Введение
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!
Известно, что мы узнаём об окружающем мире с помощью органов зрения. Зрение позволяет определить цвет предметов, их размеры, форму. С помощью зрения мы можем понять далеко ли предмет от нас или близко, движется ли он или неподвижен, какой он: большой или маленький, какого цвета.Благодаря органу зрения мы читаем книги, смотрим телепередачи, любуемся красотой природы. Я задумывался: «Когда же глаза отдыхают?», и понял, что только ночью они полностью пребывают в покое.
Актуальность темы: Сегодня проблема ухудшения зрения у детей школьного возраста выходит на первый план, т.к. появляются новые технологии и способы обучения, компьютерные игры, различные гаджеты и т.д. Я решил углубиться в эту проблему и рассмотреть более подробно, почему это происходит и как мы можем помочь сохранить зрение как можно дольше.
Я стал замечать, что у моих одноклассников появились очки. Из-за постоянного напряжения наши глаза совсем не отдыхают, многие дети не дают им отдыха в течение дня. Хорошее зрение необходимо каждому человеку и в любом возрасте, в школе, для поступления в институт, для работы и для повседневной жизни. Наше зрение это подарок природы, который нужно беречь и заботиться с раннего возраста.
Цели: изучить вопрос как сохранить зрение, рассказать одноклассникам как можно помочь своим глазам.
Задачи:
- изучить литературу и интернет-ресурсы по теме исследования
- провести опрос-анкетирование, практические опыты
- проанализировать полученные результаты
- составить доклад
- провести беседу с моими одноклассниками, еще раз рассказать им о значимости хорошего зрения в нашей жизни
- выступить с докладом на школьной конференции
- узнать, а можно ли обмануть свое зрение?
Объект исследования: зрение учеников моего класса
Проблематика: с каждым годом увеличивается зрительная нагрузка на детей всех возрастов.
Гипотеза: если мои одноклассники будут знать, как сохранить зрение с раннего возраста, сколько можно давать зрительной нагрузки в день, и как правильно давать им отдыхать, это поможет им сохранить зрение с раннего возраста.
Основная часть
«Береги, как зеницу ока…» Эта известная поговорка дошла до нас из давних времен. Уже тогда люди понимали и знали, что глаза надо беречь! Зрение – это уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всеми красками окружающего мира, получать информацию, познавать, исследовать все вокруг. Большую часть информации об окружающем мире мы получаем через органы зрения - глаза. Глаза являются самым главным помощником человеку. Глаза умеют говорить, по глазам можно многое понять, в них отражаются особенности характера, радость, внутренние переживании, настроение. Не случайно в народе родилось такое выражение: «Глаза – это зеркало души».
Когда человек рождается, его глаза обычно серо-голубого цвета или ярко синие. Это происходит потому, что пигментные (цветные) клетки радужной оболочки в это время еще не вырабатывают меланин. Постоянный цвет глаз у детей устанавливается примерно к 18 месяцам. Все органы нашего тела и даже глаза растут. У младенцев диаметр глаз равен 16-17 миллиметрам, а у взрослых 23-24 миллиметрам.
Теперь узнаем из чего и как устроены наши глаза? По форме глаз похож на шар и называется глазным яблоком. (см. прил. рис.1) Большая часть его расположена в углублении - глазнице или орбите. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Через роговицу мы видим, как через прозрачное стекло. Роговицу сверху покрывает радужная оболочку. В центре радужной оболочки находится зрачок. Зрачок всегда реагирует на яркий или темный свет, при ярком свете наш зрачок сужается, а при слабом – расширяется. В самом центре глаза находится хрусталик. Хрусталик пропускает через себя свет, он проходит сквозь глазное яблоко и достигает сетчатки. Сетчатка — это внутренняя оболочка глаза. Она покрыта миллионами палочковидных и колбочковидных клеток. Палочки различают черное и белое при слабом свете, а колбочки – все цвета при ярком свете. Сетчатка дает импульсы в головной мозг, и он уже формирует их в изображение. Мозг, как очень мощный компьютер, превращает эти сигналы в изображение. Брови защищают глаза от пота и дождя. Ресницы и веки задерживают пыль. На каждом веке насчитывается примерно по 80 ресниц, а живет каждая ресничка примерно 100 дней. Потом она выпадает, а на её месте вырастает новая. Слёзы постоянно смачивают глаза и не позволяют им пересыхать, ведь они должно легко поворачиваться в разные стороны. Ежедневно человек моргает примерно 11500 раз.
2.1 Необычные факты о человеческом зрении:
- Глаза человека способны различить примерно 500 оттенков серого цвета.
- Глаза фокусируются примерно на 50 объектах в секунду.
- Моргание длится около 100- 150 миллисекунд, и вы можете моргнуть 5 раз в секунду.
- Не получится непроизвольно чихнуть с открытыми глазами.
- Глаза младенца не вырабатывают слезы, пока он не достигнет возраста 6-8 недель.
- Отпечатки пальцев человека имеют 40 уникальных характеристик, в то время как радужная оболочка глаза — 256! Поэтому сканирование сетчатки используется в целях безопасности.
- Человек моргает в среднем 17 раз в минуту, 11 500 раз в день и 5,2 миллиона раз в год.
- Некоторые люди рождаются с глазами разных цветов. Это явление называется
гетерохромией.
- Люди с голубыми глазами лучше видят в темноте, чем с карими глазами.
- У 80% людей в мире доминирующий глаз правый.
2.2 Основные причины ухудшения зрения у школьников и дошкольников:
Существуют следующие факторы и причины, которые влияют на зрения:
- наследственность
- наличие болезней при рождении
- длительные зрительные нагрузки (долгий просмотр телепередач, компьютерные игры, развлекательные сайты, интернет)
- отдых у телевизора, телефона
- бесконтрольная интенсивная зрительная нагрузка
- неправильный режим дня
- характер питания
- осанка и освещение рабочего места
- переизбыток сидячего образа жизни
Это основные причины, из-за которых у ребенка может снижаться острота зрения. Как узнать, что зрение стало падать или первые признаки ухудшение зрения?
- Зрительная утомляемость
- Красные глаза
- Двоение предметов
- Чувство жжения в глазах
- Снижение остроты зрения
Из всего этого следует, что необходимо бережно относиться к своим глазам, ведь наше зрение, зависит прежде всего от нас самих и только мы сами можем
себе помочь его сохранить.
Наверное, самым главным врагом для глаз является мобильный телефон, который есть у каждого школьника. На зрение влияют яркость экрана, постоянная смена картинок, мигающее изображение, межпиксельная сетка. Практически у каждого телефона имеется функция, которая не зря называется «Экранное время» эта функция позволяет отслеживает время, проведенное за использованием телефона. Можно узнать, сколько времени ты провел в интернете, за играми. Это очень удобная функция, она может помочь школьнику и взрослому человеку контролировать время, проведенное в телефоне. Можно сказать за этот час, который вы провели в телефоне можно было отдохнуть, погулять на свежем воздухе, успеть сделать уроки, сходить на дополнительные секции! Ведь если сложить количество часов в день и умножить это на 7 дней недели, а потом на количество дней в месяце, общая сумма будет пугать! Сколько всего можно было бы успеть сделать за это время!
Дети и взрослые должны контролировать время, проведенное у экранов телевизоров, телефонов, делать перерыв при занятии на компьютере, правильно держать книгу или учебник.
Я изучил основные меры для профилактики ухудшения зрения. Давайте рассмотрим, какие правила нужно выполнять, чтобы предупредить падение зрения, ведь предупредить заболевание гораздо легче, чем его лечить.
1) Большую часть времени мы проводим за письменным столом в школе или дома, поэтому необходимо подобрать стол и стул, соответствующий росту ученика. Можно на стул положить твердый предмет или отрегулировать стул по высоте (см. прил. рис.2).
2) Расстояние от глаз до книги должно составлять не менее 30-35 см, это примерно длина руки от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного напряжения зрения и позволяет сидеть не наклоняясь. Книгу нужно ставить на наклонную подставку (см. прил. рис.2).
3) При выполнении домашних заданий, не следует наклоняться близко к тетради, книге - помни о своей осанке и положении головы. Правильная поза требует, чтобы обе ступни стояли на полу, а бедро находилось на стуле. Угол между туловищем и бедром, бедром и голенью составлял 90 градусов. Спина поддерживается спинкой стула, голова сильно не наклоняется к рабочему пространству (см. прил. рис.2).
4) Правильное освещение – обязательное условие для зрительной работы, желательно, чтобы естественный дневной свет падал с левой стороны, а для левши справа и спереди. Если его недостаточно, то следует использовать искусственное освещение – это настольная лампа и общий свет. Освещение должно падать на рабочую поверхность, а глаза не должны видеть лампу накаливания. Рабочее место лучше организовывать у окна (см. прил. рис.2).
5) Нельзя читать лежа, так как при этом не удается зафиксировать взор, глаза быстро утомляются, и нарушается правильная освещенность. В таком положении глаза располагаются на разном расстоянии от книги, что приводит к зрительной утомляемости. Кроме того, не рекомендуется чтение в транспорте.
6) Важную роль в укреплении зрения играет сбалансированное питание, в рационе должны присутствовать витамины группы А (морковь, томаты, листовые овощи, рыбий жир), группы В (орехи, большинство фруктов, зерновые, рыба различных сортов) и С (плоды шиповника, цитрусовые, лук, помидоры, яблоки). Очень полезны для глаз черника, голубика, гранаты, которые содержат мощные антиоксиданты, помогающие не допустить дистрофию сетчатки.
7) Регулярно проверяйте свое зрение, посещайте окулиста не реже чем раз в год.
8) Не забывай носить очки, если они требуют постоянного ношения.
9) Умеренная физическая нагрузка, занятия разными видами спорта.
10) Самоконтроль и отказ от длительного просмотра телевизионных программ, от компьютерных игр и главного врага для глаз – телефона.
11) Особое внимание уделяйте правилам просмотра телевизора и работе за компьютером.
Длительность непрерывного занятий перед монитором компьютера для детей 7-10 лет составляет 15 минут, для детей 11-13 лет – 20 минут. При работе за компьютером используйте лампу, желательно чтобы на монитор падал рассеянный свет. Расстояние от монитора до глаз не должно быть более 50-75 см. Расстояние от глаз до телевизора должно быть не менее 2 метров. Просмотр телевизора только сидя. Экран должен находиться прямо перед глазами, нельзя смотреть телевизор сбоку. Просмотр телевизора в вечернее время только с искусственным светом, избегайте просмотр телепередач в темноте. Общая продолжительность просмотра телевизора для детей 8-12 лет составляет 1 час, для 12-14 лет – 1.5 часа, для 14-17 лет – 2 часа. При длительном просмотре телевизора делайте перерывы или гимнастику для глаз. При превышении времени просмотра телевизора ведет к нарушению зрения, внимания и переутомлению.
12). Специальные упражнения – это лучшая профилактика, направленная на сохранение зрения и снятия напряжения с глаз усталости. Три минуты в день глазной зарядки помогут натренировать глазные мышцы. Детям, которые проводят много времени за компьютером или телефоном такая зарядка необходима в первую очередь. Она очень проста и ее можно выполнить в любое время:
- моргай глазами в течение пяти секунд;
- смотри вверх-вниз, влево-вправо при неподвижном движении головы;
- сильно зажмурь глаза на 5 секунд, а потом их широко открыткой;
- игра глаза велики, широко открыть глаза, затем поморгать в течение 15 сек.;
- геометрия, требуется обвести глазами выдуманную геометрическую фигуру (квадрат, прямоугольник), фиксируя взгляд на её углах;
- самый простой метод зарядки – это рисовать глазами цифры, сидите прямо,
голову держите ровно и начинайте рисовать большие цифры глазами. Начинайте с цифры ноль и до десяти.
Кроме того, мы можем сделать гимнастику на компьютере, существуют специальные программы, которые помогают отдохнуть глазам. Многие из них носят характер игры, поэтому легко заинтересуют детей. (Игры - цветок, паучок, крестики).
Пятна Габора - это метод гимнастики, с помощью которого можно улучшить остроту зрения. В основе лежит рассматривание картинок с белыми и черными полосками, и нахождение между ними отличий.
В сети «Интернет» можно найти электронную физминутку для глаз, которая проводится во время работы за компьютером, чтобы наши глаза отдыхали.
13). Не забывай о прогулках на свежем воздухе, правильном режим дня.
Все перечисленные правила могут помочь снять усталость с глаз, напряжение, а также сохранить наше зрение.
2.3 Можно ли обмануть свое зрение?
На этот вопрос я нашел много интересной и познавательной информации. Я открыл для себя интересный факт, что существуют изображения, которые называются обман зрения или зрительная иллюзия. Оказывается, их не просто интересно смотреть и рассматривать, они помогает нам тренировать зрение. Зрительные иллюзии — одно из самых популярных интеллектуальных развлечений для детей. Наблюдения за такими картинками позволяют развивать мышление ребенка.
- Ребенок старается понять, почему так происходит, что желаемое не выдается за действительное
- Кроме того, упражняются группы глазных мышц. Это способствует улучшению кровообращения к зрительному каналу, а значит служит своеобразной профилактикой слепоты и других проблем.
Во время наблюдений иллюзий, ребенок упражняет свое логическое мышление и развивает мозг.
2.4 Самые популярные иллюзии для детей
1. Анималистический перевертыш.
Такая иллюзия помогает понять детям, какое животное изображено на картинке: кот или все-таки собака. Ребенок анализирует все внешние черты и запоминает характеристики, кроме того, он пытается зрительно перевернуть образ, что тренирует его мышцы глаз (см. прил. рис.3).
2. Объемная иллюзия
Такая иллюзия предоставляет ребенку возможность увидеть объемное изображение. Для того, чтобы это сделать нужно приблизить лицо к изображению, направить взгляд в середину, рассеять зрение на пять секунд и потом быстро навести резкость. Подобное занятие интенсивно тренирует мышцы глаз и позволяет ребенку развивать зрение (см. прил. рис.4)
3. Зеркальная иллюзия.
Однообразные рисунки, расположенные зеркально друг к другу позволяют ребенку найти общие черты у разных животных (см. прил. рис.5).
4. Обман зрения
Данное изображение позволяет развивать абстрактное мышление: на картинке можно увидеть простое ветвистое дерево. Но если правильно прочитать контуры, глаза увидят образ новорожденного ребенка (см. прил. рис.6). Все эти изображения полезно смотреть детям, они будут способствовать развитию мышлению, воображению и даже тренировки мышц глаз, а значит тренировать зрение! Поэтому делайте гимнастику для глаз, рассматривайте изображения иллюзий, тем самым вы поможете своему зрению!
2.5 Практическая часть (опрос-анкетирование, практические опыты)
Я провел опрос-анкетирование в своем классе и решил узнать, сколько времени ребята проводят за компьютером, планшетом, носят ли они очки, в какой позе читают, делают ли гимнастику? В опросе принимало участие 33 чел.
1. Хорошо ли ты видишь то, что написано на доске с последней парты?
2. Носишь ли ты очки?
3. Носят ли очки твои родители?
4. Сколько времени в сумме ты проводишь за просмотром телефона в день (если твой телефон имеет функцию «экранное время» укажи количество минут/часов)?
5. Сколько времени ты тратишь на просмотр телевизора в день?
6. Сколько времени ты проводишь за играми на компьютере/ipad в день?
7. Соблюдаешь ли ты правило 30-35 см от глаз до текста, когда читаешь учебник/книгу?
8. В какой позе ты любишь читать, сидя /лежа?
9. Достаточно ли твое рабочее место освещено? Или тебе удобно выполнять уроки при темном свете?
10. Знаешь ли ты, какие бывают болезни глаз?
11. Делаешь ли ты гимнастику для глаз?
После анкетирования, мама помогла мне составили процентное отношение и посчитать результаты.
Выводы полученного результата анкетирования:Несколько детей в классе носят очки и не все видят хорошо доску с последней парты, а треть родителей носят очки. Среднее время использования телефона составляет 1 час 45 минут, четверть детей не смотрят телевизор и не используют компьютер/ipad. Среднее время просмотра телевизора других детей составляет 56 минут в день, компьютера/ipad- 55 минут в день. Те дети, которые используют телефон, телевизор и компьютер/ipad в среднем тратят 3 часа 36 минут в день, что значительно превышает допустимое время. Часть детей не соблюдают расстояние до текста, половина детей читают лежа, половина детей не знают, какие бывают болезни глаз, и треть детей не выполняют гимнастику для глаз.
На уроках окружающего мира следует чаще поднимать проблему бережного отношения к своим глазам и сохранения зрения, следует контролировать свое время при просмотре телефонов, телевизоров, следить за правильной осанкой и освещением, делать гимнастику для глаз, а также стараться проинформировать как можно больше школьников.
Практические опыты:
У каждого человека есть доминирующий глаз, т. е главный. Давайте узнаем, действительно ли это так и проверим?
Опыт № 1
Чтобы определить доминирующий глаз нужно сделать следующее: соедините ваши ладони таким образом, чтобы получился «треугольник». Выберите какой-нибудь объект в метре от вас и посмотрите на него через этот треугольник. Закройте правый глаз, а после — левый. Доминирующий глаз будет видеть предмет полностью, без смещения, а другой глаз — только часть предмета.
Я провел все действия и определил, что у меня доминирующий глаз – левый.
Весь предмет, без смещения и полным окружением я лучше вижу левым глазом, удивительно, но пишу я правой рукой, это наверно потому, что моя мама и дедушка левша. (см. прил.рис.7).
Опыт № 2
Глазное яблоко покрыто сосудами, чтоб это понять, можно выполнить следующий опыт. Для этого опыта понадобится небольшой лист бумаги с отверстием в нем. Поместите бумагу напротив ярко-белого экрана монитора. Смотрите прямо через отверстие и слегка встряхивайте лист. Спустя некоторое время вы увидите темную сетку линий, напоминающую сеть, которую мы видим на листьях дерева — это и есть сосуды и вены глазного яблока, а точнее — отбрасываемая ими тень. Я попробовал выполнить все действия, и у меня получилось заметить мелкие линии, которые начинают мелькать в глазах. Этот опыт у меня не сразу получился, нужно было некоторое время всматриваться в отверстие бумаги. Мне было интересно провести такие простые, но познавательные опыты. (см.прил.рис.8,9).
Заключение
В данной исследовательской работе я узнал много нового: о главном органе чувств, что такое зрение, его строение и работу, а так же выяснил, что может помочь сохранить зрение, как улучшить зрение, а также выявил основные причины ухудшения зрения. На основании результатов исследований выявил наиболее значимые факторы, снижающие зрение. Прочитав статьи, научную литературу, проведя опрос-анкетирование и практические опыты я выяснил, что некоторые ребята превышают допустимое время работы за компьютером и просмотром телевизионных передач. Кроме того, не все ребята соблюдают правила при чтении книг. Не все ребята уделяют внимание гимнастике для глаз, которая является необходимой мерой профилактики. Особое влияние на утомляемость глаз оказывают мобильные телефоны, телевизор и компьютерный игры. Ведь между органами зрения и здоровьем существует прямая связь. Все перечисленные факторы могут стать причиной снижения и ухудшения зрения. Поэтому нужно соблюдать зрительный режим, контролировать время просмотра телевизора и телефона, выполнять гимнастику для глаз, правильно питаться, правильно сидеть за компьютером, следить за осанкой, за освещенностью при работе, раз в год проверять зрение. Мне очень хотелось бы, чтобы мой доклад помог ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно. Ведь как много нам нужно ещё узнать об этом мире, а глаза в этом нам - первые помощники. Я понял, что между зрением и нашим организмом, существует, что ни на есть прямая связь. Что болезни зрения, несут большую опасность в дальнейшей жизнедеятельности человека. Если ты думаешь, что зрение у тебя на все 100% и тебе дано это природой безвозмездно, ты глубоко заблуждаешься. Зрение нужно беречь смолоду.
Приложение
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Рисунок 5.
Рисунок 6.
Рисунок 7.
Рисунок 8. Рисунок 9.
Список использованных источников и литературы
«Где, что, когда?». Перевод с английского Татьяны Покидаевой. г. Москва. Издательство «Махаон», 2010 г.-256 с.
«Обо всем на свете». Перевод с английского Татьяна Покидаева. г. Москва. Издательство «Махаон», 2019 г.-240 с.
«Скажи мне, это правда?». Валентин Верте. г. Москва. Издательство «Махаон», 2014 г.-110 с.
Интернет ресурс https://www.lensmaster.ru/articles/neobychnye-i-interesnye-fakty-o-chelovecheskom-zrenii.html
«1000 удивительных фактов о теле человека». Перевод с английского Анны Сабовой, Анны Сибуль и Екатерины Алексеевой., Дж. Ричардс, Э.Симкинс, Э. Руни г. Москва. Издательство «Клевер-Медиа-Групп», 2017 г.-87 с.