От прабабушки - маме (комплект одежды в стиле сороковых)

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

От прабабушки - маме (комплект одежды в стиле сороковых)

Стрижакова В.В. 1
1муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Приветненская средняя общеобразовательная школа" Выборгского района Ленинградской области
Феоктистова Г.А. 1
1муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Приветненская средняя общеобразовательная школа" Выборгского района Ленинградской области
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Проблема, идея, замысел проекта

В прошлом году я выполнила проект «Сценическое платье в стиле сороковых». Моей маме очень понравилось то, что я сделала, и она попросила меня сшить ей что-то в таком же стиле, только классический вариант. По сути, мой проект является продолжением предыдущего. И выполненные изделия можно объединить в единую коллекцию.

Цель моего проекта:

Создать классический комплект одежды для мамы в стиле сороковых годов.

Задачи проекта:

Изучение истории костюма сороковых.

Проведение маркетингового исследования для выявления спроса на проектируемые изделия

Закрепление навыков в конструировании и моделировании швейных изделий

Закрепление знаний о технологии изготовления швейных изделий

Закрепление навыков расчета себестоимости швейных изделий

Закрепление навыков использования информационных технологий по оформлению пояснительной записки проекта.

Актуальность:

ноября у моей мамы – день рождения. Этот комплект одежды – мой подарок ей к данному событию.

Глава 1. Теоретическая часть

Из истории моды сороковых

Мода сороковых годов диктовалась суровыми условиями, в которые были поставлены почти все страны мира.

В 1939 году началась мировая война и с этого момента промышленность (в том числе и легкая) начинает работать на обеспечение фронта. Ткани с тановятся дефицитом, в частности, существовал запрет на использование хлопка, шелка, кожи не для военных нужд. В результате этого, в крое женской одежды 40-х годов господствует минимализм и отсутствуют какие бы то ни было декоративные элементы, драпировки и прочие детали, требующие дополнительного метража ткани.

Двумя основными стилями одежды того времени стали спортивный стиль и стиль милитари.

В 1940-м году советская мода сближается с европейской. Политики боролись за сферы влияния и делили между собой мир, отнимая территории у одних государств и, отдавая их другим, а мода, как ни странно, извлекала пользу из этого жестокого процесса, в очередной раз, доказывая, что она является частью глобального мирового процесса, и ей не нужны границы.

В этот период советские модницы шагали наравне с европейскими модами и носили подкладные плечи, сильно расклешенные вещи в талию, длиной чуть за колено, блузки с рукавами-фонариками, надетые с сарафанами, высокие шляпы в тирольско-боварском стиле, а в подражании стилю испанскому и латиноамериканскому – безумно популярные платья и блузки в горошек, береты и тюрбаны.

Также в моде разнообразные фетровые шляпы и шляпки с вуалями, миниатюрные кожаные или шелковые сумочки-конверты, в 40-е годы стали носить небольшие сумочки через плечо на длинном тонком ремешке. В вечерней моде главенствовало романтическое направление.

Для модных вечерних и нарядных платьев 40-х годов характерны слегка расклешенные юбки, декольте, плотно прилегающий лиф, или лиф с драпировкой, небольшие рукава фонарики. Чаще всего вечерние туалеты шились из креп-сатина, файдешина или плотного шелка, креп-жоржета, креп-марокена, бархата, панбархата и паншифона, отделывались кружевом и аппликациями из цветов, бисером. Очень распространены белые кружевные воротнички. Главным дополнением выходного туалета считалась горжетка из чернобурой лисы. Из украшений особенно популярны были бусы и крупные брошки.

Фильдеперсовые чулки со швом, фетиш 40-х годов, достать было очень трудно, а цены на эти чулки были просто нереальными. В СССР альтернативой вожделенным чулкам стали белые носочки.

Девушка в платье с подкладными плечиками или рукавами- фонариками в белых носочках и лодочках на маленьком каблучке или босоножках – своеобразный символ эпохи 40-х.

Самыми распространенными прическами военных лет у советских женщин были – валик надо лбом и пучок сзади, часто покрытый сеткой, или валик и подкрученные марсельскими щипцами или подколотые сзади волосы, а также, так называемые, бараночки из кос и корзиночка – две косички, у которых кончик одной закреплен за основание другой.

Мода первой половины 40-х годов и второй половины этого десятилетия – две абсолютные противоположности.

Конец войны и вторая половина 40-х годов ознаменовались возвращением к удлиненным юбкам-клеш, свободным блузкам, воланам и бантам. В нужном месте и в нужное время оказался Кристиан Диор. Он предложил новый женственный стиль одежды.

С 1947 года в мировой моде главенствует стиль New Look, предложенный Кристианом Диором.

Стиль New Look предлагал совершенно новый женский силуэт – без подкладных плечиков, с прилегающим лифом и сильно утянутой талией и, либо очень пышной юбкой, либо узкой юбкой в форме нераспустившегося бутона. «Нью лук» был стилем, требующим от женщин создания единого ансамбля. Завершали образ искусный макияж и волосы, уложенные в прическу.

Для New Look характерны конкретность формы моделей (три ведущих силуэта: «широкий клешёный», «узкий», «прямой»), тщательный подбор аксессуаров. Самыми модными цветовыми сочетаниями стиля New Look были белый и кремовый с серым или коричневым, черный с бордо, а также серый с розовым.

     

Широкий клешеный

Прямой

Узкий

Маркетинговое исследование для выявления спроса на проектируемые изделия

Я провела опрос женщин-педагогов нашей школы: какой тип одежды они предпочитают для работы. По данному опросу составила таблицу (Таблица 1. Опрос общественного мнения)

Таблица 1. Опрос общественного мнения

Общее количество педагогов

Кол-во педагогов, предпочитающих

Юбки и блузы

Платья

Брюки и блузы

Сарафаны и блузы

22

9

7

5

1

По таблице для большей наглядности построила круговую диаграмму

Диаграмма 1. Предпочтения педагогов в деловом стиле одежды

Из таблицы и диаграммы видно, что 41 % педагогов (большинство) предпочитают носить на работу юбки и блузы, так как это очень удобно, можно изменить свой образ, поменяв элементы одежды. Кроме того, юбка наиболее практична и элегантна, а блуза добавляет образу женственности. В школе принято носить сменную обувь, а это, в основном, классический вариант, который также сочетается с данным образом.

Моя мама, как и большинство опрошенных педагогов, предпочитает комплект офисной одежды, состоящий из прямой юбки и светлой блузы, который, к тому же, возвратит ее в далёкие, романтичные, но суровые сороковые – в годы жизни ее прабабушки Марии, имя которой она носит. Кроме того, как мой заказчик, она попросила меня использовать для пошива юбки клетчатую ткань.

Банк идей. Эскизы. Выбор оптимальных идей и их обоснование

Набор первоначальных идей по выбору проекта

На рис. 1 представлены варианты юбки

     

А

Б

В

 

Рис. 1

 

На рис. 2 представлены варианты блузы

 

А

Б

В

 

Рис. 2

 

Дизайн-анализ аналогов проекта

Рис. 1 Вариант А.

Описание модели: Прямая укороченная юбка с разрезом и застёжкой «молния» в среднем шве заднего полотнища. Верхний срез обработан поясом.

Рис. 1 Вариант Б

Описание модели: Расклешённая юбка длиной до середины икры, выкроена по косой, с широким притачным поясом. Застёжка «молния» в левом боковом шве.

Рис. 1 Вариант В

Описание модели: Юбка с завышенной линией талии и длиной чуть ниже колена, со шлицей и застежкой на потайную молнию в среднем шве заднего полотнища. Верхний срез обработан обтачкой.

Рис. 2 Вариант 1

Описание модели: Блуза прилегающего силуэта из лёгкой ткани, длиной до середины бедра, с зауженным рукавом ¾, мягким воротником-стойка, в среднем шве передней части выполнено кокилье. Застежка-молния в левом боковом шве.

Рис. 2 Вариант 2

Описание модели: Блуза полуприлегающего силуэта из лёгкой ткани, длиной до середины бедра с центральной застёжкой на пуговицы, длинным рукавом на манжете, воротником стойка с бантом.

Рис. 2 Вариант 3

Описание модели: Блуза свободного силуэта длиной до середины бедра, с коротким рукавом – фонарик, образующим оборку в нижней части за счет кулиски, без воротника, застежка в форме капельки по передней части с завязкой из тесьмы.

Мне понравилась идея использовать для юбки ткань в клетку, а для блузы – светлую однотонную. Поэтому выбор буду делать только по фасону.

Я решила, что комплект одежды будет состоять из зауженной юбки с завышенной талией (что визуально удлинит фигуру моей мамы) (рис. 1 В) и свободной блузы полуприлегающего силуэта с центральной застёжкой, длинными рукавами на манжетах, воротником стойкой с вшитым в нее бантом (рис. 2 Б). Маме понравился мой выбор.

Глава 2. Теоретическая часть

Сняв мерки, построила базовый чертёж юбки и блузы, выполнила моделирование и построила чертежи.

Чертежи в масштабе М1:4

Чертеж заднего полотнища юбки

Чертёж переднего полотнища юбки

Чертёж обтачки верхнего среза юбки

Чертёж полочки блузы

Чертёж спинки блузы

Чертёж манжеты рукова

Ч ертёж рукава

Чертёж воротника-стойки

Чертёж банта

 

Таблица 3. Спецификация чертежей

 

Масштаб М1:4

Рис. 3

Чертёж заднего полотнища юбки

Рис. 4

Чертёж заднего полотнища юбки

Рис. 5

Чертёж обтачек юбки, 1 – передней части; 2 – задней части

Рис. 6

Чертёж полочки блузы и планки застежки

Рис. 7

Чертёж спинки и кокетки блузы

Рис. 8

Чертеж манжеты рукава

Рис. 9

Чертёж рукава

Рис. 10

Чертёж банта

Рис. 11

Чертёж воротника-стойки

Материалы

Таблица 3. Используемые материалы

п/п

Наименование

Количество

 

1

Смесовая костюмная ткань бордового цвета в клетку

1,0 м

2

Вискозный креп кремового цвета

2,00 м

3

Флизелин H180

0,2 м

4

Флизелин Н200

0,10 м

5

Швейные нитки кремового цвета

1 шт.

6

Швейные нитки для оверлока кремового цвета

4 шт.

7

Швейные нитки бордового цвета

4 шт.

8

Пуговицы

9 шт.

Инструменты

Таблица 4. Используемые инструменты

п/п

Инструмент

1

Швейная машина

2

Оверлок

3

Швейные иглы

4

Ножницы

5

Мм бумага

6

Карандаш

7

Линейка

8

Булавки

9

См лента для измерения размеров тела

10

Мел портновский

11

Утюг

12

Гладильная доска

 

Технология изготовления швейного изделия

Раскрой юбки и блузы

№п/п

Основные этапы

1

Раскрой юбки и блузы

2

Перевод контурных линий на парные детали

 

Технология изготовления юбки.

№п/п

Основные этапы

1

Обработка вытачек (рис. 11(1))

2

Обработка задней части юбки: выполнение среднего шва, шлицы (рис. 11 (3))

3

Обработка обтачек

4

Монтаж изделия: выполнение боковых швов, обработка верхнего среза обтачкой, выполнение застёжки-молнии в центральный шов спинки рис. 11 (2), обработка нижнего среза ручным швом «козлик»

5

Влажно-тепловая обработка изделия

Технология изготовления блузы

№п/п

Основные этапы

1

Обработка вытачек

2

Соединение кокетки со спинкой

3

Выполнение планок застёжки (рис. 11 (5))

4

Выполнение воротника (рис. 11 (5))

5

Выполнение рукавов (рис. 11(6))

6

Монтаж изделия: выполнение плечевых и боковых швов, вшивание воротника (рис. 11(5)), втачивание рукавов, втачивание застёжки-молния в центральный шов спинки, втачивание манжет рукавов (рис. 11 (7)), обработка нижнего среза швом вподгибку с открытым срезом (рис. 11 (4))

7

Влажно-тепловая обработка изделия

Схемы обработки швейных узлов.

 

Рис. 11

5

Таблица 6. Наименование узлов

1

Схема обработки вытачек

2

Схема обработки молнии и верхнего среза юбки

3

Схема обработки шлицы юбки

4

Схема обработки нижнего среза юбки

5

Схема обработки воротника и планки блузы

6

Схема обработки среза застежки рукава

7

Схема обработки манжет блузки

Глава 3. Эколого-экономическая часть.

3.1. Экономическое обоснование

Таблица 7. Расчет затрат на материалы

п/п

Материалы

Стоимость

За единицу

(руб.)

Кол-во

Затраты

(руб.)

1

Смесовая костюмная ткань бордового цвета в клетку

579,00

1,0 м

579,00

2

Блузочный креп белого цвета

580,00

2,00 м

1160,00

3

Флизелин H180

90,00

0,2 м

18,00

4

Флизелин Н200

90,00

0,10 м

9,00

5

Швейные нитки кремового цвета

230,00

1 шт.

230,00

6

Швейные нитки кремового цвета

45,00

4 шт.

180,00

7

Швейные нитки бордового цвета

45,00

4 шт.

180,00

8

Пуговицы

12,00

9 шт.

108,00

ИТОГО:

2464,00

Стоимость подобного комплекта на рынке предложений индивидуального пошива составляет от 5000 рублей.

Амортизационные затраты не учитывались, т.к. оборудованию больше 5 лет. Затраты на производство тоже, так как работа не доставляла никаких отрицательных эмоций.

Затраты на электроэнергию: в Интернете нашла информацию, что на производство юбки в ателье в среднем затрачивается 5 ч., блузы – 8,5 ч., из них на конструирование, моделирование и раскрой – 3 ч, на ВТО – 0,5 ч. Мощность э/лампочки освещения – 60W, мощность швейной машины – 40W, эл/лампочки швейной машины – 15 W, утюга – 1400 кW. Стоимость электроэнергии в Ленинградской области 4,48 руб.

W= 0,04 10 + 0,015  10 + 0,06  13,5+ 1,4  0,5 = 2,06 кW

С(эл)=4,48  2,06 = 9,23 рубля

Итого: 2 464,00 + 6,40 = 2 473, 23 рублей

Стоимость расходов на комплект одежды для мамы ниже стоимости подобных изделий на рынке предложений.

Экологическое обоснование проекта

Материалы, из которых изготовлены все изделия проекта, искусственные и синтетические. Их применение не вызовет никаких отрицательных последствий для природы и человека. Такая ткань прочна, гигиенична, легка и имеет достаточно длительный срок службы, она удобна в носке, легко стирается и утюжится. Обрезки, оставшиеся после кроя, пойдут на поделки для кружка «Куколки», который ведет мой учитель технологии.

Глава 4. Заключение

4.1. Описание окончательного результата

Юбка из смесовой костюмной ткани с рисунком «шотландская клетка» бордового цвета с завышенной линией талии, шлицей и застежкой на потайную молнию в среднем шве заднего полотнища. Верхний срез обработан обтачкой. Нижний срез обтачки окантован косой бейкой. (рис. 13)

Блуза кремового цвета из вискозного крепа полуприлегающего силуэта длиной до середины бедра, длинным рукавом, воротником стойка.

Перед блузы с центральной застёжкой на 7 обмётанных петель и пуговиц.

Спинка блузы с двойной кокеткой.

Рукав с манжетами, с застёжкой на 1 обмётанную петлю и пуговицу.

Декор в воротник-стойку вшиты ленты для образования банта по передней части. (рис. 12)

 

Рис. 13

 

Рис. 14

Рис. 14

Анализ проекта. Самоанализ.

Поставленная цель достигнута.

Изделие соответствует названию проекта: «От прабабушки – маме (комплект одежды в стиле сороковых»

И юбка, и блуза маме по размеру, значит я справилась с поставленной задачей.

Создавая данный проект, я использовала знания в математике, черчении, экономике, материаловедении, рисовании, технологии, экологии и эстетике.

Комплект соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, так как сшит и искусственных и синтетических материалов.

Некоторые технологические операции по пошиву платья я выполняла впервые:

Выполнение воротник стойка с бантом;

Обработка банта;

Выполнение манжеты рукава;

Выполнение двойной кокетки спинки;

Выполнение шлицы.

Обработка верхнего среза юбки обтачкой

Закрепила свои умения и навыки, полученные ранее:

Соединение деталей стачным швом;

Обработка краевых срезов швом вподгибку с открытым срезом;

Обработка петель с использованием полуавтоматической лапки;

Обработка края изделия косой бейкой

Трудности были с совмещением рисунка клетки в швах.

Данный комплект, не смотря на то, что выполнен в стиле сороковых, вполне соответствует перспективным тенденциям современной моды. Клетка всегда присутствует в списке модных тенденций осени изимы. Цвета молочных и белых оттенков – фавориты этого года. Банты, рюши, кокилье – все прелести сороковых, сейчас также в тренде.

Педагоги дали хорошую оценку моей работе.

Мама с удовольствием носит мой подарок. (рис. 14)

Вывод

Женщина хочет одеваться так, как другие, и страдает, если действительно одета так, как другие». 

Лешек Кумор

«Каждое поколение смеется над старой модой, неизменно следуя ей»

Генри Дэвид Торо

«Мода всегда вдохновлена молодостью и ностальгией и часто черпает вдохновение в прошлом»

Лана Дель Рей

Прикосновение к истории дарит вдохновение!

Обращайтесь к прошлому, и вы найдете в нём то, что сделает неповторимым образы Вас, Ваших близких и друзей, а в будущем, и Ваших клиентов!

Используемая литература:

Л.В. Мельникова и др. Обработка тканей. Учебное пособие для учащихся 9-10 кл. сред. Общеобразоват. Шк./Л.В. Мельникова, М.Е. Короткова, Н.П. Земганно. – М.: Просвещение, 1986. – 208 с., 0,5 л.ил.: ил.

Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд, 8 кл.: учебник/О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Макруцкая. – 5-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2018.– 253, [3] c.: ил.

Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд, 6 кл.: учебник/О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Макруцкая. – 2-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2015.– 254, [2] c.: ил.

И.А. Жукова Т.Б. Нессирио. Технология изготовления изделий платьево-блузочного ассортимента. Часть 1. Учебное пособие. СПбГУТиД, Санкт-Петербург. 2012

https://youtu.be/E71ja5RjGPc

В.А. Соколова. Технология. Конструирование и моделирование женской одежды. 8 кл. учебно-метод. пособие/В.А. Соколова. – М.: Дрофа, 2007. – 138,[6] c.: ил.

В.А. Соколова. Технология. Конструирование и моделирование женской одежды. 9 кл. учебно-метод. пособие/В.А. Соколова. – М.: Дрофа, 2007. – 138,[6] c.: ил.

https://пошив.рус/blog/43076-vremya-poshiva

https://art-talk.ru/topic/9424/

https://mydocx.ru/9-93326.html

https://my-cccp.ru/moda-1940-h-v-sovetskom-soyuze/

http://goldwomans.forum2x2.ru/t36-topic

https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/star/37271/foto/406186/

https://patterneasy.com/

https://freakfrak-ru.livejournal.com/16299.html

Просмотров работы: 59