Здоровое питание как фактор успешности обучения школьников Шуховского лицея

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Здоровое питание как фактор успешности обучения школьников Шуховского лицея

Кулакова С.А. 1
1ОГАОУ «Шуховский лицей» Белгородской области
Галемина И.Е. 1
1Образовательный центр“Сириус”
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Здоровье детей - важнейший вопрос обеспечения будущего нации. Одним из основных факторов здорового образа жизни школьников является правильное питание. Здоровое питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию (1).

В настоящее время всё больше возрастает и изменяется характер нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, ухудшения продуктов питания, качества воздуха и воды. В связи с интенсивными интеллектуальными нагрузками в условиях современного обучения, высокой скоростью роста, физического и психического развития детей и подростков возникает необходимость постоянного поступления с пищей комплекса всех незаменимых и заменимых пищевых веществ, включая белки и аминокислоты, жиры и жирные кислоты, различные классы углеводов (2, 8). Правильный режим питания влияет на здоровье и рост, сказывается на способности к обучению. Многие из подростков страдают хроническими заболеваниями пищеварительной, кроветворной, костно-мышечной, эндокринной систем. Поэтому полноценное питание детей школьного возраста – первостепенная задача, зависящая как от родителей, так и от учреждений здравоохранения, предприятий пищевой промышленности, научных центров. В последние годы ведется активная политика в области улучшения питания детей, тем не менее проблема его неполноценности продолжает оставаться достаточно актуальной.

Гипотеза: Можно предположить, что правильное сбалансированное питание школьников является залогом хорошей успеваемости и отсутствия затруднений с учебой. В то время как нарушения питания приводят к затруднениям с учебой и снижению успеваемости.

Цель исследования: Оценить питание детей школьного возраста и определить его влияние на успешность обучения.

Задачи:

Определить частоту употребления завтрака школьниками в будние и выходные дни

Проанализировать влияние частоты употребления завтрака на успешность обучения

Провести анализ рациона питания школьников

Проанализировать влияние частоты употребления различных компонентов питания на успешность обучения школьников

Изучить частоту посещения школьниками ресторанов быстрого питания и выявить влияние этого фактора на успешность обучения

Объект исследования: школьники 5 – 11 классов

Предмет исследования: питание школьников, его влияние на успеваемость

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе ОГАОУ «Шуховский лицей» Белгородской области в январе 2021 года. Методом является онлайн-анкетирование школьников в формате Гугл-формы. Составленная анкета включала вопросы о системе и структуре питания и об успеваемости, как закрытого типа (с выбором вариантов ответа), так и открытого (со свободным ответом). В опросе приняли участие 101 школьник с 5 по 11 класс, возраста 12 – 18 лет.

Вопросы анкеты:

В каком классе ты учишься (укажи, пожалуйста, номер класса без буквы)?

Как часто ты обычно завтракаешь по будням (больше чем выпиваешь стакан молока или фруктового сока)?

Как часто ты обычно завтракаешь по выходным дням (больше чем выпиваешь стакан молока или фруктового сока)?

Сколько раз в неделю ты обычно ешь или пьешь а) Фрукты, б) Овощи, в) Сладкое (конфеты или шоколад), г) Колу или другие сладкие газированные напитки

Как часто ты ешь снеки (шоколадные батончики, чипсы, сухарики, орешки, попкорн)?

Как часто ты ешь в ресторанах быстрого питания (Макдоналдс, KFC, Burger King, Subway и др.)?

Испытываешь ли ты чувство напряжения при выполнении школьных заданий (как в классе, так и дома)?

Знаешь ли ты свой средний балл по всем предметам? Напиши его, если знаешь

Исследование проводилось после получения письменного согласия родителей или законных представителей детей.

Проведена статистическая обработка полученных данных с помощью программы Excel и отображение результатов в графической форме.

Основная часть

Теоретическая часть

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно определить, как образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней, укрепления своего здоровья, достижения активного долголетия, и как следствие, повышения качества жизни и полноценного выполнения всех своих функций (3).

Однако понятие "здоровый образ жизни" более многогранно. Ряд ученых рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

По Уставу Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, психологического и социального благополучия на фоне высокой адаптивности организма (4)

По данным (ВОЗ) наше здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 10% от медицины, на 20% от экологии и на 50% от образа жизни. Таким образом, мы видим, что здоровье зависит на 70% от места и образа жизни самого человека.

Хорошее питание имеет решающее значение для выживания, физического роста, умственного развития, результатов деятельности, продуктивности, здоровья и хорошего самочувствия на протяжении всего жизненного цикла (5).

Роспотребнадзор сообщает о разработке методических рекомендаций по организации питания школьников (22.01.2021 г.) (6). Основные из них:

рационально распределять калорийность блюд по приемам пищи: завтрак должен составлять 20-25% от суточной калорийности, обед - 30-35%;

включать в меню блюда с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов, а также продукты, обогащенных микронутриентами, лакто- и бифидобактериями;

исключить легкоусвояемые углеводы (конфеты, шоколад, вафли, печенье, коржики, булочки, кексы, манная каша, манники), продукты, являющиеся источником скрытой соли (колбасные изделия, мясные и рыбные консервы, консервированные овощи и соленья), а также продукты с усилителями вкуса и красителями.

Особенно значима для детей и подростков регулярность приемов пищи. Нерегулярное питание создает дополнительные нагрузки и напряжение для организма, а также благоприятную почву для возникновения различного рода нарушений здоровья, причем не только физического, но и психического. Исследования ученых показали, что у детей, имеющих «вольный график» приема пищи, отмечается более высокий уровень тревожности, утомляемости, у них чаще возникают конфликты со сверстниками и педагогами, им сложнее учиться (7).

Особое внимание стоит уделить пищевым волокнам, так как значение их в питании детей трудно переоценить. Основными и единственными источниками пищевых волокон являются продукты из зерна, бобовые, овощи и фрукты. Пища, богатая пищевыми волокнами, как правило, менее калорийна, содержит мало жира, но в ней достаточно витаминов и минеральных веществ. Рекомендуемое потребление пищевых волокон для детей школьного возраста составляет 15-20 г в сутки (8). Употребление фруктов и овощей обязательно ежедневно (9).

В современном мире фаст-фуд стал любимой едой многих людей. В любом большом городе на каждом шагу расположены заведения быстрого питания: KFC, Макдoналдс, Subway, Burger King и другие. Главное, что оказывает наибольший вред организму человеку (ребенка, в частности), - высокая калорийность продуктов фас-фуда при низкой пищевой ценности. Вредный фаст-фуд и газированные напитки приводят к повышению уровня сахара в крови детей. Это увеличивает вероятность развития диабета второго типа. Практически полное отсутствие зеленых (листовых) овощей и свежих фруктов в рационе питания вызывает дефицит макро- и микро-питательных веществ в организме. Это вредит иммунной системе организма и делает ребенка подверженным различным заболеваниям и недугам (10).

Практическая часть

Режим питания школьников Шуховского лицея был проанализирован на примере употребления завтрака. Завтрак является важным приемом пищи, так как снабжает человека энергией на всю первую половину дня, т.е. в учебное время.

Был проведен отдельный анализ результатов завтрака по будням и по выходным дням. Выявлено, что большинство школьников (71% по будням и 85% по выходным) завтракают ежедневно (Рис. 1, 2). 14 же процентов школьников никогда не завтракают по будням. Возможно, это обусловлено сильной загруженностью учебой, неправильным режимом дня, неосведомленностью о важности такого приема пищи, или отсутствием внимания со стороны родителей.

В 3 группы были объединены респонденты, завтракающие всегда, иногда и никогда. Оказалось, что у тех, кто всегда завтракает в среднем выше средний балл (4,5), чем у тех, кто завтракает иногда (4,3) или никогда (4,2) (Рис. 3). Ведь от завтрака зависит активность школьников на уроках, внимательность, запоминание, качество выполненных работ, что наверняка объясняет такие результаты.

Рацион питания оценивался на примере частоты употребления фруктов, овощей, сладкого (конфет и шоколад), сладких газированных напитков, снэков (шоколадные батончики, чипсы, сухарики, орешки, попкорн).

По результатам опроса 32 % школьников употребляют фрукты 2-4 раза в неделю, 29% - каждый день, несколько раз в день, 18% - 5 -6 дней в неделю (Рис. 4). Причем 7 % употребляют фрукты 1 раз в неделю, что является крайне недостаточным, ведь они должны входить в ежедневный рацион как важный источник клетчатки. Сравнение успеваемости показывает влияние частоты употребления фруктов на средний балл школьников. Те, кто есть фрукты более одного раза в день имеют средний балл 4,7, кто есть фрукты 1 раз в день – 4,6, а кто еще реже – 4,3 (Рис. 5).

По частоте употребления овощей картина примерно такая же (Рис. 6). Примерно по 23% употребляют овощи или более одного раза в день, или 1 раз в день, или 5 – 6 раз в неделю, или 2 - 4 раза в неделю. Остальные 8% едят овощи 1 раз в неделю, что также крайне редко. И опять же мы видим практически прямую зависимость успеваемости школьников от частоты употребления овощей (Рис. 7). Самые высокие баллы имеют дети, который соблюдают правильный рацион питания – едят овощи каждый день, несколько раз в день.

Затем была проведена оценка частоты употребления сладкого школьниками (Рис. 8). Многие (34%) едят сладкое 2 – 4 раза в неделю, несколько меньше (24%) - 5 – 6 дней в неделю. Но не удалось выявить корреляции употребления сладкого и успеваемости. Может быть, это произошло потому не был учтен объем съедаемого сладкого в день школьником, а также качество этих продуктов. Ведь чрезмерное употребление быстрых углеводов плохо сказывается на здоровье и успешности, а вот небольшие количества хорошего горького шоколада могут стимулировать работу мозга, повышать настроение и тем самым помогать учиться лучше.

По данным исследования, сладкие газированные напитки большинство школьников пьют менее 1 раза в неделю (37%) или никогда (24%) (Рис. 9). Далее по мере увеличения частоты, доля школьников снижается. Не было выявлено прямой зависимости успеваемости от их употребления. Можно объяснить это тем, что детский организм еще хорошо справляется с высоким поступлением сахара. Но в будущем привычка часто пить газировки может уже сказаться на здоровье.

Согласно опросу, большинство школьников редко едят снэки или не едят их вообще (Рис. 10). Лишь маленькая доля ест их более 3 раз в неделю. Но не выявлено влияние данного фактора на успешность обучения.

Далее была проанализирована частота посещения школьниками заведений быстрого питания. Результаты показали, что половина школьников посещает такие места, а значит и едят фаст-фуд менее 1 раза в месяц, что довольно редко. 20 % школьников ходят в рестораны быстрого питания чаще – 2 – 3 раза в месяц и 5 % каждую неделю (Рис. 11).

На основании полученных данных было выявлено влияние частоты употребления фаст-фуда на возникновение затруднений с учебой. Как мы можем видеть на рис. 12, среди тех, кто ест фаст-фуд более одного раза в месяц доля испытывающих затруднения с учебой выше (88 %), чем среди тех, кто ест фаст-фуд менее одного раза в месяц (65%). Быстрое питание содержит мало полезных для организма ребенка веществ, и в сочетании с высокой калорийностью негативно сказывается на успешности школьников.

Заключение

Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла своё подтверждение. Действительно, регулярные завтраки, наличие в рационе достаточного количества фруктов и овощей, малое количество фаст-фуда положительно влияет на успешность обучения в школе. Но такие факторы, как употребление сладкого, газировок, снеков не сказались на обучении и гипотезу не подтвердили.

Выводы:

Большинство школьников (71% по будням и 85% по выходным) завтракают ежедневно. 14% школьников никогда не завтракают по будням, 6% никогда не завтракают по выходным.

Было выявлено, что средний балл школьников был наивысшим у тех, кто завтракает всегда (4,5) и снижался по мере снижения частоты завтраков.

Показано, что большая часть школьников ест недостаточно фруктов и овощей (не каждый день), сладкое употребляют в основном 2 – 4 раза в неделю, редко пьют газировки и редко едят снэки.

Наибольшее положительное влияние на успешность обучения оказало частое употребление фруктов и овощей

Частое (более одного раза в месяц) посещение ресторанов быстрого питания негативно сказывается на успеваемости школьников.

Список литературы

Кудреватых М.А., Шатханова Н.А. Оценка питания школьников и его влияние на физическое развитие и заболеваемость. Acta Biomedica Scientifica. 2020;5(5):81-85.

Синельников И.Ю. Влияние школы на состояние здоровья учащихся: стереотипы, реалии, риски. Отечественная и зарубежная педагогика. 2016; (2): 70-83

http://pfcop.opitanii.ru/articles/good_live_factors.shtml

https://www.who.int/ru/about/who-we-are/constitution

https://www.who.int/maternal_child_adolescent/topics/child/nutrition/ru/

https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=16609

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Формула правильного питания. М.: ОЛМА Медиа Групп; 2013.

Еделев Д.А., Лабутина Н.В. Аспекты здорового питания школьников. Питание и здоровье. 2014; (11): 64-66

https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/healthy-diet

Кривощеков В.Д. ВЛИЯНИЕ ФАСТ-ФУДОВ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»

Приложение

Рисунок 1. Частота употребления завтрака школьниками по будним дням

Рисунок 2. Частота употребления завтрака школьниками по выходным дням

Рисунок 3. Зависимость среднего балла школьников от частоты употребления завтрака

Рисунок 4. Частота употребления фруктов школьниками

Рисунок 5. Зависимость среднего балла школьников от частоты употребления фруктов

Рисунок 6. Частота употребления овощей школьниками

Рисунок 7. Зависимость среднего балла школьников от частоты употребления овощей

Рисунок 8. Частота употребления сладкого школьниками

Рисунок 9. Частота употребления школьниками сладких газированных напитков

Рисунок 10. Частота употребления школьниками снеков

Рисунок 11. Частота посещения школьниками ресторанов быстрого питания

Рисунок 12. Влияние частоты употребления фаст-фуда на возникновение затруднений с учебой

Просмотров работы: 479