Введение.
Луна таинственным сияньем
Всю землю озарит вокруг.
И всё загадочным, нежданным
В сиянье лунном станет вдруг.
Какая ты на самом деле
Хотели б очень разгадать.
И рады будем мы, конечно,
Побольше о тебе узнать.
Актуальность.
Луна – естественный спутник Земли, ближайшее к ней небесное тело.
Она такая далёкая и такая таинственная. Мне всегда было интересно узнать о том, что происходит на Луне, есть ли там жизнь и воздух, моря и океаны, как на Земле. Какими знаниями и качествами должен обладать космонавт, чтобы побывать на Луне. Тема исследовательской работы выбрана не случайно: «Таинственная Луна».
Цель работы: расширить знания о Луне.
Задачи:
Изучить различную литературу по теме исследования.
Узнать о влиянии луны на нашу планету.
Использовать знания, полученные в результате исследования в повседневной жизни.
Объект исследования: естественный спутник Земли – Луна.
Предмет исследования: влияние Луны на живую и неживую природу.
1.3 Определена гипотеза: если Луна является спутником Земли и ближайшим небесным к ней телом, то она влияет на жизнь на Земле, а именно на живую и неживую природу.
Практическая значимость: заключается в возможности использования материалов и результатов исследования в учебном процессе в школе на уроках окружающего мира.
Методы исследования.
1. Работа с источниками информации (со словарями, Интернет-ресурсами).
2. Опрос.
3. Анализ и обобщение результатов.
II. Основная часть.
Свою работу построили в два этапа. Определили задачи для каждого из них.
2.1. Этапы исследовательской работы.
На первом этапе поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Выяснить, как влияет сила притяжения Луны на воду.
Вот, что удалось узнать из различных источников. По геометрической форме луна близка к шару. Самое маленькое расстояние от Земли до Луны 363300км. Лунный день и лунная ночь длятся почти 15 суток. За такой длинный день Солнце так успевает раскалить камни, что на них можно как на плите, готовить обед. Зато, когда наступит ночь, все скалы вокруг быстро остывают. Крепчает мороз. Через несколько дней он уже доходит до минус 150 градусов.
В телескоп люди хорошо разглядели луну. (Приложение 1)
Но хотелось увидеть на ней больше всяких мелких, интересных подробностей. Стали при помощи ракет посылать разные автоматы прямо на луну. Своими стеклянными глазами они осматривались и всё, что видели около себя, показывали нам с помощью телевидения.
Первые автоматы были неподвижными. Где опустится на луну, там и сидит. Потом учёные и инженеры стали забрасывать на луну более мудреные аппараты. Были такие, что садились на луну, высовывали длинную стальную руку, брали кусок лунного грунта и прятали его в захваченную с собой небольшую ракету. Она взлетала с луны, возвращалась на землю и учёные таким образом получали кусочек луны. Другие автоматы имели колёса с моторами. Такой луноход осматривал местность и по телевидению показывал людям на земле, что он видит вокруг себя. (Приложение 2)
Автоматы сообщили людям много и важного о луне. Первыми на луне побывали американцы – Нил Армстронг и Эдвин Олдрин в 1969 году. Они поведали миру много интересного. (Приложение 3)
На луне нет воздуха, нечем дышать. А в скафандре внутри воздух есть. Луна меньше земли и слабее притягивает. Все предметы на луне становятся легче в 6 раз. Можно одной рукой поднять своего товарища. На луне и падаешь не так как на земле. Медленно опускаешься, точно погружён в воду. А если упадёшь лицом вниз, то не ушибёшься. Когда быстро идёшь по луне, то не можешь сразу остановиться. На луне всегда полная тишина. Там нет воздуха, поэтому звук не передаётся.
Ни деревьев, ни травы здесь нет, всюду колдобины. Небо на луне чёрное.
Почему Луна на небе выглядит по-разному?
Луна сама не светится, и мы видим её только потому, что она освещается солнцем. Оно освещает одну половину лунного шара, а другая остаётся тёмной. Луна обходит вокруг земли за один месяц. Иногда мы видим только маленькую часть Луны - серп. С каждым днём луна становится всё толще – это луна растёт. Когда луна оказывается с другой стороны от земли, чем солнце – мы видим луну полностью. Если луна окажется между луной и солнцем, то мы её не увидим совсем. (Приложение 4)
Вы слышали когда-нибудь о приливах и отливах?
В некоторых районах океана два раза в течение суток вода устремляется к берегу, затопляет пляжи и два раза в сутки отступает от берега. Эти явления называются приливом и отливом. Они давно привлекли внимание учёных. Ещё две тысячи лет назад люди поняли их связь с фазами луны, но научное объяснение найдено гораздо позже. Это открытие сделал Исаак Ньютон в 1687 году. (Приложение 4)
Вывод: сила притяжения луны заставляет воду перемещаться к тому участку океана, который находится ближе всего к ней.
На втором этапе поставлены такие задачи:
1. Выяснить, как влияет Луна на организм человека..
2. Узнать о науке - селенобиологии.
В последнее десятилетие появились работы, посвящённые влиянию луны на состояние организма человека. Доказано, что движение луны оказывает существенное влияние на погоду, а через погоду – на организм человека. Некоторые учённые сделали открытие, что под воздействием луны у людей обостряются простудные заболевания, сердечные приступы, заболевания нервной системы.
Мы провели опрос среди соседей нашего дома. Всем задавал вопрос: «Влияет ли Луна на сон и самочувствие?». Мною было опрошено 15 человек. (Приложение 5)
Из опроса сделали вывод, что больше всего в полнолуние страдают люди с пониженным и повышенным давлением.
Следующим этапом моего эксперимента стало изучение результатов математического диктанта, проведённого в 1 и 4 классах.
(Приложение 6,7,8)
Вывод: неблагоприятное влияние на учащихся оказывают дни, которые соответствуют полнолунию; ученики пассивны, резко снижается работоспособность и успеваемость.
В настоящее время получила распространение новая наука – селенобиология, т.е. наука, изучающая влияние луны на живые организмы.
Мы провели опыт с растениями. Герань посадили в разные фазы луны. Один цветок – на убывающей Луне,другой – на растущей, а третий – в течение суток до новолуния. Цветок, который был посажен на растущей Луне, растёт лучше и имеет более сильную корневую систему. (Приложение 8)
III. Заключение.
Также удалось узнать о том, что на луне нашли воду. Всегда считалось, что Луна безводна.
Откуда же на Луне взялась вода? По одной из версий, возможным источником её стал солнечный ветер. Может в будущем на Луне вырастет целый лунный город.
Ещё стало очень интересно, а далеко ли до Луны? Вот ответ на этот вопрос.
Туристу, проходящему 30 км в день, надо было бы идти без остановки 35 лет, чтобы пройти расстояние от Земли до Луны.
Автомобилю, который без остановки будет ехать со скоростью 80 км/час, для этого понадобится 6 месяцев.
На самолёте, который летит со скоростью 900км/час, понадобится, примерно, 3 недели.
Космические ракеты долетают до Луны за 2-3 дня.
Луне посвящали стихи поэты, о ней написано много легенд. Композитор Бетховен написал музыкальное произведение «Лунная соната».
Наша гипотеза подтвердилась. На конкретных примерах, мы доказали, что Луна оказывает влияние на живую и неживую природу.
Список литературы.
1 – Байрон Дж. Г. “Дон Жуан”; М.: Изд-во "Художественная литература", 1972 г., стр. 755
2 – Галкин И. Н. “Маршрутами XX века”, М.: Изд-во “Мысль”, 1982 г., стр. 152
3 – Циолковского К. Э. “На Луне”, М.: Изд-во “Эксмо”, 1991 г., стр. 139
4. "Аванта+" Энциклопедия. Москва.2003 г.
5. "Космос" Сверхновый атлас Вселенной. Жанлука Ранцини. Москва2004 г.
Источники сети Интернет:
6. http://astrogalaxy.ru/104.html
7. http://astrogalaxy.ru/161.html
8. http://www.newsru.com/russia/25jan2006/gel.html
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Нил Армстронг
Эдвин Олдрин
Приложение 4.
Исаак Ньютон
Приложение 5.
Родные, соседи, друзья |
Возраст |
Давление |
Реакция на фазы Луны |
|
полнолуние |
новолуние |
|||
мама |
40 |
пониженное |
+ |
+ |
папа |
40 |
норма |
не замечал |
- |
бабушка |
60 |
повышенное |
+ |
+ |
дедушка |
60 |
повышенное |
+ |
+ |
А.Б.О |
50 |
пониженное |
+ |
+ |
В.Р.М. |
59 |
очень высокое |
+ |
+ |
М.Н.А. |
68 |
пониженное |
+ |
- |
Г.Т.А. |
43 |
повышенное |
+ |
+ |
К.О.П. |
26 |
норма |
не замечал |
- |
З.А.Д. |
16 |
норма |
не замечал |
- |
Г.А |
13 |
норма |
не задумывалась |
|
П.Д |
11 |
норма |
не замечал |
|
Н.Д |
8 |
норма |
не замечал |
|
Н.А |
14 |
пониженное |
не задумывалась |
|
Г.А. |
15 |
повышенное |
не задумывалась |
7 человек плохо спят в полнолуние, утром жалуются на плохое самочувствие;
5 человек не замечали отклонений;
3 человека над этим не задумывались.
Приложение 6.
Математический диктант для 1 класса.
Диктант I.
Запишите числа: 9, 3, 7, 4.
Запишите число, стоящее при счете за числом 5, за числом 8.
Запишите число, предшествующее числу 2, 9.
Запишите число, стоящее между числами 3 и 5, 6 и 8.
Увеличьте на 1 число 5.
Уменьшите на 1 число 8.
К 3 прибавьте 2.
От 8 отнимите 2.
Диктант 2.
Запишите числа, стоящие при счете перед числом 5, 8, 2.
Запишите число, следующее за числом 2, 7, 9.
Увеличьте на 1 число 7.
Уменьшите на 1 число 6.
Увеличьте на 2 число 4.
Уменьшите на 2 число 5.
Выберите из чисел 3 и 4 большее и запишите его.
Выберите из чисел 9 и 10 меньшее и запишите его.
Математический диктант для 4 класса.
Диктант I.
Сумму чисел 80 и 60 уменьшите на 2 десятка.
Разность чисел 900 и 700 увеличьте на 4 десятка.
Запишите числа 593, 600. Какое из этих чисел больше и на сколько?
Уменьшаемое 850, разность 300. Чему равно вычитаемое?
Во сколько раз число 60 меньше 420?
Представьте число 129 в виде суммы разрядных слагаемых?
Найдите частное чисел 360 и 6.
Найдите неизвестное слагаемое, если другое слагаемое 20, а сумма 900.
Диктант 2.
Сумму чисел 70 и 50 уменьшите на 3 десятка.
разность чисел 800 и 200 увеличьте на 5 десятков.
Запишите числа 608 и 708. Какое из этих чисел больше и на сколько?
Уменьшаемое 960, разность 400. Чему равно вычитаемое?
Во сколько раз число 50 меньше 450?
Представьте число 238 в виде суммы разрядных слагаемых.
Найдите частное чисел 240 и6.
Найдите неизвестное слагаемое, если другое слагаемое 30, а сумма 800.
Приложение 7.
Результаты математических диктантов (новолуние).
Результаты математических диктантов (полнолуние).
Приложение 8.
Результаты математического диктанта в новолуние.
Класс |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Всего |
1 |
7 |
12 |
5 |
3 |
27 |
4 |
4 |
13 |
4 |
3 |
24 |
Результаты математического диктанта в полнолуние.
Класс |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Всего |
1 |
3 |
9 |
10 |
5 |
27 |
4 |
3 |
8 |
8 |
5 |
24 |
Герань в разные фазы Луны
На растущей Луне
До новолуния
На убывающей Луне