«Война и мир. Гаджеты правят?»

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Война и мир. Гаджеты правят?»

Бебутов А.Г. 1
1ГБОУ Школа № 1590 им. Героя Советского Союза В.В. Колесника
Гурий О.Ш. 1
1ГБОУ Школа № 1590 им. Героя Советского Союза В.В. Колесника
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я – ребенок, родившийся в эпоху «Гаджетов», «С кнопкой на пальце», как сейчас говорят, поколение «digital natives»1 - googl переводит, как «цифровые аборигены». Абориге́н, абориге́нша (от лат. ab origine «от начала») — коренной житель страны2. Старшее же поколение называют: «digital immigrants» - «цифровые приезжие». Дети с рождения в цифре. А для родителей, получается, - чужая страна.

Конфликт «Отцов и детей» перешел в цифровую плоскость. И это очень волнует нас современных детей. Непонимание перешло в фазу отрицания. Каждый день мы от взрослых слышим, что эти телефоны (приставки, планшеты) полностью убивают наш мозг. Что из-за них у нас все плохо: и оценки в школе, и зрение упало, и нервы шалят. Даже про дебилизацию общества начинают говорить.

На каждом шагу запреты. Кто-то вообще забирает телефон у своего ребенка или вовсе покупает кнопочный. Взрослые, вы правда думаете, что ребенок за углом не залезет в чужой телефон? Или его не затравят обычные школьники за то, что тот ходит с кнопочным?

Не могу не согласиться, что в цифровом мире можно и потонуть. Но как вы заметите, я эту работу делаю полностью используя только интернет (сколько же я часов провел у экрана?). Сегодня намного быстрее и удобнее получить нужную конкретную информацию. Главное уметь четко формулировать запрос.

В своей работе хочу попробовать найти точки соприкосновения наших поколений и решить обоюдно острый вопрос: Гаджеты – это зло?

2.Основная часть

2.1. Запрос

Что это за волшебная штука из-за которой столько разговоров?

Га́джет3 (англ. gadget — приспособление, устройство, безделушка) — небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни.

Запрос современного общества можно сформулировать двумя фразами от противоборствующих сторон (детей и родителей).

1. Как спасти ребенка от гаджетов?

2. Когда мама / папа наконец пойму, что мне гаджеты не вредят, а только помогают?

Это на самом деле война. И в ней побеждают родители. В ход идут уговоры-разговоры, ограничения, запреты, наказания. Но так ли это действенно? И к чему приводит?

Начнем с того, что мы, дети, - первое поколение родившееся в эпоху гаджетов. Мы их с рождения знаем и умеем ими пользоваться. Если хотите, то именно взрослые нам их дали в руки.

Познав радость ярких картинок сменяющих друг-друга, мы уже не в силах расстаться с гаджетом. Тому примером служит так яростно вошедший в нашу жизнь «ТикТок»4 (англ. TikTok) — сервис для создания и просмотра коротких видео, принадлежащий пекинской компании «ByteDance». Здесь «залипаем» на таких же детях, которые двигаются под веселую музыку.

Так же мы «подвисли» на «Instagram»5 (рус. Инстаграм) — приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети, позволяющее снимать фотографии и видео.

А еще куча разных месенджеров, без которых даже взрослые уже не обходятся.

Как говорят родители – у них в телефоне «вся жизнь». От развлекательных приложений до бонусных и даже банковских. А еще фотографии, фотографии, фотографии – документы, бланки, пейзажи, лица, море, лыжи…

2.2. Исследования. Отзывы.

И сколько часов за своими гаджетами проводят люди?

Организация We Are Social представила доклад Digital 2020, в котором обозначила объемы потребления интернета и социальных сетей во всем мире. В своем исследовании бренд ссылается на статистику таких аналитических компаний, как GlobalWebIndex, Statista, GSMA Intelligence, App Annie, SimilarWeb и Locowise. Оказывается, среднестатистический пользователь интернета в возрасте от 16 до 64 лет проводит онлайн 6 часов 43 минуты ежедневно. Среди типов мобильных приложений, которые интересуют пользователей больше всего, лидируют мессенджеры — ими пользуются 89% юзеров. Столько же процентов приходится на социальные сети.66% предпочитают приложения интернет-магазинов, 65% — развлекательные сервисы или видеоприложения (например, YouTube), 47% — играют в мобильные игры.6

Как мне кажется, из этого доклада следует, что проблема гаджетов и зависимости захватила не столько детей, сколько мир в целом! Дети – это зеркало, отражение взрослой жизни.

Является ли это проблемой?

Введя в поисковик запрос: книги про гаджетозависимость у меня выскакивает огромный список авторов: «Цифровая диета» Дэниел Сиберг, "Инстамозг. Как экранная зависимость приводит к стрессам и депрессии", Андерс Хансен, "Диванные эксперты. Как неограниченный доступ к информации делает нас тупее", Томас Николс, "Гаджет-зависимость. Как получать информацию, не разрушая себя и других", Алекс Сучжон-Ким Панг.

Если такое количество книг написано, то существует запрос населения планеты. И стоит отметить, что не все так плохо, если люди еще покупают книги про гаджеты в бумажном виде.

Особо остро стоит вопрос про зависимость детей. Как водится думать, взрослый человек уже сформирован и может усилием воли самостоятельно контролировать любые свои процессы. А у ребенка такого рычажка нет. Поэтому им выступает взрослый. С любовью оберегая от того чего сам совсем не знает и не понимает – слишком быстро интернет вошел в повседневную жизнь. «Это очень странная идея – запретить то, что мы не понимаем», - педагог Дмитрий Зицер.7

Всемирная организация ВОЗ в 2019 году выпустила рекомендации, в которых обозначила время проведения с гаджетами детям от двух до пяти лет не более часа в день.8 Для остальных возрастных групп ВОЗ воздерживается от рекомендаций (по-крайней мере я этого не нашел).

В сети много написано отсылок на исследования влияния гаджетов на детей и людей в целом. Но доказательств пока нет.

Многие врачи высказывают свое мнение на данный вопрос. Так, врач-психотерапевт Андрей Курпатов считает, что у современных детей теряются навыки к обучению и развивается цифровое слабоумие.9 Врач-педиатр Евгений Комаровский: «Чрезмерное увлечение гаджетами приводит к психологическим проблемам. Но старшим детям запрещать полностью гаджеты нельзя – нужно их обучить чувству меры».10

А оксфордские психологи Эндрю Пшибыльски и Эми Орбен пришли к выводу, что использование телефонов для организма не вреднее употребления в пищу картошки. Исследование вызвало немалый энтузиазм в соцсетях: кто-то по-прежнему беспокоится за своё взаимодействие с экранами, кто-то же думает, что ученые ещё не до всего докопались. «Подозреваю, что мы придём к осознанию того, что слишком много времени перед экраном мобильного всё же хуже, чем поедание картофеля. Но пока мы просто не знаем наверняка», - пишет политолог Стивен Грин в своём блоге.11

2.3. Анкетирование

Тема меня заинтересовала настолько, что я захотел опросить своих одноклассников. А заодно и их родителей.

Вопросы составил такие:

Для учеников 4 класса:

1. Имя

2. возраст, класс

3. Есть ли гаджеты? какие?

4. Сколько времени в день в них проводите?

5. Контролируют ли родители время, контент?

6. Какую пользу приносят вам гаджеты?

7. Считаете ли гаджеты вредными?

8. Если бы не было гаджетов, чем бы вы хотели заниматься?

Для их родителей:

1. Имя

2. Возраст

3. Сколько у вас детей?

4. Разрешаете ли вы пользоваться детям гаджетами?

5. Контролируете ли время и контент?

6. Как часто вы ругаете ребенка за гаджеты?

7. Какой вред приносят гадждеты?

8. Какую пользу в гаджетах вы видите?

9. Сколько времени вы разрешаете в день проводит ребенку за гаджетами?

10. Сколько времени в день вы сами проводите за гаджетами?

11. Считаете ли вы, что ребенок может сам управлять своим временем проведения в гаджетах?

12. Какую альтернативу гаджетам вы видите?

Для всех опрошенных я ставил обязательную анонимность и полную самостоятельность при ответах.

Какие получились результаты.

Заполнили анкеты 9 детей и 9 взрослых. Остальные пока жду.

Из всех взрослых только одна мама считает, что ее ребенок может управлять своим временем в гаджетах и она ни в чем не контролирует. Остальные 8 родителей не считают своих 10-ти летних детей способными к самоконтролю.

Во всех семьях ругают детей за гаджеты.

Время потраченное на гаджеты у детей совершенно разное – от 1 часа в день, до 4х часов. Родители на этот вопрос не ответили.

Польза гаджетов для взрослых: или нет вообще ее, или - получение информации и быстрая связь с ребенком. Для детей же – онлайн образование, общение с друзьями, поиск информации, развлечение.

Вред от гаджетов у родителей входит в топ списка. Это: падения зрения, ухудшение слуха, расстроенная психика, вредная информация, отставание от школьной программы, ссоры с родителями. У детей такой проблемы нет – у них стоит НЕТ!

Самый интересный для меня вопрос оказался об альтернативе гаджетам. Почти все мамы написали: книга! Еще были ответы: учеба, друзья. И почти у всех детей: прогулка с друзьями!

Я очень рад, что поднял эту тему. Как мне кажется, я нашел ключ к решению вопроса: как минимизировать присутствие гаджетов в жизни ребенка – отпускать гулять на улицу с друзьями.

В современном мире дети 7-10 лет (в Москве в частности) не выходят на улицу без сопровождения взрослых. А у родителей насыщенный график и нет возможности выходить на улицу так часто. По рассказам старших – дети все время гуляли. Играли в активные игры. Находились общие интересы, хоть у них и не было гаджетов. Так же за книжки садились по настоянию родителей. Программу школьную осилили – и хорошо.

2.4. Анализ моего времени

Ежедневное расписание с сентября по май.

7.00 – подьем

8.00-12/14.00 – школа

15.00-19.00 – кружки каждый день, кроме пятницы.

21.30 – сон

В расписании видны пробелы, где я успеваю поесть, выполнить домашнее задание и иногда посидеть с гаджетами. В среднем, если я час найду на гаджеты – это хорошо. В пятницу у меня выходной по дополнительным занятиям и я могу себе позволить чем-то заняться. Обычно это гаджеты. Даже если я сам могу пойти погулять, то мне просто не с кем, т.к. других детей не отпускают гулять одними.

В субботу с утра у меня кружки, а во второй половине дня мы любим всей семьей погулять в ближайшем парке. В перерывах я могу поиграть в гаджеты.

В воскресение у меня по плану – выполнение домашних заданий и встреча с друзьями. Или гаджеты.

Хочу посчитать среднее время потраченное на гаджеты (только отдых, не считая образования в них).

Получается 14 часов в неделю. Разделим на 7 дней итак – 2 часа в день я провожу с гаджетами.

Сейчас отчетливо вижу, что в пятницу и в воскресение я могу гулять по 2 часа с друзьями. Теперь буду к этому стремиться.

2.5. Что делать?

Недавно вышла программа Алексея Пивоварова «Ребенок сидит в телефоне и не хочет больше ничего – что делать?»12 , где он разговаривает с Дмитрием Зицером основателем школы НО в Санкт-Петербурге «Апельсин»13. Беседа была как раз направлена на нас детей и на них родителей. Д. Зицер очень просто рассказал, что же делать: родители должны задать себе вопросы:

1. Как из любознательного активного ребенка они смогли сделать «унылого человека».

2. Почему у ребенка нет такого увлечения, которое перекроет интерес к гаджетам?

3. Какое увлечение родителей (работа, готовка, уборка не подходят) «заразит» интерес и уважение ребенка?

4. Сколько времени родители проводят в гаджетах сами?

Главные правила в семье:

- любовь;

- уважение равное ко всем членам семьи;

- полная свобода в желаниях;

- никаких наказаний гаджетами – они учат только хитрить и изворачиваться;

- полное доверие без контроля, если вы хотите, чтоб ребенок доверял вам;

- нужно не управлять ребенком, а контактировать.

Я согласен с этими утверждениями. Мы с родителями это обсудили. Теперь стараемся следовать нехитрым правилам. Когда мне родители доверяют - я стараюсь оправдать их доверие.

После прочтения всего материала я сделал выводы, как безопасно сотрудничать с гаджетами и родителями.

Во-первых, всегда нужно понимать кто я и что я хочу.

Во-вторых, учиться распределять приоритеты и время.

В-третьих, искать возможность чаще общаться с друзьями лично.

3. Заключение

Новые технологии сильно изменили жизнь человека в 21 веке. Мы уже не сможем существовать без наших помощников – гаджетов. Главное, чтобы не стать их рабами.

Разумное общение с гаджетами позволяет нам в любой точке мира решать очень много вопросов, связанных с жизнедеятельностью. Не выходя из дома можно зайти в любую библиотеку, в любой музей, выучить дистанционно язык, виртуально посетить любую страну и испечь невероятный торт. Нам необходимо только не забывать общаться друг с другом лично.

Родители должны услышать своих детей. А дети должны поверить своим родителям.

Гаджеты нужны и важны. Но люди важнее.

Человеку нужен человек.

4. Список используемых источников

https://www.bbc.com/russian/features-46892332

http://ivona.bigmir.net/deti/vospitanie/463351-Rebenok-i-gadzhety--kak-ubrat--zavisimost--podskazhet-doktor-Komarovskij

https://www.gazeta.ru/tech/2020/02/12/12956929/we_are_social.shtml

https://www.kommersant.ru/doc/4323118

https://www.kp.ru/daily/27097/4170114/

https://littleone.com/publication/7001-ochen-strannaya-ideya-zapretit-to-chto-my-ne-ponimaem-pedagog-dima-zicer-o-gadzhetah-v-shkole

https://rg.ru/2019/04/24/voz-predupredila-ob-opasnosti-gadzhetov-dlia-detej-do-piati-let.html

https://ru.wikipedia.org

1https://www.kommersant.ru/doc/4323118

2https://ru.wikipedia.org

3https://ru.wikipedia.org

4https://ru.wikipedia.org

5https://ru.wikipedia.org

6https://www.gazeta.ru/tech/2020/02/12/12956929/we_are_social.shtml

7 https://littleone.com/publication/7001-ochen-strannaya-ideya-zapretit-to-chto-my-ne-ponimaem-pedagog-dima-zicer-o-gadzhetah-v-shkole

8https://rg.ru/2019/04/24/voz-predupredila-ob-opasnosti-gadzhetov-dlia-detej-do-piati-let.html

9https://www.kp.ru/daily/27097/4170114/

10http://ivona.bigmir.net/deti/vospitanie/463351-Rebenok-i-gadzhety--kak-ubrat--zavisimost--podskazhet-doktor-Komarovskij

11https://www.bbc.com/russian/features-46892332

12https://www.youtube.com/watch?v=eUbdyWVpHJc

13https://zicerino.com/proekty/shkola-no-apelsin/

Просмотров работы: 56