Заповедники России

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Заповедники России

Снытко Д.А. 1
1МБОУ СОШ № 6
Дубакова С.В. 1
1МБОУ СОШ № 6
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На территории России есть много уникальных по своей красоте уголков природы. Часто мы не задумываемся о тех богатствах, которые дала нам природа. Стремясь к более комфортной жизни, мы вырубаем леса, проникаем всё глубже в недра Земли, тем самым наносим огромный ущерб природе. Вследствие этого высыхают реки, исчезают редкие виды растений, птиц и животных. Увеличивается и количество экологических проблем на Земле. Где искать решения? Как помочь сохранить территории, природные богатства, уникальный животный и растительный мир?

Таким образом, вопрос необходимости создания заповедников природы очень важен и актуален для современного человечества. Человеку необходимо расширять свой кругозор, познавать окружающий мир для духовного и всеобщего развития. Умение находить и видеть прекрасное, редкое и оригинальное необходимо в повседневной жизни.

Проблемой проекта является изучение заповедных мест нашей страны, установление причин их создания и выявление наших возможностей сохранения природы.

При изучении проблемы проекта мы провели обзор различных источников литературы: справочники, туристические буклеты, географические журналы, статьи интернета. Проблема хорошо разработана, отражена во многих источниках, что говорит о ее важности и актуальности в наше время.

Объект исследования: Заповедники России.

Предмет исследования: особенности заповедников России, их роль и режимы охраны.

Гипотеза исследования: если каждый из нас будет много знать о заповедных территориях, о редких представителях флоры и фауны, о значимости водных и земельных ресурсов, то: возможно, мы сохраним оставшиеся богатства природы, вырастем будущими биологами, экологами – защитниками родной земли, станем милосерднее, терпимее, добрее, ответственнее, ведь этого в нашей жизни часто не хватает, тогда наша планета Земля станет яркой, красочной и прекрасной.

Цель проекта – узнать о заповедниках и национальных парках России..

Задачи проекта:

1. Изучить литературу и Интернет-ресурсы по данному вопросу.

2. Подобрать необходимые материалы о заповедниках и национальных парках России.

3. Подготовить плакат «Любуемся красотой заповедной природы».

4. Сделать выводы по теме проекта.

5. Рассказать о результатах своей работы одноклассникам.

Методы исследования:

- сбор информации;

- работа с литературой;

- обработка собранной информации.

Глава 1. Теоретические аспекты по проблеме

Разнообразие заповедных мест на территории России


Заповедники России - удивительные прекрасные места. Если поставить целью объехать все заповедные места России, то нужно посвятить этому всю жизнь, так как на территории России находится более 103 заповедников.

Заповедники России - это сохранение Природного Наследия нашей Родины, поэтому заповедное дело - поистине общенациональная программа.

Государственные природные заповедники в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Заповедники - один из типов особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Заповедник - участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. Заповедником называют также научно-исследовательские учреждения, за которыми закреплены указанные территории. В России более 103 заповедников и заповедно-охотничьих хозяйств. В заповеднике запрещается всякая деятельность, нарушающая природные комплексы или угрожающая их сохранности [1,с.27].

Биосферный заповедник - охраняемая территория (заповедник, национальный парк и др.), на которой защита наиболее представительных для данной зоны природных комплексов сочетается с научными исследованиями, долговременным мониторингом среды и образованием в области охраны природы. Создание биосферных заповедников в России (с 1973) связано с программой «Человек и биосфера».

Национальный парк (природный национальный парк), территория (акватория), на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедника отличается допуском посетителей для отдыха.

Заказник - охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не весь природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты.

Заповедник полностью изъят из хозяйственной деятельности, запрещен туда и доступ людей. В национальных парках разрешена некоторая часть хозяйственной деятельности и разрешено посещение людьми.

На настоящее время в России действует 103 государственных природных заповедника общей площадью около 340000 кв. км. во всех природных зонах, от полярных пустынь до субтропиков, в 70 субъектах Российской Федерации.

Первым государственным заповедником России официально считается Баргузинский, образованный в 1917 г. Только в России заповедник является не только охранямой территорией, но и научным учреждением.

Государственная система национальных парков Российской Федерации начала формироваться сравнительно недавно, первый национальный парк («Сочинский») был образован в 1983 г. По состоянию на начало 1999 г. в Российской Федерации имелось 34 национальных парка общей площадью 6,787 млн га (0,4% площади Российской Федерации) . Большинство (33) национальных парков находятся в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России и один — в ведении правительства Москвы («Лосиный остров») [1,с.32].

Вывод: на территории России большое количество заповедников и национальных парков. Следует изучить их историю, местонахождение, животный и растительный мир.

1.2.Кандалакшский государственный природный заповедник

Был образован 7 сентября 1932 года для  охраны гаги обыкновенной – морской утки, издавна славящейся ценными качествами гнездового пуха. Территория заповедника состоит из 13 участков. Большинство участков представляют собой морские архипелаги с прилегающей акваторией. Поэтому из 78608 га его площади  74,2 % приходится на морскую акваторию, а массовыми обитателями являются морские колониальные птицы. Таким образом, Кандалакшский заповедник можно считать первым морским заповедником, образованным в России.

           Растительный мир Кандалакшского заповедника. В заповеднике в настоящее время известно около 700 видов сосудистых растений. Участки заповедника, расположенные на побережье Кандалакшского залива, находятся в зоне северотаежных лесов. На большей части территории преобладают сосновые леса с брусничниками или черничниками, с примесью ели и березы, можжевельника, ивы и рябины [1,с.61].

            Животный мир Кандалакшского заповедника. На островах Баренцева моря постоянно обитающих сухопутных зверей практически нет. Исключением является изолированная колония норвежского лемминга на острове Харлове, да красно-серые полевки, которые живут на некоторых островах Гавриловского архипелага. В последние годы на островах Гавриловского и Семиостровского архипелагах иногда встречали плавающих зверьков: ондатру, норку, горностая. На Айновых островах несколько лет жила речная выдра.

Киты близко к островам не подходят, но на некотором отдалении часто можно увидеть стада белух, стайки дельфинов или одиночных крупных китов.

Наиболее разнообразен состав наземных млекопитающих на лесных островах Кандалакшского залива. Обычные виды хищников – бурый медведь, лисица, куница, горностай и американская норка, вид, имеющий здесь «антропогенное» происхождение: сбежавшие с ферм зверьки одичали и освоились с вольной жизнью. Реже встречаются волк и росомаха, еще более редко - рысь, речная выдра и ласка.

Много в Белом море различных видов ластоногих. Здесь постоянно встречается кольчатая нерпа. Размножается нерпа зимой на льду, где устраивает в ледовых нагромождениях или в снежных сугробах щенные логовища. Обычный вид – морской заяц (лахтак). Весной в залив заходят гренландские тюлени, в основном – молодые.

             Птицы. Птицы - основные обитатели островов как на Баренцевом море, так и в Кандалакшском заливе. Невысокие, покрытые тундровой и луговой растительностью Айновы острова заселены крупными чайками – большими морскими и серебристыми. Здесь гнездятся десятки тысяч птиц. Корм чайки находят преимущественно в море, но иногда хищничают на других видах птиц. К массовым видам здесь также относятся обыкновенная гага, полярная крачка и тупик. Гаги нередко устраивают гнезда в пещерках под кочками песчаного колосняка, а на самих кочках любят гнездиться серебристые чайки. В толще торфа роют норы тупики, они почти полтора месяца насиживают единственное яйцо и еще столько же выкармливают птенца [1,с.79].

              Наиболее массовым видом в Белом море является обыкновенная гага. Эта крупная северная морская утка кормится главным образом мидиями и другими беспозвоночными. Гаги живут в Белом море круглый год, зимуя в полыньях и на незамерзающих участках моря. Сейчас в Кандалакшском заливе гнездится несколько тысяч гаг. В небольшом количестве есть и другие утки – кряквы, турпаны, морские чернети, длинноносые крохали. Беломорские острова являются также местом гнездования серебристых и сизых чаек, полярных крачек, куликов-сорок, чистиков.

Кандалакшский заповедник выпустил 12 томов научных трудов, несколько сборников статей. К настоящему времени библиография по Кандалакшскому заповеднику превышает 2,5 тыс. публикаций.

         Вывод: Кандалакшский государственный природный заповедник богат ратстительным миром и животным.

1.3. Окский государственный заповедник

В юго-восточной части Мещеры был организован Окский государственный заповедник. Датой его рождения считается 1935 год. Целью создания природоохранной и научно исследовательской территории была попытка сохранения и увеличения популяции редчайшего животного – выхухоли. Этот удивительный зверек является ровесником вымерших мамонтов. И уже за это он достоин звания живого памятника природы. В 1989 году Окский заповедник в Рязанской области был территориально расширен для создания биосферного полигона. Это единственный в России природный комплекс, соответствующий строгим требованиям мировой программы МАВ по биосферным заповедником.

             Зубровый питомник. В 1959 году Окский заповедник предоставил свою территорию для разведения кавказско-беловежских зубров. Питомник занимает площадь около двухсот гектаров. В течение первых тридцати лет в него было завезено два десятка этих редких животных. За все годы существования на свет появилось и благополучно выросло около четырех сотен зубрят. С помощью особой методики адаптации животных, рожденных в зоопарках, производится постепенное внедрение молодых зубров в естественную среду. Необходимость в этом возникла из-за того, что млекопитающие, родившиеся в искусственных условиях, не приспособлены к жизни на воле, из-за чего высока вероятность их скорой гибели. С 1967 года в мировую программу по расселению зубров был также включен Окский заповедник. Фото этих животных, родившихся в питомнике и вывезенных впоследствии из него, широко представлены в музее. Предоставляется также информация о местах новых поселений парнокопытных. Более двухсот животных получили постоянную прописку в Чечено-Ингушетии, на Кавказе, в Орловской, Брянской, Тверской областях. Удачным было поселение молодых зубров в Азербайджане, Украине, Беларуси, Молдове, Румынии [1,с.79].

              Питомник редких видов журавлей. Для восстановления угасающей популяции сибирского белого журавля (стерха) в 1979 году было принято решение о создании птичьего питомника, место для которого гостеприимно предоставил Окский заповедник. Карта местности, находящаяся в музее природы, содержит в себе информацию о расположении мест гнездования стерхов и других видов редких журавлей. Для начального образования родительского поголовья в питомник было завезено два десятка редких пород журавлей семи видов. Кроме того, в заказник поставлялись журавлиные яйца, собранные в дикой природе. За годы успешной работы было выращено полторы сотни птиц. Особой заслугой сотрудников заповедника можно считать их умение обучать молодых особей самостоятельным полетам. Для этой цели применяют дельтапланы, с борта которых звучат в записи журавлиные крики, зовущие за собой молодую поросль.

                              Животный мир 

               Фауна, населяющая заповедную зону, характерна для центра европейской части России. Окский заповедник открыт для охраны популяций редких и исчезающих животных и птиц. На огромной территории проживает около шести десятков видов млекопитающих, двести пятьдесят - птиц, а также сорок видов рыб. Мир хищных животных представляют волки, лисы, енотовидные собаки, куницы, хорьки, горностаи, выдры, ласки. В последние годы отмечены следы пребывания рыси и бурого медведя. Кабаны поселились в заказнике еще в пятидесятые годы прошлого столетия. Численность особей держится на постоянном уровне благодаря обилию корма. В заповеднике издавна проживает большая популяция лосей. Усиление охранных мероприятий позволило значительно увеличить поголовье копытных. Среди водных млекопитающих более всего распространены бобры, ондатры, норки, выдры. Насекомоядные представители фауны – это кроты, обыкновенные и малые бурозубки, ежи. Также известно немалое количество грызунов – водяные крысы, полевые и лесные мыши, садовая соня, заяц-беляк, заяц-русак, белка-летяга.

Вывод: Окский государственный заповедник богат зубрами, редкими видами журавлей.

                          1.4. Ильменский государственный природный заповедник

               Находится в центральной части Челябинской области около города Миасс. Целью деятельности заповедника является сохранение в естественном состоянии природного комплекса, выполнение фундаментальных научных исследований геолого-минералогического, эколого-биологического профиля, экологическое и естественно-научное просвещение населения. Коллектив учёных и сотрудников заповедника ведёт активную просветительскую работу по популяризации науки и пропаганде бережного отношения к природе и защиты окружающей среды.

               Более 80 % площади заповедника занято лесами, около 6 % — лугами и степями. Вершины гор покрыты лиственнично-сосновыми лесами. На юге преобладают сосновые леса, на севере — сосново-берёзовые и берёзовые. На западных склонах Ильменских гор расположен массив старого соснового леса. Встречаются участки лиственничников, каменистых, злаково-разнотравных и кустарниковых степей, моховые болота с клюквой и багульником. Во флоре отмечено более 1200 видов растений, много эндемичных, реликтовых и редких видов[2,с.111]

               Обитают горностай, лесной хорёк, колонок, волк, рысь, белка-летяга, зайцы — беляк и русак, заходит бурый медведь. Лось и косуля немногочисленны. Акклиматизированы пятнистый олень и бобр. Из птиц обычны тетеревиные — глухарь, тетерев-косач, рябчик, серая куропатка. В заповеднике гнездятся лебедь-кликун и серый журавль, отмечены редкие птицы — орлан-белохвост, могильник, сапсан, скопа, балобан, стрепет.

                С 1930 г. существует минералогический музей, основанный А. Е. Ферсманом, в котором представлено более 200 различных минералов, обнаруженных в Ильменском хребте, в том числе топазы, корунды, амазониты и др.

                В 1991 г. организован филиал — историко-ландшафтный археологический памятник «Аркаим» площадью 3,8 тыс.га. Расположен в степных предгорьях восточного Урала, в Караганской долине. Здесь сохраняются более 50 археологических памятников: мезолитические и неолитические стоянки, могильники, поселения бронзового века, другие исторические объекты. Особое значение имеет укрепленное поселение Аркаим ХVII — ХVI вв. до н. э. [2,с.131].

                В 1824 году немецкий минералог И. Н. Менге посетил Ильменские горы и составил их первое описание. В 1825 году, он сказал: «Кажется, минералы всего света собраны в одном удивительном хребте сем и много ещё предстоит в оном открытии», эти слова стали пророческими.

Заповедник в цифрах:

Минералы, горные породы

Минералов — 264.

Впервые в мире открыты в Ильменах — 18.

Горные породы — свыше 70.

Копи — свыше 400.

Растительность

Леса занимают 85 % площади заповедника. Высших растений — 832 вида, из них: реликтов — 51, эндемиков — 23; занесенных в Красную книгу — 32.

Животный мир

Млекопитающих — 59 видов.

Птиц — 174 вида, из которых 125 видов гнездятся в Ильменах.

Амфибий — 4 вида.

Рептилий — 6 видов.

Рыб — 18 видов.

Общий объём фауны беспозвоночных 10-12 тыс. видов (экспертная оценка), из них на сегодня известно:

насекомых — 3200 видов, паукообразных — 228 видов, моллюсков — 72 вида.

Вывод: Ильменский государственный природный заповедник находится недалеко от нашего города в нем много минералов, горных пород, растительности, животных.

                        1.5. Баргузинский заповедник: животные, птицы и растения

             Одним из многочисленных заповедников России является Баргузинский заповедник, находящийся в Бурятии. Природный биосферный заповедник расположен на территории Северо-Байкальского района. Его основание произошло в 1916 году, целью было сохранение и увеличение численности соболя. На сегодняшний день территория Баргузинского заповедника составляет 374 322 га. Из них 263 176 га является строго охраняемыми территориями, а 111 146 га относится к территориям, на которых разрешена охота на животных.

              Фауна Баргузинского заповедника довольно разнообразна. Животные, обитающие на его территориях, относятся к жителям восточно-сибирского таежного комплекса. Из млекопитающих постоянными обитателями заповедника являются лесные животные, среди которых можно встретить: соболя, белку-летягу, колонка, кабаргу, изюбря и косулю. Также здесь встречаются обитатели горно-тундровых территорий – алтайские пищухи, большеухие полевки, черношапочные сурки и северные олени. Из голарктических видов основными обитателями Баргузинского заповедника являются: волк, лисица, росомаха, рысь, бурый медведь, лось, заяц беляк, экономка и красная полевка.

                Весной в воды рек заходит черный хариус, ленок и таймень. В Кудалдинском озере обитают соровые виды рыб: щуки, окуни, налимы, плотва, язи и гольяны. Прибрежные районы Байкала пригодны для жизни омуля, сиг и байкальского осетра. В более глубоких водах Байкала встречаются байкальские бычки и уникальные голомянки. [2,с.136].

На территории Баргузинского заповедника насчитывается около 275 видов птиц. Число пернатых меняется в зависимости от климата и времени года. Представителями гнездящихся являются: каменный глухарь, рябчик, глухая кукушка, орлан-белохвост, уральская и бородатая неясыть, мохноногий и воробьиный сычи и ястребиная сова.

                Территории Баргузинского заповедника стали пристанищем для обыкновенных скворцов, белой и тундряной куропаток, касаток, каменушек, горбоносых турпанов, сибирских вьюрков и полярных овсянок.

                Флора Баргузинского заповедника очень разнообразна. Здесь насчитывается 877 видов сосудистых растений, 212 - лишайников, около 170 видов грибов, более 145 видов мхов и свыше 1215 видов водорослей.

                На берегу Байкала расположились кедровые стланики, багульник, брусника и другие кустарники, растущие во влажном климате. Здесь же встречаются некоторые виды альпийской растительности: кипрей широколистный, круглолистные и тощие березки, смородина душистая, плауны лишайники. Западные склоны Баргузинского хребта представлены тремя типами растительных поясов – лесным, субальпийским и альпийским [2,с.118].

                 Многие растения и животные Баргузинского заповедника находятся на грани исчезновения. Особо охраняемыми представителями позвоночных на территории Бурятии являются 49 видов из них 18 видов занесены в Красную книгу России. Таковыми являются: дрофы, скопы, Беркуты, орланы-белохвосты, лесные северные олени, таймени. Также в                                  Красную книгу Бурятии занесены – алтайский крот, речная выдра, сибирский горны козел, манул и др.

                 Мир растений также включает редкие и исчезающие виды – сверцию байкальскую, ветреницу алтайскую, радиолу розовую, рябчика Дагана, кипрей горный, теллею водную и еще большое количество растений и грибов.

Вывод: Баргузинский заповедник очень разнообразен  по своей живности.

                                               Глава 2. Практический аспект  проекта

2.1.Исследование по выявлению у обучающихся  понятия заповедник и

национальный парк

В ходе изучения вопроса о заповедниках нашей страны мы ознакомились с большим разнообразием литературы. Данная тема хорошо представлена в справочниках, статьях Интернет-ресурсов: даны описания заповедников, указаны причины их создания, обозначена их роль в сохранении природы.

Но школьная программа, к сожалению, не дает учащимся достаточного объема информации по данной теме. Осведомленность учеников школы по теме «Заповедники» невелика. Этот вывод мы сделали на основе опроса учащихся  нашей школы и школ г.о. Сухой Лог.

Мы письменно опросили 30 учащихся, проанализировали их ответы.

Образец опросного листа представлен в приложении № 2.1

Ниже представлены результаты опроса учащихся 5-8 классов МБОУ СОШ № 6 по теме «Заповедники».

Названия и местоположения заповедников опрошенные приводили, но неуверенно и недостаточно. В четвёртой четверти мы  провели анкетирование «Заповедники и национальные парки» среди обучающихся МБОУ СОШ №6.В опросе приняли участие 50 человек.

           По - первому  вопросу «Знаете ли вы что такое заповедник?» мы получили следующие ответы: да-100%,нет-0%. См. приложение № 2.2.

           По - второму вопросу «Знаете ли вы,что  такое национальные парки России ?»  мы получили следующие ответы: да-80%,нет-20%.

           По - третьему вопросу «Как вы относитесь к заповедникам в России и в других странах?» мы получили следующие ответы: положительно – 60%,отрицательно-20%,всеравно-20%.

          По – четвёртому вопросу «Как вы считаете, нужны ли заповедники в России и в других странах?» мы получили следующие ответы: да -70%,нет – 30%.

          По – пятому вопросу «Если бы вам предстоял выбор заповедника, то какое животное вы бы туда поместили?» мы получили следующие ответы: фламинго-40%,страус- 20%,белый медведь-30%,амурский тигр-65%,дргое-5%. См. приложение № 2.2

          Вывод: мы поняли, что обучающиеся МБОУ СОШ №6 знают что такое заповедник, знают что такое национальный парк России, положительно относятся к заповедникам в России и в других странах, считают что заповедники нужны в России и в других станах, и считают что в заповедник луче поместить Амурского тигра.

2.2.Исследование по выявлению у взрослых информации  о заповедниках России

Мы провели с взрослыми  людьми анкетирование «Что вы знаете о заповедниках России» и получили следующие результаты, см. приложение №2.3.

По - первому вопросу «Что такое заповедник и для чего он создается?» 60%  взрослых ответили, что  заповедник –это участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, 40% опрошенных не могли дать определение. См. приложение № 2.4.

По-второму вопросу «Чем отличаются заповедники от национальных парков и заказников?» 30% опрошенных ответили, что национальный парк – это особо охраняемая природная территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека.  30% ответили, что заказник  - охраняемая природная территория, на которой под охраной может находиться как весь природный комплекс (если заказник комплексный), так и некоторые его части: только растения, только животные (либо их отдельные виды), либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты.

30%  опрошенных ответили, что заповедник - охраняемая природная территория (акватория), на корой сохраняется в естественном  состоянии весь природный комплекс — типичные или редкие для данной зоны ландшафты, редкие и ценные виды животных и растений и пр. 10% опрошенных ничего не ответили.

По-третьему вопросу «Сколько заповедников насчитывается в нашей стране?» 40% ответили, что 105 заповедников, 20% ответили, что 143 заповедника, 40%  не смогли дать конкретный ответ.

По-четвертому вопросу «Какие ты можешь назвать и где они расположены?» 60% опрощенных не смогли дать ответ на задаваемый вопрос.10% порошенных назвали «Забайкальский заповедник», 10% «Баргузниский заповедник», 10% «Алтайский заповедник», 10% «Кавказский заповедник».

По-пятому вопросу «Какой вклад в сохранение природы можешь внести ты?» 60% опрошенных ответили, что надо создать больше заповедников,30% не мусорить на улице,20% ответили, что надо проводить мероприятия, прививающие бережное отношение к природе,30% ответили, то не надо оставлять бытовой и строительный мусор.

Вывод: из выше изложенного видно, что люди не совсем владеют понятиями заповедник, национальный парк, заказник, не могут дать название заповедников. Большинство  опрошенных хотят  внести вклад в сохранение живой природы.

2.3.Рекомендации по сохранению заповедников

 Исключительная роль заповедников в сохранении и восстановлении редчайших животных, растений, неповторимых ландшафтов и др. заповедников природы. Благодаря деятельности заповедников некоторые редкие животные стали промысловыми, они дают нам сейчас пушнину, лекарственное сырье и др. ценную продукцию

Значение заповедных территорий стало очевидным и в глобальном масштабе. Национальных (провинциальных) парков и крупных природных резервуаров, по списку ООН, было, 1035, из которых организованна за последние несколько лет. Особенно быстрый рост заповедных территорий происходил в развивающихся странах.

 Поэтому, мы предлагаем использовать:

1) Наш плакат  «Любуемся красотой заповедной природы!», где  мы разместили рисунки ребят из нашей школы по проблеме сохранения заповедников, написали крылатые фразы по их сбережению.

2)Развивать познавательный туризм и  использовать как эффективный инструмент формирования общественной поддержки особо охраняемой природной территории.

3)При организации работы по развитию познавательного туризма на особо охраняемой природной территории и выстраивании взаимоотношений с партнерами (турагенты, туроператоры, органы власти и местного самоуправления, общественные организации, местное население) обеспечивать меры по минимизации антропогенного воздействия, постоянный контроль за состоянием природного и культурного наследия, а также качеством предоставляемой посетителям информационных и иных услуг.

4)Грамотно организовывать  туризм, что  способствует сохранению крупных зверей и предотвращению браконьерства.

5)Разработать правила поведения туристов на особо охраняемой природной территории, включая аспекты этического характера.

6)Совершенствовать методы и подходы к взаимодействию заповедников и национальных парков с туроператорами и турагентами, включая вопросы ответственности сторон в обеспечении безопасности туристов и экскурсантов, минимизации антропогенного влияния на природные комплексы и предоставлении качественных информационных и иных услуг посетителям.

7)Использовать  вольерное содержание животных на особо охраняемой природной территории для демонстрации посетителям осуществлять лишь в отдельных случаях, ориентируясь при этом на лучшую мировую практику.

8)Совершенствовать использование визуальных и дистанционных средств наблюдения за животными, экологически безопасных транспортных средств и обустроенных мест для показа диких животных.

Заключение

На территории России, как и по всему миру, большое количество заповедников и национальных парков. Человечеству следует изучать их историю, местонахождение, животный и растительный мир. Создание каждого заповедника преследует конкретные цели и задачи, а именно: сохранение и восстановление редчайших животных, растений, неповторимых ландшафтов.

Заповедники – образцы нетронутой, дикой природы – по праву называют природными лабораториями. Они особенно нужны нам сейчас, когда мы должны понять направления изменений природной среды под влиянием деятельности человека и отыскать пути наиболее бережного и разумного использования ее богатств.

В ходе написания проекта мы познакомились с информацией о заповедниках и национальных парках России, с их месторасположением, значением и особенностями. Мы определили причины их создания и выявили необходимость сохранения природы.

Мы узнали, что у нас в России  102 заповедника и 42 национальных парков, 5 заказников.

Цель проекта достигнута. Гипотеза подтверждена.

Содержание нашего плаката  должно помочь учащимся школы узнать больше информации по такой значимой и важной теме как сохранение природы вокруг нас и увидеть редких животных из заповедника.

После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам:

1)Мы многое узнали о заповедниках и национальных парках России.

2)О том, что заповедники способствуют сохранению разнообразия видов животных и растений.

3)Здесь разрабатываются новые подходы к изучению и охране дикой природы.

4)Мы поняли, что нужно беречь родную природу: леса и реки, животных и растения.

5)Охраняя природу, мы заботимся не только о своём будущем, но и о следующих поколениях людей, которые будут жить на Земле.

6)Надо использовать творчество для  сохранения природного богатства.

Просмотров работы: 2666