Введение.
Казалось бы, нет ничего проще ухи. Без сомнения, мало найдется людей, которые бы хоть раз в жизни не пробовал её. Ещё меньше тех, кто не знает, что это такое. Однако в моем селе Дединове уха – далеко не просто заурядное первое блюдо. Это традиция, уходящая корнями в историю знаменитой дединовской дворцовой рыболовецкой общины, являвшейся в XVI - XVII вв. гарантом бесперебойного снабжения царя, царского двора свежей рыбой и, по сути, находившейся «ото льда до льда» на «бесперебойной» государевой службе. За прошедшие столетия эта традиция, несомненно, претерпела некоторые изменения, приобрела дополнительные оттенки, но по своей социальной сути осталась частью местного образа бытия, непременным ритуалом общения, сохраняющим преемственность со старинным общинным укладом.
Однако, к сожалению, в настоящее время при многочисленности приверженцев ухи на все случаи жизни все более утрачивается понимание природы совершаемых на ухе действий, забывается их истинный первоначальный смысл. Вместе с этим происходит обесценивание всего данного явления как яркого и, безусловно, самобытного, феномена местной оригинальной субкультуры.
Поэтому в представленной работе основное внимание уделено не гастрономическим или кулинарным сторонам вопроса.
Цель работы: накопление информации о данной традиции и ее сохранение, что позволяют поддерживать связь времен и преемственность поколений.
Основными задачами исследования являются следующие:
- на основании собранного материала составить по возможности полную характеристику дединовской ухи как явления местной субкультуры,
- установить его исторические корни, выяснить социальный смысл разных сторон традиционного ритуала приготовления и употребления ухи,
- определить его место в образе жизни старинного и современного дединовского сообщества,
- пополнить банк этнографических сведений о дединовской общине, используемый при проведении уроков, внеурочных занятий, краеведческих экскурсий и т.д.
Методика работы:
1. Информационно-аналитический метод. Используя исторические источники из фондов и архивов музея, Интернет, справочную и краеведческую литературу я изучила традицию приготовления ухи в селе Дединово.
2. Метод интервьюирования. В ходе работы были проведены встречи со старожилами села.
3. Биографический метод. В ходе работы были записаны воспоминания старожилов села.
4. Метод исторической фиксации. В ходе работы были выполнены копии документов и фотографий из личных архивов и архивов историко-краеведческого музея.
5. Метод систематизации данных. Вся собранная информация была систематизирована, написан текст работы, оформлена презентация.
При подготовке данной работы использовались материалы Дединовского филиала Луховицкого историко-художественного музея, среди которых следует выделить рукописные воспоминания Е.А.Олоновского «К истории села Дединова»1, Немовой М.П. «Село Дединово Луховицкого района Московской области (бывшей Рязанской губернии Зарайского уезда)2, копию жалованной грамоты 1615 г.3 Значительный объем информации на эту тему удалось получить от односельчан - людей разных поколений, потомков известных и авторитетных дединовских рыбаков. Были записаны и проанализированы практикующиеся пока в Дединове связанные с приготовлением ухи застольные обычаи - как семейные, так и среди повседневного окружения на улицах Кочме, Гаванке, Слободе, Верхнем Конце4. Пониманию и оценке наблюдаемых явлений иполученных фактов способствовали опубликованные работы по данному вопросу М.М. Громыко5, А.В. Терещенко6, С.А.Кочеткова7, С.Г.Масловой8.
Основная часть.
Всякий сторонний наблюдатель непременно отмечает, что существуют местные особенности в подходах к приготовлению этого блюда. Ведь то, что сегодня обычно варят и подают под видом ухи в иных местах, дединовцы называют «рыбным супом».
Что же тогда здесь признается ухой?
Во-первых, варить её желательно из рыбы разных сортов и видов с добавлением растительных специй.
Во-вторых, в настоящей ухе по-старинному не рекомендуется использовать картофель, зато собранный при очистке рыбы внутренний жир, пузыри, икру или молоки закладывают в варево. При недостатке икры её можно замещать пшеном.
В-третьих, кондовую уху следует варить в той воде, в которой рыба водилась, т.е. в речной (и окской тоже). И хотя ныне мало кто осмеливается так поступать, отдельные приверженцы древних традиций до сих пор продолжают следовать этому правилу - только тогда варево являет собой полноценный Божий дар.
И, наконец, рыбу в финальный момент приготовления выбирают, выкладывают на отдельные блюда и круто посыпают солью.
То, что остается после этого, и называется УХОЙ.
Как и везде, существуют разные рецепты данного блюда – двойная, тройная, стерляжья, охотничья с добавлением дичи и т.д.
Безусловно, то, как и из чего она варится, какая рыба при этом используется, является по-прежнему признаком профессионального успеха, символом состоятельности потомков великокняжеских рыбаков. Однако главным все-таки остается социальное предназначение ритуала, когда уха – это и знак гостеприимства, и обычай, объединяющий односельчан, их гостей у общего котла, и важнейшая форма общения.
По старинке уху в Дединове принято пить, наливая в кружки или иную посуду. (Приложение. Документ №3) Обычай этот уходит корнями в глубокую древность – во времена старинных великокняжеских рыболовецких общин Средней Оки. Именно тогда с ухи начинались ловецкие братчины9 – общинные пиры в складчину, на которых решались многие важнейшие вопросы местного сообщества, мирились находившиеся в ссоре односельчане, брались обязательства, поднимались тосты за достигнутое и намечались пути решения стоящих задач. Уха наливалась в ходившую по кругу братину, из которой каждый присутствовавший на пиру отхлебывал свою толику братской ухи. Здесь же разрешались споры, вершился товарищеский суд.
Удивительно, но обычай начинать коллективную трапезу вкушением ухи из общей чаши, гулявшей по кругу, просуществовал в рыболовецких бригадах до XX века.
По традиции на такие братчины приглашались гости. В старину в царских жалованных грамотах дединовским рыбакам XVI – начала XVII вв. об этом говорилось: «А боярские люди к ним на пир и на братчину незваны не ездют, а хто к ним на пир и на братчину придёт незван пить, и они тово вышлют вон безлестна…»10. «Боярские люди» - это и представители Приказа Большого Дворца, в ведении которого находились дединовцы, и уездных властей и др., а царские жалованные грамоты ограждали дединовское сообщество от незваных гостей и предоставляли ему известную долю самостоятельности в решении определенного круга вопросов, в частности, внутриобщинных проблем.
Но коль скоро гость принимался на братчине, он обязательно должен был отпробовать ухи. Лишь после этого посетитель признавался готовым к диалогу и сотрудничеству партнером, а не сторонним наблюдателем или тем паче противником общины.
Кстати, и теперь любой приглашенный на дединовское застолье или попавший туда по воле случая или приказу по негласному правилу не должен отказываться от предложенной ухи. Проба ухи – это своеобразный пропуск в компанию, коллектив, группу. Предложение ухи - знак уважения к гостю. И сейчас, принимая гостей, в Дединове непременно варят для них уху. ( Приложение. Документ №3)
С течением времени вероятность случайного или семейного застолья с приготовлением и употреблением ухи возросла. Но при этом пока сохраняется память о традиционной дединовской ухе, приуроченной к общинным праздникам, связанной с определенным ритмом деятельности или мировосприятием людей, живы пока и некоторые интересные обычаи.
До сих пор повсеместно в селе варится обязательная семейная уха – на Благовещение. (Приложение. Документ №1) Для дединовских рыбаков этот праздник занимал особое место в череде знаменательных дней года. С этого дня начиналась сдача рыбного оброка на нужды великого государя, т.е. их служба. По традиции всякий, кто имел в улове рыбу, должен был к Благовещению раздать ее друзьям, соседям и другим односельчанам, чтобы те смогли приготовить и вкусить на этот праздник уху11. Общего застолья не происходило, поскольку праздник обычно совпадал с великим постом. Однако в Благовещение разговляться рыбой разрешалось. Не распространялись на традицию этого дарения рыбы и местные поверья, согласно которым не рекомендовалось раздавать безвозмездно чего-либо во дворы, расположенные ниже по течению Оки (ибо «Ока все остальное унесет»). Рыбу щедро разносили во все стороны – верилось, что тогда сезон выдастся удачным.
Наиболее распространённым видом в период промыслового лова была артельная уха12. Она происходила еженедельно.
В послевоенной дединовской артели днём ухи был понедельник, когда она не выходила на лов. Сначала рыбаки приводили в нормальное состояние челны, рыбацкую утварь, чинили невод, стремясь сделать всё споро и качественно. Потом варили уху и сидели за общим столом, обсуждали итоги недели, обменивались мнениями, взвешивали предложения, намечая планы на новую шестидневку, и просто отдыхали.
Хотя внеплановая уха часто случалась и по другим дням. Тогда - поскольку к мероприятию загодя не готовились - рыбаки пускались по близлежащим дворам на поиски недостающих для ухи и нежданного застолья ингредиентов. Им никто и никогда не отказывал, люди ценили доброту и бескорыстие артельщиков.
Рыбацкие артельные традиции совместных застолий нашли продолжение в жизни местных сельскохозяйственных предприятий советского времени. Например, бригады колхоза имени Ленина окончание цикла работ или отчётного года отмечали проведением «балов» - вечеров13. На их организацию колхоз выделял продукты деньги, стряпух. Бригадой выбирался один из наиболее просторных домов, где по договорённости с хозяином проходило празднество, на котором перед угощением в присутствии руководителей колхоза подводились производственные итоги и определялись задачи на будущее. А само угощение начиналось с ухи. Пение песен начиналось только после слов, которые обязательно должны были произнести все приглашённые гости, выразив своё отношение к работе артели и обнародовав в отношении её свои планы и обещания. Первой песней была любимая песня председателя («старшого в сельхозартели»). В председательство В.И.Шеволина таковой являлась «Ивушка».
Следует отметить, что привычка решать серьёзные вопросы за трапезой стала второй натурой дединовцев, а соответствующий обычай превратился в черту местного быта. Трактиры и чайные лавки, по наблюдениям Н.Мансурова, изложенным в медико-статистическом очерке о Дединове, «служат своего рода биржей, где совершается купля и продажа, начиная с малого и до тысячи и десятков тысяч рублей, где производится наем и расчёт разного рода рабочих,… и все это делается, главным образом, за чашкою чая»14.
Для многих дединовцев ежегодной становилась уха на вешнем мережном промысле. В разлив, затапливающий всю пойму, жителям села приходилось выезжать на «бугры» и жить там по нескольку недель, занимаясь ловом рыбы в самый благоприятный для этого сезон. Ведь чем сильнее было половодье, тем больше рыбы и, следовательно, больше надежд на улов. Немалому числу рыбаков удавалось за этот короткий срок обеспечить себя рыбой на все лето. На «буграх»- временных станах жили в шалашах, в челнах и под челнами. Столовались вскладчину - с ежедневной ухой. Рыбу для приготовления пищи на начало путины с собой не привозили – иначе улова не будет. Общее застолье с ухой начиналось с первой пойманной рыбы и затем становилось регулярным до спада воды. Но при этом ловили в своих местах по отдельности, в садках, не афишируя, накапливали улов, за которым периодически приезжали родственники или товарищи из села. Спрашивать об улове друг у друга было не принято, чтобы удачу не спугнуть.
Особое место в жизни дединовцев занимала уличанская уха, которая организовывалась жителями порядков – частей улиц. Как правило, это были близкие соседи, находившиеся в особых отношениях - отношениях дружбы, сотрудничества, взаимопомощи. В таких порядках были распространены «помочи», когда соседи по очереди или необходимости выполняли коллективно работы друг у друга. Особенно этот обычай помогал при уборке сена, картофеля, строительстве домов, заготовке дров и т.п. На рыбалке как наиболее доверительный и эффективный почитался лов «своим порядком». На небольших улицах в орбиту подобных отношений вовлекались все жители. Примером такой улицы являлась Кочма, где проживает ныне наша семья.Там коллективная уха готовилась обычно на Пасху, 1 мая, Троицу, Благовещение, а также по случаю окончания «помочей». Столы в складчину накрывались здешними жителями и прямо перед домами, и на природе у рукотворной речки Ройки. Вся родня, соседи собирались около дома моей прабабушки – Некрасовой Ольги Николаевны – обговаривали «план действий» и начинали воплощать его в жизнь: садились в лодки и отправлялись на природу, отдохнуть на берегу речки Ройки. Отдых очень часто затягивался до поздней ночи. Все наслаждались природой, костром, ухой, приготовленной по специальным рецептам, песнями и рассказами вымышленными и невымышленными. Бабушка говорила, что они всегда любили такие праздники и ждали их с нетерпением. (Приложение. Документ №1)
Исторические документы позволяют предположить, что когда-то в начальные периоды истории Дединова существовали и общие для всего села и всех рыбных ловцов, коими были все его жители, братчины с традиционной ухой. Можно предположить также, что происходили они по окончании вешне-летней путины на Петров день и после всего рыболовного оброчного сезона, завершавшегося в старину на Юрьев день.
По мере разрастания села, увеличения числа его жителей, углубления их профессионального разделения на рыбаков, плотников, торговцев, судоводителей и пр., расхождения экономических интересов проведение общей ухи стало делом более трудным. Однако элементы её сохранились до начала XX в., и временем их проявления был день Смоленской иконы Божьей Матери15, когда дединовцы, принадлежавшие к трем разным приходам, справляли и общий праздник, равный престольным. Эта икона хранилась в Воскресенском храме и считалась спасительницей села от эпидемии холеры. 10 августа превратился фактически в дату ежегодной встречи земляков-дединовцев, проживавших в иных местах или пребывавших в отходе.
Главным событием этого дня был сельский крестный ход, продолжавшийся целый день - с утра до вечера. Чудотворную «Смоленскую» несли представители самых богатых дединовских семей, имевших «дела» в Петербурге, Москве и других городах, по 12 человек на специально изготовленном деревянном станке. «Богоносцы» одевались в соответствии с разработанным ритуалом в подпоясанные ситцевые белые рубашки в чёрный горошек, обувались в лакированные сапоги. Начинался крестный ход от Воскресенской церкви, огромная масса людей с хоругвями и иконами под колокольный звон двигалась медленно, с остановками в сторону Троицкой церкви. Торжественная встреча крестного хода жителями нижней части села происходила на реке Ройке. Отсюда процессия следовала по Троицкому приходу, затем, обогнув село с севера и северо-запада в верхней части, крестный ход уже с западной стороны возвращался к Воскресенскому храму.
Этот крестный ход содержал яркие элементы братчинного действа. В ожидании процессии жители улицы вскладчину собирали большой стол, накрытый белой скатертью, ставили тарелку для креста, большую чашу с водой для освящения, готовили скамейки для установки носилок с иконой. К столу выносили обязательную уху, яблоки для тех, кто не говел до Яблочного спаса, пирожки, молоко и другую снедь, приглашая желающих отведать, чем богаты, и пока шёл молебен, совместно вкушали яства, отдыхая на скамейках, брёвнах у домов, в садах.
Следует отметить, что не менее интересными являются некоторые особенности самого процесса приготовления и употребления ухи. Они отражают приметы и суеверия, связанные с базовыми ценностями ловецкого сообщества, отношением к рыбе как к источнику средств существования и благополучия людей, артельному товариществу как главному условию жизненного успеха.
Приготовление ухи по-прежнему – мужское занятие, а уха – своеобразное воплощение богатого ловецкого опыта. (Приложение. Документ №1) Поэтому считается, что самую уху лучшую способен сварить только опытный рыбак. В последней дединовской артели обязанности повара исполнял М.Калашников, являвшийся признанным авторитетом по части промысла. По неведомому числу только ему известных признаков.
В соответствии с неписанными дединовскими правилами для ухи не брали лишнюю рыбу, чтобы та не осталась невостребованной. (Приложение №2) Как и осуждался вылов рыбы, переработать которую или употребить с пользой было невозможно.
Перед подачей блюда на стол после извлечения из котла рыбы оставшееся варево перемешивают 3 раза против часовой стрелки – «к себе», чтобы с рыбы и от рыбалки приходило богатство. (Приложение. Документ №2)
Важным элементом стола, за которым вкушают уху, является солонка с солью. Ее ставят на средину. Досаливает и уху, и рыбу каждый для себя сам - по вкусу. Передавать солонку из рук в руки не рекомендуется, дабы в товариществе не возникла ссора.
Нельзя выбрасывать оставшуюся в финале застолья выложенную из ухи на блюдо или поднос рыбу. Ее нужно непременно доесть. В дединовских семьях это и сейчас обязательно делают, по крайней мере, старшие члены семьи всегда предлагают всем таким образом завершить застолье. (Приложение №2) Артельный повар М.Калашников приносил оставшуюся от артельной ухи вареную рыбу в местную чайную, где угощал всех желающих, заодно вел там приятные беседы, до которых был великий охотник. Можно было раздать ее и на месте любому, кто пожелал угоститься. Этим, в частности, кормились бедные члены дединовской общины и посторонние нуждавшиеся.
Для братского вкушения ухи «по кругу» использовали «братинки» - специальные сосуды. Такая «братинка», принадлежавшая одной из послевоенных артелей, имеется в сельском краеведческом музее. Она поступила из семьи Татарниковых, представители которой в данной артели состояли. Эта полушаровидная чаша украшена гроздьями винограда - к удаче, благосостоянию и счастливой жизни.
Заключение.
Наряду с названными общими правилами существует еще немало частных традиционных мелочей, которые старается соблюдать каждый творец и организатор ухи в отдельности. (Приложение. Документ №1, №2, №3)
Однако при этом, следует признать, что к началу XXI в. многое изменилось в жизни села, быту дединовцев. Нет сегодня промыслового лова на Оке, нет рыбацких артелей, не проводится общесельский крестный ход на Смоленскую, в соседях частенько сегодня наезжие дачники. Однако отношение к ухе как к социально значимому акту в сельском сообществе осталось весьма почтительным. Она по-прежнему обязательный атрибут формального и неформального застольного общения, почти культовый элемент деловых и товарищеских приёмов. И представляет интересное историко-культурное явление, заслуживающее изучения.
ВЫВОДЫ:
1. Уха являлась и пока сейчас является важнейшей составляющей образа жизни дединовского местного сообщества.
2. Как и прежде, это не столько процесс употребления первого блюда, сколько имеющая исторические корни традиция, форма общения, способ решения актуальных для ее участников проблем.
3. Современный ритуал ухи унаследовал много элементов старинных ловецких братчин, которые могут быть использованы для изучения этого интересного, вызывающего научные споры явления.
4. Традиции дединовской ухи имеют как характерные, естественные для рыболовецких общин, черты, так и отличаются исторически сложившейся самобытностью.
5. Накопление информации о данной традиции, ее сохранение позволяют поддерживать связь времен и преемственность поколений.
И вообще уха – это полезное и очень вкусное блюдо. Почаще варите уху!
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Копия грамоты из Одесской государственной научной библиотеки, находящейся в отделе редких рукописей под №577.
2. Олоновский Е.А. К истории села Дединова. Дединовский филиал Луховицкого историко-художественного музея. ОФ.КП.2018.
3. Немова М.П. Село Дединово Луховицкого района Московской области (бывшей Рязанской губернии Зарайского уезда). //Краеведческие исследования (краеведение и местные сообщества). Выпуск I. Рязань, 2001.
4. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.,1986.
5. Терещенко А.В. История культуры русского народа. М.,2007.
6. Маслова Г.С. Культура и быт одного колхоза Подмосковья // Советская этнография. №1. 1951.
7. Кочетков С.А. Дединовцы – наследники дворцовых рыбаков // Краеведческие исследования. (Краеведение и местные сообщества). Вып.1. Рязань, 2001.
Автор выражает благодарность за предоставленную информацию и консультирование потомкам знаменитых дворцовых рыбаков С.С.Лисицыну С.Ю.Королеву, М.В.Морозову, И.Н.Татарникову, В.А.Федорову, В.М.Зимину, В.А.Морозову, А.В.Жидкову, А.Н.Голеву, Р.Н.Бакунину и др.
Приложение 1.
Документ №1.
Воспоминания Некрасовой Ольги Николаевны, 1937 г.р., коренной жительницы села Дединово.
Некрасова Ольга Николаевна родилась в селе Дединово в 1937 году. Работала в детском саду воспитателем, потом - в ателье принимала заказы. В колхозе имени Ленина, который тогда гремел на весь Советский Союз своими успехами и хорошими работниками, Ольге Николаевне тоже удалось поработать. Там она занимала должность учётчицы: ходила по полям и измеряла землю.
Сейчас Ольга Николаевна на заслуженной отдыхе, но ведёт активный образ жизни, никогда не унывает. Воспитывает внуков и правнуков, в том числе и меня. Ходит в церковь Живоначальной Троицы, поёт в церковном хоре и помогает прихожанам и протоиерею отцу Валерию.
Люблю я со своей прабабушкой поговорить долгими зимними вечерами. Именно она натолкнула меня на мысль изучить феномен дединовской ухи.
Со слов моей прабабушки, коллективная уха готовилась обычно на Пасху, 1 мая, Троицу, Благовещение. Столы накрывались прямо перед домами, и на природе у рукотворной речки Ройки. Вся родня, соседи собирались около дома Некрасовых, обговаривали «план действий» и начинали воплощать его в жизнь: садились в лодки и отправлялись на природу, отдохнуть на берегу речки Ройки. Отдых очень часто затягивался до поздней ночи. Все наслаждались природой, костром, ухой, приготовленной по специальным рецептам, песнями и рассказами вымышленными и невымышленными. Прабабушка говорила, что они всегда любили такие праздники и ждали их с нетерпением.
Также прабабушка моя всегда упоминала, что приготовлением ухи всегда занимались мужчины, в частности мой прадедушка Некрасов Сергей Иванович. Родился он в селе Дединово в 1938 году. Работал в колхозе имени Ленина в пожарной дружине. Состоял в рыболовецкой охотничьей артели.
Уха из щуки от прадедушки.
Для полноценного супа из щуки необходимо:
Щука – 1 шт.;
Картошка – 6 клубней;
Морковка – 1 шт.;
Репчатый лук – 2 головки;
Перец горошком – 1 ч.л.;
Перец молотый – Ѕ ч.л.;
Лаврушка – 4 шт.;
Зелень укропа – 1 пучок;
Приготовление.
Когда рыба уже почищена принимаемся за чистку овощей. Избавив от кожуры картофельные клубни нам необходимо порезать их брусочками, а очищенную морковь – тонкими кружками.
Одну головку репчатого лука оставляем нетронутой в шелухе, вторую же очистив, шинкуем полукольцами. Когда вода в котле начинает пузыриться, закидываем в первую очередь вариться целую луковицу (она придаст аромат и золотистый цвет бульону) и измельченные овощи, кроме лука.
Через минут семь в плаванье в кипяток отправляется наша щучка, и варим все минут пять, затем солим, перчим и лаврушим. Также пришло время закинуть в суп с щукой луковые полукольца.
Через минут 5 супчик сдабриваем мелко рубленной зеленью, и сняв с костра котелок, оставляем наше блюдо потомиться еще несколько минут.
Вот и готова наша уха из щуки, как готовить в походных условиях которую вы теперь знаете.
Воспоминания записаны Ариной Ваничкиной 15.07.2015г.
Приложение 2.
Докуент №2.
Воспоминания Фёдорова Владимира Алексеевича, 1956 г.р., коренного жителя села Дединова.
Владимир Алексеевич родился в селе Дединово в 1956 году. Жил и учился в родном селе. Окончил педагогический институт в Коломне, пришёл работать в школу учителем физической культуры и до сегодняшнего дня трудится на этом поприще. Сколько было походных дорог пройдено с Владимиром Алексеевичем, сколько песен спето, сколько соревнований выиграно, сколько ухи из кружек выпито.
Владимир Алексеевич — рыбак со стажем, поделился со мной некоторыми особенностями приготовления и употребления ухи.
Перед подачей блюда на стол после извлечения из котла рыбы оставшееся варево перемешивают 3 раза против часовой стрелки – «к себе», чтобы с рыбы и от рыбалки приходило богатство
По правилам для ухи не брали лишнюю рыбу, чтобы та не осталась невостребованной
Нельзя выбрасывать оставшуюся в финале застолья выложенную из ухи на блюдо или поднос рыбу. Ее нужно непременно доесть.
Есть у него и свой рецепт ухи, которой мы всегда встречаем в школе гостей.
Уха от Лексеича.
Ингредиенты:
- 1-2 кг рыбы;
- 2 головки репчатого лука;
- 4-6 крупных картофелин;
- 10 горошин душистого перца;
- петрушка;
- 2 лавровых листа;
- соль и черный перец по вкусу;
- 1-2 пучка зеленого лука;
- 150 мл водки.
Рыбу очистите, распотрошите, извлеките из нее жабры, хорошенько помойте. Головы и хвосты отрежьте, сложите в котелок вместе с очищенными головками репчатого лука и корнем петрушки. Залейте водой и поставьте на огонь. Когда появится пена, тщательно снимите ее. Варите 15 минут, затем извлеките все содержимое, выбросите.
Положите в кипящий бульон оставшиеся порезанные крупными кусками части рыбы. Когда уха закипит, вновь тщательно снимите пену и добавьте разрезанные на 4 части картофелины. Варите до готовности. За 5 минут до конца добавьте соль и все специи, влейте стопку водки. Затем снимите с огня, всыпьте порезанный зеленый лук, накройте котелок крышкой и оставьте на 5 минут, чтобы уха настоялась и стала еще вкуснее. Подайте к столу с оставшимся зеленым луком и черным хлебом.
Воспоминания записаны Ариной Ваничкиной 15.10.2016г.
Приложение 3.
Документ №3.
Воспоминания Пономарёва Виктора Валентиновича, 1956 г.р., коренного жителя села Дединова.
Виктор Валентинович родился в селе Дединово в 1956 году.
Работал в пожарном депо в Москве. Состоял и до сих пор состоит в рыболовецкой охотничьей артели.
Уху в Дединове принято пить наливая в кружки. Любой приглашенный на дединовское застолье не должен отказываться от предложенной ухи. Предложение ухи - знак уважения к гостю. И сейчас, принимая гостей, в Дединове непременно варят для них уху.
Качманская уха.
Данный рецепт ухи предполагает использование любой речной рыбы .
Хоть это обычная речная рыба, но зато она имеет очень насыщенный вкус.
Ингредиенты:
• 1 килограмм рыбы;
• 2 головки лука;
• 95 грамм пшена;
• 3 шт. картофеля;
• 1 морковь и петрушка;
• по 5 горошин черного и душистого перца;
• 2 ч. ложки соли;
• 2 листа лавровых;
Как сварить уху в домашних условиях:
Удалите из рыбы чешую, внутренности и жабры, и хорошо промойте и ополоснув её в проточной воде. Сложите подготовленную рыбу в котелок, налейте воду и поставьте на огонь. После закипания достать рыбу из котелка. Лук и картофель почистить и помыть. Нарежьте овощи кубиками, удалить кожицу с моркови и измельчить при помощи терки.
Пшено помыть и залить на 2 минуты кипящей водой. В заранее приготовленный бульон из рыбы , опустить измельченные овощи. Когда уха закипит, всыпьте в кастрюлю крупу и готовьте на несильном огне еще около 28 минут. Когда до окончания варки останется 10 минут, добавьте в котелок рыбу, специи, зелень, соль и После этого, вам останется довести уху до готовности.
Воспоминания записаны Ариной Ваничкиной 10.05.2016г
1 Дединовский филиал Луховицкого историко-художественного музея. ОФ.КП.2018.
2 Немова М.П. Село Дединово Луховицкого района Московской области (бывшей Рязанской губернии Зарайского уезда) // Краеведческие исследования. (Краеведение и местные сообщества). Вып.1. Рязань, 2001.
3 Копия грамоты из Одесской государственной научной библиотеки, находящейся в отделе редких рукописей под №577.
4 Приведены все еще существующие народные названия улиц. Ныне они именуются по-другому: Кочма – ул. Красные Зори, Гаванка – ул.Мичурина, Слобода – восточные части улиц Свободы и Октябрьской, Верхний Конец – улица Трудовая, западные части улиц Пионерская, Тарусина.
5 Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.,1986.
6 Терещенко А.В. История культуры русского народа. М.,2007.
7 Кочетков С.А. Дединовцы – наследники дворцовых рыбаков // Краеведческие исследования. (Краеведение и местные сообщества). Вып.1. Рязань, 2001.
8 Маслова Г.С. Культура и быт одного колхоза Подмосковья // Советская этнография. №1. 1951.
9 Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.,1986. С.132-146; Терещенко А.В. История культуры русского народа. М.,2007. С.542-548.
10 Копия грамоты из Одесской государственной научной библиотеки, находящейся в отделе редких рукописей под №577.
11 См:Кочетков С.А. Дединовцы – наследники дворцовых рыбаков // Краеведческие исследования. (Краеведение и местные сообщества). Вып.1. Рязань, 2001. С.79.
12 Там же. С.81-82
13 Маслова Г.С. Культура и быт одного колхоза Подмосковья // Советская этнография. №1. 1951.
14 Мансуров Н. Село Дединово Рязанской губернии Зарайского уезда (Медико-санитарный очерк). М.,1900. С.23.
15 См: Немова М.П. Село Дединово Луховицкого района Московской области (бывшей Рязанской губернии Зарайского уезда). //Краеведческие исследования (краеведение и местные сообщества). Выпуск I. Рязань, 2001. С.167-169.