РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ ПО ОБЪЕКТАМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ XVII-XVIII ВЕКОВ

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ ПО ОБЪЕКТАМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ XVII-XVIII ВЕКОВ

Сусарева А.С. 1Савинова П.А. 1
1Самарский медико-технический лицей
Петрова Н.Н. 1
1Самарский медико-технический лицей
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

За тысячелетия истории, человечеством создано множество материальных и духовных творений, в которых человек настоящего видит культурную ценность и желает сохранить их для будущих поколений, как нечто ценное и почитаемое. Историко-культурное наследие является основой культуры общества, ее фундаментом и что особенно важно несёт в себе память предков. Это важный информационный потенциал, запечатленный в материальных и духовных ценностях так необходимый обществу для дальнейшего развития. Наследие оказывает влияние на многие сферы жизни общества, но наиболее значимо оно проявляется в туризме. Ведь именно туризм помогает увидеть, познакомиться и оценить историко-культурные достопримечательности и уникальные природные объекты, что способствует духовному обогащению человека, расширению кругозора и его самосовершенствованию.

Работа посвящена разработке экскурсии по объектам культурного наследия Самарской области 17-18 веков, применительно к объектам архитектурного наследия. Рассмотрены и изучены объекты архитектурного наследия Самарской области, выделены наиболее древние и проведено описание их. По этим объектам разработана экскурсия выходного дня на автомобиле, выделен наиболее оптимальный путь следования. Разработан информационный буклет экскурсии с использованием дополненной реальности.

1. Общая характеристика работы

Актуальность темы данной работы обусловлена c одной стороны, интересом к изучению культурного наследия Самарской области, а с другой стороны, ее практической важностью для развития туризма как во всей Самарской области, так и в каждом её районе. Экскурсии по культурным и историческим объектам Самарской области помогут развить туризм и повысить социально-экономическое развитие каждого района.

Цель работы является разработка экскурсии по объектам архитектурного наследия, являющимися наиболее древними в Самарской области, для в развитии туризма.

Объект исследования – объекты культурного наследия Самарской области.

Предмет исследования – архитектурные объекты Самарской области XVII-XVIII веков.

Задачами моей работы являются:

изучение понятия культурного наследия;

изучение по различным источникам всех объектов архитектурного наследия Самарской области;

выделение наиболее древних объектов и описание по ним;

разработка экскурсии и информационного буклета.

Хронологические рамки данной работы охватывают период с XVII по XVIII века. Территориальные рамки работы охватывают все районы Самарской области.

В работе задействован следующие методы: метод микроисторического исследования, занимающийся рассмотрением малых территорий и позволяющий выделить особенности историко-культурного наследия отдельной местности; общенаучный метод–синтез, за счет которого удалось соединить такие направления как развитие туризма и сохранение объектов культурного наследия; метод обобщения был применён для выявления перспектив и общей оценки состояния историко-культурного потенциала Самарской области; моделирование, использовался в заключительной части нашей работы при разработке самой экскурсии; картографический метод исследования, основанный на получении необходимой информации с помощью карт для практического познания, изображенных на них объектов и явлений. Помимо вышеперечисленных методов, в процессе подготовки работы мы опирались на обобщение литературы по теме исследования и мониторинг Интернет-ресурсов.

Практическая значимость работы определяется разработанной и представленной экскурсией историко-культурной направленности. Её реализация имеет значение в области сохранения наследия и развития внутреннего познавательного туризма на региональном уровне. Актуальность разработки экскурсии заключается так же в пропаганде исторического и культурного наследия Самарской области, что должно привести к большей востребованности туристических объектов региона.

Новизна работы состоит в выявлении и характеристике наиболее древних объектов архитектурного наследия Самарской области для развития культурно-познавательного туризма, а также в разработке экскурсии историко-культурной направленности.

Разработанная нами экскурсия носит педагогическую и образовательную направленность, знакомит с архитектурными памятниками родного края, развивают познавательные способности участников экскурсии, а так же способствуют нравственному, моральному и эстетическому воспитанию. Кроме того, в настоящее время одной из важнейших задач образования является освоение подрастающим поколением духовных ценностей, и именно экскурсии историко-культурной направленности способны дать это, являясь частью процесса образования.

2. Объекты архитектурного наследия самарской области XVII-XVIII веков

Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Объект культурного наследия - место, сооружение или комплекс независимо от состояния сохранности, которые донесли до нашего времени ценность и сохранили свою подлинность.

Типы объектов культурного наследия

Сооружения (творения) - произведения архитектуры и инженерного искусства вместе с естественными или созданными человеком элементами;

Комплексы (ансамбли) — топографически определенная совокупность отдельных или соединенных между собой сооружений разного назначения, которые отмечаются своей архитектурой и органической связью с ландшафтом;

Выдающиеся места — топографическое определенные зоны или ландшафты, естественные, естественно антропогенные творения, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетичной, этнографической, исторической, научной или художественной точки зрения.

Виды объектов культурного наследия:

Археологические — городища, курганы, остатки древних поселений, стоянок, укреплений, военных лагерей, производств, ирригационных сооружений, путей, могильщики, культовые места и сооружения, мегалиты, наскальные изображения, участки исторического культурного слоя, поля давних битв, остатки жизнедеятельности первобытных и древних людей;

Исторические — дома, сооружения, их комплексы (ансамбли), отдельные захоронения и некрополи, выдающиеся места, связанные с важными историческими событиями, с жизнью и деятельностью известных лиц, культурой и бытом народов;

Монументального искусства — произведения изобразительного искусства, как самостоятельные (отдельные), так и те, которые связаны с архитектурными, археологическими или другими достопримечательностями или с образуемыми ими комплексами (ансамблями);

Архитектуры и градостроительства — исторические центры, улицы, кварталы, площади, архитектурные ансамбли, остатки давнего планирования и застройки, отдельные архитектурные сооружения, а также связанные с ними произведения монументального, декоративного и изобразительного искусства. Объекты индустриального наследия также рассматриваются, как часть данного раздела классификации;

Садово-паркового искусства — сочетания паркового строительства с естественными или созданными человеком ландшафтами;

Ландшафтные — естественные территории, которые имеют историческую ценность..

Категории объектов культурного наследия:

Всемирное наследие.

Государственного (федерального) значения

Регионального значения

Местного значения

В своей работе мы решили рассмотреть объекты архитектурного наследия.

Всего в Самарской области 1642 объектов архитектурного наследия, которые расположены неравномерно по всей области. Больше всего таких объектов у нас в Самаре.

Мы исследовали различные реестры объектов, просматривали сайты с информацией, изучали различные книги. Мы выяснили, что в настоящее время осталось только 8 объектов архитектурного наследия, созданных в 17-18 веках. Рассмотрим их более подробно.

1) Спасская башня Сызранского кремля.

Город-крепость Сызрань основан в 1683 году воеводой Григорием Козловским (князья Козловские), по одному из самых ранних указов царя Петра и Ивана Алексеевичей. В то время Россия продолжала расширяться на Юго-Восток, и для обеспечения безопасности торговых путей требовались города-крепости. Козловскому было поручено лично набрать полк служилых людей, двинуться с ним к Самарской луке и заложить крепость на реке Сызранке. Козловский выбрал самое возвышенное место в междуречье Сызранки и Крымзы. Построенный им Сызранский кремль был деревянный, с 7 (по другим сведениям, 4) башнями по углам, окружён валом и рвом (рисунок 1).

Рисунок 1. Спасская башня Сызранского кремля

2) Христорождественский собор.

Расположен рядом со Спасской башней кремля. Дата постройки 1741г (рисунок 2).

Христорождественский собор был возведён на том месте, где прежде стоял самый первый храм Сызранского кремля – в честь иконы Пречистой Богородицы «Живоносный Источник». Сначала он был деревянный (1717), позднее появилась каменная постройка (1741). Престол в честь Рождества Христова освятил епископ Казанский и Свияжский Лука в 1741 г. Храм построил титулярный советник, помещик Сызранского уезда Алексей Савельевич Кандалаев. В архитектурном отношении церковь представляла собой образец стиля «нарышкинское барокко» (тип восьмерик на четверике c трёхчастным алтарём и трапезной). Она находилась в центре города внутри крепостных стен.

Рисунок 2. Христорождественский собор

3) Ильинская церковь.

Дата постройки 1776 (рисунок 3).

Ильинский храм следует считать ровесником города Сызрани. По крайней мере, первые упоминания о нём в исторических документах относятся к последней четверти XVII века. Деревянную церковь с престолом, освящённым во имя Пророка Божия Илии и приделом во имя Святителя Николая Чудотворца, построили за речкой Крымзой на средства трёх переселенцев: Козьмы Вандышева (из Симбирска), Семёна Павлыгина (из Вольска) и Петра Куропаткина (из Перми). Прихожанами храма были казаки и солдаты из мордвы и чувашей, переведённые из Симбирска и Казани. Со временем деревянная церковь сильно обветшала, и в 1776 г. купцы-потомки её основателей обратились к архиепископу Казанскому и Свияжскому Вениамину с прошением построить на прежнем месте каменный храм. И такое разрешение ими было получено. Новая церковь в архитектурном отношении представляет собой образец стиля «нарышкинское барокко». Уже в 1776 г. начались службы в тёплом каменном приделе во имя Святителя и Чудотворца Николая, престол в котором освятил соборный протоиерей Пётр Стефанов. Строительство основной, холодной части храма с престолом во имя Пророка Божия Илии завершили в 1778 г.

Рисунок 3. Ильинская церковь

4) Феодоровская Церковь.

Расположена в Вознесенском монастыре в Сызрани. Дата постройки 1738 (рисунок 4).

Вознесенская церковь была первой храмовой постройкой Сызранского Вознесенского мужского монастыря. Первое упоминание о ней содержится во «владенной выписи» 1695 г. процитированной в книге симбирского краеведа А. К. Яхонтова: «…построен против города Сызрана по другу сторону реки Крымзы на стрелке монастырь, на нём церковь деревянная, сосновая, брёвенная, во имя Вознесения Господня, об одном престоле, с папертью и лестницы; в той же церкви построены клиросы по подобию; в той же церкви церковного строения образ Вознесения Господня, да образ Пресвятые Богородицы Владимирския, да деисусов шесть икон стоячих…».

После революции монастырь был закрыт. На территории Вознесенского монастыря организовали уездный концентрационный лагерь (1920–1921), куда сгоняли крестьян, не желавших сдавать излишки хлеба. Братию разогнали в 1923 г. Некоторое время в обители жили монахини из Сызранского Сретенского женского монастыря.

С 1933 г. храмы арендовал сызранский комбинат «Союзплодовощ». В Вознесенском соборном храме располагался кинотеатр «Смычка», позднее – заводской клуб. Феодоровскую церковь использовали под водонапорную башню, позднее – гараж, склад. Настоятеля – архимандрита Александра – ещё в 1931 г. сослали на три года в Алатырь, а в 1938 г. расстреляли по обвинению в контрреволюционной деятельности.

В 1993 г. после обращения благочинного Сызранского округа о. Григория Коберника храмы передали Самарской епархии. 26 июня 1996 г. епископ Самарский и Сызранский Сергий освятил и провёл Божественную Литургию в Вознесенском соборе. Реставрация Феодоровской церкви пока не завершена. Восстановлением монастырского комплекса до 2017 г. руководил игумен Марк (Алексеев).

Рисунок 4. Феодоровская Церковь

5) Церковь во имя благовещения.

Расположена в Кашпирском Благовещенском монастыре, в Сызрани. Дата постройки 1728 (рисунок 5).

Благовещенский храм под Кашпиром находится в живописном месте – на холме у Волги. От материка его отделяет овраг с ручьём, через который перекинут мост. Первая (деревянная) церковь на этом месте была возведена в 1711 г. бывшим симбирским воеводой Семёном Константиновичем Дмитриевым и поначалу имела статус приходской. Год спустя помещик построил на вотчинной своей земле монастырь, пожаловал ему сенные покосы и до конца жизни занимался его снабжением. Так церковь стала монастырской. В 1728 г. на месте деревянного появился холодный каменный храм с двумя престолами: центральным, освящённым во имя Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии честнаго и славнаго ея Благовещения, а также придельным: во имя Иоанна Богослова 857. Второй придел с престолом во имя Богоявления Господня построили в 1755 г.

В 1838 г. священник Пётр Семёнович Сокольский восстановил на свои средства придел во имя Богоявления Господня 860. Помещица Варвара Александровна Карамзина в 1852 г. построила новый, тёплый придел во имя Михаила Архангела и лично написала для него все иконы, приобрела церковные одежды и утварь. Ризы для икон Спасителя и Благовещения Божией Матери сделали на средства, собранные прихожанами из Семёновки и Симеоновских хуторов (1854). 30 августа 1871 г. храм посетил Государь Император Александр II с цесаревичем Александром и великим князем Владимиром Александровичем. Царственных особ, путешествовавших по Волге, сопровождала свита.

В 1920-е гг. между прихожанами храма произошёл раскол. Часть паствы пошла за священником Трисвятским, часть – образовала самостоятельную общину.

В настоящее время храм возрождается.

Рисунок 5. Церковь во имя благовещения

6) Троицкая церковь.

Расположена в селе Троицкое в Сызранском районе. Дата постройки 1730 (рисунок 6).

Троицкий храм по праву считается одним из старейших в Самарской области. В церковных ведомостях второй половины XIX в. датой его постройки обозначен 1730 год.

Храм неоднократно ремонтировали. В 1882 г. расширили трапезную. В 1885 г. на 1200 руб. сделали иконостас и арку в приделах.

После закрытия храма в 1930-е гг. в помещении располагался склад зерна, потом молокозавод. Некоторое время в церковных стенах действовал цех по обработке дерева, хранились удобрения. Здание вернули Русской Православной Церкви в 1991 г. в плачевном состоянии. Благодаря спонсорской помощи фонда Брагина, Шишова и Сорокина, храм был отреставрирован.

Рисунок 6. Троицкая церковь

7) Богородицкая церковь.

Расположена также в селе Троицкое в Сызранском районе. Дата постройки 1730 (рисунок 7).

Вплоть до конца XIX в. в клировых ведомостях и церковной летописи можно было найти запись, что каменный храм с деревянной колокольней в селе Димитриево-Богородское возвели в 1730 г. с благословения епископа Казанского Луки на средства, пожертвованные местным помещиком – Иваном Симеоновичем Дмитриевым (Димитриевым). В 1897 г. при облачении престола в холодном алтаре неожиданно обнаружили хорошо сохранившийся антиминс с более ранней датой – 1721 г. Возможно, каменной церкви предшествовала деревянная.

В советский период Димитриево-Троицкое и Димитриево-Богородское стали одним селом – Троицкое. И если церковь во имя Троицы Живоначальной уцелела, то Казанскому храму, расположенному рядом с сельской школой, повезло меньше. Несмотря на статус памятника культуры всесоюзного значения (с 1960 г.), храм сильно разрушен и восстановлению не подлежит.

Рисунок 7. Богородицкая церковь

8) Никольская церковь.

Расположена в селе Осиновка Ставропольского района. Дата постройки 1714 (рисунок 8).

Деревня Осиновый Буерак (Осиновка) возникла на территории Самарской Луки в числе первых. Это произошло в 30–40-е гг. XVII в. Подавляющее большинство жителей составляли русские – беглые и гулящие люди из Казанского и Нижегородского Поволжья. Изначально деревня принадлежала «самарскому сыну боярскому» Василию Порецкому. При Петре I она перешла А. Д. Меншикову. Именно при нём деревня стала селом. В конце 1773 г. жители Осиновка были в числе тех, кто присягнул Емельяну Пугачеву («Петру III»).

По некоторым данным, храм закрыли в 1929 г. Несколько раз его пытались взорвать, последний раз уже при Н. С. Хрущеве. Легенда о расстреле в стенах храма батюшки с семьёй, скорее всего, относится к первым годам советской власти. Возродить церковь в наши дни не удалось. В 2006 г. здание обследовали специалисты и констатировали, что восстановлению оно не подлежит.

Новый сельский храм построили в другом месте, в здании бывшей школы.

Рисунок 8. Никольская церковь

3. Разработка по экскурсии по выбранным объектам

Историческое и культурное наследие играет огромную роль в развитии внутреннего туризма, так как весь историко-культурный потенциал территории, включающий социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности, составляют основу культурно –исторического туризма. Благодаря объектам культурного наследия, разрабатываются туристические и экскурсионные маршруты, развивается туристическая отрасль. Это становится одной из реальных возможностей экономического, социального и культурного подъема для многих российских регионов. Использование историко-культурного наследия приносит не только доходы и развитие региону, но и позволяет местному населению гордиться своим уникальным наследием и делиться им с туристами. Посещаемые объекты, способствуют духовному обогащению, расширению кругозора туристов. Возрождая местные культурные ценности, развивая народное творчество, традиции -историко-культурное наследие способствует культурному подъему местного населения, так как наследие -это, прежде всего основа культуры общества, достояние народа, нации. Оно несет в себе память предков. Многие регионы в России богаты такими уникальными историческими территориями, как древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культовой архитектуры, исторические постройки, историко-культурные памятники и другие. Они не должны оставаться застывшими образованиями.

У каждого объекта есть своя история. Все эти объекты вошли в нашу экскурсию выходного дня.

Использую яндекс-карты мы составили экскурсию на автомобиле и посмотрели продолжительность её. При этом маршрут прокладывали таким образом, чтобы завершающими объектами были объекты в Сызрани. Посмотрел все объекты в Сызрани можно будет ехать домой никуда больше не заезжая. Или остаться погостить в Сызрани у родственников. Маршрут экскурсии показан на рисунке 9.

Рисунок 9. Маршрут экскурсии

заключение

В современных условиях туризм представляет собой неотъемлемую часть жизни общества.Его общественная значимость направлена на удовлетворение общественных потребностей человека и на получении определённых жизненных благ: отдых, просвещение, культурное обогащение, лечение, спорт, путешествие и развлечение. Благодаря туризму, человек культурно обогащается, повышая свой духовный потенциал, получает богатые впечатления, развивается как личность. Более того, туризм играет значительную роль в сохранении историко-культурного наследия,и способствуют созданию имиджа территории.

Самарская область –область с богатым историческим прошлым, памятниками природы, интересными религиозными и историко-культурными объектами. Данная территория имеет богатый потенциал для развития туризма.

В работе мы рассмотрели объекты археологического наследия Самарской области в 17-18 века и составили по ним экскурсию выходного дня.

Список использованных источников

1. Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика. Т.1. Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность / В.А. Квартальнов. –М.: Финансы и статистика, 1998. –189 с.

2. Баллер, Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. –М.: Наука, 1987. –160 с.

3. Ведерникова Т. И. Православные святыни Самарской митрополии / Т. И. Ведерникова, М. С. Кокарев, М. В. Курмаев, О. И. Радченко.–Самара: ООО «КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО», 2017. – 232 с.

4. Православные святыни Самарского края: ист.-церк. энцикл. / О. В. Зубова, Н. В. Мель-никова, О. И. Радченко, А. В. Бочков, А. Г. Подмарицын. Самара, 2001. 270 с., ил.

5. Ведерникова Т. И. Русские Самарского края: история и традиционная культура. Самара: СГАКИ, 2007. 197 с.

6. Монастыри Самарского края (XVI–XX вв.): справочник / сост. В. С. Блок, К. А. Ка-тренко. Самара: Самар. Дом. печати, 2002. 213,[2] с., [13] л. цв. ил., факс., портр.

7. Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области. Электронный ресурс. URL: http://illjuzija.ru/zritelnye-iskazheniya/rob-gonsales-avtor-opticheskix-illyuzij.html. Дата обращения 01.08.2021

Просмотров работы: 507