Паспорт проекта
№ п/п |
Наименование пункта |
Описание |
1 |
Название проекта |
Разработка модели формы одежды для обучающихся МБОУ лицей с. Долгоруково |
2 |
Автор проекта |
Барабанова Полина Викторовна, ученица 9 класса МБОУ лицей с. Долгоруково |
3 |
Аннотация проекта |
Споры на тему необходимости школьной формы не прекращаются. Школьники не желают ходить в строго обозначенной форме одежды, но и отсутствие единства во внешнем виде учащихся вызывает общее недовольство. Целевая аудитория – обучающиеся лицея и их родители. Данная работа разрабатывается силами самих обучающихся, которые участвуют в принятии решений по вопросу внешнего вида будущей модели формы. Данная работа направлена то, чтобы найти оптимальный вариант лицейской формы, который устроил бы всех участников образовательного процесса. |
4 |
Проблема |
Не желание подростка носить одинаковую форму одежды |
5 |
Цель проекта |
Разработать и изготовить модель формы для обучающихся МБОУ лицей с. Долгоруково |
6 |
Задачи проекта |
собрать и проанализировать теоретический материал, интернет-ресурсы; создать информационную страницу на сайте лицея «Проект лицейской формы»; совершенствовать знания и умения работы с инновационными технологиями в изготовлении одежды; научиться точно и четко выполнять технологические операции; развивать творческое мышление; познакомиться с элементами предпринимательства; оценить проделанную работу. |
7 |
Сроки |
С 01.06.2020 – 09.10.2020 |
8 |
Ресурсное обеспечение проекта |
Материальные (счета на ткани и другие материалы для изготовления модели одежды) Технические (компьютер, принтер, фотоаппарат цифровой, видеокамера, швейная машина, утюг, краеобметочная машина, лазерный станок) Методические (информационные источники по изучаемой проблеме, законодательные документы) Интеллектуальные (консультации по теме проекта с Тишевской М.Н. – педагогом – психологом МБОУ лицей с. Долгоруково; Ефремовой Н.Н – медицинской сестрой МБОУ лицей с. Долгоруково) Административные (консультации с Барабановой Е.А. – директором МБОУ лицей с. Долгоруково; Филатовым Г. И. – заместителем директора по учебно-воспитательной работе МБОУ лицей с. Долгоруково) |
9 |
Источники и объем финансирования |
Благотворительный взнос (7 000 рублей) |
10 |
Ожидаемые результаты проекта |
Используя методы наблюдения, анкетирования, анализа и синтеза информации можно найти вариант модели школьной формы, который устроит и учеников, и их родителей. |
11 |
Показатели ожидаемой эффективности реализации проекта |
Поместив информацию о проекте на сайте лицея, можно скоординировать результат деятельности. Видя модель одежды, и зная пути приобретения данной модели, лицеистам будет удобно приобрести разработанный вариант уже к 1 сентября 2021 года |
Введение
В настоящее время продолжают обсуждать необходимость введения школьной формы в образовательных организациях. Школьники не желают ходить в строго обозначенной форме одежды, но и отсутствие единства во внешнем виде учащихся вызывает общее недовольство. Мы выяснили, что каждая образовательная организация, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об образовании в Российской Федерации", вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения.
Актуальность исследования. В требованиях, предъявляемых к обучающимся лицей с. Долгоруково прописано: «находиться в Лицее только в светской одежде делового (классического) стиля». Каждый ученик понимает это по-своему, и я думаю будет уместно если в нашем лицее будет единый цвет и стиль в одежде. Каким образом сделать так, чтобы школьники с удовольствием и гордостью носили школьную форму, чтобы она им была не в тягость?
Проблема. Во внешнем виде обучающихся отсутствует единый стиль в одежде.
Объект исследования: формирование школьной формы в России
Предмет исследования: внешний вид обучающихся лицей с. Долгоруково.
Цель проекта: разработка и изготовление модели формы для обучающихся МБОУ лицей с. Долгоруково
Задачи проектной деятельности:
• собрать и проанализировать теоретический материал, интернет-ресурсы;
• создать информационную страницу на сайте лицея «Проект лицейской формы»;
• совершенствовать знания и умения работы с инновационными технологиями в изготовлении одежды;
• научиться точно и четко выполнять технологические операции;
• развивать творческое мышление;
• познакомиться с элементами предпринимательства;
• оценить проделанную работу.
В процессе исследования использовались аналитический метод для сбора и анализа информации; сравнительный метод для сопоставления результатов исследования и эмпирический метод для исследования объекта и предмета через опытно-практическую деятельность: интервью, фотографирование, изготовление изделия.
Планирование работы: выдвижение проблемы и её анализ; рассмотрение требований, ограничений, условий, сроков реализации; сбор необходимой информации; разработка эскизов; выбор и разработка моделей; предварительный расчет себестоимости проекта; составление технологии выполнения изделия; изготовление изделия; проверка и оценка результата деятельности; защита проекта.
Требования, предъявляемые к проектируемому изделию:
Эстетические: красивый, соответствует образу
Гигиенические: воздухопроницаемость, комфортность
Экономические: материалы доступны по цене
Эксплуатационные: износоустойчивость
Технологические: должен быть технологически выполним
Ограничения:
Выбор технологических операций, должен соответствовать возможностям учащихся и школьной мастерской
Сроки реализации
Материальные затраты
Условия:
Наличие необходимой информации
Сроки реализации проекта: с 01.06.2020 – 09.10.2020
Фотографии лицейской формы
Рис. 1
Глава 1. Предпроектное исследование. Школьная форма. Инновации.
1.1 История школьной формы в России.
1834 г. – принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. Сюда вошли гимназический и студенческий мундиры.
1896 г. – утверждено положение о гимназической форме для девочек.
1918 г. – гимназическая форма дореволюционной России отменена.
1949 г. – мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек – в коричневые шерстяные платья с черным фартуком.
1962 г. – мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы с застежкой на четырех пуговицах. Форма для девочек осталась прежней.
1973 г. – для мальчиков: синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. У мальчиков-старшеклассников куртка заменялась на пиджак.
1976 г. – введена новая форма для старшеклассниц: юбка и жакет из синей полушерстяной ткани.
1988 г. – некоторым школам разрешили отказаться от обязательного ношения школьной формы.
1992 г. – отмена школьной формы в школах Российской Федерации.
1999 г. – отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении обязательной школьной формы.
1.2 Нормативно-правовые документы, регламентирующие ношение школьной формы.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 148-ФЗ)
«Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено настоящей статьей. Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии)».
1.3 Мнение психологов, врачей и специалистов по вопросу школьной формы.
По мнению психологов, произвольная форма одежда стала вызывать у детей отрицательные эмоции, появились комплексы из-за одежды. Исследования показали: школьная форма положительно влияет на детей, но она должна быть стильной и комфортной для школьников, дети в школьной форме лучше учатся, в классах отсутствуют социальные конфликты.
По мнению медиков, произвольная форма одежды у школьников отрицательно влияет на их здоровье. Школьники очень часто надевают слишком узкую одежду, даже сжимающую кровеносные сосуды и тормозящую нормальное кровообращение, что может влиять на работу органов школьника.
Учителя заметили, что наличие школьной формы влияет на эффективность в образовательном процессе, а именно: сконцентрированы на учебе, а не на новой одежде одноклассника; дружные, меньше конфликтных ситуаций; - воспринимают более серьезно школу.
По мнению дизайнеров, школьная форма должна создаваться, исходя из пожеланий и учителей, и врачей, и родителей, и психоаналитиков и, конечно, самих детей.
Таким образом, мы рассмотрели мнения нескольких групп специалистов. Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что общество фактически готово к введению школьной формы.
1.4 Инновационные технологии в изготовлении одежды
Предпочтения потребителей в сегодняшнем мире могут меняться достаточно быстро. Поэтому любая фабрика, осуществляющая производство швейной одежды, вынуждена успевать за покупателями, предлагая хорошо смоделированный, красивый и качественный товар. Решается столь непростая задача с помощью использования в швейном производстве современных технологий.
1.4.1 Компьютерная программа для работы с выкройками одежды Redcafe
Построение чертежа изделия довольно трудоемкий процесс. В последнее время все большую популярность набирают компьютерные программы построения чертежей основы изделия, а также моделирования. Рассмотрев несколько программ, я выбрала программу «Rеdсаfe».
Redcafe - это профессиональный софт для построения и моделирования выкроек одежды.
Программа позволяет работать с чертежом на уровне линий, точек и объектов, открывая безграничные возможности построения и моделирования выкроек одежды.
1.4.2 Лазерная гравировка по ткани
Лазерная гравировка представляет собой передовую технологию нанесения надписей, логотипов и рисунков на изделия из ткани.
Ткань - материал, который требует аккуратной и деликатной обработки. При выполнении ручной гравировки часто возникают неустранимые дефекты, вызывающие порчу заготовки или изделия. Лазерная обработка лишена этого недостатка. Нанесение надписей и рисунков может производиться в полностью автоматическом режиме без промежуточных технологических этапов.
Глава 2. Разработка проектного изделия
2.1 Художественное проектирование изделий.
Исходя из изученной информации, мы разработали несколько вариантов для лицейской формы. Составили анкету, в которую внесли разработанные эскизы. Результаты использовали для дальнейшей работы с проектом.
Модель |
Описание |
Платье отрезное по линии талии с длинным втачным рукавом. Юбка в складку, длиной до середины икры. Воротник отложной, втачная планка по линии середины лифа платья. Фартук на бретелях, нижняя часть с мягкими складками по линии талии. |
|
Куртка, фасона бомбер. Свободного кроя, прорезными карманами с листочкой, втачным длинным рукавом. Манжеты заменяют резинки. Воротник втачной, так же обработан резинкой. Низ куртке оформлен резинкой. Юбка прямая на притачном поясе, застежкой молнией в среднем шве юкки и вытачками по линии талии. |
|
Жилетка полуприлегающего силуэта с рельефными швами на полочках. Юбка прямая на притачном поясе, застежкой молнией в среднем шве юкки и вытачками по линии талии. |
|
Жакет с рельефными швами на полочках полуприлегающего силуэта. Воротник втачной, жакет двубортный. Рукав втачной, двушовный Юбка трапецевидная на притачном поясе, с застежкой молнией в среднем шве юкки и вытачками по линии талии. |
|
Сарафан свободного покроя с нагрудными вытачками, длиной до колена. Вырез горловины круглый. Проймы обработаны обтачками. |
2.2 Анализ возможных идей. Выбор оптимального варианта.
Школьная форма подразумевает единый стиль, однако она должна быть, прежде всего, безопасна и удобна. В последнее время все большую популярность приобретает спортивный стиль в одежде. Молодому поколению нравится носить одежду свободного кроя, что подтвердили результаты нашего опроса. Исходя из опроса и наших наблюдений, мы выбрали для макета лицейской формы модель 2.
2.3 Выбор материалов, инструментов, оборудования
Ткани для разрабатываемых моделей должна быть из натурального сырья. Рассмотрела варианты.
После анализа, остановила свой выбор на следующих материалах и отделке.
№ |
Материал |
Характеристика |
1. |
Вискозная ткань |
Мягкая, легкая, дышащая искусственная ткань. |
2. |
Дублерин |
Придает изделию жесткость и износостойкость. |
3. |
Подкладочная ткань |
Она дополняет изделие, защищает от влаги. |
4. |
Нитки DORTAK |
Нитки из высококачественного полиэстера. |
5. |
Тесьма молния потайная |
В застёгнутом виде она остаётся незаметной |
6. |
Тесьма молния металлическая |
Функциональная деталь, выполняющая роль удобной застежки. |
7. |
Трикотаж «Рибана» |
Хорошо растягивается |
2.4 Выбор оборудования, инструментов и приспособлений:
игла ручная; игла машинная; булавки; линейка; сантиметровая лента; ножницы; наперсток; швейная машина «Janome»; краеобметочная машина «Janome»; электроутюг с пароувлажнителем; доска гладильная; проутюжильник, лазерный гравер «Lasersolid 4060 lasermachine».
2.5 Разработка выкройки изделий
Лекала разработаны с помощью компьютерной программы
Лекала изделий.
С криншот куртки
Рис. 8
Рис. 2
С криншот юбки
Рис. 9
Рис. 3
2
Рис. 5
.6. Разработка технологии изготовления изделия:
подготовка ткани к раскрою; раскладка деталей выкройки на ткани; раскрой ткани; подготовка деталей кроя к обработке; обработка, соединение деталей и узлов куртки.
Узел |
Виды обработки |
Эмблема лицейской формы |
вышивка ручная, машинная вышивка, лазерное выжигание по ткани |
Плечевые швы |
стачной шов взаутюжку, стачной шов вразутюжку. |
Боковые швы |
стачной шов взаутюжку, стачной шов вразутюжку. |
Срезы рукава |
стачной шов взаутюжку, стачной шов вразутюжку. |
Низ рукава |
гладким швом, манжетой |
Манжета |
из основной ткани, из отделочной ткани, резинка |
Горловина |
окантовкой, обтачкой, резинкой |
Соединение рукава с проймой |
втачивание рукава в открытую пройму, втачивание рукава в закрытую пройму |
Низ изделия |
швом вподгибу с открытым срезом и обметанным краем, швом вподгибку с закрытым срезом, планкой |
Планка |
из основной ткани, из отделочной ткани, резинка |
Обработка срезов |
обметывание, окантовочным швом |
Подкладка |
да, нет |
Обработка, соединение деталей и узлов юбки
Узел |
Виды обработки |
Обработка среднего и боковых швов |
стачной шов взаутюжку, стачной шов вразутюжку. |
Пояса юбки |
притачной пояс, обтачка, резинка |
Низ изделия |
швом вподгибу с открытым срезом и обметанным краем, швом вподгибку с закрытым срезом |
Срезы юбки |
Обметывание, окантовочным швом |
Подкладка |
да, нет |
6. Заключительная обработка изделия
2.7 Предварительный расчет стоимости проекта
Юбку может сшить каждая девочка на уроках технологии. А помощь в пошиве куртки может оказать студия-мастерская «Сценический костюм». Встретившись с индивидуальным предпринимателем Зайченко Н.И., договорились о поставке необходимого количества ткани, отвечающей нашим требованиям.
Родителям будет необходимо оплатить только цену материала. Все остальное будет сделано руками учеников и учителей. Что же касается формы для мальчиков, то фасон куртки остается тем же, а брюки согласилась сшить индивидуальный предприниматель Орлова И.А.
№ п/п |
Материал |
Длина (м) |
Кол-во (шт.) |
Цена за ед. (руб.) |
Стоимость (руб.) |
1. |
Плательная вискозная ткань |
1,8 |
720 |
1296 |
|
2. |
Дублерин |
0,5 |
312 |
156 |
|
3. |
Подкладочная ткань |
1,2 |
324 |
388,8 |
|
4. |
Нитки |
4 |
27 |
108 |
|
5. |
Тесьма молния потайная |
1 |
20 |
20 |
|
6. |
Тесьма молния металлическая |
1 |
243 |
243 |
|
7. |
Трикотаж |
0,3 |
1200 |
360 |
|
Итого |
2571,8 |
Предварительно рассчитав стоимость проектируемого изделия, мы получили 2571,8 рублей. Эта стоимость значительно дешевле костюмов из аналогичного материала в продаже, и составляет в среднем 4300 рублей. Значит с точки зрения экономии средств, мой проект выгоден.
2.8 Экологическое обоснование проекта
При пошиве изделий, я буду экономно использовать материалы. Моя работа потребует использования большого количества ресурсов: энергозатрат, сложных инструментов, дорогостоящих материалов, энергоёмкого оборудования. Я считаю, что никакого ущерба окружающей среде в процессе изготовления изделий не будет нанесено.
Глава 3. Описание технологии изготовления школьной формы
Подготовка ткани к раскрою
Раскладка деталей выкройки на ткани
Раскрой ткани
Подготовка деталей кроя к обработке
Обработка, соединение деталей и узлов куртки
Узел |
Виды обработки |
Эмблема лицейской формы |
Лазерное выжигание по ткани |
Обработка плечевых швов |
Стачной шов вразутюжку. |
Обработка боковых швов |
Стачной шов вразутюжку. |
Обработка швов рукава |
Стачной шов вразутюжку |
Обработка низа рукава |
Манжетой (притачной) |
Манжета |
Резинка |
Обработка горловины |
Резинкой |
Соединение рукава с проймой |
Втачивание рукава в открытую пройму |
Обработка низа изделия |
Резинкой |
Подкладка |
Да |
Обработка, соединение деталей и узлов юбки
Узел |
Виды обработки |
Средний и боковые швы |
Стачной шов вразутюжку. |
Обработка пояса юбки |
Притачной пояс |
Обработка низа изделия |
Швом вподгибу с открытым срезом и обметанным краем |
Обработка срезов юбки |
Обметывание |
Глава 4. Оценка качества
Экономическая оценка проекта. При пошиве изделий, я экономно использовала материалы. Окончательная стоимость костюма совпала с предварительным расчетом.
Экологическая оценка проекта. При пошиве изделий, экономно использовала материалы. Я считаю, что никакого ущерба окружающей среде в процессе изготовления изделий не будет нанесено.
Эстетическая оценка проекта. Все изделия изготовлены в соответствии с технической документацией, соответствуют предполагаемому образу.
Перспективы развития проекта
Поместив информацию о проекте на сайте лицея, можно скоординировать результат деятельности. Видя модель одежды, и зная пути приобретения данной модели, лицеистам будет удобно приобрести разработанный вариант уже к 1 сентября 2021 года
Реклама
Школьная форма Долгоруковского лицея – форма нового поколения. Стильно, модно, удобно, качественно.
Заключение
Успешно справляясь с решением задач, мы достигли и цель проектирования.
Выполнение данной работы способствовало совершенствованию швейных навыков, прибавило уверенности в том, что можно не только сшить понравившееся изделие, но и разработать самостоятельно необходимую модель. В процессе выполнения и оформления проекта я подробно познакомилась с инновационными технологиями при изготовлении одежды, и успешно использовала их для изготовления костюма. Научилась находить нужную информацию, работать с компьютерными программами, выполнять экономические расчеты, разрабатывать схемы для вышивания на вышивальной машине.
Костюм получился красивый, удобный и практичный. Мы надеемся, что данная модель получит положительные отзывы родителей, и мы сможем носить одежду, которую выбрали сами.
Библиография
Егорова Р.И., Монастырская В.П. Учись шить: Кн. Для учащихся сред. шк. Возраста. – М.: просвещение, 1988. – 158 с., 8 л. Ил.: ил.
Осипова Л.В. Практикум по обработке тканей: Учеб. Пособие для учащихся IX-X кл.-5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1979.-128 с., ил., 2 л.ил.
Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства : Учеб. Пособие для СПТУ. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: высш. Шк., 1987. – 287 с.: ил.
Шестернинов Е.Е., Арцев М.Н. учебный проект : некоммерческая организация Благотворительный фонд наследия Менделеева, 2019. – 123 с.: ил.
https://je-nny.livejournal.com/1172111.html «Школьная форма в России»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/2a4d53ec281d992e05c4b3e7ecb42071077fcf08/ «Нормативно-правовые документы»
https://dress-code-rf.ru/2018/01/20/%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BE-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B5/ «Мнение специалистов»
https://vce-tkani.ru/stati/article_post/vidy-tkaney-dlya-shkolnoy-formy «Ткани для школьной формы»
https://wowtrends.ru/modnye-obrazy-vesna/ «Модные образы 2021»
https://blogportnoy.ru/kompyuternye-programmy/programmy-dlya-postroeniya-vykroek.html «Компьютерные программы для построения выкроек»
https://redcafestore.com/about/redcafe «О программе редкафе»
https://totailor.ru/sovremennyie-texnologii-i-shvejnoe-proizvodstvo «Современные технологии и швейное производство»