Введение
Актуальность исследования. Биолог, исследователь и следопыт, страстный охотник, Виталий Валентинович Бианки писал сказки, рассказы, повести о жизни животных, охоте, природе. Сказки Бианки читает уже не одно поколение. С этими сказками дружат все дети и взрослые. Ведь они не только о сказочном, но и том, что нас окружает, о том как меняется природа, о том какие животные и где живут. Память об этом великом писателе-сказочнике живет уже много лет. В своих невероятных путешествиях Виталий Валентинович проехал многое. Был он и на Урале. В нашем городе проживали его сестры. Невероятно интересная личность, орнитолог, биолог, футболист, писатель и еще много кто. Его произведения всегда интересно читать.
Цель работы – исследовать творчество и жизнь знаменитого писателя В.В. Бианки и разработать проект Сквера им. В.В. Бианки «Сказки-несказки». В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
- исследовать жизнь и деятельность В.В. Бианки;
- изучить творчество писателя;
- разработать и предложить проект Сквера им. В.В. Бианки «Сказки-несказки».
Объект исследования – В.В. Бианки.
Предмет исследования – сохранение памяти о великом писателе в рамках нашего города – Нижний Тагил.
В процессе работы были использованы следующие методы: опрос, наблюдение, изучение различных источников (в том числе воспоминаний современников В.В. Бианки, интервью с его внуком), разработка проекта.
Проектный продукт: проект Сквера им. В.В. Бианки «Сказки-несказки».
Теоретическая часть
1 Жизнь и деятельность Виталия Валентиновича Бианки
Любовь к природе и интерес к науке сформировались у Бианки еще в детстве. Родился он в 1894 г. в Петербурге, в семье ученого-орнитолога, хранителя отдела птиц в Зоологическом музее Российской Академии наук Валентина Львовича Бианки. Семья Бианки жила в одном из флигелей Зоологического музея, поэтому сыновья Валентина Львовича (а их было трое — Лев, Анатолий и Виталий) часто бывали в музее и хорошо его знали. Не случайно все они в дальнейшем связали свою жизнь с наукой. Настоящий музей был и в самой квартире, где жили Бианки: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья обычно проводила в деревне, увозя на природу и обитателей клеток и вольеров. Маленькому Виталию особенно запомнились выезды в Лебяжье, что находится на Финском заливе под Ораниенбаумом. Это место, через которое проходит Великий морской путь перелетных птиц 4, С.12.
В юные годы, когда Виталий с отцом выезжал летом за город, у них даже лосенок жил, подобранный егерями. Потом его отдали в зоопарк. Ну, а дома, в городской квартире, у нас жили собаки спаниели, канарейки и даже летучая мышь. Отец постоянно брал с собой в лес маленького Виталия, объясняя ему каждую птицу и зверушку по имени, отчеству и фамилии. На всю последующую жизнь Бианки сохранил традицию проводить лето на природе, в деревне. Особенно тепло вспоминал он природу Алтая, Новгородской и Ленинградской областей. С детства отец приучил его записывать в тетради все интересное. В многочисленных тетрадях Бианки хранил наблюдения о повадках птиц и животных, местные слова, пословицы, охотничьи рассказы и рассказы бывалых людей. Нередко путешествовавший вместе с ним брат Анатолий делал фотоснимки. Так накапливался материал для будущих книг. В. Бианки вспоминал: «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И — самое главное — с детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь»2, С.8.
В 1915 г. он поступает в университет на естественное отделение. Но учебе помешала война и мобилизация в армию. Виталий Валентинович, будучи на Алтае, собирался принять участие в научной экспедиции как орнитолог. Намечен был маршрут: Бийск—Алтайское—Онгудай—Чебит—Курай —р. Кубадру — р. Башкаус — р. Ятулаган — с. Улаган — р. Чулышман—Телецкое озеро—р. Бия. Всего 1000 верст.
В. В. Белянин — это В. В. Бианки. Он сам перевел свою фамилию с итальянского на русский язык и сначала в Бийске был известен под фамилией Белянин. Позже в краткой биографии он писал об этих днях: «В Сибири в это время была власть Колчака; при ней я жил нелегально, переменив фамилию (Белянин). Весной 1919 г. был мобилизован в колчаковскую армию «нижним чином», скрыв, что имею офицерский чин. Назначенный писарем в парк полевого артиллерийского дивизиона в гор. Барнаул... способствовал бегству солдат, уничтожая их послужные списки и снабжая нужными документами... При занятии города Бийска Красной Армией объявил свою настоящую фамилию». С 5 апреля 1920 г. «назначен временно заведующим Бийским совмузеем с оставлением в прежней должности».
С 1921 г. в жизнь Виталия Валентиновича вошли «школьные и литературные интересы и люди» — он начал преподавать в школе биологию. Обучение — совместное девочек с мальчиками. Учителя все новые, и среди них — «молодой мужчина, высокий, красивый. Его зовут Виталий Валентинович Бианки, — так вспоминает одна из его бывших учениц.— Тогда у нас была лекционная система преподавания. Свои лекции по биологии Виталий Валентинович читал с воодушевлением, с большой любовью… Он рассказывал нам понемногу обо всем, все о немногом. Мы получили от него любовь к природе, любовь к жизни». Сближению с молодежью и многими преподавателями помог литературный кружок. Когда школа закрылась на лето, собирались у братьев Бианки дома, на горе, в конце Барнаульской улицы.
В этой же школе, где Виталий Валентинович преподавал биологию и какое-то время был заведующим, он познакомился с Верой Николаевной Клюжевой. Она преподавала языки. Дочь врача. Семья ее переехала из Самары в Бийск, где отцу, Николаю Семеновичу Клюжеву, обещали работу в загородном санатории. Во время санитарного обследования он заразился сыпным тифом и умер. Вера Николаевна жила с матерью и младшим братом.
В 1922 г. он вернулся в Петроград, полностью посвятив себя литературному труду. Большинство произведений Бианки посвящено лесу, который он хорошо знал с детства. Бианки – «мастер сюжетного рассказа, динамичного, напряженного, с неожиданным поворотом событий» (рассказ-загадка «Роковой зверь», приключенческая повесть «Мышонок Пик», «биографическое» описание животного «На Великом морском пути» и др.). Вместе с тем они содержат огромный познавательный материал, который очень интересен ребенку1. Детьми в семье всегда занимались, прививали любовь к природе. Один из сыновей Виталия Бианки, к примеру, стал орнитологом, другой — физиологом. В новогодние праздники в семье писателя была традиция – украшать елку самодельными игрушками, в основном из бумаги. А потом был праздник весеннего равноденствия и все вместе пекли жаворонков. Делали все вместе. Жили дружно.
Виталий Витальевич с увлечением играл в футбол, пел, любил музыку, много читал, увлекался поэзией (любимый поэт - А. Блок). В городской квартире у Бианки — в аквариумах рыбы, в террариумах черепахи, змеи, ящерицы, в клетках и вольерах птицы. В 1959 г. он ушел из жизни. Он предчувствовал свой уход и говорил о том, что очень хочет жить и творить3, С.18. Печально и грустно было прощаться с В. В. Бианки. Очень много людей пришли на похороны. Гроб долго несли на руках. Не стало В. В. Бианки5, С.35.
2. «Сказки-несказки» (творчество В.И. Бианки)
С 1923 г. Бианки участвует в кружке детских писателей под руководством С.Я. Маршака, сыгравшем заметную роль в становлении детской литературы нового времени. Его первая сказка «Путешествие красноголового воробья» обратила на себя внимание читателей и вдохновила автора на создание новых сказок и книг для детей младшего возраста. Начиная с 1923 г. выходят отдельными книгами «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Мышонок Пик», «Теремок» и другие произведения, принесшие писателю известность. В 1923-1924 гг. они вышли отдельными книжками.
Начало природоведческой книги положили М. М. Пришвин и В. Арсеньев. Дальнейшее её развитие связано с именем В. Бианки. Всей своей творческой деятельностью писатель стремился раскрыть перед юным читателем богатство и разнообразие родной природы, привить любовь к ней. Исследователь творчества В. Бианки Г. Гроденский пишет: «И пусть большинство героев произведений Виталия Бианки — всего только лесные звери и птицы, они пробуждают у ребёнка большие человеческие чувства: смелость, стойкость, доброту к слабым, стремление к достижению цели» 2, С.8. Чтобы заинтересовать, увлечь маленького читателя, часто название своих книг он даёт а форме вопроса: «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?» и т.д. В. Бианки показывает детям, как интересен окружающий их мир, как увлекательно его исследовать.
Тематика книг В. Бианки многообразна. В сказках, рассказах, повестях писателя заключены обширные биологические знания. Произведения Бианки дают читателю правильное представление о природе, воспитывают бережное к ней отношение. Писатель знакомит детей с обитателями леса, озера, поля. Он показывает, как тесно связана жизнь животного с окружающей его природой, как идёт борьба за существование. Он объясняет ребёнку, почему по-разному поют птицы («Кто чем поёт?»), отчего у животных разные ноги («Чьи это ноги?»), зачем зверям хвост («Хвосты») и др. В. Бианки создал жанр научной сказки на фольклорной основе. Для его сказок характерна простота сюжета, приём антропоморфизма, краткость в описании, народный язык. Например, в чудесной сказке «Лесные домишки» (1924) рассказывается о том, как ласточка-береговушка разыскивала дорогу домой. В небольшой сказочной повести «Мышонок Пик» (1927) создан живой образ мышонка. Мышонок Пик совершает вынужденное длительное, полное приключений путешествие, знакомится с окружающим его миром.
Рассказ «По следам» написан в 1925 г. Его отличает захватывающий сюжет, живая художественная манера, что сразу же сделало его популярным. Он постоянно переиздается в разных сборниках. «Я заставил своего героя по этим следам распутывать неизвестную судьбу его сына, поставив... человеческую жизнь в зависимость от знания следов», — писал Бианки. К сожалению, художники не смогли иллюстрировать текст так, чтобы читатели так же, как и автор, тоже научились понимать следы, что очень расстраивало писателя. Его «сказки-несказки», развивающие традиции народных сказок («Теремок», «Лис и мышонок», «Лесные домишки», «Красная горна», «Люля», «Сова» и другие), короткие рассказы («Первая охота», «Чьи это ноги?», «Кто, чем поет?», Чей нос лучше?» и другие), повести («Одинец», «Аскыр», и др.), содержат массу достоверного и правдивого материала о природе.
С 1928 г. начинается и продолжается до 1958 г. работа писателя над его главной книгой «Лесная газета», десять изданий которой (первое — в 1928 г.), постоянно дополнявшиеся и изменявшиеся, вышли при его жизни. «Лесная газета» - энциклопедия русской природы, результат неустанного труда писателя, работавшего над ней на протяжении тридцати лет. В основе газеты лежит повторяющийся цикл сезонных изменений в природе. Поэтому и названия месяцев в ее двенадцати номерах необычны: «Месяц Птенцов», «Месяц Стай», «Месяц Полных Кладовых» и т. д. Просматривая газету далее, мы начинаем замечать, как сезонные изменения в природе отражаются и в деятельности человека. Интересные факты и практические задания все время переплетаются с хитроумной выдумкой, головоломкой, забавным рассказом, занятным состязанием на сообразительность («Тир», «Остроглаз»)6.
В 1932 г. впервые выходит большой сборник «Лесные были и небылицы», на страницах которого объединены единым замыслом как написанные ранее, так и новые произведения. Большой творческий успех принесла Бианки радиопередача «Вести из леса», над которой он работал вместе со своими учениками.
В своем дневнике писатель как-то записал: «Не все то кузнечик, что трещит. (Как я услышал камышовку-сверчка)». В 1946 г. на эту тему им был написан рассказ «Несмышимка». Он ведется от лица старого ученого-орнитолога. Четыре года посвятил он изучению птиц Новгородской области и написал о них книгу, а вот внучка поставила его в тупик рассказом об увиденной ею птичке - «неслышимке»: «Сидит такая горбатенькая птичка на дереве, на верхней ветке, сама ротик разевает, и горлышко у нее трепещется, а все равно ничего не слышно, никакой песенки». Оказывается тишина бывает разная, и ее надо уметь слушать. А еще надо многое знать, только тогда станет, понятен «немой оркестр луга». Оказывается, на самом деле птичка издает звук, похожий на стрекотание кузнечика, но надо знать, что кузнечики начинают трещать в июле, а в начале лета этого быть не может. Вот и попался старый ученый на том, что забыл об этом, принял звуки за стрекотание кузнечика. Пришлось срочно добавлять в книгу сведения еще об одном виде птиц. Важно, говорит писатель, всегда «включать свой слух на неизвестное»5, С.36.
Книги Виталия Бианки зовут юного читателя наблюдать, сравнивать, думать, быть хорошим следопытом-исследователем. Писатель не только показывает, — он учит юного читателя раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей и птиц. Ведь только тот, кто хорошо знает природу, может ею управлять, обращая её богатства на пользу Родине. Книги Бианки раскрывают мир природы, учат проникать в её тайны.
В багаже писателя более трехсот произведений (рассказы, повести, статьи, сказки).
3. Проект «Сквера им. В.В. Бианки «Сказки-несказки»
Идея: разработать проект Сквера им. В.В. Бианки «Сказки-несказки».
Актуальность идеи: на произведениях В.В. Бианки выросло ни одно поколение наших соотечественников. И память об этом писателе очень чтят и помнят и в нашем городе. Особенно трепетно относятся к писателю в МБУ ДО ДДТ Ленинского района «Меридиан», этим и обосновывается выбор места для расположения сквера – т.н. «Зеленый бульвар». Хочется, чтобы приобщались все дети нашего города к творчеству В.В. Бианки.
Основные этапы поисковой работы:
1 Поиск информации и определение этапов исследования.
2 Определение необходимых материалов.
3 Определение основных элементов.
4 Поиск информации о способах изготовления.
6 Разработать проект.
Порядок действий:
Основные элементы:
Расположение: весь проект состоит из двух больших частей:
1 – литературная стена, расположенная между домами по улице Мира 20 и 18. На этой стене жилого дома по проспекту Мира, 18 между окнами предлагаем разместить портрет Бианки В.В. и его цитата.
Предлагаем использовать фразу наиболее полно отражающую деятельность писателя: «Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире».
Далее мы разместили фото стены по адресу: пр. Мира, 18. Между домами по проспекту Мира № 20 и № 18 открывается дорога и сам МБУ ДО ДДТ «Меридиан». Именно в этом учреждении проходят различные мероприятия, посвященные памяти великого писателя.
Фото 1 – Предлагаемое расположение Литературной стены на стене дома по адресу: пр. Мира, 18
Литературная стена – на стене жилого дома по адресу: пр. Мира, 18:
окно 5 этажа |
окно 5 этажа |
|
окно 4 этажа |
окно 4 этажа |
|
окно 3 этажа |
окно 3 этажа |
|
Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире В.В. Бианки |
||
окно 2 этажа |
окно 2 этажа |
|
окно 1 этажа |
окно 1 этажа |
Рис.1 - Проект Литературной стены
2 - Оформление Сквера имени В.В. Бианки «Сказки-несказки»
Месторасположения: расположение на месте т.н. «Зеленого Бульвара». Сейчас это красивая аллея с деревьями и скамеечками. Предлагаем дополнить данный бульвар стендами
Фото 2 – Зеленый бульвар, фото со стороны пр. Мира, д.20
Фото 3 – Зеленый бульвар, фото со стороны пр. Мира, д.20
Установка на Зеленом бульваре стендов, оформленных и посвященных творчеству В.В. Бианки. Предлагаем разработать 4 стенда (возможно оформление с двух сторон) (Приложение 1):
1 стенд – «Синичкин календарь». Посвящен циклу произведений, объединенных названием «Синичкин календарь». Конечно, разместить всех героев сложно. Мы накидали макет. Но если будут работать профессионалы они изменят компоненты.
2 стенд – «Лесная газета». Посвящен основным героям и принципу произведения «Лесная газета».
3 стенд – «Мышонок Пик». Данный макет отражает основные героев произведения «Мышонок Пик».
4 стенд – «Сказки-несказки». На данном макете мы расположили основных героев произведений, объединённых в группу «Сказки-несказки».
Количество стендов можно увеличить. Мы предлагаем начало.
Реклама идеи: к 2024 году разработать и привлечь к реализации администрацию города, областное правительство данного проекта. В 2024 году В.В. Бианки исполнилось бы 130 лет.
Ценность проекта: сохранение памяти о великом писателе В.В. Бианки.
Перспективы идеи:
- установить в Сквере фигуры животных из произведений В.В. Бианки;
- на стенды установить QR-код и путем наведения на него гаджетов можно будет прочитать о произведениях писателях, Бианки В.В., сами произведения.
Заключение
Книги Виталия Бианки зовут юного читателя наблюдать, сравнивать, думать, быть хорошим следопытом-исследователем. Писатель не только показывает, — он учит юного читателя раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей и птиц. Ведь только тот, кто хорошо знает природу, может ею управлять, обращая её богатства на пользу Родине. Книги Бианки раскрывают мир природы, учат проникать в её тайны.
Произведения Бианки — прекрасный материал для чтения, воспитания и развития детей, особенно сегодня, когда человечество стоит на грани экологической катастрофы. В. Бианки был чрезвычайно требовательным к своему творчеству. Его произведения отличаются не только богатством содержания, но и художественным совершенством. Книги В. Бианки — классический образец природоведческой детской литературы.
Таким образом, мы проанализировали жизнь и деятельность В.В. Бианки. Узнали об основных этапах писателя.
Познакомились с основными произведениями Бианки и рассмотрели какой творческое наследие оставил писатель.
Разработали проект Сквера, посвященного писателю В.В. Бианки.
Список литературы
Бианки Е. В.: "Я бы выбрал Алтай... " (предисловие к книге Бианки В. В. "Удивительные тайны"). // Электронный ресурс URL: http://bianki.lit-info.ru/bianki/vospominaniya/ya-by-vybral-altaj.htm
Горизонтова Л. Ю. Бианки Виталий Валентинович (1894–1959 гг.) // Галерея выдающихся людей города Бийска. Бийск, 2000. Вып. 2. C. 8–9
Мудрец с душой ребенка: материалы науч.- практ. конф., посвящ. 110-летию со дня рождения В. В. Бианки / Бийс. пед. гос. ун-т, Бийс. отд-ние Рус. геогр. о-ва, Бийс. краевед. музей им. В. В. Бианки; [отв. ред. В. В. Орлов]. Бийск: НИЦ БПГУ, 2004. 96 с.
120 лет со дня рождения писателя, натуралиста В. В. Бианки (1894–1959) // Алтайский край, 2014 г.: календарь знаменат. и памят. дат. — Барнаул: ПринтЭкспресс, 2013. — 170 с. - С.12-15
Цехановская Н. Сподвижничество единомышленников В. В. Бианки в Бийске (1918–1922 гг.) / Н. А. Цехановская, П. С. Коваленко // Известия Бийского отделения Русского географического общества. Бийск, 2006. Вып. 26. С. 35–38.
Цехановская Н. Увековечили любовь // Бийский рабочий. 1999. 18 авг.
Приложение
Январь – носик года… |
||
Календарь – это расписание работы солнца на весь год. |
…хвостик года - декабрь |
Рис. 2 – Стенд «Синичкин календарь»
Человеческий язык – язык любви к полной красоты и чудес нашей вселенной |
||||||
Рис.3 – Стенд «Лесная газета»
Край прекрасный, дивный край. Здесь каждый может быть Колумбом и делать удивительные открытия. |
|||
Рис.4 – Стенд «Мышонок Пик»
Таланту научить нельзя, но технике писательской (без которой так и так не обойдешься) учиться надо всю жизнь. |
||||
Рис.5 – Стенд «Сказки-несказки»