Спорт – важнейший помощник в учебе

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2021

Спорт – важнейший помощник в учебе

Шверт И.С. 1
1МАОУ Казанская СОШ
Кауц Т.А. 1
1МАОУ Казанская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современные дети растут и развиваются в такое время, когда компьютеры, телефоны, ноутбуки и прочие гаджеты притягивают их внимание, удерживая перед монитором. Вследствие этого, вместо прогулок, занятий спортом, дети проводят время, сидя за телевизором, телефоном, компьютером. Такой образ жизни мешает нормальному физическому развитию детей и наносит вред здоровью.Школьная программа, конечно, предусматривает уроки физкультуры, но ученые полагают, что их явно недостаточно. Поэтому занятия спортом детям просто необходимы.

Как правило, в большинстве случаев при выборе занятия для досуга ребёнка, главное слово остаётся за родителями. Очень часто это решение бывает не в пользу спорта. Родители среди отрицательных моментов в занятиях спортом чаще всего называют возникновение возможных проблем с успеваемостью ребёнка в связи с регулярными тренировками. С другой стороны, ученые утверждают, что физическая активность способствует лучшей успеваемости. Столкнувшись с противоречием, мне захотелось более подробно рассмотреть данный вопрос.

Целью данной работы является исследованиевлияния занятий спортом на учебную деятельность.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Изучить литературу о значимости спорта.

Изучить влияние занятий спортом на здоровье, характер и успеваемость школьника.

Изучить значение спортивных секций в жизни школьника.

Проанализировать успеваемость одноклассников, занимающихся спортом.

Изучить значение режима дня в рациональном использовании школьником свободного времени.

Проанализировать результаты анкет родителей и одноклассников.

Составить рекомендации «Как заниматься спортом без вреда для успеваемости».

Ознакомить родителей и учащихся нашего класса с результатами исследования.

Использованы соответствующие методы исследования:

Подбор и анализ литературы.

Беседа.

Анкетирование

Объект исследования – увлечение спортом.

Предмет исследования – влияние занятий спортом на успеваемость школьника.

Гипотеза: предположим, увлечение спортом не является препятствием для хорошей учёбы в школе.

Практическая значимость: дать рекомендации школьникам, занимающимся в спортивных секциях, по организации времени. Информация, полученная в ходе исследования, поможет пропагандировать спорт и здоровый образ жизни среди одноклассников.

Глава 1. Спорт и школа

1.1Что такое спорт.

Слово «спорт» родилось давно во Франции. И произносилось оно «депорт», что значит «развлечение», «забота».

В Англии это слово стали произносить по – своему: «диспорт», а потом отбросили первые две буквы. Получилось «спорт». Более 100 лет назад слово «спорт» попало в Россию. Сначала в России спортом называли коллекционирование марок, игру в домино, разведение домашних животных и рукоделие. Позднее -  только такие физические упражнения, которые помогают укреплять здоровье, делают человека сильным, смелым, ловким и выносливым.

В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова написано: «Спорт – составная часть физической культуры – комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма». В мире насчитывается около 500 видов спорта. Спорт, как правило, профессия, а физическая культура – развлечение, хотя спорт и начинается с занятий физкультурой.

 Спорт – это сила, здоровье, успех и хорошее время провождение, помогает завести новые знакомства, даже помогает определиться с выбором будущей профессии. Многие остаются в спорте и продолжают в нем свою карьеру, добиваясь огромных успехов, даже на мировом уровне.

Физкультура и спорт позволяют человеку иметь в "здоровом теле - здоровый дух". В самом деле, для полноценной умственной деятельности, для хорошего самочувствия необходимо быть здоровым. Больной человек и чувствует себя неважно, работает соответственно.

Каждый в спорте находит что – то для себя. Одни считают, что это яркое и красочное зрелище, захватывающий спектакль, другие – средство общения, физического совершенствования и укрепления здоровья. Третьи избирают спорт, чтобы не оказаться в дурной компании. Это относится к подростковому возрасту. Жизнь молодежи не мыслима без спорта.

На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива. Уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у детей таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность. Приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании этих навыков в жизни, запоминают правила закаливания организма и требования гигиены. Развиваются внимание, наблюдательность, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности.

Спорт в жизни школьника

Большинство современных людей предпочитают вести малоподвижный или сидячий образ жизни. Это отрицательно может сказаться не только на их физическом, но и моральном состоянии. Мышцы такого человека становятся очень дряблыми, увеличивается аппетит, угасает жизненный тонус и падает настроение, и даже возникает депрессия. Малоподвижный образ жизни - одна из основных причин возникновения сердечнососудистых заболеваний. Особенно нуждается в движении растущий организм, а современные дети проводят в школе много времени за партой, а дома, опять же сидя, у телевизора или за компьютером. Школьная программа, конечно, предусматривает уроки физкультуры, но ученые полагают, что их конечно недостаточно. А вот если ребенок посещает еще и спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Поэтому детям очень необходимы занятия спортом.

Занятия спортом укрепляют нервную систему, совершенствуют органы чувств, нормализуют вес тела. Другими словами они положительно воздействуют на все системы и органы тела человека. Когда мы двигаемся усиленно, работают все наши мышцы. К работающим мышцам увеличивается приток крови и поэтому активируется работа сердца. Важно, чтобы мышечные нагрузки были систематическими. Тогда спорт будет способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма, всестороннему физическому развитию и особенно развитию выносливости, быстроты и силы, формированию правильных двигательных навыков, которые необходимы для учебной жизни, для здоровья.

Спорт – это сочетание физических и эмоциональных нагрузок. Поэтому занятия спортом дают ребенку возможность лучше управлять не только своим телом, но и характером. Недаром, спортивный характер – это выносливость, целеустремлённость и дисциплина.

Ещё К.Д. Ушинский, великий русский педагог, писал, что «Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения». Также считают исследователи из Дании: «Физически активные дети лучше успевают в школе, чем те, кто мало двигается». Эксперты пришли к выводу, что чем более физически активен школьник, тем лучше его отметки. Ученые провели 14 исследований с участием 12000детей в возрасте 6-18 лет. По их мнению, хорошей успеваемости у физически активных детей способствует улучшение кровообращения в головном мозге. Это приводит к повышению уровня гормонов, которые помогают бороться со стрессом и улучшают настроение, а также к образованию новых нервных клеток и связей между ними. Влияние физической активности на успехи в учебе доказывает и неврологи Университета Иллинойса (США). Ученые зафиксировали, что после физических нагрузок эффективность работы мозга у школьников значительно повышалась, и они успешно выполняли тестовые задания по математике, чтению и правописанию даже в шумной обстановке и при прочих условиях, обычно мешающих учебе.

У современных школьников очень большая физическая нагрузка, и на активное занятие спортом остается немного времени. В связи с этим свободное время следует разумно, по возможности равномерно по дням недели, распределить так, чтобы его хватило и на учебу, и на спорт.

Но какому виду спорта отдать предпочтение? Специалисты советуют, чтобы дети младшего школьного возраста занимались плаванием, ведь оно развиваету них смелость, настойчивость, решительность, дисциплинированность. Дети, занимающиеся плаванием, реже болеют простудными заболеваниями. Из других видов спорта младшим школьникам подходят занятия в группах начальной подготовки по фигурному катанию, теннису, акробатике, художественной гимнастике, бадминтону.

1.3. Спорт в моей жизни.

Наверное, все мамы и папы мечтают, чтобы их дети выросли и стали гармонично развитыми личностями. Поэтому некоторые родители задумываются, в какой кружок или секцию записать своего ребёнка. Меня в своё время мама записала на секцию футбола, потому что я с раннего детства люблю игры с мячом. Я занимаюсь футболом с детского сада. С первых тренировок футбол стал для меня любимым занятием.

Учителя и родители часто напоминают нам, детям, что здоровье надо беречь смолоду. Хорошее здоровье обеспечивается занятиями физической культурой, соблюдением режима дня и питания, ведением здорового образа жизни. Доктора считают, что ребенок школьного возраста должен двигаться не менее 60 минут в день.

Футбол развивает скорость, сообразительность, точность реакции и выносливость. Футбол является командной игрой и развивает сплоченность и командный дух.

Я занимаюсь футболом в детско-юношеской спортивной школе уже четвёртый год. Тренировки проходят четыре раза в неделю, по полтора часа. Это большой труд, который под силу не каждому. На тренировках мы разминаемся: бегаем, выполняем прыжки, упражнения на развитие физической силы, а так же выполняем тренировку непосредственно с мячом. Вначале было немного сложно, движения были неуклюжими, мне было трудно удерживать своё тело в равновесии. Но благодаря общему упорству и терпению, я смог преодолеть сложности, постепенно развилась уверенность, ловкость и быстрота движений. С ранней весны до поздней осени мы гоняем мяч на стадионе, что способствует закаливанию организма. А зимой я занимаюсь футболом в крытом зале спортивного комплекса.

С первых тренировок футбол для меня и других ребят стал любимым занятием. Наша команда «Маяк» принимает участие в различных соревнованиях по футболу. Мы часто играем с командами из с. Бердюжье, г. Голышманово, г. Ишима, г. Омска.

Чем больше я занимаюсь, тем больше мне нравится футбол.

Многие спрашивают, полезно ли занятие футболом? Медики всех стран, конечно же, ответят вам: «Да»! По утверждению медиков, польза занятий футболом действительно велика. Регулярные тренировки могут способствовать постепенному улучшение общего состояния здоровья человека, повышению иммунитета, укреплению мышц, укреплению сердечнососудистой системы и т.д.

Через 3 года занятий футболом, я проанализировал свои успехи:

Улучшилась координация движений;

Увеличилась физическая сила;

Ушёл лишний вес;

Появилось чувство уверенности в себе, собранность, организованность и выносливость;

Занятие футболом реально помогает избавиться от регулярных простудных заболеваний.

До занятий футболом у меня были проблемы со здоровьем. Слабый иммунитет, частые простудные заболевания. Сейчас я стал реже болеть.

Таким образом, футбол стал для меня частицей моей жизни. Он даёт мне здоровье, уверенность в себе, а также вдохновляют меня, повышает настроение.

Занятие футболом не мешает учебе. Наоборот, я научился ценить время. Научился жить по режиму дня. Придя с тренировки, я с удовольствием сажусь за уроки. В школе я учусь хорошо, всё успеваю.

В заключение сделаю несколько выводов о пользе футбола для здоровья человека:

• Улучшение общего физического состояния человека;

• Улучшение состояния сердца и легких;

• Увеличение массы и тонуса мышц;

• Возможность управлять своим весом;

• Укрепление костей и снижения риска остеопороза;

• Выработка чёткой координации движений

На эмоциональное состояние человека футбол влияет следующим образом:

• Улучшение эмоционального состояния в целом;

• Повышение самооценки;

• Восприятия жизни с совершенно новых положительных сторон;

• Повышение уверенности в себе и самоуважения;

• Новые знакомства, социальные связи и перспективы.

Глава 2. Исследование «Спорт в нашем классе»

2.1. Успеваемость наших спортсменов

Исследование: «Успеваемость наших спортсменов»

Цель: изучить успеваемость моих одноклассников, занимающихся спортом.

На примере моих одноклассников, я решил доказать, что занятия спортом не испортили картину успеваемости наших спортсменов, а даже, наоборот, улучшили.

Для начала, предложил одноклассникам ответить на вопросы:

Занимаешься ли ты спортом?

В каких секциях ты занимаешься?

Результаты представлены в таблице №1

Таблица № 1. «Спорт в нашем классе»

Кол-во детей в классе

Занимаются футболом

Занимаются танцами

Занимается

Карате

Не занимаются спортом

25 человек

5

4

1

15

Вывод: мы видим, что большинство детей не занимаются спортом.

Шесть ребят посещают данные секции с 1 класса, а 4 учащихся посещают секции со 2 класса. Какова же успеваемость тех ребят, которые ведут активный образ жизни? Данный результат представлен в таблице № 2

Таблица № 2. «Анализ качества успеваемости учащихся 2 «г» класса,

посещающих спортивные секции,

за 2019-2020 и 2020-2021 учебные годы»

п/п

Фамилия, имя

учащегося

Качество успеваемости

1 класс

2 класс

1.

Шверт Иван

Не аттестовывались

отличник

2.

Новичков Михаил

 

отличник

3.

Штайнбрехер Михаил

 

отличник

4.

Ананьин Александр

 

ударник

5.

Хевролин Анатолий

 

ударник

6.

Осипенко Варвара

 

отличница

7.

Первухина Лера

 

отличница

8.

Абронина Даша

 

отличница

9.

Сухачева Полина

 

ударница

10.

Первушин Арсений

 

ударник

Вывод: успеваемость моих одноклассников, занимающихся спортом, высокая (кстати, среди тех ребят, кто не занимается спортом, отличников нет)

2.2 Режим дня

Тренировки каждого из учащихся проходят по 3 раза в неделю, продолжительностью по 1,5-2 часа

Как же ребята справляются с учебой, тренировками и выполнением домашних заданий?

В беседе с одноклассниками выяснилось, что каждый из них соблюдает режим дня. Правильно составленный режим дня помогает управлять временем, и тогда его хватит и на учебу, и на любимое занятие (рекомендации по составлению режима дня, приложение 3)

Вывод: таким образом, чтобы занятия спортом не мешали, а помогали учиться, необходимо составить и соблюдать режим дня. Это позволит правильно организовать свое время, чтобы быть успешным в учебе и с пользой для здоровья проводить свободное время.

Используя личный опыт и опыт своих одноклассников, я составил правила, которые пригодятся кому-нибудь из ребят в будущем (приложение 2).

Заключение

Детский спорт - это будущее страны. Занятия спортом помогают стать детям физически сильней, выносливей, вырабатывают дисциплинированность. Увлечение спортом делает жизнь школьника еще интересней: появляются новые друзья, увлеченные общим делом, расширяется кругозор.

Считаю, что спорт учёбе не помеха. Наоборот, чем больше ребёнок двигается, занимается активным спортом, тем активнее растёт и тем лучше развивается головной мозг, поэтому спорт положительно влияет на успеваемость, дисциплинирует человека в учебе. А благодаря спорту можно многого добиться в жизни, ведь он даёт железную волю и решимость, и там, где другой человек сдастся, спортсмен дойдет до конца.

Проведенное исследование подтверждает гипотезу о том, что увлечение спортом не является препятствием для хорошей учёбы в школе, а становится помощником в учёбе, а также доказывает необходимость наличия режима дня: правильно распределив своё время, можно успешно совмещать тренировки и учёбу.

Мне очень хотелось бы, чтобы мое исследование помогло ребятам и хорошо учиться, и заниматься любимым видом спорта.

Список использованной литературы

"Здоровье школьника" № 3, 2009, с. 84-87

"Физическая культура: воспитание, образование, тренировка" №3 2005.

Безруких М.М, Ефимова С.П. Как помочь хорошо учиться? М., 2003.

4. http://sosh2046.ru/archives/2106 «Распорядок дня школьника»

Приложение 1

Результаты ответов учеников на вопрос

«Чем бы ты хотел заниматься в свободное время?»

Приложение 2

Памятка «Как заниматься спортом без вреда учебе»

Чтобы не вызывать переутомление, посещай не более двух секций или кружков.

Лучше всего, если дорога до кружка, секции занимает не очень много времени и не связана с трудностями, например, если приходится долго ждать транспорта или необходимо делать пересадку по пути к кружку.

Домашнее задание, или хотя бы его большую часть, лучше выполнить до тренировки.

Соблюдай режим дня.

Помни! Чем больше дел ты запланируешь, тем больше успеешь сделать.

Распрощайся с ленью: и спорт, и учеба не выносят лентяев.

Приложение 3

Режим дня школьника – спортсмена.

Режим дня спортсмена – это распределение приемов пищи, тренировок, времени на восстановление и основную деятельность в течение суток. При составлении режима дня спортсмена, прежде всего, нужно ориентироваться на основную (учебную) деятельность.

Вторым по значимости аспектом является тренировка. Лучшее для нее время, это между двумя приемами пищи. Начало тренировки планируется через 40-60 мин после одного, окончание – за 40-60 мин до следующего приема пищи. Это позволит организм наполнить энергией для проведения занятий и питательными веществами для восстановления после нагрузок.

Третьим аспектом является питание спортсмена. Весь рацион необходимо распределить на 4-5 приемов пищи, что позволит организму получать нужные вещества в течение всего дня. При составлении спортивного питания нужно руководствоваться следующими принципами:

1. Лучше меньше, но чаще, чем больше и реже.

2. Рацион должен быть сбалансированным: содержать в достаточном количестве белки, жиры, углеводы, а также витамины и минералы.

3. Продукты не должны содержать канцерогенов, консервантов и др вредных веществ.

4. Обязательно потреблять достаточное количество воды.

Важным аспектом в режиме дня является восстановление. Под этим понятием понимается не только сон, который должен быть не менее 7-8 часов, но и психологический отдых от занятий спортом. Итак, старайтесь ложиться спать пораньше и не на полный желудок. Между ужином и сном должно пройти не менее 2-ух часов. Если есть возможность небольшого сна в дневные часы – не пренебрегайте этим. Что касается психологического отдыха, то тут подойдут прогулки на свежем воздухе. Чтение литературы, сеансы аутотренинга, походы в театр. Другие увлечения и смена деятельности, не связанная со спортом.

Просмотров работы: 42