История происхождения пород останца Гранное Ухо

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История происхождения пород останца Гранное Ухо

Дронов С.В. 1
1МОУ СШ г.Сенгилея имени Героя Советского Союза Н.Н.Вербина
Дубровина Е.В. 1
1МОУ СШ г.Сенгилей имени Героя Советского Союза Н.Н.Вербина
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Происхождение нашей планеты учёные много лет изучают, но единого ответа до сих пор нет. Читая познавательные книги, я знаю, что существовали разные эры развития Земли:

Архейская (4 млрд. лет назад) – древнейшая эра в истории развития Земли, когда еще не существовало жизни;

Протерозойская (3 млрд. лет назад) – эра возникновения первичной жизни (простейших организмов);

Палеозойская (600 млн. лет назад) – эра древней жизни в геологической истории Земли, характеризующаяся формированием всех типов растений и животных;

Мезозойская (100 млн. лет назад) – эра средней жизни в геологической истории Земли, характеризующаяся развитием пресмыкающихся, птиц и первых млекопитающих;

Кайнозойская (67 млн. лет назад) – эра новой жизни в геологической истории Земли, эра формирования всех современных форм растений и животных. Она продолжается и в настоящее время.

Гуляя с родителями по просторам родного Сенгилеевского края, с самого раннего детства я очень часто задаю вопросы об окружающем меня мире: как и почему называется река? из чего состоит гора? как она называется и почему? Откуда появились камни разные и почему они так похожи на ракушки? и другие вопросы (Приложение №1).

Именно эти вопросы определили направление моего проекта и его цель.

Цель проекта: изучение исторического происхождения пород останца Гранное Ухо.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

сбор, изучение, анализ и обобщение материала по теме исследования;

провести социологический опрос среди учеников по данной теме;

показать одноклассникам наглядное пособие и провести эксперименты с исследуемым материалом;

оформить стенгазету, подготовить презентацию для защиты проекта.

Методы исследования:

работа с информационными источниками;

сбор наглядного материала и проведение исследовательской работы;

проведение анкетирования.

Гипотеза: привлечь внимание ребят к истории происхождения пород Гранного Уха, научить их соблюдать правила по сбору камней, доказать актуальность темы по сохранению и защите природного памятника.

Мы с родителями провели исследование вопросов, связанных с происхождением Сенгилеевской горы Гранное Ухо. Подготовили семейную коллекцию камней и образцы осадочных пород. Для проектной работы обозначили следующие вопросы:

Почему называется гора Сенгилеевского района – Гранное Ухо?

Что в древние времена находилось на месте этой горы?

Из каких пород сложена эта гора?

Как местные жители называют эту гору и почему?

Многие города нашей великой страны имеют в музеях коллекции горных пород и минералов. Но собирать свою коллекцию камней гораздо интереснее. Однако нужно соблюдать определённые правила, чтобы не нанести серьёзный ущерб природе (Приложение №3).

Мне очень нравится рассматривать различные камни, изучать их. Когда я нахожу необычный камень, то изучаю его характеристики, историю происхождения. Далее промываю камень проточной водой с использованием специальной губки и щётки, высушиваю. После этого он занимает своё место в нашей семейной коллекции.

Своим одноклассникам я предложил ответить на вопросы анкеты и провести некоторые эксперименты над камнями из коллекции, изучить их свойства на практике и ответить на интересующие их вопросы о Гранном Ухе. Первое – это очень весело и интересно; а во – вторых, ребята смогут узнать много нового и интересного о природе родного края, в частности, о камнях.

Основная часть

Однажды папа рассказал: «Что много лет назад в Палеозойскую эру на месте где мы живем был огромный океан. В нём сформировались живые организмы – диатомовые водоросли (Приложение №2), позднее в Кайнозойскую эру океан начал отступать и образовались моря. Дно морей было не из песка, а из многочисленных вымерших панцирей древних водорослей и скорлупок радиолярий.

Со временем моря тоже отступили, а земная кора (дно) поднялось и появились наши Сенгилеевские горы и Цемзаводская гора – Гранное Ухо. Местные жители называют её Трепельная шишка, т.к. сама гора состоит из трепела – это «рыхлое скопление панцирных диатомовых водорослей и скорлупок радиолярий».

Гранное Ухо – можно назвать слоёным пирогом, т.к. сложена она из разных осадочных пород: трепела, мела, опоки, глины, песчаника, местами мергеля. Это не единственное месторождение осадочных пород диатомита в России, но по разведанным запасам (55 млн.м³) Ульяновская область занимает одно из ведущих мест. Диатомовое сырьё используется в производстве строительных материалов, в качестве фильтровального материала в химической промышленности и пр.

Гранное Ухо (или Трепельная шишка) выделяется на фоне окружающего ландшафта своей белоснежной, белой стеной, которую видно на десятки километров. Высота останца превышает 300 м над уровнем моря. С его вершины открывается чарующий вид на р. Волга, леса и степи нашего родного края. В некоторых русских говорах: ухо - «выступ горы, горный острог», грань – «межа, граница». Словосочетание «гранное ухо» можно толковать, как острог горы, близ которого проходила грань.

В настоящее время данная гора находится на территории «Национального парка Сенгилеевские горы». Ранее по решению Ульяновского облисполкома №552 от 23.12.89 г. останец объявлен был в качестве памятника природы.

На территории памятника природы запрещена всякая хозяйственная деятельность, приносящая ему вред. Здесь запрещены все рубки леса, кроме санитарных. Ограничен выпас и прогон скота. Памятник природы передан под охрану Сенгилеевскому лесхозу.

Узнав столько интересного, мы с родителями провели анкетирование в начальных классах школы №1 им. Н.Н. Вербина, в опросе приняли участие 84 ученика с 1 по 4 класс (Приложение №4). В каждом классе 23-28 человек, ученики 7 – 12 лет. Полагаем, если провести исследования с другими учениками Сенгилеевского района такого же возраста, результаты были бы примерно такие же, следовательно, анкетирование можно считать объективным.

Ребята в анкете отвечали на пять вопросов:

1. Как называется самая высокая гора Сенгилеевского района (п.Цемзавод)?

2. Что в древние времена находилось на месте этой горы?

3. Знаешь ли ты из какой горной породы эта гора?

4. Коллекционируешь ли ты ракушки, камни или минералы?

5. Посещал ли ты с родными эту гору?

Таблица результатов ответов на вопрос:

Как называется самая высокая гора Сенгилеевского района (п.Цемзавод)?

Ответили правильно: Гранное Ухо или Трепельная шишка

Дали не правильное название

Не знают или не ответили

76%

8%

16%

В ответе на первый вопрос в старших классах практически 100% указали, правильный ответ. В 1 классах по 15% дали не правильный ответ или ответили, что не знают.

Таблица результатов ответов на вопрос:

Что в древние времена находилось на месте этой горы?

Ответили правильно: океан, море

Дали ответ согласно легенде о С. Разине

Не знают или не ответили

12%

18%

70%

Большинство учеников не ответили на данный вопрос – не знали ответа, т.к. даже не все родители знают историческое происхождение Гранного Уха, об этом говорили опрошенные. В своей исследовательской работе обязательно поставлю акцент на этом вопросе.

Таблица результатов ответов на вопрос:

Знаешь ли ты из какой горной породы эта гора?

Правильно назвали один или несколько осадочных пород: трепел, мел, опока, мергель, песчаник

Не знают или не ответили

78%

22%

Практически все ученики ответили правильно, назвав хотя бы одну породу из которой состоит гора, что меня очень порадовало. В младших классах конечно затруднились ответить на этот вопрос, но это только потому, что изучение слоев земли по окружающему миру частично начинают проходить со второго класса.

Таблица результатов ответов на вопрос:

Коллекционируешь ли ты ракушки, камни или минералы?

Ответили – да, указав камни или ракушки

Ответили нет или поставили прочерк

Ответили – хотят коллекционировать

47%

52%

1%

По данному вопросу опрошенные равномерно разделились на тех: кто собирает (коллекционирует) камни или ракушки, т.к. любят ходить по берегу и собирать ракушки или красивые камни; а вторая половина не интересуется этим, т.к. у них другие увлечения. Очень порадовало, что один из респондентов очень желает начать собирать свою коллекцию.

Таблица результатов ответов на вопрос:

Посещал ли ты с родными эту гору?

Ответили, что посещали Гранное Ухо

Ответили нет, не посещали или поставили прочерк

Ответили – хотят или планируют посетить

19%

75%

6%

Большинство учеников не посещали останец Гранное Ухо, наверно это потому, что родители или преподаватели организовывают их досуг в развлекательных центрах, кинотеатрах, музеях и совершенно забывают, что вокруг нас такая удивительная красота. Что походы в горы могут рассказать о многом и помочь ученикам разобраться в таких предметах, как окружающий мир, география, химия, законах физики и др.

На основании проведенного анкетирования я в своём классе провел исследовательскую работу (Приложение №5).

Мной была представлена часть семейной коллекции камней и минералов из: пиритов радужных, аммонитов, белемнитов, слюды и др. (Приложение №6). Родители помогли собрать осадочные породы из которых состоит Гранное Ухо, такие как: трепел, опока, глина, мел, мергель. Также была подготовлена стенгазета, посвященная походам нашей семьи на Гранное Ухо (Приложение №7).

Мы с мамой рассказали о происхождении нашей горы, показали опыт с трепелом и обычным камнем. Моих одноклассников очень заворожил тот факт, что трепел, очень похожий на камень, не тонет до тех пор, пока все пузырьки воздуха не выйдут на поверхность, а пустоты в трепеле заполнятся водой. После опытов они с огромнейшим интересом рассматривали камни, брали их в руки, проверяли на прочность и сами пытались испытать плавучесть трепела, писали мелом на доске и задавали множество вопросов. Учащиеся обменивались своими наблюдениями и впечатлениями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя исследовательскую работу и изучив историю происхождения пород останца Гранное Ухо можно сделать выводы:

Осадочные породы, составляющие гору – это наше прошлое и наше будущее!

Наше настоящее и будущее - диатомовое сырье – универсальное природное богатство, которое можно использовать в различных отраслях (цементное производство, фильтры химической промышленности, производство кирпича и т.д.).

Но мы знаем, кто помнит и ценит прошлое у того есть будущее!

В связи с этим, сохранение уникального памятника Гранное Ухо очень актуально – он является одним из доказательств о происхождении планеты Земля миллиарды лет назад над вопросом, которым учёным придется ещё много работать.

Сохранив природу родного края, мы создадим возможность решения экологических и из них вытекающих ряд экономических проблем Сенгилеевского района, что подтверждает гипотезу данного проекта.

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Правила собирания горных пород и минералов!

Никогда нельзя заходить на карьер без разрешения. Взрослые должны быть всегда рядом!

Необходимо соблюдение техники безопасности: с собой должны быть каска, защитные очки, перчатки, удобная обувь и одежда.

К походу необходимо готовиться: изучить маршрут по карте, научиться пользоваться компасом.

Необходимо собрать комплект инструментов: долото, шпатель, совок, кисть, сито, мешочки для образцов, полиэтиленовые пакеты, геологический молоток, лупа.

Для записей необходимы: ручка, карандаш, блокнот. Могут понадобиться линейка и ластик.

Запечатлеть находки и красоту природы поможет фотоаппарат.

Нельзя забывать о запасах воды и продовольствия. Спички и фонарик тоже могут понадобиться.

Все находки должны храниться отдельно в своих ящичках. Можно купить специальный стеллаж для коллекционеров или шкафчик с ящичками. А можно сделать самому при помощи взрослых.

Приложение №4

Анкеты с ответами респондентов начальных классов школы №1 им. Н.Н.Вербина

Приложение №5

Приложение №6

Приложение №7

Список используемой литературы

Официальный сайт Администрации Сенгилеевского района http://www.sengilej.ru/;

Информационный справочник http://wikimapia.org/26494706/ru/;

Официальный сайт журнала мономах http://ulpravda.ru/monomach/;

Семейный архив.

Просмотров работы: 119