Египетские остраконы как источник знаний о жизни древних египтян

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2021

Египетские остраконы как источник знаний о жизни древних египтян

Пырьева М.А. 1
112 лицей
Виниченко Н.В. 1
112 лицей
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Тема: Египетские остраконы как источник знаний о жизни древних египтян

Формулировка темы: рисунки на остраконах несут в себе новую информацию о культуре человека Древнего Египта.

Актуальность: изучение остраконов представляет для меня интерес:

В работах рисовальщиков можно обнаружить свободную манеру исполнения. И это отличается от тех изображений, которые я привыкла видеть в учебнике. Именно это привлекает меня как современного человека.

Культура Древнего Египта вобрала в себя традиции и навыки других народов (напр. нубийцев, сирийцев). Египтяне наладили контакты с ними, что способствовало ее развитию. И это имеет отношение к современной многообразной культуре.

Цель: Понять ценность остраконов для более полного представления о многообразии культуры Древнего Египта.

Задачи:

Охарактеризовать «остракон» как вид исторического источника

Анализ рисунков с точки зрения канона, сложившегося в Древнем Египте.

Установить связь изображений с религией

“Свободные рисунки” и их отличия от канонических рисунков.

Разработать и придумать видеоролик Энциклопедия юного остраковеда.

Метод работы:

Рассмотрение рисунков – остраконов в альбоме известного отечественного египтолога Н.А. Померанцевой “Картины и образы Древнего Египта”

Анализ литературы (список прилагается)

Просмотр документальных видеофильмов.

Чтение художественной литературы

ГЛАВА 1 ОСТРАКОНЫ как вид исторического источника

. Египетское наследие в Дэйр Эль Медина

Древний Египет оставил нам огромное наследие. Все мы легко узнаём “египетский стиль” среди прочих культур. Пирамиды, мумии, свитки папируса, древнеегипетские храмы и предметы культа основательно изучены учеными и на эту тему написано огромное количество книг и статей.

Но среди всего многообразия египетских артефактов есть особая группа памятников, которая до сих пор вызывает немало споров среди египтологов. И они помогут нам понять, как смотрели и видели египтяне окружающий мир. Французский ученый Масперо* назвал эти объекты – листы египетского альбома, а ученые египтологи решили называть их ОСТРАКОНЫ, в честь греческого слова, которое означало черепок, осколок керамики. Египетские остраконы выполнялись не только на керамике, очень часто для рисунков использовался известняк, который было легко добывать и удобно использовать.

Остраконы находили, и до сих пор находят по всему Египту, но мы отправимся в поселение Дэйр Эль Медина. Именно там найдено большинство остраконов. Эта деревня известна тем что в ней жили самые простые египтяне: строители, ремесленники, скульпторы и живописцы, которые работали в мастерских. Все они находились на службе у фараона, обслуживали гробницы фараонов и богатых вельмож. В поселок им привозили воду, продукты и одежду. Здесь же, в домах тесно пристроенных один к другому, жили семьи мастеров, и здесь протекала вся их жизнь.

Найденные здесь остраконы относятся к концу нового царства (1314-1085 г до н.э), к XIX-XX династиям. С этой эпохой связано правление таких известных фараонов как Сети I и Рамзес II. В этот период Египет вел успешные завоевательные войны, что обеспечило новый приток в страну богатств и рабов.

Здесь обнаружены многообразные виды остраконов, которые отражали разные стороны повседневной жизни египтян: быт, хозяйство, труд, школа, искусство, религия, здоровья.

. Классификация ОСТРАКОНОВ

Условно остраконы можно разделить на три большие группы:

Остраконы связанные с религиозными представлениями египтян о загробной жизни и подчиненные общему канону*.

Канон* свод правил, который формировался с эпохи Древнего царства и устанавливался жрецами. Ключевые правила: соблюдение пропорций, схема профиль - анфас, связь с миром мертвых, использование неизменной атрибутики.

Остраконы с изображением жанрово-бытовых сцен, выполненные в свободной манере. Сюда же относятся остраконы связанные со служебной и хозяйственной деятельность.

Остраконы с изображением животных

Рассмотрим некоторые виды остраконов.

ГЛАВА 2 Изображение на ОСТРАКОНАХ и канонический стиль

2. 1. Портретные изображения фараонов и знатных людей

Особую группу составляют изображения человеческих фигур, рук, голов. Портретные изображения фараонов и их приближенных исполнялись в соответствии с правилами канона. Рисунки с портретами фараонов имели неизменные атрибуты власти божественной и земной. И это не случайно. Они рассчитаны на узнавание и сходство как одно из условий обеспечения вечной жизни. Приведем несколько примеров:

Рис.1 (приложение) Остракон с изображением профиля фараона

Рисунок сделан в традиционной манере. Лицо изображено в профиль, а один глаз в фас. Нос горбинкой, на голове атрибуты власти: платок с ниспадающими концами (клафт), немес – головная повязка, на которой изображена священная кобра (Урей - хранительницы царской власти на земле и на небе). Здесь можно увидеть, как художник пытается передать объём с помощью четкой линии, и ее разной толщины.

Рис.2(приложение) Портретный облик ( возможно бывшего зодчего царицы Хатшепсут, Сенмута). Здесь мы видим следы сетки. Известно, что египетские рисовальщики при росписи стен гробницы использовали сетку (Рис.3 приложение). Количество квадратов используемых для той или иной фигуры и части тела регламентировалось специальными правилами (каноном).

Рис.4 (Приложение )Остракон с изображением фараона в полный рост, со специальным сосудом в слегка согнутых руках.

Человек показан с развернутыми в фас плечами, туловище в трехчетвертном повороте, голова и ноги в профиль, а глаз в фас. Фигуры изображались так, чтобы увидеть изображение с разных сторон. Нос лучше виден в профиль*, глаз – анфас*, мы видим всю ширину плеч, ноги шагают или стоят в профиль*.

Анфас* – изображение человека стоящего к вам лицом.

Профиль* – изображение человека стоящего к вам боком.

Рис.5 (Приложение)Профиль с изображением Сети I и Рамзеса IIРисунки на остраконах с профилями фараонов, выглядят менее официально, менее торжественно и парадно, чем на стенах гробниц. В них даже улавливаются конкретные, индивидуальные черты. Здесь мы видим крупные черты лица, резко очерченный нос с горбинкой, красивый разрез ноздрей.

Рис.6 (Приложение) Рабочие зарисовки для росписи стен в гробницах

Портретные изображения являлись рабочими зарисовками для росписи стен в гробницах. Эскизы выполняли вспомогательную роль. И это видно на этих слайдах. Здесь свободное размещение частей тела на плоскости. Зарисовки сделаны в разных местах остракона, несвязанных друг с другом. Особо обращает внимание облик руки. Здесь художник изображает ее открытой и закрытой. Рука очень тщательно прорисована, видно что для художника рука это особый смысл.

2. 2. Связь изображений с религией

На остраконах часто изображали сюжеты связанные с путешествием по Нилу, что являлось символом загробной жизни. Пример Рис.7 (Приложение) Египтянка в зарослях папируса.

Папирус является границей между миром земным и потусторонним. Цветы лотоса – возрождение к вечной жизни. Этот сюжет связан с известным египетским мифом о вечном путешествии. Женщина сидит в позе, которая часто встречается у египтян, в руке символ плавания по загробному миру –весло. Тело анфас и лицо в профиль, признак канонического изображения.

Жизнь древних египтян была связана с религиозными праздниками. В честь богов в богатых домах устраивали пиры. И гостей развлекали музыкой, пением, ритуальными танцами.

На остраконе с изображением акробатки рис.8 (Приложение) , делающей мостик, показана фигура девушки, в стремительном движении. Она грациозна и изящна. Серьга в ухе не подчиняется движению танца, потому что здесь сочетается условное и реалистическое изображения. Из одежды только набедренная повязка. Художнику удалось показать силу ее движения засчет позы и пропорций ее тела. Рисунок очень яркий и красочный – это ритуальный танец. Большое внимание художник уделяем прическе – парику. Темные волосы оттеняют светлую кожу девушки. Такие танцы были давно известны в Египте, но данное изображение очень декоративное.

Глава 3 ОСТРАКОНЫ выполненные в свободной манере

3. 1. Жанрово-бытовые сцены

Такие зарисовки художники делали между своими основными работами, на материале оставшимся после выполнения основной работы. Эти остраконы выполнены “свободной рукой” мастера, который не думает о правилах и строгих пропорциях, он увлечен моментом и своим вдохновением. Именно в этих зарисовках проявляются чувства людей, их размышления и чувства.

Примером тому может быть изображение египтянки с музыкальным инструментом рис.9 (приложение), напоминающим лютню. Поза у девушки очень сложная, низкий наклон головы, опущено лицо. Черты лица неразличимы, у нее густые черные волосы, она сняла правую руку со струны, а левая приподнята над головой. Музыка отзвучала, но мы словно слышим последний звук затихающей струны. Внешне девушка спокойна, но она еще слышит музыку, она вся погружена в нее. Такой непривычной позы, и ракурса не было обнаружено в исторических памятников древнего Египта ранее.

В беглой, свободной от правил манере, встречаются изображения бытовых сцен.

Как правило, это изображения простых людей за работой. Все что видели мастера в повседневном мире, то и изобразили в своих рисунках. Примером могут быть остраконы с рисунком поющего каменщика и работающего плотника (рис.11 и рис.12).

Фигуры передана в профиль. У каменщика черты лица грубые и крупные, рот раскрыт, вероятно, каменщик поет, чтобы ему не было скучно и однообразно на работе. Профиль носит индивидуальные черты совсем не похожие на царственные профили фараонов. На остраконе с плотником, мы видим красивый утонченный профиль, сосредоточенность и внимание персонажа. Хочется отметить особую декоративность этого остракона – здесь очень красивые плотные цвета и необычная прическа у персонажа.

Здесь мы видим мимику, естественные позы и положение рук.

Вот еще один рисунок, сделанный на черепке сосуда (Рис.13). Художник изображает нубийца, на плечах он держит коромысло, на котором висят две тяжелые корзины. Свободной рукой опирается на посох. Он худой, изможденный, руки тонкие как палки. Во всей фигуре ощущается усталость. Художнику удалось передать покорность человека.

На Рис. 14 изображена девушка, присевшая перед печью для обжига керамики. Здесь показана струя воздуха вдуваемого в печь. Через прозрачные стенки можно увидеть стоящие внутри сосуды, а может быть и египетские лепешки, которые выпекались в раскаленной печи. Мне кажется, несмотря на то, что рисунок сделан очень просто, он выполнен с большой теплотой и любовью к персонажу.

Все эти зарисовки живые и непосредственные. В них мы видим очень наблюдательных и живых египтян, и несмотря на тяготы жизни, они успевают замечать в ней хорошее и трудно представить себе, что события эти были много тысяч лет тому назад.

3. 2. Мир природы в зарисовках древних египтян

Больше всего меня поражают остраконы с животными, они разнообразны и очень живописны. Это связано с тем что в древнем Египте не было жесткого канона на изображение животных (не путать с изображением богов с головами животных, там все строго по канону) и художник проявлял свою фантазию, использовал разные подходы.

Например рис.15 , со взбирающейся обезьяной выглядит как акварельный рисунок. Здесь мы видим пышную крону, развесистые листья и выразительную фигуру обезьяны, которая пытается забраться на дерево.

А вот этот остракон на рис.16 скорее всего иллюстрация к египетской басне, этот сюжет встречается часто, а сама басня так и не была найдена . Обратите внимание что цвет павиана и птицы голубоватый, а это божественный цвет.

Здесь рыжая кошка с поднятой лапой беседует с павианом. Морда кошки оскалена, в руке жезл и она агрессивна по отношению к обезьяне. Обезьяна же излучает дзен и спокойствие. Такое ощущение, что кошка выпрашивает яйца, а обезьяна, несмотря на угрозы, непоколебима и бесстрашна.

Обезьяна самый частый герой остраконов. Египтяне очень ценили и уважали это животное. В Египте существовал культ этого животного.

Мы можем увидеть, как она играет на музыкальных инструментах рис.17, 18 балуется со своей хозяйкой рис.19, собирает финики и инжир рис.20, а на некоторых остраконах обезьяна представляется нам обычным плутом и воришкой рис.21.

На остраконах с животными можно найти очень красивые художественные приемы, например вот это сова рис.22. Здесь художник очень красиво прорисовал глаза, все линии и штриховки очень графичны и выразительны.

Египетcкие мемы”

Интересным открытиям для меня были “Египетcкие мемы” - это юмористические сценки где главные герои животные. Если попытаться понять что происходит на этих картинках, то становится понятно что на животных переносятся черты связанные с человеком.

Вот мальчик рис.23, которого наказывают звери - кот с хлыстом и мышь, на которой надет фартук знатного чиновника.

А вот еще одни очень распространенный сюжет - прислуживание мыши. На этих картинках высмеивается незаслуженное величие. Рис. 24,25,26

Благородное умное существо прислуживает мыши, которых они легко ловят и съедают в реальной жизни. Это насмешка над высшими властителями. Ведь надсмехаться над жрецами и фараонами, было запрещено, а вот над животными можно.

Все эти рисунки показывают что египтяне умели и любили шутить и сравнивая статичные статуи божеств и фараонов и эти веселые сюжетные картинки становится понятным что египтяне были обычными людьми: любили петь, танцевать и шутить и быть может иногда забывали что вся их жизнь это подготовка в загробному миру и настоящая жизнь происходит здесь и сейчас)

Глава 4 Создание продукта проекта

По итогу работы было найдено большое количество интересного видео- и фото- материала. Я решила объединить все это в небольшом видеоролике. Для монтажа и спецэффектов я изучила основы работы в программе AdobeAftereffects.

Первым этапом работы было написание сценария. Потом с помощью мобильного телефона я сняла нужное видео и записала звук. После импорта в программу, я совместила свои губы с головами фараонов и скульптур. Далее для каждого пункта сценария я выбирала подходящее видео и сверху накладывала фотографии с анимацией и текстом.

Готовый видеоролик можно посмотреть на уроке истории, или посмотреть самостоятельно дома на youtube.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основа древнеегипетского искусства - соблюдение канонических правил.

В эпоху Нового Царства мастера обращаются к человеку и его чувствам. Появляются новые живописные приемы, свободные от канонических правил.

Древние египтяне видели мир в тесной связи человека и природы.

Рисунки на остраконах внесли вклад в копилку мировой культуры, расширили знание о культуре и жителях Древнего Египта.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Р. Рубинштейн “ Как рисовали древние египтяне”. Юный художник №11 1984 г.

Н. А. Померанцева Картины и образы Древнего Египта. М., 2018 г.

Н. А. Померанцева “Листки альбома” древнеегипетского художника.

Юный художник 11.1986 г.

Энциклопедия для детей. Искусство Т.7, ч. 1 Рисунки на обломках стр.49

История Искусства. Первые цивилизации.1998 г.

М. Э Матье День египетского мальчика 1993 г.

М. Э Матье Кари, ученик художника 1993 г.

Документальный фильм Раскопки в долине царей

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис.1 Остракон с изображением профиля фараона

Рис.2 Портретный облик ( возможно бывшего зодчего царицы Хатшепсут, Сенмута).

Рис.3 Приме сетки

Рис.4 Остракон с изображением фараона в полный рост, со специальным сосудом в слегка согнутых руках.

Рис.5 Профиль с изображением Сети I и Рамзеса II

Рис.6 Рабочие зарисовки для росписи стен в гробницах

Рис.7 Египтянка в зарослях папируса

Рис.8 Остракон с изображением акробатки.

Рис.9 Изображение египтянки с музыкальным инструментом

Рис.11 и рис.12 Остраконы с рисунком поющего каменщика и работающего плотника.

Рис.13 Нубиец, с коромыслом, на котором висят две тяжелые корзины.

Рис.14 Девушка разжигающая печь

Рис.15 Обезьяна, взбирающаяся на дерево

Рис.16 Иллюстрация к басне

Рис.17,18 Обезьяна с музыкальным инструментом

Рис.19 Обезьяна играет со своей хозяйкой

Рис.20 Обезьяна собирает финики

Рис.21 Обезьяну наказывают за воровство инжира

Рис.22 Остракон с изображением совы

Рис.23 Остракон с египетским мальчиком, которого наказывают звери

Рис.24 Кот прислуживает мыши

Рис.25 Кот прислуживает мыши

Рис.26 Мышь жрец во время молитвы

Просмотров работы: 69