Два мира есть у человека –
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Введение
Кризис подросткового переходного возраста является наиболее трудным. В этот период происходит переход от детства к юности, который характеризуется большими осложнениями. В физическом развитии наблюдается непропорциональность: конечности растут быстрее, развитие туловища отстает. Происходит развитие мышечной ткани, что вместе
с упрочением скелета придает большую силу. Сердце работает быстро,
но развитие некоторых кровеносных сосудов отстает, что ведет к недостатку крови в отдельных органах, увеличению кровяного давления и головным болям. Присутствует неравномерность, иногда скачкообразность развития,
что отражается на общем и психологическом самочувствии. В этом возрасте психика крайне подвижна.
Подростковый возраст является важнейшим этапом в развитии мировоззрения и нравственности, в формировании убеждений, привычек
и идеалов. Новообразованием подросткового периода является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе
как к личности, своим способностям и возможностям. В связи с этим появляются потребности чувствовать себя любимыми, сильными, значимыми, чувствовать близость взрослых людей, исследовать окружающий мир и экспериментировать с ним и с собой. Не найдя реализации столь значимых вещей, подростки становятся «проблемными» с качествами девиантного поведения.
Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм
и правил поведения. Устойчивое поведение личности, причиняющее ущерб обществу или самой личности.
Одним из негативных факторов, формирующих девиантное поведение, является Интернет.Интернет - всемирная компьютерная сеть, объединившая
в последние годы множество компьютеров в единую информационную систему. Он стал неотъемлемой частью современного общества. Интернет стремительно ворвался в сферы образования, торговли, услуг, он создает новые формы общения и обучения. Но вместе с ним появилось и много новых проблем. Одной из таких проблем стала Интернет-зависимость. Данная проблема очень актуальна, так как за последние годы стремительно увеличивается число зависимых людей от Интернета. Особенно Интернет-зависимость очень распространена среди молодежи. В современной России,
как и во многих других странах мира, все более увеличивается количество детей и подростков, умеющих пользоваться интернетом. Вместе
с несомненным положительным значением интернета, следует отметить негативные последствия этого процесса – его влияние на здоровье детей
и подростков. Интернет-зависимость – психическое расстройство, для которого характерна ярко выраженная зависимость от пользования Интернетом, стремление ухода от реальности. Многие школьники стали проводить в интернете огромное количество времени, не замечая ничего вокруг себя. Интернет заменил им живое общение с друзьями, занятия в кружках по интересам и просто сократил время на подготовку домашних заданий.
Интернет выполняет действительно широкий спектр задач. Таким образом, перед ребенком открывается новый мир бесчисленного количества возможностей и интересов, который "отключает" его от реального мира, "переключая" на себя. Психологическая невозможность совладать с желанием насытиться новой информацией и есть Интернет-зависимость.
Значительную группу среди людей, которые могут характеризоваться той или иной степенью зависимости от интернета, составляют школьники.
По наблюдениям педагогов и родителей это вызывает значительные проблемы, связанные с успешной социализацией детей, их физическим и психическим здоровьем.
К причинам, приводящим к Интернет-зависимости, относятся:
недостаточное внимание родителей;
неуверенность в себе;
недостаток общения со сверстниками, друзьями, близкими;
отсутствие увлечений и хобби, не связанных с сетью Интернет
и компьютером.
Для подростков Интернет-пространство обладает чертами, неосознанно привлекающими их внимание:
иллюзия вседозволенности и безнаказанности;
насыщение чувства взрослости;
возможность самореализации;
удовлетворение коммуникативных потребностей;
игры, игровая деятельность.
Перечисленные выше потребности, легко могут быть решены
при помощи Интернета, что так сильно прельщает детей и подростков и создает риск формирования у них зависимости от Интернета.
Как результат Интернет-зависимости, у ребенка появляется навязчивое желание проверить свои социальные сети, он постоянно испытывает желание выйти в Интернет. Если выход во всемирную сеть по каким-то причинам невозможен, это вызывает чувство тревожности. Ребенок проводит все больше свободного времени в Интернете, снижается аппетит, происходит нарушение сна, возникает эмоциональная нестабильность, проявляется гнев
при принудительном отключении гаджетов или компьютера.
Интернет-зависимость способствует формированию целого рядя психологических проблем:
конфликтное поведение;
хронические депрессии;
предпочтения виртуального пространства;
трудность адаптации в социуме.
Дети, зависимые от Интернета, не смогут стать полноценными
и психологически здоровыми членами общества, это и становится причиной девиантного поведения.
Актуальность темы: В наше время интернетом пользуется основная часть населения, в том числе и подростки. Но так ли он полезен для учащихся? Чему именно в интернете отдают предпочтение школьники, сколько времени проводят в интернете, контролируют ли родители время, проведенное
в интернете детьми, и как увлеченность интернетом влияет на психику учащихся, формируя качества девиантного поведения? Эти вопросы я ставила перед собой при выполнении этой работы. Исследования проводились среди учащихся 9 классов школы МБОУ СОШ с. Хрущевка.
Цель: Изучить влияние интернета на возникновение девиантного поведения у подростка.
Задачи:
Изучить количество потребителей интернета среди 9 классов,
а также количество времени, проводимое в интернете.
Исследовать проблему увлеченности школьниками интернетом.
Определить меры предотвращения Интернет-зависимости.
Гипотеза: Интернет, как полезен, так и вреден для школьников. Он может влиять положительно и отрицательно. В общеобразовательном учреждении МБОУ СОШ с. Хрущевка подходящие условия для решения этических проблем Интернет-зависимости учащихся с девиантным поведением, что способствует более успешной их адаптации.
План работы:
Выбор темы проекта.
Определение цели и задач.
Изучение литературы и других источников по данной теме.
Выбор методики исследования.
Проведение исследования.
Обработка результатов и выводы.
Практическое применение результатов исследования.
Подготовка доклада, презентации.
Практическая часть
В ходе работы опрошены учащиеся 9 классов МБОУ СОШ с. Хрущевка. Им было предложено ответить на вопросы теста.
Всего было опрошено 64 человека. Из них:
Учащиеся без признаков девиантного поведения |
Учащиеся с признаками девиантного поведения |
53 |
11 |
Первый социальный опрос.
Вопросы теста:
Как Вы считаете, нужен ли Вам Интернет?
Как часто Вы проводите время в сети?
Контролируют ли родители время, которое Вы проводите
в Интернете?
Как часто окружающие говорят Вам, что Вы много времени уделяете Интернету?
Вам комфортнее в виртуальной жизни или в реальной?
Мешает ли Интернет учебе?
Возникают ли у Вас возмущения, когда родители запрещают долго находиться в Интернете?
Чему Вы отдаете большее предпочтение?
социальные сети, общение в них;
сетевые игры;
учеба;
другое.
Вы предпочитаете провести время в Интернете или пойти прогуляться с друзьями?
Как часто у Вас проявляется злость, когда в сети что-то
не получается (например: победить в игре или выйти на связь
с оппонентом и т.д.)?
Результаты тестирования:
Учащиеся без признаков девиантного поведения (47 человек) ответили:
Всем нужен Интернет.
Выходят в Интернет по необходимости.
Чаще всего родители контролируют время, проведенное
в Интернете.
Окружающие почти не говорят о времени, проведенном
в Интернете.
Им намного комфортнее в реальной жизни.
Интернет не мешает их учебе, наоборот помогает.
У них не возникают возмущения при запрете родителей на долгое нахождение в Интернете.
Большее предпочтение они отдают общению в социальных сетях
и учебе.
Предпочитают провести время, гуляя с друзьями.
Они редко злятся, если у них что-то не получается. Пытаются быстро решить возникшую проблему.
Учащиеся с признаками девиантного поведения (11 человек) и несколько учащихся с социально-приемлемым поведением (6 человек) ответили:
Всем нужен Интернет.
Они проводят большую часть времени в Интернете.
Родители не контролируют время, проведенное в Интернете.
Окружающие часто замечают, что много времени уделено Интернету.
Им легко и в реальном мире, и в виртуальном мире.
Но виртуальный более разнообразен и увлекателен.
Интернет отвлекает их от учебы, при этом снижается успеваемость.
У них не возникают возмущения, так как родители не следят
за временем, проведенным в Интернете.
Большее предпочтение отдают социальным сетям и играм.
Иногда предпочитают провести время в Интернете, а иногда
с друзьями.
Злятся, когда в Интернете у них что-то не получается.
Второй социальный опрос.
Вопросы теста:
1. Сколько времени в день Вы тратите на посещения сайтов интернета?
a) До 2ч.
b) От 2 ч. До 4 ч.
c) Более 4 ч.
2. Какой сайт Вы посещаете чаще всего?
a) Одноклассники
b) Вконтакте
c) Майл
d) Онлайн игры
e) Свой вариант
3. С какой целью Вы находитесь на сайте?
a) Общения
b) Знакомства
c) Игры
d) Поиска информации
e) Свой вариант
4. Как долго Вы можете не заходить на сайт?
a) Не более 1 дня
b) От 2 дней до 7 дней
c) Более 7 дней
5. Считаете ли Вы себя зависимым от сайта?
a) Да
b) Нет
c) Затрудняюсь ответить
Ответы на второй социальный опрос:
Из ответов детей можно сделать вывод, что все подростки с девиантным поведением имеют склонность к Интернет-зависимости, что влечет за собой этические проблемы общения в Интернете, а так же склонность к Интернет-зависимости проявляется и у нескольких учащихся с социально-приемлемым поведением. Значительную роль здесь играет недостаточность внимания со стороны родителей. Подростки данной категории очень много времени проводят в Интернете, иногда замкнуты, и им проще жить в виртуальной жизни, а иногда общение у них может вызывать раздражение, которое влечет эмоциональную неустойчивость.
Как мы видим, Интернет-зависимость оказывает негативное влияние на развитие подростков, поэтому им необходима помощь взрослых в решении данной задачи.
Чтобы решить данную проблему, нужно:
Провести беседу с родителями ребенка.
Поговорить с ребенком и указать ему на то, что лучше всего повлияет на его дальнейшую судьбу.
Попытаться внедрить в ребенка мысль о другой зависимости, например: любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, творческие интересы.
Попытаться объяснить ребенку, что уход в виртуальный мир
не выход. Лучше всего искать друзей в реальном мире, и тогда он будет не один, ему будет проще адаптироваться в социуме.
Указать ребенку на более четкие взгляды на жизнь.
Иногда, чтобы решить проблемы психологического расстройства у подростка, в общеобразовательном учреждении их ставят на внутришкольный учет.
В нашей школе:
Оказывается психологическая и педагогическая помощь подросткам, особенно подросткам с отклоняющимся поведением.
Выявляются семьи, находящиеся в социально опасном положении
и оказывается им помощь в обучении и воспитании детей.
Дети и подростки, стоящие на внутришкольном учете каждый год проходят профилактические занятия с педагогами, психологом. Я думаю, что тема Интернет-зависимости обязательно должна подниматься на таких профилактических занятиях. Тогда, возможно, эта проблема, как и этические проблемы Интернет-зависимости решаться будут намного быстрее.
Рекомендации подросткам:
Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Жизнь - это освоение, расширение и преображение реальности внутренней и внешней. Таким путем человек становится совершенней.
Определите свое место в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте легких способов достигать цели. Бесплатный сыр – только в мышеловке!
Интернет или компьютер – лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.
Ставить виртуальные цели – нельзя! Это путь в никуда.
Наполняйте свою жизнь положительными событиями, поступками.
Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».
Научитесь контролировать собственное время в Интернете,
за компьютером.
В нашей школе в ходе исследования, также можно сделать вывод о том, что среди 9 классов Интернет-зависимость не имеет критического значения.
Только у 27% из 100% (17 человек из 64) проявляется зависимость
к Интернету. Этот показатель ниже среднего и он неплохой для подростков 15-16 лет. Но все подростки с отклоняющимся поведением занимаются в кружках, секциях по интересам, участвуют в олимпиадах, конкурсах.
Излишнее увлечение Интернетом может иметь отрицательные последствия, как для физического, так и для психического здоровья.
Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Ребенок может не замечать, как много времени тратит
на Интернет, как отдаляется от друзей, забывает поесть. В свою очередь психологическая зависимость менее заметна для человека. Но она все равно присутствует.
По мнению психологов, обычно зависимости от Интернета подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или
от природы застенчивые. Интернет дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции.
В ходе исследования были определены особенности девиантного поведения и Интернет-зависимости как одной из его форм, проанализированы особенности развития социальных эмоций у подростка, в результате чего можно сформировать вывод о том, что социальные эмоции подростков с Интернет-зависимостью отличаются от социальных эмоций сверстников с социально – приемлемым поведением.
При анализе были сделаны следующие выводы:
Низкий уровень саморегуляции, самопознания, самомотивации свидетельствует об общем низком уровне социального интеллекта подростков с Интернет-зависимостью, результаты доказывают,
что подростки с отклоняющимся поведением не приспособлены
к нормальной жизни в обществе, имеют сниженную способность
к адаптации и преодолению жизненных трудностей.
Показатели отрицательных эмоций у Интернет-зависимых
в несколько раз превышают показатели независимых подростков. Гнев и злость испытывает большее количество Интернет-зависимых подростков.
Интернет-зависимые подростки имеют низкий уровень самосознания. Следовательно, подростки с Интернет-зависимостью не осознают себя в качестве субъекта деятельности, у них
не складывается «Образ Я», не сформированы эмоционально – ценностное отношение к себе и саморегуляция поведения.
Отсюда следует вывод, что существует взаимосвязь между агрессивным поведением и Интернет – зависимостью.
Также можно сделать вывод о том, что Интернет – зависимость провоцирует развитие психических, поведенческих и личностных расстройств и является актуальной проблемой психологии на сегодняшний день.
Список использованных источников и литературы
ru.m.wikipedia.org
science-education.ru
moluch.ru
Книга автора Адама Алтера «Не оторваться! Почему наш мозг любит все новое и так ли это хорошо в эпоху интернета»
«Существует ли интернет-зависимость и болезнь ли это?» Отрывок из книги Шэрона Бегли «Не могу остановиться»