Дети блокадного Ленинграда

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дети блокадного Ленинграда

Злыгостев А.Е. 1
1МБОУ "СОШ № 51" г.Чита
Ивасенко О.В. 1
1МБОУ "СОШ № 51" г.Чита
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Война и дети... Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Тема войны, тема детей-сирот всегда останется актуальной, и мы всегда должны помнить о наших предках, о том через какие муки они прошли, делая всё для защиты нашей Родины! Но самое страшное это то, что участниками этих событий стали дети. Я решила работать над исследованием по теме «Дети блокадного Ленинграда», так как считаю, что память о войне священна. Во время блокады умирали от голода и холода мои ровесники и ровесницы. Блокада Ленинграда – одна из трагических и в то же время героических страниц Великой Отечественной войны.

Цель работы :

Познакомиться с земляками- блокадниками, жившими в нашем городе.

Задачи:

изучить историю блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны;

познакомиться с жизнью детей, прошедших блокаду Ленинграда;

узнать, как дети блокадного Ленинграда помогали взрослым;

выяснить, кто из жителей нашего города является ветераном- блокадником

Гипотеза: изучение истории и биографии детей блокадного Ленинграда необходима для того, чтобы донести до современного поколения события тех трагических дней и сохранить память о детях, у которых практически не было детства и тем ценней становилась жизнь, жизнь ради нашего мирного будущего.

Объект исследования: дети блокадного Ленинграда.

Предмет исследования: исторические сведения о детях блокадного Ленинграда.

Методы исследования:

изучение литературы по данной теме;

сбор информации по теме;

интервью с блокадниками;

оформление материала по теме Дети блокадного Ленинграда для стенда.

Глава 1. Блокада и дети

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны" - так называют сегодняшних ветеранов. И дело здесь не только в дате рождения - их воспитала война.

Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 года – ровно 900 дней, ровно 30 месяцев, ровно 2 с половиной года.

27 января 1944г. – день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады – священная дата для всего нашего народа. В мировой истории нет подвига, равного подвигу Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 900 долгих дней и ночей ленинградцы обороняли родной город. Вера в победу, в добро и справедливость, в мирную жизнь помогала им преодолевать немыслимые испытания, превозмогать голод и холод, бороться во имя счастливого будущего нашей Родины. Многие жители и защитники Ленинграда не дожили до праздничного салюта Победы. Среди них были и маленькие ленинградцы.

Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч «зажигалок», сброшенных с самолетов, не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом... Дети работали на заводах изготавливали мины, снаряды для фронта (Приложение 1); освоили тракторы, комбайны, автомобили; выращивали овощи; помогали в госпитале раненым, спасали город от пожаров, не забывая при этом о книгах и пусть очень редких занятиях в школах. И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И маленькие ленинградцы сражалась с голодом, холодом и смертью. Важно было и то, что в эти ужасных условиях дети, страдая, умирая, вели дневники, читали книги, слушали музыку. Из последних сил помогали друг другу, проявляли порядочность, благородство, доброту, взаимовыручку, воля к жизни, стремление выстоять.

В октябре жители города почувствовали нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, а также первые случаи смерти от истощения. Запасы продовольствия пополнять было крайне сложно — по воздуху обеспечить снабжение такого большого города было невозможно, а судоходство по Ладожскому озеру временно прекратилось из-за наступления холодов.

В 1942 г. норма хлеба, состоящего и пыли, опилок сосны и нескольких граммов ржаной муки, составляла 125 граммов.(Приложение 2) В городе распространилась дистрофия. Люди ели все, что попадется: суп из травы, кисель из столярного клея – всё, что было. Старались даже маленький кусочек хлеба оставить надолго. Люди гибли от бомбёжек и артобстрелов, от холода и голода. В первые три месяца блокады умерло более 11 тысяч человек

Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. (Приложение 3) Это им посвящаются слова, начертанные на мемориальной доске Пискаревского кладбища: « Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто»(Приложение 4)

Глава 2. Рожденная в Ленинграде.

Ленинград теперь часто сниться Вере Андреевне Вельмовой.(Приложение 5)

«Дедка, в Ленинград хочу»,- обращается она к мужу. Он улыбается и ласково обнимает супругу: «Верочка, кто тебя там ждёт».

Вера Андреевна родилась 17 марта 1931 года. (Приложение 6) Ей было всего 10 лет, когда началась война. Отец Кузнецов Андрей Иванович был военный (Приложение 7), мама Кузнецова Вера Андреевна была военврач (Приложение 8). Отца в 1937 году объявили врагом народа, сослали в Забайкалье и впоследствии расстреляли. Позднее, уже в 1957 году он был реабилитирован.

В Ленинграде у них была трёхкомнатная квартира, в доме недалеко от Финляндского вокзала – на пересечении улиц Нижегородской и Ломанской. Во время войны этот район был обстрелян самым первым, т.к считался стратегическим. Из зениток били почти каждый день.

Вера Андреевна в семье самая младшая, пока мама, старшая сестра Светлана и бабушка трудились в военном госпитале и на швейной фабрике, она и средняя сестра Галя, вместе с дворовыми мальчишками ходили по квартирам соседей и собирали старые чулки. В них они насыпали песок и носили на чердак, для тушения зажигательных бомб. Там дежурили ребята постарше, а малыши просто им помогали.

Спасаясь от обстрелов, семья пряталась в холодном сыром подвале. Его обогревала лишь печка-буржуйка, которую им смастерил сосед, а топилась она мебелью и домашней библиотекой. Бидон с водой, принесённый с девочками с Невы и 125 граммов белого хлеба из опилок и бумаги – это и ещё многое Вера Андреевна отчетливо помнит, как вчера. Помнит она и то, как мама в сентябре принесла домой килограмм картошки. Они сварили её на ужин «в мундире» и разделили на всех по одной. Больше они за время войны картошку и не видели. Зато варили и ели столярный клей, а ещё был «лепок» из жмыха – что- то вроде хлеба и суп из листьев.

Сотни людей умирали от голода, падали на улицах, замерзали в своих квартирах и подвалах. Но город жил, Ленинград не сдавался.

Семью Веры Андреевны эвакуировали в конце 1942 года, в Свердловск. Уже после войны семья вернулась в Ленинград. Но маму Веры Андреевны не оставляла мысль положить цветы на могилу мужа и узнать правду. Так они и оказались в Забайкалье.

Вера выучилась, работала бухгалтером в Районном отделе образования.(Приложение 9) Её очень уважали за её честность и отзывчивость. Со своим мужем Вельмовым Юрием Васильевичем они прожили долгую счастливую жизнь и воспитали детей. Они и сейчас вместе, поддерживают друг друга как могут. Он так же в войну был 11 летним ребёнком и его детство прошло в Забайкалье.

А еще она открыла нам маленькую тайну. Она постоянно вглядывалась в военные фотографии, где изображены дети, набирающие воду из проруби, в надежде увидеть там себя. Она хорошо помнила как они пробирались туда ползком, по холодному снегу и мокрому льду, стараясь как можно больше почерпнуть воды в котелок. (Приложение 10) Но мало было зачерпнуть воду, её еще нужно было донести. А это не всегда удавалось.

Глядя на таких светлых людей, хочется восхищаться их любовью и преданностью, их жизнелюбием и добротой. Дай бог им как можно дольше жить на свете и радовать всех своим присутствием.

Вера Андреевна позволила нам сделать копии своих фотографий и номера газеты "Аргументы и факты", в котором была статья о её семье и военном детстве. (Приложение 11) Именно от туда мы узнали многие факты и детали её жизни. Сама она много не рассказывала, все всхлипывала и вытирала слезы. Прошло столько лет, а ей до сих пор тяжело вспоминать эти трудные годы из её детства.

Мы часто навещали эту семейную пару на их дни рождения, перед 9 мая, обязательно 1 сентября, на 8 марта и 23 февраля. Мы были у них с домашними концертами и просто приходили поздравить. Они всегда искренне радовались нашему приходу, всегда угощали конфетами и фруктами. (Приложение 12)

Заключение.

В ходе исследования мы систематизировали информацию о земляке- блокаднице Вельмовой Вере Андреевне, которую собирали несколько лет.

Мы изучили историю блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны, узнали, как дети блокадного Ленинграда помогали взрослым.

Встречаясь с ветеранами, мы поняли, что история это не просто школьный предмет или эпоха, это чьи то конкретные жизни, которые творили эту историю. Нам захотелось больше узнать о детях войны и о блокадном Ленинграде. Мы нашли множество фотографий и свидетельств людей, прослушали песни и решили создать клип на тему «Дети войны». В создании клипа нам помогали наши родители и учитель информатики.

А так же, мы подготовили материал для нашего Школьного уголка памяти - временную передвижную экспозицию "Детство, опаленное войной."

Список литературы:

Алещенко Н. М. Во имя победы / Москва “Просвещение” 1985

Виноградов И. В. Герои и судьбы / Лениздат 1988

Максимова Э. дети военной  поры  / Москва  Издательство  политической литературы

Фадеев А. «Дети блокадного Ленинграда »

http://www.blocada.ru/doroga-zhizni

http://voenhronika.ru/publ/vtoraja_mirovaja_vojna

воспоминания ветерана, документы из семейного архива

Приложение 1

Фото 1. Дети блокадного Ленинграда работают на заводах.

Приложение 2.

Фото 2. Блокадный хлеб.

Приложение 2.

Фото 3.Улицы Ленинграда во время блокады.

Приложение 4

Фото 4. Пискаревское кладбище

Приложение 5

Фото 5. Вельмовы

Приложение 6.

Фото 6. Вера Андреевна с бабушкой.

Приложение 7.

Фото 7, 8.. Отец – Кузнецов Андрей Иванович был военный

Приложение 8.

Фото 9.Мама – Вера Андреевна Кузнецова

Приложение 9.

Фото 10. Вельмова Вера Андреевна

Приложение 10.

Фото 11. Блокадгый Ленинград

Приложение 11

Фото 12. Статья о блокадниках.

Приложение 12

Фото13. Вера Андреевна во время посещения

фото 14, 15. Концерт на дому. Поздравление ветерана.

Просмотров работы: 1561