Влияние веса школьного портфеля (рюкзака) на здоровье учащихся МБОУ «Лицей №17» г. Славгорода

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние веса школьного портфеля (рюкзака) на здоровье учащихся МБОУ «Лицей №17» г. Славгорода

Литвинова У.А. 1
1МБОУ "Лицей №17", г. Славгород
Евграшина Н.В. 1
1МБОУ "Лицей №17", г. Славгород
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, такую статистику констатируют медики. Тяжести, которые носят учащиеся за плечами, вызывают не только нарушения осанки, но и остановку роста. У меня на медосмотре выявили сколиоз и начальную степень плоскостопия. Как его исправить и что повлияло на приобретение этих болезней? Я решила провести исследование, чтобы узнать об историческом прошлом портфеля, познакомиться с мнением врачей, исследовать портфели одноклассников, их соответствие требованиям СанПиН. Каким должен быть вес портфеля, чтобы не было ухудшения здоровья?

Цель: выяснить влияние веса портфеля обучающихся 5 «а»и 10 класса МБОУ «Лицей №17» на состояние здоровья.

Задачи:

1.Изучить историю изобретения портфеля.

2.Измерить вес портфеля, вес школьных принадлежностей и на примере учащихся 5 «а» и 10 класса, установить соответствие санитарным нормам школьных принадлежностей.

4.Доказать влияние тяжелых портфелей на здоровье школьника.

5.Разработать рекомендации по снижению веса портфеля.

Гипотеза: анализ заболеваний поможет мне доказать влияние веса портфеля на здоровье учащихся.

Методы исследования: анализ литературы и электронных ресурсов, беседа со школьной медсестрой, социологический опрос, наблюдение и обобщение.

Актуальность темы: проведенное исследование поможет мне и моим одноклассникам справиться с нарушением осанки, используя все рекомендации и советы.

Предмет исследования: портфель ученика, заболевания нарушения осанки.

Объект исследования: учащиеся МБОУ «Лицей №17»

Научная новизна работы: такой анализ не проводился в Лицее, его результаты будут полезны детям, их родителям, помогут в работе медика школы.

Теоретическая значимость: метод обработки данных и рекомендации могут быть использованы для расширения кругозора учащихся школы, их родителей и администрации Лицея, познакомит с нормами и правилами СанПиН для школьного портфеля.

Практическая значимость: материал исследовательской работы может быть использован на уроках математики, биологии, физической культуры; поможет выбрать правильно портфель к учебным занятиям и сохранить осанку.

Основная часть

1.1 Школьный портфель

Портфель (от фр. porte — несу, feuilles — листы)  -узкая сумка прямоугольной формы, иногда со скруглёнными углами или боковыми поверхностями в виде трапеции (пластрон), для переноски бумаг, тетрадей, книг, учебников и прочих предметов, связанных с «бумажной» работой. Он появился около 800 лет назад, после того как бумага из Китая попала в Европу. Новый материал тут же начал использоваться для оформления официальных документов, и, разумеется, возникла необходимость в их транспортировке и хранении. Тогда-то и появились прямоугольные кожаные сумочки для бумаг, в почти неизменном виде дошедшие до наших дней.

В том виде, в котором мы знаем, портфель впервые появился в 19 столетии во Франции. Он был изготовлен из черной кожи. С течением лет портфель изменялся и трансформировался: это были портфели для юристов, нотариусов, директоров, следователей. Школьный портфель получил две удобные заплечные лямки, которые играют большую роль при выборе портфеля.

Школьный портфель (иногда — ученический рюкзак) — изделие с плечевыми ремнями, предназначенное для переноски  школьно-письменных принадлежностей, учебников на спине.

1.2 Нормы и правила по СанПиН школьного портфеля

С целью уменьшения нагрузки на учащихся введены нормативы на вес портфеля школьника в различных классах. Вес школьного портфеля (рюкзака) не должен превышать 10 % от веса школьника.

Максимальный вес заполненного портфеля с учётом веса учащегося

Максимальный вес заполненного портфеля (кг)

Вес учащегося (кг)

2

18-23

2,5

24-28

3

29-33

3,5

34-38

4

39-43

4,5

44-48

5

49-53

Формула правильного портфеля = ВУ*10/100, где
ВУ – вес учащегося в кг сопоставленный с фактическим средним весом портфеля ученика соответственно

Вес школьного портфеля

Класс

Максимальный вес портфеля (кг)

1-2

не более 1,5

3-4

не более 2

5-6

не более 2,5-3

7-8

не более 3,5

9-11

не более 4

По СанПиН установлены нормативы для школьных пособий

Класс

Максимальный вес пособия(г.)

1-4

300

5-6

400

7-8

500

9-11

600

Портфель ученика будущего

Компьютерная ассоциация TCA из Тайваня создала группу, цель которой – способствовать распространению в стране и за рубежом электронных школьных ранцев-компьютеров, которые должны объединить в себе школьные учебники, тетради, дневники и все другое, необходимое школьнику для учебы. Их преимущества не столько в малом весе (10-дюймовый планшетный ПК имеет массу лишь чуть больше 1 кг), но и в том, что переход на них создаст новую, с несравнимо большими возможностями среду обучения. В таком компьютере можно хранить несколько десятков учебников с картинками, учителя могут централизованно проверять выполненные на них работы и раздавать материалы и домашние задания или, используя электронные доски, передавать свои лекции. В их памяти легко умещаются тексты и иллюстрации из всех учебников, что избавляет ученика от необходимости носить книги в школу. Учитель может посылать сразу всем учащимся учебные материалы и домашние задания, а потом автоматически проверять их.

Выбор правильного портфеля

Познакомившись с рекомендациями выбора правильного портфеля, я выяснила, что он должен соответствовать следующим требованиям:

весит не более 1 кг;

со светоотражателями спереди, на боках и лямках;

ортопедическая спинка и регулируемые лямки;

из прочной водоотталкивающей ткани;

с клапанами от дождя и снега;

с удобными замками и молниями;

с укрепленными углами и пластиковым дном;

с удобными карманами и вместительным внутренним отделением;

с жестким дном и удобной крепкой ручкой;

Практическая часть

Изучив теоретический материал, я провела ряд исследований, дающих ответ на вопрос, как вес портфеля влияет на состояние здоровья одноклассников.

2.1 Вес школьных принадлежностей учащейся 5 «а» класса

Взвесив все школьные принадлежности и сравнив вес учебников с гигиеническими нормативами, я получила следующие данные.

Таблица 1. Вес школьных принадлежностей учащихся 5 «а» класса

п.п.

Наименование учебника( принадлежностей)

Вес, г

Пустой портфель

900

 

Математика

359

 

Русский язык

400

 

Литература

388

 

История

400

 

Биология

281

 

География

369

 

Английский язык

377

 

Контурные карты + атлас

186

 

Тетрадь одна

68

 

Дневник

210

 

Пенал

170

 

Подставка под книги

200

 

Альбом для рисования

113

 

Спортивная форма

1200

Вывод: все учебники соответствуют гигиеническим нормам до 400 гр. для ученика 5-6 класса школы. Самые тяжелые учебники - история и русский язык.

2.2 Исследование фактического веса моего портфеля в течение учебной недели

Я провела эксперимент. В течение учебной недели взвешивала заполненный портфель и сравнивала его с нормативами. Мой вес - 45 кг, вес моего портфеля не должен превышать 4,5 кг.

Таблица 2. Вес портфеля в учебные дни

день

недели

вес портфеля

кг

спорт. форма

кг

общая масса

кг

норма

кг

отклонения от нормы

%

понедельник

4,5

-

4,5

4,5

0

вторник

3,5

1,2

4,7

4

среда

3,8

1,2

5

11

четверг

4

1,2

5,2

15

пятница

4,5

-

4

0

Рисунок 1. Сравнение веса портфеля с нормативами

Проведя эксперимент, я обнаружила, что самым тяжёлым мой портфель бывает во вторник, среду и в четверг. Лёгким-в понедельник и пятницу.

Вывод: это связано с тем, что в понедельник и пятницу его наполняемость самая минимальная из-за количества уроков в расписании, и веса принадлежностей. В остальные дни помимо учебников, приходится носить рабочие тетради, атласы, контурные карты, спортивную форму. Вес моего портфеля слишком большой, что плохо сказывается на моем физическом состоянии, это еще раз подтверждает у меня наличие сколиоза. Вес портфеля напрямую связан с нарушением моей осанки.

Исследование фактического веса портфелей учеников 5 «а», 10 классов

Я исследовала фактический вес портфелей своих одноклассников и учащихся 10 классов в течение учебной недели, вычислила средний вес портфелей и сравнила с нормативами.

Таблица 3. Средний вес портфеля одноклассников

вес учащегося

кг

вес полного портфеля

кг.

вес пустого портфеля кг.

норма

кг

отклонения от нормы

%

1.

46

4

0,5

4,5

-12

2.

39

5

0,5

4

+25

3.

34

5

0,5

3,5

+42

4.

34

4

0,6

3,5

+14

5.

39

4

0,6

4

0

6.

39

4

0,5

4

0

7.

32

4

0,5

3

+33

8.

34

4

0,5

3,5

+14

9.

35

4

0,5

3,5

+14

10.

30

4

0,5

3

+33

11.

46

6

0,5

4,5

+33

12.

46

6

0,6

4,5

+33

13.

32

5

0,5

3

+66

14.

40

3

0,5

4

-25

15.

49

5

0,5

5

0

16.

35

4

0,5

3,5

+14

17.

34

4

0,5

3,5

+14

18.

50

5

0,5

5

0

19.

35

5

0,6

3,5

+43

20.

43

5

0,6

4,5

+11

21.

49

5

0,5

5

0

22.

48

5

0,5

5

0

23.

49

5

0,5

5

0

24.

46

5

0,6

4,5

+11

25.

29

4

0,5

3

+33

26.

56

5

0,5

5

0

27.

40

5

0,5

4

+25

28.

33

4

0,6

3,5

+14

29

49

5

0,5

5

0

30

50

5

0,5

5

0

Таблица 4. Средний вес портфеля 10 класс

вес учащегося

кг

вес полного портфеля

кг.

вес пустого портфеля кг.

норма

кг

отклонения от нормы

%

1.

85

5

0,5

8,5

0

2.

60

5

0,5

6

0

3.

73

7

0,5

7,5

0

4.

59

6

0,6

5,9

0

5.

73

6

0,6

7,3

0

6.

62

5

0,5

6,2

0

7.

55

6

0,6

5,5

+9

8.

90

7

0,5

9

0

9.

57

6

0,4

5,7

+5

10.

62

5

0,5

6,5

0

11.

68

6

0,5

6,5

0

12.

70

7

0,6

7

0

13.

53

5

0,5

5,3

0

14.

67

5,5

0,5

6,5

0

15.

50

5

0,5

5

0

16.

58

4

0,5

5,8

0

17.

59

5

0,5

6

0

18.

56

3,5

0,5

5,6

0

19.

61

5

0,6

6

0

20.

64

5

0,6

6,4

0

21.

74

7

0,5

7,5

0

22.

64

5

0,6

5

0

23.

53

6

0,7

5,3

+13

24.

47

5

0,6

4,7

+6

25.

55

5

0,4

5,5

0

26.

55

5

0,4

5

0

27.

62

5

0,5

6,2

0

Таблица 5. Характеристика портфеля по весу

класс

правильный портфель

тяжелый портфель

вес портфеля ниже нормы

5 «а»

10 человек

18 человек

2 человека

10

4 человека

4 человека

19 человек

Рисунок 2. Характеристика веса портфелей 5 класса

Рисунок 3. Характеристика веса портфелей 10 класса

Рисунок 4. Характеристика веса портфелей в сравнении

Вывод: рассчитав на протяжении недели отклонения веса портфеля от нормы, средний вес портфелей учащихся, можно сказать, что мои одноклассники вредят своему здоровью, нося тяжелые рюкзаки за спиной. 60% ребят испытывают нагрузку на позвоночник, так как носят слишком тяжелый портфель. По данным таблиц и диаграмм видно, что только у 4 ребят 10 класса вес портфеля превышает норму. У 23 учащихся вес портфеля соответствует нормам и правилам СанПиН. Старшеклассники не носят лишнее в портфеле, они носят учебники по очереди. Девочки предпочитают портфелям сумки, в которые много не вмещается, отсюда и вес 3,5 и 4 кг. А если твой сосед по парте не придет в школу, и ты окажешься без учебника.… Считаю, что это не правильно, нужно в школу носить учебники самим.

2.4 Анализ заболеваний опорно – двигательнойсистемы учащихся МБОУ «Лицей №1

Чтобы узнать о заболеваниях учащихся нашего Лицея, связанных с нарушением опорно-двигательной системы, я обратилась за консультацией к школьной медсестре. По ее мнению, сколиоз и плоскостопие встречаются у маленьких детей, но среди школьников в настоящее эти болезни встречается часто.

Таблица 6. Заболевания опорно-двигательной системы обучающихся МБОУ «Лицей №17»

количество учащихся

н арушение осанки

п лоскостопие

сколиоз

617

106

31

13

Рисунок 6. Процент заболеваний опорно-двигательной системы учащихся Лицея

Таблица 7. Заболевания опорно-двигательной системы учащихся 5 класса

класс

(человек)

нарушения осанки

сколиоз

плоскостопие

30

10%(3 уч-ся)

7% (2уч-ся)

10%(3уч-ся)

Рисунок 7. Процент заболеваний опорно-двигательной системы учащихся Лицея и 5а класса

Рисунок 8. Зависимость заболеваний и веса портфеля учащихся 5а

Вывод: на первом месте в Лицее стоят заболевания, связанные с нарушением осанки, на втором месте – плоскостопие, и на третьем месте сколиоз.количество заболеваний у учащихся увеличивается с каждым годом. Если брать в сравнении заболевания в моем классе и заболевания в Лицее, то видно, что у моих одноклассников процент заболеваний по плоскостопию и сколиозу выше. Из 8 учащихся, имеющих проблемы с опорно-двигательным аппаратом у всех тяжелый портфель в течение учебной недели. Что говорит о прямой зависимости заболеваний от веса школьного портфеля. Наше здоровье зависит от множества причин и взрослым нужно сделать так, чтобы груз за плечами не стал причиной болезней детей.

Заключение

Проведя данное исследование, я убедилась, что сохранение осанки в нашей жизни играет огромную роль. Все исследования и эксперименты, проведенные мной, помогли сделать вывод, что основой всего является здоровье. Тяжёлый портфель за плечами – это реальная опасность для сердечнососудистой системы и состояния опорно-двигательного аппарата. Осанку школьникам портят портфели, чей вес не соответствует санитарно-гигиеническим нормам. В среднем   портфель весит 4,5-5 кг, а среднестатистический пятиклассник весит 40-45 кг. Мои одноклассники в основном носят рюкзаки, вес которых превышает допустимую норму. Вес портфеля десятиклассника составляет менее 10% от его собственного веса, что соответствует медицинским нормам и не оказывает негативного влияния на здоровье старшего школьника.

Ребята и их родители не всегда следят за содержимым рюкзака. Тяжелый портфель, как и любой непосильный груз, повышает опасность травм, приводит к переутомлению, которое плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, а от этого страдает успеваемость. Работу над данной темой я продолжу на следующий год, чтобы провести анализ и сравнить, как меняется вес наших портфелей, растёт ли заболеваемость опорно-двигательной системы у моих одноклассников. Для них и их родителей я разработала памятки, которые помогут им при выборе школьного портфеля. Сделала буклет, в котором есть Нормы и правила по СанПиН школьного портфеля.

Выводы:

1. Каждый ученик должен чётко уметь отбирать содержимое портфеля.

2. Каждый родитель должен уметь выбрать «правильный портфель».

3. Школам приобретать второй комплект книг и хранить его в кабинетах, учителям следить за осанкой учащихся, проводить физминутки на уроках.

4. При составлении расписания, равномерно распределять количество уроков, на которые школьники приносят учебники. Тем самым, постараться сделать вес учебников одинаковым в любой день недели и избежать «тяжёлых» дней в расписании.

3.Необходимо владеть информацией о нормах, рекомендуемых для сохранения здоровья.

5. Ученикам, у которых вес портфеля превышает установленные нормы, советую не носить в школу лишних школьных принадлежностей.

6. Обязательно посещать спортивные секции, танцевальный кружок, плавать в бассейне, что поможет выправить осанку и поправить здоровье.

Считаю, что проведенные исследования, актуальны и помогут моим одноклассникам задуматься о своем здоровье, а родители примут во внимание рекомендации по выбору портфеля.

Список использованных источников и литературы

А.К.,Кошурникова Р.В., Юрмин Г.А. Почемучка. – М.: Педагогика-Пресс, 1997

Куркина Т.М. Почемучка. Словарик: обучающая энциклопедия для младшего школьного возраста. – М.: АСТ, 2006

Надеждин Н.Я. История науки и техники. М..: Феникс, 2006

Санитарно-гигиенические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02. Издание официальное. – М.: Федеральный центр госэпиднадзора Минздрава России, 2003. – А. Лопанин. Тяжелая ноша. / Новости медицины – журнал.– Выпуск № 4 2009г.

Приложение 1.

Рекомендации для родителей - «Здоровый портфель»

Две широкие лямки. Узкие - будут врезаться в плечи, и причинять боль.

Дно портфеля должно располагаться на 5 см ниже поясницы школьника.

Легкий.

Плотно прилегающий к спине, стенка сзади укрепленная, с мягкой прокладкой. Иметь надежные, но не очень тугие застежки. Такие, чтобы, с одной стороны, не расстегивались постоянно, а с другой - были по силам слабым детским ручкам.

Удобная крепкая ручка.

Прочный.

Выполнен из моющегося материала.

Имеет много кармашков и отделений.

Обеспечивает безопасность ребенка на дороге - вставки из ярких, отражающих свет материалов.

Приложение 2.

Анкета для одноклассников

1. В какой день твой портфель самый тяжелый.

2.Болит ли у вас спина при ношении портфеля?

3.В какой день портфель самый легкий?

4. Вес портфеля по дням недели?

5.Покупаешь ли ты каждый учебный год новый портфель?

6.Что для тебя важно: чтобы портфель был красивый или удобный?

7.Тебе нравятся спортивные рюкзаки?

Просмотров работы: 167