземпляров.

«Десять негритят» Агата Кристи. Детектив напечатан тиражом в 100 миллионов экземпляров.

«Хроники Нарнии» Клайв Стэйплз Льюис. Продано более 100 миллионов экземпляров книг

«Сумерки. Сага» Стефани Майер. Во всем мире продано 85 миллионов экземпляров саги.

Интересно, что из десяти представленных бестселлеров, половину можно отнести к литературному жанру фэнтези.

Анализ анкет.

Для того, чтобы оценить, читают ли мои сверстники вообще, и знакомы ли с книгами о Гарри Поттере, в рамках работы над проектом был проведен опрос в трех седьмых классах, а также на моей странице в сети «В контакте».

В опросе приняли участие 71 человек. Респондентам было предложено ответить на 6 вопросов. По ответам на каждый вопрос в Приложении 1 приведены диаграммы.

Вопрос №1. Как много вы читаете?

На диаграмме 1 в приложении 1 мы видим, что большинство опрошенных – 94% - все же читают, хоть и с разной периодичностью. Не проявляют интереса к чтению только 4 человека из 71 опрошенных.

Вопрос №2. Чем определяется для вас выбор книги?

На вопрос о критериях выбора книг для чтения большинство опрошенных (72%) ответили, что при выборе книги руководствуются собственными интересами. На втором месте (16%) ответ о чтении согласно школьной программе. И только 12% прислушиваются к советам о том, какую книгу читать (Приложение 1, диаграмма 2).

Вопрос №3. Произведения каких авторов вы предпочитаете?

Больше половины ответов на третий вопрос (56%) свидетельствуют о том, что предпочтения отдаются произведениям зарубежных авторов (Приложение 1, диаграмма 3). Русских авторов выбирают лишь 32% респондентов. Но есть и такие, кто одинаково хорошо относится и к зарубежной, и к русской литературе (10% респондентов).

Вопрос №4. Какую книгу вам удобнее читать?

Несмотря на привязанность современных молодых людей к гаджетам, 66% опрошенных при выборе формата книги предпочтение отдают обычному бумажному варианту,а не электронной «читалке» (Приложение 1, диаграмма 4).

Вопрос №5. Какие жанры вы предпочитаете?

При обработке ответов на вопрос о жанре литературы (Приложение 1, диаграмма 5), мы увидели, что наибольшей популярностью пользуется жанр «Фэнтези», на втором месте по популярности у читателей – приключенческая литература, на третьем – ужасы и мистика. Детективы и романы по популярности заняли соответственно четвертое и пятое место. Меньше всего внимания уделяется классике и научно-энциклопедической литературе.

Вопрос №6. Читали ли вы «Гарри Поттера»? Если да, то сколько книг прочли?

Последний вопрос анкеты позволил нам понять, популярны ли книги о Гарри Поттере в наши дни (приложение 1, диаграмма 6). Здесь мы видим, что чуть более половины опрошенных (52%) не читали книг о Гарри Поттере. 23% опрошенных (17 человек) прочитали 1-3 книги. 11 человек (15%) – прочитали все семь книг. На первый взгляд может показаться, что подавляющее большинство респондентов не читало и не интересовалось историями о Гарри Поттере. Но, если разделить ответы, данные респондентами на этот вопрос, на 2 группы – «читали» и «не читали совсем», то мы увидим, что достаточно много человек, почти половина опрошенных – 34 из 71 человека - все же прочли одну или несколько книг (Приложение 1, диаграмма 7).

Подведя итоги анкетирования, можно сделать вывод, что большинство подростков читают книги, причем не только произведения по школьной программе, но и другую литературу, руководствуясь при выборе книг в основном собственными интересами. В наш век современных технологий не теряет позиций старая добрая бумажная книга, электронная книга кажется читателю менее привычной и удобной. Читателей немного больше привлекает зарубежная литература, возможно, это связано с тем, что читателям интересна культура, традиции, мировоззрение людей, живущих в других странах. Наиболее привлекательным жанром литературы для молодежи является фэнтези – литература о необычайном, магическом мире, существующем в книгах в наше время и граничащим с нашей обычной реальностью. Популярным литературным произведением данного жанра является серия книг о Гарри Поттере, ведь почти половина опрошенных читали хотя бы одну книгу, а некоторые все семь книг. Следует отметить, что «Гарри Поттер» не входит в школьную программу, а значит эти книги не читаются детьми «из-под палки» и «потому, что надо», а выбираются ими именно в силу их популярности и интересности для читателя.

Глава 2. Нравственная проблематика и художественное своеобразие книг о

Гарри Поттере.

Литература по теме исследования.

Факт популярности книг о Гарри Поттере неопровержим. Однако работ, посвященных ему практически нет. Мы нашли одну статью, отвечающую проблематике данного исследования. Это статья Евлоевой Айшат «Феномен популярности Гарри Поттера», написанная летом 2018 года. Автор статьи пишет, что в наше время писателям очень сложно заинтересовать читателей каким-либо литературным произведением. Затем в статье рассказывается о выпуске первой книги о Гарри Поттере, которая мгновенно раскупается с книжных полок магазинов и обретает мгновенную славу. То же самое происходит и с последующими частями «Поттерианы». Автор задается вопросом: «Что же такого особенного в этих романах»? Далее идет краткий пересказ сюжета и основной идеи истории о мальчике-волшебнике, который вынужден вступить в битву с темным лордом Волан-де Мортом. Он не один в этой битве, он окружен друзьями и мудрыми наставниками, и каждый из них готов отдать за своего друга Гарри Поттера свою жизнь. Затем автор статьи приводит ряд факторов, которые обеспечили популярность книг у целого поколения, выросшего на этих книгах. Итак, по мнению Евлоевой Айшат, такую популярность обеспечили следующие факторы:

«Самым привлекательным в волшебном мире является решительность персонажей произведения», А ведь «в реальном мире многие дети и подростки считают себя бессильными в принятии важных решений».

«Окружающая среда: непосредственно сама волшебная школа Хогвартс, запретный лес, деревня Хогсмид. Чтение описания этих волшебных реалий – это способ побега от серой скучной окружающей реальности».

«Личный стиль повествования, через который можно легко идентифицировать себя с фигурой Гарри Поттера во время чтения. Гарри не изображается как своего рода «сверхчеловек» или волшебник. Он не особенно привлекателен и у него нет выдающегося интеллекта. Гарри воплощает внутреннюю борьбу, которая происходит внутри каждого из нас, прежде всего на пути от детства до взрослой жизни, а именно: поиск того, кто и что мы на самом деле, и что означает мир вокруг нас».

«Романы о юном волшебнике содержат в себе много черт воспитательного романа», «являются многогранной работой, которая развлекает путем обучения».

«Экранизация книг цикла представляет собой блокбастерную серию из восьми фильмов, выпущенную за 10 лет, которая собрала более семи миллиардов долларов во всем мире. Вместе серия книг и фильмов породила огромное количество связанных с ними товаров, а в 2010 году тематический парк, вдохновленный франшизой, открылся в Соединенных Штатах».

Эти пять факторов можно условно разделить на две группы:

Литературные (факторы 3 и 4)

Внелитературные (факторы 1, 2, 5), из которых факторы 1 и 2 – психологические, 5 – общекультурный или медийный.

Мы не можем не согласиться с факторами 1, 2, но должны заметить, что они в той же степени могут быть отнесены к любому приключенческому повествованию, героями которого являются дети или подростки. Например, «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Яна Ларри, «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена, «Волшебник изумрудного города» Александра Волкова, «Приключения Алисы» Кира Булычева.

Фактор 5 тоже можно отчасти оспорить. Не всегда экранизация бывает удачной, не говоря уже о том, что литература и кино – разные виды искусства. Скорее, экранизация и ассортимент товаров явились следствием популярности книги.

Не оспаривая психологическую составляющую успеха книг Роулинг, мы решили рассмотреть их литературную и биографическую составляющую.

Биография Джоан Роулинг и прототипы персонажей из реальной жизни.

Изучив биографию Джоан Роулинг, мы понимаем, что у некоторых персонажей «Гарри Поттера» были прототипы – конкретные личности, которых встречала писательница в реальной жизни. На создание некоторых других персонажей повлияли какие-то жизненные события или внутренние переживания Джоан.

Например, образ Гермионы Грейнджер, подруги Гарри, В биографии Джоан Роулинг встречается такой факт: в старших классах Джоан превратилась в «зубрилу», знающую ответ на каждый вопрос и тянущую руку на каждом уроке. Именно такой и создала Джоан Роулинг Гермиону.

Лучшего друга Гарри – Рона Уизли Роулинг «списала» со своего верного и надежного друга, офицера британской армии Шона Харрисона. У него были позаимствованы многие фразы и поступки Уизли.

Профессора Северуса Снейпа Роулинг сделала похожим внешне и характером на Джона Неттлшипа, учителя химии из школы, в которой училась.

Прототипом Долорес Амбридж стала нелюбимая школьная учительница Джоан (ее имя Роулинг не разглашает). Фамилия Долорес говорит сама за себя: в переводе с английского Амбридж (umbrage) – «обида»,

Рубеус Хагрид – это один их первых персонажей «Поттерианы», придуманных Роулинг. На его образ писательницу вдохновили байкеры. У Хагрида в книгах тоже был мотоцикл.

Тетушку Мардж (родную сестру дяди Вернона) Джоан «срисовала» со своей бабушки по материнской линии, с которой у Роулинг не складывались отношения. Тетушка Мардж, как и бабушка Джоан Роулигнг, гораздо больше любила собак, нежели людей.

На создание дементоров повлияли последствия стресса Роулинг после развода с первым мужем. Именно тогда она и придумала наводящих ужас стражей тюрьмы Азкабан, которые высасывают из человека все хорошие воспоминания или даже вынимают душу.

Отвратительный образ журналистки Риты Скитер - это результат расстройства Джоан после прочтения в газете интервью с первым мужем Хорхе Арантесом, в котором было заявлено, что Хорхе принимал участие в написании «Гарри Поттера». В отместку журналистам она создала назойливую бестактную Риту Скитер.

И, сам Гарри Поттер. Этого мальчика Джоан придумала в поезде летом 1983 года, когда после окончания школы, она не смогла поступить в Оксфорд и возвращалась домой, к умирающей матери... Джоан было очень тяжело на душе, и она начала сочинять для себя самой историю о мальчике-сироте, который на самом деле - волшебник, но не знает об этом.

Образ Гарри вобрал в себя черты огромного количества человек. Этого мальчика Роулинг наделила лучшими человеческими качествами – человечностью, благородством, храбростью, добротой, преданностью, щедростью, умением прощать, не унывать и стойко выносить все жизненные невзгоды. Но, как и любой человек, Гарри не идеален и имеет свои недостатки – вспыльчивый характер и, временами, самонадеянность, А фамилия ему досталась от соседских детей – Яна и Викки Поттер, с которыми в детстве играла Джоан (одной из любимых игр была игра «в волшебников»).

Анализ системы образов, нравственная проблематика и сюжет произведений.

Персонажей в «Поттериане» огромное количество, вряд ли кто-то сможет назвать точное их число. Для анализа системы образов мы взяли две книги - «Гарри Поттер и философский камень» и «Гарри Поттер и Кубок огня». Система образов представлена в Приложении 2. В центре системы в этих книгах представитель «светлой стороны» - сам Гарри Поттер со своими сторонниками – друзьями (Рон, Гермиона, крестный Сириус, Добби и Хагрид), приятелями и хорошими знакомыми (мы насчитали минимум 20 персонажей), родными (образами умерших родителей и, пусть и не всегда дружелюбными, Дурслями), мудрыми учителями школы магии (Дамблдор, Макгонагалл, Снейп, Флитвик, Люпин и другие), И, поскольку, в основе сюжета лежит борьба добра со злом, то Гарри Поттеру противопоставляется абсолютное зло – главный враг темный лорд Волан-де-Морт со своими соратниками – Пожирателями смерти (семья Малфоев, предатель Питер Петтигрю, Беллатриса, Барти Крауч, Крэбб и Гойл и другие), а так же другие враги и неприятели (Рита Скитер, Корнелиус Фадж, Маркус Флинт, Блейз Забини, профессор Квиррелл),

Кроме проблемы борьбы добра и зла в книгах раскрывается множество нравственных проблем, с которыми любой человек сталкивается на своем жизненном пути. Автор с помощью событий «Поттерианы» учит нас, что мир часто несправедлив, но никогда не нужно сдаваться, а, как герои романов, бороться, в случае необходимости приносить жертвы, переживать трудности, принимать порой судьбоносные решения и отвечать за их последствия.

История начинается с потери маленьким Гарри родителей. Здесь показана безграничная материнская любовь и самопожертвование. Ведь мать отдала свою жизнь ради того, чтобы ее ребенок жил.

Гарри Поттер в первой книге предстает перед нами как обычный мальчик со сложной судьбой, сирота, затюканный и забитый приемными родителями в чулан под лестницей. Здесь мы видим проблему детей-сирот и взаимоотношений взрослых и детей. Сначала кажется, что ничего хорошего в жизни у этого несчастного ребенка не будет, но именно он оказывается потом смелым отважным героем магического мира, способным победить зло. Таким образом, Роулинг подводит каждого читателя к мысли о том, что героем может стать каждый, нужно только верить в себя, трудиться и стремиться в жизни к лучшему.

В самом начале обучения в Хогвартсе поднимается проблема выбора друзей. Гарри интуитивно понимает, что лучше дружить с немного нелепым, одетым в обноски мальчиком из бедной многодетной семьи, который окажется лучшим верным другом на всю жизнь, чем с богатым, ухоженным и избалованным подлым Малфоем.

Книги учат нас толерантности. Гарри одинаково хорошо относится как к чистокровным волшебникам, так и к маглам, не видя между ними никакой разницы. Домашний эльф Добби – прислуга семьи Малфоев – становится одним из лучших друзей Гарри Поттера. А Гермиона основывает Общество по защите прав эльфов, подобно тому, как в нашей жизни существуют общества по защите прав животных, детей, инвалидов и других незащищенных слоев населения. Так же здесь следует отметить отношение Гарри и его друзей к необычной девочке Полумне Лавгуд, живущей в мире своих фантазий. Она многим кажется странной, и некоторые однокурсники дразнят ее «полоумной», но и тут Гарри показывает пример толерантного отношения к тем, кто «не такой как все».

Читая «Гарри Поттера» мы учимся борьбе с собственными страхами. Ситуации, в которых оказываются герои книги часто страшные и опасные, но Гарри и его друзья понимают, насколько важно побороть свой страх и идти только вперед. Особенно страшным моментом нам представляется то, когда Гарри в полном одиночестве пошел в Запретный лес, чтобы встретиться лицом к лицу со своей смертью и умереть за друзей.

Образ Гермионы является примером для подражания школьникам и студентам. Она показывает нам, насколько важно старательно учиться и иметь твердые знания, ведь они могут порой помочь спасти жизнь.

На примере Волан-де-Морта Роулинг показывает нам, как разрушительна гордыня. Том Реддл еще в детстве считает себя великим. Узнав о родстве с одним из основателей Хогвартса Салазаром Слизерином, мальчик возгордился, и эта неуемная гордость в итоге сделала из него настоящее чудовище.

События книги «Кубок огня» учат нас взаимовыручке, а также тому, как важно иногда жертвовать чем-то личным ради жизни или здоровья другого человека. Участники Турнира на протяжении всех испытаний помогают друг другу. Гарри подсказывает своему сопернику Седрику, что ждет их на первом задании. В благодарность за это Седрик помогает Гарри разгадать «тайну золотого яйца». Во втором испытании Гарри, рискуя победой и забывая о времени отведенном на испытании, вытаскивает из озера не только своего друга Рона, но и сестру соперницы по Турниру трех волшебников. В третьем испытании участники турнира вместо того, чтобы «пойти по головам» ради победы, помогают друг другу в лабиринте, а в последней трагической сцене на кладбище Гарри, рискуя жизнью, забирает тело Седрика, чтобы отдать его отцу.

Таким образом, все герои «Поттерианы» становятся для каждого из нас близкими и понятными. Они, как и все мы, взрослеют, развиваются, ошибаются, ссорятся и мирятся, учатся дружить, любить, ценить близких, борются с несправедливостью, помогают нуждающимся. Мы представляем себя на месте персонажей и, наоборот мысленно переносим события книги в нашу жизнь. Читатели находят в себе схожесть с героями книг и это привлекает их.

Каждая книга серии о Гарри Поттере имеет свою уникальную историю, сюжет, который интригует читателя и держит в напряжении до самой развязки. Проанализировав сюжет и композиционные особенности книг «Гарри Поттер и Философский камень» и «Гарри Поттер и Кубок огня», мы выяснили, что все же они обладают схожими базовыми схемами. Сюжеты этих книг мы представили в виде таблицы в Приложении 3.

Как мы видим из таблицы, в основе книг лежит типовой сюжет. История всегда начинается с безрадостной жизни в семье родственников, которые не поддерживают Гарри. Затем он возвращается в магический мир, и жизнь снова начинает бить ключом. Именно здесь разворачиваются главные загадочные события, которые увлекают и держат внимание читателя, за этими событиями всегда следует самое страшное – неизбежное столкновение лицом к лицу с Волан-де-Мортом, читатель начинает испытывать волнение за главного героя. Но добро в итоге побеждает зло, тайны раскрыты, справедливость торжествует. И, казалось бы, что это счастливый конец истории, но после очередной победы над темными силами, Гарри вынужден вернуться в семью Дурслей, где ему не комфортно и читателю хочется как можно скорее открыть следующую книгу, чтобы приблизить возвращение Гарри в любимый им Хогвартс.

Заключение

С момента выхода в свет первой книге о Гарри Поттере прошло уже почти 25 лет. Но поклонников истории о мальчике, который выжил, становится все больше и больше. Создаются сообщества «поттероманов» в соц.сетях, множество ролевых игр по Гарри Поттеру в мессендежерах, «поттероманы» пишут фанфики - любительские сочинения по мотивам романов Джоан Роулинг. Книги продолжают раскупаться. Одна из газет Великобритании сообщила о взлете продаж книг о Гарри Поттере во время пандемии коронавируса. По последним данным издано свыше полумиллиарда экземпляров книг.

В процессе работы мы изучили литературу по теме исследования, провели анкетирование учащихся 7-х классов СОШ №1, а так же сверстников в социальной сети «В контакте», проанализировали романы Джоан Роулинг с точки зрения содержания и формы.

В результате проведенного исследования, мы сделали следующие выводы:

Большинство подростков читают книги, причем не только произведения по школьной программе, но и другую литературу. Наиболее привлекательным жанром литературы для молодежи является фэнтези. Популярным литературным произведением данного жанра является серия книг о Гарри Поттере, ведь почти половина участников нашего анкетирования читали хотя бы одну книгу, а некоторые все семь книг. При этом «Гарри Поттер» не входит в школьную программу, а значит эти книги выбираются подростками именно в силу их популярности и интересности для читателя.

Популярность романов Джоан Роулинг обусловлена литературными и нелитературными факторами. К ним относятся: решительность персонажей произведения, волшебная атмосфера окружающей среды, которая является способом побега от серой скучной окружающей реальности; личный стиль повествования, через который можно легко идентифицировать себя с фигурой Гарри Поттера во время чтения; воспитательно-развлекательные черты романов Роулинг; экранизация книг о Гарри Поттере, и выпуск товаров связанных с «Поттерианой». Некоторые из них конечно можно оспорить, но совокупность этих факторов безусловно сыграла роль в росте популярности книг.

Ключевые персонажи «Гарри Поттера» - это отображение конкретных личностей, которых встречала писательница в реальной жизни. Поэтому эти герои нам кажутся знакомыми, близкими и понятными. Мы представляем себя на месте персонажей и, наоборот мысленно переносим события книги в нашу жизнь. Читатели находят себя в чем-то похожими на героев книг и это привлекает их.

В романах поднимается нравственная и социальная проблематика общества. Здесь освещается отношение приемных родителей к ребенку-сироте, проблемы взаимоотношений между детьми и взрослыми, борьба добра и зла, несправедливость мира, проблема выбора друзей, толерантность, важность взаимовыручки, верности и преданности, борьба с собственными страхами, ответственность за последствия принимаемых решений, разрушительная сила гордыни, материнская любовь и самопожертвование.

Каждая книга серии о Гарри Поттере имеет свою уникальную историю, сюжет, который интригует и держит в напряжении до самой развязки. И, когда кажется, что это счастливый конец истории, Гарри вынужден вернуться в семью Дурслей, где ему не комфортно и нам хочется как можно скорее открыть следующую книгу, чтобы приблизить возвращение Гарри в любимый им Хогвартс.

Книги о Гарри Поттере является многогранной работой, при создании которой Джоан Роулинг показала себя как тонкий психолог, способный затронуть темы, волнующего каждого человека.

На основании вышесказанного, мы считаем, что единство и взаимопроникновение нравственных ценностей, и мастерство писательницы обеспечили высокий успех книги.

Хотелось бы добавить, что книга воспитывает читателей и учит человеколюбию, поэтому было бы не лишним включить серию книг о Гарри Поттере в школьную программу.

Список использованных источников

Чтение для молодежи: мучение или удовольствие? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/videogazeta/chtenie-dlia-molodeji-muchenie-ili-udovolstvie-5f1f553b6b597f2c720a421d

Качества навыка чтения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.su/7_15982_kachestva-navika-chteniya.html

PIRLS/Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/PIRLS

Российская начальная школа стала лучшей в мире согласно международному исследованию PIRLS [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/4784759

PIRLS-2016: динамика результатов по разным странам [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ioe.hse.ru/lepa/news/212732610.html

PIRLS/Международное исследование «Изучение качества чтения и понимания текста»/Институт стратегии развития образования Российской академии образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.koiro.edu.ru/activities/monitoringovye-issledovaniya/mezhdunarodnye/INFO_PIRLS.pdf

Евлоева, А. И. Феномен популярности Гарри Поттера / А. И. Евлоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/208/50293/

Популярность/Статья литературной энциклопедии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/5876/

Николина Н.А. Популярность/ Массовая литература сегодня/ ВикиЧтение [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://culture.wikireading.ru/76890

Булатов А. Популярность, измерение популярности, путь к популярности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://guran.ru/mir/nauka/populyarnost-izmerenie-populyarnosti-put-k-populyarnosti.html

Критерии оценки литературных произведений [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pisateli-za-dobro.com/articles/325-kriterii-ocenki-literaturnyh-proizvedenii.html

Опарин А. Рекорды Книги книг/Газета «Сокрытое Сокровище» № 5 (109) май 2006 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sokrsokr.net/rekordyi-knigi-knig/

Топ 10 самых продаваемых книг в истории [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/reiting/top-10-samyh-prodavaemyh-knig-v-istorii--5b17f10c55876b4b135b1296

Кузьмичев И. Выйти в тираж: главные бестселлеры XX века [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elle.ru/stil-zhizni/books/vyiyti-v-tiraj-glavnyie-bestselleryi-xx-veka/

Паславская Я.Р. Мифологические и сказочные истоки романов Дж. К. Роулинг/Вестник КГУ им.Н.А.Некрасова. №3, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mifologicheskie-i-skazochnye-istoki-romanov-dzh-k-rouling

Громова В.В. Феномен популярности жанра фэнтези в современной массовой литературе для детей/ Вестник Череповецкого государственного университета №4,2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-populyarnosti-zhanra-fentezi-v-sovremennoy-massovoy-literature-dlya-detey

Новикова Т. Волшебные поезда Гарри Поттера и Джоан Роулинг/Блог Центральной библиотеки им. А.С.Пушкина г.Челябинска [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vokrugknig.blogspot.com/2015/07/blog-post_31.html

Реальные люди, стоящие за персонажами Гарри Поттера [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/thisiskino/realnye-liudi-stoiascie-za-personajami-garri-pottera-5f0df6ce7c41771c05bbc864

Реальные прототипы персонажей «Гарри Поттера» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ctv.by/realnye-prototipy-personazhey-garri-pottera

Гарри Джеймс Поттер [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bookmix.ru/groups/viewtopic.phtml?id=1926

Продажи книг о Гарри Поттере выросли во время пандемии/Газета.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.rambler.ru/internet/45108463-prodazhi-knig-o-garri-pottere-vyrosli-vo-vremya-pandemii/

Секирина М. Что цепляет вас в книгах, как читателей?/Литературный блог ЛитНет [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://litnet.com/ru/blogs/post/35797

Проблема нравственного выбора в романе Джоанн Кетлин Роулинг «Гарри Поттер» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hintfox.com/article/problema-nravstvennogo-vibora-v-romane-dzhoann-ketlin-royling-garri-potter.html

Хвостова А. «Гарри Поттер»: жанр книги, описание, краткое содержание и отзывы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fb.ru/article/278473/garri-potter-janr-knigi-opisanie-kratkoe-soderjanie-i-otzyivyi

Ремезова У. Гарри Поттер и недетские проблемы, скрывающиеся в романах [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.1obl.ru/articles/raznoe/garri-potter-i-nedetskie-problemy-skryvayushchiesya-v-romanakh/

Лакриме М. Анализ книг о Гарри Поттере [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://proza.ru/2015/11/23/2067

Гадлевская Д. Гарри Поттер. Секрет популярности тощего очкарика [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.yburlan.ru/biblioteka/garri-potter-sekret-populjarnosti-toshhego-ochkarika

Приложение 1. Анализ анкет участников опроса.

Диаграмма 1. Результаты опроса на Вопрос №1

Диаграмма 2. Результаты опроса на вопрос №2

Диаграмма 3. Результаты опроса на вопрос №3

Диаграмма 4. Результаты опроса на вопрос №4

Диаграмма 5. Результаты опроса на вопрос №5

Диаграмма 6. Результаты опроса на вопрос №6

Диаграмма 7. Деление на две группы ответов на вопрос №6

Приложение 2. Система образов

Приложение 3. Сюжет книг «Гарри Поттер и Философский камень» и «Гарри Поттер и Кубок огня»

Сюжет «Философского камня»

Сюжет «Кубка огня»

Типовой сюжет

Гарри попадает к маглам

Каникулы в семье маглов, приглашение в Нору

Жизнь у маглов

Проявление магических способностей, письма из Хогвартса

Встреча с Пожирателями смерти на матче по квиддичу

Событие, благодаря которому Гарри возвращается в магический мир

Начало учёбы в Хогвартсе

Начало учебного года в Хогвартсе

Начало учебного года в Хогвартсе

Начинаются неприятности (Пушок, спасение Гермионы от тролля)

Начинаются неприятности (незаконное участие в Турнире)

Неприятности

Столкновение с Волан-де-Мортом, разгадка тайны

Столкновение с Волан-де-Мортом

Столкновение с Волан-де Мортом, борьба со злом, разгадка тайны

Спасение камня, первая победа над Волан-де-Мортом

Побег от Волан-де-Морта, разгадка тайны

Победа

Окончание учебного года, летние каникулы

Окончание учебного года, летние каникулы

Окончание учебного года, летние каникулы

Просмотров работы: 1741