Проект Сквера им. В.В. Бианки «Сказки-несказки»

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2021

Проект Сквера им. В.В. Бианки «Сказки-несказки»

Ладыгина У.О. 1Майсурадзе М.И. 1
1МБОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов
Кантария Л.Р. 1
1МБОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов.
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования. Биолог, исследователь и следопыт, страстный охотник, Виталий Валентинович Бианки писал сказки, рассказы, повести о жизни животных, охоте, природе. Сказки Бианки читает уже не одно поколение. С этими сказками дружат все дети и взрослые. Ведь они не только о сказочном, но и том, что нас окружает, о том как меняется природа, о том какие животные и где живут. Память об этом великом писателе-сказочнике живет уже много лет. В своих невероятных путешествиях Виталий Валентинович проехал многое. Был он и на Урале. В нашем городе проживали его сестры. Невероятно интересная личность, орнитолог, биолог, футболист, писатель и еще много кто. Его произведения всегда интересно читать.

Цель работы – исследовать творчество и жизнь знаменитого писателя В.В. Бианки и разработать проект Сквера им. В.В. Бианки «Сказки-несказки». В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

- исследовать жизнь и деятельность В.В. Бианки;

- изучить творчество писателя;

- разработать и предложить проект Сквера им. В.В. Бианки «Сказки-несказки».

Объект исследования – В.В. Бианки.

Предмет исследования – сохранение памяти о великом писателе в рамках нашего города – Нижний Тагил.

В процессе работы были использованы следующие методы: опрос, наблюдение, изучение различных источников (в том числе воспоминаний современников В.В. Бианки, интервью с его внуком), разработка проекта.

Проектный продукт: проект Сквера им. В.В. Бианки «Сказки-несказки».

Теоретическая часть

1 Жизнь и деятельность Виталия Валентиновича Бианки

Любовь к природе и интерес к науке сформировались у Бианки еще в детстве. Родился он в 1894 г. в Петербурге, в семье ученого-орнитолога, хранителя отдела птиц в Зоологическом музее Российской Академии наук Валентина Львовича Бианки. Семья Бианки жила в одном из флигелей Зоологического музея, поэтому сыновья Валентина Львовича (а их было трое — Лев, Анатолий и Виталий) часто бывали в музее и хорошо его знали. Не случайно все они в дальнейшем связали свою жизнь с наукой. Настоящий музей был и в самой квартире, где жили Бианки: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья обычно проводила в деревне, увозя на природу и обитателей клеток и вольеров. Маленькому Виталию особенно запомнились выезды в Лебяжье, что находится на Финском заливе под Ораниенбаумом. Это место, через которое проходит Великий морской путь перелетных птиц 4, С.12.

В юные годы, когда Виталий с отцом выезжал летом за город, у них даже лосенок жил, подобранный егерями. Потом его отдали в зоопарк. Ну, а дома, в городской квартире, у нас жили собаки спаниели, канарейки и даже летучая мышь. Отец постоянно брал с собой в лес маленького Виталия, объясняя ему каждую птицу и зверушку по имени, отчеству и фамилии. На всю последующую жизнь Бианки сохранил традицию проводить лето на природе, в деревне. Особенно тепло вспоминал он природу Алтая, Новгородской и Ленинградской областей. С детства отец приучил его записывать в тетради все интересное. В многочисленных тетрадях Бианки хранил наблюдения о повадках птиц и животных, местные слова, пословицы, охотничьи рассказы и рассказы бывалых людей. Нередко путешествовавший вместе с ним брат Анатолий делал фотоснимки. Так накапливался материал для будущих книг. В. Бианки вспоминал: «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И — самое главное — с детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь»2, С.8.

В 1915 г. он поступает в университет на естественное отделение. Но учебе помешала война и мобилизация в армию. Виталий Валентинович, будучи на Алтае, собирался принять участие в научной экспедиции как орнитолог. Намечен был маршрут: Бийск—Алтайское—Онгудай—Чебит—Курай —р. Кубадру — р. Башкаус — р. Ятулаган — с. Улаган — р. Чулышман—Телецкое озеро—р. Бия. Всего 1000 верст.

В. В. Белянин — это В. В. Бианки. Он сам перевел свою фамилию с итальянского на русский язык и сначала в Бийске был известен под фамилией Белянин. Позже в краткой биографии он писал об этих днях: «В Сибири в это время была власть Колчака; при ней я жил нелегально, переменив фамилию (Белянин). Весной 1919 г. был мобилизован в колчаковскую армию «нижним чином», скрыв, что имею офицерский чин. Назначенный писарем в парк полевого артиллерийского дивизиона в гор. Барнаул... способствовал бегству солдат, уничтожая их послужные списки и снабжая нужными документами... При занятии города Бийска Красной Армией объявил свою настоящую фамилию». С 5 апреля 1920 г. «назначен временно заведующим Бийским совмузеем с оставлением в прежней должности».

С 1921 г. в жизнь Виталия Валентиновича вошли «школьные и литературные интересы и люди» — он начал преподавать в школе биологию. Обучение — совместное девочек с мальчиками. Учителя все новые, и среди них — «молодой мужчина, высокий, красивый. Его зовут Виталий Валентинович Бианки, — так вспоминает одна из его бывших учениц.— Тогда у нас была лекционная система преподавания. Свои лекции по биологии Виталий Валентинович читал с воодушевлением, с большой любовью… Он рассказывал нам понемногу обо всем, все о немногом. Мы получили от него любовь к природе, любовь к жизни». Сближению с молодежью и многими преподавателями помог литературный кружок. Когда школа закрылась на лето, собирались у братьев Бианки дома, на горе, в конце Барнаульской улицы.

В этой же школе, где Виталий Валентинович преподавал биологию и какое-то время был заведующим, он познакомился с Верой Николаевной Клюжевой. Она преподавала языки. Дочь врача. Семья ее переехала из Самары в Бийск, где отцу, Николаю Семеновичу Клюжеву, обещали работу в загородном санатории. Во время санитарного обследования он заразился сыпным тифом и умер. Вера Николаевна жила с матерью и младшим братом.

В 1922 г. он вернулся в Петроград, полностью посвятив себя литературному труду. Большинство произведений Бианки посвящено лесу, который он хорошо знал с детства. Бианки – «мастер сюжетного рассказа, динамичного, напряженного, с неожиданным поворотом событий» (рассказ-загадка «Роковой зверь», приключенческая повесть «Мышонок Пик», «биографическое» описание животного «На Великом морском пути» и др.). Вместе с тем они содержат огромный познавательный материал, который очень интересен ребенку1. Детьми в семье всегда занимались, прививали любовь к природе. Один из сыновей Виталия Бианки, к примеру, стал орнитологом, другой — физиологом. В новогодние праздники в семье писателя была традиция – украшать елку самодельными игрушками, в основном из бумаги. А потом был праздник весеннего равноденствия и все вместе пекли жаворонков. Делали все вместе. Жили дружно.

Виталий Витальевич с увлечением играл в футбол, пел, любил музыку, много читал, увлекался поэзией (любимый поэт - А. Блок). В городской квартире у Бианки — в аквариумах рыбы, в террариумах черепахи, змеи, ящерицы, в клетках и вольерах птицы. В 1959 г. он ушел из жизни. Он предчувствовал свой уход и говорил о том, что очень хочет жить и творить3, С.18. Печально и грустно было прощаться с В. В. Бианки. Очень много людей пришли на похороны. Гроб долго несли на руках. Не стало В. В. Бианки5, С.35.

2. «Сказки-несказки» (творчество В.И. Бианки)

С 1923 г. Бианки участвует в кружке детских писателей под руководством С.Я. Маршака, сыгравшем заметную роль в становлении детской литературы нового времени. Его первая сказка «Путешествие красноголового воробья» обратила на себя внимание читателей и вдохновила автора на создание новых сказок и книг для детей младшего возраста. Начиная с 1923 г. выходят отдельными книгами «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Мышонок Пик», «Теремок» и другие произведения, принесшие писателю известность. В 1923-1924 гг. они вышли отдельными книжками.

Начало природоведческой книги положили М. М. Пришвин и В. Арсеньев. Дальнейшее её развитие связано с именем В. Бианки. Всей своей творческой деятельностью писатель стремился раскрыть перед юным читателем богатство и разнообразие родной природы, привить любовь к ней. Исследователь творчества В. Бианки Г. Гроденский пишет: «И пусть большинство героев произведений Виталия Бианки — всего только лесные звери и птицы, они пробуждают у ребёнка большие человеческие чувства: смелость, стойкость, доброту к слабым, стремление к достижению цели» 2, С.8. Чтобы заинтересовать, увлечь маленького читателя, часто название своих книг он даёт а форме вопроса: «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?» и т.д. В. Бианки показывает детям, как интересен окружающий их мир, как увлекательно его исследовать.

Тематика книг В. Бианки многообразна. В сказках, рассказах, повестях писателя заключены обширные биологические знания. Произведения Бианки дают читателю правильное представление о природе, воспитывают бережное к ней отношение. Писатель знакомит детей с обитателями леса, озера, поля. Он показывает, как тесно связана жизнь животного с окружающей его природой, как идёт борьба за существование. Он объясняет ребёнку, почему по-разному поют птицы («Кто чем поёт?»), отчего у животных разные ноги («Чьи это ноги?»), зачем зверям хвост («Хвосты») и др. В. Бианки создал жанр научной сказки на фольклорной основе. Для его сказок характерна простота сюжета, приём антропоморфизма, краткость в описании, народный язык. Например, в чудесной сказке «Лесные домишки» (1924) рассказывается о том, как ласточка-береговушка разыскивала дорогу домой. В небольшой сказочной повести «Мышонок Пик» (1927) создан живой образ мышонка. Мышонок Пик совершает вынужденное длительное, полное приключений путешествие, знакомится с окружающим его миром.

Рассказ «По следам» написан в 1925 г. Его отличает захватывающий сюжет, живая художественная манера, что сразу же сделало его популярным. Он постоянно переиздается в разных сборниках. «Я заставил своего героя по этим следам распутывать неизвестную судьбу его сына, поставив... человеческую жизнь в зависимость от знания следов», — писал Бианки. К сожалению, художники не смогли иллюстрировать текст так, чтобы читатели так же, как и автор, тоже научились понимать следы, что очень расстраивало писателя. Его «сказки-несказки», развивающие традиции народных сказок («Теремок», «Лис и мышонок», «Лесные домишки», «Красная горна», «Люля», «Сова» и другие), короткие рассказы («Первая охота», «Чьи это ноги?», «Кто, чем поет?», Чей нос лучше?» и другие), повести («Одинец», «Аскыр», и др.), содержат массу достоверного и правдивого материала о природе.

С 1928 г. начинается и продолжается до 1958 г. работа писателя над его главной книгой «Лесная газета», десять изданий которой (первое — в 1928 г.), постоянно дополнявшиеся и изменявшиеся, вышли при его жизни. «Лесная газета» - энциклопедия русской природы, результат неустанного труда писателя, работавшего над ней на протяжении тридцати лет. В основе газеты лежит повторяющийся цикл сезонных изменений в природе. Поэтому и названия месяцев в ее двенадцати номерах необычны: «Месяц Птенцов», «Месяц Стай», «Месяц Полных Кладовых» и т. д. Просматривая газету далее, мы начинаем замечать, как сезонные изменения в природе отражаются и в деятельности человека. Интересные факты и практические задания все время переплетаются с хитроумной выдумкой, головоломкой, забавным рассказом, занятным состязанием на сообразительность («Тир», «Остроглаз»)6.

В 1932 г. впервые выходит большой сборник «Лесные были и небылицы», на страницах которого объединены единым замыслом как написанные ранее, так и новые произведения. Большой творческий успех принесла Бианки радиопередача «Вести из леса», над которой он работал вместе со своими учениками.

В своем дневнике писатель как-то записал: «Не все то кузнечик, что трещит. (Как я услышал камышовку-сверчка)». В 1946 г. на эту тему им был написан рассказ «Несмышимка». Он ведется от лица старого ученого-орнитолога. Четыре года посвятил он изучению птиц Новгородской области и написал о них книгу, а вот внучка поставила его в тупик рассказом об увиденной ею птичке - «неслышимке»: «Сидит такая горбатенькая птичка на дереве, на верхней ветке, сама ротик разевает, и горлышко у нее трепещется, а все равно ничего не слышно, никакой песенки». Оказывается тишина бывает разная, и ее надо уметь слушать. А еще надо многое знать, только тогда станет, понятен «немой оркестр луга». Оказывается, на самом деле птичка издает звук, похожий на стрекотание кузнечика, но надо знать, что кузнечики начинают трещать в июле, а в начале лета этого быть не может. Вот и попался старый ученый на том, что забыл об этом, принял звуки за стрекотание кузнечика. Пришлось срочно добавлять в книгу сведения еще об одном виде птиц. Важно, говорит писатель, всегда «включать свой слух на неизвестное»5, С.36.

Книги Виталия Бианки зовут юного читателя наблюдать, сравнивать, думать, быть хорошим следопытом-исследователем. Писатель не только показывает, — он учит юного читателя раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей и птиц. Ведь только тот, кто хорошо знает природу, может ею управлять, обращая её богатства на пользу Родине. Книги Бианки раскрывают мир природы, учат проникать в её тайны.

В багаже писателя более трехсот произведений (рассказы, повести, статьи, сказки).

3. Проект «Сквера им. В.В. Бианки «Сказки-несказки»

Идея: разработать проект Сквера им. В.В. Бианки «Сказки-несказки».

Актуальность идеи: на произведениях В.В. Бианки выросло ни одно поколение наших соотечественников. И память об этом писателе очень чтят и помнят и в нашем городе. Особенно трепетно относятся к писателю в МБУ ДО ДДТ Ленинского района «Меридиан», этим и обосновывается выбор места для расположения сквера – т.н. «Зеленый бульвар». Хочется, чтобы приобщались все дети нашего города к творчеству В.В. Бианки.

Основные этапы поисковой работы:

1 Поиск информации и определение этапов исследования.

2 Определение необходимых материалов.

3 Определение основных элементов.

4 Поиск информации о способах изготовления.

6 Разработать проект.

Порядок действий:

Основные элементы:

Расположение: весь проект состоит из двух больших частей:

1 – литературная стена, расположенная между домами по улице Мира 20 и 18. На этой стене жилого дома по проспекту Мира, 18 между окнами предлагаем разместить портрет Бианки В.В. и его цитата.

Предлагаем использовать фразу наиболее полно отражающую деятельность писателя: «Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире».

Далее мы разместили фото стены по адресу: пр. Мира, 18. Между домами по проспекту Мира № 20 и № 18 открывается дорога и сам МБУ ДО ДДТ «Меридиан». Именно в этом учреждении проходят различные мероприятия, посвященные памяти великого писателя.

Фото 1 – Предлагаемое расположение Литературной стены на стене дома по адресу: пр. Мира, 18

Литературная стена – на стене жилого дома по адресу: пр. Мира, 18:

окно 5 этажа

 

окно 5 этажа

окно 4 этажа

 

окно 4 этажа

окно 3 этажа

 

окно 3 этажа

Весь огромный мир кругом меня, надо мной и

подо мной полон неизведанных тайн.

И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире

В.В. Бианки

окно 2 этажа

 

окно 2 этажа

окно 1 этажа

 

окно 1 этажа

Рис.1 - Проект Литературной стены

2 - Оформление Сквера имени В.В. Бианки «Сказки-несказки»

Месторасположения: расположение на месте т.н. «Зеленого Бульвара». Сейчас это красивая аллея с деревьями и скамеечками. Предлагаем дополнить данный бульвар стендами

Фото 2 – Зеленый бульвар, фото со стороны пр. Мира, д.20

Фото 3 – Зеленый бульвар, фото со стороны пр. Мира, д.20

Установка на Зеленом бульваре стендов, оформленных и посвященных творчеству В.В. Бианки. Предлагаем разработать 4 стенда (возможно оформление с двух сторон) (Приложение 1):

1 стенд – «Синичкин календарь». Посвящен циклу произведений, объединенных названием «Синичкин календарь». Конечно, разместить всех героев сложно. Мы накидали макет. Но если будут работать профессионалы они изменят компоненты.

2 стенд – «Лесная газета». Посвящен основным героям и принципу произведения «Лесная газета».

3 стенд – «Мышонок Пик». Данный макет отражает основные героев произведения «Мышонок Пик».

4 стенд – «Сказки-несказки». На данном макете мы расположили основных героев произведений, объединённых в группу «Сказки-несказки».

Количество стендов можно увеличить. Мы предлагаем начало.

Реклама идеи: к 2024 году разработать и привлечь к реализации администрацию города, областное правительство данного проекта. В 2024 году В.В. Бианки исполнилось бы 130 лет.

Ценность проекта: сохранение памяти о великом писателе В.В. Бианки.

Перспективы идеи:

- установить в Сквере фигуры животных из произведений В.В. Бианки;

- на стенды установить QR-код и путем наведения на него гаджетов можно будет прочитать о произведениях писателях, Бианки В.В., сами произведения.

Заключение

Книги Виталия Бианки зовут юного читателя наблюдать, сравнивать, думать, быть хорошим следопытом-исследователем. Писатель не только показывает, — он учит юного читателя раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей и птиц. Ведь только тот, кто хорошо знает природу, может ею управлять, обращая её богатства на пользу Родине. Книги Бианки раскрывают мир природы, учат проникать в её тайны.

Произведения Бианки — прекрасный материал для чтения, воспитания и развития детей, особенно сегодня, когда человечество стоит на грани экологической катастрофы. В. Бианки был чрезвычайно требовательным к своему творчеству. Его произведения отличаются не только богатством содержания, но и художественным совершенством. Книги В. Бианки — классический образец природо­ведческой детской литературы.

Таким образом, мы проанализировали жизнь и деятельность В.В. Бианки. Узнали об основных этапах писателя.

Познакомились с основными произведениями Бианки и рассмотрели какой творческое наследие оставил писатель.

Разработали проект Сквера, посвященного писателю В.В. Бианки.

Список литературы

Бианки Е. В.: "Я бы выбрал Алтай... " (предисловие к книге Бианки В. В. "Удивительные тайны"). // Электронный ресурс URL: http://bianki.lit-info.ru/bianki/vospominaniya/ya-by-vybral-altaj.htm

Горизонтова Л. Ю. Бианки Виталий Валентинович (1894–1959 гг.) // Галерея выдающихся людей города Бийска. Бийск, 2000. Вып. 2. C. 8–9

Мудрец с душой ребенка: материалы науч.- практ. конф., посвящ. 110-летию со дня рождения В. В. Бианки / Бийс. пед. гос. ун-т, Бийс. отд-ние Рус. геогр. о-ва, Бийс. краевед. музей им. В. В. Бианки; [отв. ред. В. В. Орлов]. Бийск: НИЦ БПГУ, 2004. 96 с.

120 лет со дня рождения писателя, натуралиста В. В. Бианки (1894–1959) // Алтайский край, 2014 г.: календарь знаменат. и памят. дат. — Барнаул: ПринтЭкспресс, 2013. — 170 с. - С.12-15

Цехановская Н. Сподвижничество единомышленников В. В. Бианки в Бийске (1918–1922 гг.) / Н. А. Цехановская, П. С. Коваленко // Известия Бийского отделения Русского географического общества. Бийск, 2006. Вып. 26. С. 35–38.

Цехановская Н. Увековечили любовь // Бийский рабочий. 1999. 18 авг.

Приложение

 

Январь – носик года…

 
     
 

Календарь – это расписание работы солнца на весь год.

хвостик года - декабрь

Рис. 2 – Стенд «Синичкин календарь»

     
       
 

Человеческий язык – язык любви к полной красоты и чудес нашей вселенной

 
   

Рис.3 – Стенд «Лесная газета»

   
       
 

Край прекрасный, дивный край. Здесь каждый может быть Колумбом и делать удивительные открытия.

 
   

Рис.4 – Стенд «Мышонок Пик»

   
       
 

Таланту научить нельзя, но технике писательской (без которой так и так не обойдешься) учиться надо всю жизнь.

 
       
     

Рис.5 – Стенд «Сказки-несказки»

Просмотров работы: 3