Детская эко-площадка в Одинцовском парке культуры, спорта и отдыха

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Детская эко-площадка в Одинцовском парке культуры, спорта и отдыха

Бурмистрова Д.Е. 1Фоменка Ю.И. 1Гладилина Ю.Д. 1Дьячкова С.А. 1
1ГБОУ МО «Одинцовский «Десятый лицей»
Середина И.В. 1Кузьмина О.Н. 1
1ГБОУ МО "Одинцовский "Десятый лицей"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. Одинцовский парк культуры, спорта и отдыха — это главный парк города Одинцово и Одинцовского района Московской области, располагающийся на территории Подушкинского лесопарка. В теплый период года парк посещает свыше 3000 человек ежедневно, среди них большое количество семей с детьми. В связи с этим Одинцовский парк мог бы стать подходящим местом для размещения в нем детской эко-площадки.

Проблема. Ежегодно в парке проводятся мероприятия экологической тематики, но нет специально оборудованного места, где можно было бы заниматься экологическим воспитанием детей и знакомиться самостоятельно или в группах с природой родного края.

Цель работы: разработать макет эко-площадки в Одинцовском парке культуры, спорта и отдыха, на которой дети дошкольного и младшего школьного возраста могли бы знакомиться с природой родного края и получать первичные знания об экологии.

Задачи:

Оценить возможности Одинцовского парка культуры, спорта и отдыха для экологической деятельности;

Подобрать подходящее место в парке для эко-площадки;

Продумать, что и как можно разместить на эко-площадке;

Описать функциональные зоны эко-площадки.

Объект исследования: детская площадка в Одинцовском парке

Предмет исследования: возможность развития на детской площадке экологической культуры и воспитания.

Гипотеза: эко-площадка поможет привлечь внимание детей к экологии родного края.

Методы: наблюдение, сравнение, конструирование, фотографирование, работа с разными источниками информации.

Глава 1. Возможности Одинцовского парка для размещения в нем эко-площадки

1.1 Подушкинский лес – ООПТ Одинцовского района

Одинцовский парк культуры, спорта и отдыха располагается на территории Подушкинского леса, который относится к особо-охраняемым территориям Одинцовского района. В Федеральном законе об особо охраняемых природных территориях, говорится, что ООПТ должны заниматься эколого-биологическим воспитанием населения. А значит, территория парка подходит для создания здесь эко-площадки.

Подушкинский лес расположен на востоке района между Одинцово и Рублево-Успенским шоссе рядом с селом Усово, деревней Подушкино, и Трехгоркой.

Он занимает равнинную поверхность, расчлененную долинами малых рек Самынки и Медвенки, а также многочисленными, густо ветвящимися балками. Подушкинский лес — крупный массив лесов, преимущественно смешанных. Основу составляют осиново-березовые леса с участием дуба, липы и ели. Отдельными участками представлены ельники, ельники с сосной, дубом и липой, липняки, сероольшаники. Иногда можно встретить дубы около 1м в диаметре и не менее внушительные ели и сосны.

Главный объект охраны —это целостный массив лесов. Здесь имеются местообитания ряда редких и охраняемых видов флоры и фауны. Среди охраняемых растений это, шпажник черепитчатый, (или дикий гладиолус), печеночница благородная, любка двулистная, пальчатокоренник Фукса, колокольчики персиколистный и крапиволистный. Из охраняемых птиц здесь отмечены черный коршун, осоед, клинтух. К числу охраняемых земноводных относится гребенчатый тритон. В лесах встречается уж, обитает орешниковая соня. В наиболее глухих уголках имеются норы барсука, редкого для Московской области млекопитающего. В пределах ООПТ находится большая часть «Одинцовского археологического комплекса», включающая 29 ценнейших археологических памятников, в том числе место находки неолитических орудий.

1.2 Экологические мероприятия в парке

В Одинцовском парке культуры, спорта и отдыха не однократно проводились мероприятия экологической направленности: изготовление и развешивание скворечников, приуроченное к международному дню птиц, эколого-краеведческие экскурсии по парку, субботники, фотовыставки, посвященные флоре и фауне нашей страны, изготовление поделок из природных материалов. Эти мероприятия всегда привлекают большое количество детей разного возраста.

Экологические мероприятия в теплое время года проводятся на улице, в холодное - в главном здании спортивного парка, которое предназначено для различных мероприятий.

Однако в парке нет регулярных мероприятий экологической тематики, для них нет постоянного помещения или площадки.

Стационарная эко-площадка позволит проводить там разные занятия, направленные на изучение природы родного края, на знакомство с экологическими законами, на познание природы через различные органы чувств.

В 2019 году Одинцовский парк победил в номинации «Лучший парк культуры и отдыха» в Подмосковье, а это значит, что на развитие парка выделяются материальные средства.

Глава 2. Проектирование эко-площадки

2.1 Какой должна быть эко-площадка

Во всем мире, особенно в странах Европы экологическому воспитанию детей уделяют много времени. Например, в национальных парках оборудуют экологические тропы, где посетители непосредственно знакомятся с объектами живой и неживой природы, размещают информационные стенды посвященные редким и краснокнижным животным, оборудуют познавательные детские площадки, где дети, играя могут знакомиться с природой своего края. Подобные примеры, есть в национальном парке «Куршская коса».

Не так давно стали появляться сенситивные парки. Они способствует развитию и повышению чувствительности у человека. Такие парки отличаются тем, что территория в них разбита на особые чувствительные зоны, посвящённые каждому чувству человека: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус.

Мы предлагаем оборудовать такую площадку, где можно объединить элементы экологической тропы и сенситивного парка. Мы считаем, что изучение природы родного края через чувства, не только интересно, но и эффективно.

На эко-площадке мы предлагаем оборудовать несколько функциональных зон, их описание смотри ниже. Основной упор при разработке детской площадки сделан на то, чтобы дети, знакомясь с природой родного края задействовали разные органы чувств, больше двигались и включали воображение. Каждая отдельно взятая зона– это свой сценарий игры. Все зоны должны быть оборудованы из природных материалов, прежде всего из дерева. Дерево — один из самых экологически чистых строительных материалов. Дерево экологично и приятно на ощупь в любое время года.

Проектирование площадки состояло из нескольких этапов. На первом этапе мы выбирали подходящее место для размещения площадки.

На втором этапе мы разрабатывали схему эко-площадки, выделяли на ней функциональные зоны. (Смотри рисунок 2)

На третьем этапе мы составляли описание каждой зоны, продумывали что разместить на каждой из них, чтобы дети могли получать на них экологические знания.

Рисунок 2. Схема размещения функциональных зон

на эко-площадке

2.2 Размещение площадки

Размер площадки должен составлять: длина 15 метров, ширина 9 метров, площадь 135 метров квадратных. Территорию площадки лучше разместить среди деревьев, по периметру огородить невысоким заборчиком, сделанным из природных материалов (прутья деревьев), можно предусмотреть крышу, чтобы она защищала посетителей от дождя. Наиболее подходящим местом для эко-площадки подходит участок, возле домика для занятий йогой и детской площадкой. (Смотри рисунок 1)

Рисунок 1. Место для эко-площадки в Одинцовском парке культуры, спорта и отдыха

Обоснование:

1. место для площадки будет размещено среди деревьев, а значит солнце не будет мешать проведению экологических занятий;

2. место расположено недалеко от центрального входа в парк (удобно добираться)

3. рядом с предполагаемой площадкой оборудованы места для отдыха для родителей (скамейки, лежаки)

4. рядом имеется детская площадка, и дети будут видеть, что происходит на эко-площадке.

Глава 3. Программа действий в ходе разработки макета.

Создание макета эко-площадки

Для того чтобы наглядно продемонстрировать эко-площадку, мы решили сконструировать ее макет.

Придумали форму макета (прямоугольная форма). Нарисовали эскиз будущей эко-площадки и разделили рисунок на зоны. У нас получилось семь зон:«Древо знаний», «Мир насекомых», «Следопыт», «Лесовичок», «Птичий дворик», «Ароматная зона», «Тропа ощущений».(Смотри рисунок 3) Решили, что у каждой девочки будет зона которую нужно будет сделать по эскизам.

Рисунок 3. Схемы каждой зоны в отдельности

Купили и подготовили необходимые материалы: картонную коробку, пластилин, веточки, песок, шишки, листья, хвоя, проволока, цветной принтер, бумага, цветной картон.

Для создания основания макета мы использовала картонную коробку размером 50 на 30 см. Дно коробки выложила слоем пластилина толщиной примерно 0,5 см, для того чтобы на нем хорошо удерживались элементы каждой зоны. Мы решили на макете разграничить цветом функциональные площадки, чтобы разместить на них основные элементы. Заборчик по периметру площадки мы сделали из сухих веточек. (Смотри рисунок 4)

Рисунок 4. Создание макета эко-площадки. Подготовка основы для макета

3.1 Программа действий Бурмистровой Дарьи

Зона «Мир насекомых»,предназначена для знакомства детей с насекомыми родного края. Здесь я разместила специальную конструкцию из проволоки и кубики из пластилина которые вращаются на проволоке. На каждом кубике необходимо разместить рисунок с частью насекомого.

Вращая кубики, дети могут соединить части насекомых в единую картинку. В качестве примеров можно взять бабочек, кузнечиков или жуков, наиболее распространенных в нашей области. (Смотри рисунок 5)

Рисунок 5. Зона « Мир животных

3.2 Программа действий Гладилиной Юлии

Зона «Следопыт», предназначена для знакомства детей с лесными зверями. Я предлагаю разместить на грунте деревянные дощечки с изображением следов животных. В этой зоне следы животных выполнены на пластилиновых пеньках.

Следы выложить по дорожкам, следуя по которым можно прийти к изображению животных. Я решила разместить следы наиболее часто встречающихся в Подушкинском лесу. Это следы зайца, лисы, барсука, белки. Также в этой зоне можно разместить информационный стенд с наиболее распространенными животными нашей области, выделив тех, кто занесен в Красную книгу.Изображения животных, я выполнила из бумаги использовала рисунки.(Смотри рисунок 6)

Рисунок 6. Зона «Следопыт»

3.3 Программа действий Фоменко Юлии

Зона «Лесовичок» будет знакомить детей с видовым составом деревьев. Здесь я предлагаю разместить в виде небольшого заборчика стволы самых распространенных деревьев нашего лесопарка, таких как ель, сосна, береза, осина, ольха. Очень часто, дети могут определить дерево по листьям, но не могут определить его по стволу. Также в этой зоне можно разместить информационный стенд с листьями деревьев и кустарников нашего края.

Стволы деревьев я выполнила из бумаги. Рисунок нарисовала сама.

Зона «Птичий дворик» предназначена для знакомства с птицами. Здесь я предлагаю разместить скамеечку с наушниками, где можно присесть и послушать голоса птиц. Можно предложить детям на слух определить, какой птице принадлежит голос. Также как и на других зонах необходимо разместить информационный стенд с видовым разнообразием птиц, включая краснокнижные виды. Информационный стенд с птицами, использовала готовые иллюстрации. Стол, скамеечка, изображения птиц, я выполнила из бумаги. Стол и скамеечку нарисовала сама.

Зона «Древо знаний» предназначена для занятий по экологии родного края. Проведения мастер-классов, изготовления поделок из природных материалов. Это стол в виде дерева, на макете выполненный из бумаги и раскрашенный под ствол дерева, а вокруг стола деревянные пенечки для того

сидеть. На макете сделаны из пластилина.(Смотри рисунок 7)

Рисунок 7. Зоны «Древо знаний», «Лесовичок», «Птичий дворик»

3.4 Программа действий Дьячковой Софьи

Ароматная зона предназначена для знакомства с травами. В этой зоне можно разместить горшочки или ящики с разнообразными травами. Особенно хорошо подойдут душистые травы. Можно предложить детям по старше по запаху определить растения. Также можно разместить ароматные столбики с запахами лесных растений и свежих цветов. Горшки для цветов в виде цветка, выполнила из пластилина и картона, также использовала сухие листья.(Смотри рисунок 8)

Рисунок 8. Ароматная зона

Зона «Тропа ощущений» представляет неширокую дорожку, проложенную по внутреннему периметру эко-площадки и выложенную разными природными материалами: галька, шишки, сухая трава, кора деревьев, щебень. Здесь можно предложить детям пройти по тропе босиком с закрытыми глазами и на ощупь определить по какой поверхности они идут.

Это дает возможность, не только познакомиться с природными материалами, но и укрепить стопу и развивать чувствительность ног ребёнка. Для тропы ощущений мы использовали различные материалы: сухие листья, ольховые шишки, песок, мелкие камушки, хвою.(Смотри рисунок 9)

Рисунок 9. Зона «Тропа ощущений»

Для того чтобы воздействовать на вкус детей, можно в конце занятий угощать детей мороженным или морсом со вкусом лесных ягод.

Для создания макета потребовались:

картонная коробка размер 50х30см - 1 штука

пластилин - 5 коробок стоимость 980 рублей

проволока – 20 рублей

цветной принтер

бумага, цветной картон – 100 рублей

Природные материалы: веточки, песок, шишки, листья, хвоя.

Заключение

В своей работе мы оценили возможности Одинцовского парка для размещения в нем эко-площадки; определили и обосновали наиболее подходящее место в парке для ее размещения; разработали схему площадки, с указанием функциональных зон, составили описание каждой зоны; сконструировали макет эко-площадки. (Смотри рисунки 10,11)

Рисунок 10. Приложение 10. Готовый макет вид сверху

Рисунок 11. Готовый макет вид сбоку

Перспективы использования результатов. Сконструированный макет, мы планируем представить администрации Одинцовского парка. Мы считаем, что разработанная нами эко-площадка будет интересна не только детям младшего возраста, но детям по старше. На разработанных нами зонах дети будут знакомиться с природой родного края, через разные органы чувств: тактильные (тропинка из различных природных материалов), обоняние (запахи душистых трав), слух (голоса птиц), глаза (информационные стенды с картинками животных и растений). Сотрудники парка смогут проводить на этой площадке различные экологические мероприятия. Можно будет организовать занятия для детей из городских детских садов.

Список литературы

1. Спортивный парк отдыха имени Лазутиной в Одинцово https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/odintsovo/parks/33388

2. Путеводитель по особо охраняемым природным территориям Одинцовского района. Одинцово-Москва, Природоохранный фонд «Верховье» Товарищество научных изданий КМК, 2009.

3. Федеральный законоб особо охраняемых природных территориях https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-14031995-n-33-fz-ob/

4. Природа Одинцовского края / Под ред. Н. Г. Рыбальского и В. В. Горбатовского. М.: НИА-Природа, 2004.

5. Сенсорный сад для детского развитияhttps://lookbio.ru/ekodom-2/obzory-ekodom-2/sensornyj-sad-dlya-detskogo-razvitiya/

Просмотров работы: 108