Память о детях войны, увековеченная в нашем городе

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Память о детях войны, увековеченная в нашем городе

Серкина М.В. 1
1МОУ СОШ №102 г. Волгоград
Дмитриева М.Н. 1
1МОУ СОШ №102 г. Волгоград
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Краткая аннотация проекта.

Каждый год мы вспоминаем войну, унесшую миллионы жизней. Чествуем ветеранов Великой Отечественной войны, благодарим их за ратные и трудовые подвиги.

По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны, таких данных просто нет. Наравне со взрослыми они терпели лишения, попадали в плен. Дети сбегали из дома на фронт, чтобы защищать Родину. Они оставались дома и терпели страшные лишения. В тылу и на линии фронта дети каждый день совершали маленький подвиг. У них не было времени на детство, им не достались годы, чтобы взрослеть. Война отняла светлое и радостное детство. Дети на войне. На первый взгляд в этих словах есть что-то несовместимое…

Мы обязаны помнить о тех, кто все ужасы и тяготы войны познал еще ребёнком.

А, что я знаю о том, как жилось «детям войны» в то далекое, страшное время? Мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах выносили все тяготы тяжёлого военного и послевоенного времени наравне с взрослыми. Мне очень сложно представить, что довелось пережить людям во время войны. Тяжелее всего пришлось, конечно, детям, не понимающим, что происходит вокруг и в чем они виноваты. Война искалечила миллионы детских судеб.

Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым. С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941 г…

Мой учебно – исследовательский проект «Память о детях  войны, увековеченная в нашем городе» - дань глубокого уважения и благодарности целому поколению – поколению детей войны.

Во многих странах мира установлены памятники в честь детей, судьбы которых покорежила война, но больше всего их, конечно, на территории нашей страны. Я остановлюсь только на памятниках нашего города Волгограда.

Введение

Выбор темы исследования:

Раннее утро 21 июня 1941 года. Люди нашей страны тихо и мирно спят в своих постелях, и никто не знает, что их ожидает впереди. Какие муки им придётся одолеть и с чем придётся смириться?!

23 августа в 1942-ом в 16 ч.18 минут немецкие войска начали массированный штурм Сталинграда с воздуха. Утюжа город, самолеты люфтваффе сбрасывали1000-килограммовые фугасные бомбы. В воронке от этой бомбы легко помещается двухэтажный дом. Только в первую неделю бомбежек на Сталинград было сброшено двенадцать с половиной тысяч таких бомб.

В городе начались пожары, одним из первых немцы разбомбили Нефтегородок. Нефть вылилась в Волгу и загорелась. Пламя над рекой поднялось на высоту 200 метров, и было видно в Саратове. А в самом городе асфальт тёк рекой. От такого пекла на людях воспламенялась одежда, горели сами люди.

В этом году исполняется 78 лет со дня Победы Сталинградской битвы. В своём проекте я хочу показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых, но и лишившее детства самых маленьких жителей страны.
Мальчишки и девчонки: весёлые, смешные, задорные, серьёзные, во всем похожие на нас. Они учились в школе, посещали разные кружки, пели, танцевали, любили жизнь. Ребята ещё не знали, какое испытание их ждёт впереди. И вот война отбирает у них детство: настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, играми и праздниками. Дети волей войны оказались в пекле страданий и невзгод. Они смогли вынести то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Актуальность проекта:

«Когда забывают войну, начинается новая. Память - главный враг войны». (Аристотель).

Мне хотелось больше узнать о военном времени, которое заставило всех детей страны повзрослеть и встать бок о бок вместе со старшим поколением, чтобы отстаивать свободу своей Родины. Война опалила судьбы людей всех возрастов. Дети остались без детства.

Мой проект посвящён памяти детям, которые пережили ужасы войны, детям военного времени.

Сегодня из всех источников массовой информации звучат регионы, где происходят военные действия. Погибшие, раненые, беженцы... За всё своё существование мир на Земле был не более 10 лет...Человечество не учится на своих ошибках. Они совершаются снова и снова. Как сохранить нашу планету, чтобы детство было мирным?!

Цель работы: узнать о памятных местах нашего города, увековеченной памяти детям войны.

Предмет исследования:

Памятные места о детях  войны в нашем городе.

Задачи:

Изучить архивные материалы, художественную литературу периода Великой Отечественной войны;

Записать воспоминания знакомых о Великой Отечественной войне, которые в то время были детьми;

Вовлечь в исследовательскую деятельность детей и родителей;

Сформировать у подрастающего поколения интерес к истории своего города;

Этапы проекта:

Утверждение темы проекта;

Формирование списка памятных мест города Волгограда;

Поиск информации и фотографий по каждой категории;

Создание фотоотчета по данной теме;

Изготовление сувенирных открыток с адресом памятных мест;

Создание презентации;

Защита проекта.

Методы исследования:

Подбор и изучение источников информации по теме;

Экскурсия.

Характеристика проекта:

Типологический признак:  ознакомительно- ориентировочный (информационный).

Предметно – содержательная область:  межпредметная (окружающий мир, литературное чтение, истоия).

Продолжительность проекта: 5-7 недель.

Характер деятельности: внеурочный

Участники проекта: учащиеся 4-а класса

Ожидаемые результаты:

Собрать информацию о детях войны, детях - героях Сталинградской битвы, памятных местах связанные с ними;

Создать фотоотчет о проведенном исследовании.

На заключительном этапе ученики по данному проекту уже умеют:

собирать информацию на выбранную тему,

исследовать и анализировать собранный материал.

Практическая значимость:

 Данная работа может быть использована для ознакомления школьников с историей нашего города во внеурочной и урочной деятельности.

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1. История возникновения проекта.

Жарким летним вечером я гуляла с мамой в парке. Было большое количество людей, которые то объединялись в группы, то ходили уединенно. К нам на лавочку подсела пожилая женщина, в большой соломенной шляпе и тёмных очках. Мы познакомились. Её звали Любовь Петровна Плотникова. Вскоре она поведала нам свою историю жизни, которая глубоко тронула меня. Я узнала, что Любовь Петровна - дитя Сталинграда.

На сегодняшний день Людмила Петровна ведет активную работу в Совете ветеранов ВОВ Дзержинского района. Входит в состав делегации по возложению венков к памятным местам.

Я знала о войне, о поколении «детей войны» только по фильмам и книгам. И вот живая легенда, встреча с удивительным человеком… Война осталась в воспоминаниях Любовь Петровны с самой горькой стороны.

Мы дети войны,
Нам с пелёнок досталось
Познать беспределы невзгод.
Был голод. Был холод. Ночами не спалось.
От гари чернел небосвод.
От взрывов и плача земля содрогалась.
Не знали мы детских забав…

Нам, детям войны, много горя досталось.

А мы дети мира, нам с пелёнок досталось мирное небо над головой, сытный стол, счастливое детство. Тем, кто родился после войны, многого уже не понять, и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти.

После встречи с этой удивительной женщиной, я задумалась, а как увековечена память о детях войны в моём родном городе?! И вот, что мне удалось узнать.

1.2. Многообразие современных памятных мест.

Памятник детям военного Сталинграда в сквере на улице 13-ой Гвардейской.

В кругах рукотворного ада,
Достойного дел сатаны,
Я вижу детей Сталинграда,
Девчонок, мальчишек войны.

В центре Волгограда установлен памятник детям военного Сталинграда — скульптура девочки с плюшевым мишкой, пережившая ужасы войны, битвы за Сталинград.

Автор памятника — скульптор Сергей Щербаков. «Этот памятник - посыл к молодым, чтобы знали и помнили, что пришлось пережить в 1942–1943 годах», - рассказал скульптор Сергей Щербаков.

На памятнике изображена девочка лет десяти, наверное, достаточно взрослая уже для того, чтобы гулять самостоятельно. Сталинградская битва уже закончилась, и люди вышли из подвалов. Как бы тяжело ни было, но дети есть дети, им хочется играть и качаться на качелях из разбитых гаубиц. Скульптура завораживает. Я смотрю в совсем недетское лицо своей сверстницы, десятилетней девочки. Вроде бы и детские черты, но в глазах усталость и боль, присущие взрослому человеку, пережившему ужасы войны. Рядом с девочкой — пробитая каска, а в руках она держит медвежонка. К подножью памятника горожане несут конфеты и детские игрушки, в знак памяти к детям Сталинградской битвы.[1]

Детям, пережившим ту войну,

Поклониться нужно до земли!

В поле, в оккупации, в плену,

Продержались, выжили, смогли!

Скульптура, посвящённая творчеству А. Пахмутовой, правый склон поймы реки Царица.

Солдат метался: бред его терзал,

Горела грудь до самого рассвета.

Лишь маленькая девочка с баяном

Ему всю ночь, как ангел тихо пела…

Скульптурная композиция в виде маленькой девочки, играющей на аккордеоне, появилась на «музыкальной» аллее в Ворошиловском районе Волгограда. Памятник из бронзы весом 306 килограммов стал настоящим украшением правого склона поймы реки Царица.

 Работа над созданием скульптуры, посвященной творчеству нашей знаменитой землячки – выдающегося композитора Александры Пахмутовой, шла в течение нескольких месяцев. Памятник создан волгоградским скульптором Сергеем Щербаковым. По словам автора, в основу концепции легла идея воспоминания о детстве, словно взрослый человек взял в руки фотоальбом и увидел на карточке себя в школьные годы.

  «В 1943 году Александра Николаевна с семьей вернулась из эвакуации в Сталинград и продолжила занятия музыкой», - рассказал Сергей Щербаков. Так как рояля на тот момент не было, девочка играла раненым в госпитале на трофейном немецком аккордеоне. [2]

 

Сквер имени Саши Филиппова, Ворошиловский парк

На жестком лице не увидишь слезу,

Там сомкнуты губы в замок.

Но тело от ран, будто пламя в аду,

И жизнь отдана за страну...
Саша Филиппов родился в Сталинграде, на Дар-Горе, 26 июня 1925 года. В Ворошиловском районе и по сей день стоит школа, где он учился. Когда началась война, старшие братья ушли на фронт, а Саше было шестнадцать и в армию его не взяли. Не попал он и в эвакуацию. В результате осенью 1942 года вместе со всей Дар-Горой, Саша попал в немецкую оккупацию.

Саша Филиппов пробирается в расположение наших частей и становится разведчиком. Много раз он переходит через линию фронта, собирая сведения о численности и расположении немецких частей, используя своё прекрасное знание местности. Деятельность его была глубоко законспирированной, ни имени, ни фамилии  разведчика не знал никто, за исключением нескольких человек из штаба.

Саша Филиппов был зверски замучен фашистами.Посмертно награждён орденом Красного Знамени и медалью «За оборону Сталинграда».

Солдатское поле, Городищенский район

Одним из элементов Солдатского поля является скульптура худенькой девочки с цветком в руке, устремляющейся к братской могиле, как олицетворение спасенного поколения. Рядом с девочкой - треугольник письма майора Дмитрия Петракова с подлинным текстом на нём. Строки этого письма до сих пор обжигают душу болью и мужеством тех, кто приходит к мемориалу "Солдатское поле".

"Моя черноглазая Мила. Посылаю тебе василёк. Представь себе: идёт бой, кругом воронки, и здесь же растёт цветок. И вдруг очередной взрыв, василёк сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки… Мила, папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком", – пишет своей дочери защитник Сталинграда майор Петраков.

Именно это письмо в форме треугольника как один из элементов запечатлен на мемориальном комплексе «Солдатское поле».

 

В нашем городе находятся памятники героям - пионерам, комсомольцам, участвующие в Великой Отечественной войне, о которых я не могу не упомянуть.

Памятник герою - пионеру Лене Голикову, Ангарская , 49, во дворе школы № 42.

Совсем пацан, как многие в ту пору,
Расстался с жизнью за Родную Мать,
Которой, как и наши все Герои,
Лишь Родину свою могли назвать.

Леонид Александрович Голиков родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино Новгородской области, в рабочей семье. Его школьная биография «поместилась» всего в семь классов, после чего ушел работать на фанерный завод №2 поселка Парфино.

В марте 1942 г. Л. Голиков стал разведчиком 67-го отряда Ленинградской партизанской бригады. Позднее там же вступил в комсомол. Всего на боевом счету его биографии насчитывается 27 боевых операций, во время которых юный партизан уничтожил 78 вражеских офицеров и солдат, а также 14 подрывов мостов и 9-ти автомобилей противника.

Самый значимый подвиг в его воинской биографии был совершен 13 августа 1942 года, недалеко от деревни Варницы, на шоссе Луга – Псков. Находясь в разведке с напарником Александром Петровым, Голиков подорвал легковой автомобиль врага. 

За совершенный подвиг Лёня Голиков был представлен к званию Герой Советского Союза и награждению медалью «Золотая звезда». Получить их он, к сожалению, не успел.[3]

Памятник Зое Космодемьянской , ул. Рабоче-Крестьянская 38, во дворе школы №130.

Нежный рот и упрямые брови —

Восемнадцать девчоночьих лет.

В партизанских лесах Подмосковья

Никогда не исчезнет твой след.

Автор памятника Зое Космодемьянской в городе Волгограде – скульптор Виктор Фетисов. Он изобразил Зою в момент перед самой ее трагической гибелью. Это мемориальное сооружение было открыто 7 сентября 1998 года в рамках празднования Дня города, оно стоит во дворе школы № 130.

Про этот памятник можно рассказать целую историю. Ведь на этом месте мемориал был поставлен в 1963 году. Деньги на его создание собирали пионеры и комсомольцы. Гипсовая скульптура простояла более 40 лет, а потом разрушилась. Новую статую из бронзы для Волгограда сделал известный скульптор Зураб Церетели. Но для школьного двора величественное и монументальное сооружение было неподходящим, поэтому было решено сделать другую статую. Так, Волгоградский скульптор Виктор Фетисов, создал новый памятник из белого мрамора.

Зоя Космодемьянская - партизанка, красноармеец диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта. Первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны.[4]

Зоя Космодемьянская стала символом героизма советских людей в Великой Отечественной войне. На начало войны Зое было семнадцать лет…

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Стихотворение «Дети войны»

В своём проекте я рассказала о памятных местах нашего города, посвященные детям войны, детям - героям Сталинградской битвы. Но самое главное, я познакомилась с удивительным человеком, свидетелем этих событий - Плотниковой Любовью Петровной. После первой нашей встречи, она пригласила меня в гости. Поделилась новыми воспоминаниями, показала фотографии военного времени. Мне захотелось отдать дань уважения и посвятить стихотворение детям войны, мальчишкам и девчонкам, которые пережили голод и холод, страх и боль и тем, кому не суждено было дожить до Победы.

В берёзовой роще,

В тени их ветвей,

Мне видятся лица

Сталинградских детей.

Не слышится крика,

Ни зова, ни плача…

Глаза их безлики,

Боль там зряча.

Дети войны –

Недетские лица.

Дети войны -

Кровь по сердцу струится.

Дети войны -

Потерявшие детство.

Вам низкий поклон,

За счастливое моё детство!

Заключение

Дети войны…Они мечтали о счастливой жизни, которая для многих так и не настала. Дети – герои войны, вчерашние мальчишки и девчонки совершали самые яростные и отважные подвиги во благо своей страны.

Памятники детям войны – это дань уважения и памяти о тех малышах, на долю которых выпала война. Это напоминание будущим поколениям о тех, кто погиб на полях сражений, в концлагерях, в катакомбах, партизанских отрядах, кто умирал от голода, защищал Родину. Это вечная память о тех, кому не суждено было дожить до Победы.

В нашей стране установлено огромное количество памятников детям войны, погибшим в концлагерях, в разных городах: в Козельске, Москве, Омске, Саратове, Смоленске и других городах. А в нашем городе нет такого памятника…

Я верю и надеюсь, что памятник детям-узникам лагерей смерти, появится и в городе-герое Волгограде.

В своей работе я рассказала о памятных местах, посвящённые детях  войны. Мне хотелось больше узнать о военном времени, о людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы. Я считаю, что современным школьникам нужно больше знать о Великой Отечественной войне, о военном прошлом своих семей, никогда не забывать о том, какою ценой завоёвана Победа.

От имени всех детей и подростков нашего времени низко кланяюсь Вам, отважные ветераны, дети жестокой войны. Спасибо Вам за нашу свободу, независимость, чистое небо над головой!

Пускай сегодня знают люди

Про тех, кто вырос в дни войны.

Мы никогда не позабудем,

Что были дважды рождены …

Источники

1. Памятник детям военного Сталинграда //https://v1.ru/text/gorod

2. Памятник А. Пахмутовой //https://www.volgograd.kp.ru/daily/27055.4

3. https://ordenrf.ru/geroi-rossii/geroi-sssr/lenya-golikov.php.

4. https://life.ru/p/1115009.

Просмотров работы: 285