Научно-исследовательская работа "Сказка-ложь, да в ней намёк..."

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Научно-исследовательская работа "Сказка-ложь, да в ней намёк..."

Агаджанян А.А. 1
1МБОУ СОШ №31
Слащева Е.А. 1
1МБОУ СОШ №31
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Сказки знакомы нам с детства, ведь нет сомнений в том, что бабушки и мамы читали их каждому из нас на ночь. «Скоро сказка сказывается…» –отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ. И прежде, чем каждый из нас научился читать - все мы слушали сказки. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. В них выражены мысли и чувства, мечты и надежды народа. А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо внимательно присмотреться и прислушаться к ней. Попробуем сделать это на примере русских народных сказок.

Актуальность проблемы исследования:

Русская народная сказка создавалась не только с развлекательной целью, но и с целью воспитания и развития младшего поколения. Актуальность данного исследования определяется низким уровнем грамотности детей, слабым развитием речи, кратковременной памятью, неумением применять изучаемые правила русского языка на практике, да еще взрослые часто жалуются на наше не совсем правильное поведение, стремятся воспитать в нас лучшие человеческие качества, я решила обратиться к русским народным сказкам и попытаться понять, какая народная мудрость в них заложена, какой жизненный «урок» хотели передать нам далекие предки.

Цель работы: выяснить, чему нас учат русские народные сказки, как они влияют на орфографическую нашу грамотность и развитие речи.

Задачи исследования:

познакомиться с понятием «сказка»;

узнать, какие виды сказок существуют;

исследовать образовательные и воспитательные возможности некоторых русских народных сказок;

привлечь внимание одноклассников к теме исследования;

по итогам работы попытаться скорректировать собственное поведение и изучение родного русского языка.

Методы исследования:

- изучение справочной литературы

анализ художественных текстов

- обобщение изученного материала.

Гипотеза: русские народные сказки – это красивые жизненные учебники! Они самым лучшим образом учат нас, как вести себя правильно и говорить грамотно.

ГЛАВА 1. Теоретическая часть

Что такое сказка?

Сказка — один из самых ярких фольклорных жанров. В. И. Даль называет ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”. Сказка затейлива, причудлива, необычна. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. В каждой фантастической истории обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка — это воплощение народной мудрости. Главная мысль сказки- победа добра над злом.

Сказка - богатейшее народное наследство, которое создали люди. Возникли сказки еще в первобытном обществе и на протяжении тысячелетий передавались устно от поколения к поколению. В народном творчестве русские народные сказки, вероятно, самое большое чудо. На протяжении веков русский народ создавал эти бесценные памятники искусства слова.

Если подобрать к слову «сказка» однокоренные слова, то получим ряд слов, который раскроет нам его смысл: сказка – сказывать – рассказывать. То есть сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чём-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателей.

Русские народные сказки – мир необычайный и удивительный. Его красота волнует. Первое знакомство с ним оставляет неизгладимый след в душе на долгие годы – на всю жизнь. Как на крыльях сказки уносят нас в волшебный мир, не раз заставляют дивиться богатству народной выдумки. Понимаю слова писателя Ивана Франко, который сказал: «Тысячи вещей забудете, а тех минут, когда дорогая мама или бабушка рассказывали сказки, не забудете никогда».

1.2. Виды русских народных сказок.

1.3.Значимость русских народных сказок.

Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов, ненавидеть злодеев. Сказка защищает обиженных, воплощает то, о чём мечтают люди. Сказка и прекрасное средство развлечения, и одно из самых действенных воспитательных средств. Сказка развивает ум и фантазию. Ее меткий, точный, образный язык обогащает нашу речь. Сказка заставляет нас размышлять, сравнивать свои поступки с поступками любимых героев. У сказочных персонажей мы учимся честности, смелости, настойчивости в преодолении препятствий, верности в дружбе.

Сказка помогает взрослеть, становиться мудрым и находить ответы на вопросы, волнующие живущего на земле человека: что такое счастье, как пережить беду и горе, откуда брать силы, чтобы преодолеть невзгоды, можно ли прожить кривдою на свете, сильнее ли она правды, откуда берутся злые силы и как с ними бороться.

А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Этот «намёк» – есть правда сказки и правда мыслей и чувств человека. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою этот «намёк» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным. Особенно поучительна в сказках мудрость народная: «Не рой другому яму, сам в нее попадешь», «Делай другим добро – будешь сам без беды», «За добро добром и платят», «Делая зло, на добро не надейся», «Жизнь дана на добрые дела».

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для полного восприятия и раскрытия смысла данного исследования я взяла любимые сказки и постаралась выделить в них главное: «Чему нас учит данная сказка?».

2.1. Нравственный «урок» волшебных сказок.

Волшебная сказка очень привлекательна своим необыкновенным миром. Этот чудесный мир, его фантастические образы и картины удивляют и поражают. Волшебная сказка чаще всего длиннее других видов сказок. В волшебных сказках, как правило, герой должен пройти через ряд испытаний. Причём каждое последующее задание обязательно значительно труднее предыдущего.

Всем известна сказка «Морозко», в которой добрую девушку Настеньку злая мачеха отправила замерзать в зимний холодный лес. Добрый волшебник Морозко по традиции сначала испытывает девушку, а потом награждает её богатыми подарками. Пять раз спрашивал Морозко дедову дочку: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» А девушка хоть и замерзла сильно, даже окостеневать стала, чуть языком шевелит, а отвечает вежливо и ласково: «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.- Ой тепло, голубчик, Морозушко!» Здесь мы видим, как ценились в русском народе труд, кротость, добрый нрав и уважительное отношение к старшим в любой ситуации.

В русской народной сказке «Гуси-лебеди» девочка не послушала, что ей наказывали отец с матерью, и её братец попал в беду. Но девочка не растерялась и побежала искать брата. По дороге она встречает яблоню, печку, речку с кисельными берегами. Когда героиня сказки обращалась к этим персонажам без уважения, и грубо оказывала им в их просьбах, никто не хотел ей помогать. А когда она стала обращаться к ним ласково и уважительно: печка – матушка, речка –матушка, и согласилась им помочь, волшебные предметы помогли девочке. В этой сказке девочке помогли упорство, трудолюбие и вежливое обращение. В сказке заложен замечательный смысл: нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром.

Таким образом, волшебные сказки учат хорошим человеческим качествам, но делают это без скучных наставлений, просто показывают, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Волшебные сказки утверждают: тот выйдет победителем в борьбе с врагом, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, кто добр и справедлив, скромен и честен. Только таким героям служат волшебные помощники, только они становятся обладателями волшебных предметов.

2.2. Воспитательная роль сказок о животных.

Основной любовью у самых маленьких читателей пользуются сказки о животных. Они находят в них много интересного, получают первые представления о разных животных: их внешнем виде, повадках. Здесь мы узнаём о хитрости лисы и о коварстве волка. Лиса, медведь, волк, заяц, петух действуют и разговаривают, как люди. Им присущи человеческие качества: они бывают хитрыми и глупыми, скупыми и мудрыми. Побеждает в таких сказках не сильный, а хитрый и умный (Сказка «Кот, лиса и петух» ).

В сказках о животных действительно показано то, что русский народ осуждал и прославлял в людях. Читая сказки о животных, надо задуматься над тем, с какой целью была создана каждая из них, и тогда почувствуешь, что за внешней простотой, незамысловатостью содержания скрываются глубокие, жизненно важные «уроки», часто выражающиеся в сказке в виде правила: «как аукнется, так и откликнется».

2.3 Ценность социально-бытовых сказок.

Позднее всех появились бытовые сказки. События в них, как в любых сказках вымышленные, но, в отличие от волшебной сказки, здесь всё обыкновенно, всё происходит в повседневной жизни, но, чтобы получить награду, герои сказки должны приложить немало усилий и проявлять такие положительные человеческие качества как, например, доброта и храбрость. Здесь сильный противопоставляется слабому, бедный – богатому. Героем обычно является бедный крестьянин, работник или солдат. Он весёлый, смелый, находчивый, ловкий, всё умеет, всё знает. Сказка уважает хороших и умелых работников и смеётся над лентяями, неумехами (Сказка «Каша из топора»).

Социально-бытовые сказки не щадят никого – ни барина, ни попа, ни мужика, ни его жену. Они осуждают ленивых, глупых и непрактичных людей, пустых мечтателей, высмеивают упрямство, болтливость, скупость.

2.4. Повышение орфографической грамотности учащихся с помощью сказок.

Современные учёные и педагоги обеспокоены безграмотностью учеников. Родной язык, по-моему мнению, становится сухим, неинтересным сводом орфографических и пунктуационных правил. Поэтому задача воспитания и обучения детей, привитие интереса к изучению родного русского языка посредством сказки очень важна:

Во-первых, сказка приобщает к родному языку. Ведь работая со сказкой, мы работаем с живым русским языком, и, как отмечал В. А. Сухомлинский, «Красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке. Сказка – это колыбель мысли».

Во-вторых, сказка позволяет соединить то, что часто соединить на уроках русского языка бывает довольно трудно – теоретические знания и практические навыки.

В-третьих, использование сказки позволяет учителю преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, что способствует лучшему усвоению знаний и вызывает интерес не только к данному языковому явлению, но и к самому предмету. Сказка является интереснейшим приемом преподавания русского языка.

В-четвертых, создание сказки самими учениками, «кроме совершенствования письменной речи, логического построения текста, увеличения словарного запаса, способно напрямую развить и орфографическую зоркость, помогая практическому усвоению теории, грамматических правил»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прочитав и исследовав много сказок, я сделала важные выводы:

сказка формирует образ положительного героя;

сказка учит не бояться трудностей;

сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей; 

сказка учит не судить о людях по внешнему виду;

сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается;

сказка учит любви к родителям. 
И, главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

Таким образом, моя гипотеза о том, что русские народные сказки — это красивые жизненные учебники, которые учат нас говорить, выражать свои мысли и чувства, как вести себя правильно, подтвердилась.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Аникин В.П. «Русская народная сказка: пособие для учителей» Москва 1977г.

«Русские народные сказки» под редакцией Аникина В.П. Москва 1985г.

Аникин В.П. «К мудрости ступенька» Детская литература 1982г.

В.С. Бахтин «От былины до считалки» Детская литература 1982г.

«Детская литература» под редакцией Е.Е. Зубаревой Москва 1989г.

А.А. Горелов «Народные русские сказки А.Н. Афанасьева» Лениздат 1983г.

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ:

Волшебная сказка как жанр. http://www.nelidovo.edu.ru/filialtgu/Babushkina/skazka/w-a.htm

История и культура. http://rusprogram.ru/http://readr.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

За приятным занятием.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Мы с мамой обсуждаем сказку.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

Моё выступление на классном часе.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Пословицы и поговорки о сказках
 

Всякая прибаутка в сказке хороша.
Всякой сказке бывает конец.
Кашу кушай, а сказку слушай: умом — разумом смекай да на ус мотай.
Красна сказка складом, а песня — ладом.
Либо дело делать, либо сказки сказывать.
На сказках, что на салазках.
Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка — людям указка.
Сказка — складка: послушать сладко.
Сказки — не салазки: не сядешь да не поедешь.
Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается.
Сказка не сказка, а присказка.

Просмотров работы: 490