Шумовые инструменты своими руками

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2021

Шумовые инструменты своими руками

Бабинцева Е.Е. 1
1МАОУ СОШ № 32
Ефимова Ю.В. 1
1МАОУ СОШ № 32
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Однажды мы с мамой разбирали детские игрушки в моей комнате, и нашли погремушку, с которой я, будучи совсем малюткой играла. Это была моя любимая погремушка. Тогда мама рассказала мне про шумовые инструменты. Изучив подробно этот разряд инструментов, больше всего меня заинтересовали маракасы. Дело было в период пандемии коронавирусной инфекции, поэтому купить маракасы было достаточно сложно. И вместе с мамой мы придумали способ изготовления шумовых музыкальных инструментов своими руками.

Но на этом я не остановилась. Своими знаниями я хотела поделиться со своими одноклассниками. Я учусь в музыкальной школе, в музыкальном классе, мой специальный инструмент - фортепиано. Пока мы ещё не изучали другие музыкальные инструменты, поэтому я подумала, что моим друзьям было бы очень интересно узнать про них и научиться играть.

Я провела опрос среди учащихся 1А класса и получила следующие результаты:

1) Все учащиеся 1А владеют каким-нибудь музыкальным инструментом.

2) Не все учащиеся знают, что из себя представляют шумовые музыкальные инструменты и как они звучат. Самым популярным шумовым музыкальным инструментом является маракас.

3) Многие ребята никогда не играли на шумовых инструментах, но проявляют желание научиться и принять участие в музыкальном номере с использованием этих инструментов, а также научиться изготавливать шумовые инструменты своими руками (Приложение 1)

На уроках музыки мы смотрели видеозаписи детского шумового оркестра, мне очень понравились эти композиции, и я подумала: «А почему бы и нам в классе не создать что-то подобное?» Мы решили попробовать сделать шумовые инструменты своими руками, научить этому одноклассников, и организовать свой шумовой оркестр. Поэтому я избрала тему исследовательского проекта: «Шумовые инструменты своими руками».

Цель работы: развить у моих одноклассников интерес к музыке в процессе изготовления и через игру на самодельных шумовых музыкальных инструментах.

Задачи:

расширять кругозор детей на основе знакомства с музыкальными инструментами, их строением и звучанием;

способствовать формированию навыков приемов игры на музыкальных инструментах;

развивать у детей творческие способности при изготовлении самодельных шумовых музыкальных инструментов.

развивать интерес к музицированию через создание шумового ансамбля из ребят нашего класса.

Объект исследования: шумовые инструменты

Предмет исследования: изготовление и использование шумовых инструментов

Гипотеза:Предположим, что любой человек, даже ребенок, может изготовить простой музыкальный инструмент, если он знаком с музыкальными инструментами и умеет фантазировать. Сделав интересные и простые шумовые инструменты, поможет заинтересовать детей к творческой работе для создания ансамбля.

Изготовление шумовых инструментов – это интересная и, приносящая удовольствие работа, которая:

• вызывает интерес детей к игре на шумовых и музыкальных инструментах;

• объединяет ребят, развивая навыки общения в коллективе;

• расширяет знания детей о мире звуков и музыкальных инструментов;

• дает возможность применения шумовых музыкальных инструментов на занятиях музыки с другими детьми.

В работе я использовала следующие методы исследования: поиск и анализ литературы; анкетирование, практическая творческая работа; репетиции.

Этапы работы над проектом:

1) Разработка проекта

- Поиск информации о шумовых музыкальных инструментах.

- Анкетирование учащихся по теме музыкальных инструментов.

- Создание шумовых музыкальных инструментов.

- Ознакомление учащихся класса с целью проекта.

2) Основной:

- Прослушивание с учащимися звучания различных шумов, шуршаний, шелеста; рассматривание различных шумовых, музыкальных инструментов и проведение беседы о них, из чего они сделаны и какой у них звук, звонкий или глухой.

- Совершенствование навыков игры на музыкальных инструментах при помощи музыкальных игр.

- Изготовление шумовых музыкальных инструментов своими руками.

- Привитие интереса к коллективному музицированию.

3) Вывод:

- Анализ проведённой работы.

- Возможные дальнейшие цели.

Я надеюсь, что моя работа поможет моим одноклассникам в использовании шумовых звуков в повседневной жизни. Они позволят нам по-новому услышать мир звуков.

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Особенности шумовых инструментов.

Музицирование на детских шумовых инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда являлась необходимым условием общего развития детей. Игра на детских шумовых инструментах - развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Шумовые народные инструменты особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на шумовых инструментах не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные приемы игры.

Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его  в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки.

Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

Играя на шумовых инструментах дети,во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко,в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков.

В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.

1.2. Многообразие шумовых инструментов.

Шумовые инструменты – это самые первые музыкальные инструменты, с которыми знакомятся дети. Шумовые музыкальные инструменты обычно разделяют на две группы:

Инструменты, не имеющие определенной звуковой высоты, то есть, шумо - ударные инструменты. К ним относятся бубны, барабаны, бубенцы, румбы, треугольники, тамбурины, маракасы и т.д.

2. Звуковысотные ударные инструменты, основу которых составляет резонансовый ящик, имеющий несколько пластинок определенной высоты из метала или дерева. Это ксилофоны, металлофоны, колокольчики, маленькие литавры.

Музыкальные инструменты для детей и даже для взрослых всегда остаются чудесными, необыкновенными притягательными предметами, на которых очень хочется сыграть. Ведь инструмент для людей – символ музыки, а тот, кто играет на нем, – почти волшебник.

Разнообразие шумовых и ударных инструментов трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, маракасы, ручные барабаны, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов.

Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений. В современной жизни возможностей для звукотворчества неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать.

1. Инструменты, звучащие благодаря встряхиванию:

Погремушки.

Наверно, самый любимый детьми музыкальный инструмент. Создает шумовую окраску и прекрасно сочетается с другими звучаниями. Погремушки бывают различных форм, могут быть в виде продолговатых трубочек, а могут и круглые. Наполняют погремушки сыпучими материалами, это может быть и крупа, и мелкие камешки, которые при тряске издают интересный шумовой эффект.

Маракасы.

Один из древнейших музыкальных инструментов. Представляют собой два небольших деревянных или пластиковых шара с ручкой, наполненные камешками или дробью.

Бубенцы.

Небольшие металлические колокольцы шарообразной формы, прикреплённые к кожаной полосе или рукоятке.

Трещотка.

Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши.

2. Инструменты, звучащие благодаря удару:

Коробочка.

Это полый деревянный брусок прямоугольной формы с прорезью-резонатором на боковой стороне. Играют на ней молоточками от металлофона, ударяя ими по верхней плоскости коробочки.

Ложки.

С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующегося сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанью в ладоши, притопыванию, что существовало у всех народах мира с древности.

Треугольники.

Эти инструменты изготавливаются из металлического прута, согнутого в форме незамкнутого равнобедренного треугольника. Звук вызывается лёгким ударом металлической палочки по одной из его сторон. Треугольник обычно укрепляют на леске или шнурке и держат левой рукой, либо подвешивают на уровне груди к специальной подставке, имеющей устойчивое основание.

Барабан.

Это общеизвестный инструмент. Представляет собой корпус деревянный (реже металлический), обтянутый с одной или с двух сторон кожей или пластиком. Формы и размеры детских барабанов различны. Они лёгкие, красиво оформлены и дают не очень сильный звук, который не утомляет слух.

Бубен.

Этот инструмент имеет вид деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей и открытого с другой стороны; по окружности его в специальные вырезы вмонтированы парные металлические тарелочки.

Тарелки

Они представляют собой выпуклые в середине металлические диски, сделанные из особого сплава. Применяют как одинарные, так и парные тарелки. Играют на тарелке металлической или деревянной палочкой с твёрдой или мягкой головкой.

3.«Мелодические» ударные инструменты.

Металлофон.

Инструмент представляет собой набор металлических пластинок, свободно укреплённых на раме.

Ксилофон.

Он представляет собой набор деревянных пластин, расположенных в один ряд и свободно укреплённых на раме. Инструмент ставится на специальную подставку или стол, соответствующие росту ребёнка.

1.3. Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами:
маракас и шейкер.

Маракас - ударно-шумовой музыкальный инструмент индейцев Латинской Америки, издающий при потряхивании шуршащий звук. Сначала маракасы изготовлялись из высушенных плодов дерева игуэро, растущего на Кубе, или из тыквы. Использовались плоды небольшие, правильной округлой формы. После удаления мякоти и сушки плода внутрь насыпали мелкую гальку или семена растений. Потом приделывали ручку, и инструмент готов. Современные маракасы делают из пластмассы. Обычно исполнитель использует пару погремушек с разными звуками - по одной в каждой руке.

Маракасы относятся к семейству трещоток и погремушек. Из самого названия понятно, что это инструменты не мелодичного звука, как, например, пианино или скрипка. Они, напротив, издают резкий звук, получаемый при встряхивании. На первый взгляд может показаться, что это незначительные инструменты, но это не так. Они служат для создания неповторимых шумовых эффектов, которые придают музыке определенный колорит и создают эффект присутствия слушателя в музыкальной картине.

Шейкер (от англ. shaker — «to shake» — трясти) — название целого ряда ударных музыкальных инструментов (перкуссии), используемых для создания ритмов, а также придания музыке оригинального звучания. Представляет собой закрытую ёмкость из твёрдого материала, частично наполненный мелким сыпучим содержимым (крупный песок, дробь, бисер, зёрна растений и т. п.). Шейкеры имеют разнообразные размеры, форму и вид, могут напоминать барный шейкер для коктейлей, иметь форму шара или яйца и т. п. В любительских условиях роль контейнера зачастую исполняют алюминиевые банки из-под газированных напитков.

Шейкеры часто используются в популярных и традиционных музыкальных направлениях (фолк-музыкаэтническаяэстрадная музыкаджаз и т. д.).

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Способы изготовления маракас и шейкера

Изготовление шумовых музыкальных инструментов своими руками очень хорошо развивает воображение и мелкую моторику. Ниже приведены советы, как сделать маракасы и шейкер своими руками.

Для изготовления маракаса нам понадобится:

Контейнер от шоколадного яйца Киндер сюрприз; бисер, бусинки, пайетки, крупа; пластмассовые одноразовые столовые ложки; тоненькие резинки для плетения; упаковочная бумага; декоративный скотч; клей для декорирования.

1.Внутрь контейнера засыпаем либо бисер, бусинки, пайетки или крупу и закрываем его. От наполнения зависит звучание инструмента.

2.Укладываем контейнер между ложками, закрепляем при помощи резинки. Важный момент – резиночка должна находиться посередине контейнера с ложками. Сверху обернуть упаковочной бумагой и также закрепить у основания резиночкой. Ручки ложек обернуть декоративным скотчем. Покрыть клеем и декорациями. Маракас готов ( Приложение 2).

Для изготовления шейкера нам понадобится:

Пластиковые стаканчики; бисер, бусинки, пайетки, крупа; скотч; декоративный скотч; клей для декорирования.

Внутрь пластикового стаканчика засыпаем либо бисер, бусинки, пайетки или крупу и накрываем его вторым стаканчиком. Место стыка срепляем скотчем. От наполнения зависит звучание инструмента. Далее украшаем декором с помощью клея. Шейкер готов.

Существует масса шумовых музыкальных инструментов, которые можно сделать своими руками из бросового материала.

2.2. Техника игры на маракасах и шейкере.

Правильно держать маракас - одной рукой. От силы встряхивания инструмент меняет силу звука. Движение инструментом может быть вертикальным и горизонтальным. Вертикальное - дает более громкий, сильный звук, горизонтальное движение дает тихое шуршащие звучание. Маракасы парный инструмент, играют на них, потряхивая поочередно каждой рукой, либо выполняя движение одновременно двумя руками, при этом руки находятся на высоте плеч. Для большей выразительности, акцентируя какой-то звук, можно "выбрасывать" руку вперед или совершать вращательные движения в разные стороны. Инструмент используется для ритмического сопровождения народных танцев, песен и игр, применяется в оркестрах.

С помощью игры с маракасами у детей развивается музыкальный слух, чувство такта и ритма, моторика рук, воображение и эмоциональность; улучшается координация движений, а благодаря ярким рисункам – цветовосприятие.

Способ звукоизвлечения у шейкера соответствует названию: по нему как правило не ударяют, его сотрясают, перемещая вперед и назад, вверх-вниз. При этом частички наполнителя сталкиваются между собой и с внутренней поверхностью, создавая специфическое звучание инструмента. Более резкие, отрывистые движения обеспечивают более жесткую атаку звука, создавая акцент на определенных долях ритма. Шейкеры (как правило с деревянным корпусом) также могут иметь рифлёную поверхность для извлечения звука с помощью палочки. Звук производится обычно с помощью рук, однако на шейкерах можно играть и ногами, прикрепляя их к педалям или непосредственно к обуви для того, чтобы руки исполнителя были свободны — например, для других музыкальных инструментов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе мой работы я рассказывала своим одноклассникам об изготовлении шумовых инструментов маракас и шейкер. Шумовые инструменты можно изготовить самим, тем самым проявить творчество и оказать помощь учителю музыки в школе (для пополнения коллекции), для активного применения шумовых музыкальных инструментов на уроках музыки с другими ребятами.

Я надеюсь, что собранный и обработанный материал, помог моим одноклассникам. Дети очень любят такие инструменты за яркость, оригинальность, простоту в изготовлении и в использовании. Инструменты, изготовленные своими руками, как правило, созданы из подручных средств. Они заставляют нас по-новому услышать мир звуков, развивая наше воображение и фантазию, прививая любовь к творчеству.

Использование самодельных шумовых инструментов – это первый шаг к элементарному музицированию, которое позволяет ребенку сочетать игру с пением и с движениями, способствует развитию чувства ритма и двигательной активности.

Исходя из проделанной работы, я могу сделать следующие выводы: изготовление шумовых инструментов – интересная и приносящая удовольствие работа, а первые навыки музицирования в ансамбле ( Приложение 3) - первые шаги на пути к созданию единого и дружного коллектива класса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Гульянц Е. Детям о музыке. – М.: Аквариум,1996.

Леванова Т. Скоро премьера. – Л.: Детская литература,1991.

Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: исследование. – М.,1993.

Покровский Б. Сотворение оперного театра. – М.: Детская литература,1981.

Современная энциклопедия Аванта + Музыка наших дней. – М.,2002.

Юдина Е. Азбука музыкально-творческого саморазвития. – М.: Виконт,1994.

Рытов, Д. А. Домашний оркестр для веселого праздника. Мастерим и играем / Д.А. Рытов. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 144 c.

http://rodnaya-tropinka.ru/muzy-kal-ny-e-instrumenty-svoimi-rukami/#ixzz4Z3Xe5wfA

http://rodnaya-tropinka.ru/muzy-kal-ny-e-instrumenty-svoimi- rukami/#ixzz4Z44163g7

Приложение 1

Приложение 2.

Шумовые музыкальные инструменты, сделанные своими руками.

Приложение 3

Просмотров работы: 9