Обряд вождения русалки жителей с. Оськино 30-х годов XX века

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Обряд вождения русалки жителей с. Оськино 30-х годов XX века

Турищева А.В. 1
1МКОУ "Устьевская СОШ"
Пономарева Е.В. 1
1МКОУ "Устьевская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Удивительно богатым, незаменимым источником изучения исто­рического прошлого русского народа, его мировоззрения, нацио­нального самосознания, художественно-эстетических взглядов яв­ляются народные обряды малой родины, в частности обряд вождения русалки жителей

с. Оськино 30-х годов XX века».

Нам повезло в том, что мы растем и живем в селе, где ещё помнят местные обряды, где до сих пор в бабушкиных сундуках можем найти старинные вещи раскрывающие смысл и красоту этих обрядов. Отсюда и появилась идея проведения экспедиции.

Актуальность работы состоит в том, что раньше таких исследований не проводилось учащимися нашей школы. А у современной молодежи эта тема вызывает интерес.

Цель: организация экспедиции по изучению обряда вождения русалки жителей с. Оськино тридцатых годов XX века.

Задачи:

Подобрать и изучить по литературным и документальным источникам в Воронежской губернии.

Разработать экспедиционный маршрут, с посещением села Оськино.

Изучить обряд вождения русалки.

Популяризировать особенности обрядов и обычаев.

Обработать, систематизировать собранный материал и сделать сообщение.

Объект исследования - как ритуал, знаковая система в контексте культуры.

Предмет исследования - обряд вождения русалки и его традиции.

1 Методика исследования

1. Изучение литературы по данному вопросу;

2. Составление маршрута исследования;

3. Ход экспедиции;

4. Обработка и систематизация материала и написание работы;

5. Защита проекта.

Основная часть

Историческая справка

Обряд вождения русалки в селе Оськино Хохольского района Воронежской области совершается в форме театрализованного карнавального шествия в следующее после Троицы воскресенье, которое в народе называют «заговины на Петровки». Обряд относится к так называемым проводным – выпроваживание русалки в образе ряженого коня за пределы села символизирует окончание весны и наступление лета. Русалку стараются задобрить: из каждого дома выносят подаяние (еду, деньги, выпивку), чтобы обеспечить благополучие в жизни и хороший урожай.

Село Оськино Хохольского района, расположенное в 60 км от Воронежа, было основано в середине XVII века крестьянами-однодворцами (по документам известно с 1682 года) и свое название получило по имени первопоселенца, которого звали Оська.

В селе до настоящего времени сохраняется обряд вождения русалки, представляющий собой карнавальное шествие-игрище, главной целью которого является выпроваживание русалки в образе ряженого коня за пределы села, что символизирует окончание весны и наступление лета. Обряд совершается в следующее за Троицей воскресенье, которое называется здесь заговины на Петровки (Петровский пост). А предшествующая троицкая неделя именуется русальной.

Обряд вождения русалки был зафиксирован в 30-е годы ХХ века экспедициями Российского музея этнографии . Участница экспедиций Т.А. Крюкова приобрела у местных жителей обрядовые предметы, из которых в музее была создана экспозиция , а позже (в 1947 году) опубликовала статью об этом обряде. Т.А. Крюкова считала, что обряд проводился в селе лишь до 1934 года, однако по нашим сведениям, с некоторыми перерывами он воспроизводился в течение всего ХХ века и сохранился до настоящего времени .

Для совершения обряда жители собираются на краю села обычно в полдень. Трое мужчин – русальщиков – кладут на плечи лестницу из тонких жердей с закрепленными на них металлическими дугами, которые накрывают чехлом из ткани. Это – туловище коня-русалки. В небольшой незашитый проем чехла первый русальщик высовывает деревянные вилы, на которые накручено конопляное волокно. Это – голова коня-русалки, к которой привязывают рога из деревянных палочек, чтобы русалка могла бодаться, или, как здесь говорят – брухаться. Последний русальщик под пологом держит палку с привязанным к ней конопляным хвостом, чтобы русалка могла хлестаться и пугать зрителей. Конопляное волокно, столь необходимое для изготовления коня-русалки, бережно хранили и не  использовали для других целей. В настоящее время туловище коня-русалки украшают лентами, а спереди даже прикрепляют куклу.

После обряжения русалки начинается шествие с нею по улицам села. Коня-русалку за кожаную уздечку ведет по улице вожак необычного вида, в другой руке он держитплетьРаньше вожак наряжался в женскую холстинную одежду, а с 50-х годов приобрел облик цыгана.В обрядовом шествии участвуют женщины, одетые в народные костюмы (к сожалению, чаще - стилизованные, так как подлинных костюмов в селе не сохранилось) с ведрами, фляжками, корзинками. Их основная функция – собирать подаяние (продукты, выпивку, деньги) для русалки от каждого дома, встречных людей и проезжающих машин. Следом за ряжеными женщинами идут песенницы, а за ними – огромная толпа любопытствующих. «Выходитя, вынаситя, у каво што есть – ни чем ни гребуим, - кричит вожак, - штоп год был багатай, хлебароднай, падавайтя, ни скупитися, а то ня будя у хазяйстве дастатка». Особо жадных сельчан, которые не вынесли подарков, на потеху всей толпе русалка брухает. Время от времени русалкавалится на бок, изображая изнеможение, предвещающее ее скорую смерть. Упавшую русалку поливали сверху водой, чтоб отживела

Вождение русалки сопровождается обрядовой песней «В лелей холоду». Традиционно ее играли только от Семика (четверг на троицкой неделе) до заговин на Петровки. Как и в большинстве троицких песен, в ее тексте величаются девушки, за которых на торгу (ярмарке) дают хорошую цену. Асемантический возглас-рефрен «О в лелей холэду» в начале каждой поэтической строфы, видимо, когда-то имел магическое значение. Сходные рефрены («О влеле!», «Елилё!», «Да ёлы!») фиксируются и в других троицких песнях южной России.

О, в лелей холэду, да и с гор-гары, да ка…

Катилась, катилась, да, ох, катилася, да катилась.

О, в лелей холэду, да катилася, да ка…

Калясо, калясо, да, ох, калясо, калясо.

О, в лелей холэду, прикатилася да ка…

Ка таргу, ка таргу, да, ох, ка таргу, ка таргу.

О, в лелей холэду, стали ва тарге да спра…

Спаршивать, спрашивать, ох, спрашивать, спрашивать.

О, в лелей холэду, да что у вас нынче дё…

Дёшева, дёшева, ох, дёшева, дёшева.

О, в лелей холэду, да ю нас дёшева да мо…

Моладцы, моладцы, да, ох, моладцы, моладцы.

О, в лелей холэду, да за моладца да лы…

Лык пушню, лык пушню, ох, лык пушню, лык пушню.

О, в лелей холэду, да за харошега да две…

Две дадут, две дадут, ох, две дадут, две дадут.

О, в лелей холэду, за пригожега да три…

Три дадут, три дадут, ох, три дадут, три дадут.

О, в лелей холэду, стали ва тарге да спра…

Спаршивать, спрашивать, ох, спрашивать, спрашивать.

О, в лелей холэду, да что у вас нынче до…

Дорага, дорага, ох, дорага, дорага.

О, в лелей холэду, ю нас дораги да де…

Девушки, девушки, ох, девушки, девушки.

О, в лелей холэду, да за девушку да сто…

Сто рублей, сто рублей, ох, сто рублей, сто рублей.

О, в лелей холэду, за харошаю да две…

Две дадут, две дадут, ох, две дадут, две дадут.

О, в лелей холэду, за пригожаю да сме…

Смету нет, смету нет, ох, смету нет, смету нет.

Во время вождения русалки могут исполняться и другие старинные песни, частушки.

Завершается шествие на противоположном краю села, где русалку разбирают, что символизирует ее смерть. В старину это делали обязательно у ржаного поля. По окончании обряда все его участники устраивают общинную трапезу, где угощаются собранным подаянием. 

Сущность обряда вождения русалки основана на языческих представлениях о том, что на природу можно влиять: действием, словом, музыкальным звуком способствовать рождению нового богатого урожая. Эти представления как исходно-ключевые сохранились до наших дней в виде обрядовой мотивировки: «чтобы год был хлебородный».

Древнейшие представления и более поздние напластования причудливо переплелись в образах, символах, знаках, атрибутах обряда вождения русалки. Изменилось фольклорное бытие древнего ритуала: сегодня это игровое театрализованное действо, позволяющее, однако, реконструировать и связать воедино аспекты обряда.

Наиболее очевидные среди них:

- сбор подаяния при обходе дворов, подобном зимнему святочному, и сегодня воспринимается как ритуальная жертва, оберегающая от несчастья;

- использование воды для оживления русалки должно предотвратить засуху;

Отдельные носители традиции и сегодня воспринимают вождение русалки не как праздник или форму досуга, а как магический ритуал, и верят в то, что эмоциональная неистовость в плясках, пении будет способствовать будущей удаче и благополучию. Обязательность исполнения обряда выступает как необходимое условие передачи традиции новым поколениям и сохранения этнической своеобычности. под воздействием современных

Вместе с тем с течением времени и утратой мифологическогосознания традиционный обряд трансформировался в сторону театрализованного действа, перешел из магической сферы в сферу празднества. Постепенно создается и культивируется новая поэтическая мифология, которая по-своему дифференцирует значимые и незначимые компоненты обряда. 

2.2 Календарные обычаи и обряды крестьян Воронежской губернии в начале XX века.1

Троица занимает главное место в цикле весенне-летних праздников, она маркирует границы сезонов весна / лето. «Троицкий обрядовый комплекс в большинстве случаев осознаётся как пограничный между весной и летом, так как он приходится на пик расцвета природы».

Дата проведения Троицы зависит от сроков Пасхи (на пятидесятый день). Другое название праздника – Семик (т.к. приходится на седьмую неделю от Пасхи).

Праздник Троицы с незапамятных времён является одним из самых больших и любимых праздников, с этим днём связано много народных обычаев и обрядов.

Праздник Троицы, как и любой другой, не обходился без гуляний и игрищ: собирались на гулюшки, ходили курагодами, водили круги, пели песни, плясали под гармонь, балалайку.

Следующая за Троицей неделя называлась русальскою. Это было особое время, когда следовало опасаться и оберегаться воздействия нечистой силы. На этой неделе изгоняли, «провожали» русалок. Существуют различные поверья о русалках, которые на Троицу выходят из воды и бегают по полям и лесам, качаются на ветвях деревьев и набрасываются на встречных, могут защекотать до смерти. По народным представлениям русалки – утонувшие девушки или души детей, умерших некрещёными. Чаще всего к русалкам относятся как к существам, вредящим человеку, которых надо остерегаться. От них старались избавиться, а для этого их надо было изгнать. Нередко русалок сравнивают с ведьмами.

Яркий персонаж воронежской русальской обрядности – русалка-лошадь.

Обряды с русалками входили в весенний праздник растительности и завершали его.

Выводы

Изучив все материалы, мы поняли, что это была не просто гулянка, забава, а настоящий спектакль с разыгрыванием своих ролей традиционными персонажами.

Проанализировав собранный краеведческий материал и выслушав рассказы оськинских сторожил, мы пришли к выводу, что в целом традиции и сегодня воспринимают вождение русалки не как праздник или форму досуга, а как магический ритуал, и верят в то, что эмоциональная неистовость в плясках, пении будет способствовать будущей удаче и благополучию.

Хочется поглубже заглянуть в это огромное наследие, понять, как и чем жили наши предки на территории нашего района.

В результате проведенной работы я узнала много нового об обрядах того времени.

Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями в глубь веков, в повседневный опыт созидательного труда. А трудиться приходилось очень много: и прясть, и ткать на домашнем станке полотна, и шить самим, и хлеба печь и т. д. Поэтому, наверное, наши предки так радовались праздникам и возможности повеселиться.

Задачи на будущее

1. Поучавствовать в обряде.

Продолжить исследовательскую работу по изучению обрядов с. Оськино.

Традиции нашего народа – это живая историческая память, воплощение всего пройденного нацией пути, запечатленный опыт сотен поколений. Это то, что, в конечном счете, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить живую связь времен и поколений.

Список использованной литературы:

Громыко, М. М. Мир русской деревни / М. М. Громыко. – М., 1991.

Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка», т. 1-4, М.; Рус. Яз., 1980, 683с.

Иванов В.А. «Культурно – национальные особенности населения. Воронеж 2013 г

Круглый год. Москва издательство Правда 1989 г.

Пульвер Юрий. «4700 лет Хохольского района Воронежской области» Воронеж 2015.

Русский праздник /Праздники и обряды народного земледельческого календаря/ Санкт-Петербург. 2001г.

Терещенко А.В. «История культуры русского народа». Изд. «Эксмо», 2007, 72

Приложение 1

Изучаю литературу

Приложение 2

1930 год

1994 год

Приложение 3

Газета «Народное слово» № 2 2019 г

2019 год

Поездка в село Оськино 2021 г.

1 Круглый год. Москва издательство Правда 1989 г

Просмотров работы: 66