Введение
В детстве для каждого из нас новая игрушка – это главное счастье. Наша жизнь с ней становится интереснее, увлекательнее и насыщенней. При помощи игрушек мы не только интересно проводим свободное время, веселимся, но и познаём окружающий мир. Кроме того, мы получаем массу новых знаний и навыков. Играя в игры, мы хотим проводить время с пользой и увлечением.
Моё самое любимое увлечение – это собирание конструкторов LEGO. Конструируя различные модели, мне стало интересно узнать, кто и когда создал такую полезную игрушку, как LEGO влияет на развитие детей, а главное постараться самому создать модель робота.
Поэтому захотел провести исследование на тему: «Лего - это развлечение или обучение?»
Цель исследования - определение полезности конструктора LEGO для детей. Доказать, что играя в «Лего», можно многому научиться. Рассказать ребятам, как это увлекательно и интересно не только собирать модель по готовому чертежу, но и придумывать самому!
Задачи исследования:
1. Изучить историю возникновения конструктора LEGO,
2. Доказать развивающие свойства конструктора LEGO,
3. Попытаться самому сделать эскиз робота.
Гипотеза исследования - LEGO-конструирование – это не просто игра, а серьезное занятие, помогающее детям ощутить себя настоящими изобретателями.
Объект исследования - конструктор LEGO.
Предмет исследования - влияние LEGO на развитие детей.
Методы исследования: сбор информации, наблюдение, анкетирование, анализ полученной информации.
Глава 1. История возникновения LEGO-конструктора
1.1. История конструктора LEGO
В настоящее время на рынке игрушек для детей разного возраста представлено много товаров популярных и малоизвестных фирм. Самым популярным товаром на таких прилавках являются игрушки торговой марки LEGO. Он появился на родине всемирно известного автора сказок для детей и взрослых Ганса Христиана Андерсена в Дании.
Отцом конструктора «LEGO» является датский плотник Оле Кирк Кристиансен, который в 1932 году запустил небольшое предприятие, которое занималось выпуском деревянных лестниц, гладильных досок. Параллельно он занялся производством деревянных игровых кубиков, увидев, как его сын Готфрид с удовольствием мастерил кубики из обрезков досок. Эта идея помогла ему добиться финансового успеха.
Спустя 2 года эта компания стала заниматься исключительно выпуском детских игрушек. В 1934 году на благо компании трудилось всего лишь семь человек. [1]
Главной задачей этой компании было создание игрушек развивающих воображение, изобретательность и творческие способности детей. В маленькой столярной началась гигантская империя игр под названием Лего. Оле Кристиансен поставил качество во главу угла. На стене помещения мастерской висела табличка «Только лучшее – достаточно хорошо». Сегодня эта фраза применима к каждой новой разработке Лего.
Название LEGO произошло от слов «Leg» и «Godt»,что означает с латинского языка « я складываю», «я учусь». Сначала детали Лего делали из дерева, позже – из нетоксичной пластмассы. Lego расширилось до производства пластмассовых игрушек в 1947. Кубики стали пластмассовыми с идентичными штырьками, что дало возможность соединять их друг с другом. Окончательный вариант кирпичика Lego был запатентован 28 января 1958. Кирпичики того года совместимы с современными.
После смерти Оле Кирка Кристиансена в 1958 году, компанию возглавил его сын Готфрид, который с большим усердием продолжил дело отца и вывел компанию на международный уровень, расширив ассортимент игрушек: лего-поезд, кукольный домик, корабль, фигурки «Семья Лего» и многое другое. [4]
На сегодняшний день компания LEGO производит наборы для мальчиков и девочек. В наборы входит множество деталей и даже фигурки людей, животных, колёса и так далее. Существуют наборы, в которые входят электродвигатели и различного рода датчики.
Продажа таких конструкторов была очень успешной, и потому кубики получили запатентованное название «кубики LEGO». Производство легкосоединяемых элементов было невероятно успешным. Впоследствии кубики LEGO выпускались в комплектах, которые были построены по особой системе игры.
Каждый набор был нужен для строительства тех или иных помещений, транспортных средств или других окружающих нас в реальной жизни предметов. Новая система перемычек и штырьков позволила создавать точные и прочные модели, и детям было намного интереснее играть с ними.
В настоящее время ассортимент LEGO настолько разнообразен, что каждый сможет подобрать для себя несколько наборов по вкусу. Бренд LEGO служит гарантией качества и оригинальности.
Один из основных принципов компании – все наборы должны быть совместимыми между собой. Инструкции LEGO дают лишь базовую установку и следовать им совсем не обязательно.
В 2014 году компания LEGO стала мировым лидером по производству игрушек.
1.2. LEGO и творческие способности детей
Из первого параграфа узнали, что конструктор LEGO занимает одно из главных мест среди детских игрушек и пользуется невероятной популярностью. Кроме того, LEGO настоящий помощник в развитии и обучении детей.
С помощью конструктора легко и эффективно реализуются следующие задачи:
развивается мелкая моторика рук
Любое конструирование предполагает разнообразные манипуляции руками. Годовалый малыш учится строить пирамиду из кубиков, тренируя координацию и ловкость маленьких пальчиков. Шестилетний ребенок возводит достаточно сложные конструкции из разных по форме и размеру деталей. Всё это требует активной работы рук. Развитие же мелкой моторики напрямую связано с развитием.
обогащается речь
С помощью конструктора совершенствуется речь ребёнка. Например, возьмем обыкновенный набор деталей, из которого можно построить. Благодаря участию взрослого человека ребёнок узнает новые слова (формы, названия строительных материалов, деталей) и их характеристики. Он учится правильно применять понятия в речи, составлять предложения или рассказы.
развивается мышление
Собирание из частей целого требует сложной мыслительной деятельности. Чтобы получилось логически правильно законченное произведение, нужно хорошенько подумать при конструировании.
развивается воображение
Из деталей конструктора ЛЕГО можно собрать своё неповторимое творение: домик для медведя, гараж для машинки, необыкновенный мост. Придумывать что-то новое из однотипных кубиков, кирпичиков, бревнышек – это очень интересно и полезно.
развитие внимания
Только при внимательном изучении инструкции можно правильно собрать модель. Иногда даже незначительное отклонение от задачи может испортить весь замысел. Нередко ребёнку приходится переделывать, исправлять, корректировать уже собранное сооружение.
развитие познавательного интереса
Это одно из важных предназначений ЛЕГО-конструктора. Умение из частей собирать целое непременно пригодится в будущем. Например, при ремонте автомобиля.
художественно-эстетическое развитие
Данное развитие реализуется при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, когда может использоваться не только конструктор, но и бумага, карандаши, бросовый материал для создания целостного образа произведения. [3]
Детский конструктор благодаря своей цветовой привлекательности, разнообразию форм и размеров позволяет в игровой форме познавать окружающую действительность. Готовый результат приносит удовлетворение и желание играть дальше. Таким образом, развивающие возможности детского ЛЕГО-конструктора безграничны.
1.3. Правила выбора конструкторов
Как правильно подобрать конструктор? Подобрать конструктор для ребёнка несложно. Необходимо знать, что все игрушки чётко разделены на четыре группы.
Первая группа – для дошкольников. Начальный возраст, который позволяет играть с Lego – два года. Такая группа обозначена зелёной отметкой.
Вторая группа – конструкторы для малышей 4 лет. Определить её можно по наличию жёлтого цвета.
Третья группа – игрушки для детей, достигших пятилетнего возраста, и старших, которые отдают предпочтение приключенческому сюжету.
К четвёртой группе относятся игрушки, оформленные в чёрных тонах. Эти игры подходят тем, кто увлекается компьютерным программированием, и собрал не один Lego. Начинать практиковаться в сборе чёрной секции можно с семилетнего возраста.
Конструкторов сейчас выпускают великое множество. Поэтому необходимо знать нескольких правил при выборе конструктора.
Правила для родителей.
1. Детали конструктора не должны травмировать пальцы ребёнка.
2. Материал, из которого сделан конструктор, не должен вызывать у ребёнка аллергию.
3. Чем больше вариантов сборки у конструктора - тем лучше.
При условии соблюдения этих простых правил конструктор будет играть развивающую роль. Таким образом, развивается мышление, воображение, память, ребёнок учится проектировать, а затем сам воплощает свои идеи в жизнь.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Анкетирование в классе
В наше время основным увлечением большинства детей являются компьютерные игры. Мне стало интересно, а много ли моих сверстников увлекаются конструктором LEGO. Составил анкету на тему «LEGO» и провёл опрос среди учащихся своего класса. Всего приняло участие 22 ученика. Получились следующие результаты.
1 вопрос |
Сладкая конфета |
Детский конструктор |
Фирма детской одежды |
Не знаю |
LEGO- это |
0 |
22 |
0 |
0 |
2 вопрос |
Да, знаком |
Нет, не знаком |
Ты знаком с конструктором LEGO? |
22 |
0 |
3 вопрос |
Да |
Нет |
Знаешь ли ты, кто придумал LEGO? |
12 |
10 |
4 вопрос |
Да |
Нет |
Считаешь ли ты LEGO бесполезным занятием? |
1 |
21 |
5 вопрос |
Только для мальчиков |
Только для девочек |
Для мальчиков и девочек |
Конструктор LEGO бывает |
0 |
0 |
22 |
6 вопрос |
Да |
Нет |
Можно ли создать новую модель из разных конструкторов? |
22 |
0 |
7 вопрос |
Да |
Нет |
Есть ли у тебя конструктор LEGO? |
16 |
6 |
8 вопрос |
Да |
Нет |
Нравится ли тебе его собирать? |
18 |
4 |
Анализ анкеты показывает, что все одноклассники знают, что такое конструктор LEGO, а некоторые даже историю его возникновения. По результатам опроса видно, что многие ребята увлекаются конструированием, и это занятие им очень нравится. Конечно, есть те, кому это не интересно, но это малая часть, которая составляет 5%. Поэтому можно сделать вывод, что конструктор LEGO - полезная и интересная игрушка. Я бы посоветовал всем родителям подарить его своим детям не только в качестве игры, а в первую очередь для развития воображения, творчества и мышления.
2.2. Лего в моей жизни
Легоконструированием я занимаюсь уже несколько лет. Началось всё с собирания пазлов, которыми я увлёкся в три года и часами мог сидеть над ними. Это было увлекательное и интересное занятие.
Однажды в магазине меня привлекла небольшая коробочка с нарисованной на ней машинкой. Родители мне её купили. С этого дня и началось моё удивительное и интересное путешествие в мир LEGO.
Вернувшись домой и,открыв коробку, я не ожидал увидеть в ней просто кучку деталей. Но папа помог мне собрать из них машинку при помощи инструкции, входящей в комплект набора. Это было неожиданно и очень интересно. С тех пор, когда меня спрашивали взрослые, что я хочу получить в подарок, мой ответ был прост– LEGO.
Вначале родители покупали маленькие наборы (машинки, тракторы, самолётики и мотоциклы), которые мы собирали вместе с папой, а потом я начал пробовать конструировать сам. Позже конструкторы стали сложнее (военные базы, космические и морские корабли, различные станции и др.). Их сборкой я старался заниматься сам, но если не получалось, папа всегда был рядом.
На все праздники мне дарили LEGO, и я был этому очень рад. Эти новые конструкторы я собирал с большим удовольствием, а старые, которыми уже не играл, убирал в коробку. Вскоре деталей накопилось очень много.
Мне в голову пришла идея придумать и собрать что-то самому, а не делать по готовой инструкции. Это оказалось даже интереснее, давало волю моей фантазии и воображению. Теперь детали от старых наборов больше не лежали кучей в коробке, а постоянно становились частью моих новых моделей. Они представлены на фотографиях.
Мои модели из конструктора- LEGO
В прошлом году я узнал, что существуют конструкторы на радиоуправлении. Мне захотелось самому собрать такую модель. Так в моих руках оказался конструктор на радиоуправлении «Патрульный джип» из 502 деталей. Я увлеченно собирал его несколько часов.
Сначала по инструкции я собрал двигатель, затем переднюю и заднюю части и соединил их вместе. Потом прицепил к ним оставшиеся детали: крышу и пулемёт.
Собранный джип - это полноценная машина на радиоуправлении. Он ездит вперёд и назад, поворачивает налево и направо, а большие колёса помогают ему проходить через разные препятствия. Пулемёт вращается в обе стороны, передние двери и капот открываются и закрываются.
Процесс сборки не утомлял меня, а наоборот приносил удовольствие. Ещё я пришёл к выводу, что собирать конструктор на радиоуправлении интереснее, чем обычное LEGO.
В работе по изготовлению джипа мне помогли моя смекалка, терпение, хорошее знание математики. Я, как и все дети, люблю смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, но легоконструирование для меня не только полезнее, но и порой гораздо интереснее и более захватывающее занятие.
2.3. Модель будущего LEGO
Изучив историю возникновения LEGO, правила выбора конструкторов, проведя анкетирование в своём классе мне было интересно узнать, используется ли LEGO взрослыми.
Оказывается, из 500 тысяч деталей LEGO Стив Саммартино и Рауль Оайда построили полноразмерный автомобиль.
В Нидерландах в городе Энсхеде построена церковь. Это уникальное строение было возведено специально к фестивалю, проходящему в Энсхеде, как место встречи любителей LEGO, где участники могут подготовиться к мероприятию. Так называемые легоблоки сделаны из бетона, имеют внушительные размеры. Каждый из них раскрашен в один из пяти основных цветов популярного конструктора.
В одной из немецких клиник ветеринарам не удалось спасти искалеченную лапу черепашки. Но доктора придумали, как вернуть черепахе подвижность. При помощи суперклея они присоединили к панцирю базовый блок, а к нему — сменное колесо. Материалами послужили детали конструктора дочери одного из врачей.
Мне тоже захотелось попробовать сконструировать какую-нибудь полезную вещь.
Каждое лето я езжу в гости к бабушке с дедушкой в деревню. Там не только отдыхаю, но и помогаю по хозяйству. В начале лета мы вместе сажаем картошку, а в конце лета её выкапываем. Я заметил, что это достаточно трудоёмкий процесс, который требует много времени и сил. Поэтому я надеюсь, что в будущем в сельском хозяйстве появятся специальные приспособления, которые помогут автоматизировать это дело. Я пофантазировал и придумал робота «Помощник», который сам сажает и выкапывает картошку.
К сожалению, для изготовления данного робота мне не хватает знаний по таким предметам, как физика, черчение и программирование. Поэтому я могу только предположить, какие детали необходимы для его создания. На мой взгляд, корпус робота должен состоять из пластика - недорогого, но прочного и лёгкого материала. Металлические колёса и оборудование для копания земли позволят роботу работать даже в глинистой почве, нередко встречающейся в нашей местности. Источником энергии для данного робота послужит аккумулятор.
Я очень надеюсь, что в старших классах с помощью знаний, которые получу во время изучения технических предметов, смогу воплотить свою мечту в жизнь. Мой робот будет не только двигаться, но и приносить людям пользу.
Заключение
Я очень люблю заниматься Лего-конструированием, даже больше, чем играть в компьютерные игры. Это так увлекательно, что забываешь обо всем. Конструктор – хороший стимул учиться лучше. За плохую учёбу родители не купят новый конструктор. Модель можно собрать по рисунку, а можно и самому придумать - собрать машину, настоящую модель, у которой открываются двери, крутятся руль и колеса, и не беда, если сломается - можно отремонтировать! Удивительно то, что из огромной кучи мелких деталей получается отличная игрушка, сделанная своими руками.
Конструктор LEGO - одна из самых популярных и востребованных игр-развлечений для детей во всем мире. Эта игра не просто занимает ребенка на какое-то время, она еще и развивает его.
Я считаю, что ЛЕГО развивает фантазию и воображение, т.к детали всех наборов подходят друг к другу, что даёт возможность создавать свои модели.
LEGO прекрасно развивает логическое мышление, необходимое для построения объемных конструкций и понимания приложенной инструкции, также мелкую моторику. Собирая конструктор, мы учимся быть внимательными и терпеливыми, спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к достижению цели. Конструктор LEGO не надоедает детям, так как он знакомит их с огромным мегаполисом, различными профессиями и помогает в выборе своего жизненного пути.
Список литературы
1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO.- М. «Линка - Пресс», 2001г.
2. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности у детей с помощью LEGO. - «ЛитРес», 2005 г.
3. Тихонова Л.И., Селиванова Н.А. Математика в играх ЛЕГО-конструктором - М.: Владос, 2003 г.
4. http://www.lego.com/