Судьба Жизнеевского тракта

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Судьба Жизнеевского тракта

Ваваева Н.А. 1Завьялова С.А. 1
1МОУ Ермолинская ООШ
Танасиенко И.А. 1
1МОУ Ермолинская ООШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Родина она у каждого своя. Большой город или маленькая деревня, поселок, село. Там где родился, где прошло твое детство, где пошел в школу. Так важно знать, а что было раньше, до меня, кто жил на этой земле, как жил, где начало моей малой Родины? Талдомская земля начало- начал для многих поколений живущих здесь людей. Разве не интересно узнать , что было раньше?

Цель работы

Провести исследовательскую работу по поискам информации о дорогах Талдомского района , на примере старинных трактов .

Задачи исследовательской работы
– проследить возникновение и эксплуатацию дорог местного значения в нашем крае ;
– определить условия, в которых происходило формирование дорог

( трактов) в нашем районе и дальнейшая эксплуатация дорог


Объектом исследования настоящей работы является

-история Жизнеевского тракта

-Анализ и фотофиксация эксплуатации старых дорог
Предмет исследования – Жизневский тракт

Методы исследования:

1. Изучение литературы об возникновения дорог.

2. Поездка по старинным дорогам . Фотографирование объектов.

3. Изучение материалов из Интернета

4. Анализ проделанной работы.

Место и сроки проведения исследования

Талдомский городской округ, 2020 год

Гипотеза: Если мы будем знать историю своего края , мы будем бережно относится к каждому его уголку.

Источники

"Словарь населенных мест Калязинского уезда Тверской губернии 1775-1917" А.Г. Кубарева

Cтатистико-экономическое исследование грунтовых дорог Тверской губернии / Тверское губернское земство ; под ред. К. Я. Воробьева. Издание Тверской губернской земской управы. - Тверь : Тип. Губернского Земства, 1911. - [746] c. разд. паг.

3. М.П. Новгородский. Грунтовые дороги шоссейные и проселочные . Устройство и ремонт их. –Петроград ,1915

4. Источники из Интернета

Я живу в маленьком подмосковном уголке - д. Ермолино, что находится в Талдомском городском округе. Краю, который известен своей многовековой историей . Многочисленные дороги связывают наш край с городом Талдомом и Москвой . А как раньше люди добирались до Талдома? Как выглядели дороги раньше 100-200 лет назад , есть ли они в наше время?

Я решила более глубоко изучить карты 18-20 в . и материалы , появившиеся в электронном доступе, совершить поездку по старинному тракту Жизнево- Талдом

Основополагающий вопрос:

Какова история появления дорог в России? Когда появились дороги ?

Когда появлялись первые государства, люди жили в непроходимых лесах. Занимались земледелием, скотоводством, бортничеством, ловили рыбу. Пробираться сквозь дремучие леса было трудно, но это было необходимо. И стали тогда прорубать в лесах проходы, которые назывались «путинами». Путины соединяли между собой населенные пункты, их стали называть дорогами.

Первое упоминание о дорогах Древней Руси встречается в Лаврентьевской летописи, где значится призыв киевского князя Владимира (980—1015): «Требите пути и мостите мосты». Примерно тогда же появляются документы, касающиеся дорожного строительства. В X—XII веках существовало два типа дорог: местные «просёлки» и «великие гостиницы» — большие торговые пути в степной полосе. «Прямоезжих» дорог на Руси было крайне мало. Их развитие тесно связано с почтой: натуральная почтовая повинность (обязанность дать княжескому гонцу коня и корм) в Киевской Руси появилась уже в X веке.

Значительно расширилась сеть русской почты с созданием ямов — почтовых станций, появившихся в XIII веке благодаря приходу Золотой Орды, для быстрой связи центра монгольской империи её окраинами. Первые законодательные акты касательно содержания и строительства дорог содержатся в «Судебнике» 1589 года. В нем впервые устанавливалась ширина проезжей части дороги — полторы сажени. Следить за их состоянием и поддерживать в исправности вменялось в обязанности местных жителей.

Первые мощеные дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами бревен. Главные московские улицы было решено замостить камнем в 1692 году. По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше гусиного яйца. Первая дорога появилась в России в 1722 году. По приказу Петра I ее проложили между Москвой и Петербургом. Дорогу покрыли гравием».

В 1760—1790 годах происходят важные изменения в технике дорожного строительства. В указе Екатерины II 28 мая 1785 года говорилось: «Ее императорское величество высочайше указать изволила: впредь дорог бревнами, бревешками и плахами не мостить, вместо того делать оные, где есть удобность, каменные, где же камня нет, там намащивать плотинами фашинными… Фашинами называли связки хвороста, которые складывали в несколько рядов и разравнивали с помощью песка, топкие и болотистые места - бревнами.

По своему назначению тележные дороги разделялись на 5 классов:

1.Дороги главных сообщений или государственные

2. Больших сообщений

3. Обыкновенных почтовых сообщений из губерний в губернию

4.Уездных почтовых и торговых местных сообщений

5.Проселочные, сельские и полевые . Приложение №1

В поисках сведений о первых дорогах в нашем краю , я обратилась к ресурсам Интернета , где смогла найти карты 1764 г., 1850 г., 1892г.

Талдомский район, ранее входил в состав Калязинского уезда Тверской губернии. Центром уезда являлся город Калязин ,от которого и вели тракты к Ермолино и селу Талдом.

______________________________________________________________

Приложение №1 стр.10

Следующим этом моего исследования был поиск сохранившихся дорог в настоящее время . Когда ты едешь по дороге, то уже по одному ее характеру можно предположить возраст. Старая дорога проходит через населенные пункты насквозь, как правило, по главной улице. Век назад обозы двигались от одного села до другого, где останавливались, кормили лошадей, а при наступлении вечера — ночевали. Крутые повороты не были препятствием для лошадей, двигающихся со скоростью не более 10 — 15 верст в час, возможностей по сглаживанию рельефа у дорожников 200 лет назад не было, поэтому сохранялись крутые подъемы и спуски. Свой путь по Жизнеевскому тракту , я начала от села Спас –Угол . Через это село и проходил тракт Калязин -Талдом. Сегодня здесь проходит современная асфальтированная дорога до села Колбасино. Затем следы тракта привели меня в лес к деревне Ширятино , этим путем сейчас передвигаются лишь грибники , поэтому она мало сохранилась . Я пробиралась с трудом через лес. До деревни Ермолино тракт шел по болотистой местности, поворачивая к дому матери М.Е. Салтыкова –Щедрина – Ольги Михайловны Салтыковой. И сейчас в парке, который был посажен в 19 веке , можно проследить следы старинного тракта . Далее дорога устремляется к броду через речку Хотча, пересекая современную асфальтированную дорогу Приложение №2

Ранее в этом месте земством был сделан мост, и содержание этого моста было обязанностью жителей деревни Станки . Как выглядит брод в наше время я смогла увидеть при помощи квадрокптера . Теперь мне предстояло преодолеть путь до деревни Буртаки. Здесь я обнаружила, что грунтовая дорога сохранила в некоторых местах брусчатку . Это стало неожиданным открытием . Дорога, по которой я следовала далее направлялась к деревням Чупаево, Семягино, Буртаки и далее в город Талдом. Всего я преодолела по старинному тракту 18 км. Приложение №4

Тракт использовался населением, для перемещения из города Калязин в село Талдом . Село Талдом славилось , как бойкий торговый пункт, где пересекались 5 дорог. Здесь проходили знаменитые торговые ярмарки, на которые калязинские купцы привозили разный «щепетильный товар», а обыватели – хлеб . « Привозили же в Талдом хлеб, из Рыбинска по Волге, или по железной дороге из южных губерний ,

Приложение №2 . стр.11

Приложение №4 стр.14

на втором месте по привозимым товарам были строительные материалы – кирпич, цемент, известь, строительный камень необходимые крестьянину в быту продукты потребления : льняное волокно, кожа коровья, бондарные изделия, гончарные изделия , сани, железные изделия, мясо и рыбу , мануфактурные товары» изделия кустарей . Приложение №3

В деревнях, близлежащих к Талдому, в то время изготовлялись из ели, сосны и осины кадки, ведра и корыта: дерево различной длины крестьяне покупали у помещиков, уплачивая за них от 4 до 10 копеек, а продавали изделия в Талдоме по 10 копеек за корыто, 12 копеек за пару ведер и по 30 копеек за кадку средней величины.

Мелкие торговцы и крестьяне привозили сюда деготь, мыло, конопляное и льняное масло, горшечную и деревянную столовую посуду, решета, веретена, прядильные гребни, серебряные, медные и оловянные кресты, пуговицы, серьги, кольца, пилы, наперстки, ножницы, ножички, роговые гребни, ситцы, платки, кумач, соленую говядину, сельдь, снетки, белугу, сомов, мелкую соленую рыбу, мороженую и свежую рыбу, баранки, кренделя, пряники, груши, яблоки и т. д. (см. «Описание Тверской губернии в сельскохозяйственном отношении». Тверь, 1854 год).

В XIX же веке, когда народ передвигался исключительно на лошадях и волах, дороги отличались по своему назначению По Жизнеевскому тракту, по которому я следовала , в основном перевозили лесной материал. «Отправлял его со своего завода лесопромышленник С.К. Дмитриев. Он скупал лес дачами и переносил свой лесопильный завод туда, где предполагалось рубить лес. В 1908 году завод находился в селе Ермолино. На заводе имелось 6 человек рабочих, лес распиливался на доски на 15800 руб. в год . Лесной распиленный материал отправлялся в Москву , где у Дмитриева имелся свой лесной склад при станции Пушкин.»

Важным промыслом для нашего края являлся сапожно - башмачный. Промысел носил кустарно - ремесленный характер . Сапожной волостью считалась Озерская , а башмачной Талдомская и Семеновская волость. Жизнеевский тракт соединял между собой все три башмачные волости . Так в 1901 году насчитывалось 214 сапожно- башмачных мастерских ._________________________________________________________

Приложение № 5 стр.14

Мероприятия по благоустройству дорог в то время в основном сводились к укладке гатей, сооружению переправ, заделке выбоин и т. д. Выполняли эту работу, крестьяне через поселения которых проходила дорога . Содержание их сводилось к «заравниванию колевин, выбоин, исправности дамб». Ремонтировались они самыми примитивными орудиями – топором, лопатой, бороной. Содержали дороги за счёт сборов с проезжающих и налогов с окрестных обывателей взамен личных повинностей. Из этих средств формировались фонд дорожного капитала, губернского и уездного сборов.

ВЫВОДЫ

Занимаясь исследованием Жизнеевского тракта , я сделала вывод , что система дорог в нашей местности , складывалась в течение столетий. Появлялись новые дороги, в зависимости от различных причин , дороги изменяли свои направления . Все соседние деревни были связаны между собой грунтовыми дорогами, если этому не препятствовали реки или болота. Среди них с течением времени выделились тракты, связывавшие города с торговыми сёлами. Тракт за свою двухвековую историю частично сохранился, частично исчез. Появились новые дороги, которые стали прямыми, асфальтированными. Благодаря исследованию , мною была получена информация о Жизнеевскм тракте. Удостоверилась в том, что изучение прошлого – это занимательное и интереснейшее дело. В целом, данная работа принесла мне настоящее удовольствие. Собранный материал, фотографии, копии документов, могут стать хорошей основой для уроков истории и классных часов не только в моей школе , но в школах Талдомского городского округа .

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

"Словарь населенных мест Калязинского уезда Тверской губернии 1775-1917" А.Г. Кубарева

Cтатистико-экономическое исследование грунтовых дорог Тверской губернии / Тверское губернское земство ; под ред. К. Я. Воробьева. - Издание Тверской губернской земской управы. - Тверь : Тип. Губернского Земства, 1911. - [746] c. разд. паг.

М.П. Новгородский. Грунтовые дороги шоссейные и проселочные . Устройство и ремонт их. –Петроград ,1915

«Описание Тверской губернии в сельскохозяйственном отношении». Тверь, 1854 год

Источники из Интернета

http://elib.tverlib.ru/kollekcii/statisticheskie_materialy?page=1

https://docs.tverlib.ru/kraevedenie/stat_sborniki/kaljazinsky_uezd/

https://rg.ru/2017/05/29/rodina-platnye-dorogi.html

https://rosavtodor.gov.ru/books/flesh/17-09/index.html#56

Фотоархив

Приложение №1

Cтатистико-экономическое исследование грунтовых дорог Тверской губернии / Тверское губернское земство ; под ред. К. Я. Воробьева. - Издание Тверской губернской земской управы. - Тверь : Тип. Губернского Земства, 1911. - [746] c. разд. паг.

Приложение №2

Cтатистико-экономическое исследование грунтовых дорог Тверской губернии / Тверское губернское земство ; под ред. К. Я. Воробьева. - Издание Тверской губернской земской управы. - Тверь : Тип. Губернского Земства, 1911. - [746] c. разд. паг.

Приложение №3

Сборник статистических сведений по Тверской губернии - Тверь : Тип. Губернского Земства, 1860.

Приложение №4

Жизнеевский тракт дорога к селу Чупаево

Брод через р.Хотча

Приложение № 5

М.П. Новгородский. Грунтовые дороги шоссейные и проселочные . Устройство и ремонт их. –Петроград ,1915

Просмотров работы: 37