Свежий взгляд на интерьер

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Свежий взгляд на интерьер

Мельникова В.Н. 1
1Гимназия Жуковка
Чугунова А.В. 1
1Гимназия Жуковка
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я занимаюсь в художественной школе и очень люблю рисовать. В будущем хочу стать дизайнером интерьеров или архитектором.

Выбирая тему проекта я думала, о том что это поможет мне в осуществлении моей мечты. Начиная работу над проектом, я не могла представить, что это настолько обширная тема.

Главной тенденцией в дизайне интерьера жилых помещений является выражение индивидуальности. Многие люди при создании своего интерьера задаются вопросом: актуально ли сейчас, в наше время, оформлять интерьер художественной росписью? Станет ли такого рода декор акцентом? Или, быть может, роспись стен изжила себя?

Роспись стен — древнейший вид монументальной живописи, который известен с палеолита. Начиная с ранней Античности и до позднего Возрождения, настенная роспись наряду с монументальной скульптурой представляет собой один из основных методов декорирования сооружений. В Древнем Риме, была распространена исключительно широко, в том числе — в оформлении частных жилищ. Фреска, одна из техник настенной росписи, широко применялась в храмовой архитектуре.

Фреска (от итал. fresco, буквально - свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке; фреской называют также произведение, выполненное в этой технике.

Цели и Задачи:

Узнать о истории оформления стен жилья.

Собрать и проанализировать информацию по теме проекта.

Познакомиться с техниками декора стен.

Создать декоративные картины в технике «Флюид Арт».

Самостоятельно расписать стену в кабинете технологии.

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ В ИНТЕРЬЕРЕ

Истоки живописи в интерьере.

До наших дней чудесно сохранились шедевры наскальных рисунков эпохи позднего палеолита и раннего мезолита северной Норвегии. Племена их создавшие жили охотой и собирательством, они постепенно заселяли территории освобождаемые ледниками, в то время происходило освоение метала изготовление металлических инструментов ,активное развитие судоходства, все это отразилось в наскальных рисунках датируемых примерно 8000 до н. э.

Эта же эпоха известна великолепными наскальными рисунками в пещере Альтамира в Испании по этим рисункам можно судить о высокой виртуозности и внимательности мастеров, изобразивших разнообразных животных, бизонов, лошадей кабанов, выполненных углём и охрой естественными художественными материалами того времени.

Эти рисунки тоже имеют темный контур, но сами изображения закрашены несколькими цветами разной насыщенности и тональности, что делает фигуры объемными. Рисунки Альтамира уже вполне можно назвать образцами настенной росписи, в классическом понимании этого слова.

Впервые художественная роспись как вид искусства появилась во времена Шумерской цивилизации. Следующий пласт истории росписи стен иллюстрирует нам древний Египет, символичное назначение фресок было призвано облегчить загробную жизнь выполнялось для высокопоставленных египтян, а также иллюстрировали исторические события, если смотреть на египетские фрески, не вдаваясь в их смысл они поражают своей лаконичностью и декоративностью, не даром в последствии развития искусства очень часто опирались на египетское изобразительное наследие живописцы периода классицизма и ампира, особенно внимательно изучали египетское искусство художники модернисты.

Использовать стены в качестве полноценных полотен для живописи впервые начали в Древнем Египте, где художники стали отходить от символизма к фантазийным сюжетам.

Мастера Древнего Египта также украшали дворцы фараонов великолепными настенными фресками. Естественно, первые изображения сцен охоты наших предков на стенах пещер были весьма условны, и выглядят скорее как контурные рисунки.

А живописцы Древней Греции подхватили эстафету развития настенной росписи, и благодаря своей тяге к реализму, создали несколько стилей.

История, к сожалению, почти не оставила нам образцов живописных творений Древней Греции , единственно сохранившиеся описания о них. Из описаний можно судить о развитости монументального мастерства греческих живописцев о использовании приёма иллюзорности в изображениях. До наших дней великолепно сохранилась древнегреческая чёрнофигурная, а позднее краснофигурная вазопись, сложность композиций и лаконичность образов в бытовых сценках на амфорах и киликах.

О древнеримских росписях стен нам известно немногим больше, определённо что художники Рима основывались на подражании греческим образцам. Росписи сохранились в двух городах Помпеях и Геркулануме. Подчёркнуто реалистичная трактовка природных мотивов и огрубление образа в портрете, живописец явно не видит изображаемые сюжеты, а переносит из своего воображения.

Основным заказчиком росписей стен в Средневековье была церковь с её
догматами и аскетизмом. Росписи очень символичны в каждой детали зашифрован особый смысл, фрески плоскостные чётко распределены архитектурным членением. В период готики архитектура с её стремлением ввысь вытеснила росписи стены, их заменили витражами.

Поистине золотой век росписей стен пришелся на эпоху Возрождения, времена гуманизма формировали новые человеческие взаимоотношения. И вместе с этим новые шедевры мирового искусства, большое внимание уделялось человеку, искания клонились к устойчивости и опоре эту опору они черпали у античности. До наших дней сохранились такие известные шедевры, как знаменитые картины Микеланджело и Рубенса, написанные на стенах католических базилик. Большое значение в развитии настенной росписи имеет эпоха Возрождения. Все работы великих мастеров того времени, таких как Леонардо да Винчи, Мазаччо, Микеланджело, Джотто, Рафаэль, Веронезе и др., основывались на передаче пространства с математической точностью. Главной темой росписи стал человек, который являл собой воплощение красоты, грации и гармонии.

Стиль барокко стал воплощением своего времени. В оформлении интерьера большую роль играют именно росписи стен потолков. Барокко это помпезность роскошь изобилие ,витиеватость форм , элементами декора служат растительные узоры цветы ,ветви, вьюны .В изображении людей подчёркивается пышность форм сложность изгибистость ракурсов ,яркий представитель барокко Питер Пауль Рубенс.

Стиль  Ампир становится финальным аккордом Классицизма. Синтезирует в себе строгость классики с изобилием декора. Манера Ампира основа оформления имперской роскоши Наполеона название происходит от французского empire — «империя». Ампир так же именуется королевским стилем ,активно использует в своём декоре помпезные гирлянды триумфальные венки ,образы сфинксов, грифонов заимствованные из наследия древнего Египта.

Росписи  в период Модерна стремятся избежать прямых углов, тяготеют к более естественным плавным формам. Очень изобилуют растительными элементами порой переходящие в орнаменты, пространство уплощенное, доходящие до орнаментальности. Фигуры людей вытянутые, подчас обведены контурами, яркие представители модерна Густав Климт, Альфонс Муха, М. А. Врубель, А. Н. Бенуа,В. М. Васнецов, Л. С. Бакст, К. А. Сомов.

В начале 20 века был значительный всплеск в Мексиканской культуре, сильные социально и революционные наполненные работы были созданы такими художниками как X. К. Ороско, Д. Ривера, Д. Сикейрос.

Древнейшее искусство настенной живописи не теряет своей популярности и в современном мире.

Сегодня художественная роспись в интерьере-довольно востребованный вид работ, что лишний раз доказывает ценность настоящего искусства. Картины на стенах и потолке являются современной альтернативой традиционной отделке помещений. Они представляют собой неповторимые, уникальные художественные работы, выполненные ручным способом, способные придать интерьеру яркую индивидуальность и изящно подчеркнуть его достоинства. Сюжет можно подобрать под любой стиль интерьера: классический, модерн или суперсовременный хай-тек. Профессионально выполненная художественная роспись в интерьере надежна и долговечна. Грамотный подбор цветового сочетания, сюжетов и образов создает нужное настроение в гостиной, холле, спальне, кухне или детской комнате, оказывая благоприятное воздействие на эмоциональное состояние хозяев дома и их гостей.

ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ В ИНТЕРЬЕРЕ

Художественную роспись можно применять в любых помещениях: квартирах, частных домах, офисах, ресторанах и даже бассейнах –все зависит от выбора материала и технологии.

Фреска.

Эта техника настенной росписи заслуживает отдельного разговора, поскольку она является самой древней. Историки считают, что фреска в классическом виде появилась еще в период Эгейской культуры (расцвет Эгейской культуры приходится на 2 тыс. до нашей эры). Подтверждением такого древнего происхождения фрески является Кносский дворец на Крите. Особенностью фрески является особый способ нанесения, который подразумевает живопись красками, разведенными на воде, по свежей (сырой) штукатурке. Такой способ настенной живописи оказался настолько долговечным, что даже когда раскаленная вулканическая лава похоронила под собой Помпеи, фрески сохранились, и позволили нам в деталях восстановить облик этого города.

Современные мастера используют в своей работе различные технические приемы и виды красок.

1. Роспись акриловыми красками. Сегодня лучшим материалом для художественной росписи в интерьере считаются профессиональные акриловые краски. Их основные достоинства –значительная прочность красочного слоя, устойчивость к механическим воздействиям, влажности и перепадам температуры. Помимо этого, акриловые краски практически не выцветают.

2. Художественная роспись темперой. Темперные краски чаще всего используют как дополнение к акриловым. Подобная техника придает изображению более утонченный вид.

3. Роспись по венецианской штукатурке. Для создания необходимого объема, достижения эффекта материальности и дополнительной широты в стилистическом решении на стены перед использованием красок наносится декоративный фактурный материал. Венецианская штукатурка представляет собой сметанообразную пасту, основным компонентом которой является мраморная пыль. Она позволяет создавать изображения с эффектом легкого свечения. В качестве добавок, придающих настенной росписи натуральный объем, используются специальные красители, известняк, а также крупицы кварцевой и малахитовой пыли. Материал наносится несколькими слоями на идеально выровненную и предварительно очищенную поверхность. Каждый следующий слой наносится после окончательного высыхания предыдущего. Для создания необходимой фактуры рисунка художник учитывает толщину слоев, направление мазков и даже расстояние между ними. Использование венецианской штукатурки придает художественной росписи эффект старинной «фрески».

Роспись стен флуоресцентными красками. Изобретение флуоресцентных красок позволило по-новому взглянуть на настенную художественную роспись. Если раньше вся красота изображений была видна только при свете, то теперь использование светящихся в темноте красок позволило наслаждаться живописью и в темноте. При этом, при умелом пользовании, достигаются восхитительные эффекты мерцания ночных звезд, или ночных огней огромного мегаполиса, или сияние заснеженных горных вершин. Объемная роспись стен. Благодаря этой технике живописи можно не только украсить интерьер помещения, но и зрительно изменить его пространство, вытянуть или увеличить площадь, понизить или повысить потолок. Кроме того объемная роспись стен эта идеальный способ для преображения всего интерьера, поскольку это не просто картинка на стене, а окошко в мир сказки и фантазии.

4. Художественная роспись маслом. Масляные краски используются художниками с древних времен. Применение масла позволяет добиться живописных эффектов, доступных только этому виду красок: мягкости, прозрачности, необычайной глубины теней.

5. Аэрография. Современная техника живописи на стенах, которая получила право на жизнь после изобретения аэрографа. На сегодняшний день аэрография пользуется особой популярностью, благодаря своей простоте и доступности. Но, несмотря на это, при росписи стен с помощью аэрографа достигаются поразительные результаты и декоративные эффекты. Взять хотя бы плавный переход из тона в тон, который не под силу ни одной другой технике живописи. Только аэрография, благодаря тончайшему слою краски, позволяет добиваться практически невидимого для невооруженного глаза перехода. Сегодня нам известны четыре стиля древнегреческой росписи, или как их еще называют –помпейские стили, которые пользуются особой популярностью у наших современников. По сути, эти стили стали отображением этапов развития современной настенной росписи.

6. Роспись «под кладку» -имитирует фактуру любых материалов, от дикого камня до нежнейшего бархата.

7. Иллюзорная живопись подразумевает изображение воображаемых архитектурных форм, таких как колоны, пилястры и различную лепнину.Trompe l’oeil (тромплей -эффект обмана глаз) –увеличение пространства помещения за счет иллюзорного трехмерного изображения. Типичным примером античного тромплея можно считать изображение атриума, двери или окна, которое рисовалось для создания ложного эффекта большой комнаты. Изображение отдельных фрагментов, которые очень часто заключались в рамки, образованные декоративными фигурами, мотивами или сценами.

3.ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ В ИНТЕРЬЕРЕ

Сюжет и способ нанесения художественной росписи выбирается в зависимости от назначения помещения и личного эстетического восприятия его хозяев. В гостиной картины на стенах и потолке могут быть более насыщенными и экспрессивными, чем в спальне или детской комнате. Для этих помещений больше подойдут спокойные, умиротворяющие пейзажи. А в коридоре при желании можно воссоздать суровый скандинавский замок или роскошный восточный храм.

Для больших помещений лучше всего подходит техника аэрографии или венецианская штукатурка. В просторном коттедже каждую комнату можно оформить в собственном стиле. Перспективные изображения, визуально расширяя помещение, придают ему ощущение бесконечного пространства. Поэтому в клубах чаще всего применяют панорамную роспись, используя различные сюжеты, в том числе природные ландшафты. Фойе кинотеатров могут быть оформлены художественной росписью, выполненной на основе интересных сюжетов из фильмов.

Роспись стен и потолков в магазинах чаще всего совмещает в себе два направления: эстетическое и рекламное, воспроизводя в замысловатой сюжетной картине предлагаемый ассортимент продуктовых или промышленных товаров.

Художественная роспись ресторана должна нести в себе особую смысловую нагрузку, являясь своего рода развлекательным элементом. Интересные сюжеты всегда притягивают взгляд посетителей, поэтому хозяева ресторанов предпочитают видеть на стенах красивые фрески, имитирующие картины великих художников эпохи Возрождения. Естественно, художественная роспись в подобных заведениях должна быть выполнена с применением экологически чистых красок, не имеющих запаха, чтобы не перебивать ароматы кухни.

Уникальные рельефные картины на стенах офиса поднимут имидж предприятия в несколько раз. Колоритная роспись создаст приятную атмосферу во время заключения сделок. Деловые партнеры обязательно запомнят великолепные шедевры в кабинете руководителя или зале для переговоров, в то время как примитивные обои всегда остаются незамеченными. Потолки также расписывают с учетом назначения помещения.

В ванной комнате или бассейне применяют светлую цветовую гамму, в спальне –спокойные, пастельные тона и легкий, изящный сюжет, а в гостиной –более насыщенные, яркие краски. Наибольшей популярностью пользуется сюжет с изображением звездного неба или плывущих облаков. Удобнее всего расписывать натяжные потолки, так как они представляют собой натуральную ткань или ее имитацию из пленки. Кроме эстетической функции художественная роспись может выполнять еще одну очень важную задачу. Она помогает скрыть мелкие неровности дефекты стен и потолков. Это особенно актуально в зданиях старой постройки. Завершающим этапом работы по созданию на стенах и потолке великолепных картин является покрытие изображения специальным лаком, в соответствии с технологией росписи. Лак защищает расписанную поверхность от механических повреждений, воздействия влаги, а также выцветания, делая уход за орнаментальной росписью практически минимальным.

Важно помнить, что художественная роспись в интерьере относится к такому виду работ, выполнение которых доступно исключительно профессионалам. Картину средней сложности величиной 5 квадратных метров художник рисует приблизительно 14 дней. Необходимость размещения в интерьере декоративной росписи является одним из наиболее сложных вопросов в проектировании. Профессионализм дизайнера, который задумал использовать художественное оформление внутреннего пространства, должен быть непременным условием в этом деле. В зависимости от планировки помещения, степени освещённости интерьера в течение суток, высоты стен и общей стилистической концепции, художественная роспись может восприниматься по-разному. Прежде, чем подать характеристику художественной росписи как элемента интерьера, необходимо проследить точку возникновения этого вида дизайнерского искусства в истории. Во всяком случае, человек стремился облагораживать окружающее пространство не только в современную эпоху. И роспись в интерьере –достижение не последних лет. Уже во времена верхнего палеолита человеческое существо обращает свой взор на каменистые уступы, шероховатые стены и своды пещер. Так возникают первые образцы художественной деятельности –изображения зверей и птиц, нагроможденные друг на друга в композиционном хаосе, но не лишенные стилистической привлекательности.

Практическая часть проекта.

Первая часть.

Для практической работы нам понадобились оргалит на подрамниках, акриловые краски, глиттер, клей ПВА, большие пластиковые стаканы, плёнка для защиты стола и пола. Обязательно одеть фартуки и собрать волосы.

Флюид Арт – это техника рисования жидким акрилом, с английского переводится как жидкое искусство. Этот вид абстрактной живописи основан на рисовании акриловой краской, которой придают жидкую текучую консистенцию. Жидкий акрил разных цветов поочередно или одновременно выливают на холст, где цвета перемешиваются и формируют абстрактный рисунок. В зависимости от выбора цветов и добавок каждый раз создаются разные уникальные эффекты.

В первые минуты мне было жутко страшно пролить стаканы , я думала что что-то сделаю не так, но поняв что эти пятна и делают картину, я стала увереннее. В конце первой работы на холсте с подрамником я поняла хоть это очень интересный и захватывающий , но очень тяжёлый труд. Когда мы создали две картины я увидела изменения в работах. То что первая работа красивая , но было видно то что человек делал её в первый раз , а вторая была сделана более умело.

Во время изготовления больших картин мне было сложно и интересно. Работая над этой практической частью проекта мне было тяжело держать холст, но мне помогала Алёна Валерьевна руководитель моего проекта.

В конце выполнения двух работ я приобрела опыт, который останется со мгой, и я смогу научить кого-то кто захотел бы тоже выполнить работы в такой технике.

Вторая часть практической части проекта заключалась в росписи стены в кабинете технологии.

Объём работы очень большой и мне помогала Алена Валерьевна. Мы использовали всего два цвета краски белый и черный.

Инструменты — это большие кисти, работать которыми очень интересно и сложнее, чем обычными кистями для рисования.

Белый цвет это была акриловая моющуюся краска для внутренних работ, а черный это был колер. Я добавляла его постепенно в белый цвет, получая разные оттенки серого и начиная роспись с белого цвета сверху, постепенно переходили к более насыщенному оттенку серого. Черный цвет мы не использовали, если захочется освежить класс, можно добавить в эту воздушную перспективу гор силуэты елочек и животных, например оленей или лосей, как раз использую черный цвет.

Для начала я и Алёна Валерьевна наметили мелом контур того что мы хотели бы нарисовать .Затем подобрали краску для изображения на стене .Засучив рукава и взяв кисти мы начали покраску .

Заключение.

В начале моего проекта я и мой руководитель Алёна Валерьевна обсуждали разные и интересные темы. Выбор был достаточно большим, но я определилась достаточно быстро. Теории мы уделили большую часть нашего времени, ведь теория самая важная часть проекта. Внимательно изучив теорию, приступили к самой увлекательной и любимой мной части проекта – к практике.

В завершении работы с уверенностью могу ответить на свои собственные вопросы поставленные во введении моей проектной работы. Сейчас актуально оформлять интерьер художественной росписью, которая в полной мере сможет расширить границы пространства и выразить ваши увлечения и вкус благодаря большому количеству материалов и модных стилей. Такой декор станет прекрасным акцентом в интерьере.

Я приобрела большое количество новых знаний по истории искусств и обогатила свой профессиональный словарный запас. Я уверена, что работа над этим проектом поможет в будущем для моей работы дизайнера.

Список используемой литературы:

Сайты:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1042842

http://www.cr-sobor.ru/

http://www.museum.ru/palekh/r_3_1.htm

http://www.kreml.ru/ru/museums/dormite/fresco/

http://www.npilgrim.ru/book.php?lng=ru&book=33

http://www.dreamdesign.ru/

http://art-wall-painting.ru/

http://www.rainart.ru/index.php?id=6

http://paint-art.ru/

http://www.affresco.ru/

http://www.fresconovo.ru/

http://www.gdzna5.ru

<http://drevisk.claw.ru/kategorii/iskusstvo-egipta/zhivopis--i-rel-efi-drevnego-egipta.html>

Просмотров работы: 71