ВВЕДЕНИЕ
Происхождение нашей планеты учёные много лет изучают, но единого ответа до сих пор нет. Читая познавательные книги, я знаю, что существовали разные эры развития Земли:
Архейская (4 млрд. лет назад) – древнейшая эра в истории развития Земли, когда еще не существовало жизни;
Протерозойская (3 млрд. лет назад) – эра возникновения первичной жизни (простейших организмов);
Палеозойская (600 млн. лет назад) – эра древней жизни в геологической истории Земли, характеризующаяся формированием всех типов растений и животных;
Мезозойская (100 млн. лет назад) – эра средней жизни в геологической истории Земли, характеризующаяся развитием пресмыкающихся, птиц и первых млекопитающих;
Кайнозойская (67 млн. лет назад) – эра новой жизни в геологической истории Земли, эра формирования всех современных форм растений и животных. Она продолжается и в настоящее время.
Гуляя с родителями по просторам родного Сенгилеевского края, с самого раннего детства я очень часто задаю вопросы об окружающем меня мире: как и почему называется река? из чего состоит гора? как она называется и почему? Откуда появились камни разные и почему они так похожи на ракушки? и другие вопросы (Приложение №1).
Именно эти вопросы определили направление моего проекта и его цель.
Цель проекта: изучение исторического происхождения пород останца Гранное Ухо.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
сбор, изучение, анализ и обобщение материала по теме исследования;
провести социологический опрос среди учеников по данной теме;
показать одноклассникам наглядное пособие и провести эксперименты с исследуемым материалом;
оформить стенгазету, подготовить презентацию для защиты проекта.
Методы исследования:
работа с информационными источниками;
сбор наглядного материала и проведение исследовательской работы;
проведение анкетирования.
Гипотеза: привлечь внимание ребят к истории происхождения пород Гранного Уха, научить их соблюдать правила по сбору камней, доказать актуальность темы по сохранению и защите природного памятника.
Мы с родителями провели исследование вопросов, связанных с происхождением Сенгилеевской горы Гранное Ухо. Подготовили семейную коллекцию камней и образцы осадочных пород. Для проектной работы обозначили следующие вопросы:
Почему называется гора Сенгилеевского района – Гранное Ухо?
Что в древние времена находилось на месте этой горы?
Из каких пород сложена эта гора?
Как местные жители называют эту гору и почему?
Многие города нашей великой страны имеют в музеях коллекции горных пород и минералов. Но собирать свою коллекцию камней гораздо интереснее. Однако нужно соблюдать определённые правила, чтобы не нанести серьёзный ущерб природе (Приложение №3).
Мне очень нравится рассматривать различные камни, изучать их. Когда я нахожу необычный камень, то изучаю его характеристики, историю происхождения. Далее промываю камень проточной водой с использованием специальной губки и щётки, высушиваю. После этого он занимает своё место в нашей семейной коллекции.
Своим одноклассникам я предложил ответить на вопросы анкеты и провести некоторые эксперименты над камнями из коллекции, изучить их свойства на практике и ответить на интересующие их вопросы о Гранном Ухе. Первое – это очень весело и интересно; а во – вторых, ребята смогут узнать много нового и интересного о природе родного края, в частности, о камнях.
Основная часть
Однажды папа рассказал: «Что много лет назад в Палеозойскую эру на месте где мы живем был огромный океан. В нём сформировались живые организмы – диатомовые водоросли (Приложение №2), позднее в Кайнозойскую эру океан начал отступать и образовались моря. Дно морей было не из песка, а из многочисленных вымерших панцирей древних водорослей и скорлупок радиолярий.
Со временем моря тоже отступили, а земная кора (дно) поднялось и появились наши Сенгилеевские горы и Цемзаводская гора – Гранное Ухо. Местные жители называют её Трепельная шишка, т.к. сама гора состоит из трепела – это «рыхлое скопление панцирных диатомовых водорослей и скорлупок радиолярий».
Гранное Ухо – можно назвать слоёным пирогом, т.к. сложена она из разных осадочных пород: трепела, мела, опоки, глины, песчаника, местами мергеля. Это не единственное месторождение осадочных пород диатомита в России, но по разведанным запасам (55 млн.м³) Ульяновская область занимает одно из ведущих мест. Диатомовое сырьё используется в производстве строительных материалов, в качестве фильтровального материала в химической промышленности и пр.
Гранное Ухо (или Трепельная шишка) выделяется на фоне окружающего ландшафта своей белоснежной, белой стеной, которую видно на десятки километров. Высота останца превышает 300 м над уровнем моря. С его вершины открывается чарующий вид на р. Волга, леса и степи нашего родного края. В некоторых русских говорах: ухо - «выступ горы, горный острог», грань – «межа, граница». Словосочетание «гранное ухо» можно толковать, как острог горы, близ которого проходила грань.
В настоящее время данная гора находится на территории «Национального парка Сенгилеевские горы». Ранее по решению Ульяновского облисполкома №552 от 23.12.89 г. останец объявлен был в качестве памятника природы.
На территории памятника природы запрещена всякая хозяйственная деятельность, приносящая ему вред. Здесь запрещены все рубки леса, кроме санитарных. Ограничен выпас и прогон скота. Памятник природы передан под охрану Сенгилеевскому лесхозу.
Узнав столько интересного, мы с родителями провели анкетирование в начальных классах школы №1 им. Н.Н. Вербина, в опросе приняли участие 84 ученика с 1 по 4 класс (Приложение №4). В каждом классе 23-28 человек, ученики 7 – 12 лет. Полагаем, если провести исследования с другими учениками Сенгилеевского района такого же возраста, результаты были бы примерно такие же, следовательно, анкетирование можно считать объективным.
Ребята в анкете отвечали на пять вопросов:
1. Как называется самая высокая гора Сенгилеевского района (п.Цемзавод)?
2. Что в древние времена находилось на месте этой горы?
3. Знаешь ли ты из какой горной породы эта гора?
4. Коллекционируешь ли ты ракушки, камни или минералы?
5. Посещал ли ты с родными эту гору?
Таблица результатов ответов на вопрос:
Как называется самая высокая гора Сенгилеевского района (п.Цемзавод)?
Ответили правильно: Гранное Ухо или Трепельная шишка |
Дали не правильное название |
Не знают или не ответили |
76% |
8% |
16% |
В ответе на первый вопрос в старших классах практически 100% указали, правильный ответ. В 1 классах по 15% дали не правильный ответ или ответили, что не знают.
Таблица результатов ответов на вопрос:
Что в древние времена находилось на месте этой горы?
Ответили правильно: океан, море |
Дали ответ согласно легенде о С. Разине |
Не знают или не ответили |
12% |
18% |
70% |
Большинство учеников не ответили на данный вопрос – не знали ответа, т.к. даже не все родители знают историческое происхождение Гранного Уха, об этом говорили опрошенные. В своей исследовательской работе обязательно поставлю акцент на этом вопросе.
Таблица результатов ответов на вопрос:
Знаешь ли ты из какой горной породы эта гора?
Правильно назвали один или несколько осадочных пород: трепел, мел, опока, мергель, песчаник |
Не знают или не ответили |
78% |
22% |
Практически все ученики ответили правильно, назвав хотя бы одну породу из которой состоит гора, что меня очень порадовало. В младших классах конечно затруднились ответить на этот вопрос, но это только потому, что изучение слоев земли по окружающему миру частично начинают проходить со второго класса.
Таблица результатов ответов на вопрос:
Коллекционируешь ли ты ракушки, камни или минералы?
Ответили – да, указав камни или ракушки |
Ответили нет или поставили прочерк |
Ответили – хотят коллекционировать |
47% |
52% |
1% |
По данному вопросу опрошенные равномерно разделились на тех: кто собирает (коллекционирует) камни или ракушки, т.к. любят ходить по берегу и собирать ракушки или красивые камни; а вторая половина не интересуется этим, т.к. у них другие увлечения. Очень порадовало, что один из респондентов очень желает начать собирать свою коллекцию.
Таблица результатов ответов на вопрос:
Посещал ли ты с родными эту гору?
Ответили, что посещали Гранное Ухо |
Ответили нет, не посещали или поставили прочерк |
Ответили – хотят или планируют посетить |
19% |
75% |
6% |
Большинство учеников не посещали останец Гранное Ухо, наверно это потому, что родители или преподаватели организовывают их досуг в развлекательных центрах, кинотеатрах, музеях и совершенно забывают, что вокруг нас такая удивительная красота. Что походы в горы могут рассказать о многом и помочь ученикам разобраться в таких предметах, как окружающий мир, география, химия, законах физики и др.
На основании проведенного анкетирования я в своём классе провел исследовательскую работу (Приложение №5).
Мной была представлена часть семейной коллекции камней и минералов из: пиритов радужных, аммонитов, белемнитов, слюды и др. (Приложение №6). Родители помогли собрать осадочные породы из которых состоит Гранное Ухо, такие как: трепел, опока, глина, мел, мергель. Также была подготовлена стенгазета, посвященная походам нашей семьи на Гранное Ухо (Приложение №7).
Мы с мамой рассказали о происхождении нашей горы, показали опыт с трепелом и обычным камнем. Моих одноклассников очень заворожил тот факт, что трепел, очень похожий на камень, не тонет до тех пор, пока все пузырьки воздуха не выйдут на поверхность, а пустоты в трепеле заполнятся водой. После опытов они с огромнейшим интересом рассматривали камни, брали их в руки, проверяли на прочность и сами пытались испытать плавучесть трепела, писали мелом на доске и задавали множество вопросов. Учащиеся обменивались своими наблюдениями и впечатлениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследовательскую работу и изучив историю происхождения пород останца Гранное Ухо можно сделать выводы:
Осадочные породы, составляющие гору – это наше прошлое и наше будущее!
Наше настоящее и будущее - диатомовое сырье – универсальное природное богатство, которое можно использовать в различных отраслях (цементное производство, фильтры химической промышленности, производство кирпича и т.д.).
Но мы знаем, кто помнит и ценит прошлое у того есть будущее!
В связи с этим, сохранение уникального памятника Гранное Ухо очень актуально – он является одним из доказательств о происхождении планеты Земля миллиарды лет назад над вопросом, которым учёным придется ещё много работать.
Сохранив природу родного края, мы создадим возможность решения экологических и из них вытекающих ряд экономических проблем Сенгилеевского района, что подтверждает гипотезу данного проекта.
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Правила собирания горных пород и минералов!
Никогда нельзя заходить на карьер без разрешения. Взрослые должны быть всегда рядом!
Необходимо соблюдение техники безопасности: с собой должны быть каска, защитные очки, перчатки, удобная обувь и одежда.
К походу необходимо готовиться: изучить маршрут по карте, научиться пользоваться компасом.
Необходимо собрать комплект инструментов: долото, шпатель, совок, кисть, сито, мешочки для образцов, полиэтиленовые пакеты, геологический молоток, лупа.
Для записей необходимы: ручка, карандаш, блокнот. Могут понадобиться линейка и ластик.
Запечатлеть находки и красоту природы поможет фотоаппарат.
Нельзя забывать о запасах воды и продовольствия. Спички и фонарик тоже могут понадобиться.
Все находки должны храниться отдельно в своих ящичках. Можно купить специальный стеллаж для коллекционеров или шкафчик с ящичками. А можно сделать самому при помощи взрослых.
Приложение №4
Анкеты с ответами респондентов начальных классов школы №1 им. Н.Н.Вербина
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7
Список используемой литературы
Официальный сайт Администрации Сенгилеевского района http://www.sengilej.ru/;
Информационный справочник http://wikimapia.org/26494706/ru/;
Официальный сайт журнала мономах http://ulpravda.ru/monomach/;
Семейный архив.