Экскурсия по всем признакам Имени прилагательного

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экскурсия по всем признакам Имени прилагательного

Грибанова Я.К. 1Болтенкова К.С. 1Омельчук В.И. 1Немтырев А.В. 1
1Одинцовская лингвистическая гимназия
Олейник О.В. 1
1Одинцовская лингвистическая гимназия
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1. ВВЕДЕНИЕ

Мы, ученики 4б класса, учимся в Одинцовской лингвистической гимназии с 2018 года. С первого класса мы активно и системно занимаемся проектной деятельностью. Наш первый проект – «Как хорошо уметь читать», его продуктом стала «Коллекция чистоговорок», которые мы придумали сами, например: Вкусные чистоговорки, Дождливые, Летние, Космические и др.

Со второго класса в ходе внеурочной деятельности мы углублённо изучаем русский язык по пособиям, изданным нашим учителем Олейник О.В. «Проектная деятельность по русскому языку».У нас собралась группа заинтересованных ребят, которым интересно вместе исследовать, делать открытия, творить и выступать.

Во втором классе мы защитили проект по лексике, продуктом которого стал «Словарь фразеологизмов», в котором мы подобрали на каждую букву алфавита фразеологизм и создали фотографии, визуально передающие их смысл.

Кроме того, во втором классе мы защитили проект по фонетике и графике, продуктами которого стали видеорепортаж «Возникновение письменности», акростихи про наши имена, отражающие особенности наших личностей, а также сделанные нами поделки из различных материалов – первые буквы наших имён в древнерусском стиле.

В этом учебном году мы представили проект по морфемике и морфологии.

Цель проекта: создать проектные продукты: по морфемике – таблицу «Основные суффиксы имён прилагательных»; по морфологии – «Паспорт имени прилагательного», обучающий фильм «Экскурсия по грамматическим признакам имени прилагательного».

Задачи проекта:

1. Изучить научно-популярную литературу и собрать информацию о морфемах и морфологических признаках имени прилагательного.

2. Провести исследование и сделать выводы о значении суффиксов имени прилагательногои морфологических признаках этой части речи.

3. Создать продукты проекта.

4. Подготовить презентацию и защитить проект.

Наш проект актуален, так как благодаря исследованиям, мы можем объяснить назначение всех изучаемых понятий в морфемике и морфологии, а значит, осознанно и грамотно, устно и письменно выражать свои мысли.

Методы работы: поиск информации, интервью, наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, индукция и дедукция.

Проектные продукты: обучающий фильм «Экскурсия по грамматическим признакам имени прилагательного», таблица «Основные суффиксы имён прилагательных», «Паспорт имени прилагательного».

Работа над проектом проходила в несколько этапов.

Подготовительный этап. Сентябрь 2020 г.

Определение темы и вида проектной работы. Подбор названия для обучающего фильма.

Поисковый этап. Октябрь – декабрь 2020 г.

Чтение серии книг Т. Рик, в том числе, «Доброе утро, Имя прилагательное». Интервью с учителем русского языка. Изучение в справочниках грамматических признаков имени прилагательного. Ознакомление с путеводителем и энциклопедией об истории создания Кремля.

Аналитический этап. Январь 2019 г. – апрель 2020 г.

Систематизация собранной информации. Создание информационных продуктов: таблицы суффиксов и паспорта имени прилагательного.

Создание творческого продукта - фильма «Экскурсия по грамматическим признакам имени прилагательного», Подготовка к защите проекта.

Презентация полученного результата. Май 2021 г. Презентация и защита проекта «Экскурсия по грамматическим признакам прилагательного» с демонстрацией обучающего фильма, паспорта имени прилагательного и таблицы «Основные суффиксы имён прилагательных».

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проект по морфемике и морфологии в классе мы защищали по группам: Имя существительное, Имя прилагательное и Глагол. Нашей группе досталась самая красивая часть речи – имя прилагательное.

В ходе работы над проектом у нас возникло много вопросов, на которые мы постарались найти ответы.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Что обозначает термин «имя прилагательное»?

Мы узнали, что в русском языке есть различные части речи, по разным данным их от 11 до 15. Части речи изучает морфология. Одна из них – имя прилагательное. Нам стало интересно, почему данную часть речи именно так назвали. Для этого мы использовали метод: поиск информации в справочниках и интернет-ресурсах. Каждый из нас прочитал научно-познавательную книгу Татьяны Рик «Доброе утро, Имя прилагательное».

Оказывается, имя прилагательное всегда поясняет, раскрывает и дополняет имя существительное и, как следствие, имя прилагательное прилагается к имени существительному. Так возникло название – имя прилагательное.

2.2. Значение имени прилагательного

Что обозначает имя прилагательное? Для этого мы использовали несколько методов: поиск информации в справочниках и интервьюирование учителя.

Нам удалось узнать, что имя прилагательное обозначает признаки предмета. Признаки – это те свойства и черты, по которым мы можем узнать тот или иной предмет. Имя прилагательное помогает описать: цвет, размер, форму, материал, вкус, пространство и принадлежность предмета.

2.3. Что значит понятие «постоянные» признаки части речи?

В ходе работы над проектом мы узнали о существовании постоянных и непостоянных признаков у основных частей речи. К сожалению, в начальных классах по школьной программе не изучают постоянные признаки имени прилагательного. Поэтому мы решили узнать как можно больше о данных признаках в книге Татьяны Рик «Доброе утро, Имя прилагательное». Оказывается, что постоянные признаки не изменяются у любой части речи.

У имени прилагательного выделяют три разряда:

качественные прилагательные определяют свойства и качества предметов – новый, круглый, добрый и др.

относительные прилагательные выражают отношение к другому предмету – городская, беговая, стиральная и др.

притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному – папин, лисий и др.

Мы установили, что существуют разновидности имён прилагательных. Есть краткое и полное имя прилагательное.

Например:

какой? – умный - это полное имя прилагательное

каков? – умен – это краткое имя прилагательное

Как правило, краткое имя прилагательное выступает в качестве сказуемого, тогда как полное имя прилагательное выступает в качестве определения.

В ходе изучения материала, который не входит в школьную программу начальной школы, мы узнали, что у имени прилагательного есть превосходная степень. Эту степень мы используем, когда хотим показать что что-то лучше или больше чем обычно. Данная степень образуется путем прибавления к имени прилагательному в начальной форме суффикса -ейш- или -айш-

Например: красивая-красивейшая, великий – величайший.

2.4. Что такое непостоянные признаки части речи?

Собрав информацию, мы узнали, что непостоянными признаками имени прилагательного являются:

число – единственное (красивая), множественное (красивые);

род – мужской (милый), женский (милая), средний (милое);

падеж – именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Эти грамматические признаки свойственны любым прилагательным независимо от их разряда.

2.5. Зачем нам нужно изучать различные части речи?

В ходе симпозиума мы выяснили, зачем нужно изучать части речи.

Морфемный разбор начинают с определения части речи, так как от этого зависит окончание слова, его суффикс. Например, существительные могут заканчиваться на -ца (птица, окончание -а), глаголы – нет (учи[ца] – учится, окончание –ит, постфикс –ся). Суффиксы тоже разные в разных частях речи.

Знание частей речи помогает грамотно написать окончания слов. В глаголах для этого определяют спряжение; у существительных - склонение, падеж; окончания прилагательных проверяют по вопросу. У наречий нет окончания, чаще всего они заканчиваются на суффикс –о.

Раздельное и слитное написание слов зависит от определения частей речи и частей слов. Например, приставки пишутся слитно, а предлоги -раздельно; рядом с глаголами не бывает предлогов.

При определении членов предложений тоже обычно смотрят на часть речи. Имена существительные бывают подлежащими, дополнениями, глаголы чаще всего бывают сказуемыми, а прилагательные - определениями.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

2.6. Создание паспорта имени прилагательного

У большинства людей есть паспорта, есть они и у технических средств. Вот и мы для наглядного и общего представления об имени прилагательном создали Паспорт имени прилагательного (см. Приложение 1).

Для этого мы использовали половинку тетрадки в клеточку с красочным рисунком. Оформили поля на каждой страничке. Мы нарисовали «фотографию» - символ имени прилагательного. Выбрали незабудку – весенний, красивый, нежно-голубой цветок. По очереди с помощью трафарета на отдельных страницах напечатали формулировку определения имени прилагательного и перечислили все его морфологические признаки, а на защите проекта устно объяснили функции каждого из признаков.

Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, к которому оно относится, это необходимо для написания окончаний имён прилагательных.

В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и по падежам.

Во множественном числе имена прилагательные изменяются только по падежам (по родам не изменяются).

Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится. Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные кроме окончаний прилагательных мужского рода в именительном падеже.

2.7. Создание таблицы суффиксов имени прилагательного

Термин морфемика на греческом языке обозначает ‘форма’ – это раздел русского языка, в котором изучается строение слова.

Главная морфема в слове – корень – это общая часть родственных слов, схожих по значению. В ходе исследования мы узнали, например, что к слову «корень» можно подобрать 78 однокоренных слов.

Приставка (или префикс) – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов. В ходе исследования мы распределили приставки на неизменяемые, изменяемые и иноязычные.

Суффикс (от латинского «прикрепленный») – это значимая часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов.

Постфикс – это морфема, которая стоит после окончания и обычно служит для образования новых слов. Постфиксов в русском языке немного. Самые распространенные: -ся, -сь служат для образования глаголов. А постфиксы -то, -либо, -нибудь –«чёрточку не позабудь», служат для образования местоимений и наречий и пишутся через дефис. Например: Кто-то кому-нибудь чем-либо помог?

Окончание – это изменяемая морфема, которая служит для связи слов в предложении и образует форму слова, выражая значения рода, числа, лица и падежа.

От того, в какой части слова находятся слабые позиции, зависит способ их проверки.

Общее правило проверки для безударных гласных: подобрать проверочное слово с такой же морфемой в ударной позиции.

Для парных и непроизносимых согласных - подобрать проверочное слово с подобной морфемой, в которой после согласного будет стоять гласный.

Очень трудно по такому принципу проверять суффиксы. Поэтому именно им было посвящено наше главное исследование по морфемике.

В ходе работы над проектом каждый из нас разобрал 500 слов по составу. После того как учитель проверил наши морфемные разборы, наша группа выписала суффиксы имён прилагательных, мы распределили их по алфавиту, и затем каждый из нас напечатал на школьном компьютере свою часть работы. Так получилась таблица: «Основные суффиксы имени прилагательного». В ходе исследования мы узнали, что суффиксы имён прилагательных – ан, -ин, -ян – пишутся с одной буквой «н», суффиксы –енн, - онн – с двумя буквами «н».

Когда все группы соединили свои суффиксы, то общую карточку с частыми суффиксами имени существительного, прилагательного и глагола подарили всем на защите проекта (см. Приложение 2).

Мы выделили 126 самых распространённых суффиксов, родители заламинировали нам табличку, Теперь мы регулярно пользуемся своим открытием, чтобы грамотно писать.

2.8. Создание обучающего фильма

Разрабатывая проект, мы поняли, что только имя прилагательное позволяет передать индивидуальные особенности объекта или предмета, детально и точно его описать. Например: «Московский Кремль – это самая большая средневековая крепость в мире».

В ходе работы над проектом мы столкнулись с отсутствием учебных материалов, наглядно демонстрирующих роль и значение имени прилагательного, поэтому мы решили создать для учеников начальных классов обучающий фильм: «Экскурсия по грамматическим признакам имени прилагательного».

Этапы работы:

1. Определение основной идеи фильма.

2. Создание перечня признаков имени прилагательного.

3. Посещение экскурсии в Кремле .

4. Создание сценария.

5. Подбор костюмов под образы.

6. Выбор локации для проведения съемки.

7. Съемка и монтаж фильма.

Идея фильма заключается в наглядной демонстрации значения и функций имени прилагательного в речи. Для этого мы провели эксперимент по исключению имён прилагательных из речи.

В фильме мы разыграли обыденную ситуацию - экскурсию, в которой из-за отсутствия имён прилагательных дети чуть не совершили фатальную ошибку. С целью получения дополнительных сведений мы посетили экскурсию в Кремле, где узнали, что Кремль – сердце России! Эта информация легла в основу сценария фильма (см. Приложение 3) .

Затем мы выучили сценарий и поехали на Красную площадь снимать фильм. Был очень жаркий майский день, но мы выдержали. Наши одноклассники с большим интересом смотрели наш творческий продукт (см. Приложение 4).

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы мы достигли намеченной цели и выполнили поставленные задачи.

В ходе подготовительного этапа мы выбрали тему будущего проекта и определились, какие продукты мы хотим создать и как назовем свою группу единомышленников.

В ходе поискового этапа мы изучили, как появился термин «имя прилагательное». Узнали, что имя прилагательное связано с именем существительным, оно всегда стоит в том же числе, роде и падеже.

Кроме того, мы узнали все признаки имени прилагательного (цвет «Красная площадь», размер «Большой Кремлевский дворец», форма «Кутафья башня прямоугольная», материал «Деревянный Кремль», вкус «Сладкие кремлевские пряники», пространство «Дальняя башня», принадлежность «Кремлевские звезды»).

В ходе аналитического этапа нами было установлено, что предложение без имени прилагательного: «это как торт без крема и украшения», совсем пустое, скучное и невыразительное творение.

Имя прилагательное - это незаменимая часть речи, которая делает речь яркой, красочной и понятной для окружающих. Предметы, описанные именами прилагательными, становятся особенными. Если убрать из речи имена прилагательные, то речь сразу станет простым перечислением предметов и действий, из которой никто ничего не поймёт. В результате чего люди могут принять неправильные решения. Например: вместо того, чтобы посетить Кремль, могут съесть около него мороженое.

В ходе работы над проектом мы поняли основную роль и значение имени прилагательного – передача индивидуальных особенностей предмета или объекта. Имя прилагательное делает речь яркой, красочной и понятной для окружающих.

Таким образом, проектными продуктами, стали: Паспорт имени прилагательного, таблица «Основные суффиксы имён прилагательных» и обучающий фильм-презентация «Экскурсия по грамматическим признакам имени прилагательного».

Мы убедились в том, что работа учителя и экскурсовода очень сложная, ответственная и необходимая человечеству. Ценный опыт, который мы получили в работе над проектом, поможет нам в дальнейшей жизни. Кроме того, мы ещё раз убедились, насколько многогранен, прекрасен и богат наш родной язык!

Наш проект получился долгосрочным, за год мы смогли проделать большой объём работы, но идеи по изучению родного языка и созданию новых проектов рождаются постоянно. Поэтому в дальнейшем мы планируем продолжить нашу проектную деятельность по углубленному изучению русского языка.

Мы хотим поделиться идеями создания творческих продуктов к нашим предыдущим проектам, описанным ранее (см. Приложение 5).

4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСОВ

Рик Т. Здравствуй, Имя существительное - М.: ВАКО, 2014 г.-109 с.

Рик Т. Здравствуй, дядюшка Глагол - М.: ВАКО, 2014 г.-112 с.

Рик Т. Доброе утро, Имя прилагательное. –М.: ВАКО, 2014 г.-108 с.

Андрианова Н.А., Москва до детей – М.: Эксмо 2018 г.- 120 с.

Аудиоэнциклопедия Московский Кремль – М.: Елена 2020 г.

Интернет сайты: ru.wikipedia.org, www.kremlin.ru

5. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Паспорт Имени прилагательного

     
     
     
     
     

Приложение №2

Основные суффиксы Имени прилагательного

Рис.1

Рис.2

Приложение 3

Сценарий фильма «Экскурсия по грамматическим признакам

имени прилагательного».

Экскурсовод: Я приветствую вас гости нашего города! Предлагаю вам посетить Кремль. Кремль - был основан Юрием Долгоруким. Его строительство было завершено в 1495 год. Однако позже он перестраивался. Кремль - это сооружение, крепость в центре Москвы. Здесь находятся Царь- колокол и Царь-пушка. Ещё Кремль является резиденцией президента России.

Скучающие туристы.
Турист 1: Зачем мы здесь? Как скучно!
Турист 2: Пойдём, погуляем по ГУМу и поедим там мороженое, говорят, оно там самое вкусное!
Падают (кружатся) звёзды и возмущённо говорят.

Звезда 1: Вы что? Вы куда? Вы хотите променять знакомство с Кремлём - сердцем Москвы и всей России на мороженое?!

Туристыхором: -Да
Звезда 2: Дорогие гости подождите, вы совершаете большую ошибку! Если мороженое вы сможете съесть всегда и везде, то попасть, например, в настоящую сокровищницу – оружейную палату, где хранятся царские пышные платья, кареты и русская тиара, которая вдохновляет ювелиров по всему миру не одно столетие, вы можете только здесь!
Экскурсовод: А вы кто такие? Вы вообще-то мне мешаете проводить экскурсию!
Звезда 1: Мы Кремлевские звёзды! Мимо нас проходят миллионы туристов и гостей нашего любимого города. Мы видим восторженные и восхищенные лица людей. Мы каждый день слышим здесь 1000 увлекательных экскурсий, а ваша оказалась самой скучной и неинтересной. И туристы ваши явно не были увлечены вашим рассказом.
Экскурсовод: Это правда? А что я сделал не так?? В чём моя ошибка? Почему?
Туристы смотрят с укором

Звезда 2: Все просто, во время проведения Экскурсии, вы забыли одну из главных частей речи- Прилагательное. В своей речи вы использовали толко существительные и глаголы.
Предложение без прилагательного как торт без украшения - совсем пустое, скучное, невыразительное.
Звезда 1: Прилагательное - это незаменимая часть речи. Оно делает язык ярким, красочным, понятным для окружающих. Каждый предмет, описанный прилагательным становится особенным!
Звезда 2: Если из речи убрать прилагательные , то речь превратится в перечисление действий и предметов, из которой никто не поймёт и половины того, что хочет сказать рассказчик.
Экскурсовод: А ведь и вправду я забыл, про прилагательные.
Звезда 1:Между прочим , прилагательные обозначают признаки предметов.
Экскурсовод: Как это признаки ?
Звезда 1: Признаки – это те свойства, черты или приметы, по которым мы всегда сможем признать тот или иной предмет.
Звезда 2: Прилагательное помогает описать цвет, размер, форму, материал, верно показать состояние, передать вкус, описать пространство и принадлежность предмета.
Турист 2: Возьмём первый признак – цвет. Как бы мы без этого признака поняли, что речь идёт именно о Красной площади. Было бы просто слово Площадь, какая она и где находится, непонятно. А так весь мир знает Красную площадь, которая находится в Москве.
Экскурсовод: Красная, значит, красивая!
Турист 1: Используя второй признак – размер, мы может создать полное представление о Кремле: большой Кремль, большая крепость. Без этого признака мы не смогли бы оценить весь масштаб этого удивительного места.
Экскурсовод: Кстати, московский Кремль – самая большая средневековая крепость в мире. Я забыл рассказать про Большой Кремлевский дворец. Это бывшая резиденция российских царей.
Из 20 башен Кремля самой высокая – Троицкая башня.
Турист 2: Используя ещё один признак – форму, мы можем закончить представление о предмете. Без этого признака мы не смогли бы представить, какой формы Кремль, башни Кремля или какой формы эти удивительные звёзды.
Экскурсовод: Да, да. Сам Кремль имеет форму неправильного треугольника. Все башни Кремля, в основном, квадратной формы, а одна башня с необычным названием, Кутафья башня, имеет прямоугольную форму. А из 20 башен Кремля, только пять башен венчают пятиконечные звёзды.
Турист 1: Используя ещё один признак прилагательного – вкус, вы можете создать представление о еде, давать оценку любимым блюдам.
Экскурсовод: Хотите попробовать кремлевскую звёздочку?
Достаёт как бы зонтиком.
Туристы: Какие они вкусные, аппетитные, сладкие, пальчики оближешь!
Звёздыхором: Эти пряники со вкусом Кремля!
Турист 2: Ещё один признак – пространство, помогает определить насколько далеко или близко находится от тебя тот или иной предмет. Мне так нравится та дальняя башня, она такая величественная. Как она называется?
Экскурсовод: Это Никольская или Москворецкаятвет будет зависеть от того места, где будет съёмка).
Турист 1: Следующий признак характеристики помогает в полной мере описать всю красоту или недостатки какого-либо предмета или объекта.
Экскурсовод: На мой взгляд, самой красивой и самой знаменитой башней Кремля является Спасская башня. На ней находятся самые известные часы-куранты. По ним отмеряет время вся Россия!
Турист 2: Ещё хочется сказать о признаке - материал. Он описывает, из какого материала сделан тот или иной предмет. Насколько я помню, Кремль был сначала деревянным?
Экскурсовод: Все верно, сначала Кремль был деревянным, потом стены Кремля заменили стенами из белого камня. Поэтому раньше Москву называли белокаменной. Но и эти стены оказались непрочными. Современный Кремль сделан из красного кирпича.
Турист 2: Ещё вопрос. Из чего сделаны звёзды на башнях Кремля?
Экскурсовод: Конечно, мы с детства не раз слышали выражение:

«Рубиновые звёзды», и верили, что они сделаны из настоящих рубинов, что является символом королевской власти. На самом деле, они сделаны из специального рубинового стекла.
Туристы: Ничего себе!
Турист 1: И наконец, имя прилагательное показывает принадлежность предмета к чему-либо. Ведь когда мы говорим о Кремлевских звёздах, мы сразу понимаем, о каких звёздах идёт речь!
Экскурсовод: Забыл рассказать, что Кремль был возведён на Боровицком холме. Пойдёмте, я ещё вам хочу показать Оружейную палату, сокровищницу русских царей, Алмазный фонд, Успенский собор и, если успеем, Грановитую палату.
Звезда 1:: Дорогие ребята, посмотрите, как изменилась речь вашего экскурсовода, когда он вспомнил про прилагательные, насколько интереснее и увлекательнее стал его рассказ.
Звезда 2: Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, описать его красоту и уникальность!
Звёзды: .До встречи ребята! Приходите в Кремль чаше, мы будем ждать вас! Звёзды уходят.
Экскурсовод с гостями удаляются, продолжая экскурсию.

Приложение 4

Создание фильма

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Рис.4

Приложение 5

Творческие продукты проектов по чтению, лексике, фонетике и графике

Фотографии продуктов прошлых проектов

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Рис.4

Рис.5

Рис.6

Рис.7

Рис.8

Рис.9

Просмотров работы: 234