Экономические настольные игры – шаг к финансовой грамотности

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экономические настольные игры – шаг к финансовой грамотности

Лялин И.В. 1
1МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 15"
Стрелец Е.В. 1
1МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 15"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Обучение населения финансовой грамотности стало острой необходимостью в связи с увеличением предложений рынка по финансовым услугам, и, как следствие, возросшего числа преступлений в сфере финансов.

Еще в 2016 году в России было принято решение ввести в школьный курс обществознания уроки финансовой грамотности для учащихся 10-11 классов, постепенно привлекая к изучению данных вопросов более младших школьников. В школы стали поступать учебники по финансовой грамотности, но предложенный способ обучения достаточно традиционный. Более интересные и запоминающиеся уроки те, которые проходят в игровой форме. Игры создают идеальные условия для того, чтобы ребенок проявил себя, научился быстро реагировать на изменяющиеся игровые ситуации. Тогда почему бы не сделать обучение более увлекательным для детей и добавить в него игры, но не компьютерные, а настольные?

Современные настольные игры – это весьма необычный вид развлечений, которое в последнее время становится все популярнее. В Европе и крупных городах России стали проводиться турниры по «настолкам». Во время самоизоляции многие стали вновь играть в настольные игры в кругу семьи и открыли для себя увлекательный и интересный мир настольных игр.

Современные настольные игры имеют яркую необычную подачу, различные сюжеты и разнообразный познавательный материал. Это именно те критерии, благодаря которым можно привлечь подростка к обучению. А главное, настольная игра может применяться как на занятиях, так и в непринужденной обстановке в кругу друзей и во время внеурочной деятельности.

Принято решение проверить возможность использования настольных игр в обучении финансовой грамотности в школе.

Проблемный вопрос исследовательской работы: Можно ли использовать игры не только для развлечения, но и для обучения финансовой грамотности?

Объекты исследования – экономические настольные игры, финансовая грамотность школьников.

Предмет исследования – повышение финансовой грамотности школьников средствами настольной игры.

Цель проекта – изучить эффективность настольных экономических игр как средства обучения школьников финансовой грамотности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Выяснить когда и почему люди стали играть в настольные игры. Изучить их виды и жанры, историю создания.

2. Рассмотреть влияние настольных игр на развитие личности.

3. Оценить важность финансовой грамотности в современном мире.

4. Изучить основные характеристики и содержание экономических настольных игр.

5. Провести урок по финансовой грамотности с применением экономических настольных игр в 5 классе.

Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:

1. Теоретический: поиск источников по теме проекта, сбор информации о настольных играх, их развитии, видах и жанрах, изучение актуальности финансовой грамотности.

2. Практический: опрос учащихся школы с использованием Google форм для оценки интереса учащихся к затрагиваемым в работе вопросам, проведение экспериментального занятия по финансовой грамотности с применением настольной игры.

3. Аналитический: на основе прочитанных материалов выделены основные характеристики финансово грамотного человека, проведен анализ полученных данных опроса, результатов эксперимента.

4. Сравнительный: удалось найти различия и общие признаки, из которого, в дальнейшем, сложить общую картину необходимую для данного исследования.

Источники. Печатных источников по затронутым в работе вопросам найдено не было. Для изучения истории развития игр были взяты максимально информативные интернет ресурсы и сопутствующие сайтам иллюстрации. Основной массив информации взят с сайтов: «Википедия», «Пикабу», «Мосигра», а также видеопособий «YouTube». В изучении основ финансовой грамотности использовался сайт Федерального методического центра по финансовой грамотности общего и среднего профессионального образования, Интернет-журнал о бизнесе, недвижимости и финансах «Бизнесменам».

Структура работы. В первой главе раскрыто понятие настольных игр, история их развития. Типы современных настольных игр. Влияние игр на развитие личности. Представлены основные полезные свойства влияния игр на развитие личности.

Вторая глава посвящена раскрытию темы финансовой грамотности и её значение в жизни человека. Определены четыре основных навыка и семь главных качеств финансово грамотного человека.

Третья глава содержит описание практической части проекта. В разделе 3.1 представлены результаты опроса учащихся 5-9 классов школы об их отношении к настольным играм, проведена оценка финансовой грамотности респондентов. Информация представлена в виде описания и диаграмм. Раздел 3.2 полностью посвящен эксперименту – подготовке и проведению пробного занятия по финансовой грамотности с использованием настольной игры. Раздел содержит, в том числе, выводы и предложения по внедрению настольных игр в учебный процесс.

В конце работы имеются приложения с анкетой и тестом, использованными при проведении исследования.

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАСТОЛЬНЫХ ИГР

Зарождение типов и жанров настольных игр

Настольная игра - игра, основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих. В число настольных игр входят игры со специальным полем, карточные игры, кости, солдатики и другие. Игры данной категории, в отличие от спортивных и видеоигр, не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного технически сложного инвентаря или специальных сооружений - игровых площадок, но при желании могут быть задействованы [1].

Считается, что настольные игры появились ещё до появления письменности. В отельных источниках период возникновения первых настольных игр указан в пределах 5000-4000 лет до нашей эры.

Одной из древнейших ученые называют игру в «кости» (примерно 5200 лет до н.э.), которые были найдены во время раскопок древнего города Шахри-Сухте в Иране вместе с комплектом для игры в нарды. Также подобные игральные кости встречались в более поздние исторические периоды на территории многих древних городов. Но что абсолютно несомненно, игральные кости можно отнести к самой долгоживущей настольной игре, так как сегодня мы продолжаем пользоваться ими в качестве вспомогательного элемента множества игр для моделирования элемента случайности.

При проведении археологических раскопок ученые находят необычные настольные игры по всему миру, из которых одни прочно забыты, а в другие продолжают играть и сегодня. При этом основным объединяющим свойством древних игр являлось то, что все они были построены на использовании фигур, игрового поля, и, конечно, математических расчетов и стратегий, которые выстраивали игроки, пытаясь обыграть соперника. Самой известной игрой, прародительницей которой стала Индия - являются, конечно, шахматы. Хотя изначально данная игра имела несколько иной вид и назвалась «Чатуранга», что в переводе означает «квадрат». Её изобрел индийский математик, за что по легенде он попросил у индийского магараджи столько зерна, сколько клеток на доске, увеличивая количества зерна на каждой следующей клетке в два раза.

В Европе же упоминание первых настольных игр прослеживается только в начале нашей эры. В основном распространены были кости и несколько игр шашечного типа, о которых очень мало достоверных сведений. Единственной относительно известной оригинальной игрой того времени можно считать скандинавский «Хнефатафл».

Абстрактные настольные игры, какими мы знаем их сейчас, прошли большой путь собственного развития. До появления письменности правила игры передавались в устной форме, что часто приводило к некоторому их искажению. Поэтому, можно сказать, что только для игры в кости эти правила остались неизменны.

Появление новых тем и жанров настольных игр можно отнести к XVIII- XIX векам. Тогда в Европе и России активно зарождаются, так называемые, картонажные настольные игры, в которые играли, передвигая фишки по полю, оформленному в соответствии с темой игры (схема местности, путь между географическими пунктами, набор ситуаций и т.п.). Поле печаталось типографским способом на картоне. При огромном разнообразии оформления и деталей правил, большинство из них были вариациями всего на несколько тем: «лото», где от игроков требовалось расставлять фишки по карточкам с изображениями, «гусёк» (или в современном понимании «игра-ходилка»), где нужно было раньше соперников пройти путь на карте своей фишкой, делая ходы в соответствии с очками, выпавшими на игральных костях, «сражение», где два игрока, управляя каждый своим набором фишек, разыгрывали сухопутный или морской бой. Среди игр военной тематики основную группу составляли игры на специальных полях, имитировавших военные карты. В России в XIX веке такие игры делались по тематике известных битв прошедших войн, соответственно оформлялось игровое поле. По таким картам дворяне, обучающиеся военному делу, осваивали навыки тактических действий в сухопутных и морских баталиях. Сегодня такие игры относят к жанру варгейм (с англ. war – война game – игра). Они принадлежат к отдельной категории стратегических игр с самыми разными сценариями и правилами.

Можно заметить, что появление различных жанров игр зачастую продиктовано развитием общества и происходящими событиями. Игры становились не только способом проведения досуга, но и средством обучения, развития отдельных навыков и способностей играющих в них людей.

Стремительно развивающаяся экономика привела к необходимости обучать людей правилам хозяйствования и управления деньгами.

В начале XX века стал зарождаться новый жанр игр – экономические (деловые), основной задачей которых было научить людей тратить и зарабатывать деньги. В 1903 году Элизабет Меги с целью наглядно показать всю систему оборота денег и имущества в форме игры создала первую деловую игру «Землевладельцы».

В 1934 году в разгар Великой депрессии в США, безработный американец Чарльз Дерроу презентовал свою новую игру «Монополия», которая тут же стала одной из самых популярных и продаваемых деловых игр в современной истории.

На сегодняшний день число играющих в Монополию перевалило за полмиллиарда человек. В мире проводятся коммерческие соревнования (в том числе мировые чемпионаты) по игре «Монополия» с существенными призовыми фондами.

Первым советским настольным экономическим симулятором стала игра «Конверсия». Нельзя сказать, что эта игра популярна и сегодня. Её заменили более современные версии, но попытка научить советских людей мыслить, как бизнесмены была реализована.

Примером применения игры, как средства обучения, можно назвать настольную игру «Cash flow» (в переводе на рус.яз. - Денежный поток), разработанную известным бизнесменом и писателем Робертом Кийосаки. Читая лекции по финансовой грамотности в Токио, в один момент он понял, что далеко не всегда чисто теоретические знания и гениальные идеи преподавателя могут трансформироваться в практические навыки и конкретные действия его слушателей. Именно тогда Роберт Кийосаки начал работу над созданием настольного «бизнес-тренажера», в котором обыгрывались все те механизмы и нюансы, о которых он рассказывал на лекциях.

1.2. Влияние игр на развитие личности.

Современный мир можно охарактеризовать как стремительный. Нас окружает большой объем информации, новые знания становятся более доступными, мы много времени проводим в Интернете. Мы получаем все готовое настолько, что, порой, не нужно самому искать решение. Все меньше и меньше мы общаемся друг с другом в поисках новых знаний и ответов на вопросы, потому что все можно найти в Интернете.

При этом, пока ребенок мал, он познает окружающий мир через игры: подвижные, настольные, познавательные и другие. Играть – это его естественная потребность. Ребенок делает это легко и с большим интересом. Поэтому и учится всему легче и быстрее. Причины тому следующие: во-первых, играть весело, поэтому в процессе игры время летит незаметно, во-вторых, игра позволяет ребенку проявить самостоятельность, начать общаться со сверстниками, придерживаться поставленной цели и достигать ее.

Как писал известный педагог, писатель Василий Александрович Сухомлинский: «Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». И с ним нельзя не согласиться. Игра может стать эффективным способом обучения ребенка, пробудить в нем желание познавать новое, порой сложное, но очень важное. Проводя свое исследование, я наткнулся на большой объем информации о пользе настольных игр. В итоге можно выделить семь важных свойств игры, которые оказывают благоприятное действие на наше развитие:

Развитие пространственного мышления.

Учёные Кембриджского университета провели тесты среди 850 детей возрастом от 4 до 7 лет. После того как были проанализированы результаты, выяснилось следующее. Дети, которые играли в настольные игры, имели более развитое пространственное мышление. По этому параметру они превосходили тех, кто редко или вообще никогда в них не играл. Данные способности впоследствии дают возможность представлять объекты в пространстве, помогают в изучении точных наук, в творчестве.

2. Развитие стратегического мышления.

В древности настольные игры были доступны в основном знати и царям, их приносили в дар, как великое изобретение человечества. Многие классики и военные деятели поклонялись шахматам и шашкам, так как данные игры развивают логику и стратегию. Такие великие полководцы, как Суворов и Наполеон, сравнивали тактику игры в шашки с тактикой военных действий.

Стратегически мыслить необходимо во многих настольных играх. Чтобы добиться победы, игрок должен угадывать действия соперника, продумывать дальнейшие шаги. Такая умственная работа позволяет самостоятельно принимать решения и учиться на своих ошибках, не рискуя чем-то ценным и важным.

3. Развитие математических способностей.

Настольные игры основаны на бесконечном множестве повторений. Практически во всех настольных играх, даже самых простых, требуется производить вычисления: подсчет очков, ходов, карточек, значений, выпавших на нескольких кубиках. Производя подсчеты каждый раз, человек учится быстрому счету и анализу информации.

4. Развитие творческого мышления.

Играя, человек погружается в мир игры. Он становится персонажем, который проходит определенный игрой путь. Так развивается фантазия, творческий потенциал. Например, в игре «Мафия» участникам нужно перевоплотиться в своего героя и запутать всех игроков, чтобы тебя не разоблачили. В этот момент в человеке раскрывается творческий потенциал.

5. Развитие коммуникативных навыков.

Во время игры происходит общение всех участников. Таким образом выстраивается взаимодействие, улучшаются навыки речи. В некоторых играх необходимо объединяться в команды, выполнять задачу коллективно, что улучшает взаимодействие между людьми.

6. Развитие памяти и внимания.

В процессе игры необходимо запоминать большой объем информации, следить за ходом игры, соблюдением правил и поведением других участников. Это положительно влияет на развитие памяти и внимания игроков, вырабатывают дисциплину.

7. Познавательная активность.

Игры увлекательны, содержат загадки, в них обязательно присутствует соревновательный принцип. Всё это побуждает человека улучшать свои игровые навыки ради победы. В итоге игры становятся частью активной деятельности, сочетающей в себе обучение. Ценность игры в том, что игра ничего не говорит, не подсказывает, не дает советы — она лишь дает обратную связь, обеспечивает мгновенными результатами, как в случае правильных действий, так и в случае ошибок.

Подводя итог, можно сказать, что, игра – это лучший способ увлекательного времяпрепровождения и, если совместить его с ненавязчивым обучением, то можно получить уверенный результат крепких знаний. Знакомясь с новым и сложным, человек включает логику, внимание и память, эмоции, у него появляется опыт общения, развивается совместная и индивидуальная активность.

ГЛАВА II. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ – КОМПЕТЕНЦИЯ XXI ВЕКА

2.1. Понятие финансовой грамотности

Давайте сначала разберемся, что же такое финансовая грамотность и почему именно со школьного возраста нужно начинать заниматься финансовым образованием. Если обратиться к сайту Википедия, то финансовая грамотность – это сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений [1].

Несмотря на огромную важность финансовой грамотности в России, похвастаться ею могут далеко не многие. Долгие годы финансовое образование можно было получить только в профильных учебных заведениях. При этом в повседневной жизни каждому из нас нужно решать множество вопросов, связанных с собственным финансовым благополучием. Любой человек каждый день сталкивается с финансовыми вопросами: при походе в магазин, поездке на работу, в путешествие, при проведении банковских операций и оплате счетов. Нас окружает множество предложений по кредитованию, оформлению банковских карт. Наряду с добросовестными организациями, появилось много мошенников, которые обманным путем отнимают деньги у населения. Все чаще по телевидению рассказывают истории людей, оказавшихся без жилья и средств к существованию из-за собственной доверчивости.

Интернет журнал о бизнесе, недвижимости и финансах «Бизнесменам» в 2019 году опубликовал замечательную статью «Что такое финансовая грамотность – основы для начинающих + ТОП-9 советов, с чего начать изучение финансовой грамотности».

Изучив представленные материалы, я сделал вывод, что начинать обучение финансовой грамотности нужно с начальной школы, чтобы к тому моменту, когда нужно будет принимать важные жизненные решения, быть достаточно образованным в вопросах управления собственными деньгами и имуществом.

Сегодня, как никогда, очень важно к началу самостоятельной жизни сформировать у школьника перечень тех базовых понятий и навыков, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать сложные финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.

2.2. Основные характеристики финансово грамотного человека

Большинство людей сегодня воспринимают область финансов и экономики, как часть профессиональной деятельности. Но современная жизнь требует от каждого из нас умения вести свой собственный бюджет, планировать расходы с учетом доходов, уметь ориентироваться в финансовых предложениях, чтобы добиться финансового благополучия для себя и своей семьи.

Финансовая грамотность в жизни людей:

1. Помогает в поисках дополнительных доходов, отличных от заработной платы.

Благодаря знаниям человек может рассмотреть дополнительные варианты заработка, которые являются перспективными и могут создать «подушку безопасности» в случае потери работы.

2. У человека появляются не только знания и умения, но и уверенность.

Финансово грамотные люди уверены в собственных силах, так как знают многое из того, что может помочь им в принятии непростых решений, связанных с их собственным будущим и будущим семьи.

3. У человека формируется правильное отношение к финансам.

Он начинает управлять своими деньгами, отказываясь от неразумных трат и увеличивая сбережения, а также инвестируя их для получения дополнительного дохода.

4. Человек умело распределяет и контролирует свой бюджет.

Финансово грамотный человек никогда не станет заключать рискованные сделки, брать кредиты в банках, будучи неуверенным, что сможет вернуть его в срок.

Можно выделить семь главных качеств финансово грамотного человека:

1. он ведет учет доходов и расходов и планирует их,

2. знает свои права,

3. владеет актуальной информацией о финансах,

4. рационально выбирает финансовые продукты и услуги,

5. имеет сбережения,

6. избегает непомерных платежей и долгов по кредитам,

7. готов к непредвиденным обстоятельствам.

Возвращаясь к теме исследования, вспомним, что обучение эффективно тогда, когда сопряжено с игрой. Не случайно в период больших изменений в экономике стали появляться настольные экономические игры. Люди всегда нуждались в собственной финансовой грамотности и стремились повысить её возможными способами.

ГЛАВА III. ВНЕДРЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАСТОЛЬНЫХ ИГР В ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

На уровне государства провозглашена всеобщая финансовая грамотность, которую сегодня вводят как отдельный курс в школы. При этом учебных пособий, адаптированных для детей, крайне мало.

Рассмотрев множество игр, историю их развития, я задумался над вопросом: как можно сочетать обучение и игру, в процессе преподавания детям финансовой грамотности? Нужно ли это? Будет ли интересно?

3.1. Проведение исследования интереса учащихся средней школы

к настольным играм

Для ответа на свои вопросы я провел опрос среди учащихся 5-9 классов средней школы № 15 с помощью Google формы.

В опросе приняли участие 35 человек, которые отвечали на следующие вопросы (опросный лист представлен в приложении № 1):

1. Как часто вы играете в настольные игры?

2. Почему люди играют в настольные игры?

3. Если вас пригласят сыграть в настольную игру, то какому виду настольных игр вы отдадите предпочтение?

4. Как вы думаете, будут ли полезны настольные игры в обучении?

5. Знакомы ли вы с перечисленными экономическими настольными играми?

6. Какие экономические понятия вам знакомы?

7. Хотелось бы вам поиграть с друзьями в настольную экономическую игру?

8. Чему бы вы хотели научиться, играя в настольную экономическую игру?

Опрос был сформирован так, чтобы в первой части оценить заинтересованность детей в настольных играх, а во второй проверить их финансовую грамотность. Проанализировав результаты можно сделать следующие выводы.

Сегодня подростки не часто играют в настольные игры. Более 20% не играют в них вообще, и лишь около 17,5% играют регулярно (диаграмма 1). При этом 77% опрошенных согласились бы сыграть в настольные игры со своими друзьями, если представилась такая возможность.

Диаграмма 1.

Самыми популярными из видов настольных игр признаны абстрактные игры, большинство из которых было изобретено более десяти веков назад и прошли длинный путь своего развития: шахматы, шашки, лото, карты, домино и т.п. Игры-ходилки, или как их называли в ХVIII веке «гусёк», и игры-стратегии также очень популярны среди респондентов. А вот игры, в которых заложен принцип головоломок, нравится далеко не всем. Только 7 человек из 35 проголосовали за данный тип игры (диаграмма 2). При этом 46% опрошенных уверены, что игры развивают, 48% говорят о том, что играть в настольные игры интересно.

Диаграмма 2.

Следующий блок вопросов касался экономических настольных игр и проверки финансовой грамотности школьников.

Почти 71% считают, что экономические настольные игры будут полезны в обучении. 100% из них знакомы и играли в «Монополию» (не зря это самая популярная игра в мире), более 31% отметили игру «Миллионер». В целом со всеми представленными в анкете играми некоторое количество опрошенных знакомы, что говорит об интересе к данному жанру настольных игр. А вот с экономическими терминами знакомы далеко не все. Хорошие знания показали в основном учащиеся 8-9 классов, ребята более младшего возраста в основном отмечали позиции: деньги, пособия, кредит, бизнес (диаграмма 3). Такой выбор, возможно, связан с теми финансовыми ситуациями, которые встречаются в их семьях.

Диаграмма 3.

Важно то, что ребята хотят повысить свою финансовую грамотность. 77% опрошенных хотели бы с помощью настольных экономических игр научиться зарабатывать деньги, 45,7% познакомиться с основами бизнеса и предпринимательства, а 48,6% хотят научиться вести свой бюджет (диаграмма 4).

Диаграмма 4.

Основываясь на полученных данных, было принято решение об эксперименте: в течение одной недели провести в 5 классе серию занятий по финансовой грамотности с использованием экономической настольной игры.

3.2. Организация обучающего курса по финансовой грамотности

Этапы организации обучающего курса:

Определение темы и цели курса.

Подготовка учебных пособий, оборудования.

Проведение предварительного опроса на понимание экономических терминов.

Проведение занятий путем разделения учащихся на 2 группы: 1 –я группа – только теоретическое обучение по учебнику, 2- я группа – теоретическое и практическое обучение с применением настольной игры.

Повторный опрос на понимание экономических терминов.

Подведение итогов.

Сегодня мы живем в мире, где важно правильно и грамотно выстраивать свои финансы, понимать, как они устроены, как их можно преумножить, какие есть возможности, чтобы улучшить благосостояние своей семьи.

Для проведения занятия была выбрана тема «Ведение бюджета семьи». Выбор был сделан на основе результатов опроса и с учетом возраста участников. Цель – объяснить, откуда в семье берутся деньги, как совершаются покупки и какие риски нужно учесть при распоряжении своими финансами.

Проведем подбор игры. Рассмотрим характеристику самых популярных экономических игр (таблица 1).

Таблица 1

Характеристика самых успешных и популярных экономических игр

Название игры

Цель игры

Взаимодействие между игроками

Возраст игроков

Кол-во игроков

Время игры

Монополия

Рационально используя стартовый капитал, добиться банкротства других игроков

Конкуренция за обладание предприятиями

8+

2-6

60-90 минут

Миллионер

Стать монополистом и разорить остальных игроков

Конкуренция за обладание предприятиями и активами

8+

2-6

60-90 минут

Денежный поток 101

Научить человека грамотно распоряжаться своими деньгами, познакомить с основными понятиями финансовой грамотности

Партнерство в совместном открытии бизнесов и при покупке акций на первом круге

8+

4-6

4 часа

Семья и карьера

Построить собственную карьеру и счастливую финансово благополучную семью

Взятие кредита в банке

9+

2-4

Устанав-ливается самосто-ятельно

Колонизаторы

Построить самую успешную колонию на острове Катан

Заключение сделок купли-продажи земли, ресурсов, недвижимости

10+

3-4

45-90 минут

Быки и медведи

Заработать наибольший капитал, торгуя на бирже

Заключение биржевых сделок

7+

2-10

10-45 минут

Все рассмотренные игры подходят по возрастному критерию для проведения занятия в 5 классе. Исходя из цели курса, принято решение использовать игру «Семья и карьера». Также преимущество данной игры в том, что остановить игру можно в любой момент, что удобно в режиме ограниченного времени.

С целью предварительной проверки знаний составлен тест из пяти вопросов (приложение № 2). Эти же вопросы использовались для повторной проверки после теоретического и практического занятия с использованием настольной игры «Семья и карьера».

Для теоретического занятия использован электронный учебник Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. «Финансовая грамотность: материалы для учащихся 5-7 классов», размещенный на официальном сайте Федерального методического центра по финансовой грамотности общего и среднего профессионального образования.

В занятии приняли участие 8 человек, которые были разделены на 2 группы.

До начала реализации обучающей части эксперимента было проведено тестирование. В результате группы показали примерно равные результаты. Процент правильных ответов составил 36%. Преобладал ответ «Не знаю».

Далее обе группы самостоятельно в течение одной недели изучали 1 модуль учебника, в котором содержится информация о ведении семейного бюджета. При этом вторая группа одновременно с изучением теории каждый день играла в настольную игру «Семья и карьера». Ребята проходили игру по установленным в ней правилам. После чего обе группы повторно прошли процедуру тестирования на знания по изучаемой теме, а также оставили свой отзыв о курсе.

Результаты эксперимента следующие: уровень знаний первой группы учащихся составил 68%, второй - 92%.

Вывод: настольные игры помогают лучше усвоить теоретический материал, закрепить на практике полученные в теории знания. Кроме того, все участники второй группы сказали, что в процессе игры было проще разобраться с основными понятиями: кредит, проценты, аренда, депозит, вклад, сбережения. Ребята узнали, какие пособия сможет получать семья при рождении детей, какие непредвиденные расходы могут возникнуть и как к ним подготовиться, чем может быть полезен банк. А самое главное, как строится бюджет семьи, с чем сталкиваются их родители, и как непросто заработать деньги.

Как показал проведенный эксперимент, с помощью игры участники получили большую мотивацию к дальнейшему саморазвитию и самообучению.

Рекомендация по итогам исследования: внедрить в школе игровую форму обучения. Наиболее эффективно реализовывать её во внеурочной деятельности, расширяя программу игр и вовлекая различные классы в процесс игрового обучения. Посредством настольных игр можно развить такие навыки как: коммуникативные способности, образное и логическое мышление, умение концентрироваться, актерские способности, расширить словарный запас, а также улучшить знания по определенному предмету.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настольные игры стали неотъемлемым элементом жизни многих народов. Они передавались из поколения в поколение, их привозили в качестве трофеев путешественники. Игры создавались, исходя из потребностей времени, они являлись отражением культуры создавших их народов.

С течением времени игры становились все более функциональными и сложными, даже наделялись особым смыслом, возникали новые темы и жанры. Экономические игры – это вид особого игрового жанра. Благодаря им, у людей появилась возможность без риска потерять реальные деньги повысить свои знания в области финансов и управления собственностью.

Знаменитый инвестор, писатель и создатель финансовой игры «Денежный поток» Роберт Кийосаки утверждает, что «важнее научить своего ребенка финансовой грамотности, и ненавязчиво это можно сделать в игровой форме и с помощью специальных игр» [6].

Играя в экономические настольные игры можно преобразовать теоретические знания — в практические навыки, обыгрывая свои будущие финансовые стратегии без риска для своего реального финансового благосостояния. Ведь детство – этот тот период, когда не страшно ошибаться, потому что твои ошибки происходят в игре, а не в реальной жизни. Принял правильное решение – заработал, не дооценил риски – потерял свои игрушечные деньги. Вот так, радуясь своему успеху и обжигаясь на своих ошибках, можно научиться самостоятельно мыслить и принимать правильные решения, перенеся их в реальную жизнь. Ведь все что необходимо - это просто продолжать действовать так, как уже научился действовать в игре.

В результате работы было изучено большое количество информации, получены новые знания, проведено экспериментальное исследование пользы экономической настольной игры в обучении финансовой грамотности. Цель проекта: изучить эффективность настольных экономических игр как средства обучения школьников финансовой грамотности – достигнута.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/

2. Доктор Николсон. История становления и развития настольных игр (НиЭП). – Режим доступа:

https://pikabu.ru/story/istoriya_stanovleniya_i_razvitiya_nastolnyikh_igr_niyep_7171150

3. Кузнецов И. Почему игровое обучение самое эффективное?,- «Теории и практики», 2019. – Режим доступа: https://theoryandpractice.ru/posts/1881-pochemu-igrovoe-obuchenie-samoe-effektivnoe

4. Левин А. Что такое финансовая грамотность – основы для начинающих + ТОП-9 советов, с чего начать изучение финансовой грамотности. - Интернет журнал о бизнесе, недвижимости и финансах «Бизнесменам», 05/2019. – Режим доступа: https://biznesmenam.com/informatsiya/chto-takoe-finansovaja-gramotnost-osnovy-dlja-nachinajushhih.html

5. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 5-7 классов. – М.: ВАКО, 2018. – 280 с. – (Учимся разумному финансовому поведению). - Режим доступа: https://fmc.hse.ru/data/2019/02/19/

6. Рекламная страница игры «Денежный поток». – Режим доступа: https://cashflow101-606.ru/igra-denezhnyj-potok-istoriya-sozdaniya/

7. Настольные игры XIX века. – Режим доступа: https://pikabu.ru/story/nastolnyie_igryi_xix_veka_7966419

8. Силуанов заявил, что финансовая грамотность стала необходимой компетенцией XXI века. ТАСС – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/9381325

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1. Анкета для Google формы

«Добрый день!

Прошу тебя помочь в исследовании о пользе экономических игр и ответить на несколько несложных вопросов. Поставь галочку напротив выбранного ответа.

В анкете есть вопросы, на которые можно дать несколько ответов или записать свой вариант.

1. В каком классе вы учитесь?

5

6

7

8

9

2. Как часто вы играете в настольные игры?

Очень часто, почти каждый день

По выходным

Один-два раза в месяц

Очень редко

Не играю вообще

3. Почему люди играют в настольные игры?

Интересно

От нечего делать

Эти игры развивают

Не знаю

4. Если вас пригласят сыграть в настольную игру, то какому виду настольных игр вы отдадите предпочтение?

Абстрактные (шахматы, шашки, домино, джэнга, карты, лото, уно и т.п.)

Игры-ходилки (первым дойти до конца игрового поля)

Игры-стратегии (нравится узнавать что-то новое, думать в процессе игры и выстраивать стратегию)

Головоломки, обучающие игры (скрабл и т.п.)

5. Как вы думаете, будут ли полезны настольные игры в обучении?

да

нет

6. Знаком ли ты с перечисленными играми?

Выбрать можно несколько ответов

Монополия

Быки и медведи

Биржа

Миллионер/Миллиардер

Денежный поток

Трейдеры

Бизнес

Семья и карьера

7. Какие экономические понятия вам знакомы?

Выбрать можно несколько ответов. Выберите только те термины, которые понимаете

Деньги

Кредит

Монополия

Акция

Биржа

Капитализация

Бизнес

Депозит

Бюджет

Трейдер

Инфляция

Дефолт

Дивиденды

Пособия

Инвестиции

Брокер

8. Хотелось бы вам поиграть с друзьями в настольную экономическую игру?

Экономические игры – это игры, которые учат в игровой форме распоряжаться денежными средствами и зарабатывать их.

да

нет

9. Чему бы вы хотели научиться, играя в настольную экономическую игру?

Выбрать можно несколько ответов

Научиться зарабатывать деньги

Научиться торговать на бирже

Познакомиться с основами бизнеса и предпринимательства

Научиться вести свой бюджет

Научиться управлять государством, предприятием

Спасибо большое за участие!»

Приложение № 2. Анкета к занятию.

«1. Что такое бюджет?

а) Деньги

б) Расходы за определенный период

в) Финансовый план

г) Депозит

д) Не знаю

2. Что такое сбережения?

а) Деньги, которые зарабатывает человек

б) Финансовые доходы населения, отличительными особенностями которых являются длительный период хранения и накопительный характер

в) Результат расходования собственного богатства в виде денежных средств

г) Не знаю

3. Какие расходы в семье являются обязательными?

а) Коммунальные платежи

,б) Покупка машины

в) Оплата мобильной связи

г) Поездка на отдых

д) Не знаю

4. Что относится к доходам семьи?

а) Заработная плата

б) Стипендия

в) Пособие

г) Капитализация процентов по вкладу

д) Дивиденды

е) Не знаю

5. Что относится к непредвиденным расходам?

а) Оплата кредита

б) Покупка лекарств

в) Ремонт машины

г) Расходы на свадьбу

д) Не знаю»

Вопросы для финала эксперимента:

1. Прошу поделиться личным впечатлением о процессе обучения.

___________________________________________________________________

2. Хотели бы вы продолжить обучение финансовой грамотности через использование настольных игр? ДА НЕТ Затрудняют с ответом

Просмотров работы: 1889