КтрадиционнойвнашейшколечитательскойконференцииучительрусскогоязыкаилитературыпредложилнампрочитатьроманирландскогописателяДжона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». Выполняя задания к уроку,многие мои одноклассники говорили о том, чтораньше они ничего не знали онацистских лагерях. Не все ребята смогли понять последние строки о главныхгероях и задавали вопрос: «А что стало с Бруно и Шмуэлем?» Дети не моглиповеритьвто,чтопроизошло.Желаниеосмыслитьслишкомстрашныеинеподвластные разуму события, происходившие в годы Второй мировой войны влагеряхсмертиизапечатленныенастраницахромана,привелокпоявлениюисследовательской работы.
Цельработы:проанализироватькоординатыдобра изла вромане.
Рассмотретьтрагическиестраницыпрошлогочерезвосприятиеребенка.
Проанализироватьсредства,которыепомогаютД.Бойнусоздатьобразглавногогероя.
Приобщитьсовременныхшкольниковкосознаниюстрашнойсудьбыдетейвойны.
Объектомнашегонаблюденияпослужил текстроманаД.Бойна «Мальчиквполосатой пижаме».
Предметисследования–координатыдобра излавромане:нацизмглазами ребенка.
Гипотезуисследованиясоставляетпредположение,чтосмещениенравственныхкоординатприводит ктрагедии.
Отсутствуетспециальнаялитература,посвященнаяисследованиюобозначенной темы.
Проведенноеанкетированиепоказало,чтоучащиесянеобладаютдостаточнымобъемомзнанийо нацизмеигеноциде.
Результатыработымогутбытьиспользованыиучителями,иучащимисяна урокахлитературыивнеклассногочтения.
описательный;
сравнительный;
анкетирование(привлекалисьучащиеся 6-9классов,всего87человек)
Проанализироватьроман«Мальчик в полосатой пижаме» нам помоглистатьи журнала«Литературавшколе».
Работасостоитизвведения,двухглавизаключения.Вовведенииобосновываетсяактуальностьтемы,определяетсяпредметисследования,формулируютсяцель,задачи,отмечаетсяпрактическая значимостьработы.
ВглавеIприводятсярезультатыанкетирования,проводимогосредиучащихся 6-9классов,дается определениепонятиям«нацизм»и«геноцид».
ВоIIглавепредпринимаетсяпопыткаанализакоординатдобраизлавромане.
Взаключенииобобщаютсярезультатыпроведенногоисследования.
Конечно, все это случилосьочень давно и никогда большенеповторится.Нивнашидни нивнашемвеке.
Дж.Бойн
Теманацизмаиконцлагерейсамаянехудожественная.Слишкомстрашно и неподвластно разуму осмысление того, что происходило в годы Второймировойвойнывлагеряхсмерти.Насегодняшнийденьсобранытысячисвидетельств, документальных фактов, фотографий бесчеловечных преступленийпротиврусского,украинского,белорусского,польского,еврейскогоидругихнародов, гибели миллионов людей. Трудно облечь в художественное слово то, очемможнотолькоскорбно молчать.
Почему же писатели обращаются к этой теме снова и снова? По убеждениюнемецкогописателяифилософаБ.Шлинка,«слоинашейжизнитактеснопокоятсядругнадруге,чтонаболеепозднихэтапахнамвсегдавстречаетсято,чтоужебылораньше, не как что-то изжившее себя и негодное, но как что-то современное иживое»[3,38].
Чтобы не допустить смещения координат добра и зла, нужно знать историю.Сцельювыявлениязнаний,имеющихсяуучащихся6-9классовонацизме,геноциде, лагерях смерти, об одном из которых идет речь в романе, был проведенопрос.Учащимся(87человек)были предложены следующие вопросы:
Чтотакоенацизм?
Чтотакоегеноцид?
Чтотакоеконцлагерь?
Ответынавопросы,предложенныеприанкетировании,поразили:всего11 человек(13%)из87ответилинапервыйвопрос:официальнаяполитическаяидеологиявТретьемрейхе,презрениепоотношениюклюдямдругойнациональности.76учащихся(87%)затруднилисьответить,хотяодетяхОсвенцима говорили на тематических классных часах в 6-8 классах и на урокахистории в 9классе.
Навторойвопросбылиполученыследующиеответы:
действия,совершаемыеснамерениемуничтожить,полностьюиличастично,какую-либонациональную,этническую,расовую,религиознуюилиинуюисторическисложившуюся культурно-этническуюгруппукактаковую;
болезнь;
войнабезпощады;
истреблениеевреев;
уничтожениекакой-либонациональнойгруппы;
истребление,уничтожениенарода;
тотальноеуничтожение;
что-тосвязанноесубийством.
На третий вопрос, предложенный учащимся, 68 человек (78%) смогли датьправильный или приблизительно правильный ответ: специально оборудованныйцентр массового принудительного заключения и содержания следующих категорийграждан различных стран военнопленных и интернированных во время войны;лагерь для пыток, место мучений, пыток, смерти; «фабрика» смерти; место, кудасгоняли пленных и гражданское население. Среди неправильных ответов (22%)былиследующие:
это,каклагерь;
здание;
лагерь,связанныйсармией.
Чтобыпонятьстрашныесобытия,описываемыевпроизведенииДж.Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» нужно знать реальные события, происходящие вЕвропевпервойполовинеХХвека,ккоторым,судяпотексту,насиотсылаетавторкниги.
Получивнеутешительныеответынавопросыанкетирования,мыпопытались изменить ситуацию: для этого был проведен совместно с учителями литературы иисториициклклассныхчасов,посвященныхдетям,погибшимвконцлагерях.
Нацизм–гитлеровскийрежимвГерманиив1933-1945годах[1,40]. Идеянацизмапримитивнавсвоейоснове:одиннародпревосходитдругойужепоправурождения, вне зависимости от личных качеств и достижений. И на основе этойдоговоренности происходит маркировка: «белый/черный», «друг/враг» [1,40]. Так,вГерманиипослеприходаГитлераквластиевреиоказалисьвгетто,былиобязаныносить на рукавах унизительные повязки со звездой, а позднее были отправлены вконцлагеряиподлежалиуничтожению.
Какможнобылодопуститьтакое?Какуберечьдетейотгубительнойполитики взрослых? Этими вопросами задается в романе «Мальчик в полосатойпижаме» писатель Джон Бойн. Автор использует интересный прием воссозданияситуацииизнутриблагодарянесобственно-прямойречиребенка.Вкнигесохраняетсятолькоодинвременнойпланповествования,мырастемвместесБруно: восемь, девять, десять лет... Если автору все же нужно направить мысльчитателя,тоониспользуетповторыключевыхфраз,образы-символы.Героюромана не суждено стать взрослым: трагический исход его жизни предопределен.Наделив мальчика прекрасной душой, автор вовлекает его в водоворот истории(1942-1944),конфликтценностей отцови детей.
РоманДж.Бойназаставляетнаспережитьтрагедиюнацизма,чтобымы,последующиепоколения,знали,чтоконцентрационныйлагерьидети–понятиянесовместимые.
Данныеанкетированияговорятоботсутствииуучащихсязнанийострашных страницахВтороймировойвойны.
Дж.Бойнпоказываетгубительнуюполитикувзрослыхчерезиспользованиеприеманесобственно-прямой речиребенка.
Героюромананесужденостатьвзрослым.
ПосюжетуроманаБруносродителямиисестройпереезжаетизпрекрасногоберлинского дома в неуютную местность «Аж-Высь» (Аж-Высь, на самом деле -Аушвиц,болееизвестное,леденящеедушуназваниекоторого–Освенцим)всвязисотцовскимповышениемпослужбе.Ихотяемутвердят,чтоэтоособаямилостьиу «фурора на отца большие планы» [2,123], Бруно не покидает мысль, что тот вчем-то провинился и совершил большую ошибку. Открытый, наблюдательный,тонкочувствующийребенок,онощущаетсебя вновом доме каквтюрьме.
Из окна своей комнаты Бруно видит странную картину: «параллельно домутянулась мощная ограда из проволоки, изгибаясь со всех сторон и уходя куда-товдаль,такдалеко,чтоневозможнобылоразличить,гдеоназаканчивается.Ограда была очень высокая, даже выше, чем дом, и держалась на деревянныхстолбах,напоминавшихтелеграфные.Поверхуонабылаутыканаогромнымимотками колючей проволоки, закрученной в спирали. За оградой травы не было, ивообщеникакойзеленинаобозримомпространствененаблюдалось...ничего,кроменизенькихдомишек,каких-тодлинныхстроений,похожихнасклад,инесколько зданий спечными трубамивотдалении» [2,134].
Образ колючей проволоки лейтмотивный: она пролегла между прошлым инастоящимБруно,онанасильственноразделилалюдейнасвоихичужих, людейи «нелюдей»;эточерта, закоторойкончаетсяжизнь:
Колючаяпроволока |
|
Прошлое |
Настоящее |
-Берлин |
-Аж-Высь |
-большойкрасивыйдом |
- дом, который Бруно не любил |
- вокруг много других красивых |
(когдаонипереехали,тоБрунодолго |
домов |
немогповерить,чтоонивсамом |
-магазинысяркимивитринами |
деленамереныздесьжить)иназывал |
-бабушка |
«дикоеместо» |
школа «триверныхдруганавсюжизнь» веселыеигры -перила,скоторыхвеселокататься -рождественскаяелка домашниеспектакли СВОБОДА ДОВОЛЬСТВОЖИЗНЬ |
-пустотаихолод пустаяулицаиколючаяпроволока-отсутствиемагазинов новый дом выглядел так, как будтов стенах его никогда не раздавалсясмех сначаладрузейвообщенебыло,потом появилсядруг–Шмуэль небылодедушкиибабушки учительприходилнадом занятьсябылонечем НЕВОЛЯМУЧЕНИЕ СМЕРТЬ |
СИМВОЛОГРАЖДЕНИЯ,НЕПОНИМАНИЯ,ОТЧУЖДЕННОСТИ |
Брунокаждыйразстановится«оченьхолодноистрашно»приодномвзглядев сторону колючей проволоки. Холодом веет и от военных, пришедших в их домоттуда.Их сопровождает также неприятный запах,который лейтенант Котлерзаливаетодеколономтак,чтоБруностарается«нестоятьсподветреннойстороны,рискуяупастьв обморок»[2,154].
Передаваяточкузренияребенка,автордостигещеоднойважнойцели:сближения времен. Как и Бруно, современные мальчишки, к счастью, мало чтознаютоконцлагеряхипонимаютмирвпривычныхкоординатахдетства. АБруно,повыражениюегоматери,типичныймальчикиведетсебясоответственновозрасту. Рассуждения о лагере современных школьников и Бруно могли бы бытьпохожи:сначалаказалось,чтоэтодеревня,тогдагдежедомашниеживотные?
Город?Ногдерынки, улицы,высокиедома?Большоеколичестволюдейсбивалостолку: игра, репетиция? «Всюду, куда ни бросишь взгляд, были люди – большие,маленькие,старые,молодые,-ивсеонистраннопередвигались...Переддомишками отирались горстки людей, они не разговаривали друг с другом, несмотрели себе под ноги, словно игралив какую-то игруи не желали, чтобы ихзастукализаэтимзанятием...»[2,169]
Игра и реальность органично сосуществуют в мире детства. Через мотивигрыраскрываетсяобразглавногогероя.Детскиезабавы,театральныепредставления с переодеваниями в доме бабушки – счастливые воспоминания опрежнейжизни:
«Неважно какую роль играл Бруно, неважно, насколько меньше слов у негобыло по сравнению с бабушкой и Гретель,- важно, что Бруно наряжали топринцем, тоарабскимшейхом,аоднаждыдажеримскимгладиатором»[2,120].
Бруно мечтает стать путешественником-исследователем, и наблюдения залюдьминановомместе–тожечастьигры:«Существовалаоднаигра,длякоторойнетребовалосьнапарников,БруноивБерлинеигралвнееводиночку,иназываласьэтаигра«экспедиции в новыеземли»[2,134].
Его старшая сестра Гретель играет в куклы: «У Гретель была огромнаяколлекциякукол,расставленныхирассаженныхповсейкомнате.КуклывпивалисьвБруноглазами,стоилоемузайтиксестре,ипристальноследилизаним,чтобыоннеделал.Оннесомневался:займисьонисследованиямивкомнатесестры,покаеенетдома,онинепременно нажаловалисьбыхозяйке»[2,34].
Такжевысокомерно,какскуклами,папиналюбимицаобращаетсясослужанкой Марией, которую сам Бруно считает членом семьи. От сестры же онвпервые слышит презрительное «евреи» по отношению к слуге Павлу и людям заколючей проволокой.
Взрослые в доме тоже как будто ведут двойную игру. За недомолвками,закрытыми дверями скрывается страшная тайна о работе отца. После берлинскоговизитаГитлеравихдомвсем,дажедетям,веленоназыватьотца«господин комендант». Пытаясь смириться с ситуацией, мать уговаривает Бруно «сохранятьхорошуюминуприплохойигре».Единственная,ктопрямоговоритотцуотом,чтоон«заигрался»,этобабушка.Узнавоновойдолжностисына,онассоритсяснимихлопает дверью: «Я вот думаю, Ральф, - сказала она, - где я допустила ошибку?Неужтовсемувинойспектакли,которыеязаставлялатебяигратьвдетстве?Ивоттеперьтыпредпочелвырядитьсямарионеткой,которуюдергаютзаверевочки?..Расхаживаешьтутвсвоейформе,словноонадобавляеттебедостоинства и славы. И тебе безразлично, что она на самом деле означает. Чтоза нейкроется»[2,103].
Офицеры в одинаковой форме действительно напоминают Бруно оловянныхсолдатиков, а исковерканное мальчиком слово «фурор» семантически сближаетсяс «фурия»,что подчеркиваетзловещийхарактер взрослыхигр.
По ту сторону колючей проволоки – люди, тоже одетые одинаково, ихарестантские робы и матерчатые шапочки Бруно окрестил пижамами и удивлялся:неужелиимнехочетсяпереодеться?Желаяразузнатьонихпобольше,оносмелилсяобратитьсякотцу.
«-Ах,эти.-Отецвзмахнулрукойикороткоулыбнулся. –Этилюди...Видишьли, Бруно, они и не люди вовсе. – Такого поворота Бруно никак не ожидал исовершенно немогвзятьвтолк,чтоотецимеетввиду.
-Разве?–вымолвилон.
-По крайней мере,не в нашем понимании, - продолжал отец. – Но тебя ихприсутствие не должно беспокоить. К тебе они не имеют никакого отношения.Иничего общего стобой унихнети неможетбыть» [2,171].
Бруноненравитсяв Аж-Выси.Мальчикхочет,чтобыотецпонял,«какужасен этот Аж-Высь», хочет, чтобы отец согласился уехать отсюда навсегда.Ведьздесьнетихкрасивогодома,нетдрузей,нескемпоговорить,нескемиграть.Бруно огорчен, что отец не понимает его чувств, не понимает, как ему тяжело.Чувства, которые он испытывает в разговоре с отцом, говорят об искренностимальчика,отом,чтоемуздесьстрашно,чтооннесчастенздесь,чтоемухочется вернутьсядомой,вБерлин, ксвоимдрузьям.
Отец учит Бруно «помалкивать и выполнять приказы», и своим главнымдостоинствомонсчитаетпокорностьавторитету,привитуюсдетства.Оннанимаетдетямучителя,запрещающегосвободновыражатьсвоимысли,читатьлюбыекниги,кромеучебниковисторииигеографии.Какизвестно,внацистскойГерманиирезкоснизилисьтребованиякуровнюобразования.Оказалось,чтонеобразованность и малокультурность – это вовсе не недостаток и что с твердымхарактеромможномногогодобиться вжизнидажеприничтожныхзнаниях.
Однако сын предпочитает таким урокам «Остров сокровищ», «экспедиции»вдольколючей проволоки,освоение«затерянногомира».
Воображениюмальчикапредставляется,чтоонзаброшенвопасноеместо, «где не ступала нога человека», для его исследования. Так у Бруно появилась своя тайна...
Знакомство с еврейским мальчиком Шмуэлем и общение через колючуюпроволокуперерослодляобоихвнастоящую дружбу.
«Шмуэль»,или «Самуил»,переводитсясеврейскогокак«Богуслышал»или «слушайтеБога».ИмяБрунотожеявляетсязнаковым:какнапоминаниеоличностии судьбеДжорданоБруно.
Вопрекисловамотца,междумальчикамиобнаружилосьмногообщего:
Ониродомиздетства(родилисьводиндень:15апреля1934года).
Импо9лет.
Мальчикилюбятсвоихпапуимаму,бабушкуидедушку.
Бруногордитсяотцом,аШмуэльслюбовьюрассказываетомаме.
Онивспоминаютородномдомеиородномгородесгрустью:Бруно–оБерлине,аШмуэль–оКракове.
ИмтяжеловАж-Высе:Бруновосклицает,чтоонненавидитэтоместо,аШмуэльтихо произносит: «Ты незнаешь,каковоздесьживется».
Они рассказывают друг другу о своих родных, о своих приключениях, о старыхдрузьях,о техлюдях,скоторымиздесьпознакомились.
Они- добрые, искренние мальчики: Бруно испытывает беспокойство за своегодруга и, видя, что Шмуэль худеет на глазах, приносит ему хлеба с сыром. Шмуэльрассказывает Бруно, что любит животных и, когда вырастет, хочет работать взоопарке. Бруно постоянно спрашивает Шмуэля, можно ли ему проползти подпроволокой, чтобы они поиграли вместе по ту сторону ограды. Но каждый разШмуэль,переживаязанего,отвечает: «Нет,нестоит».
Мальчикидорожатсвоимиотношениями.
Автор показывает, как легко дети смогли договориться. К примеру, когдаБруно заговорил о «Великой Германии», а Шмуэль принялся доказывать, что егородина – Польша – намного прекраснее Германии, возникла неловкая заминка, итогдаБрунопредложил:
«-Пустькаждыйдумает,чтохочет,адругойуважаетеготочкузрения.–Емувовсенеулыбалосьпоссоритьсясновымдругомприпервомжезнакомстве.
Идет,согласилсяШмуэль»[2,178].
ТакойстраннойдружбыуБруноещеникогданебыло:
«Бруновытаращилглаза.
Поэтусторонуоградывообщенескемиграть.Никогонет.
Мынеиграем.
Неиграете?Почему?
Авочтонамиграть? –Шмуэльдажерастерялся.
Ну,незнаю.Вразныеигры.Вфутбол,например.Илиэкспедицииустраивать.Кстати,тамувасестьчтоисследовать?»[2,174-175]
Неимеявозможностииграть,мальчикиподолгуразговаривалииуже,казалось, знали друг о друге почти все. Прошел год, и однажды «Шмуэль сделалкое-что, чего никогда прежде не делал. Он приподнял проволоку снизу– он ираньше ее приподнимал, чтобы взять у Бруно еду, но на этот раз он просунул вобразовавшуюсящельрукуинеубиралее,покаБрунонепротянулсвою.Оба улыбались,когдаихладонисплелисьврукопожатии»[2,201].
В этом рукопожатии абсурду нацизма противопоставляется бесхитростнаяправдадетства:дружбаисострадание,взаимовыручкаиучастие,подлинныеценности,незнающиепреград.
Бруно и Шмуэль подружились, несмотря на то что их разделяет оградасколючей проволокой и несмотря на то, что один из них сын коменданта лагеря, адругой заключенный еврейский мальчик. Их странная дружба росла и крепла. НоБруно переживает, что уних даже не получается быть вместе, потому что междуними всегда этот проволочный забор: «Бруно часто размышлял об ограде, о том,чтопроисходитпообеее стороныизачемвообщеее здесьпротянули»[2,192].
ЗаоградойнаходитсяегодругШмуэльисотнидругихдетей.Гретельобъясняетбрату,чтозаборпоставлендля того,чтобыдержатьлюдейдругойпороды, евреев, за колючей проволокой, потому что они и не люди вовсе. Образколючейпроволокивромане–этосимволразделения,символненавистиижестокости.Новтожевремяавторвсценезнакомствадвухмальчиковпоказываетее призрачность,искусственность,ведьвселюди равны.
Вместе с мамой и сестрой Бруно должен возвратиться в Берлин. Наканунепрощаниямальчикипридумалипланвеликогоприключения.ДляБруноиШмуэлянет колючей проволоки! Бруно хочет исследовать неведомый мир за оградой ипомочьШмуэлюнайтиотца.Дляэтогоонпереоделсявполосатуюкуртку,принесенную Шмуэлем, надел полосатые штаны, на голову натянул матерчатуюполосатую шапочку. Шмуэль приподнял проволоку,и Бруно прополз под ней наживоте. Великая экспедиция началась. Но «ничего из того, что Бруно нарисовал всвоем воображении в лагере не обнаружилось»[2,211]. А «было вот что: люди,сбившись в кучу, сидели на земле, и вид у них был страшно унылый. Роднила их нетолькомрачность,ноижуткаяхудоба,ввалившиесяглазаиобритыеголовы»[2,212].
Бруно не понравилосьвлагере, Шмуэлютоже не нравится. Следов пропавшегоотцаониненашли– Брунопоравозвращатьсядомой.Вэтотмомент раздался громкий свисток. Вместе с другими заключенными их сгоняют в газовуюкамеру. Из-за грозового ливня и крика людей Бруно не удается спастись. Он допоследнеговерит,чтоснимиплохогонеслучится,ведьздесьработаетегопапа.
«Итутонсделалнечто,чтобылосовсемневегохарактере:взялтоненькуюрукуШмуэля и крепко пожал. – Теперь ты мой лучший друг, Шмуэль. Мой верный другна всю жизнь... А потом в помещении стало очень темно, и посреди наступившейнеразберихи и страшного шума Бруно вдруг обнаружил, что до сих пор сжимаетрукуШмуэлявсвоейруке,итеперьуженичтонасветенезаставитегоразжатьпальцы»[2,223].
БруноиШмуэльсожженыводнойизпечейнацистскоголагеря.
Последняя глава романа повествует о позднем раскаянии отца Бруно. Мыпопытались сравнить, каким был комендант лагеря до смерти сына и каким сталпосленее:
Досмерти |
Послесмерти |
гордилсясвоейработой кнемузахаживаломноголюдей,которыеговорили,чтоонпойдетдалеко уФурорананегобольшиепланы вселюдибыливежливыспапой былоченьважным Брунонезнал,чемзанимаетсяегоотец вдомечастобылипосторонниелюди,отец –центрэтойкомпании темные,густыеволосы лежаливолосоккволоскуиБруно,глядяна отца сверху, испытывалодновременнострахивосхищение -однимжестоммогзаставитьподчиненныхзамолчать,словнодирижировал любительскиморкестром -вход в отцовский кабинет для Брунобылзапрещен ГОСПОДИНКОМЕНДАНТ |
немогпонять,чтослучилось ногиотказалисьемуслужить–будто больше не в силах подпиратьего тело, он уселся на землю почти втойжепозе,вкоторойчутьлинекаждый деньсиделБруно -жизньдля негопотеряласмысл -жестокссолдатами:мстилимзасмертьБруно возвращалсякограде,гдебылинайдены вещисына через два месяца пришли солдаты ивелелиотцуидтисними,ионпошел –безвозраженийидажесрадостью, потомучтоемубылосовершеннобезразлично,что его ждет НЕСЧАСТНЫЙОТЕЦ, ПРИЧАСТНЫЙКГИБЕЛИСЫНА |
ТольковфиналероманаДж.Бойннапрямуюговоритсчитателемивыступаетспризывом,чтобыподобноеникогданеповторилось.Авторнапоминает, что за ошибки отцов расплачиваются дети, а искажение подлинныхценностей,смещениенравственныхкоординатвлекутзасобойстрашныепоследствиядлявсехбезисключения.Времябитьвколокол,покаещенепоздно!
Образколючейпроволокилейтмотивный:онапролегламеждупрошлыминастоящимБруно;это черта,закоторойкончаетсяжизнь.
Образколючей проволокивромане– это символразделения,символ ненавистии жестокости.
Черезмотивигрыраскрываетсяобразглавногогероя.
Взрослыевдомеведутдвойнуюигру.
ЗнакомствосеврейскиммальчикомШмуэлемиобщениечерезколючуюпроволокуперерослодляобоихвнастоящую дружбу.
МеждуБруноиШмуэлемобнаруживаетсямногообщего.
БруноиШмуэльсожженыводнойизпечейнацистскоголагеря.
Нацизмубиваетдетство.
«Мальчикв полосатой пижаме». Чей обликвынесен автором в заглавиекниги? Возможные ответы рождаются по мере прочтения. Сначала, это Шмуэль, ичитатель не подвергает это сомнению. Далее таким же мальчиком в полосатойпижаме становится Бруно.С дальнейшим развитием действия мы понимаем, чтотакихмальчиковтысячи,и,возможно,мальчиквполосатойпижаме–этособирательныйобразвсехдетей,уничтоженныхвконцентрационныхлагерях.
В неразрешимом противоречии в романе сталкиваются координаты добра изла: сила детского мировосприятия, веры в лучшую сторону действительности,детской надежды, детского всепрощения и сила безрассудства мира взрослых, егопротивоестественность,разрушительность.
АвторстремитсяпредставитьчитателюмирглазамиБруно.Дж.Бойнпоказываетособенностидетскогомировосприятия:определеннуюнаивность,непосредственность,чистоту,откровение,которыеипорождаютглавнуюособенность текста: он превращается в ребус, где даны лишь подсказки на верныйответ.ДетскийнастройнапозитивноезаставляетБрунововсемвидетьположительное,ното,что читательвидитмеждустрок,потрясает.
«Конечно, все это случилось очень давно и никогда больше не повторится.Невнашиднииневнашемвеке”[2,284].Этистрокиподытоживаютчеловеческийужас, который выпал на долю угнетенных народов, взрослых и детей в ХХ веке,подытоживают и читательское потрясение от воздействия романа на ум и сердце,заставляют задуматься над прочитанным, возможно, даже являются руководствомк действию по спасению мира от зла.Эти строки, краткие и емкие, несут огромнуюсмысловую нагрузку. Ведь каждый из нас понимает, трагедию нацизма, которыйпосутисвоейесть,впервуюочередь,самоуничтожениеи,какследствие,всеуничтожение.
Учитываяисторическийопыт,преклоняясьпереддуховнымподвигом выживших в аду бесчеловечности, помня и скорбя по погибшим в концлагерях,современное человеческое сообщество должно уберечь, сохранить столь хрупкиймирнетолькооттакихявлений, ноипонятий, какгеноцид,нацизм,фашизм.
Бодрова И.Ю. Нацизм против детства. Урок по роману Джона Бойна «Мальчикв полосатой пижаме» VI класс / И. Бодрова // Литература в школе. – 2019.- № 5. –С.39-42.
БойнДж. Мальчиквполосатойпижаме.–М.,2019.–288с.
БычковаО.А.Нацизмглазамиребенка.РоманДжонаБойна«Мальчиквполосатойпижаме»/О.Бычкова //Литература вшколе.–2017.-№2.– С.22-23.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2010. –1376 с.
2