Проблема частого использования слов-паразитов в современной речи.

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проблема частого использования слов-паразитов в современной речи.

Бадикова Е.В. 1
1МБОУ "Школа №80 имени Героя Советского Союза РИХАРДА ЗОРГЕ"
Арутюнова Т.Ю. 1
1МБОУ "Школа №80 имени Героя Советского Союза РИХАРДА ЗОРГЕ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Как мы говорим, как говорят мои одноклассники и друзья? Этот вопрос возник у меня, когда я стала принимать участие в школьных, городских и муниципальных конференциях. Я заметила, что мы часто используем в своей речи «лишние» слова, которые загрязняют нашу речь. «Как бы», «типа», «короче», «блин» и другие слова прочно укоренились в нашей речи. И называются они слова-паразиты. Это короткие, бессмысленные слова (или звуки), которые люди используют, чтобы заполнить небольшие паузы в речи. Они возникают, когда мы решаем, что будем говорить дальше. Слова-паразиты есть в большинстве языков мира, так как они заполняют паузы, с ними речь кажется более естественной [1]

1.Актуальность темы

Вопрос культуры речи был актуален во все времена. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных тем в обществе. Русский язык засоряется «ненужными» словами.Существование в нашей речи речевых паразитов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника.

2. Цель и задачи

Целью моей научно-исследовательской работы является анализ результатов опроса среди школьников и взрослых на тему: «Проблема частого использования слов – паразитов в нашей речи»

Задачи:

Выяснить что такое слова – паразиты.

Почему мы их используем в нашей речи.

Узнать употребляют ли дети и взрослые слова – паразиты в своем разговоре и как часто.

Предложить способы, как избежать употребление слов – паразитов при общении.

Объект исследования: речь окружающих людей.

Предмет исследования: употребление слов-паразитов в речи учащихся и взрослых.

Гипотеза: если привлечь внимание окружающих людей к вредной привычке употребления слов-паразитов, то, возможно, они будут более внимательны к своей речи, и их речь станет чище.

Методы исследования: теоретическийанализ научной литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, обработка данных.

Используемая литература и источники :

- специальная литература, посвящённой культуре речи;

- речь окружающих нас людей (одноклассников, учителей, родственников, друзей);

- интернет- ресурсы.

Личный вклад работы в решении проблемы: в результате исследования заметила, что ученики моего класса стали более внимательны к своей речи.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно привлекает внимание к проблемам русского языка, даётрекомендации для снижения риска появления слов-паразитов в речи. Работа может быть использована на школьной конференции, уроках русского языка, на занятиях кружка.

3. Обзор литературы

3.1. «Слова-паразиты» (совр. дискурсивные слова, дискурсивы) — слова, которые отражают не столько отношения между элементами описываемого в высказывании фрагмента действительности, сколько отношения между элементами структуры диалога или монолога, т.е. не несущие смысловой нагрузки слова, характерные для спонтанной, неподготовленной речи [3].

В качестве дискурсивов могут выступать как служебные части речи («типа», «как бы», «итак», «короче», «таки», «ну..», «вот») так и существительные («правда») или словосочетания («на самом деле», «в общем») [3]

Большинство лингвистов считают, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-поразиты» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом. [1, с.108]

Ввиду того, что такие слова не имеют очевидных функций и не несут смысловой нагрузки, часто высказывается мнение об их ненужности и необходимости избавления от них в речи, в связи с этим ранее к ним применялся термин «слова-паразиты» [3]

Функции дискурсивов

Определяют две основные функции дискурсивов:

Заполнение паузы, которая возникает в неподготовленной речи, когда человеку требуется время для подготовки ответа, в речи их можно встретить с т.н. «заполненными паузами» (звуками «э-э...», «м-м...» и так далее) [3]

Дискурсивные слова представляют собой единицы, которые самым непосредственным образом отображают процесс взаимодействия говорящего и слушающего, а также то, как говорящий интерпретирует факты, о которых сообщает слушающему, как он их оценивает и так далее. Они также выполняют функцию привлечения (или отвлечения) внимания к объектам или событиям, управляя возможными импликатурами. Нередко на основании дискурсивных функций формируются и синтаксические — указание на причинные связи (частицы же, -то, ведь), уступительность (-то) и т.п. [3]

3.3 Примеры дискурсивов (слов – паразитов)

К словам дискурс ивам относятся следующие: так вот; значит; понимаешь; допустим; фактически; типа; как бы; итак; короче; таки; ну..; вот; честно говоря; на самом деле; в общем; прикинь; это самое; в принципе; так сказать; прямо; собственно говоря; таким образом; буквально; как говорится; так далее; скажем; ведь; как его; в натуре; как сказать; видишь; слышишь; в некотором роде; только вот; в самом деле; да нет; всё такое; в целом; то есть; то самое; ну ну; вот ну; это; прикол; знаешь; понимаешь; допустим; слушай; например; просто; ладно; блин; походу; не вопрос; без проблем; практически; фактически; как-то; так; ничего себе [1,2,3]

3.4. Влияние дискурсивов на нашу речь

В публичной речи, на выступлениях слова-паразиты имеют особенно негативное влияние. Чтобы эффективно донести свое послание, вы должны вовлечь аудиторию. Когда вы чрезмерно используете слова-паразиты, аудитория с меньшей вероятностью будет концентрироваться на вашей речи [1]

Если вы хотите, чтобы аудитория восприняла ваше сообщение, необходимо сделать его логичным и легким для понимания. К сожалению, фильтрация сообщения спикера с большим количеством мусорных слов требует слишком много познавательных усилий. Поэтому люди переключаются на более легкую познавательную задачу, например, размышляют о своих делах [1]

3.5. Как определить слова-паразиты

Сначала необходимо заняться поиском своих любимых мусорных слов. Иногда это довольно сложный процесс, так как употребляем мы их бессознательно. Поэтому запишите свою речь на диктофон или камеру, а после послушайте и проанализируйте запись. Также вы можете попросить друзей и семью рассказать о ваших наиболее часто употребляемых словах-паразитах. Соедините ваши мусорные слова с небольшими действиями. Каждый раз, когда вы ловите себя на том, что произносите, например, «типа», постукивайте ногой или просите близкого человека хлопать или щелкать пальцами. Так вы сможете быстрее отследить все слова-паразиты [1]

После анализа важно понять, почему слова-паразиты появились в вашей речи. Считается, что распространенность в речи слов-паразитов зависит от интеллекта и начитанности. Однако это не так. Скорей всего, у вас есть примеры знакомых профессоров учебных заведений, речь которых наполнена мусорными словами [1]

3.6. Почему же мы используем слова-паразиты?

Поиск правильного слова или мысли. Слова-паразиты озвучивают процесс нашего размышления. Так мы бессознательно указываем на то, что в данный момент находимся в процессе обдумывания и наш речевой поток застопорился. Вместе с тем это может быть своеобразным социальным сигналом, что скоро вы вновь начнете говорить и вас не нужно перебивать [1]

Отсутствие уверенности в том, что мы хотим сказать. Часто докладчики используют слишком много мусорных слов, прежде чем ответить на вопрос, особенно если они не уверены на 100% в своем ответе [1]

Быстрая скорость речи. Некоторые люди разговаривают слишком быстро, так как их процесс подготовки мысли к изложению достаточно короткий. Другие, наоборот, подготавливают мысль гораздо дольше и, чтобы донести информацию, используют множество слов-паразитов [1]

3.7. Как избавиться от слов-паразитов

Делайте паузы в речи. Лучший способ избавиться от слов-паразитов — это пару секунд подумать о том, что вы хотите сказать. Не начинайте говорить, пока не будете готовы. Понятно, что длинные паузы в речи делают ее неестественной, однако короткие паузы совсем не обязательно заполнять ненужными словами. Кроме того, вы удивитесь с каким вниманием вас начнут слушать [1]

Исследования показывают, что большинство вариантов разговорной речи состоит из коротких (0,20 секунд), средних (0,60 секунд) и длинных (более 1 секунды) пауз. Однако хорошие спикеры часто делают паузу на две-три секунды или даже дольше. Паузы не так легко принять. Для многих людей даже самая короткая пауза в их речи может ощущаться как бесконечная тишина. Это потому, что мы склонны думать быстрее, чем говорим. Из-за этого несоответствия, когда вы разговариваете или выступаете, ваше восприятие времени искажается, и то, что кажется вам вечностью в уме, на самом деле для аудитории или собеседника составляет максимум несколько секунд [1]

Используйте простые и короткие предложения. Чем длиннее и сложнее предложение, тем выше вероятность использования слов-паразитов.

Короткие предложения помогут вам четко изложить свою точку зрения, а слушателю не придется обрабатывать большой объем информации. Короткие предложения звучат намного увереннее и убедительнее, лучше передают информацию.

Не бойтесь говорить медленно. Когда вы говорите быстро, ваш мозг начинает перегружаться и слова-паразиты сыплются как из рога изобилия [1]

Успокойтесь. Не только публичные речи вызывают стресс, но и простой разговор, особенно с незнакомыми людьми, представляет большую трудность для некоторых. Что касается выступлений, то репетируйте его как можно чаще. Чем менее вы подготовлены, тем больше вы будете нервничать, что, вероятно, заставит вас говорить слишком быстро, ломать голову над словами и забывать, что будет дальше. Совсем не обязательно зазубривать текст, просто нужно повторять его как можно чаще, чтобы он сложился в голове в ясную и полную картину. В среднем, оптимальное соотношение — это один час практики на каждую минуту выступления. С незапланированной коммуникацией все гораздо сложнее. Тем не менее хорошим способом может стать медленное дыхание. Вдох является хорошим вариантом, когда вам нужно остановиться на долю секунды и придумать ответ. Это заставит вас казаться намного более уверенным и собранным [1]

Читайте вслух и пересказывайте. Чтение художественной литературы вслух помогает улучшить манеру речи, убрать косноязычность. А пересказ позволит вам обогатить речь новыми словами [1]

4.Степень изученности данной проблемы

Проблема часто использования «слов–паразитов» изучается. Это подтверждается, прежде всего, тем, что в качестве материалов для исследования были использованы литературные статьи, работы ведущих российских филологов и лингвистов, а также интернет-ресурсы.

Характеристика личного вклада автора в решении выбранной проблемы

Автором выполнены поиск и анализ литературных источников по теме научно-исследовательской работы, разработан дизайн исследования (анкета). Автор участвовала в проведении анкетирования, в статистической обработке результатов исследования и в построении диаграмм. Моя гипотеза подтвердилась.В результате, после выступления на школьной конференции я заметила, что мои одноклассники стали более внимательны к своей речи. Они стали по-доброму делать замечания друг другу и следить за своими высказываниями. Многие ученики предлагают интересные советы по борьбе со словами-паразитами. Надеюсь, что и в дальнейшем мы будем более внимательны к своей речи и наша речь станет чище.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Материал и методы исследования

Я решила провести опрос среди учащихся начальной школы №80 города Ростова-на-Дону (см. приложение 2) и среди взрослого населения.  Мы решили узнать, что думают о проблеме частого употребления слов паразитов ребята нашей школы и взрослые люди.

Я раздала всем анкеты с 8 вопросами (см. приложение 1):

На каждый вопрос необходимо было дать один или несколько ответов. Время заполнения анкеты около 5 мин, помощь посторонних не допускалась.

Глава 2. Анализ и обработка полученных результатов

Было опрошено 22 школьника и 22 взрослых (мамы, папы, бабушки, дедушки, тети, дяди, друзья родителей и коллеги по работе).

На вопрос: «Что такое слова – паразиты?» 18 школьников (81,8%) и 19 взрослых (86,4%) ответили верно, что это короткие, бессмысленные слова, которые используют для заполнения пауз в речи и что это слова, характерные для спонтанной и неподготовленной речи; 4 школьника (18,2%) и 3 взрослых (13,6%) считают, что это часто повторяющиеся наречия.

На вопрос: «Какими частями речи являются слова – паразиты?» - 14 школьников (63,6%) и 17 взрослых (77,3%) ответили верно, что это существительные и служебные части речи; 6 школьников (27,3%) и 6 взрослых (22,7%) считают, что это наречия и 2 школьника (9,1%) ответили, что это глаголы.

На вопрос: «Выберите слова – паразиты» - 20 школьников (90,9%) ответили верно, что это слова «в целом», «в общем», «так сказать», «типа», «итак», «короче»; 2 человека (9,1%) ответили, что это слова «дом», «дерево», «школа». 100% взрослых ответили верно, что это слова «в целом», «в общем», «так сказать», «типа», «итак», «короче».

На вопрос: «Как вы считаете, нужны ли слова – паразиты в нашей речи?» - 10 школьников (45,4%) ответили, что «нет, они засоряют нашу речь»; 8 человек (36,4%) считают, что «конечно, они делают ее яркой и эмоциональной»; 4 человека (18,2%) – затруднились ответить. 100% взрослых ответили, что «нет, они засоряют нашу речь».

На вопрос: «Как часто вы используете слова – паразиты в своей речи?» - 16 школьников (72,7%) ответили, что иногда и 6 школьников (27,3%), что всегда. 22 взрослых (100%) ответили, что иногда.

На вопрос: «Как вы считаете, в каких случаях мы используем слова – паразиты?» - 7 школьников (31,8%) ответили, что, когда долго подготавливаем мысль, которую хотим донести; 7 человек (31,8%), когда не уверены в том, что хотим сказать; 8 (36,4%) ответили, что, когда очень быстро говорим.

Взрослые ответили следующим образом: 11 человек (50%), когда долго подготавливаем мысль, которую хотим донести; 6 (27,3%), когда не уверены в том, что хотим сказать; 5 (22,7%) ответили, что, когда очень быстро говорим.

На вопрос: «Хотите ли вы избавиться от слов – паразитов?» - 12 человек (54,5%) ответили, что «нет»; 6 человек (27,3%), что «да» и 4 (18,2%) школьникам «все равно, слова – паразиты им не мешают». 18 взрослых (81,8%) ответили, что «да»; 4 человека (18,2%), что «нет».

На вопрос: «Что нужно сделать, чтобы избавиться от слов паразитов?» - (100%) школьников и взрослых знают, что необходимо говорить медленно, делать паузы, использовать в речи простые предложения, а также читать художественную литературу вслух и пересказывать прочитанное.

Глава 3. Выводы

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. 81,8% школьников и 86,4% взрослых знают, что такое слова – паразиты;

2. 63,6% детей и 77,3% взрослых знают какими частями речи они являются;

3. 90,9% школьников и 100% взрослых правильно привели примеры этих слов;

4. 45,5% учащихся и 100% взрослых считают, что слова – паразиты не нужны, они засоряют нашу речь;

5. 72,7% школьников и 100% взрослых сказали, что только иногда используют слова – паразиты в своей речи;

6. 27,3% учащихся и 81,8% взрослых хотели бы избавиться от них;

7. 100% школьников и взрослых знают, в каких случаях мы используем слова – паразиты и что нужно сделать, чтобы от них избавиться.

Однако,

1. 18,2% учащихся и 13,6% взрослых ошибочно решили, что это часто повторяющиеся наречия;

2. 9,1% школьников отнесли дискурсивы к глаголам и 9,1% учащихся ошибочно ответили, что это существительные;

3. 36,4% детей, считают, что слова – паразиты делают нашу речь яркой и эмоциональной и 18,2% школьников затруднились с ответом;

4. 27,3% детей ответили, что всегда используют слова – паразиты в своей речи;

5. 54,5% детей и 18,2% взрослых не хотят избавляться от слов – паразитов и 18,2% школьникам все равно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура речи была всегда важна. От того насколько вы грамотно изъясняетесь зависит отношение к вам окружающих вас людей. Изучив литературу по выбранной теме, проведя анкетирование, я пришла к выводу, что почти все учащиеся и взрослые используют слова – паразиты в своей повседневной речи. Половина школьников и все взрослые считают, что это делает речь несерьезной и неинтересной, создавая плохое впечатление у собеседника и хотят избавиться от этих слов. Хотя, среди детей, нашлись и такие, которые полагают, что слова – паразиты делают нашу речь естественной, яркой, эмоциональной и не хотят от них избавляться. И те, и другие, на мой взгляд правы, так как речь без слов-паразитов будет казаться «неживой». Однако слишком частое использование таких слов делает нашу речь некрасивой и отталкивает собеседника. Для себя я решила, что надо избавляться от частого использования слов – паразитов. В разговоре я буду использовать простые и короткие предложения, говорить медленно и делать небольшие паузы в речи. Также начну читать вслух и пересказывать.

Я надеюсь, что, хотя бы один из способов улучшит и вашу речь. Можно пробовать то, что, подходит вам больше всего или объединять несколько способов вместе. Когда вы знаете, что слишком часто используете слова-паразиты, вам просто нужно немного постараться, чтобы уменьшить их в своем разговоре. Поначалу они будут еще появляться в вашей речи, но вскоре она значительно улучшится.

Список литературы

1. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., Наука, 2001г.- 206 с.

2. Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи (вставные элементы в речевом потоке) – М., 2005г.- 202 с.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Д. Шведовой – 24-е изд. перераб. и доп. – М., ООО «А ТЕМП»,2000г.— 944 с.

4. Сиротинина О.Б. Современная русская разговорная речь и ее особенности. – М., Просвещение, 2004г. -79с.

5. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. М.: Просвещение, 2005г. – 256с.

интернет-ресурсы

1. https://lala.lanbook.com/slova-parazity-kak-opredelit-i-kak-borotsya

2. https://wordsonline.ru/lexis/parasite-words.html

3. https://ru.wikipedia.org/wiki

4. https://vnukovo-gazeta.ru/kultura-rechi-kak-izbezhat-slov-parazitov

Приложение 1

Анкета на тему: «Проблема частого использования слов-паразитов в современной речи».

ФИО____________________________________________________, возраст_____

1.Что такое слова – паразиты? (несколько вариантов ответа)

а) это короткие, бессмысленные слова, которые используют для заполнения пауз в речи

б) это часто повторяющиеся наречия

в) это служебные части речи

2. Какими частями речи являются слова - паразиты? (один ответ)

а) существительные

б) наречие

в) глаголы

3. Выберите слова – паразиты (несколько вариантов ответа)

а) в целом, в общем, так сказать

б) типа, итак, короче

в) дом, дерево, школа

4. Как вы считаете, нужны ли слова – паразиты в нашей речи? (один ответ)

а) конечно, они делают ее яркой и эмоциональной

б) нет, они засоряют нашу речь

в) затрудняюсь ответить

5. Как часто вы используете слова – паразиты в своей речи? (один ответ)

а) почти всегда

б) иногда

в) никогда

6. Как вы считаете, в каких случаях мы используем слова – паразиты? (несколько вариантов ответа)

а) когда долго подготавливаем мысль, которую хотим донести

б) когда не уверены в том, что хотим сказать

в) когда очень быстро говорим

7. Хотите ли вы избавиться от слов – паразитов? (один ответ)

а) да

б) нет

в) все равно, мне они не мешают

8. Что нужно сделать, чтобы избавиться от слов – паразитов? (несколько вариантов ответа)

а) необходимо говорить медленно и делать паузы, использовать в речи простые предложения

б) читать художественную литературу вслух и пересказывать прочитанное

в) ничего

Приложение 2

Просмотров работы: 2529