Директор «гвардейской» 32-ой В. Г. Агеносов. Дорогами добра

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Директор «гвардейской» 32-ой В. Г. Агеносов. Дорогами добра

Дмитриева А.Д. 1Гунбина П.И. 1
1МБОУ СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов
Семенова О.А. 1
1МБОУ СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Ребенка в большой путь выводит взрослый. Первые шаги, первые слова, первые победы и поражения, первые радости и огорчения! Очень важно – кто рядом. Мир полон эмоций, но в многообразии красок ориентир всегда задают взрослые. И учителем для него будет каждый, кто окажется в этот момент рядом. А у этого взрослого тоже были учителя, и у них были свои дороги, свои ориентиры…

Актуальность нашего проекта в том, что он посвящен учителям, открывающим дорогу в будущее. На примере одного учителя, директора фронтовика мы хотим показать, как важно транслировать знания, транслировать добро на самом начальном этапе своего пути. Учитель – это невероятно важная фигура в судьбе каждого человека. Про учителей очень мало литературы, точнее она очень специфична, в основном небольшие сборники, посвященные юбилеям, личностям, методикам. Есть несколько выпусков юбилейных изданий, посвященных школе №32. Мы решили начать восполнять этот пробел и начали с фронтовика, директора школы с 1956-1989. Василий Георгиевич Агеносов сделал эту школу лучшей в городе, она стала лингвистической, специализированной благодаря его усилиями. Отсутствие опубликованных трудов по теме нашего исследования натолкнуло нас на мысль самостоятельно создать историю про человека, оставившего след в истории города, и конечно же в наших судьбах. На примере биографии директора-фронтовика мы хотели бы показать возможности «трансляции памяти», то есть не только собрать материал и проанализировать его историческую составляющую, но и создать некий мультимедийный продукт, позволяющий, рассказывать об этом человеке и его выборе на разных площадках города. Разработка дизайнерского макета – модуля передвижной выставки «Дорогами добра» стала частью нашей работы. В этом практическая значимость работы.

Цель нашего исследовательского проекта: изучив биографию Агеносова В.Г. –директора 32 школы, создать мультимедийную выставку о человеке, который создал особую лингвистическую школу в Нижнем Тагиле.

Задачи:

1) собрать материал из личного архива семьи В. Г. Агеносова;

2) изучить литературу по теме исследования и выявить по источникам

трудности военного времени в Нижнем Тагиле;

3) подготовить материал для: размещения на виртуальной странице официального сайта «Центр развития туризма города Нижний Тагил»: «Известные тагильчане»: http://turizmnt.ru.

4) создать мультимедийную переносную выставку, посвященную биографии Агеносова В. Г.

Предмет: историко-культурное пространство (люди, место, время), которое

формирует человека с большой буквы

Объект: жизненный путь Учителя: Агеносова В.Г.

Методы исследования: анализ и синтез источников, литературы, интервьюирование

Глава 1. Время, среда, люди

Начало пути…

«Эх, дороги...

Пыль да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян»

…Ветеран Великой Отечественной войны Василий Георгиевич Агеносов очень часто он напевал эту песню. Его жизненный путь оказался непростым: линия ломаная и была она порой прерывистой … Но натоптанная им тропа оказалась настолько прочной, что является ориентиром для многих тагильчан. Это дорога знаний, которая выведет юных учеников 32 школы совсем скоро в большой и сложный мир! Знают ли они, торопящиеся по утрам в школу, что идут по прочной дороге знаний, по дороге опыта и любви одного человека?

Мы провели анкетирование в начальной школе и в среднем звене среди 7 классов, также опросили выпускников школы. Результаты нас очень удивили: никто из нынешних учеников не знает об Агеносове В.Г., а ведь именно под его руководством школа перепрофилировалась в лингвистическую!!! Все наши респонденты высказались за необходимость проведения классных часов по теме «Агеносов В.Г. – дорогами добра».

Для учителя нет лучшей награды, чем слова благодарности от своих учеников. Директор до самой своей последней черты эти душевные «посылки» получал: «Спасибо Вам за всё, Василий Георгиевич». Собирая материал о директоре, читая его биографию, мы нашли потрясающее «Спасибо» от его выпускника: Александра Владиславовича Ермакова1. В одной из подшивок газеты «Тагильский рабочий» за 1973 г. была размещена его статья об учительской династии, об Агеносовых…2. Молодой, только начинающий ученый А. Ермаков написал о школе. Но как историк, «зашел в гости» к директору издалека. В силу малочисленности источников и публикаций, это, пожалуй, одна из полных статей, раскрывающих дух, время, место, в котором сложился, сформировался жизненный путь будущего директора гвардейской 32-ой! Из статьи становится понятно, что по-другому потом в его взрослой жизни и не могло бы быть.

Софья Александровна Агеносова, в девичестве Кириллова рано осталась без матери. Всего у родителей детей было четверо. Софья - старшая. Отец Александр Васильевич Кириллов – выпускник Санкт-Петербургского университета был приговорен к ссылке в Сибирь по делу о покушении на царя. Он не был в основном составе «Народовльцев», не был лидером, не был среди 15 активистов, приговоренных к смертной казни, а потом помилованных. Не был, но по делу прошёл как соучастник. На руках – дети. Вместе с ними и отправился в далекую ссылку в Якутск. Добирались до Сибири на перекладных, под конвоем, который менялся на каждой станции. В Якутске Александр Васильевич устроился преподавателем в реальное училище. А дом с хозяйством был на старшей дочери: стирать, прибирать, готовить, шить – это на Софье. Несмотря на тяжести быта, девочка поступила в Якутскую женскую гимназию, потом закончив её с отличием уехала в Томск, чтобы поступить на высшие женские курсы Томского университета. Софью Александровну приняли без экзаменов. Но ей приходится подрабатывать: она дает уроки детям богатых горожан. В списке предметов, которые изучает девочка только: математика, физика, естествознание, дидактика. Отец умирает в 1916 году, по духу революционер и борец, он не доживет всего один год до Февральской революции. А вот братья Софьи будут бороться в Сибири за власть большевиков, с началом Гражданской войны уйдут в Красную Армию, и оба погибнут в боях за власть Советов…

Софья переживет их, и пронесет в своих воспоминаниях образы братьев до самого своего последнего вздоха. Борцом она тоже была. Только на другом фронте: на образовательном. Учительствовала, боролась с неграмотностью, дни и ночи отдавала своей профессии, учила даже якутов…русскому языку. Поднимала своих детей. Старшему Василию не исполнилось и 2 лет, когда ей выпала честь поехать в Москву на первый Всесоюзный учительский съезд3. 1925 год. Этот год стал для неё переломным. Именно на съезде окончательно определился вектор её жизненного пути. И ни разу потом, она не пожалела, не усомнилась…Шла и шла вперед, прокладывая другим дорогу! И на этой дороге конечно же, в первую очередь оказались её собственные дети.

Январь 1925 года! Несколько месяцев дороги закончились. Перед глазами молоденькой учительницы роскошный дворец Съездов, где будут заседать делегаты со всей страны! (см. фото №1 и фото №2). В руках, зачитанная буквально до дыр «Учительская газета», со словами И.В. Сталина: «Фаланга народных учителей составляет одну из самых необходимых частей великой армии трудящихся нашей страны, строящих новую жизнь на основе социализма. Путь, которым идет рабочий класс к социализму, только в том случае может быть победоносным, если трудовые массы многомиллионного крестьянства будут следовать по нему нога в ногу с рабочим классом, если руководство трудящимися массами со стороны рабочего класса будет проводиться в жизнь неуклонно»4. Ну как тут не поверить в особое предназначение! А это действительно так! Власть понимала, что без нового поколения учителей укрепить свои позиции будет невозможно. Учителей возносили! Они оплот партии! Софья Александровна потом тысячу раз будет пересказывать своим детям о том, как их встретил сам нарком просвещения А. В. Луначарский, как беседовала с делегатами съезда Надежда Константиновна Крупская. И в маленьком Василии-сыне слова мамы разжигали огонь: как же и ему хотелось вот так как она: гореть своей профессией, любить учеников, и так же как она разжигать в них огонёк знаний…Это магическое слово учитель! Учитель – основа основ! Василий это впитал, считал с маминых глаз, а потом без этого уже и не смог… дышать!

Мама всегда говорила своим детям: «это только несведущему человеку кажется, будто быть учителем просто. Конечно, если уроки вести кое-как, а учить, задавать детям н адом, тогда не трудно. Только какой же ученик будет биться над каждым уроком по часу, отсидев предварительно в школе по 6 часов? Искусство учителя в том и заключается, чтобы заставить работать с полной отдачей на уроке, подав его так, чтобы ученикам закрепили полученное дома. И всегда учитывать баланс времени ребят. Им ведь, и отдохнуть надо…Хорошему учителю каждый день, каждый час приходится доказывать детям, что он умный и надежный друг…». Еще она говорила, что слова эти им сказала Надежда Константиновна Крупская. С этим посылом делегаты вернулись по домам. И начали нести искусство учителя…

Софья Александровна после съезда отправилась выполнять задание партии: пришлось поездить по Большому Уралу, поднимать образование здесь.

В 1937 году она с семьей она наконец то обосновалась в Нижнем Тагиле. А в семье уже два сына, дочь, потом появится еще одна: приемная дочь. И все её дети все станут педагогами. Все! И жены сыновей, и внуки…Это династия! Но это случится после войны. Дорожка прямая станет крутой и извилистой 22 июня 1941 года.

Таким образом, путь выбранный однажды мамой Василия Георгиевича повлиял на выбор сына: в жизни не бывает легких путей и самый благородный – учить детей!

1.2. Характер ковался на войне…

Василию ещё не исполнилось 18 лет, как он ушел в армию. Дороги войны были для всех нелегкими. Василию Георгиевичу выпала одна из самых трудных – оборона Ленинграда. И что пережил на передовой боец Василий Агеносов, знает только медаль за оборону Ленинграда и орден на его груди: орден Красной Звезды просто так в войну не вручали. (См. фото № 3)

Краткая историческая справка:

Блокада Ленинграда проводилась германскими войсками с целью овладеть городом и уничтожить его. В ходе Ленинградской битвы германские войска прорвались через ст. Мга, заняли 8 сентября 1941 Шлиссельбург и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась блокада города, длившаяся 871 день, сообщение с Ленинградом поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху. В 1941–42 сов. войска неоднократно предпринимали попытки прорвать кольцо блокады, но смогли это сделать только в январе 1943. В феврале в Ленинград пошли поезда с продовольствием, боеприпасами, сырьём. В ходе Ленинградско-Новгородской операции 1944 блокада была снята полностью, прекратились артобстрелы. Планы германского командования уничтожить Ленинград, вынудить оборонявшиеся советские войска к капитуляции потерпели провал. Героизм и стойкость ленинградцев в условиях блокады стали символом непобедимости и мужества советского народа5. Это если очень коротко. Но за каждой строчкой глубина…

9 сентября 1941 года в Ленинград прибыл Г. Жуков, заменив К. Ворошилова (командующий Балтийским флотом, занимался созданием обороны города с лета по сентябрь 1941 г.), с этого времени обороной города руководил Георгий Константинович. Гитлер приказал начать долговременную осаду Ленинграда: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет, как переспелый плод6. Общая площадь, взятая врагом в кольцо, составляла около 5000 кв. км. начав блокаду города, немцы сумели перерезать железнодорожное, речное и автомобильное сообщение с «большой землей». Транспортная связь отныне поддерживалась только по воздуху и замерзшему Ладожскому озеру, по которому была проложена «дорога жизни» (см. фото № 5, 6,7) 7.

Мы много слышали об обороне. Несколько лет был запущен потрясающий трогательный и одновременно тяжелый проект «Блокада. Голоса»8. Но пересмотрев и перечитав массу источников, человек 21 века лишь на малый шажочек приблизится к той обстановке, которая была нормой жизни в блокадном Ленинграде. Лишь на шажочек…Нас от этих людей отделяет монитор компьютера и время. Глотая слезы, пересматривая и перечитывая сводки о блокаде (а по-другому не получается), мы понимаем, что люди, перенёсшие тяжести времени, те кто выжил вместе с защитниками, стали сильнее раз в десять! Фронтовик В. Г. Агеносов вернулся домой живым и в нём горело столько силы, что хватило не на одну жизнь, на целую школу!

Героями не рождаются ими становятся. Место. Время. Люди. Все имеет значение, когда ты растешь и делаешь первые серьезные шаги в жизнь. Вчерашний выпускник общеобразовательной средней тагильской школы оказался на передовой. Ужас, страх, смерть – видел он каждый день. Мужество, героизм, стойкость – видел он каждый день. Из Ленинграда на линию обороны доносились вести. Город жил. И вот ему, Василию Агеносову, человеку из династии учителей было вдвойне приятно знать, что в городе работают школы9. Дети ходят учиться. А учителя поддерживают в них не просто дух знаний, а самое важное – человеческое достоинство (см.Приложение фото №№ 8, 9, 10). В этом есть было и будет настоящее предназначении учителя! Приведем отрывок из одной работы, ссылку на автора и электронный ресурс разместим в сносках. По ним можно найти работу и познакомиться с ней в полном объеме10. В дневнике четырнадцатилетней Вали приведены примеры моральной помощи учителей. Валя пошла в открывшуюся школу рабочей Молодёжи № 14, в седьмой класс. Классным руководителем была А. И. Поведская. Она встречала своих учеников, чуть ли не на пороге школы, всячески подбадривала, перед уроками стремилась напоить горячим чаем. Маша Шагалова в своём дневнике писала об участии учителей в её жизни: «Очень хочется рассказать о работе, вернее, о подвиге наших учителей… Бритоголовый, в чёрном, каком-то форменном кителе, застёгнутый на все пуговицы, строгий учитель математики Василий Матвеевич Осипов удивлялся, что мы не умеем мыслить пространственно, и упорно добивался умения решать задачи с тангенсами и котангенсами. Тяжело дыша, опираясь на палку, входил он в класс, начинал урок, который прерывался не школьным колокольчиком, а сигналом воздушной тревоги. Он не мог сопровождать нас в подвальное помещение, в это время оставался в классе. Зимой, исхудавший, с трудом передвигавшей распухшие от голода ноги, он не мог ходить домой и перешёл на «казарменное» положение – поселился в школе. Была у нас в актовом зале, при сцене, маленькая пионерская комната. В блокаду она оказалась самой жилой: была без окон и сохраняла чуть-чуть больше тепла. Учитель поселился там, и мы ходили к нему в эту маленькую комнатушку на уроки математики. Учил он нас до последних своих дней. Наш физик Кульчицкий, медведеподобный, грузный, косолапо входящий в класс, все сокрушался, что ни Амперов, ни Ньютонов из нас не выйдет. «Вот ведь Ньютон увидел падающее яблоко – и что? Открыл закон всемирного тяготения. А вы? Вы бы съели яблоко, и всё», - говорил он. Мы сидели пристыженные и молчали, хорошо помня закон Ньютона, но забывшие, как выглядит и как пахнет яблоко. Оно, яблоко, было из эпохи Ньютона. Нам бы кусочек хлеба. И физику недоставало хлеба. Он умер от дистрофии… Учителя справлялись со своей работой, ведь даже в том ужасном состоянии они вселяли своим ученикам, что надо обучаться. Эти стойкие люди не довольствовались учебным планом и дисциплиной. Развитие душевной устойчивости – такой дисциплины в плане не было. Но тогда именно это стало наиболее важным.

По «дороге жизни» вывозили детей, большая их часть уезжала на Восток, точнее на Урал. В Нижнем Тагиле было много эвакуированных из Ленинграда. Много детей! Здесь их встречали местные жители, в первую очередь работники образования: воспитатели и учителя, в том числе Софья Александровна Аносова, которая ждала сына…из Ленинграда!

Таким образом, стойкость характера формируется под воздействием разных условий, война сформировала Агеносова выносливым, честным и справедливым человеком.

Глава 2. На главном фронте есть перемены

2.1. Школа в надежных руках

Василий Георгиевич после войны вернулся в Тагил, поступил в школу рабочей молодежи, потом поступил в Учительский институт11 на физико —математический факультет, закончил институт с красным дипломом и работал учителем, занимал различные должностные места в управлении образованием. В 1956 г., оставив пост руководителя Сталинским райотделом народного образования Нижнего Тагила12, переходит на должность директора школы №32. Немного поясним, что такое Сталинский район и почему с руководящей должности Василий Агеносов переходит на пост директора. Сталинский район появился на административной карте города в 1936 г. в составе центральной заселенной части города, и включал себя территории: Нижнетагильского металлургического завода им. Куйбышева, завода 63, завода «Механик», кирпичного завода Тагилстроя, Лебяжинского рудника, 111 эксплуатационного участка ж. д. им. Кагановича, кирпичного завода Местпрома, а также центральные улицы города. Однако в 1957 году Сталинский и Ленинский районы были объединены. Реорганизации подверглись и структурные подразделения администрации города, в том числе ГРОНо. Управление образованием Сталинского района перешло в ведение Ленинского района. Должность руководителя была сокращена. Но талант и способности выпускника «физмата», фронтовика не должны были пропасть даром. Место директора в школе №32 как раз освободилось и Василий Агеносов был назначен её руководителем. Предыдущим директором школы была Орехова Александра Степановна. Позже получившая должность заместителя Гороно13 (см. Приложение, фото №11)

С 1956 года по 1986 год директором школы становится Василий Георгиевич Агеносов (см. Приложение, фото № 12). Ох, нелегкая эта работа…быть директором школы.

2.2. «Гвардейская» 32…

В 1956 году началась деятельность Василия Георгиевича в должности директора школы. Несмотря на то, что школа была общеобразовательной, она располагавшаяся в центре, уже тогда считалась не совсем обычной: центральная школа. Всегда на виду у городского и областного начальства. Соответственно и контингент учащихся отличался от районных школ. Лучшие! Гвардия, это не вся армия, а лучшая её часть! Элита!

Так и «прижилось» это слово за школой: гвардия, гвардейская школа. Гвардейская, значит, самая лучшая! Встретили нового директора тепло. Он зашел в школу с широкой, искренней улыбкой. Эту улыбку помнят все: и кто работал с ним, и кто у него учился. Коллектив педагогов действительно был «звездным»: В.М. Ляшенко – заведующая кафедрой иностранного языка, Дубинина В.С. - учитель математики, Андронова Ю. Л. –учитель русского языка, В.А. Беляев- завуч и многие другие…

С последним, директор формировал высокопрофессиональный коллектив. По воспоминаниям коллег: директор и завуч ездили по школам, с целью найти самые лучшие, самые передовые кадры и переманить их работать в свою школу.

- Случайных учителей в школе не было и не могло быть, - вспоминал, будучи на пенсии Василий Георгиевич. Он гордился тем, что кадры его были как грани бриллианта. Самой высокой пробы. В школе царил культ знаний14.

Василий Георгиевич был требовательным педагогом, но справедливым. И как это было принято в его семье, так здесь от своей педагогической семьи (семьи учителей и учеников) он требовал качества высочайшего уровня и преданности, погружаться в процесс полностью, до последней капли. Служить образованию! Для Агеносова В. А. – не простые слова. Для учеников – это билет в хорошую жизнь. А старт – школа, только если не работать, ничего не выйдет. И Василий Георгиевич находил вовремя, чтобы спокойно донести эти простые истины до своих коллег и учеников. На педсоветах, между уроками, всегда и везде, и особенно на родительских собраниях, из года в год повторял:

«У нас самые умные, самые талантливые дети, и наша общая задача-помогать полностью раскрыться их способностям». Он умел увидеть и оценить учителя. Дорожил каждым кадром. После ставших традиционными «взаимопосещений» уроков, был «разбор полетов», на которых всегда присутствовал Василий Георгиевич. Особенно это нужно было молодым педагогам: и все неудачи, и все удачи проживали вместе. Педагоги поддерживали друг друга. Это была одна большая семья.

При Агеносове, многие его коллеги получили звание «Отличник народного просвещения», различные правительственные награды за вклад в образование. Это тоже относится к портрету нашего героя. Он был для многих- «зеленой лампой», как в одноименном произведении Александра Грина: нужно чтобы свет в жизни кто-то зажигал.

Результаты совместного труда директора, учителей, учеников – это итоги Олимпиад, конкурсов различного уровня, а на выходе: поступление в престижные вузы страны. За опытом приезжали со всего Урала. Транслировать педагогический опыт: это естественно, если есть чем делиться! Директор такие встречи очень любил. Для учителей – предметников в школе постоянно проходили тематические семинары. Уровень мастерства оттачивали на открытых уроках. Не по воле начальства, а по решению педсовета. Василий Георгиевич и сам проводил открытые уроки. Директор преподавал математику и перед уроком он был увлечен подготовкой. Подходить с вопросами в это момент – было бессмысленно. Василий Георгиевич погружался в предмет, в тему, отвлекать было нельзя. Да и невозможно! Директор отлично знал всех тех, кто после школы ориентируется на вуз естественно-технической направленности: с таких учеников и спрос на уроке больше. После уроков будущие инженеры, конструкторы, физики оставались на факультативы-консультации. Приходили на них дети не только из 32! Место в его учительском сердце было для всех. Ребята поступали в выбранные вузы. С благодарностью, встав взрослыми, приводили они своих детей в любимую школу, к любимым учителям, чтобы росли и постигали главное в жизни- быть человеком в любой жизненной ситуации, не опускаться до сплетен, интриг, мелочей!

Директор любил родителей, уважал. По его инициативе был введен в учебный процесс день открытых дверей – каждая суббота учебной четверти. Директор лично встречал мам и пап своих учеников. Ввёл он, а подхватили следующие поколения. Это действительно делало единым организмом учеников-учителей-родителей… а учение и учеба становились поистине увлекательным занятием…

Оттого и отношение за порогом школы к ней «Альма-матер» оставалось самое трогательное…. Да, это была семья, такой она и остается сегодня. А в основе – дорога добра, знаний, уважения, культуры, натоптанная Василием Георгиевичем! Это его дорога жизни!

Задачу перед будущем директором поставила партия: создать в городе специализированную школу. В области реализовывали проект о создании профильных лингвистических школ. Выбор администрации города остановился на 32-ой школе. Никто бы с задачей не справился так, как это сделал фронтовик Василий Георгиевич Агеносов! Через 2 года после его прихода в школу, она стала специализированной, лингвистической.

В поисках источников, раскрывающих эту сторону образования в стране, мы нашли постановление Совета министров СССР от 27 мая 1961 года «Об улучшении изучения иностранных языков», согласно которому планировалось создание 700 спецшкол и написание новых учебников для изучения иностранного языка. Постановление разрешало вести преподавание иностранного языка в детских садах и начальных классах школ15. А в Нижнем Тагиле к этому времени уже существовала специализированная школа. С 1959 года здесь уже преподавали немецкий язык углубленно. В. Г. Агеносов на посту директора выполнил задание партии с опережением. Школа очень быстро перепрофилировалась в учебное заведение с углубленным изучением немецкого языка. Была центральная городская общеобразовательная, а стала: передавая, гвардейская, «языковая»!

Задачи действительно стояли непростые: иностранный язык дети начинали изучать уже в младших классах, а в старших шло преподавание ряда предметов на немецком: география, история, литература, технический перевод. Готовилась программа по преподаванию на немецком языке физики и химии. Уже были приобретены соответствующие программы и закуплены учебники. В Тагиле не хватало специалистов…

Хранитель школы: строитель, бухгалтер, хозяйственник – все в одном лице.

Совместно с первым завучем по немецкому языку В. А. Беляевым, Агеносов В. Г. стал создавать новую школу. А это, новые программы, новые учебники, новые учителя, и необходимость создания новых, дополнительных учебных площадей для уроков немецкого языка, так как класс на урок делился на три группы. И тут Василий Георгиевич проявил себя еще с одной стороны: великолепный хозяйственник, организатор.

В 1965 году Василий Георгиевич добивается выделения средств на капитальный ремонт школы, предварительно продумав, что он хочет иметь в итоге. Договорившись с соседними школами, ребята продолжают учебный процесс после зимних каникул в 1966 году в других образовательных учреждениях. Директор знает, что 1 сентября всех нужно собрать обратно, ученики должны вернуться «домой». И он подключает родительский комитет. Строители от родителей, строители-родители, добровольцы, неравнодушные дети и взрослые приходили на народную стройку по вечерам после работы и учебы, приходили семьями. Понадобилось всего лишь полгода, чтобы ученики «гвардейцы» 1 сентября 1966 года собрались в обновленной удобной школе. Новый учебный год они встретили у себя «дома»! В итоге получилось почти новое здание: появились кабинеты немецкого языка, отдельные помещения для завучей, для профильных учительских секций, раздевалка, столовая (вместо маленького буфета), расширилась библиотека, появился актовый зал с радиорубкой (в актовом зале в свободное от учебы время можно было заниматься музыкой и вокалом, ученикам купили специальное оборудование и даже инструменты), в каждый кабинет школы была проведена холодная вода. Почти на одном энтузиазме в школе удалось построить спортзал. Сделано это было в рекордно короткие сроки: 6 месяцев.

Таким был директор школы, таким понят его коллеги и его ученики, которые каждое 3 февраля собираются в школе: им есть, о чем рассказать друг другу, чем поделиться, что вспомнить.

Вспоминая Василия Георгиевича каждый добавит, что – то своё, особенное, но смысл у всех один: работать было интересно, учиться было интересно. Помимо культа знаний в школе была какая-то особая атмосфера: добра и тепла. И эту атмосферу создавал её рулевой: директор В.Г. Агеносов. По воскресеньям, он приходил в школу, осматривал: все ли готово к завтрашнему дню… В школу хотелось идти каждый день, а потом уже взрослому прийти, чтобы пройтись по коридорам, чтобы привести сюда своих детей и внуков.

С уверенностью можно сказать, что практически для всех учителей, выпускников и их родителей – это школа Агеносова В.А. И для подрастающих поколений она и остается той самой его «гвардейской», передовой!

Да, и собравшись вместе ученики и учителя, обязательно споют:

«Эх, дороги...

Пыль да туман».

И в каждой строчке больше, чем жизнь.

Заключение

Наша жизнь зависит от многих обстоятельств, но на большую дорогу нас всех выводят взрослые. Для Василия Георгиевича Агеносова всегда была главным ориентиром в жизни его мама Софья Александровна, которая привила ему любовь к профессии. Мы выяснили, что Василий Георгиевич прошёл суровую школу войны, воевал на Ленинградском участке фронта, обеспечивая связью «Дорогу Жизни», а вернувшись с войны – посвятил себя детям. Он стал ориентиром в жизни для многих учеников центральной городской школы. Выдержка, стойкость, мудрость, выработанные на войне пригодились в новых жизненных условиях: создания языковой школы.

Мы создали мультимедийную выставку, которая позволит транслировать историю Агеносова. Так же созданный нами модуль, на который мы будем проектировать фото героя нашего проекта можно использовать для другой не менее достойной чем Агеносов личности. Мы хотим, чтобы подрастающее поколение знало своих героев, ведь им мы обязаны нашим настоящим.

Проект не заканчивается, он будет продолжаться в наших выступлениях, презентациях и публикациях, которые мы объединим под общим названием «Дорогами добра».

Список использованных источников и литературы

Очерк о директоре составлен на основе воспоминаний коллег и учеников В.Г. Агеносова, (воспоминания были собраны в феврале 2019 года, во время традиционной встречи выпускников), о Василии Георгиевиче рассказала и его сестра Галина Георгиевна

Так же в очерке были использованы материалы:

1.Блокада Ленинграда//История. РФ [Электронный ресурс]- https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/nachalo-blokady-lieninghrada - Режим доступа: – Загл. с экрана//

2. Великая Отечественная. Основные сражения, Города-Герои и Города воинской славы, ордена, медали, памятные монеты/ Анатолий Кириллов, Григорий Каёта- Екатеринбург: Издательство «Уральский рабочий», 2015 г.

3. Ермаков А. Глава учительской династии // Тагильский рабочий, 1.09.73.

4. Учительская газета. 10 января 1925 г. [Электронный ресурс]- http://grachev62.narod.ru/stalin/t7/t7_02.htm – Режим доступа: – Загл. с экрана//

5. «Дорога жизни» [Электронный ресурс]- https://vk.com/dorogiladogi?z=photo-101600675_457239667%2Fwall-155707767_2708– Режим доступа: – Загл. с экрана//

6.Инжеватов В. Директор гвардейской школы// Тагильский рабочий от 29.07.06 - [Электронный ресурс]- historyntagil.ru/culture/10_93.htm - Режим доступа: – Загл. с экрана//

Приложение (фото)

фото№1: Делегаты 1-го Всесоюзного съезда учителей Урало-Сибирский регион

фото№2 Н.К. Крупская на 1-м Всесоюзном съезде учителей16

Фото №3, 4: Агеносов В.Г. в военной форме (фото из семейного архива)

фото №5: Постановление Военного совета Ленинградского фронта 194117

фото №6: схема коммуникаций по водным путям 1942 г.

фото №7: посты регулирования на «дороге жизни»

Фото№ 818. Ленинград, школа 1941 г

Фото № 9: урок Естествознания в блокадном Ленинграде, зима 1942 г

Фото №10: в Ленинграде

Фото №11 директор послевоенной поры школы №32 Орехова А. С.

Фото №12. Директор школы №32 Агеносов В. Г., на трудовом посту

1Александр Владиславович Ермаков работал в Нижнетагильском педагогическом институте на кафедре истории и теории преподавания права, преподавал историю России ХХ век, источниковедение, был кандидатом исторических наук, доцентом. К сожалению, рано ушел из жизни. Он умер в 2007 году. Но оставил огромное наследие в виде исторических работ по проблемам современной России.

2 А. Ермаков Глава учительской династии // Тагильский рабочий, 1.09.73. стр.2

3 Всесоюзный учительский съезд проходил в Москве с 12 по 17 января 1925 года и имел огромное идеологическое значение. Становление советской системы образования родилось на этом съезде. Всего делегатов было 1600 человек, среди них учительница из Томска – Софья Александровна Агеносова.

4 Учительская газета. 10 января 1925 г. http://grachev62.narod.ru/stalin/t7/t7_02.htm

5 История.РФ, https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/nachalo-blokady-lieninghrada)

6 Великая Отечественная. Основные сражения, Города-Герои и Города воинской славы, ордена, медали, памятные монеты/ Анатолий Кириллов, Григорий Каёта- Екатеринбург: Издательство «Уральский рабочий», 2015 г. – с. 41

7https://vk.com/dorogiladogi?z=photo-101600675_457239667%2Fwall-155707767_2708; https://vk.com/dorogiladogi?z=photo153338021_457253298%2Fwall-155707767_2662Я; Музей Кобона «дорога жизни» https://vk.com/dorogiladogi?z=photo-101600675_457239629%2Fwall-155707767_2664

8 Проект «БЛОКАДА.ГОЛОСА» – это видеоархив, в котором собраны воспоминания жителей блокадного Ленинграда. Собрание архива постоянно пополняется.

.

9 Школа в блокадном Ленинграде//После уроков: растем вместе/ https://vk.com/@after_lessons-shkola-v-blokadnom-leningrade/

10 Малышева Д. Повседневность блокадного Ленинграда через призму детского восприятия

// https://elib.pnzgu.ru/files/eb/doc/fqb2fj8KapS8.pdf

11 Учительский институт был основан в 1939 г решением Наркомата просвещения, преобразован в Нижнетагильский педагогический институт в 1952 году.

12https://tagilcity.ru/news/society/21-11-2012/55-let-nazad-v-nizhnem-tagile-ne-stalo-stalinskogo-rayona-kak-lenin-stalina-poglotil

13http://historyntagil.ru/history/2_vov_230.htm Александра Степановна приехала по распределению из Молотова (ныне Пермь) в Нижний Тагил в 1937 году, учитель географии, закончила Пермский университет, с 1946 г. работала учителем в школе №32, была завучем и до 1956 г. – директором, награждена Медалью за трудовое отличие

14Инжеватов В. Директор гвардейской школы// Тагильский рабочий от 29.07.06; historyntagil.ru/culture/10_93.htm

15 Изучение иностранным языкам//https://www.liveinternet.ru/community/4455235/post269190867/

16 https://yandex.ru/images/search?pos=29&img_url

17 Фото 5, 6, 7: https://vk.com/dorogiladogi?z=photo-101600675_457239667%2Fwall-155707767_2708; https://vk.com/dorogiladogi?z=photo153338021_457253298%2Fwall-155707767_2662Я; Музей Кобона «дорога жизни» https://vk.com/dorogiladogi?z=photo-101600675_457239629%2Fwall-155707767

18 Фото 8, 9, 10 //«Зимняки". Дневники учителей и учеников, переживших первую зиму блокадного Ленинградаhttps://rg.ru/2019/01/27/rodna-dnevniki-blokadnogo-leningrada.html

Просмотров работы: 99