Построение модели «Циклоида» в среде MS Excel, описывающей процесс вращения колеса с учетом различных факторов для проведения компьютерного эксперимента на уроках информатики и физики

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Построение модели «Циклоида» в среде MS Excel, описывающей процесс вращения колеса с учетом различных факторов для проведения компьютерного эксперимента на уроках информатики и физики

Сиврюк В.С. 1
1МБОУ СОШ №13 г. Белгорода
Лебедева Т.Ю. 1Новогрудская О.П. 1
1МБОУ СОШ №13 г. Белгорода
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В наш бурный 21 век мы редко задумываемся над тем, что значит слово – изобретение. Новые идеи и новые технологии внедряются в практику, новшества устаревают так быстро, что о многих из них мы забываем, едва успев к ним привыкнуть.

Но есть изобретения, которые не устареют никогда. К ним относится самое обычное, известное всем с раннего детства колесо. Оно является великим и древнейшим изобретением человечества.

Колесо – одно из важнейших открытий человечества в области механики. История колеса, по определению ученых-историков, начиналась еще в бронзовом веке. Первый датированный документ об использовании колеса для перевозки – месопотамская мозаика (3200 г. до н.э.). Вот только предназначалось оно не для транспортировки. Его использовали в бытовых целях.

Н а протяжении многих веков человечество использует для изготовления различных керамических приспособлений глину. Вместе с тем, раньше в далекой истории практически в каждом доме стоял гончарный круг, колесо. Без него глина так и осталась бы просто природным материалом. До сих пор остается непонятным, что из них было придумано первым – гончарный каменный круг, имеющий форму колеса, положенного горизонтально, или колесо в повозке для передвижения. Изобретение гончарного круга по времени также относится к бронзовому веку. Параллельно колесо начали использовать для изготовления посуды из глины и в Древнем Египте, через несколько сотен лет египтяне даже стали делать посуду на быстро вращающихся кругах, что повлияло на разнообразие формообразования древней посуды и ее качество.

Д авным-давно для перемещения громоздких грузов на относительно большие расстояния использовались обычные бревна. На первый взгляд, революционный по тем временам способ, но у него был один существенный недостаток – требовалось подкладывать под бревна много каменных роликов, небольших колес. При этом они все время выскальзывали из-под бревен. Но древние люди решили эту проблему – они соорудили специальную платформу из досок. Им удалось закрепить на ней ролики таким образом, что давящий сверху груз не выталкивал их из-под досок, а, наоборот, прижимал к земле.

Еще через 1500 лет наши предки оснастили колесо деревянными спицами. На такой шаг их подтолкнула военная необходимость. Не удивительно, что первыми, кто использовал колесо с деревянными спицами, были египтяне. Произошло это примерно в 2000 г. до нашей эры. Они применили его в своих знаменитых колесницах.

А вот идея заключить колеса в металлические обода и тем самым уберечь их от быстрого износа, принадлежит кельтам. В 1000 г. до н.э. они оснастили такими усовершенствованными колесами свои колесницы. Примечательно, что колеса, оснащенные спицами из дерева, оставались неизменными аж до начала 19 в. В то время изобретатель Ф. Бауэр запатентовал первые спицы, изготовленные из металла. Он просто взял длинную проволоку, продел ее много раз через обод колеса и закрепил на обоих концах ступицы. Классическим примером его изобретения является велосипедное колесо.

Следующим прорывом в эволюции колеса стало изобретение шины. Идея ее создания принадлежит У.Томпсону, свое изобретение он запатентовал в 1845 г. Однако, в 1888 г. его разработку усовершенствовал шотландский ветеринар Д. Данлоп. Для изготовления шин он использовал твердую резину.

П остепенно колесо стали применять и в других устройствах. Со временем оно нашло свое применение для водяных устройств. Использовались два вида таких колес: подливное (для медленно текущих рек) и наливное (на быстрых горных речках). При строительстве люди стали пользоваться грузоподъемным блоком, основу которого также составляет колесо. Позднее колесо нашло еще одно применение – для прядения шерсти была создана прялка. По историческим данным, она была изобретена около 1 тыс. до н. э. в Индии и близлежащих районах Азии.

Проблемная ситуация. В этом учебном году мне предстоит сдавать ОГЭ по математике и информатике, в ходе освоения которой важнейшим разделом является «Моделирование в электронных таблицах». Знания школьников проверяются в задании №14 КИМ ОГЭ по информатике на самом экзамене. Кроме того, эта программа пригодится мне в будущей профессии для проведения расчетов, составления таблиц и диаграмм. Для того, чтобы лучше разобраться и понять суть этой программы, узнать ее новые функции, я решила создать компьютерную модель физического процесса.

Цель проекта: создать компьютерную модель в среде электронных таблиц, для наглядного восприятия движения колеса и проведения компьютерного эксперимента на уроках информатики и физики.

Способ достижения цели (задачи).

Постановка задачи.

Оценка информации и выбор плана создания модели.

Создание компьютерной модели в электронной таблице.

Контрольный расчет (проверка адекватности модели).

Вычисленный эксперимент и интерпретация результатов (получение решения задачи при помощи модели)

Провести занятия в 9-10 классах с использованием компьютерной модели (в том числе в рамках наставничества).

Начать работу над формированием пополняемый банк моделей физических процессов.

Результат проекта.

Разработана компьютерная модель движения колеса, в электронной таблице для практических занятий по информатике при изучении темы «Моделирование в электронных таблицах» в 9 классе.

Учащиеся смогут получить в динамике наглядные запоминающиеся иллюстрации физических экспериментов и явлений, воспроизвести их тонкие детали, которые могут ускользать при наблюдении реальных экспериментов.

Повысится мотивация к изучению урока информатики.

Критерии приемки результата проекта.

Компьютерная модель содержит практический материал для 9, 10 классов.

Материал разбит по степени сложности.

Модель достаточно наглядна.

В каждом классе проведены не менее 2-х занятий с использованием компьютерной модели.

Пользователи результата проекта: обучающиеся, учителя информатики, физики.

Основная часть

Это древнее изобретение человечества имеет некоторые тайны. Кроме того, оказывается, что его модель может быть применена к объекту, который весьма отличается от колеса как по внешнему виду, так и по некоторым свойствам. Построенная модель объяснит эти странные свойства. С каким объектом может быть связано колесо? Попробуем это установить путем моделирования.

1 этап. Постановказадачи. Что собой представляет колесо? Это плоский диск в форме цилиндра. Оно сплошное, жёсткое, идеально круглое. Что делает колесо? Катится по ровной горизонтальной поверхности равномерно без проскальзывания и трения.

2 этап. Создание формализованноймодели.

И спользуем чертёж. Пусть начало координат находится там, где в начале отсчёта времени находился центр колеса. Допустим, что колесо катится вправо без проскальзывания. Скорость, с которой центр колеса перемещается вперёд, равна V0 . Радиус колеса R0. Рассматривать будем точку А, отстоящую от центра колеса на расстоянии r. Существенные параметры: радиус; скорость перемещения оси в горизонтальном положении.

Положение материальной точки в пространстве описывается координатами. При вращательном движенииизменяютсядвекоординатыхиy.Свяжемкоординатысрадиусомокружности,покоторой движетсяточка.

Д вижение точки А можно разбить на два – вращательное (вокруг оси) и поступательное (вместе с осью колеса). Скорость вращения колеса через скорость поступательного движения вперёд V0 и его радиус R0:

Для ее координат можно записать уравнения:

Эта пара уравнений, которая выражает координаты одной точки через набор коэффициентов и параметр, называется уравнением, заданным в параметрической форме, или параметрическим уравнением.

3 этап. Создание компьютерной модели. Компьютерныйэксперимент.

 

A

B

C

1

Траектория точки колеса

   

2

Скорость качения Vo

 

2

3

Угловая скорость

 

= V0/R0

4

Радиус колеса Rо

 

1

5

Расстояние до точки r

 

1

6

Время

x

y

7

0

=V*A8+Rt*SIN(W*A8)

=Rt*COS(W*A8)

8

0,1

=V*A9+Rt*SIN(W*A9)

=Rt*COS(W*A9)

Получили такую табличную модель, на основе которой построим график для проведения эксперимента и исследования.

Такая кривая имеет имя – ЦИКЛОИДА.

4 этап. Анализ и корректировкамодели

Увеличив скорость до 10, получили график. Он выглядит не гладким ,а угловатым. Картинка искажена.

Почему это происходит, ведь колесо осталось круглым? Происходит это потому, что точки, в которых вычисляется траектория, стоят слишком редко и не попадают на период кривой, который уменьшился в 10 раз. Еще увеличив скорость колеса, мы получили кривую которая теряет периодичность.

Рассмотрев случай, когда расстояние r (от точки до центра колеса) становится больше радиуса колеса, получили следующую кривую, на которой появляется петелька.

Кактакоеможетбыть?Этопроисходит,еслиуколесаестьвыступ.Например,уколесапоездаили колеса трамвая. С помощью такого выступа колесо «цепляется» за рельс и вагон не соскакивает с дороги. Значит, точки на выступе в какой-то момент начинают ехать «назад» по отношению к оси колеса. Это движение назад тем заметнее, чем больше радиус выступа. Например, при r = 3 мывидим такую картину: почти четверть оборота точка едетназад!

Рассмотрим полученный график «вверх ногами».

На что это похоже? Выходит наша модель – ЦИКЛОИДА описывает ещё один объект – морское волнение.

Описание процесса создания модели в MSExcel

1 . Подготовка области определения и области значения с использованием формул, записанных на формальном языке физики:

2. Построение точечной диаграммы, демонстрирующей визуальное представление графика движения точки А, находящейся ниже обода колеса:

3. Проведение эксперимента, связанного с изменением угловой скорости, радиуса колеса и расстояния до точки А:

3 .1

3 .2

3 .3

3 .4

Заключение

В результате проделанной работы была построена физическая компьютерная модель движения колеса в среде электронных таблиц, проведен компьютерный эксперимент для дальнейшего использования на уроках информатики и физики и во внеурочное время.

Был сделан интересный вывод о том, что одна и та же модель может описывать как движение точки, расположенной на разном удалении от центра, так и волновые процессы.

Наша модель – ЦИКЛОИДА описывает ещё один объект – морское волнение.

Список использованных источников и литературы

Печатные источники

1. Медведьев Л.Н. Модель колеса./ «В мир информатики» №№ 62, 66, 70, 71), «Информатика» №1/ 2005, № 5/2006, № 6/2006, № 23/ 2006).

2. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Моделирование и формализация. Методическое пособие. М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.

3. Энциклопедия для детей. Математика. Том 11. – М.: Аванта+, 2001.

Интернет-источники

1. Великое изобретение или история колеса | Контент-платформа Pandia.ru

Просмотров работы: 1513