Введение
Наверное, нет ни одного человека, который бы увидев радугу, не восхищался ей. Также и я, увидев на небе это чудо, всегда кричала: «Мама, смотри, какая радуга!»… Красивая, разноцветная, повисла коромыслом. Прямо чудо природы! Для детей радуга – это волшебство, а для взрослых – это воспоминания о детстве и радости. Я много раз видела радугу, и всегда это явление приводило меня в восторг.Это красивое небесное явление наблюдается чаще всего при дожде и всегда привлекает наше внимание. Наверное, каждый человек, глядя на радугу, когда-либо задумывался, откуда берутся ее яркие краски. Человечество связало радугу с множеством поверий и легенд.
Про одну из них мне рассказывала мама, когда я была маленькой. Она мне говорила, что на конце радуги зарыт клад с золотом. Мы даже как-то пытались дойти до этого места, но так и не дошли: мы либо уставали, либо радуга пропадала, пока мы шли. После этого у меня возникла мысль проверить, правда ли это. Мы с мамой полистали энциклопедии, поискали информацию в интернете, и я узнала много интересного и нового про радугу, про ее появление, и решила поделиться своими знаниями с одноклассниками.
Я считаю, что тема моей работы актуальная, так как в первом классе мы еще только начинаем получать знания.
Узнав столько интересного о радуге, мне захотелось узнать: а что знают ребята об этом явлении природы. Для этого мы провели анкетирование среди учащихся 1 класса. В анкетировании участвовало 28 учеников (см. Приложение № 2).
На первый вопрос анкеты «Видели ли Вы радугу?» все ребята ответили утвердительно. На следующий вопрос анкеты: «Сколько цветов в радуге?» ответы ребят были разнообразными, но большинство ответили правильно. На третий вопрос, «Какие цвета имеет радуга?» правильно ответили 17 человек, а цвета расставили в нужном порядке только 11 человек. На пятый вопрос «Знаете ли Вы какие-нибудь пословицы, поговорки или загадки о радуге?» большинство ребят затруднилось с ответом. На последний вопрос «Можно ли получить радугу в домашних условиях?» только 4 человека предположили, что радугу можно получить дома. Я поняла, что мало кто из моих одноклассников знает, откуда появляется радуга, и уж тем более, что ее можно сделать самостоятельно.
Цель моей работы: доказать, что радугу можно получить своими руками в домашних условиях.
Задачи:
- установить, что такое радуга, откуда она появляется , и как она образуется,
- выяснить, что думали древние народы по поводу радуги и как ее себе представляли,
- провести опыт « Радуга дома» и получить радугу в домашних условиях.
Объект исследования: природное явление радуга.
Гипотеза: Предположим, что радугу можно получить в условиях класса и дома с подручными инструментами.
Предмет исследования: происхождение радуги.
Методы исследования: поиск, сбор и обработка информации; наблюдение, практический, исследовательский, поисковый.
Ожидаемый результат: радуга своими руками.
План работы:
1. Найти информацию в книгах и Интернете о происхождении радуги.
2. Провести несколько экспериментов по появлению радуги в домашних условиях.
3. Провести анкету среди одноклассников и проанализировать их знания о радуге.
4. Практический эксперимент в классе.
5. Сделать выводы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Мифы и поверья разных народов, связанные с радугой.
Что такое радуга? Красивое природное явление? Посланница богов? Богиня?
Радуга — впечатляющее небесное явление, ее появление вместе с первыми весенними дождями является знамением возрождения природы, прихода лета, благодатного союза земли и неба, а роскошные цвета, которыми сияет радуга, в представлении предков были драгоценным убором, в который облекается небесное божество.
Оказывается, по легенде были три божества, один из которых держит радугу и поднимает ею воду из реки, другой творит из этой воды облака, а третий, разрывая их, вызывает дождь. Вот так народ представлял бога Перуна.
Сияющая разнообразными красками радуга всегда интересовала первобытные народы. Они придумывали разные истории и небылицы.
Например, славяне верили, что радуга «пьет» воду из озер, рек и морей: как змея, опуская свое жало в воду, набирает в себя воду и пускает дождь. И именно славяне верили, что на концах радуги подвешено по котелку с древними золотыми монетами. А еще у них было поверье, что злая ведьма может украсть радугу и спрятать ее, и тогда на земле наступит засуха, которая погубит все живое.
Некоторые народы считали, что радуга –это мост между небом и землей; или путь на тот свет, по которому души умерших приходят иногда на землю. А еще радуга символ изобилия, и если она долго не появляется, то придет голод и неурожай.
В некоторых местах верили, что радуга - блестящее коромысло, с помощью которого Лада Перуница (дочь бога Перуна) черпает из моря и океана воду, а потом поливает ею поля. Это чудное коромысло хранится на небе, а по ночам - в созвездии Большой Медведицы. Вот откуда появились загадки - «Два моря на дуге висят», «Разноцветное коромысло над рекою повисло».
А вот в исламе радуга состоит из четырех цветов - красного, желтого, зеленого и синего, которые представляют четыре стихии.
Африканские народы представляли радугу небесной змеей, которая служит стражем сокровищ или же охватывает кольцом Землю.
Американские индейцы считали радугу лестницей, по которой можно подняться в иной мир.
У древних ариев – праславян радуга была связана с богом солнца, которого звали Ра. Их правители носили ее изображение на своих гербах и эмблемах. Если верить преданиям, он вывозил солнце на небесный свод на своей колеснице. Возможно, именно отсюда и пошло такое название радуги — дуга бога Ра.
А вот в Древней Греции богиней радуги была Ирида. Она изображалась с золотыми крыльями, а ее одеяние было из капелек росы, которые переливались всеми цветами радуги. Древние греки считали, что радуга соединяла небо и землю, поэтому Ирида считалась посредницей между богами и людьми.
По Библии же радуга была создана Богом после всемирного потопа, как знак его обещания никогда больше не насылать на людей потоп. В христианстве радуга символизировала прощение, соглашение между Богом и человеком; знак того, что с этого момента больше не будет всемирного потопа. Всемирный судья в конце света часто изображается восседающим на радуге. Согласно распространенному толкованию, красный цвет радуги означает гнев Божий, желтый — щедрость, зеленый — надежду, синий — умиротворение природных сил, фиолетовый — величие.
Любо и весело смотреть на радугу. Когда хмурая, ненастная погода сменяется солнечной, а перед взором возникает яркий разноцветный мост — радуется и стар, и млад. Не зря в украинском языке радугу называют «веселка».
Образ радуги нашёл широкое отражение в устном народном творчестве, литературе, поэзии и живописи. Множество песен, стихотворений, загадок и пословиц посвящено этому восхитительному оптическому явлению. А сколько связано с ним народных примет и суеверий! Вот лишь некоторые из них, самые благоприятные и многообещающие.
- Кто пройдёт под радугой, его жизнь обновит свои краски, станет ярче, насыщенней. - Радуга, упирающаяся концами в землю, указывает на места, где будет хороший урожай или спрятаны сокровища — «горшок золота».
- Вода, из которой «растёт» разноцветный полукруг, обладает целебными свойствами. Она подарит долгожданного ребёнка женщине, считавшейся бесплодной, и выздоровление тяжелобольному.
- Человек, увидевший радугу зимой, непременно будет очень счастлив, так как удача будет сопутствовать ему во всех начинаниях.
- Радуга высокая и крутая предвещает хорошую погоду, а низкая и пологая - плохую.
Сколько разных народов, столько и разных представлений о радуге и мифов. Так что же такое на самом деле Радуга? Откуда она берется и как появляется?
1.2. Происхождение радуги.
Радуга – это игра солнечных лучей. Солнечный луч мы видим, как поток белого света. Но на самом деле солнечный луч (как и белый цвет) содержит в себе все существующие в природе цвета. Все мы обращали внимание, как переливается всеми цветами радуги мыльный пузырь, когда на него попадает луч света. Это происходит потому, что белый луч, проходя через стеклянную или прозрачную поверхность, распадается на множество цветов – желтый, зеленый, оранжевый, красный, синий, голубой и фиолетовый. Именно все эти цвета мы и видим в этот момент. Предмет, который разделяет луч белого света на составляющие его цвета, называется «призмой». Проявившиеся цвета создают полоску, состоящую из цветных линий. Эта полоска называется «спектр».
Радуга является именно таким спектром. Но видим его мы только тогда, когда луч света проходит сквозь капельки дождя, которые в этом случае играют роль призмы. Благодаря дождевым каплям солнечный луч распадается на все цвета радуги, образуя изогнутый спектр (дугу). Именно поэтому радугу можно увидеть только в томслучае, если на улице одновременно идет дождь и светит солнце. А также либо перед дождем, либо после.
И чем выше находится наблюдатель, тем радуга полнее. С горы или самолёта можно увидеть и полную окружность!
Обратите внимание, что вы можете видеть радугу только в том случае, если находитесь строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед вами). Иначе радуги не увидеть!
Иногда можно увидеть ещё одну, менее яркую радугу вокруг первой. Это вторичная радуга, в которой свет отражается в капле два раза. Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов — снаружи находится фиолетовый, а внутри красный.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
2.1. Анкетирование в классе.
Я решила провести анкетирование среди одноклассников и узнать, что они знают про радугу.
Ученикам были предложены следующие вопросы:
Видели ли вы радугу?
а) да б) нет
Сколько цветов в радуге?
а) 5 б) 6 в) 7
Перечислите все цвета радуги.
Когда можно наблюдать радугу?
а) когда солнце б) когда солнце и дождь в) дождь и молния г) затрудняюсь с ответом
Знаете ли вы какие-нибудь пословицы, поговорки или загадки о радуге?
а) знаю б) не знаю в) затрудняюсь с ответом
Можно ли получить радугу в домашних условиях?
а) да б) нет в) затрудняюсь с ответом
Результаты анкетирования в приложении 2.
2.2. Радуга в домашних условиях.
Эксперимент № 1
Для первого опыта мы взяли маленький гранёный стакан, наполненный водой. В темной комнате через стакан направили свет фонарика и на белом картоне увидели радугу.
Эксперимент № 2.
Мы взяли лоток, наполнили его водой, опустили под наклоном зеркало. Затем направили свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала. Когда поставили белый картон перед зеркалом, чтобы поймать отражённые лучи, то увидели на картоне отражение всех цветов радуги.
Эксперимент № 3.
Компьютерным диском поймали солнечный луч и направили его на стену и потолок в комнате. Получилась вот такая радуга.
Эксперимент № 4.
В таз с мыльной водой мы опустили кольцо из проволоки. Подержав его немного в тазу, аккуратно вынули – внутри кольца образовалась пленка. Посмотрев под ярким светом на обратную сторону пленки, мы увидели радугу.
В классе мы попробовали провести эксперименты 2 и 3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
По результатам своей работы я могу сделать следующие выводы.
К сожалению, никакого клада и горшочков с золотом на концах радуги не существует. Так как это всего лишь сказка. Зато мы узнали много новых и интересных поверий про радугу от разных народов со всего мира.
Мы выяснили, что радуга – это игра солнечных лучей с капельками воды. И увидеть ее можно только, если находишься между солнцем и дождем.
Осуществление данного проекта позволило мне развить свои навыки работы с дополнительной литературой, умение проводить эксперименты, проводить анализ полученных результатов, обосновывать итоги исследований.
Цель – узнать, что такое радуга, была нами достигнута, выдвинутая гипотеза подтвердилась. Результатом работы стала данная презентация.
Мы провели опыт и выяснили, радугу можно получить в домашних условиях и в любое время года любоваться этим красивейшим природным явлением, которое всё ещё хранит много загадок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Джина Мисироглу. Новая книга ответов для почемучки. Издательство Клуб семейного досуга. Харьков Белгород. 2012.
Белкин И.К. Что такое радуга? – «Квант»,1984, №12.
Я познаю мир: Дет. Энцикл./М.: ООО «Издательство АСТ»,2002г.
А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова. Почемучка. Энциклопедия для детей. – М.: «Педагогика – пресс», 1998.
«Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 1990 год.
Майер В. В., Майер Р. В. «Искусственная радуга» – Квант 2008г.
Детская энциклопедия. Земля и Вселенная. – М.: «NOTABENE», 1999.
Интернет-ресурсы: сайты «Википедия», «Загадки природных явлений».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Бог Перун.
Радуга – мост для умерших.
Лада Перуница.
Бог Ра.
Ирида.
Радуга после всемирного потопа.
Эксперимент 1.
Эксперимент 2.
Эксперимент 3.
Эксперимент 4.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.