Введение.
С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941 года. Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым. Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих об их судьбах и жизненной дороге.
Это нужно нам, живым сейчас, благодаря их труду, самопожертвованию и огромному человеколюбию. Поэтому наша работа « Забайкальцы - дети войны» актуальна. Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире!
Дети войны… Сегодня мы часто слышим это словосочетание с экранов телевизоров, но понимаем ли, о ком именно идёт речь. Эта война, самая народная и поистине самая священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком мужества.
Память о событиях 1941 – 1945 годов жива и сегодня. Её хранили, и будем хранить мы – внуки и правнуки тех людей, которых опалила своим крылом война. И это не только солдаты, их матери и жёны, но и дети. Им тоже пришлось пережить очень страшные времена.
Я живу в удивительно красивом крае - Забайкалье. Мне очень интересно узнать как жили дети в те тяжелые года и как сложилась их судьба после войны. Каждый человек должен знать историю своей малой родины.
Цель: Исследование материалов о детях времен Великой Отечественной войны, о том, как жили и что делали дети во время войны.
Задачи:
изучить информацию о жизни детей в Забайкалье в годы ВОВ,
проследить судьбы и положение детей в годы Великой Отечественной войны;
Провести встречи с ветеранами, взять интервью.
собрать материал о наших родственниках - детях-войны ,
Снять видеоролик с воспоминаниями детей войны.
Гипотеза: изучение истории и биографии детей проживавших в Забайкалье в годы войны необходима для того, чтобы понять, как жил наш родной край в те тяжелые годы и как сложились судьбы тех, у кого практически не было детства.
Объект исследования: Забайкальцы - дети войны.
Предмет исследования: исторические сведения о детях- войны.
Методы исследования:
изучение литературы по данной теме;
сбор информации по теме;
интервью с ветеранами, для создания ролика воспоминаний;
оформление материала по теме Дети войны для стенда,
Основная часть.
Глава 1. Дети и война
22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Старшеклассники готовились к выпускному вечеру, дети играли, они даже не подозревали, что всё это скоро кончится и на устах будет только одно слово -ВОЙНА. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 70-87-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Война отучила этих детей плакать
Во время войны люди теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей. Но многие, те, кто постарше, боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.
Ребята собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, пулемёты, гранаты, а затем передавали их партизанам. Многие школьники, на свой страх и риск, вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Спасали раненых красноармейцев, помогали подпольщикам устраивать побеги наших военнопленных из немецкого плена. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, фуражом, взрывали железнодорожные вагоны и паровозы. Примеров героического поведения детей и подростков достаточно много. Массовые расстрелы, жестокое обращение с людьми вызывали у подростков огромное желание мстить.
В тылу дети изо всех сил помогали взрослым: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, работали на воскресниках. Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи. В пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин.
Со времен знаменательного события, прошло уже более полу века. За последние годы мы наблюдаем все более пристальное внимание к изучению вклада советского тыла в годы ВОВ. Ведь война шла не только на фронтах, но и внутри страны, ее эхо докатилось до самой глубинки.
Забайкалье находилось за семь тысяч км. от фронта, в глубоком тылу. Население края, размещенные здесь объекты народного хозяйства находились в опасной близости с другой, не менее тревожной границей, на северо-востоке Китая дислоцировалась более чем миллионная Квантунская армия, готовая напасть на СССР.(Приложение 1)
Нависшая над страной угроза не вызвала среди Забайкальцев растерянности, отчаяния, не сломила их волю. Как никогда был высок патриотический подъём всего населения. Уже в первые дни войны поступило свыше 25 тысяч заявлений добровольцев с просьбой направить на фронт. Это были люди разных профессий и возрастов.
Огромную роль в преодолении дефицита рабочих рук сыграло патриотическое движение женщин и подростков по замещению на трудовых местах ушедших на фронт мужчин. Для обучения молодежи были открыты ремесленные и железнодорожные училища, школы фабрично-заводского обучения. За годы войны подготовили около 15 тысяч молодых специалистов. Посильный вклад в общее дело вносили и более юные ребята. Совмещая учебу с трудом, наравне со взрослыми участвовали во всех указанных патриотических формах помощи фронта, их посылали туда, где нужна была помощь старшим. Они трудились на различных участках: в промышленности и на транспорте, но особенно массовым и плодотворным был труд в сельскохозяйственном производстве. Так же юные граждане Забайкалья принимали участие в сборе праздничных подарков и теплых вещей для фронтовиков, в создании фонда обороны и фонда вооружения, подписке на военные займы и денежно – вещевые лотереи, в сборе металлолома и лекарственного сырья, заботились об инвалидах войны и раненых, помогали в госпиталях, участвовали в тимуровском движении и других формах самодеятельной помощи фронту.
Глава 2. Забайкальцы - дети войны
Кривоносено Инна Григорьевна родилась 4 января 1937 года в городе Чита.(Приложение 2) Во время войны она жила на улице Ленина в большом многоэтажном доме на четвертом этаже. Каждый день проводилось затемнение, выключали свет, девочке было очень страшно. Где-то шуршали мыши, что-то стучало. Днем родители были всегда на работе, Инне было очень скучно сидеть одной, она делала себе наряд из занавесок, открывала окно, важно прохаживаясь по подоконнику, говорила: "Выступает артистка Сивцова, песня "Послушай друг" и пела. Она услышала эту песню в каком-то кинофильме или из репродуктора, сейчас уже и не помнит. Но она смогла запомнить ее почти с первого раза.
Инна Григорьевна хорошо помнила День победы, но тогда еще полного осознания ценности этого дня у девочки не было. Когда из репродуктора объявили победу, она стояла на балконе четвертого этажа и смотрела вниз. Был весенний солнечный, удивительно теплый день. Людей на улицу выбежало очень много. Она смотрела вниз, но не слышала, что они говорят, так как было очень шумно, Её удивило то, что люди обнимают друг друга, целуют, что-то радостно говорят и улыбаются. Такого количества улыбающихся людей она никогда не видела. И от этого девочке было тоже радостно.
А еще она рассказывала, что закончилась война с Японией, в Чите было много пленных японцев. Они строили здание дома по ул. Ленина. Сейчас там находится магазин "Темп". Японцы были очень ответственные, строили хорошо, добротно. Они были еще и очень добрые. Во время обеда всегда звали ребятишек из окрестных домов к себе, зная, что в послевоенное время дети всегда хотели кушать, голодные были. Японцы отдавали им второе и хлеб, а сами довольствовались супом.
А еще Инна Григорьевна помнит, как забирались в сенник, где у старшего японца, который возил воду, хранилось сено и жмых от подсолнечника и ели этот жмых. "Вы даже себе не представляете, как это было вкусно" - вспоминает она. И пока дети не наедались, они от туда не уходили. И ни у одного никогда не болели животы и не было расстройства желудка от этого. "Мы были счастливы до невозможности" - с восторгом и улыбкой говорила прабабушка. (Приложение 3)
Когда японцы уезжали, они шли единой колонной по улице и держали буквы "Спасибо советским гражданам за теплую заботу о нас"
После окончания школы Инна Григорьевна поступила в Педагогический институт им. Чернышевского. (Приложение 4) Во время обучения ездила работать в пионерские лагеря, проходила практику в школе и в детском доме. (Приложение 5) После окончания пошла работать учителем Английского языка в школу.
Со своим мужем она познакомилась в парке ОДОСА (ныне ОДОРА) на танцах. После замужества переехала на Черновские копи, так как муж работал на шахте Восточная.
За хорошую работу её выдвинули в директора, так она и стала директором школы № 51. (Приложение 6) Проработала в школе всю свою жизнь, даже после того как ушла на заслуженный отдых, она просидела дома 1 год и вернулась в школу. Она очень любила детей и свою работу. Благодарные выпускники всегда поздравляли её с Днем учителя.
Так же у нас в соседях жила бабушка Куницина Зоя Михайловна. Я тоже брала у нее интервью. И вот что я узнала. Зоя Михайловна родилась 1 мая 1928 года в селе Могойтуй Акшинского района Читинской области в семье Силинских. (Приложение 7) У нее была сестра близнец Тамара. Зоя и Тамара были так похожи, что все их путали долгое время. Когда началась война, ей было 12 лет. В семье было семь детей, отец ушел на фронт, мама осталась с детьми одна. Затем и старший брат ушел в армию, а затем в 1942 году на фронт. Было очень голодно даже в деревне, т.к. почти весь урожай отправляли на фронт. В апреле всех детей отправляли на поля, собирать колоски, чтобы потом посадить их и получить урожай. Ребятишки во всем помогали взрослым. Зоя Михайловна помогала маме на ферме.
После окончания семилетней школы она пошла работать в фельдшерский пункт, работала санитаркой, (Приложение 8) затем работала в колхозе на водокачке - подавала воду жителям села. (Приложение 9) С 60-х годов работала на сорт участке. (Приложение 10) Там они выращивали сортовое зерно для колхоза. Там и проработала до пенсии.
Зоя Михайловна с мужем вырастили 5 детей, за что она была награждена Медалью материнства. (Приложение 11)
В 1996 году дети перевезли её в Читу.
Заключение
По статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких сил. Они хлебнули горя полной чашей, слишком большой для маленького человека…
В ходе работы над исследованием, мы получили много знаний о том, как жили и воевали дети во время Великой Отечественной войны 1941-1945 года. Исследование произвело на нас огромное впечатление: трудно представить себя на месте тех мальчишек и девчонок, они пережили голод, боль, страх, многие стали настоящими героями.
В ходе исследования мы систематизировали информацию о Забайкальцах - детях войны, которую собирали несколько месяцев.
Мы изучили информацию о детях, живших в нашем городе и крае во время Великой Отечественной войны. Узнали, как дети Читинской области (ныне Забайкальского края) помогали взрослым.
Было принято решение, что наши сверстники тоже должны об этом узнать. Мы подготовили материал для нашего Школьного уголка памяти - для временной передвижной экспозиции "Детство, опаленное войной."
Мы взяли интервью у ветеранов, собрали множество фотографий, записали воспоминания на видео файлы и решили создать клип с этими воспоминаниями. Чтобы все увидели, чтобы все услышали, чтобы все помнили.
В создании клипа нам помогали старшеклассники и наши родители.
Все эти материалы ученики нашей школы, пользователи Интернета смогут изучать самостоятельно на сайте школы. Учителя истории, классные руководители смогут использовать ими в своей работе.
Список литературы:
Алещенко Н. М. Во имя победы / Москва “Просвещение”, 1985
Максимова Э. дети военной поры / Москва Издательство
политической литератур, 1988
Материалы из архива Музейного уголка МБОУ "СОШ № 51 "
Приложение 1
Фото 1. Карта
Приложение 2
Фото 2. Кривоносенко Инна Григорьевна
Приложение 3
Фото 3. Военная фотография
Фото 4. После войны
Приложение 4
Фото 5. Кривоносенко И.Г. с мамой
Приложение 5
Фото 6. Практика в лагере
Фото 7. Практика в детском доме
Приложение 6
Фото 8. Директор школы
Приложение 7
Фото 9. Куницина Зоя Михайловна
Приложение 8
Фото 10. После окончания школы.
Приложение 9
Фото11, 12. Работа в колхозе
Приложение 10
Фото 13. Труженицы сорт участка
Приложение 11
Фото 14. Медаль материнства.