Основные причины пожара в быту

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Основные причины пожара в быту

Махнёва П.Е. 1Кабенова С.Б. 2
1МБОУ СОШ № 6 преподаватель-организатор ОБЖ
2МБОУ СОШ № 6
Дубакова С.В. 1
1МБОУ СОШ № 6
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Еще в древней Руси, начиная с X–XI вв., по мере укрепления российской государственности, развития хозяйства, роста городов все острее вставал вопрос борьбы с пожарами, которые причиняли неизмеримый материальный ущерб, уносили тысячи жизней людей. В древних летописях содержатся описания грандиозных пожаров, сметавших целые города. По наблюдениям историков, вплоть до XV в. в России пожар в городе считался большим, если сгорало несколько тысяч дворов. О пожаре, который уничтожал сотни дворов, даже не упоминали, такое случалось часто. В 1493 г. даже московский белокаменный Кремль дважды полыхал из-за загорания многочисленных деревянных построек, вплотную подходивших к его стенам.

Принятие в XV–XVI вв. законодательных актов в области пожарной безопасности отразилось на творениях архитекторов и строителей. Строить в Москве теперь начали из кирпича и при проектировании зданий учитывали необходимые меры пожарной безопасности. Большой вклад в развитие пожарного дела внес Петр I. В период его царствования были введены новые правила пожарной безопасности, заимствованные из Голландии.

Актуальность работы связана с тем, что увеличивается количество пожаров в жилых помещениях. Бытовые пожары стали нашими неизменными «спутниками» жизни.

Сейчас в России развитию противопожарного нормирования придается большое значение. В настоящее время обеспечение пожарной безопасности зданий и сооружений различного назначения базируется на развернутой системе противопожарных норм строительного проектирования.

Но ни для кого не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Каждый день средства массовой информации сообщают нам о бытовых пожарах. Причём, в основном поступает информация о пожарах в жилых домах сельской местности или дачных посёлках. Так, по сообщению МЧС, на территории Астраханской области произошло 284 пожара, в которых погибло 24 человека,14 – получили ожоги различной степень тяжести.

Таким образом, вопрос о пожарной безопасности был актуален всегда.

Нам стало интересно насколько безопасна с точки зрения возникновения пожара в квартирах, где проводим большее количество времени, и дачи где мы семьёй проводим лето.

Проблема исследования: ежедневно происходят пожары, гибнут люди и мы решили узнать основные причины пожаров в быту.

Объект исследования: причины пожара в жилье.

Предмет исследования: пожарная безопасность в жилье городского типа и в сельской местности (дачном посёлке).

Гипотеза исследования: предположим, что в городе вероятность бытовых пожаров меньше, чем в домах сельской местности и дачных посёлках, но соблюдение правил противопожарной безопасности должно уменьшить количество пожаров.

Цель исследования: исследование проблемы пожаров в быту, определение основных причин возникновения пожаров в жилых помещениях, разработка предложений и рекомендаций по предупреждению.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:

1.Познакомиться с понятием пожар, причинами возникновения бытовых пожаров, классификацией материалов по их возгораемости.

2.Познакомиться с требованиями пожарной безопасности к жилому помещению в городе и в сельской местности (дачном посёлке).

3.Познакомиться со статистикой бытовых пожаров.

4.Составить критерии пожарной безопасности к содержанию городских квартир и содержанию жилья в сельской местности (дачном посёлке).

6.Сравнить пожароопасность жилья в городе и в сельской местности (дачном посёлке).

7.Выпустить обучающий видеоролик «Основные причины пожара в быту».

В основу исследования положено использование следующих методов:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2.Анализ документальных источников.

3.Анализ статистической информации по г.о. Сухой Лог.

4.Сравнительный анализ статистических данных.

5. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование.

6.Методы математико – статистической обработки данных.

Глава 1.Теоретические аспекты проблемы пожарной безопасности

1.1 Понятие пожара

Пожар — неуправляемое, несанкционированное горение веществ, материалов и газовоздушных смесей вне специального очага, и приносящие значительный материальный ущерб, поражение людей на объектах и подвижном составе, которое подразделяется на наружные и внутренние, открытые и скрытые.

Пожар— это горение веществ, характеризующееся существенными размерами распространения, высокими температурами и продолжительностью, представляющее опасность для людей.

Пожары подразделяются на наружные (открытые), при которых хорошо просматриваются пламя и дым, и внутренние (закрытые), характеризующиеся скрытыми путями распространения пламени.

Для пожара необходимы 3 фактора:

1)  Горючее вещество.

2) Окислитель (кислород).

3) Источник возгорания.

Вывод: из выше изложенного видно, что пожар-это неконтролируемый процесс горения, наносящий вред здоровью человека, зданиям и сооружениям. Для возникновения пожара нужны три фактора: горючее вещество, окислитель (кислород), источник возгорания.

1.2. Причины возникновения бытовых пожаров

Изучив статистку МЧС России по городу Сухой Лог мы узнали основные причины пожаров в быту. Хочется остановиться на основных причинах возникновения бытовых пожаров:

1. От печного отопления.

Происходит это чаще всего при нарушении следующих условий:

- использование металлических печей, не отвечающих требованиям пожарной безопасности стандартов и технических условий;

- невыполнение инструкций при использовании металлических печей заводского изготовления;

- использование печей, имеющие трещины, неисправные дверцы, с недостаточной разделкой и отступкой от горючих конструкций;

- применение для розжига печи на твердом топливе бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;

- перекал печи;

- близкое расположение горючих материалов от печи и сушка белья на них;

- использование печи без металлического предтопочного листа размером не менее 50 х 70 см. (на деревянном или другом полу из горючих материалов);

- оставленная топящаяся печь без присмотра или поручен надзор за ним малолетнему ребенку;

- использование для дымоходов керамических, асбестоцементных или металлических труб, а также силикатного кирпича [3,с.111].

2. Неосторожное обращение с огнем.

Причина каждого третьего пожара - неосторожное или небрежное обращение с огнем:

непотушенные спички, окурки, свечи, отогревание огнем факелов и паяльных ламп водопроводных труб, небрежность при хранении горящих углей, золы. Пожар может возникнуть и от костра, разожженного вблизи строения, причем чаще всего от искр, которые разносит ветер. Это может быть: бросание непогашенных окурков и спичек, курение в неотведенных местах; разведение костров во дворах жилых домов или на садовых участках; отогревание в зимнее -время замерзших труб отопления паяльной лампой или факелом;подогрев на плите пожароопасных веществ бытовой химии; чистка легковоспламеняющимися жидкостями промасленной одежды в закрытых помещениях; небрежное хранение горючих жидкостей; применение для освещения открытого огня.

Сюда же можно отнести неисправность и неправильную эксплуатацию электрооборудования: перегрузка электросети включением нескольких электроприборов в одну розетку; повреждение электроприборов, небрежное соединение, оголение или плохая изоляция проводов; оставление электронагревательных приборов включенными в сеть в течение длительного времени и их перегрев; расположение дополнительных электронагревателей вблизи от легковоспламеняющихся предметов (занавесок, штор, покрывал и др.);нарушение правил эксплуатации электроприборов, определенных в инструкции предприятий- изготовителей; эксплуатация электропечей, не оборудованных терморегуляторами[3,с.113].

Неправильная эксплуатация печного отопления: неисправность печей и их плохая подготовка к отопительному сезону; своевременно не очищенные от сажи дымоходы и печи; установка металлических печей, не отвечающих требованиям пожар-изготовителей эксплуатация электропечей, не оборудованных терморегуляторами.

Неправильная эксплуатация печного отопления тоже очень частая причина: неисправность печей и их плохая подготовка к отопительному сезону; своевременно не очищенные от сажи дымоходы и печи; установка металлических печей, не отвечающих требованиям пожарной безопасности; оставление топящейся печи без присмотра; применение для розжига печи бензина, керосина, дизельного топлива и других легковоспламеняющихся жидкостей.

3. Нарушение правил пользования электрическими приборами.

Анализ таких пожаров показывает, что они происходят в основном по двум причинам: из-за нарушения правил при пользовании электробытовыми приборами и скрытой неисправности этих приборов или электрических сетей.

У оставленной надолго включенной электрической плитки нагрев спирали достигает 600-700°С, а основания плитки - 250-300°С. При воздействии такой температуры стол, стул или пол, на котором поставлена плитка, могут воспламениться.

Водонагревательные приборы уже через 15-20 мин после выкипания воды вызывают загорание почти любой сгораемой опорной поверхности, а при испытании электрических чайников с нагревательными элементами мощностью 600Вт воспламенение основания происходит через 3 мин после выкипания воды.

4. Неисправность электропроводки или неправильная эксплуатация электросети.

Возникновение пожаров по этим причинам заключается в следующем. При прохождении тока по проводнику выделяется тепло. В обычных, условиях оно рассеивается в окружающую среду быстрее, чем успевает нагреться проводник. Поэтому для каждой электрической нагрузки соответственно подбирается проводник определенного сечения. Если сечение проводника меньше, чем положено по расчету, то выделяющееся тепло не успевает рассеяться и проводник перегревается. Также при включении в одну розетку одновременно несколько бытовых приборов возникает перегрузка, нагрев проводов и воспламенение изоляции.

Одной из причин пожаров, возникающих от электросетей, являются короткое замыкание, при соединении двух проводников без изоляции накоротко друг с другом. Вследствие этого, происходит резкое возрастание силы тока в сети, мгновенный нагрев проводов до температуры, плавления металлических жил, наблюдается интенсивное выделение искр и большого количества тепла. Вот почему необходимо следить за исправностью изоляции проводов, не допускать крепления их гвоздями, которые могут нарушить изоляцию.

Из-за неправильного соединения проводов (в скрутку), слабого крепления или сильного окисления контактных поверхностей и мест соединения проводов происходит их сильный разогрев и воспламенение. Неплотный контакт вилок в гнездах штепсельной розетки может привести к сильному разогреву розетки и последующему воспламенению перегородок и стен, на которых смонтирована штепсельная розетка. Это явление обусловлено наличием больших местных переходных сопротивлений. В этих случаях предохранители не могут предупредить возникновение пожара, так как сила тока в цепи не возрастает, а нагрев участка с плохо выполненным соединением проводов достигает опасного предела только лишь вследствие увеличения сопротивления в определенных местах, как правило, на участках большой длины.

Пожарную опасность представляют осветительные лампы накаливания, поскольку происходит сильный нагрев поверхности стеклянной колбы, температура которой может достигать 550°С. Так как в лампах накаливания только 3-8% энергии затрачивается на излучение света, а 92-97% превращается в тепло[3,с.119].

Опасные последствия могут наступить от плохого контакта цоколя лампы с пружиной патрона. Здесь возникает сильный нагрев патрона, что приводит к пересыханию изоляции проводов, потере ими изоляционных свойств и короткому замыканию при включении лампы. Сильный нагрев патрона и, как следствие, высыхания изоляции и короткое замыкание возникают и в том случае, если в обычный патрон ввернуть лампу большой мощности (200-300 Вт).

Разрушение колбы лампы от механических воздействий также приводит к пожарам, так как температура металлических нитей колеблется от 1700 до 2700°С.

Люминесцентные лампы более безопасны в пожарном отношении. Их поверхности всего лишь до 40-50°С.

Для предохранения электросети от перегрузки и короткого замыкания используются плавкие предохранители (пробки), которые срабатывают при повышении напряжения тока выше допустимого.

5. Пожары от бытовых газовых приборов.

Основная причина этих пожаров - утечка газа вследствие нарушения герметичности трубопроводов, соединительных узлов или через горелки газовых плит.

Природный и сжиженный баллонный газ (обычно это пропан-бутановая смесь) способны образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. При ощущении запаха газа в помещении нельзя зажигать спички, зажигалки, включать или выключать электрические выключатели, входить в помещение с открытым огнем или с папиросой - все это может вызвать взрыв газа.

Сжиженный газ в отличие от природного обладает более пожароопасными свойствами: большой текучестью, быстрым нарастанием упругости паров и удельного объема жидкости и газа с повышением температуры, низким концентрационным пределом взрываемости и т.д.

Если утечка газа произошла из открытого крана на газовом приборе, то его надо закрыть, тщательно проветрить помещение и только после этого можно зажечь огонь. В случае утечки газа в результате повреждения газовой сети или приборов пользование ими необходимо прекратить и немедленно сообщить в контору газового хозяйства[3,с.121].

6. Шалость детей с огнем.

Приводит не только к пожарам, но и нередко заканчивается трагическими последствиями. Ребенок, оставшись один в квартире или дома, может взять спички и, подражая взрослым, поджечь бумагу, включить в розетку электрический прибор или даже устроить костер.

Большую опасность представляют и изготовленные подростками различные игрушки: самопалы, ракеты. Они опасны не только тем, что могут стать причиной пожара. Нередко они взрываются в руках своих "конструкторов", в результате - тяжелые ожоги, увечья, травмы. Особо следует сказать о малолетних курильщиках - по их вине часто возникают пожары, так как, таясь от взрослых, они выбирают для курения самые укромные уголки: чердаки, сараи, подвалы, сеновалы. Забывчивость детей при обращении с электробытовыми приборами и неумение обращаться с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями также приводит к трагическим последствиям.

Особенно много происшествий приходится на дни школьных каникул, когда дети почти целый день предоставлены сами себе.

Вывод: хочется отметить, что зная основные причины пожара можно их предупредить, сохранить жизни большинства людей, дома, здания, учреждения.

1.3. Требования пожарной безопасности к содержанию городских квартир

Мы изучили Правила противопожарного режима, из которого узнали, что для предупреждения пожара в городской квартире пожарные определяют следующие правила:

При пользовании электроэнергией и электробытовыми приборами нужно соблюдать ряд правил.

При пользовании электроэнергией включать в электросеть утюг, плитку, чайник и другие электроприборы, только исправные и при наличии несгораемой подставки. Не размещайте включенные электроприборы близко к сгораемым предметам и деревянным конструкциям.

Следить, чтобы электрические лампы не касались бумажных и тканевых абажуров.

При пользовании электроэнергией включать в электросеть утюг, плитку, чайник и другие электроприборы, только исправные и при наличии несгораемой подставки. Не размещайте включенные электроприборы близко к сгораемым предметам и деревянным конструкциям.

Следить, чтобы электрические лампы не касались бумажных и тканевых абажуров.

Не забывать, уходя из дома, выключать электроосвещение. Все электроприборы, в том числе и телевизор, радиоприемник, музыкальный центр и др. (кроме холодильника), отключите от розетки.

Не применять самодельных предохранителей, эл. удлинителей, временных эл. проводов, розеток и т.п.

Не допускать одновременного включения в электросеть нескольких мощных потребителей электроэнергии (электроплита, электрокамин, чайник и др.), вызывающих перегрузку электросети.

Так же опасно попадание воды на электропровода. Опасно заклеивать их обоями, подвешивать на гвозди, оттягивать, завязывать в узлы. Применять ветхие соединительные шнуры, удлинители.

Нельзя использовать неисправные выключатели, розетки, вилки, оголенные провода, соединять провода при помощи скрутки.

Электросеть от перегрузок и коротких замыканий защищают предохранители только заводского изготовления.

Требуется следить за исправностью и чистотой всех электробытовых приборов. Монтаж электропроводки и её ремонт доверяйте только специалистам.

При пользовании газовым оборудованием:

Нельзя при наличии запаха газа в квартире включать электроосвещение, зажигать спички, курить, применять открытый огонь. В этом случае необходимо немедленно вызвать аварийную службу «Горгаз» и до ее прибытия тщательно проветрить помещения.

Открывая край газопровода, следует проверить, закрыты ли краны у газовых приборов. Перед тем, как зажечь газовую горелку, нужно зажечь спичку, а затем открывать кран горелки.

Следить, чтобы закипающая жидкость не заливала пламени горелки, а под посуду с широким днищем надо подставлять кольцо с высокими ребрами[5,с.29].

Недопустимо оставлять включенными газовые приборы без присмотра. Над газовой плитой нельзя сушить белье. Перед пользованием газовой колонкой в ванной комнате следует проверить наличие тяги в дымоходе, для чего зажженный жгутик бумаги подносят к нижнему обрезу колпака колонки. Втягивание пламени под колпак указывает на наличие тяги в дымоходе. Дымоход газовой колонки следует очищать от сажи не реже одного раза в квартал.

Очень опасно стирать в бензине и других легковоспламеняющихся жидкостях.

Недопустимо курение или зажигание спичек при пользовании бензином, ацетоном, керосином, растворителями.

При использовании бытовой химии: многие вещества бытовой химии (мастики, нитрокраски, лаки, клеи и другие) представляют повышенную пожарную опасность, особенно в аэрозольной упаковке. Ни в коем случае не производите подогрев на открытом огне пожароопасных мастик (БМ, гамму, скипидарную, зеркальную на силиконе и т. п.). Опасно курить и применять огонь во время натирки и покрытии лаком полов, наклейки линолеума и плитки.

Общие требования: Причиной пожара может быть костер во дворе жилого дома, в котором сжигаются старая мебель, мусор, опавшие листья, тополиный пух. К пожару может привести и отогревание замерзших труб паяльной лампой или факелом.

Не оставляйте детей дома одних, когда горит газовая плита, топится камин, печь или включены электроприборы.

Храните спички в местах, недоступных для детей. Шалость детей со спичками - частая причина пожаров.

Новогодняя елка тоже может быть причиной пожара. Чтобы этого не случилось:

-елку ставьте на устойчивую подставку и подальше от приборов отопления;

-нельзя украшать елку целлулоидными игрушками, обертывать подставку и елку ватой непропитанной огнезащитным составом;

-освещать елку следует электрогирляндами только заводского изготовления;

-в помещении не разрешается зажигать различные фейерверки, бенгальские огни, хлопушки, свечи;

-нельзя одевать детей в костюмы из ваты и марли, непропитанные огнезащитным составом.

Вывод: из выше сказанного следует, что знать требования пожарной безопасности к содержанию городских квартир важно. Тем самым мы предупредим чрезвычайные ситуации, связанные с пожаром.

1.4. Требования пожарной безопасности к содержанию жилья в сельской местности (дачных посёлках)

Прежде всего, обратите внимание на планировку своего дачного участка. Между постройками, например, домом и баней, гаражом, летней кухней и беседкой необходимо соблюсти противопожарные расстояния. Строения должны быть удалены друг от друга минимум на 10 метров – это помешает огню перейти на соседнюю постройку, если пожар всё-таки случится.

Перед наступлением холодов выкосите всю траву на участке и вокруг него на 10-15 метров. Если этого не сделать, то весной сухая трава станет потенциальной угрозой вашему дому.

Уберите с территории участка дрова, инструменты, бумагу, опил и особенно стекло — осколки бутылок под солнцем могут работать как лупа.

Установите на даче громоотвод, молнии тоже могут стать причиной пожара.

Никогда не пользуйтесь самодельными обогревателями — рано или поздно они обязательно загорятся.

Никому не позволяйте устраивать поджоги вблизи вашего участка и соседних: огонь друзей не выбирает, если что-то загорится у ваших соседей, то пострадают все.

Установите в доме детекторы дыма и по возможности пожарную сигнализацию. Эти устройства своевременно оповестят пожарных о возникшей опасности, что позволит предотвратить серьёзный ущерб.

Обязательно изолируйте всю электропроводку в доме. Используйте для этого гофру или полипропиленовую трубу. Эта мера позволит локализовать возможное возгорание и задержать пламя.

Вблизи дымоходов, печей и каминов нанесите специальное покрытие: например, асбестовый картон, штукатурку или асбестоцементные листы — они послужат надежной защитой от случайного возгорания[6,с.73].

Если в доме есть печь, то пол под ней следует покрыть огнестойким материалом на расстоянии как минимум 30 см во все стороны.

Не лишним будет приобрести для дачи огнетушитель и прочие средства первичного пожаротушения (например, ящики с песком, топор, лопата, лом): крупный пожар с их помощью, конечно, не потушишь, но небольшое возгорание – запросто.

Деревянные стены внутри и снаружи, стропила, чердак, а также все перекрытия обработайте специальными защитными составами-антипиренами.

Чтобы защитить свою дачу от пожара достаточно соблюдать правила пожарной безопасности.

Вывод: мы убедились, что знатьтребования пожарной безопасности к содержанию жилья в сельской местности (дачных посёлках) важно.

2. Практические аспекты пожарной безопасности

2.1.Исследование по выявлению понятий «Пожар и действия при пожаре»

Мы в школе провели анкетирование на тему «Пожар и действия при пожаре» .См. приложение № 2.1. В опросе принимали участие 60 человек и получили следующие результаты.

По - первому в опросу «Что такое пожар?» 70% опрошенных дают правильное определение, 30% затрудняются ответить. См. приложение № 2.3.

По - второму вопросу «Если случится пожар, как ты будешь действовать?» мы получили такие результаты 100% сказали, что надо позвонить по телефону «01»,   30% позовут на помощь , 40% убегут, никому ничего не скажут.      

По - третьему вопросу «Если комната начала наполняться густым едким дымом, что будете делать?»

Мы получили следующие данные 10%опрошенныхоткроют окно, не закрыв дверь,80% будут продвигаться к выходу , 100% закроют рот и нос мокрым носовым платком  и будут продвигаться к выходу, прижимаясь к полу  

По - четвертому вопросу «Если загорелась электроплитка?» нам ответили 25 % респондентов, чтобудут тушить водой, 50% обесточат электросеть затем приступят к тушению,50% буду т звать на помощь.

По - пятому вопросу «Если на вас загорелась одежда?», опрошенные ответили 20% побегут попытаться сорвать одежду, 76% остановятся упадут покатятся, сбивая пламя, 21% завернутся в одеяла. См. приложение № 2.3.

Вывод: из опроса мы видим, что респонденты понимают, что такое пожар, знают действия при возникновении пожарной опасности.

2.2. Исследованиепо выявлению понятий «Основные причины пожара в быту»

Мы провели анкетирование на тему «Основные причины пожара в быту» у обучающихся МБОУ СОШ № 6 и в социальной сети «Вконтакте». См. приложение № 2.2. В опросе принимали участие 60 человек.

По - первому в опросу «Что такое пожар?» 80% опрошенных дают правильное опредление,10% затрудняются ответить. См. приложение № 2.4.

По- второму вопросу «Чем опасны пожары?» 60% сказали неправильно, а 40% правильно.

По – третьему вопросу «Чем ещё опасен пожар, кроме огня?» мы получили следующий ответы: 40% обучающихся считают что дымом, а 60%не знаю.

По – четвёртому вопросу «Что относится к наиболее вероятной причине возникновения пожара в квартире?» 10% не знают ,40% неосторожное обращение с пиротехническими изделиями, 20% постоянно работающий холодильник, 30%зажженные электрические лампочки.

По – пятому вопросу «К поражающим факторам пожара, что относится?» 10% интенсивное излучение гамма-лучей поражающее людей, 30%токсичные продукты горения высокая температура,40%образование облака угарного газа ,20%не знают.

По- шестому вопросу «Чем опасна печь в деревенском доме?» 30% не знают,70% ответили верно. См. приложение № 2.4.

По- седьмому вопросу «Чем можно тушить начинающийся пожар?»70% не чего не сказали, 30% сказали песком.

По- восьмому вопросу «Если тебя отрезало огнем в квартире на пятом этаже (телефона нет), что ты будешь делать?»50% мокрыми полотенцами, простынями заткну щели в дверном проёме, сократив приток дыма, через окно буду звать на помощь,20% сделаю верёвку из скрученных простыней и буду спускаться вниз,20% буду звать на помощь,10% ответили что не знают.

По- девятому вопросу «Если ты увидел, что маленькие дети бросают в огонь бумагу, незнакомые предметы, аэрозольные упаковки, как ты должен поступить?» 60%остановят и скажут что это опасно,10%пройдут мимо,10% попытаются переключить внимание детей на другое занятие,20% не знают.

Вывод: из выше изложенного видно, что опрошенные знают чем опасен пожар, основные причины пожара в быту, поражающие факторы пожара, способы тушения пожара, действия при спасении себя из многоэтажного дома. Данная проблема очень актуальна.

2.3. Рекомендации по предупреждению пожаров в быту

Выяснив, что основными причинами возникновения пожаров в быту являются нарушения правил пожарной безопасности, неосторожное обращение с огнем: курение в постели в нетрезвом виде; использование неисправных самодельных электронагревательных приборов; неправильное устройство печей, каминов, поэтому мы предлагаем в школах, в учреждениях заниматься профилактикой возникновения бытовых пожаров.

В целях предупреждения пожаров и взрывов, сохранения жизни и имущества мы предлагаем детям и взрослым соблюдать следующие правила:

- храните спички и зажигалки в местах, как можно менее доступных для детей;

- не храните воспламеняемые вещества и предметы (спирт, газовые баллоны, бумагу, материю и т.д.) поблизости от источника тепла;

- избегайте накопления тепла (например, ничем не накрывайте телевизоры, калориферы и т.п.);

- не пользуйтесь свечами или же задувайте их перед тем, как покинуть комнату;

- осторожно с золой – она может содержать в себе тлеющие головни в течение нескольких дней. Если она вам нужна, храните ее в огнеупорном контейнере;

- для окурков используйте огнеупорные подносы. Прежде чем выбросить окурки в мусорный бак или ведро, выждите несколько часов;

- не покидайте кухню, если на плите кипящее масло. Перед уходом из дома проверьте, выключены ли на плите все конфорки;

- помните номера телефонов спасательных служб (пожарных, ЕДДС и т.д.).

Мы предлагаем алгоритмы действий в случае пожара в различных ситуациях дома.

Мы предлагаем к публичному просмотру наш видеоролик по правилам пожарной безопасности «Основные причины пожара в быту». Просмотрев который будет понятно из-за чего бывают пожары в быту и людям захочется соблюдать простые правила безопасности для сохранения совей жизни и здоровья окружающих людей. См. приложение №3.1

Заключение

Из изложенного материала следует, что пожары создают угрозу жизни и здоровью людей. Чем быстрее развивается общество, наука и техника, тем актуальнее становится проблема пожаров и обеспечение пожаробезопасности. Нами сделана попытка оценить безопасность своего жилья с точки зрения возникновения пожара. Наша гипотеза подтвердилась. Действительно, вероятность возникновения пожара в городе меньше, чем в домах сельской местности и дачных посёлках, что также подтверждается статистическими данными. Поэтому требуется профилактическая работа с населением, с обучающимися по обеспечению пожарной безопасности. В целях обеспечения пожарной безопасности жилого дома (квартиры) нами вручены памятки населению о соблюдении мер пожарной безопасности, выпущен видеоролик, который предложен для просмотра всем желающим на ютуб-канале.

В ходе исследовательской работы над проектом достигнута поставленная цель, и мы убедились, каждому нужно знать правила пожарной безопасности. Мы выполнили все задачи, поставленные перед собой в самом начале проекта. А самое главное – осознали, что статистика неумолима: ежегодно в России от пожаров гибнут тысячи людей.

И дети являются самыми незащищенными от пожаров, так как в основном они не имеют необходимых знаний и навыков в пожарной безопасности. И поэтому как в школе, так и дома они должны изучать правила пожарной безопасности. Гипотезу свою мы подтвердили, так как в ходе проекта пришли к выводу, что от поведения каждого человека зависит пожарная безопасность в быту.

Проведенное исследование позволило сформулировать рекомендации и предложения, реализация которых могла бы способствовать формированию у детей и подростков безопасного поведения, способствовать предупреждению пожаров в быту.

Подтвердила связь объекта и предмета исследования. Выявила ряд закономерностей для организации работы среди детей и подростков по проблеме. Исследование помогло отобрать методы научного исследования, оптимальные в смысле получения необходимой информации, помогло углубить знания о самом явлении.

Велика практическая значимость исследовательского проекта, так как материалы исследования, рекомендации, которые мы разработали могут быть использованы учениками, учителями на уроках ОБЖ, биологии, классных часах, минутках безопасности по проблеме личной безопасности. Выводы наши могут быть полезны в сфере безопасности.

Работа может представлять интерес для родителей, которые могут с помощью нашего ролика изучать с детьми основные причины пожара в быту.

Мы, считаем, что тема актуальна, цель нашего исследования достигнута.

Список используемой литературы

Книги, статьи, материалы конференций и семинаров ,статистические материалы

1. Атаманюк В.Г. «Гражданская оборона: Учебник для вузов» [Текст] под ред.Д.И. Михайлика. - М.: "Высшая школа», 2006. - 125 с.

2.Анофриков В.Е., Бобок С.А., Дудко М.Н., Елистратов Г.Д. [Текст] «Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов» / ГУУ. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. - 125 с.

3. Алексеенко В.А., Матасова И.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности, [Текст] 2001. - 187 с.

4. Басаков М.И Безопасность жизнедеятельности: Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам, [Текст], 2003. - 135 с.

5. Бариев Э. Р. Пожарная безопасность и предупреждение чрезвычайных ситуаций: Словарь терминов и определений, [Текст] , 2004. - 200 с.

6.Михайлов, Ю.М. Пожарная безопасность учреждения социального обслуживания[Текст] / Ю.М. Михайлов. — М.: Альфа-Пресс, 2018. — 120 c.
7. Михайлов, Ю.М. Пожарная безопасность в строительстве [Текст] — М.: Альфа-Пресс, 2017. — 144 c.
8. Михайлов, Ю.М. Пожарная безопасность медицинского учреждения / Ю.М. Михайлов. [Текст] — М.: Альфа-Пресс, 2018. — 144 c.
9. Пасютина, О.В. Безопасность труда и пожарная безопасность при механической обработке металла на станках и линиях: Учебное пособие / О.В. Пасютина. — Мн.: РИПО, 2018 — 108 c.

10. Русака О.Н. «Безопасность жизнедеятельности» , Москва, 2008г.

Федеральный Закон «О пожарной безопасности» от 26.12.94 г. № 69-ФЗ.

11. Статистика МЧС России по городу Сухой Лог за 2019 год

12.Статистика МЧС России по городу Сухой Лог за 2020 год

13.Статистика МЧС России по городу Сухой Лог за 2021год

14.Шишкина Н.К. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» ,учебник - М., ГУУ, 2000. - 90 с.

Электронные издания

http://www.snip.vserinki.ru/npb.html

http://www.snip-info.ru/Snip_21-01-97_(1999).htm

http://ru.wikipedia.org/

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/237746-issledovatelskaja-rabotapozhary-i-prichiny-i

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Словарь терминов

Авария - полное или частичное обрушение (разрушение) здания, сооружения, его части или отдельных конструктивных элементов, либо такая их деформация, которая вызывает либо полную остановку производственного процесса, либо создает непосредственную угрозу безопасности людей.

Единая дежурная диспетчерская служба муниципального образования (ЕДДС) – это орган повседневного управления подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб (ДДС), действующих на территории муниципального образования, и создаваемый при органах управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и/или гражданской обороны при органах местного самоуправления.

Огнетуши́тель — переносное или передвижное устройство для тушения очагов пожара за счёт выпуска запасённого огнетушащего вещества.

Пожар –неконтролируемый процесс горения вне специального очага, наносящий материальный ущерб, вред здоровью и жизни людей, интересам общества и государства. Каждый пожар – это единственное, уникальное событие с присущими только ему характеристиками.

Пожарная безопасность – состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров. Это определение повторяет аналогичные для любых видов безопасности: состояние защищенности любого объекта от любых видов опасности.

Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Приложение № 2.1

Образец анкеты «Пожар и действия при пожаре»

Дорогие ребята и уважаемые взрослые мы проводим исследование в школе по теме «Основные причины пожара в быту». Предлагаем вам ответить на наши вопросы «Пожар и действия при пожаре»

1.Что такое пожар?

____________________________________________________________________

2.Если случится пожар, как ты будешь действовать?

А)Позвоню по телефону «01»             

Б)Позову на помощь                               

В)Убегу, никому ничего не скажу      

3. Если комната начала наполняться густым едким дымом

А)Открою окно, не закрыв дверь

Б)Буду продвигаться к выходу                                             

В)Закрою рот и нос мокрым носовым платком  и буду продвигаться к выходу, прижимаясь к полу     

4. Если загорелась электропроводка?

А)Буду тушить водой                                                

Б)Обесточу электросеть, затем приступаю к тушению    

В)Буду звать на помощь                                                  

5. Если на вас загорелась одежда?

А)Побегу, попытаюсь сорвать одежду                     

Б)Остановлюсь, упаду, покачусь, сбивая пламя     

В)Завернусь в одеяло                                                      

6. Если ты увидел, что на опушке леса горит прошлогодняя трава?

А)Пройду мимо                                                                                                  

Б)Постараюсь затушить, забросав землей, сбить пламя ветками деревьев    

В)Сообщу об этом взрослым                                                                                               

Приложение № 2.2

Образец анкеты «Основные причины пожара в быту»

Дорогие ребята и уважаемые взрослые мы проводим исследование в школе по теме «Основные причины пожара в быту». Предлагаем вам ответить на наши вопросы «Пожар и его опасность»

 1.Что такое пожар?

____________________________________________________________________

2.Чем опасны пожары?

3.Чем еще опасен пожар, кроме огня?

4. Что относится к наиболее вероятной причине возникновения пожара в квартире?
а) постоянно работающий холодильник

б) неосторожное обращение с пиротехническими изделиями
в) зажженные электрические лампочки

5.К поражающим факторам пожара относятся:
а) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей
б) токсичные продукты горения, высокая температура
в)образование облака угарного газа

6.Чем опасна печь в деревенском доме?

7.Чем можно тушить начинающийся пожар?

8.Если тебя отрезало огнем в квартире на пятом этаже (телефона нет), что ты будешь делать?

а)Мокрыми полотенцами, простынями заткну щели в дверном проеме, сократив приток дыма, через окно буду звать на помощь                          

б)Сделаю веревку из скрученных простыней и буду спускаться вниз             

в)Буду звать на помощь              

9.Если ты увидел, что маленькие дети бросают в огонь бумагу, незнакомые предметы, аэрозольные упаковки, как ты должен поступить?

а)Остановлю, объясню, что это опасно                                 

б)Пройду  мимо                                

в)Попытаюсь переключить внимание детей на другое занятие

Спасибо!

Приложение № 2.3

Исследование по выявлению понятий «Пожар и действия при пожаре»

Диаграмма № 1

Диаграмма № 2

Диаграмма № 3

Приложение № 2.3

Диаграмма № 4

Диаграмма № 5

Приложение №2.4

Исследованиепо выявлению понятий «Основные причины пожара в быту»

Диаграмма № 6

Диаграмма№ 7

Диаграмма№ 8

Приложение № 2.4

Диаграмма№ 9

Диаграмма № 10

Диаграмма № 11

Приложение № 2.4

Диаграмма № 12

Диаграмма № 13

Диаграмма № 14

Приложение № 2.5

Алгоритмы действий в случае пожара в различных ситуациях дома

1.Действия в случае пожара

При возникновении пожара:

- действуйте спокойно и рассудительно, не поддавайтесь панике;

- известите пожарную службу (“01”), четко сообщите ей свой адрес;

- отключите газ и электричество;

- используйте доступные средства пожаротушения. Никогда не пытайтесь погасить горящие нефтепродукты водой. Если горит электрооборудование, отключите его от источников питания;

- покиньте здание;

- попытайтесь спасти людей и животных, подвергшихся опасности (если на человеке загорелась одежда, набросьте на него одеяло и катайте по земле);

- если лестничные клетки и коридоры задымлены, оставайтесь в квартире, закройте двери и окна, чтобы не допустить сквозняка. Часто поливайте дверь водой и законопатьте щели в двери мокрыми тряпками. Держитесь у окна, чтобы снаружи было видно, что вы в доме (но окна не открывайте);

- если вы находитесь в задымленном месте, держитесь ближе к полу – там есть полоса чистого воздуха;

- избегайте риска оказаться в огненной ловушке;

- во время пожара запрещено пользоваться лифтами;

- если вы находитесь в высотном здании, не бегите вниз сквозь огонь, а пользуйтесь возможностью спастись на крыше здания.

2.Действия после пожара

После пожара:

- следуйте инструкциям спасательных служб;

- осмотрите дом;

- помогите соседям. Используя аптечку первой помощи, окажите помощь людям, попавшим в беду.

3.Действия в случае пожара в квартире

1)Сообщите о пожаре в пожарную охрану по телефонам «112», «01» (с сотового тел. 01*, 112).

2)Если нет опасности поражения электротоком, приступайте к тушению пожара водой, или используйте плотную (мокрую ткань).

3)При опасности поражения электротоком отключите электроэнергию.

4)Горючие жидкости тушить водой нельзя (тушите песком, землёй, огнетушителем, если их нет, накройте плотной смоченной в воде тканью).

5)При пожаре ни в коем случае не открывайте форточки и окна.

6)Если вам не удаётся своими силами ликвидировать пожар, выйдите из квартиры, закрыв за собой дверь, и немедленно сообщите о пожаре соседям и жильцам выше-ниже находящихся квартир.

7)Встретьте пожарных и проведите их к месту пожара.

8)При высокой температуре, сильной задымлённости необходимо передвигаться ползком, так как температура у пола значительно ниже и больше кислорода.

9)При невозможности эвакуироваться из квартиры через лестничную площадку, когда пути эвакуация отрезаны, необходимо выйти на балкон, закрыв за собою дверь, и звать на помощь прохожих.

4.Действия при пожаре в здании.

1)Определите для себя, выходить или не выходить наружу. Убедитесь, что за дверью нет пожара, приложив свою руку к двери или к металлической ручке. Если она горячая, то ни в коем случае не открывайте дверь.

2)Не входите туда, где большая концентрация дыма и видимость менее 10 метров.

5.Действия в случае возгорания телевизора.

Для того чтобы потушить возгорание самостоятельно нужно сразу выдернуть вилку из розетки или обесточьте квартиру через электрощит. Горящий телевизор выделяет множество токсичных веществ, поэтому сразу же нужно вывести всех из помещения, в первую очередь детей и пожилых.

6.Действия в случае возгорания сковороды.

 Быстро накройте сковородку крышкой, большой тарелкой или мокрым полотенцем .Ни в коем случае не накрывайте сковородку деревянной разделочной доской. Ни в коем случае не заливайте горящую сковородку водой – жир, взорвавшись, сильно обожжет вас.

7.Действия в случае вогзгорания одежды человека.

Так как человек, на котором загорелась одежда, начинает метаться, даже не подозревая о том, что из-за притока кислорода пламя разгорается сильнее, первое, что необходимо сделать – это постараться остановить потерпевшего и опрокинуть его на землю, чтобы он не навредил себе еще больше.

8.Действия в случае возгорания газовой колонки?

До устранения утечки газа не производить никаких работ, связанных с искрообразованием: не зажигать огонь, не включать и не выключать электроприборы и электроосвещение, не курить. При обнаружении ненормальной работы газовой колонки необходимо обратиться в службу газового хозяйства и, до устранения неисправностей, аппаратом не пользоваться.

Приложение № 3.1

Видеоролик «Основные причины пожара в быту»

Ссылка на видеоролик «Основные причины пожара в быту

https://youtu.be/5eCDsfKNmvA

Приложение № 3.2

Рецензия руководителя проекта С.В.Дубаковой на исследовательский проект «Основные причины пожара в быту» Махнёвой Полины и Кабеновой Самиры учащихся 6 класса МБОУ СОШ № 6

Приложение № 3.3

Рецензия старшего инспектора ОНД и ПР ГО Сухой Лог, ГО Богданович УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области капитана внутренней службы Романа Викторовича Бунакова, на исследовательский проект «Основные причины пожара в быту» Махнёвой Полины и Кабеновой Самиры учащихся МБОУ СОШ № 6

Просмотров работы: 1493