Образ Петербурга в русской литературе XIX- XX вв.

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ Петербурга в русской литературе XIX- XX вв.

Афанасьева А.А. 1
1СП ЦДТ ГБОУ СОШ "ОЦ2 им. И.М. Кузнецова с. Большая Черниговка
Эргашева А.Б. 1
1СП ЦДТ ГБОУ СОШ "ОЦ" им. И. М. Кузнецова с. Большая Черниговка
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Невозможно жить в России и не знать про Санкт-Петербург, или, как любовно называем мы, россияне, Питер. Это культурная столица России и один из красивейших городов мира. Петербург представляется мне великолепным и загадочным, противоречивым и холодным, открытому всем ветрам и насквозь пропитанный влагой городом. Попадая в его центр, ты словно окунаешься в историю или чудесную сказку. И это неслучайно - по количеству архитектурных шедевров, музеев, прекрасных скульптур Петербург, несомненно, занимает первое место в России, если не во всей Европе. Многими поэтами и писателями он был отмечен в произведениях, причем как с хорошей, так и с плохой стороны. Одни воспевали его и называли «окном в Европу», другие со всей ненавистью и отчаянием говорили о Петербурге как о городе, «построенном на костях», о «проклятии России». Санкт-Петербург окружён тайнами, пропитан мистикой, он завораживает своими мифами и легендами. Это город-мечта, город-сказка, город-легенда.

У этого города было множество имён: Петербург, Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград, Северный Рим, Парадиз, Северная Венеция, Петрополь, Северная Пальмира, Новый Вавилон, Град Антихристов.

Интерес к этому поистине великому городу не угасал практически с самого его возведения и до наших дней. Такая литературная слава Петербурга объясняется не только тем, что он является столицей на протяжении как Золотого (первая треть ХIХ столетия), так и Серебряного (начало ХХ столетия) века русской культуры. В произведениях всех живущих здесь писателей и поэтов Северная столица становилась не только местом действия, но и равноправным действующим лицом.

Актуальность и новизна темы проекта определяются и ее мало изученностью. Наше исследование направлено на то, чтобы узнать, почему для писателей так важен образ Петербурга?

Цель данной работы – выявить специфику образа Петербурга в произведениях русской литературы XIX - XX вв.

Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:

используя тексты художественных произведений, выявить характерные особенности Петербурга Пушкина, Гоголя, Некрасова;

определить черты сходства и различия в изображении города у писателей 19- 20 вв.

Определить образ Петербурга в произведениях А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Н.В. Гоголя, А.А. Ахматовой.

Материал и предмет исследования. Материалом исследования являются произведения «Медный всадник»  А. С. Пушкина, «Невский проспект» Н.В. Гоголя, «Размышление у парадного подъезда», «Петербургские улицы» Н. А. Некрасова, а также лирические произведения XX века.

Предметом исследования произведения русской литературы XIX - XX вв., где закреплен образ исследования Петербург.

Методы исследования:

• метод анализа и синтеза

• культурологический метод;

• метод сравнения.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования на уроках литературы при изучении темы «Образ Петербурга в русской литературе» и при изучении творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Ахматовой А.А

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Глава IКультура и образ Петербурга в творчестве русских писателей XIX- XXвв.

1.1 История Петербурга

Петербург – не только любимое детище и гордость Петра, но и символ его царствования, выражение эпохи преобразований. Но не только положительные моменты связаны с основанием города. Строительство Санкт-Петербурга раскололо общество России на две части. Патриархальное, исконно-русское осталось в Москве; новое, чужое европейское было связано с новой столицей. Не многие в то время были согласны с дерзкими планами царя. Народ считал Петра I антихристом. «Дьявольское» и «божественное» восприятие Петербурга в литературе и искусстве не случайно. Оно определено историей возникновения города, мифами и легендами, связанными с его основанием.

Санкт-Петербург был вызовом Петра I не только западным странам, но и Природе, Богу. В 1703 году Петру I удалось отбить клочок древней русской земли, в свое время захваченной шведами. К тому времени эта земля называлась уже на немецкий манер - Ингерманландия. Именно тут решил Петр строить свою новую столицу. 16 (27) мая 1703 русским царём Петром I  была заложена крепость Санкт-Питер-Бурх, так же стал называться и город. Не удивительно, что и новую свою столицу он пытался сделать похожей на Амстердам – голландский торговый город. Город был назван в честь покровителя царя - апостола Петра. В этот период строительство выполнялось главным образом обычными рабочими людьми.

Город был создан на болоте, где строительство считалось вообще невозможным. А здесь с самого начала строили не дома, а дворцы. Пётр мечтал, чтобы его Петербург по красоте превзошёл самые красивые города Европы, поэтому людей не жалели. Город, построенный на костях его строителей, вызывал одновременно и восхищение, и ужас.

Постоянные угрозы наводнения усиливали апокалипсическое восприятие Петербурга. Жизнь в новой столице можно было сравнить с полётом над бездной. С одной стороны – ощущение свободы и риска; с другой стороны – чувство ужаса. Наверное, ни об одном другом городе мира не написано столько замечательных строк. Санкт-Петербург оживает в произведениях Пушкина, Гоголя, Ахматовой. Улицы и площади Петербурга – это не просто место действия. Город оказывает влияние на людей и определяет их судьбу. Он всегда разный, но всегда величественный, потому что в нём отразились история, философия и культура огромной страны.

Вывод

Итак, история становления города на Неве, трудности его появления – все нашло отражение в произведениях писателей и поэтов 19-20 вв. Писатели XIX века придали образу города трагические черты. Откуда они возникли и почему так укоренились в сознании Пушкина, Некрасова, Гоголя,? Несомненно, одну из главных ролей в этом сыграла петербургская легенда, появившаяся в эпоху петровских реформ: «Петербургу быть пусту!» Город, построенный на костях сотен тысяч людей, - греховный, и природа обязательно отомстит за мученические смерти подневольных строителей города.

Имя царя-основателя «Петр» озна­чает камень. А потому Санкт-Петербург, Петрополь — это каменный мешок, мертвый и безликий. Петербург вырос из вековых болот, вдали от истоков национального бытия, при страшном, надрывном напряжении народных сил. Водная стихия, скованная героическими и титаническими усилиями строителей этого города, не уничтожена, она лишь притаилась и ждет своего часа. Трагические события в день наводнения 1824 года отражены А.С. Пушкиным в «Медном всаднике». Буйство Невы принесло горе тысячам беднякам столицы.Вместе с тем в произведениях отразились и те впечатления, и жизненные переживания, которые связаны были с личными судьбами писателей, попавших в Петербург.

 Авторами отражены географические названия улиц, переулков, площадей.Главная улица и символ Петербурга – Невский проспект, который отражает в себе всю сущность Северной Пальмиры. Они буквально неотделимы друг от друга. Отлично можно проследить, как связаны образ главной улицы и образ Петербурга в творчестве Гоголя по повести «Невский проспект» Блеск золота на солнце здесь поглощает хмурое северное небо, а парадный вид гигантов-дворцов упирается в болотную почву, хранящую в себе человеческие кости, как - будто гать. Петербург – это непримиримая схватка европейской и русской цивилизаций.

1.2Литературная жизнь в начале XIX века

Русская действительность постепенно менялась. Архаичный литературный язык и высокий стиль перестали соответствовать потребностям читающей публики. Из Европы вторгся романтизм с его культом свободы и естественности чувств. В русской литературе романтические веяния первым подхватил Н.М. Карамзин – своей повестью «Бедная Лиза» он нанес классицизму решающий удар. За Карамзиным последовал В. А. Жуковский, давший в переводных балладах целую галерею романтических персонажей. Однако консерваторы, приверженцы классицизма, не собирались сдаваться. Их оплотом стало общество «Беседа любителей русского слова», которое возглавил адмирал А.С. Шишков. Он всеми средствами стремился оградить не только литературу, но и русский язык от иноземных влияний и поэтому писал нелепым искусственным языком. Часть членов «Арзамаса» вошла в состав декабристских тайных обществ. Как часто бывало в России, революционная деятельность приобрела литературную форму.

Вывод

Таким образом, литературная жизнь в начале XIX века не стоит на месте, она развивается. Появляется новое направление романтизм с его культом свободы и естественности чувств. Представителями данного течения были Карамзин Н.М. и Жуковский В.А. Появляются общества «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас». Часть членов «Арзамаса» вошла в состав декабристских тайных обществ.

1.3 Петербург в середине и конце XIX века

30-е годы XIX в. стали закатом золотого века русской литературы. В Петербурге это было время салонов. Творческие люди встречались в Публичной библиотеке у А.Н. Оленина и И.А. Крылова, в книжных лавках В.А. Плавильщикова и А.Ф. Смирдинá. В столкновении мнений и творческих подходов решалась будущая судьба русской литературы, складывался образ Петербурга – у каждого свой. Но на всех строках, посвященных Северной столице, лежал отпечаток пушкинского противопоставления: «Город пышный – город бедный». Всё это глубоко отразилось в творчестве крупнейших русских писателей. Н.А. Некрасов с этих позиций создал произведения, вошедшие в сборник «Физиология Петербурга» (1845г.). Другой литературный гений, граф Лев Николаевич Толстой, Петербург инстинктивно не любил, старался бывать в нем как можно реже и каждый раз жаловался, что заболевает, находясь там. Он тоже воспринимал Северную столицу как город «придуманный» и чуждый «началам» русской жизни.

Не любил Петербург и Антон Павлович Чехов, хотя был тесно связан со здешней литературной и театральной жизнью.

Вывод

Итак, середина XIX века время заката золотого века русской литературы. Образовываются небольшие кружки внимательных слушателей, салоны. В столкновении мнений и творческих подходов решалась будущая судьба русской литературы, складывался образ Петербурга – у каждого свой. Всё это глубоко отразилось в творчестве крупнейших русских писателей.

1.4. Музыка революции: исторические катаклизмы в зеркале литературы

1917 год стал переломным в развитии литературы. Столкнувшись с враждебным отношением со стороны новой власти и рабочих, многие петербургские писатели эмигрировали. В обстановке голода и разрухи создавались новые творческие объединения. К середине 20-х гг. все издательства, газеты и журналы стали государственными, а по сути – партийными.

К середине 20-х гг. «несоветские» авторы эмигрировали или были отнесены на обочину литературной жизни. Выдвинулись «пролетарские писатели», создавшие множество организаций типа Пролеткультура (Пролетарская культура).

В 1934 г. по указанию партии все писательские организации объединились в Союз писателей. На его первом съезде в Москве главным творческим методом советской литературы объявили социалистический реализм. Суть его свелась к воспеванию реальных и мнимых достижений социализма. Кроме того, вернувшийся из эмиграции Горький поставил задачу воспитать писателей из народа. С этой целью в Ленинграде был открыт Рабочий литературный университет. Выходили литературные журналы, невиданно большими тиражами издавались произведения классиков и современных авторов. Книги же огромного числа объявленных «буржуазными» писателей ещё в 1927 г. изъяли из библиотек и сожгли.

В конце 30-х гг. репрессии не пощадили ленинградских писателей – как «попутчиков», так и «социально близких» членов партии. Из 900 членов писательского союза почти 150 были расстреляны, оказались в лагерях и ссылке. Лишь немногие - в их числе О. Ф. Берггольц, Н. А. Заболоцкий - вернулись живыми и смогли творить.

Вывод

Следовательно,это время было страшным испытанием для русской литературы, она была поставлена на грань физического выживания. Это период двух русских литератур: советской и эмигрантской. В советской художественной культуре постепенно начиная с 1920-х гг. формировался стиль, получивший название социалистический реализм. Произведения культуры должны были воспевать достижения нового строя, показывать его преимущества перед буржуазным, критикуя все недостатки последнего. Однако отнюдь не все писатели и художники приукрашивали социалистическую действительность, и несмотря ни на что было создано немало произведений, пополнивших собой мировую сокровищницу культуры.

1.5. Общественно-литературная ситуация в 40-60 годы

После войны многие надеялись на то, что жесткий контроль властей за творчеством ослабнет. Под угрозой новых репрессий многие писатели старшего поколения почти перестали творить. Однако в литературу вошло новое поколение, прошедшее войну: Ф. А. Абрамов, Ю. П. Герман, В. Ф. Панова, поэт В. С. Шефнер, драматург А. М. Володин. Их называли «шестидесятниками», хотя они принадлежали к более старшему поколению.

Главной задачей литературы они считали не вмешательство в действительность, а правдивое отражение её. Они не переставали общаться друг с другом, но и не сбивались в группировки, существуя по отдельности, - каждый старался сохранить свою яркую индивидуальность.

Непохожесть всегда смущала советских литературных чиновников, поэтому с трудом пробивались к читателю произведения многих талантливых авторов.

Петербургская литература рубежа ХХ – XXI столетий одновременно является и зеркалом России, и зеркалом города, который по-прежнему сохраняет за собой звание культурной столицы.

Вывод

Таким образом, к концу 1930-х годов завершился процесс дробления русской литературы. Советские писатели, следующие нормам социалистического реализма, приняли идеологические условия. Несогласные либо замолчали, либо писали «в стол», многие из них были репрессированы. Страх и подозрительность, царившие в обществе, не способствовали духовному развитию художника. Писатель, ограниченный установками и требованиями, утрачивал возможность свободного выражения.

Глава II Изображение Петербурга в русской литературе XIX в

2.1 Петербург А.С. Пушкина

Пушкин и Петербург… Они неразделимы в той же мере, что Пушкин и Россия. Недаром же сказал А.И. Герцен: «Пушкин – до глубины души русский – русский петербургского периода».

Едва ли есть на земле другой город, который был бы столь же вдохновенно воспет, как Петербург Пушкиным.

В двухлетнем возрасте Саша Пушкин впервые увидел Санкт-Петербург. Снова он появился в столице в 1811 г., когда поступал в Лицей. Тогда он познакомился с городом уже осознанно. Он приехал вместе со своим дядей Василием Львовичем Пушкиным. Столица ошеломила Александра. Она была так не похожа на его родную тихую Москву. После пестрой Москвы Петербург поразил его своей величественной красотой, блеском вод и белыми ночами. Осенью 1811 года началась учеба в лицее, и на 5 лет Пушкин расстается с Петербургом. «Безбожно молодого человека держать взаперти…» – жаловался Пушкин в письме к Вяземскому за год до выпуска из лицея. Наконец, наступил долгожданный июнь 1817 года: именно тогда Пушкин окончательно поселился в столице и прожил здесь 15 лет, исключая годы ссылки. Здесь поэт начинает самостоятельную жизнь взрослого человека. Он поселяется в стороне от шумного, блестящего центра столицы, так как жить в центре города было не по средствам. Но он не остаётся в стороне от светского общества. Иван вспоминал, что А.С. Пушкин «кружился в большом свете » [12,стр.50] А.С. Пушкин часто бывает у братьев Тургеневых, в старинном доме князя Голицына на Фонтанке. Оттуда поэт подолгу смотрит

На грозно спящий средь тумана

Пустынный памятник тирана,

Забвенью брошенный дворец4 .

От ощущения свободы и независимости у него кружится голова, он не знает, куда броситься, с чего начать; ему теперь доступно всё – и театры, которые он непрестанно посещает, и балы, и «Арзамас»

Но вскоре к власти пришел император Николай I, сделав Петербург твердыней самодержавия и оплотом своего правления. Пушкин за оду «Вольность» был выслан из Петербурга еще 6 мая 1820 года. Вернулся после ссылки ровно через семь лет – в мае 1827 года уже в Петербург императорский. Всё изменилось. Пушкин в 1829 году констатировал: в новом Петербурге истреблена духовность. Устами одного из героев повести, начатой в это время, Пушкин утверждал: в 1818 году «строгость правил и политическая экономия были в моде. Мы являлись на балы, не снимая шпаг, – нам было неприлично танцевать и некогда заниматься дамами… Теперь это все переменилось, - французская кадриль заменила Адама Смита…» [15,стр47]

Пушкин возвращается знаменитым поэтом и поселяется в гостинице Демута – это жилище стало прибежищем поэта в Петербурге, пока он не завел своего семейного очага. Вот тогда-то и появились строчки:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит.

Противоречивое отношение к столице – притягивание и отталкивание – сопровождает поэта на всем его жизненном пути. «Петербург уже кажется мне страшно скучным, и я хочу сократить насколько возможно мое пребывание в нем», - пишет он Н.Н. Гончаровой, а через несколько месяцев Плетневу: «Москва мне слишком надоела», и снова жене: «… меня тянет в Петербург. – Не люблю я твоей Москвы»[19,c:176 ]

Вскоре после свадьбы Пушкин решил переехать на постоянное местожительство из Москвы в Петербург. Лето и осень 1831 года он проводит под Петербургом в Царском Селе. Это было счастливое время для Пушкина и его жены. Он работал, гулял с женой около озера. Но в конце июня в Петербурге вспыхнула эпидемия холеры. Царское Село оказалось окружено карантинами, туда доходили лишь смутные слухи о народных холерных бунтах. Умирает Дельвиг. Болезнь скручивает его в 3 дня. В середине июля, спасаясь от эпидемии, в Царское Село прибыл Николай I со своей свитой; покой и тишина были нарушены. Это не могло не огорчать Пушкина. Красота Натальи Николаевны поразила императрицу, которая выразила желание постоянно видеть Пушкиных при дворе. Летом 1831 года завязался тот роковой узел, который смогла разрубить только трагическая гибель поэта.

Утешением для поэта было то, что вместе с двором в Царское Село приехал Жуковский. Жуковский, Гоголь, Пушкин собирались почти каждый вечер. Возникло даже нечто вроде соревнования в создании русских сказок между Жуковским и Пушкиным.

Возвышенный образ Петербурга создан А.С. Пушкиным в «петербургской повести» «Медный всадник». Уже само название произведения выводит образ города на первый план, а символом столицы становится памятник ее основателю.

Поэма состоит из вступления и двух частей. В начале вступления лаконично изображен Петр в тот исторический момент, когда он, отвоевав устье Невы и побережье Финского залива, решает основать здесь город. Описание Петербурга дается как сжатая до одной картины история быстрого роста города и превращения его в величественную и прекрасную столицу могучей русской державы:

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

Восхищение красотой города чувствуется в описании Петербурга. Скрытый лиризм сказывается в олицетворениях (город «вознесся горделиво» над Невой, «одетою в гранит»).

Сдерживаемый до сих пор восторг находит себе полный выход в пафосе последней части вступления:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит…

Это – высокая лирика, где чистое чувство любви к городу и эстетический восторг, вызываемый его красотой, неотделимы от патриотической гордости поэта.

Петербург – это не только прекрасный город, но и выражение могущества, величия России. Город в поэме Пушкина многолик: это и «памятник» его основателю, и «монумент» всей петровской эпохе, и обычный город, терпящий бедствие и занятый повседневной суетой. Наводнение и судьба главного героя Евгения – только часть петербургской истории, один из многочисленных сюжетов, подсказанных жизнью города.

Петербург полон резких конфликтов, неразрешимых противоречий. И это чувствуется уже во вступлении. Пушкин подчеркивает двойственность Петербурга: он «вознесся пышно, горделиво», но «из тьмы лесов, из топи блат». Это город-колосс, под которым болотная топь.

Сам воздух города – «неподвижный». «Бег санок вдоль Невы широкой», «и блеск, и шум, и говор балов», «шипенье пенистых бокалов» - все красиво, звучно, но лиц жителей города не видно. В гордом облике «младшей» столицы скрывается что-то тревожное. Пять раз во вступлении повторяется слово «люблю». Это признание в любви к Петербургу, но произносится оно как заклинание, понуждение любить. Кажется, что поэт всеми силами старается полюбить прекрасный город, вызывающий в нем противоречивые, тревожные чувства. Тревога звучит в пожелании «граду Петра»:

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия.

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия…

Красота города-твердыни не вечна: он стоит прочно, но может быть разрушен стихией. В самом сравнении города с Россией – двойственный смысл: здесь и признание неколебимости России, и ощущение зыбкости города.

Народ появляется на улицах, «теснится кучами» на берегах Невы, на балкон Зимнего дворца выходит царь, Евгений со страхом смотрит на бушующие волны, тревожась о Параше. Город преобразился, наполнился людьми, перестав быть только городом-музеем. Вся первая часть – картина народного бедствия. Осажден Петербург чиновников, лавочников, нищих обитателей хижин. Нет покоя и мертвым. Впервые появляется фигура «кумира на бронзовом коне». Живой царь бессилен противостоять «божией стихии».

В третьей части показан Петербург после наводнения. Но городские противоречия не только не сняты, но еще более усилены. Умиротворение и покой таят в себе угрозу, возможность нового конфликта со стихией. Город вновь стал холодным и равнодушным к человеку. Это город чиновников, расчетливых торговцев, «злых детей», бросающих камни в безумного Евгения, кучеров, стегающих его плетьми. Но это по-прежнему «державный» город – над ним парит «кумир на бронзовом коне», воплощающий государство, неподвижное, тяжелое, давящее, пришедшее в противоречие с неукрощенной стихией и безжалостно сгубившее обездоленного Евгения.

«Маленькие люди» умирают, но великий город остается жить – вот главный итог поэмы, в котором Александр Сергеевич сформировал свое отношение к Петербургу.

Вывод

Подводя итог, я считаю, отличительная черта пушкинского образа Петербурга — противоречивость столичной жизни, двойственность вызываемых городом чувств. Петербург - город величия и славы, но в то же время это город суеты, забот, повседневных тревог «маленького человека». При этом Пушкин открыто выражает свое чувство восхищения великим городом России. И это чувство, определяя все краски рисуемой картины, подчеркнуто повторением слова «люблю». Действительно, образ города у Пушкина — это символ новой, преображенной России, громадное и прекрасное чудо, сотворенное в тяжком, кровавом труде молодой империи. 

2.2 Петербург Н. В. Гоголя

Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. В очень многих из них присутствует образ Петербурга. Гоголь написал даже целый цикл петербургских повестей. И везде это таинственный волшебный город, полный всякой чертовщины. Здесь легко оживают дома и вещи, люди ходят и разговаривают сами с собой, а обыкновенный нос может запросто убежать от своего хозяина и разъезжать по городу в экипаже, словно чиновник. Тема Петербурга, наметившаяся в произведениях Пушкина, была расширена и углублена Гоголем.

За внешним блеском столицы автор все отчетливее различал бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов.

На Невском ежедневно «происходит главная выставка всех лучших произведений человека». «Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой – прекрасный греческий нос, третий несет превосходные бакенбарды, четвертая – пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку, пятый - перстень с талисманом на щегольском мизинце, шестая – ножку в очаровательном башмачке, седьмой - галстук, возбуждающий удивление, осьмой – усы, повергающие в изумление…» [8,c:123]

На Невском проспекте ценится не человек, не его достоинства – ценятся перстни, сюртуки, башмаки, то есть вещи, по которым определяется положение его в обществе, – вот смысл выставки «лучших произведений человека». В этой пестрой толпе все призрачно, все ложно, обманчиво и продажно. За прекрасными усами, бакенбардами, греческими носами прячется ничтожество и пошлость. Здесь нет подлинной жизни, настоящей красоты.

Это странный мир Гоголя, в котором причудливо «…сплавлены воедино реальность и фантастика, самое обыденное с самым необыкновенным. Петербург у Гоголя предстает городом двойственным. Писатель подчеркивает противоречие между его видимостью и сущностью, восклицая: «О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Он лжет во всякое время…» оисходит главная выставка всех лучших произведений человека"ичем"был применен им в "лях. цких сюртуках гуляющим целою толпою и

Петербург у Гоголя — это нереальное, презренное царство чинов и вещей, царство роскоши и власти, где “маленькие люди” исчезают бесследно, не оставляя о себе никакой памяти. Гоголь показывает Петербург через звуки и свет: стук копыт, звук колес, дрожь мостов, свист снега, крики извозчиков, полет карет и саней — просто невероятное мелькание и суета. В этом сказочном мире Вакуле кажется, что оживают даже дома и смотрят на него со всех сторон. Возможно, похожие впечатления испытывал и сам Гоголь, когда впервые приехал в Петербург. О необычайно ярком свете, который исходил от фонарей, Вакула говорит: «Боже ты мой, какой свет! У нас днем не бывает так светло». Дворец здесь просто сказочный. Все вещи в нем удивительные: и лестница, и картина; и даже замки. Люди во дворце тоже сказочные: все в атласных платьях или золотых мундирах. Вакула видит один блеск и больше ничего. В «Ночи перед Рождеством» Петербург яркий, ослепительный, оглушающий и невероятный во всем.

Совсем другим выглядит Петербург в комедии “Ревизор”. Здесь он уже гораздо более реален. В нем нет той сказочности, которая присутствует в «Ночи перед Рождеством», это уже практически настоящий город, в котором чины и деньги решают все. В «Ревизоре» мы встречаем два рассказа о Петербурге — Осипа и Хлестакова. В первом случае это рассказ о нормальном Петербурге, который видит слуга мелкого чиновника. Он не описывает какой-нибудь невероятной роскоши, но говорит о реальных развлечениях, доступных ему и его хозяину: театры, танцующие собаки и катание на извозчике. Ну а что ему нравится больше всего, так это то, что все люди разговаривают очень вежливо: «Галантерейное, черт возьми, обхождение!» Совсем другой Петербург рисует нам Хлестаков. Это уже не Петербург с купцами и танцующими собаками, а Петербург с чинопочитанием и невообразимой роскошью. Это Петербург мечты мелкого чиновника, который хочет стать генералом и пожить на широкую ногу. Петербург в мечтах Хлестакова — это город, где у него много денег и высокий чин, поэтому он живет в роскоши и все его боятся и почитают.

Вывод

Итак, Петербург Гоголя – это фантастический сатирический мир, полный мрачной мистики. Мир, где правят власть и роскошь, а маленький человек не стоит ничего и может сгинуть, не оставив о себе и крупицы памяти. Он словно центр земли, где собран весь мир. «Поэт жизни действительной», Гоголь запечатлел в своих произведениях образ Петербурга, увидев в нём не столько город роскоши и великолепия, сколько город резких социальных контрастов. Гоголь выступает как художник города.

2.3 Петербург Н. А. Некрасова

В некрасовской поэзии, отличающейся исключительной тематической широтой, большое место занимает город. Очень рано узнав жизнь обитателей «петербургских углов», увидев всю безотрадную наготу их существования, поэт «мести и печали» создал целую вереницу «драматических и всегда типично петербургских стихотворных «новелл» - «Маша», «Княгиня», «Размышления у парадного подъезда», «Убогая и нарядная», «сцен» - «О погоде».

Иной раз Петербург в них назван прямо:

Вчерашний день, часу в шестом

Зашел я на Сенную,

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую…

Но даже если Петербург и не назван, он все ровно ощутим – в пейзаже, в обстановке. В стихах и поэмах Некрасова Петербург предстает в разных обличиях, но чаще всего это город социальных контрастов:

…пышны в нем

Театры, улицы, жилища

Счастливцев мира - и кругом

Необозримые кладбища…

Свое внимание поэт уделяет не богатым кварталам, не обитателям дворцов, а «предместьям дальним», где, как «черные змеи», летят

Клубы дыма из труб колоссальных,

Где сплошными огнями горят

Красных фабрик громадные стены…

Поэт понимает, что богатства и красоты города захвачены сильными и сытыми хозяевами земли, отнявшими все радости у тех, кто создал эти богатства.

На город Некрасов смотрит глазами обездоленного разночинца-демократа, глазами обитателя чердаков и подвалов, голодного труженика.

О, город, город роковой!..

………………………………

Душа болит. Не в залах бальных,

Где торжествует суета,-

В приютах нищеты печальных

Блуждает грустная мечта.

В то же время Некрасов глубоко чувствует и тонко подмечает красоту городского пейзажа. Прекрасен город зимой, но бедняку, замерзающему в суровую стужу, не приходится любоваться красотой зимы, когда

Мрут, как мухи, извозчики, прачки,

Мерзнут дети на ложе своем.

Поэтому гораздо чаще Некрасов рисует мрачный, унылый городской пейзаж:

Грязны улицы, лавки, мосты,

Каждый дом золотухой страдает;

Штукатурка валится – и бьет

Тротуаром идущий народ…

Тяжело живется городской голытьбе. Каждый день для нее – «день безобразный – мутный, ветреный, темный и грязный». Улицы, на которых проживают бедняки, пропитаны «смесью водки, конюшни и пыли», здесь и ветер «удушлив не в меру, в нем зловещая нота звучит», и месяц глядит с ясного неба «с какой-то тоской безотрадной».

Кругом все уныло, мрачно, безнадежно. Туманный рассвет, бесцветный день, мглистый вечер, ненастная ночь, студеный ветер, угрюмо плещущая Нева, дома – как тюрьмы… Он видит старую лошадь, жестоко избиваемую погонщиком:

Чуть жива, безобразно тоща,

Надрывается лошадь-калека,

Непосильную ношу влача.

Он видит солдата, несущего детский гроб и сурово плачущего, старушонку в мужских сапогах, провожающую на кладбище горемыку-чиновника, голодного, босого, оборванного бедняка, укравшего калач.

Нищие, ремесленники, голодные дети, писатели, умирающие в больницах для бедных, нескончаемой вереницей проходят перед читателем в «городских» стихах Некрасова.

«Мерещится мне всюду драма!»- восклицает поэт.

Город с его социальными контрастами Некрасов назвал «роковым» и забыть о нем никогда не мог. Видения городского ада преследовали Некрасова всю жизнь. Поэт пишет о «владельцах роскошных палат», не любящих «оборванной черни», ростовщиках, чиновниках-взяточниках, генералах, банкирах и многих других. Некрасов с ненавистью и презрением посылает им страстные проклятья.

Никто из русских поэтов до Некрасова не писал так часто о городе, а главное, никто из них не видел в городе столько ужасов и горя, сколько увидел он. Сила воздействия его стихотворений была настолько велика, что некоторые из современных Некрасову писателей, вольно и невольно, переносили в свои произведения его поэтические наблюдения. Некрасов может быть назван зачинателем городской поэзии.

Вывод

Таким образом, Петербург Некрасова Н.А. предстал перед читателем резко разделенным на два мира - владельцев  «роскошных палат» и обитателей подвалов,  «счастливцев» и  «несчастливцев».

С сердечной болью описывал Некрасов петербургские углы и ютящийся в них нищий, голодный люд. На улицах красивого города он видит прежде всего людей униженных и обиженных, видит картины, которые до него старательно обходили поэты: у памятника Петру I он замечает «сотни сотен крестьянских дровней, которые у присутственных мест дожидаются».

Роскошную столицу, один из красивейших городов мира, Некрасов увидел глазами бедняка и описал ее с горячим сочувствием к несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым, праздным и богатым.

Глава 3 Специфика образа Петербурга в творчестве русских писателей XX вв.

3.4 Санкт-Петербург А. А. Ахматовой

В ХХ век Санкт-Петербург входил, сопровождаемый тревожными и мрачными предсказаниями. В литературе начала века господствовали иные настроения. Сердечной близостью с городом, чувством вечной связи с ним проникнуты «Стихи о Петербурге»(1913) Анны Ахматовой:

Сердце бьется ровно, мерно,

Что мне долгие года!

Ведь под аркой на Галерной

Наши тени навсегда.

В 1913 г. начала свой путь Анна Ахматова. Всё сколько-нибудь замечательное написанное о городе, о его духовном облике, – создано Ахматовой. Ахматовский Петербург прошёл беспощадные испытания в 20-е и 30-е гг., в годы Отечественной войны. Разумеется, её стихи не были тогда всенародно известны, как теперь; они издавались редко и малыми тиражами, не были в чести у официальной критики, не входили в школьный и вузовский курсы литературы; их чурались ещё потому, что первый муж Ахматовой Н.С. Гумилёв был расстрелян в 1921 г., а их сын Л.Н. Гумилёв арестовывался в 1935, 1938, 1949 гг.

Ахматову читали украдкой старшеклассники, студенты, наиболее образованные молодые люди разных профессий. Петербург ХХ в., со всем, что ему «на роду написано», что с ним было, есть и будет, - город Ахматовой, столица ее поэзии. Он входит в ее стихи на правах вечного героя, даже если имя его не произносится.

Блокадные стихи Ахматовой общеизвестны. Она имела право по-царски сказать: «Я была тогда с моим народом», потому что у нее далее следует: «Там, где мой народ, к несчастью, был»(«Реквием»). [13,c:297]

Ахматова пишет не о городе и его архитектурном облике, а о себе и о любви. Петербург в поэзии Ахматовой – фон, декорация, он помогает лирической героине, переживающей боль и страдание, выйти к просветлению. Слово «Ленинград» заменит имя Петербурга в «Реквиеме» – как звук и знак, враждебный лирической героине. И лишь в стихах военных лет обретёт другое звучание, овеянное мученичеством и героизмом.

Петербург воспринимается ею как сердце российской культуры и как символ близкого ей уходящего века, как нечто облагораживающее стихийное состояние человека.

Вывод

Итак, тема Петербурга – Петрограда – Ленинграда стала сквозной в творчестве А. А. Ахматовой, так как она ощущала постоянную органическую слитность с этим городом и его культурой. Её Петербург – это площади, мосты, набережные дворцы, Летний сад.  Город военного времени – это образ воинствующего патриотизма, объединившего тогда в великом противостоянии врагу весь народ.

Разный, но всегда прекрасный, объединивший в себе два века русской истории и культуры, город любви, город судьбы, город творчества, город беды, личной и всенародной, город скорби и красоты – таким предстаёт нам Петербург в стихах Ахматовой. 

Заключение

Подытоживая все сказанное, можно утверждать, что два образа Петербурга, созданные писателями 19 и 20 века, очень отличаются.

Писатели 19 века показали Петербург по-разному. У Пушкина Петербург - город величия и славы, но в то же время это город суеты, забот, повседневных тревог «маленького человека», а Петербург Гоголя – это сатирический мир, полный мрачной мистики. Мир, где правят власть и роскошь, а маленький человек не стоит ничего и может сгинуть, не оставив о себе и крупицы памяти. У Некрасова А.Н. Петербург - город чердаков и подвалов, город тружеников и бедняков.

Поэт 20 века Анна Ахматова показала эстетический идеал Петербурга. Она ощущала постоянную органическую слитность с городом и его культурой. Её Петербург – это площади, мосты, набережные дворцы, Летний сад.  Город военного времени – это образ воинствующего патриотизма, объединившего тогда в великом противостоянии врагу весь народ.

Однако нельзя сказать, что разное видение образа города писателями 19 и 20 вв. отрицают друг друга. Скорее, наоборот, преемственно продолжают. Два разных лика Петербурга взаимодополняют целостную картину, тем самым дают читателю возможность увидеть город в разных его ипостасях. Петербург воспринимается нами как сердце российской культуры и как символ  уходящего века.

Я считаю, что Петербург это то место, где национальное самосознание и самопознание достигнет того предела, за которым откроются новые горизонты жизни; где русская культура отметит лучшие свои триумфы.

Список используемой литературы

1.Анциферов. Н.П. Непостижимый город…. Сост. М. Б. Вербловская. – Спб.: Лениздат:1991.335 с.

2. Белинский В.Г.Н.В. Гоголь в русской критике М.Гослитиздат:1953.265с.

3.Гоголь Н.В. Повести. Воспоминания современников М.Правда:1989.480с

4.Гоголь Н.В. Петербургские повести Центрально-черноземное издательство: 1978.150с.

5. Мейлах Б.С «…Сквозь магический кристалл…»М. Высшая школа:1990.399с.

6.Некрасов Н.А. Стихотворения Правда:1990. 478с.

7. Жизнь и лира: Сборник статей о жизни А. С. Пушкина. – М.: Книга: 1970.342 с.

8. Зажурило В.К. и др. «Люблю тебя, Петра творенье…»: Пушкинские места Ленинграда.- Л.: Лениздат:1989.272 с.

Интернет ресурсы:

http://www.klassika.ru – Классика RU

http://www.rvb.ru – «Русская виртуальная библиотека» – это произведения авторов XVIII – XX вв.

http://pushkin.niv.ru– А.С. Пушкин

http://slova.org.ru, http://silverage.ru/main.html – сводная информационная таблица о литературных направлениях

http://www.netslova.ru/common/slova_about.htm – «Словесность» сетевой литературный журнал

Просмотров работы: 9814