Работа над пейзажем на примере творчества И.И.Шишкина

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Работа над пейзажем на примере творчества И.И.Шишкина

Шумакова В.Д. 1
1МАОУ "Школа №44 с углубленным изучением отдельных предметов"
Козлова Е.В. 1
1МАОУ "Школа №44 с углубленным изучением отдельных предметов"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Шишкин Иван Иванович – один из крупнейших русских пейзажистов. Проникнутый бесконечной любовью к Родине, мастер на протяжении всей своей жизни воспевал ее красоту, передавая ее особый, величественный дух русской природы. Полотна автора по праву считаются шедеврами сокровищницы мирового искусства. Родина одного из самых известных художников России – город Елабуга. В будущем Иван Иванович стал известен как пейзажист, с фотографической точностью передающий мельчайшие детали родного края. Шишкин говорил: «Картина с натуры должна быть без фантазии. Природу должно искать во всей её простоте, рисунок должен следовать за ней во всех прихотях формы».

Художник относился к природе как исследователь, детально изучающий ее формы. Умение мастерски передавать мельчайшие детали стали характерными чертами творчества Шишкина.

Добиваясь предельного сходства с натурой, художник на первых порах тщательно выписывает каждую деталь, и это мешает целостности образа. Примером таких работ является картина «Рубка леса».

« Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»

В дальнейшем, Шишкин создает одни из первых своих лучших картин: «Сосновый бор» и «Полдень. В окрестностях Москвы». Где художнику блестяще удается создать образ могучего, величавого русского леса и прекрасной русской природы.

Шишкина привлекают обширные лесные массивы их величавой торжественностью. Тема русского леса была неиссякаемой для художника на протяжении всей творческой жизни. Изображая богатый растительный мир природы, Шишкин был настолько точен и реалистичен, что в картинах узнавались породы деревьев вплоть до мелочей.

Еще один яркий пример картина «Рожь».

Основная идея этой картины, как сказал сам художник: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья Благодать. Русское богатство».

Цветовая гамма картины – одновременно сочная и пастельная. Насыщенный золотой цвет ржи, изумрудный – травы, темно-зеленый – кроны деревьев. Дымка грозовых туч на фоне нежно-голубого неба призывает к умиротворению и созерцанию.

В картине Шишкина как бы замерло время, в которое можно погрузиться и рассмотреть каждую деталь, что помогает мне, в моих работах правильно делать акценты, ощущать весь образ картины, правильно размещать объекты, уделяя внимание деталям.

С тоит вглядеться, и масса интересных деталей предстает перед нашим взором:

Предгрозье

Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью. Тишина и безветрие, будто разлитые по пространству картины и почти физически ощущаемые.

Могучее дерево

Могучая сосна — символ всего шишкинского творчества. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно — с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесённой в самую высь верхушкой.

Д орога

Просёлок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему

Ржаной простор

Некрасов Николай Алексеевич, чьё творчество было очень близко Шишкину, написал после своего возвращения из-за границы:

Все рожь кругом, как степь, живая,

Ни замков, ни морей, ни гор.

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор.

Засохшая сосна. Погибшее дерево, которое подчеркивает реалистичность картины.

Полотно можно подолгу рассматривать, каждый раз находя в нем интересные детали и ассоциации, которыми оно наполнено. Тончайшие переходы тонов, ювелирная передача игры света и цвета, блики, тени, общий тон картины - все рождает ощущение полного присутствия на изображенном месте.

На примере картины «Рожь», мне стало понятнее, как, в какой удаленности друг от друга и на полотне расположены основные объекты картины.

Моя зарисовка №1 - расстановка предметов, на примере картины Шишкина И.И. «Рожь».

В наброске я старалась передать удаленность предметов друг от друга и не нарушить общий образ картины. Это было нелегко.

Картина Рожь» помогала мне ощущать и передавать границы предметов, пробовать переходы от контуров к полутонам, от четких линий к растушевке

М оя зарисовка №2 - завершение работы, на примере картины Шишкина И.И. «Рожь».
Работу делала в несколько подходов, стараясь свежим взглядом оценить то, что уже сделано. Перед глазами также была репродукция картины Шишкина «Рожь»

Нужно отметить, что Художник часто рисовал не только графическим карандашом, но и соусом, сепией и углем, стремясь передать световоздушную среду, смягчить линию, сделать рисунок более пластичным

Шишкин мог творить шедевры в любой обстановке и в любой технике, но все-таки, едва ли не половину жизни Шишкин провёл в лесу на этюдах. Восхищаясь природой.

Для того чтобы добиться пластичности в своих работах, я тоже пробовала использовать графический уголь и сепию.

Мои зарисовки сепией

Иван Иванович Шишкин скончался 8 (20) марта 1898 в своей мастерской за мольбертом, во время работы над новой картиной «Лесное царство».

Отличительной чертой его творчества была мощь образов. Он как никто другой сумел передать характер русской природы - бескрайним просторам которым нет конца…

Просмотров работы: 101