Введение
Как всем известно, книга является источником знаний. Однако в век компьютерных технологий и гаджетов наблюдается тенденция к снижению уровня чтения среди современных детей и подростков.
Я очень люблю читать книги и часто беру их с собой в дорогу, на дачу и даже в школу. Я продолжаю много читать и на летних каникулах. Недавно я заметил, что ребята во дворе все свое свободное время проводят в телефонах и планшетах, а дома постоянно сидят за компьютерами. К сожалению, никто из моих друзей не проводит время за чтением литературы. Мне стало интересно, как же можно повысить интерес ребят к чтению книг даже на летних каникулах. Из телепередачи «По секрету всему свету» я узнал о существовании общественного движения буккроссинг. Оно подразумевает под собой обмен книгами между людьми. Человек бесплатно берет книжку в специально отведенных местах для обмена, но взамен оставляет свою книгу, чтобы другой человек смог ее взять и прочитать. Обязательным условием является возврат книг в места для буккроссинга. Спустя некоторое время книга возвращается к своему хозяину. Так и происходит процесс книгообмена. Мне очень понравилась эта идея, и я решил запустить буккроссинг во дворе среди своих друзей.
Данной работой я хочу показать, каким способом можно привить детям любовь к чтению.
Цель: развитие интереса к чтению у ребят.
Задачи:
- определить, чем полезно чтение книг;
- выяснить, любят ли читать мои друзья;
- установить динамику посещения детской библиотеки учениками начальных классов;
- найти и организовать место для буккросинга;
- принять участие в буккросинге в течение одного месяца;
-провести контрольный опрос ребят, отметить изменения в их скорости чтения;
- определить практическое значение буккросинга.
Гипотеза: буккросинг формирует у ребят устойчивый интерес к чтению книг.
1. Использованные методы исследования
1.1. Обоснование полезности чтения
Я выделил положительные и отрицательные стороны чтения книг, а также выявил влияние данного процесса на организм человека.
1.2. Анкетирование
Для того чтобы понять, существует ли интерес у моих товарищей к чтению, я составил вопросы анкеты и предложил ребятам ответить на них.
Еще я проверил технику чтения у друзей и определил, сколько слов в минуту они читают на момент начала запуска буккроссинга.
1.3. Беседа с работником библиотеки г.Солигорска Сенько И. И.
Я посетил детскую библиотеку и узнал у Ирины Ивановны, как часто ученики начальных классов приходят в библиотеку, а также какие произведения пользуются спросом у ребят.
1.4. Поиск и организация помещения для буккроссинга
Я подобрал и организовал место для хранения книг и их обмена. Также я придумал название библиотеки и рассортировал книги.
1.5. Участие в буккроссинге
Идея участия в данном движении была одобрена всеми ребятами. В течение целого месяца мы усердно читали и обменивались книгами. Также к нашему движению присоединились многие родители.
1.6. Анализ и оценка полученных результатов
Я определил, как изменились ответы ребят в анкете после участия в буккроссинге, а также выявил изменения в их технике чтения.
1.7. Определение полезности буккроссинга
Я выяснил положительные и отрицательные стороны данного движения, а также оценил его эффективность.
2. Полученные результаты и их анализ
2.1. Книга – это литературное произведение, записанное на бумажном носителе.
Я заметил, что чтение книг:
- развивает память, внимание и мышление;
- пополняет словарный запас;
- помогает расслабиться и отдохнуть от суеты;
- развивает воображение, расширяет кругозор;
- помогает приятно и с пользой проводить свободное время;
- сокращает время на гаджеты и компьютерные игры.
Можно сделать вывод, что чтение книг имеет только плюсы, недостатков я не обнаружил. Сам же процесс чтения положительно влияет на состояние всего организма и развитие мозга человека.
2.2. В опросе приняли участие 10 ребят в возрасте 8-10 лет. Я предложил товарищам ответить на ряд вопросов анкеты. Оказалось, что мало кто из ребят любит читать вообще. Назвать книгу, которую они читают сейчас, смогли только 2 человека. Практически все ребята отдают предпочтение гаджетам и компьютерным играм, а не чтению книг. Родители же читают литературу только у 30% ребят, а совместное чтение в семьях полностью отсутствует. (Приложение 1 таблица 1, диаграмма 1)
Еще я определил, что на начало запуска буккроссинга скорость чтения у моих друзей в среднем была 100 слов в минуту. (Приложение 2 таблица 2)
2.3. Во время разговора с библиотекарем Сенько Ириной Ивановной выяснилось, что ребята с каждым годом все реже начинают посещать библиотеку. Бумажные книги заменяются электронными и аудиокнигами, а также необходимые произведения можно прочитать онлайн в Интернете. Ученики начальных классов начинают чаще посещать библиотеку во время летних каникул, когда необходимо найти и прочитать заданную на лето литературу, в основном на белорусском языке. Эту литературу невозможно или очень сложно найти в интернете. Еще я узнал, что большинство ребят, кроме произведений по школьной программе, выбирают для чтения несложную и развлекательную литературу: сказки, журналы и комиксы. Дети редко отдают предпочтение классическим произведениям. Меньше всего ребята интересуются научной литературой. Из этого можно сделать вывод, что ребята читают в основном только то, что задали в школе, собственного же интереса к чтению у них нет. (Приложение 3, диаграмма 2, фото 1-3)
2.4. Организовать место для буккроссинга было решено у меня в квартире. Моя бабушка постоянно находится дома, и ребята смогут в любое удобное время прийти и обменять книгу. Для наполнения библиотеки каждый участник движения принес из дома по 3 книги. Таким образом, в месте, предназначенном для буккроссинга, оказалось 30 книг. Для удобства поиска интересующей литературы мы разместили книги по группам, а также подписали их. Библиотека готова! (Приложение 4, фото 4-5)
2.5. Все ребята активно принимали участие в буккроссинге, с интересом читали и обменивались книгами. Они приносили в библиотеку научную и познавательную литературу. Многие дети брали книги не только для себя, но и для своих родителей. Еще мы организовали совместное чтение книг на свежем воздухе, мы постоянно делились своими впечатлениями от прочитанной литературы, обсуждали главных персонажей, вместе рассматривали любопытные иллюстрации и схемы. Чтение книг в кругу друзей намного интереснее однообразного и скучного чтения в одиночку! (Приложение 5, фото 6-7)
2.6. После завершения буккроссинга я предложил ребятам ответить на те же самые вопросы анкеты.Оказалось, что читать полюбили 6 человек из 10. Написать название книги, читаемой в данный момент, смогли уже все ребята. Также увеличилось количество читающих родителей на 30%, а в некоторых семьях даже возобновилась традиция совместного чтения книг! Ребята на 20% стали меньше проводить времени в гаджетах и начали больше общаться между собой. (Приложение 6 таблица 3, диаграмма 3)
Еще я увидел, что показатели скорости чтения стали выше у ребят в среднем на 7 слов в минуту. Это доказывает действенность и эффективность данного движения. (Приложение 7 таблица 4)
2.7. После завершения исследования, я определил преимущества и недостатки буккроссинга.
Преимущества буккроссинга:
- возможность изучения интересной и полезной информации;
- освобождение места в квартире от ненужной литературы;
- экономия денежных средств на покупку печатных изданий;
- возможность найти старые и редкие издания, а также книги, которых нет в продаже.
К недостаткам можно отнести то, что в процессе буккроссинга многие книги изнашиваются, рвутся и вовсе теряются.
Как видно, буккроссинг имеет больше положительных аспектов. Он действительно является полезным и интересным направлением современного движения.
Выводы
1. Чтение книг – это полезно, весело и увлекательно!
2. Буккроссинг не вызывает материальных затрат и трудностей.
3. Буккроссинг способствует увеличению скорости чтения.
4. Моя гипотеза подтвердилась: буккроссинг действительно формирует у ребят устойчивый интерес к чтению книг.
В заключении хочу сказать, чтоучастие в буккроссинге объединило нас, мы начали больше играть и разговаривать между собой, а у моих товарищей изменилось отношение к чтению. Мы и дальше продолжаем проводить свое свободное время с книгой на свежем воздухе! (Приложение 8 фото 8-9)
Список использованной литературы
1. http://bookcrossing.by
2. https://sunmag.me/hobbi/chto-takoe-bukkrossing.html
3. https://nlb.by/content/news/library-news/10-mest-dlya-bukkrossinga-v-minske_3486
4. https://kulturologia.ru/blogs/241010/13321
Приложения
Приложение 1
Таблица 1. Анкетирование участников
Вопрос |
Ответ |
|
Да |
Нет |
|
1. Любишь ли ты читать? |
30% |
70% |
2. Можешь ли ты вспомнить название книги, которую ты сейчас читаешь? |
20% |
80% |
3. Читают ли твои родители книги? |
30% |
70% |
4. Читаешь ли ты дома книги вместе с родителями ? |
0% |
100% |
Диаграмма 1. Увлечения ребят младшего школьного возраста
Приложение 2
Таблица 2. Техника чтения участников перед началом буккроссинга
Имя |
Количество слов |
Иван |
102 |
Кирилл |
130 |
Максим |
90 |
Эльвира |
95 |
Илья |
88 |
Наташа |
120 |
Богдан |
97 |
Гриша |
108 |
Женя |
78 |
Родион |
93 |
Среднее значение: |
100 |
Приложение 3
Диаграмма 2. Количество читателей городской детской библиотеки
г. Солигорска по годам, чел.
Посещение детской библиотеки г. Солигорска
Фото 1. Фото 2.
Фото 3
Приложение 4
Создание библиотеки
Фото 4. Фото 5.
Приложение 5
Совместное чтение
Фото 6. Фото 7.
Приложение 6
Таблица 3. Анкетирование участников после буккроссинга
Вопрос |
Ответ |
|
Да |
Нет |
|
1. Любишь ли ты читать? |
60% |
40% |
2. Можешь ли ты вспомнить название книги, которую ты сейчас читаешь? |
100% |
0% |
3. Читают ли твои родители книги? |
60% |
40% |
4. Читаешь ли ты дома книги вместе с родителями ? |
30% |
70% |
Диаграмма 3. Увлечения ребят младшего школьного возраста после эксперимента
Приложение 7
Таблица 4. Техника чтения ребят после участия в буккроссинге
Имя |
Количество слов |
Изменения |
Иван |
109 |
+7 |
Кирилл |
132 |
+2 |
Максим |
98 |
+8 |
Эльвира |
109 |
+14 |
Илья |
95 |
+7 |
Наташа |
123 |
+3 |
Богдан |
102 |
+5 |
Гриша |
110 |
+2 |
Женя |
84 |
+6 |
Родион |
108 |
+15 |
Среднее значение: |
107 |
+7 |
Приложение 8
Наш отдых
Фото 8. Фото 9.