Наука и техника Победы

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2021

Наука и техника Победы

Новиков И.В. 1
1ГОУ Забайкальский Краевой лицей-интернат
Марченко В.М. 1
1ГОУ Забайкальский краевой лицей-интернат
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. Тема моей работы актуальна и на сегодняшний день, ведь оборона и защита нашей страны напрямую зависит от нашей боевой техники. Значительную роль в создании современного оружия играет техника, основой которой служит физическая наука. Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы: рождалось первое артиллерийское оружие - приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла; создавались подводные лодки – и на первое место выступали законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель и другое.

Сгущение воздуха впереди головной части снаряда тормозит его полет. Разреженная зона позади снаряда еще усиливает торможение. Кроме того, стенки снаряда испытывают трение о частицы воздуха. При одинаковой форме и размерах тяжелая пуля пролетит дальше. Второй закон Ньютона говорит, что F = ma. Силы трения равны, поэтому более легкая пуля будет иметь большее ускорение, направленное против движения. То есть она будет быстрее тормозиться за счет трения о воздух. С увеличением атмосферного давления плотность воздуха увеличивается, а вследствие этого увеличивается сила сопротивления воздуха и уменьшается дальность полета пули. Наоборот, с уменьшением атмосферного давления дальность полета пули увеличивается. При повышении температуры плотность воздуха уменьшается, а вследствие этого увеличивается дальность полета пули. С понижением температуры дальность полета пули уменьшается.

В процессе исследования данной темы невозможно не затронуть тему Великой Отечественной Войны. Оказывается, из всех видов боевой техники, с которыми столкнулись германские войска в начале второй мировой войны, ни один не вызвал у них такого шока, как русский танк Т-34, бм-13 Катюша, ИСУ-152 «Зверобой», танк КВ-2, танки типа ИС. Нельзя не вспомнить о автомате АК, ППШ, пулемёта Дегтярёва и, конечно, знаменитой «Мосинке» или «Трёхлинейке». А новые разработки могут оказаться полезными при проектировании, создании военной техники, приспособлений защиты экипажа танка или бронемашины, новых патронов и оружия.

«Научная громада - от академика до лаборанта и механика направила без промедления все свои усилия, свои знания на прямую, или косвенную помощь фронту» - писал выдающийся физик С. И. Вавилов. Физики-теоретики от вопросов о внутриядерных силах и квантовой электродинамики перешли к вопросам баллистики, военной акустики, радио. Экспериментаторы, отложив на время острейшие вопросы космической радиации, спектроскопии занялись дефектоскопией, спектральным анализом, магнитными и акустическими минами, радиолокацией. Во многих случаях физики работали непосредственно на фронте, испытывая свои предложения на деле, немало физиков пало на поле боя, защищая Родину. Наука и техника встали на военную вахту.

Цель: изучить какие физические законы и химические сплавы использовались в военной технике во время ВОВ, причины побед и поражений в крупных танковых сражениях.

Задачи:

1) Изучить как физика используется в проектировании военной технике.

2) Изучить какие физические законы использовались в военной технике в период Великой Отечественной войны.

Методы

Теоретические: поиск, анализ и обобщение литературы;

Математические: подсчёт, анализ результатов

С древних времен человечество постоянно изобретало и совершенствовало оружие, с помощью которого можно было защитить себя и уничтожить врага.

Однако ни одно оружие не было столь эффективным, как танк, совершенно новая боевая машина, родословная которой восходит отчасти к боевой колеснице, отчасти к защищенному доспехами боевому слону, а отчасти к механической боевой машине, порожденной умом Леонардо да Винчи.

Немногие знают, что танк называли «лохань». Оказывается, для конспирации танки переправляли  по железной дороге под видом цистерн. Британская контрразведка даже пустила слух, что российское правительство заказало у Англии партию цистерн для питьевой воды. Гигантские размеры и форма первых танков вполне соответствовали этой версии. С английского языка «tank» переводится, как бак, цистерна.

Нашу страну по праву можно назвать родиной мирового танкостроения. И хотя первые танки, появившиеся на полях сражений еще первой мировой войны, были построены не у нас, а в Англии, это утверждение справедливо. Ведь основная отличительная деталь любого старинного и современного танка – гусеница – родилась на берегах великой русской реки Волги. Уроженец села Никольского крестьянин Федор Абрамович Блинов в 1878 году получил патент («привилегию») на «Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Эта конструкция и стала родоначальницей гусеничного движителя. Талантливый ученик Блинова - Яков Васильевич Мамин в 1903 году сконструировал и двигатель внутреннего сгорания, работавший на сырой нефти.

Во время Первой мировой войны ни одна из противоборствующих сторон не могла продвинуться вперед, так как линии обороны стали неприступными. Преодолеть их можно было лишь с помощью мобильных и хорошо защищенных средств. Так появилась идея создания танка.

Автором первого российского проекта танка стал Василий Дмитриевич Менделеев (1886 – 1922), сын Дмитрия Ивановича Менделеева. Этот проект вошел в историю как «танк Менделеева» и был разработан еще в 1911 году. Василий Дмитриевич, работая конструктором на судостроительном заводе, в свободное время размышлял о том, как создать такую машину, которая была бы хорошо бронированной и неуязвимой для ружейного и артиллерийского огня, обладала сокрушительной огневой мощью и могла бы выполнить любую поставленную ей боевую задачу.

24 августа 1916 года В. Д. Менделеев представил проект на рассмотрение. Проект был разработан очень тщательно, до мельчайших деталей. Конструкция танка представляла собой коробчатый корпус с броней толщиной до 150 мм. Машина была практически неуязвима для любого оружия того времени. Менделеев был первым инженером, применившим противоснарядное бронирование. Василий Дмитриевич предусмотрел в конструкции возможность перемещения по железной дороге, используя двигатель машины. В машине также предусматривалось внутреннее освещение от бортовой электросети. На крыше корпуса располагалась вращающаяся выдвижная башенка с пулемётом «Максим». Предполагалось, что танк будет оснащен орудием Коне, которое не имела в то время не разрушаемых целей. По всем показателям это была грозная и величественная боевая машина, которой были по плечу самые трудные и опасные боевые задания. Но ни сам проект, ни его тщательная проработка не заинтересовали военное ведомство.

Основная часть.

Т-34

Можно ли представить историю победы в Великой Отечественной войны без легендарного танка Т-34. Сколько песен и стихов о танках и их экипажах, сколько памятников-танков можно встретить по стране, но редко кто задумывается, как же он появился, и кто был конструктором такого грозного оружия.

С 1876 года броню начали изготовлять из высокоуглеродистой стали. По сравнению с мягкой броней ее снарядостойкость была выше примерно на 30%. Однако большое содержание углерода делало броню хрупкой - она растрескивалась при попадании снаряда.  Так же башня из карбида вольфрама при попадании рассыпалась, поэтому стали закаливали и добавляли лигирующие металлы. Немецких специалистов больше всего поразил двигатель - дизель в 500 лошадиных сил, целиком сделанный из алюминия.

С 1891 года начинают применять никелевую броню, содержащую около 7% никеля. Однородная (однослойная) никелевая броня превосходила по снарядостойкости двухслойную углеродистую броню на 20 - 30% и не разрушалась при обстреле стальными снарядами.

В 1894 году начинают изготовлять цементированную односторонне закаленную броню из хромоникелемолибденовой стали. Эта броня имела твердый лицевой слой и мягкую вязкую тыльную сторону. По своим свойствам она превосходила все ранее известные виды брони.
Учёные начали разработку сплава стали с легирующими элементами, в результате чего получился сплав стали с никелем, который придал стали вязкость, механическую прочность и коррозийную стойкость. В результате увеличения прочности уменьшилась толщина брони и возросла маневренность бронетанковой техники из-за уменьшения её веса.

За счет этого увеличилась выживаемость машины в бою. Три качество танка огонь, скорость, броня должны были так сочетаться в конструкциях, чтобы ни одно из них не приносилось в жертву другим. Нашим конструкторам во главе с М.И. Кошкиным был создан лучший танк периода 2-ой мировой войны Т-34.

Благодаря небольшому весу и размеру, поворотливость танка была превосходной, танк имел максимальную скорость (51 км/ч),
 броня с повышенным содержанием никеля не только самая прочная, но имела самые выгодные углы наклона, поэтому была неуязвима. Эти танки по сравнению со всеми немецкими танками имели лучшую подвижность, проходимость, большой запас хода, абсолютное превосходство в броне и вооружении. Прославленный маршал И.С. Конев писал: «Не было лучшей боевой машины ни в одной армии. До самого конца воны Т-34 оставался непревзойденным. Как мы были благодарны за него нашим уральским рабочим, инженерам!» Всего СССР произвёл 15450 танков Т-34 за всё время войны.

Полученный научный, эксперементальный и организационный опыт при разработке и производстве танка Т-34 был использован для дальнейшего развития танкостроения, бронетехники и производства товаров народного потребления в период Великой Отечественной Войны. 

Т-34 стал классическим образцом среднего танка, и его конструкция определила пути развития современного танкостроения. До сих пор его технические решения служат примером для подражания.

Конечно же Т-34 был не единственным танком СССР во Второй мировой войне, кроме него были еще легкие танки: Т-40, Т-50, Т-60, Т-70; тяжелые – серии КВ (Клим Ворошилов).

На базе тяжелых танков ИС были также созданы самоходные артиллерийские установки, получившие название ИСУ. Модель ИСУ-152 получила у солдат уважительное прозвище «Зверобой». Прямое попадание снаряда этой машины просто срывала башню немецкого танка «Тигр».

Как размагничивали самолеты

В ночь на 14 марта 1942 года дежурный по Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского принял особо важную телефонограмму для начальника Академии инженер-полковника С.И. Хадеева:

«Авиазавод в Нижнем Тагиле просит Академию весьма срочно оказать техническую помощь. Необходимо размагнитить бронекорпуса готовых ИЛ-2. Силами завода это сделать не удается. Рассчитываем на ученых Академии.

Утром 14 марта начальник Академии вызвал начальника кафедры авиационного материаловедения профессора Н.В. Гевелинга и приказал немедленно направить в Нижний Тагил специалиста, хорошо знающего авиационную броню.

«Выбор Н.В. Гевелинга пал на меня, и в тот же день вечером я выехал в командировку, получив задание «разобраться и решить вопрос на месте».

Поезд прибывал в Нижний Тагил в третьем часу ночи… Выйдя из вагона, врешил зайти в зал ожидания, чтобы дождаться утра. Однако, сделав несколько шагов по перрону, услышал возгласы: «Кто на завод из Академии Жуковского?»

По приезде на «Вагонку» тут же ночью меня прежде всего накормили изысканным по тому времени лакомством-пшенной кашей, обильно политой подсолнечным маслом.

Все это вызвало беспокойство: если простого преподавателя, инженер-капитана, так встречают, значит, и ожидают многого. Справлюсь ли я с задачей?»

Не успел я еще закончить обед, когда в столовую пришли директор завода и главный инженер. Мы направились в цех, где стояло несколько готовых самолетов. По дороге директор рассказал, что после того, как инженеры завода безуспешно пытались размагнитить бронекорпуса, приближая к ним небольшой электромагнит, они начали проектировать гигантский размагничивающий соленоид.

Первый вариант- с электромагнитом, питаемым переменным током, - мне понравился. Заводские инженеры были на правильном пути. Но, видимо электромагнитное поле оказалось слабым; не было учтено расстояние между наружной поверхностью обшивки самолета и скрытой под ней броней. Кроме того, следовало, очевидно, медленно перемещать электромагнит относительно намагниченных участков брони, предварительно рассчитав скорость движения, и затем постепенно удалять его от обшивки.

Получив через пару часов необходимые справочники и чертежи бронекорпуса самолета и фюзеляжа, я принялся за вычисления. К вечеру они были закончены. В отделе главного энергетика завода нарисовали эскиз П-образного , похожего на утюг электромагнита в расположенной сверху ручкой и дали заказ на изготовление.

Ночью утюг был готов. Решили сразу проверить, что же получилось. Я влез в кабину Ила, стоявшего в сборочном цеху. Попросил развернуть самолет и одновременно стал наблюдать за поведением компаса на приборной доске. Компас не реагировал на поле земного магнетизма. Он упрямо указывал не на север, а на «местный» магнитный полюс-сильно намагниченный участок авиационной брони.

Я снял компас с приборной доски, передал его кому-то, вылез из кабины и, нелепо распластавшись на крыле самолета, стал гладить «утюгом» участок обшивки фюзеляжа, под которым находился этот «местный» магнитный полюс. Какова же была радость, когда компас, возвращенный после этой процедуры на свое место, почти точно указал на север!

Самолет снова и снова разворачивали, а в его кабину поочередно влезали, радостно улыбаясь, директор, военпред, начальники цехов…

После размагничивания трех самолетов, стоявших в сборочном цеху, пришлось работать над самолетами на аэродроме, обучать заводских работников технике «проглаживания» самолетов электромагнитами. Спать удавалось урывками, как правило не раздеваясь. Важным было лишь то, что один за другим «размагниченные» самолеты сдавались военной приемке, на них садились летчики, и грозные Илы улетали на фронт. Только это тогда и имело значение.

Через одиннадцать дней, все «намагниченные» Илы, находившиеся на авиационном заводе, были сданы приемке. Дальше в сборку намагниченные бронекорпуса уже не допускались. Но на этом работа по размагничиванию брони не завершилась.

Запасы брони, доставленные в Нижний Тагил с юга страны, были очень ограничены. Качество этой брони, содержащей большое количество хрома и никеля, было очень высоким, но острая дефицитность никеля заставила еще в в самом начале 1942 года искать составы авиаброни с заменителем никеля. Каждый килограмм «довоенной» брони имел особое значение. В тоже время на танковом заводе, находившемся на той же территории «Вагонки», поставлявшем бронекорпуса для Илов, почти вся оставшаяся авиационная броня оказалась намагниченной; кроме того, скопились и заготовленные намагниченные бронекорпуса.

В апреле 1942 года к Военной-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского еще раз обратился с просьбой о технической помощи, но уже не авиационный завод, а его ближайший сосед-танковый завод.

В Нижний Тагил я выезжал вместе с инженер-лейтенантом В.П. Селезневым, впоследствии видным специалистом в области авиационного приборостроения, профессором, доктором технических наук. На этот раз размагничивали бронекорпуса танков.»

Как размагничивали корабли.

Среди многих задач оборонного значения важное место заняло размагничивание кораблей. В короткой статье нельзя подробно осветить всю эпопею размагничивания и перечислить всех участников, поскольку к решению проблемы, помимо научных работников, были привлечены многие военные моряки и судостроители.

Для взрыва магнитной мины не требуется непосредственного соприкосновения ее с корпусом корабля. Взрыватель срабатывает от воздействия на него магнитного поля судна. Идея изготовления такого взрывателя столь проста, что могла возникнуть сразу после изобретения компаса и появления стальных кораблей. Стрелка компаса отклоняется, если к нему поднести железный предмет. Отклонение подобной стрелки, помещенной внутри мины, можно использовать для замыкания контакта взрывателя. При соответствующем подборе чувствительности взрыв мины будет происходить в тот момент, когда корабль окажется над ней, а значит, будет поражена самая незащищенная его часть- днище. Даже большие корабли, как правило гибнут при взрыве под ними таких мин. Кроме того, магнитные мины, лежащие на дне, не поддаются обычным методам траления, рассчитанным на подсекание и подрыв якорных мин. Установка магнитных мин может производиться не только с кораблей, но и с самолетов- в открытом море, в бухтах, гаванях, на фарватерах рек.

Эти преимущества магнитных мин перед обычными якорными контактными минами дали основание военно-морским специалистам заранее предугадать их применение в предстоящей войне, тем более, что нашим военным морякам пришлось познакомиться впервые с магнитными минами английских интервентов еще в сентябре 1919 года на Северной Двине. Уже тогда на выставленном англичанами заграждении из магнитных мин подорвались несколько наших кораблей. Однако военные моряки быстро очистили фарватер от этих, еще сравнительно примитивных, мин.

Естественно было ожидать, что в новой войне будут использоваться усовершенствованные магнитные мины: более чувствительные, с приспособлениями, затрудняющими их траление и уничтожение. Все это заставило командование Военно-Морского Флота СССР поставить перед специалистами задачу-разработать методы защиты кораблей от неконтактного магнитного и торпедного оружия.

Эта важная работа была поручена Ленинградскому физико-техническому институту (ЛФТИ) Академии наук СССР еще в 1936 году. За ее выполнение взялись Анатолий Петрович Александров (академик, директор Института атомной энергии им. И.В. Курчатова, президент АН СССР) и Борис Александрович Гаев (доктор технических наук, заместитель директора ЛФТИ им А.Ф. Иоффе АН СССР, умер в 1974 году). А.П. Александров организовал в своей лаборатории специальную группу, возглавляемую Б.А. Гаев, которая занималась проблемой размагничивания кораблей.

Идея, положенная в основу работ по защите кораблей от неконтактных магнитных мин, состояла в размагничивании корабля. Предполагалось, что это можно сделать путем компенсации магнитного поля корабля с помощью закрепленных на нем специальных обмоток, через которые пропускался постоянный ток (см. рисунок). При этом магнитное поле корабля может быть скомпенсировано магнитным полем тока в такой степени, что прохождение корабля не будет вызывать срабатывания взрывателя, имеющего ограниченную чувствительность.

Простая идея, предложенная А.П. Александровым, Б.А. Гаевым и инженером ленинградского Балтийского завода А.А. Картиковским, не сразу получила поддержку со стороны специалистов. Многие из минеров считали, что если уж размагничивать корабль, то нужно полностью скомпенсировать его магнитное поле до нуля. А так как это невозможно из-за весьма сложной конструкции поля, размагничивание становится бессмысленным, и нужно сосредоточить все силы на создании и совершенствовании методов траления. Некоторые специалисты считали даже, что корабль нужно не размагничивать, а намагничивать еще сильнее, с тем чтобы увеличенное магнитное поле вызвало взрыв магнитной мины на большом расстоянии от корабля. Кстати, как стало известно после войны, англичане, начавшие работать по противоминной защите кораблей также в 1936 году, пошли именно по этому неправильному пути (ведь противник может выставлять как чувствительные, так и загрубленные мины). В результате к началу войны их корабли не были защищены от немецких магнитных мин и торпед, и английский флот понес весьма ощутимые потери. Уже в ходе войны англичанам пришлось разрабатывать размагничивающие устройства и срочно оснащать ими свои корабли.

Группе А.П. Александрова надо было прежде всего самой убедиться в осуществлении идеи размагничивания. Сначала исследования проводились на лабораторной модели корабля, сделанной из дерева и обитой листовым железом. В результате этих опытов были найдены наиболее оптимальные виды размагничивающих обмоток. Решено было переходить к опытам на плавающих кораблях.

Первые измерения магнитных полей кораблей и опыты по их компенсации были проведены сотрудниками ЛФТИ в 1937 году в сухом доке Кронштадта на эсминцах «Яков Свердлов» и «Артем», а затем на лидере «Ленинград». Итоги были весьма благоприятными. В мае 1938 года в Ораниенбаумском порту на корабль «Дозорный» была наложена временная размагничивающая обмотка и путем измерения поля под кораблем был подобран оптимальный ток в ней. Затем корабль сделал большое количество проходов с выключенной и включенной обмоткой над установленными на разных глубинах разоруженными неконтактными магнитными минами. Было зафиксировано, что мины уверенно срабатывают при прохождении над ними корабля с выключенной обмоткой и совершенно не реагируют при включении в обмотку оптимального тока.

Таким образом, задача противоминной защиты малого корабля была успешно решена. Надо было переходить к опытам по размагничиванию крупных кораблей. В октябре 1938 года был выделен для экспериментов линкор «Марат». И на этом крупнейшем корабле нашего ВМФ при помощи временной размагничивающей обмотки удалось в десятки раз уменьшить магнитное поле в непосредственной близости от киля.

Чтобы получить все необходимые данные о поле корабля для проектирования системы защиты, надо было измерить значения магнитной индукции этого поля в большом числе точек на различных глубинах. Для этого под корабль опускалась алюминиевая штанга с прикрепленным к ней на специальной тележке магнитометром (прибором, предназначенным для измерения магнитной индукции поля). Штангу перемещали под кораблем и устанавливали на различных глубинах. Для каждого положения штанги измеряли магнитную индукцию в нескольких точках под килем и за бортами корабля. Эту трудоемкую работу, требующую хорошей отладки приборов и приспособлений, группа ЛФТИ научилась выполнять быстро, чтобы не задерживать боевые корабли на рейде. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны были созданы надежные методы защиты наших кораблей от магнитных мин противника.

Применение сплавов при создании военной техники

Железо – блестящий серебристо белый металл, главная составная часть чугунов и сталей, а по их выплавке судят о мощности  государства. Сколько этого металла было выброшено в снарядах, бомбах, минах, гранатах! Назовем одну цифру: миллион бомб было сброшено фашистской авиацией на Сталинград. Но железо несёт не только разрушение; железо – это металл созидания. Это основа всей металлургии, машиностроения, железнодорожного транспорта, судостроения, грандиозных инженерных сооружений.

Свинец. С изобретением огнестрельного оружия на изготовление пуль, дроби для ружей, пистолетов и картечи для артиллерии, шрапнели стали расходовать много свинца. Свинец не раз решал исход грандиозных военных баталий, за что его стали называть “смертоносным” металлом.

Медь. В годы Великой Отечественной войны главным потребителем меди была военная промышленность. Сплавы меди с оловом обладают высокой антикоррозионной стойкостью и хорошими антифрикционными свойствами.

Латунь – сплав меди (68%) только с цинком(32 %)или с цинком и другими элементами, но с преобладанием цинка. При содержании цинка до 39% увеличивается прочность и пластичность сплава, при 40—45 % цинка прочность к растяжению увеличивается, а пластичность снижается. Высокая стойкость против разъедающего действия соленой воды характерна для морских латуней. Это сплав меди с цинком с добавкой олова.
Металлы: олово, цинк и медь образуют бронзу.

 Титан. Основной целью легирования титановых сплавов является повышение прочности, жаропрочности и коррозионной стойкости.
Сплав титана (до 88%) с другими металлами идет на изготовление танковой брони; другие сплавы используют для изготовления винтов вертолетов, самолетов.

Бериллий. Бериллиевая бронза (сплав и 1% Ве) используется в самолетостроении. А сплав Be, Mg, AI, Ti, необходим для создании ракет и скорострельных авиационных пулеметов, впервые примененных в Великой Отечественной войне.

Никель. В первой половине прошлого столетия никель добывался в небольших количествах и стоил очень дорого. Он считался ювелирным металлом. Позднее никель стал неотъемлемой  составляющей бронированных орудий и танков. Сплавы никеля обладают высокой механической прочностью, коррозионностойкостью, жаростойкостью, жаропрочностью, ферромагнитными и другими особыми  физическими свойствами.

Кобальт называют металлом чудесных сплавов (жаропрочных, быстрорежущих). Сплавы кобальта отличаются высокой жаропрочностью, коррозионной стойкостью и особыми магнитными свойствами.
Кобальтовая сталь использовалась для изготовления магнитных мин.

Вольфрам относится к числу самых ценных стратегических материалов. Из вольфрамовых сталей и сплавов изготавливают танковую броню, оболочку торпед и снарядов, наиболее важные детали самолетов и двигатели. Изготовленный из этой стали инструмент способен выдерживать огромные скорости интенсивнейших процессов в металлообработке. В металлургии вольфрамом легируют стали и используют при изготовлении твёрдых сплавов.

Молибден называют “военным” металлом, так как 90% его используется на военные нужды. Стали с добавкой молибдена (и других микродобавок)  очень прочны, из них готовят стволы орудий, винтовок, ружей,  детали самолетов, автомобили. Введение молибдена в состав сталей в сочетании с хромом или вольфрамом необычайно повышает их твердость (танковая броня). Молибденовая сталь прочна, остра, тверда, гибка.

Магний в металлурги используют для раскисления стали и сплавов.

Литий улучшает свойства алюминиевоцинковых сплавов — повышает их прочность и коррозионную стойкость. Он улучшает также технологические свойства чугуна и повышает его прочность.

Стронций. Введение этого элемента и его соединений в сталь и чугун спо­собствует повышению их качества. Имеются сведения об использова­нии стронция для раскисления и рафинирования меди; при этом также повышается твердость. Введение 0,1 % Sr в титан и его сплавы повы­шает ударную вязкость; стронций увеличивает пластичность магния и его сплавов, положительно влияет на свойства алюминиевых сплавов.

Промышленное производство алюминия в России началось вначале 30х годов XX века. В 1931г. на Урале были открыты месторождения бокситов в совокупности образующих Северо-Уральский бокситовый район, который в дальнейшем стал сырьевой базой алюминиевой промышленности Урала.

В предвоенные годы возникла острая необходимость в создании легких металлосплавов для производства самолетов и некоторых частей корпусов кораблей и подводных лодок. Недаром алюминий называют “крылатым” металлом, так как его сплавы используются в самолетостроении. Однако чистый алюминий, несмотря на легкость (  = 2,7 г/см3), не обладал необходимыми для изготовления оболочек самолетов и конструкций кораблей прочностными свойствами – морозостойкостью, коррозийной стойкостью, ударной вязкостью, пластичностью.

Марганец придает этим сплавам пластичность, что обеспечивает им хорошую формуемость, а также широкий спектр механических свойств в различных нагартованных состояниях. Эти сплавы имеют более высокие прочностные свойства, особенно при повышенных температурах.
магний

Заключение.

В царской России танкостроительной промышленности не было, и танки не строились.

Только после победы Великой Октябрьской социалистической революции началось оснащение молодой Красной Армии боевой техникой.

31 августа 1920 г., с этого периода и начинается история развития танкостроения в СССР, первый советский танк, названный «Борец за свободу тов. Ленин», вышел из ворот завода «Красное Сормово». Руками искусных рабочих при ограниченных возможностях было изготовлено 15 однотипных танков.

В 1924 г. создается техническое бюро Главного управления военной промышленности, которое возглавил инженер С. П. Щукалов. Это стало важным событием в истории советского танкостроения.

В 30-х годах начало быстро развиваться советское танкостроение. В этот период были созданы танковые конструкторские бюро, которые в короткие сроки разработали целое поколение танков всех весовых категорий. Выдающуюся роль в создании первых образцов танков того периода сыграл Н. В. Барыков, который возглавил в 1929 г. особый конструкторско-машиностроительный отдел (ОКМО).

В разное время, в разных государствах существовало и существует большое количество классификаций танков, в зависимости от их веса, бронирования, вооружения, проходимости, скорости, компоновки, радиуса действия, военной доктрины, теории стратегии и тактики, используемых технологий и времени создания и производства, того или иного военного дела.

На ранних этапах развития танкостроения иногда выпускались танки с чисто пулемётным вооружением, а после Второй мировой войны проводились эксперименты по созданию танков с ракетным вооружением. Известны варианты танков с огнемётом.

Список литературы

https://fiz.1sept.ru/2006/07/02.htm

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/04/19/fizika-i-oruzhie-pobedy

https://litresp.ru/chitat/ru/Ж/zhukov-v-n/fizika-v-boyu/2

https://sheba.spb.ru/za/fizika-oborona-1943.htm

https://scienceforum.ru/2017/article/2017033090

Красюк Б. Как размагничивали самолеты // Наука и жизнь. – 1975 - №5 – С. 15-17.

Регель В. Ткаченко Б. Размагничивание кораблей в годы Великой Отечественной войны // Квант. – 1980 - №5 – С. 5-9.

Просмотров работы: 52