Введение.
За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, такую статистику констатируют медики. Тяжести, которые носят учащиеся за плечами, вызывают не только нарушения осанки, но и остановку роста. У меня на медосмотре выявили сколиоз и начальную степень плоскостопия. Как его исправить и что повлияло на приобретение этих болезней? Я решила провести исследование, чтобы узнать об историческом прошлом портфеля, познакомиться с мнением врачей, исследовать портфели одноклассников, их соответствие требованиям СанПиН. Каким должен быть вес портфеля, чтобы не было ухудшения здоровья?
Цель: выяснить влияние веса портфеля обучающихся 5 «а»и 10 класса МБОУ «Лицей №17» на состояние здоровья.
Задачи:
1.Изучить историю изобретения портфеля.
2.Измерить вес портфеля, вес школьных принадлежностей и на примере учащихся 5 «а» и 10 класса, установить соответствие санитарным нормам школьных принадлежностей.
4.Доказать влияние тяжелых портфелей на здоровье школьника.
5.Разработать рекомендации по снижению веса портфеля.
Гипотеза: анализ заболеваний поможет мне доказать влияние веса портфеля на здоровье учащихся.
Методы исследования: анализ литературы и электронных ресурсов, беседа со школьной медсестрой, социологический опрос, наблюдение и обобщение.
Актуальность темы: проведенное исследование поможет мне и моим одноклассникам справиться с нарушением осанки, используя все рекомендации и советы.
Предмет исследования: портфель ученика, заболевания нарушения осанки.
Объект исследования: учащиеся МБОУ «Лицей №17»
Научная новизна работы: такой анализ не проводился в Лицее, его результаты будут полезны детям, их родителям, помогут в работе медика школы.
Теоретическая значимость: метод обработки данных и рекомендации могут быть использованы для расширения кругозора учащихся школы, их родителей и администрации Лицея, познакомит с нормами и правилами СанПиН для школьного портфеля.
Практическая значимость: материал исследовательской работы может быть использован на уроках математики, биологии, физической культуры; поможет выбрать правильно портфель к учебным занятиям и сохранить осанку.
Основная часть
1.1 Школьный портфель
Портфель (от фр. porte — несу, feuilles — листы) -узкая сумка прямоугольной формы, иногда со скруглёнными углами или боковыми поверхностями в виде трапеции (пластрон), для переноски бумаг, тетрадей, книг, учебников и прочих предметов, связанных с «бумажной» работой. Он появился около 800 лет назад, после того как бумага из Китая попала в Европу. Новый материал тут же начал использоваться для оформления официальных документов, и, разумеется, возникла необходимость в их транспортировке и хранении. Тогда-то и появились прямоугольные кожаные сумочки для бумаг, в почти неизменном виде дошедшие до наших дней.
В том виде, в котором мы знаем, портфель впервые появился в 19 столетии во Франции. Он был изготовлен из черной кожи. С течением лет портфель изменялся и трансформировался: это были портфели для юристов, нотариусов, директоров, следователей. Школьный портфель получил две удобные заплечные лямки, которые играют большую роль при выборе портфеля.
Школьный портфель (иногда — ученический рюкзак) — изделие с плечевыми ремнями, предназначенное для переноски школьно-письменных принадлежностей, учебников на спине.
1.2 Нормы и правила по СанПиН школьного портфеля
С целью уменьшения нагрузки на учащихся введены нормативы на вес портфеля школьника в различных классах. Вес школьного портфеля (рюкзака) не должен превышать 10 % от веса школьника.
Максимальный вес заполненного портфеля с учётом веса учащегося
Максимальный вес заполненного портфеля (кг) |
Вес учащегося (кг) |
2 |
18-23 |
2,5 |
24-28 |
3 |
29-33 |
3,5 |
34-38 |
4 |
39-43 |
4,5 |
44-48 |
5 |
49-53 |
Формула правильного портфеля = ВУ*10/100, где
ВУ – вес учащегося в кг сопоставленный с фактическим средним весом портфеля ученика соответственно
Вес школьного портфеля
Класс |
Максимальный вес портфеля (кг) |
1-2 |
не более 1,5 |
3-4 |
не более 2 |
5-6 |
не более 2,5-3 |
7-8 |
не более 3,5 |
9-11 |
не более 4 |
По СанПиН установлены нормативы для школьных пособий
Класс |
Максимальный вес пособия(г.) |
1-4 |
300 |
5-6 |
400 |
7-8 |
500 |
9-11 |
600 |
Портфель уче ника будущего
Компьютерная ассоц иация TCA из Тай ваня создала группу, цель кот орой – способс твовать распространению в стране и за руб ежом электронных школьных ранцев-компьютеров, кот орые должны объединить в се бе школьные учебники, тетради, днев ники и все другое, необходимое школьнику для уче бы. Их преимущества не столько в малом весе (10-дю ймовый планшетный ПК им еет массу ли шь чуть бол ьше 1 кг ), но и в то м, что переход на них создаст новую, с несра внимо большими возмож ностями среду обучения. В таком компьютере можно хранить неск олько десятков учебников с карти нками, учителя мо гут централизованно проверять выполненные на них работы и раздавать материалы и домашние задания ил и, используя элект ронные доски, передавать свои лекции. В их памяти легко умещаются тексты и иллюс трации из вс ех учебников, что избавляет ученика от необходимости носить кн иги в школу. Учитель мо жет посылать ср азу всем учащимся учебные материалы и домашние задания, а потом автоматически проверять их.
Выбор правильного портфеля
Познакомившись с рекомен дациями выбора прави льного портфеля, я выяс нила, что он дол жен соответствовать след ующим требованиям:
весит не более 1 кг;
со светоотражателями спереди, на боках и лямках;
ортопед ическая спинка и регули руемые лямки;
из прочной водоотталкивающей тка ни;
с клапанами от до ждя и снега;
с удобными замками и молниями;
с укрепленными углами и пласт иковым дном;
с удобными карманами и вмести тельным внутренним отделением;
с жес тким дном и удобной крепкой руч кой;
Практическая часть
Изучив теоретический мате риал, я провела ряд исследований, дающих ответ на вопрос, как вес портфеля влияет на состояние здоровья одноклассников.
2.1 Вес школьных принадлежностей учащейся 5 «а» класса
Взвесив все школьные принадлежности и сравнив вес учебников с гигиеническими нормативами, я получила следующие данные.
Таблица 1. Вес школ ьных принадлежностей учащ ихся 5 «а» кла сса
№ п. п. |
Наименование учеб ника( принадлежностей) |
Вес, г |
Пустой портфель |
900 |
|
Математика |
359 |
|
Русский язык |
400 |
|
Литература |
388 |
|
История |
400 |
|
Биология |
281 |
|
География |
369 |
|
Английский язык |
377 |
|
Контурные карты + атлас |
186 |
|
Тетрадь одна |
68 |
|
Дневник |
210 |
|
Пенал |
170 |
|
Подставка под книги |
200 |
|
Альбом для рисо вания |
113 |
|
Спортивная форма |
1200 |
Вывод: все учебники соответствуют гигиен ическим нормам до 400 гр. для ученика 5-6 класса школы. Самые тяжелые учебники - история и русский язык.
2.2 Исслед ование фактического ве са моего порт феля в течение учебной недели
Я провела эксперимент. В течение учебной недели взвешивала заполненный портфель и сравнивала его с нормативами. Мой вес - 45 кг, вес моего портфеля не должен превышать 4,5 кг.
Таблица 2. Вес портфеля в учебные дни
день нед ели |
вес портфеля кг |
спорт. форма кг |
общая масса кг |
норма кг |
отклонения от нормы % |
понедельник |
4,5 |
- |
4,5 |
4,5 |
0 |
вторник |
3,5 |
1,2 |
4,7 |
4 |
|
среда |
3,8 |
1,2 |
5 |
11 |
|
четверг |
4 |
1,2 |
5,2 |
15 |
|
пятница |
4,5 |
- |
4 |
0 |
Рисунок 1. Сравнение веса портфеля с нормативами
Проведя эксперимент, я обнаружила, что са мым тяжёлым мой портфель бывает во вторник, среду и в четверг. Лёгким-в понедельник и пятницу.
Вывод: это связано с те м, что в понедельник и пятницу его наполняемость самая минимальная из-за количества уроков в расписании, и веса принадлежностей. В остальные дни помимо учебников, приходится нос ить рабочие тетради, атласы, контурные карты, спортивную форму. Вес моего портфеля слишком большой, что плохо сказывается на моем физическом состоянии, это еще раз подтверждает у меня наличие сколиоза. Вес портфеля напрямую связан с нарушением моей осанки.
Исследование фактического ве са портфелей учеников 5 «а», 10 классов
Я исследовала фактический вес портфелей своих одноклассников и учащихся 10 классов в течение учебной недели, вычислила средний вес портфелей и сравнила с нормативами.
Таблица 3. Сре дний вес порт феля одноклассников
№ |
вес учащегося кг |
вес пол ного портфеля кг. |
вес пус того портфеля кг. |
норма кг |
отклонения от но рмы % |
1. |
46 |
4 |
0,5 |
4,5 |
-12 |
2. |
39 |
5 |
0,5 |
4 |
+25 |
3. |
34 |
5 |
0,5 |
3,5 |
+42 |
4. |
34 |
4 |
0,6 |
3,5 |
+14 |
5. |
39 |
4 |
0,6 |
4 |
0 |
6. |
39 |
4 |
0,5 |
4 |
0 |
7. |
32 |
4 |
0,5 |
3 |
+33 |
8. |
34 |
4 |
0,5 |
3,5 |
+14 |
9. |
35 |
4 |
0,5 |
3,5 |
+14 |
10. |
30 |
4 |
0,5 |
3 |
+33 |
11. |
46 |
6 |
0,5 |
4,5 |
+33 |
12. |
46 |
6 |
0,6 |
4,5 |
+33 |
13. |
32 |
5 |
0,5 |
3 |
+66 |
14. |
40 |
3 |
0,5 |
4 |
-25 |
15. |
49 |
5 |
0,5 |
5 |
0 |
16. |
35 |
4 |
0,5 |
3,5 |
+14 |
17. |
34 |
4 |
0,5 |
3,5 |
+14 |
18. |
50 |
5 |
0,5 |
5 |
0 |
19. |
35 |
5 |
0,6 |
3,5 |
+43 |
20. |
43 |
5 |
0,6 |
4,5 |
+11 |
21. |
49 |
5 |
0,5 |
5 |
0 |
22. |
48 |
5 |
0,5 |
5 |
0 |
23. |
49 |
5 |
0,5 |
5 |
0 |
24. |
46 |
5 |
0,6 |
4,5 |
+11 |
25. |
29 |
4 |
0,5 |
3 |
+33 |
26. |
56 |
5 |
0,5 |
5 |
0 |
27. |
40 |
5 |
0,5 |
4 |
+25 |
28. |
33 |
4 |
0,6 |
3,5 |
+14 |
29 |
49 |
5 |
0,5 |
5 |
0 |
30 |
50 |
5 |
0,5 |
5 |
0 |
Таблица 4. Сре дний вес порт феля 10 класс
№ |
вес учащегося кг |
вес полного портфеля кг. |
вес пустого портфеля кг. |
норма кг |
отклонения от но рмы % |
1. |
85 |
5 |
0,5 |
8,5 |
0 |
2. |
60 |
5 |
0,5 |
6 |
0 |
3. |
73 |
7 |
0,5 |
7,5 |
0 |
4. |
59 |
6 |
0,6 |
5,9 |
0 |
5. |
73 |
6 |
0,6 |
7,3 |
0 |
6. |
62 |
5 |
0,5 |
6,2 |
0 |
7. |
55 |
6 |
0,6 |
5,5 |
+9 |
8. |
90 |
7 |
0,5 |
9 |
0 |
9. |
57 |
6 |
0,4 |
5,7 |
+5 |
10. |
62 |
5 |
0,5 |
6,5 |
0 |
11. |
68 |
6 |
0,5 |
6,5 |
0 |
12. |
70 |
7 |
0,6 |
7 |
0 |
13. |
53 |
5 |
0,5 |
5,3 |
0 |
14. |
67 |
5,5 |
0,5 |
6,5 |
0 |
15. |
50 |
5 |
0,5 |
5 |
0 |
16. |
58 |
4 |
0,5 |
5,8 |
0 |
17. |
59 |
5 |
0,5 |
6 |
0 |
18. |
56 |
3,5 |
0,5 |
5,6 |
0 |
19. |
61 |
5 |
0,6 |
6 |
0 |
20. |
64 |
5 |
0,6 |
6,4 |
0 |
21. |
74 |
7 |
0,5 |
7,5 |
0 |
22. |
64 |
5 |
0,6 |
5 |
0 |
23. |
53 |
6 |
0,7 |
5,3 |
+13 |
24. |
47 |
5 |
0,6 |
4,7 |
+6 |
25. |
55 |
5 |
0,4 |
5,5 |
0 |
26. |
55 |
5 |
0,4 |
5 |
0 |
27. |
62 |
5 |
0,5 |
6,2 |
0 |
Таблица 5. Характе ристика портфеля по весу
класс |
правильный порт фель |
тяжелый портфель |
вес портфеля ниже нормы |
5 «а» |
10 человек |
18 человек |
2 человека |
10 |
4 человека |
4 человека |
19 человек |
Рисунок 2. Характе ристика веса портфелей 5 класса
Рисунок 3. Характе ристика веса портфелей 10 класса
Рисунок 4. Характе ристика веса портфелей в сравнении
Вывод: рассчитав на протяжении недели отклонения веса портфеля от нормы, средний вес портфелей учащихся, можно сказать, что мои одноклассники вредят своему здоровью, нося тяжелые рюкзаки за спиной. 60% ребят испытывают нагрузку на позвоночник, так как носят слишком тяжелый портфель. По дан ным таблиц и диаграмм видно, что только у 4 ребят 10 класса вес портфеля превышает норму. У 23 учащихся вес портфеля соответствует нормам и правилам СанПиН. Старшеклассники не носят лишнее в портфеле, они носят учебники по очереди. Девочки предпочитают портфелям сумки, в которые много не вмещается, отсюда и вес 3,5 и 4 кг. А если твой сосед по парте не придет в школу, и ты окажешься без учебника.… Считаю, что это не правильно, нужно в школу носить учебники самим.
2.4 Ана лиз заболеваний опорно – двигат ельнойсис темы учащихся МБ ОУ «Лицей №1 7»
Чт обы узнать о заболе ваниях учащихся нашего Лицея, связанных с наруш ением опорно-двигательной сист емы, я обрат илась за консультацией к школьной медсестре. По ее мнению, сколиоз и плоскостопие встречаются у маленьких детей, но среди школьников в наст оящее эти болезни встречается часто.
Таблица 6. Забол евания опорно-двигательной сис темы обуча ющихся МБОУ «Ли цей №17»
количество учащихся |
н арушение осанки |
п лоскостопие |
сколиоз |
617 |
106 |
31 |
13 |
Рисунок 6. Процент забол еваний опорно-двигательной сис темы учащихся Лицея
Таблица 7. Заболевания опорно-двигательной системы учащ ихся 5 класса
класс (человек) |
нарушения осанки |
сколиоз |
плоскостопие |
30 |
10%(3 уч-ся) |
7% (2уч-ся) |
10%(3уч-ся) |
Рисунок 7. Про цент заболеваний опорно-двигательной системы учащ ихся Лицея и 5а класса
Рисунок 8. Зависимость заболеваний и веса портфеля учащихся 5а
Вывод: на первом месте в Лицее стоят заболевания, связанные с нарушением осанки, на вто ром месте – плоскостопие, и на третьем месте сколиоз.колич ество заболеваний у учащихся увеличивается с каждым годом. Если брать в сравнении заболевания в моем классе и заболевания в Лицее, то видно, что у моих одноклассников процент заболеваний по плоскостопию и сколиозу выше. Из 8 учащихся, имеющих проблемы с опорно-двигательным аппаратом у всех тяжелый портфель в течение учебной недели. Что говорит о прямой зависимости заболеваний от веса школьного портфеля. Наше здоровье зависит от множ ества причин и взрослым нужно сде лать так, чтобы груз за плечами не стал причиной болезней дет ей.
Заключение
Проведя данное исследование, я убедилась, что сохранение осанки в нашей жизни играет огромную роль. Все исследования и эксперименты, проведенные мной, помогли сделать вывод, что основой всего является здоровье. Тяж ёлый портфель за пле чами – это реал ьная опасность для сердечнососудистой сис темы и сост ояния опорно-двигательного аппа рата. Оса нку школьникам портят портфели, чей вес не соотве тствует санитарно-гигиеническим нормам. В среднем портфель весит 4,5-5 кг, а среднестатистический пятиклассник весит 40-45 кг. Мои одноклассники в основном носят рюкзаки, вес которых превышает допустимую норму. Вес портфеля десятиклассника составляет менее 10% от его собственного веса, что соответствует медицинским нормам и не оказывает негативного влияния на здоровье старшего школьника.
Ребята и их родители не всегда следят за содержимым рюкзака. Тяжелый порт фель, как и лю бой непосильный гр уз, повышает опас ность травм, приводит к переутомлению, которое плохо сказы вается на трудоспо собности: усталый реб енок не сразу может включиться в работу, а от эт ого страдает успеваемость. Работу над данной темой я продолжу на следующий год, чтобы провести анализ и сравнить, как меняется вес наших портфелей, растёт ли заболеваемость опорно-двигательной системы у моих одноклассников. Для них и их родителей я разработала памятки, которые помогут им при выборе школьного портфеля. Сделала буклет, в котором есть Нормы и правила по СанПиН школьного портфеля.
Выводы:
1. Каж дый ученик дол жен чётко ум еть отбирать содержимое портфеля.
2. Каж дый родитель дол жен уметь выбрать «правильный портф ель».
3. Школам приобретать второй комплект книг и хранить его в кабинетах, учителям следить за осанкой учащихся, проводить физминутки на уроках.
4. При составлении расписания, равномерно распределять количество уроков, на которые школьники приносят учебники. Тем самым, постараться сделать вес учебников одинаковым в любой день недели и избежать «тяжёлых» дней в расписании.
3.Необходимо владеть информацией о нормах, рекомендуемых для сохранения здоровья.
5. Учен икам, у кот орых вес порт феля превышает установленные нормы, советую не носить в шк олу лишних школьных принадлежностей.
6. Обязательно посещать спортивные секции, танцевальный кружок, плавать в бассейне, что поможет выправить осанку и поправить здоровье.
Счи таю, что проведенные исследования, актуальны и помогут моим одноклассникам задуматься о своем здоровье, а родители примут во внимание рекоме ндации по выбору портфеля.
Список использованных источников и литер атуры
А. К.,Кошурникова Р. В., Юрмин Г. А. Почемучка. – М.: Педагоги ка-Пресс, 1997
Куркина Т. М. Почемучка. Слов арик: обучающая энцикл опедия для млад шего школьного возр аста. – М.: АС Т, 2006
Надеждин Н. Я. История на уки и техники. М..: Фен икс, 2006
Санитарно-гигиенические пра вила и норм ативы СанПиН 2.4.2.1 178-02. Издание официа льное. – М.: Федер альный центр госэпиднадзора Минздрава России, 20 03. – А. Лопанин. Тяжелая ноша. / Новости медицины – журнал.– Выпуск № 4 200 9г.
Приложение 1.
Рекомендации для родителей - «Здоровый портфель»
Две широкие лямки. Узкие - будут врез аться в плечи, и причинять боль.
Дно порт феля должно распол агаться на 5 см ни же поясницы школь ника.
Легкий.
Плотно прил егающий к спи не, сте нка сзади укрепленная, с мягкой прокладкой. Иметь наде жные, но не оч ень тугие заст ежки. Такие, чтобы, с од ной стороны, не расстег ивались постоянно, а с дру гой - бы ли по си лам слабым дет ским ручкам.
Удо бная крепкая руч ка.
Прочный.
Выполнен из моющегося материала.
Имеет мн ого кармашков и отделений.
Обеспечивает безопа сность ребенка на дороге - вставки из ярких, отражающих свет материалов.
Приложение 2.
Анкета для одноклассников
1. В какой день твой портфель самый тяжелый.
2.Болит ли у вас спина при ношении портфеля?
3.В ка кой день порт фель самый легкий?
4. Вес портфеля по дням недели?
5.Покупаешь ли ты каж дый учебный год новый портфель?
6.Что для тебя ва жно: чтобы портфель был крас ивый или удобный?
7.Тебе нравятся спортивные рюкзаки?