Ментальная арифметика. Вред или польза?»

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ментальная арифметика. Вред или польза?»

Перепелица Т.А. 1
1МБОУ «Симферопольская академическая гимназия»
Струк Н.П. 1
1МБОУ «Симферопольская академическая гимназия»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Название проекта: «Ментальная арифметика-вред или польза».

Работу выполнил: Перепелица Тимофей Андреевич, ученик 3-Г класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Симферопольской академической гимназии»

Научный руководитель: Струк Надежда Павловна учитель начальных классов.

Не секрет, что ключевые навыки, определяющие успех человека в будущем, закладываются в детстве. Для нестандартного развития детей в наше время существует большое количество методик, одной из самых популярных в последние годы стала ментальная арифметика.

Так как на протяжении двух лет я занимался ментальной арифметикой и занимал призовые места, мы решили детально изучить этот современный метод развития мышления и найти информацию об истории возникновения данной методики, выяснить плюсы и минусы.

Цель работывыяснить, что развивает ментальная арифметика и можно ли использовать полученные навыки и знания в процессе обучения детей дошкольного и школьного возраста.

Гипотеза: Ментальная арифметика развивает оба полушария мозга и помогает в обучении детей дошкольного и школьного возрастов, в том числе на уроках математики (и не только на уроках математики).

Объект исследования: занятия по ментальной арифметике, представленные в детском центре «Игры разума»

Задачи:

узнать историю возникновения и суть ментальной арифметики;

- выявить, какие навыки развиваются в процессе обучения ментальной арифметике;

- выяснить плюсы и минусы этой методики;

- проверить на личном опыте эффективность данной методики и понять помогает ли этот курс в изучении математики (школьных предметов);

- провести анкетирование, эксперименты и обработать полученные данные.

По всему миру психологи бьют тревогу: у детей, с дошкольного возраста использующих калькуляторы, компьютеры и другие гаджеты, резко падает воображение. В то же время единственная функция человека, пока что недоступная компьютерной технике — это творчество, создание новых идей, смыслов и проектов. Только человеческий мозг способен обрабатывать огромные массивы информации, отбирая и соединяя её по едва уловимым признакам. Это качество нередко называют интуицией, но во многих случаях именно так проявляется заложенное в людях творческое начало. Лишённый столь важного умения человек неспособен добиться заметного успеха в любой сфере деятельности, поскольку не сможет создать ничего нового, выйдя за рамки общепринятых процессов. Причём равное развитие должны получить обе стороны ментальной деятельности — и творческие, и логико-аналитические способности. Именно поэтому данная тема была, есть и будет актуальна еще долгое время.

Содержание

Введение……………………………………………...………………………стр.5

Основная часть

Глава 1.

1.1. История возникновения ментальной арифметики……..………………стр.7

1.2. Суть ментальной арифметики…………………………..………...…….стр.9

Глава 2. Ментальная арифметика- плюсы и минусы……...………………стр.13

Глава 3. Практическая часть

3.1. Анкетирование………………………….………………………………стр.18

3.2. Эксперимент…………………………….………………………………стр.17

Выводы……………………………………….………………………………стр.19

Список литературы…………………………..…………………………...…стр.20

Введение

Технический прогресс в современное время развивается стремительными темпами. Не так давно были созданы такие умные устройства, как гаджеты. Спустя десятилетия эти устройства стали повсеместно использоваться в самых разных сферах жизнедеятельности человека. Вместе с тем и в России начинает набирать популярность новая для нашей страны методика развития интеллекта, ментальная арифметика. Запомнить список покупок, номера телефонов, выучить стих — все это делать станет гораздо легче вместе с ментальной арифметикой.

Сегодня ментальная арифметика развивается, захватывает умы педагогов, психологов и родителей. Ее уникальность в том, что она способна развить интеллект, воображение и логику, тренируя, при этом память. Этот пункт особенно заметен у детей и пожилых людей. Первые активно развивают память, вторые – поддерживают ее в тонусе. Для устного счета нужно запоминать много информации: правила подсчета, проведенные манипуляции, особенно, в больших примерах. Поэтому методику вполне можно применять в качестве тренажера для развития кратковременной и долговременной памяти. Ментальная арифметика построена на обучении быстрому счету в уме по необычной методике. Говоря простыми словами, ментальная арифметика – это методика обучения быстрому счету. Она подходит для развития детей 4 – 14 лет. В основе программы лежит система арифметических действий с помощью специальных китайских и японских счет – абакуса и соробана (рис.1).

Методика считается достаточно молодой, так как в широкое применение была введена лишь в конце 20 века. Однако приемы, используемые в технике, известны еще с древних времен. Сейчас центры по развитию ментальной арифметики имеются практически в любой стране, и методика продолжает развиваться.

Занятия ментальной арифметикой помогают натренировать нейронные связи головного мозга, развивают скорость и качество мышления. С любыми задачами в учебе, карьере, увлечениях тренированный мозг, справляется легче и быстрее, чем нетренированный.

Есть один очень хороший пример: многие люди восхищаются трудоспособностью японцев, а также их многократным победам на математических конкурсах. Ментальная арифметика является обязательным предметом для детей, обучающихся в начальных классах Японии. Благодаря этому, малыши с раннего возраста учатся проводить сложнейшие вычисления сначала на счетах, а потом в уме. Цель ментальной арифметики- как можно скорее, научить ребенка вычислять в уме, а также позволить ему делать несколько операций одновременно. Так, например, в Японии практикуют устный счет во время физических упражнений. Такое сочетание разных видов занятости многократно увеличивает и усиливает связи между полушариями мозга и положительно влияет на развитие интеллекта.

Ментальная арифметика для дошкольников — это хорошее начало образования малыша. Ребенок воспринимает абакус как игрушку. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является хорошим инструментом для его развития. Он позволяет показать ребенку наглядно, в чем смысл сложения и вычитания. Ребенок учится, играя со счетами.

Согласно научно-исследовательской статье Кусаиновой Гульден Толеуовны (Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилёва), дети, подготовленные по методу «Менар», отличаются лучшей успеваемостью и усидчивостью. «Среднестатистические» ученики имеют проблемы с устным счетом, действиями с дробями даже в 4-7 классах школы. Выпускники же курсов «Ментальная арифметика» могут свободно оперировать многозначными числами, выполнять сложные вычисления в уме. Счёт в уме обеспечивает высокий результат во всех сферах знаний, кто им владеет-имеют хорошо развитую моторику рук, мозг управляет действиями, при счёте на абакусе развивается мышление.

Глава 1

1.1. История возникновения ментальной арифметики.

Человек начинает развиваться с первых дней своей жизни, но если изначально ему хватает тех знаний и навыков, которые предлагают родители, то с возрастом появляется потребность в профессиональном педагогическом участии, когда потенциал ребенка может быть не просто правильно оценен, но и направлен в нужное русло.

Ментальная арифметика считается одной из наиболее молодых, стремительно развивающихся и перспективных методик детского образования. Благодаря ей можно развить умственные, в первую очередь математические способности ребенка, так, что любая арифметическая задача превратится для него в быстрый и простой процесс вычисления. Однако сегодня ведутся ожесточенные споры на тему того, что такое ментальная арифметика – просто инновационная идея, способная принести хороший доход, или очень полезная методика для обучения? Для многих в нашей стране ментальная арифметика остаётся чем-то новым и пока неизведанным. Однако она существует тысячи лет.Методика под интересным названием «ментальная арифметика» была разработана турецким исследователем Халитом Шеном. История появления ментальной арифметики уходит корнями в далекую древность, а именно в Китай, где более 5000 лет назад придумали счетную доску. Она выглядела как дощечка, на которую были нанесены специальные обозначения, и где песок разделялся на строки. Такие древние счеты позднее появились у древних греков и древних римлян, стали известны и египтянам – это были уже усовершенствованные модели, более похожие на современные счеты, только с косточками либо камнями (рис.2). С помощью счетной доски можно было выполнять несложные арифметические вычисления.

Вычисления на счетах делали и в России, где в конце XV века придумали счеты на основе десятичной системы счисления, что стало их особенностью (рис. 3). В следующем столетии японцы сделали свою счетную доску на основе китайской, используя пятеричную систему счисления. Такие счеты получили название «соробан». Первый японский абакус был создан из глины и представлял собой пластину с маленькими счетными шариками. Именно такой экземпляр был впервые найден археологами. Согласно исследованиям историков, был также найден учебник по ментальной математике. Он носил название «Арифметическая Книга». Абакус стал прародителем современных калькуляторов, только он, в отличие от электронных машин, заставляет нейроны головного мозга активно работать, вследствие чего развивается память, логика и скорость мышления. В Японии и сегодня предпочитают обучать счету при помощи этой доски, приписывая ей сразу несколько преимуществ перед счетом на бумаге. Так вычисления с использованием соробана становятся хорошими тренировками для мозга, вследствие чего растет число нейронных связей – развивается и интеллект, и способности к творчеству.

Азиаты учили своих детей в школах при помощи соробана веками, американцы и европейцы стали применять его только в новом тысячелетии. Дошел соробан и до нас – в России уже несколько лет работают школы, где обучают ментальной арифметике.

За все время своего существования счеты выглядели по-разному. Современный японский соробан выглядит так же, как он выглядел в середине прошлого века, когда его использовали торговцы. Представьте себе прямоугольную коробку, которая содержит тринадцать рядов косточек и в каждом ряду по пять косточек. У косточек имеются разные значения – так верхняя это «пять», а четыре остальных снизу соответствуют цифре «один».

Примечательно, что способ производить вычисления с помощью счетов настолько значим, что его внесли в список устного и нематериального наследия ЮНЕСКО. Уникальная методика позволила людям, жившим в древности, быстро выполнять и простые арифметические операции, и даже извлекать квадратные и кубические корни из чисел. Использование соробана сегодня благоприятно отразится на интеллекте ребенка, раскроет его творческие способности, поможет стать внимательнее и лучше запоминать, а значит и лучше учиться в школе.

Со временем абакусы распространились не только по всему Востоку, но и во многих странах мира. Такие счёты активно используют в странах Восточной Азии, Австралии, Новой Зеландии, Канаде и Германии. В Странах Западной Европы и Америки практика ментальной арифметики уже давно применяется для развития интеллекта у детей.

1.2. Суть ментальной арифметики

Научно доказанным является факт, что успеха добиваются те люди, у которых полностью развиты оба полушария головного мозга (рис.4). Подавляющее большинство людей имеют более развитое левое полушарие и менее развитое правое. Это влияет на то, что логическое мышление является полноценным, а вот творческое мышление, или интуиция, значительно хуже. Это влияет на то, что человеку сложно выбрать наиболее эффективное решение и направление в жизни. Согласно общеизвестному мнению, правое полушарие человеческого мозга ответственно за образное мышление, восприятие и творчество, а левое – за логическое мышление. Когда человек работает левой рукой, он активизирует работу правого полушария, а когда правой – левого. Таким образом, гармоничная и одновременная работа двух полушарий создает идеальные условия для развития ребенка. Настроив полушария на синхронную работу, мы получаем эффект синергии. Термин «синергия» обозначает особый эффект, когда результат от взаимодействия полушарий мозга существенно превосходит простую сумму результатов работы каждого полушария по отдельности.

Эффект синергии можно наблюдать на примере рук. Человек мало что может сделать одной рукой, в то время как использование их обеих значительно расширяет возможности. Очевидно, что в данной ситуации сумма единиц не равна двум. Совместная работа двух рук приводит к абсолютно новому качеству. А вот ещё один показательный пример: оркестр способен сыграть произведение, которое каждый отдельный музыкант исполнить не в состоянии. Чтобы даже неспециалист мог легко понять важность одновременной работы полушарий головного мозга, необходимо сначала разобраться, за что отвечает каждое из них.

Характеристики левополушарного мышления: левое полушарие мозга отвечает за рациональность, аналитику, внимание к деталям, практичность. Человек с ведущим левым полушарием любит всё планировать, систематизировать и логически выстраивать; предпочитает точные правила и конкретные описания; решения принимает, основываясь на фактах и проверенных данных. Он обрабатывает информацию последовательно, изучая её по частям, и только потом складывают полученные знания в целостную картину. Левое полушарие командует правой половиной тела: когда мы поднимаем левую руку, это означает, что команда поднять её поступила из правого полушария.

Характеристики правополушарного мышления: человек, у которого преобладает правополушарное мышление, часто использует интуитивный подход к решению жизненных проблем и профессиональных задач. Логику такая личность подключает в ситуациях крайней необходимости. Для правополушарного человека имеют ценность высокие идеалы и нравственные ориентиры, он склонен принимать решения, опираясь на чувства. Такой человек способен рождать уникальные идеи, создавать нечто новое, прекрасное. Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Оно командует левой половиной тела. Именно в правом полушарии мозга скрыт колоссальный потенциал. Ещё великий Эйнштейн говорил: «Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир».

Задача ментальной арифметики – сделать так, чтобы мозг принимал участие в образовательном процессе полностью. Это достигается посредством выполнения математических операций с использованием абакуса обеими руками. В результате ментальная арифметика способствует освоению способности к быстрому счету и развитию аналитических навыков. Сравнивая абакус с калькулятором, можно сделать вывод, что второй расслабляет мозговую активность, а абакус, напротив, тренирует и оттачивает деятельность мозга.

Вся программа по освоению ментальной арифметики построена на двух этапах. Первый – работа со счетами абакус (рис.5) и второй – переход на ментальный уровень, предполагающий вычисления в уме, без использования каких-либо приспособлений извне (рис.6). Работа попеременно обеими руками, активизирующая оба полушария мозга, помогает быстро освоить материал начального уровня и перейти на следующий этап. За счёт работы образного мышления, которое особенно понятно детям, полученная информация легко усваивается и остаётся надолго. Как же происходит переход на ментальный уровень? Если наглядно проследить работу методики в действии, то получается, что левое полушарие мозга ребенка воспринимает цифры, заданные педагогом, а правое – картинку, которая размещена на косточках счетов абакус. Ученик мысленно проецирует в голове счеты и картинку, нарисованную на них, и в голове проводит необходимые операции. Происходит работа с воображаемым абакусом, где числа воспринимаются ребенком, как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек счетов.

Что касается возраста, когда лучше всего начинать обучение менару, то рекомендуется делать это в период с 4-х до 12-ти лет (в некоторых случаях – до 16-ти), когда мозг находится в состоянии самого активного развития. Исходя из того же посыла, в это время эксперты советуют прививать детям базовые навыки, развивать мышление, изучать иностранные языки, учиться игре на музыкальных инструментах, осваивать боевые искусства и заниматься другими видами деятельности.

Обучение ментальной арифметике – это очень увлекательный и интересный процесс, по достоинству оцененный сотнями тысяч людей. Но плюсы и минусы для себя, конечно же, должны определяться индивидуально.

Глава 2.

2.1. Плюсы и минусы ментальной арифметики.

Основными целями этой уникальной методики можно назвать концентрацию внимания, развитие воображения и логического мышления, наблюдательности, слуха, творческого мышления и фотографической памяти. Суть методики - вовсе не в навыке быстрого счёта. Это лишь полезный побочный эффект. Главный смысл занятий глубже: ментальная арифметика помогает натренировать нейронные связи головного мозга ребёнка, устойчиво развивает скорость и качество его мышления.

Занятия, задействующие оба полушария головного мозга, закладывают навыки и умения, которые будут использоваться всю жизнь:

-серьёзная экономия времени и сил при учёбе и подготовке домашних заданий;

-способность к освоению иностранных языков;

-повышенная фокусировка и концентрация внимания, быстрое мышление и скорость реакции, фотографическая память;

-отлично развитое воображение, креативное мышление;

-компетенции, необходимые для эффективной работы в условиях многозадачности;

-самостоятельность, уверенность в своих силах, способность быстро принимать решения. Поскольку память ребёнка улучшается, он лучше и быстрее запоминает учебный материал. Это касается заучивания стихов и прозы, теорем, различных математических правил, иностранных слов, то есть, большого объёма информации, что очень скоро отражается на его успеваемости. Занятия с абакусом положительно влияют на моторику рук, соответственно, и на развитие обоих полушарии мозга. Благодаря развитому воображению, ребёнок повышает свой интеллект, заложенные в нём таланты. В школьном возрасте улучшается общая успешность по самым разным предметам и направлениям, которыми ребёнок занимается. Он успевает хорошо учиться в школе, заниматься спортом, учит языки, легче справляется с творческими заданиями. Разработчики методики утверждают, что, если для овладения ментальной арифметикой был применен профессиональный подход и поставленные задачи были достигнуты, ребенок учится выполнять и простые и сложные математические задачи в уме. Он становится способен, к примеру, за несколько секунд складывать десятизначные числа, умножать сотни и тысячи и осуществлять другие арифметические действия быстрее, чем это делает калькулятор. А благодаря тому, что как образовательная программа, ментальная арифметика касается не только области математики, но и других сфер, ребенок становится в принципе умнее и увереннее в себе, а также учится эффективно и без ущерба для результата заниматься разными делами в одно и то же время. На Западе ментальной арифметикой занимаются и люди преклонного возраста – для профилактики болезни Альцгеймера и рассеянного склероза. Хотя «Ментальная арифметика» доступна подавляющему большинству детей, нельзя сказать, что это панацея. Как у любой методики у занятий ментальной арифметикой существуют некоторые недостатки, которые отмечают родители, помимо высокой оплаты за обучения и абакус. На первых порах, ребёнок, обучающийся по японской методике, может временно стать менее внимательным, допускать ошибки даже в несложных задачах. К счастью, это явление обратимо, так как причина кроется в том, что ребёнок спешит, стараясь показать себя как можно лучше, притом, что знаний ещё явно не хватает. Есть гиперактивные дети, которым сложно концентрировать внимание, быть усидчивыми. Для них занятия могут показаться сложными. При выполнении домашних заданий школьники могут допускать ошибки из-за невнимательности. Механический счет формирует не вполне правильные математические представления.

Есть специалисты, выдвигающие более серьезное обвинение: после продолжительного обучения ребята, могут очень быстро считать в уме, но при этом теряют способность логически мыслить. Однако официальных исследований, подтверждающих вред ментальной арифметики, нет, а здравый смысл подсказывает, что при условии качественного преподавания она полезна. Ещё одним минусом может стать то, что для достижения высоких результатов придётся заниматься каждый день самостоятельно по 30-40 минут. Дети, которые не тренируются дома, быстро отстают от группы. Не все дети могут достичь очень высоких результатов.
Педагоги, как и ученые, не спешат превозносить ментальную арифметику. По словам заслуженного учителя России Леонида Звавича, устный счет — дело полезное, но есть масса приемов устного счета без абака и какой из них лучше, сказать сложно. Успехи ребенка в математике зависят прежде всего от того, какие у него были учителя, а любые развивающие занятия помогают подтянуть разные школьные предметы. "Если человек идет в школу, зная 100 стихотворений, он учится лучше, чем человек, который не знает ни одного", — считает Звавич.

Преподаватель математики, лауреат премии мэрии Москвы Александр Шевкин тоже думает, что всякое занятие, развивающее мышление, полезно и влияет на способности к обучению не по одному предмету. Но к ментальной арифметике он относится настороженно: "Это сильно распиаренный бизнес-проект. Под устную арифметику на русских счетах много денег не соберешь, а на загадочную ментальную арифметику получается. Ничего вредного в ней нет, а вот насколько нужна детям столь продвинутая техника устных вычислений, пусть решают родители. Я бы не стал переоценивать влияние этой методики, так как помню высказывание известного популяризатора правильных способов обучения математике Дьердя Пойи: "Можно научить дельфина крутить мяч на носу, но поможет ли это ему ловить рыбу?" Вероятно, кое-какая польза от ментальной арифметики все же есть, особенно если ребенку тяжело дается математика. Вдобавок на занятиях вырабатывается привычка трудиться — в жизни она пригодится, а целеустремленные сверстники — это хорошая компания и, возможно, новые друзья: ничто так не сближает, как общее дело. Но не стоит ждать от ментальной арифметики чудес: представляя в уме счетную доску, ребенок не приобретет цвет индиго.  

Глава 3. Практическая часть.

3.1. Анкетирование

Опрос (рис.7), проведённый среди одноклассников позволил сделать следующие выводы:

- большинство детей слышали, о ментальной арифметике;

- большинство детей считает, что ментальная арифметика отличается от математики;

- большинство детей считает, что человек не способен считать со скоростью калькулятора;

- большинству детей неизвестно, что такое абакус;

- большинство детей считает, что нельзя рисовать одновременно 2-мя руками;

-большинство детей считает, что нельзя рассказывать стихотворение и считать одновременно.

Полученные результаты отражены в диаграммах (рис.8).

3.2. Эксперимент

Результаты анкетирования подтолкнули на проведение экспериментов:

- эксперимент № 1

Выполнение рисунка одновременно двумя руками. На основании этого эксперимента, можно сделать вывод, что из 31 человека, принявших участие, лишь 4 справились с этой задачей.

- эксперимент № 2

Есть мнение, что делать сразу два дела – невозможно. Одновременное чтение стихотворения «Листопад» И. Бунина и выполнение арифметических вычислений, показало, что это возможно (рис.9).

- эксперимент № 3

Устное сложение и вычитание двухзначных чисел, без калькулятора за короткое время.

Выводы.

При написании данной работы мы изучили историю происхождения и суть ментальной арифметики.

Удалось узнать все плюсы и минусы ментальной арифметики и сделать вывод, что обещанного результата получают не все. Ментальная арифметика-хороша, для общего развития. Но занимаясь, например, шахматами можно достичь лучшего результата.

Провести анкетирование и эксперименты, и на основании результатов

эксперимента увидеть, что ментальная арифметика является не просто тренировкой ума, но эффективным способом расширения интеллектуальных и творческих возможностей.

Отзанимавшись два года, мы пришли к выводу, что в решении задач на логику из школьной программы, навыки счета, развиваемые ментальной арифметикой, пригодились очень мало. Кроме этого, очень мешало в оформлении задач и примеров, так как записывал только конечный результат, а все комбинации производил в уме.

Список литературы

Софуоглу эрташ. Ментальная арифметика. Учебное пособие для детей 4-6 лет. - Москва: траст, 2015. - 70 с.

https://tass.ru/obschestvo/5390135

https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/mentalnaya_arifmetika.html

http://abakusy-sorobany.ru/index.htm

http://www.soroban-international.com/

http://mentalar.ru/

https://www.menar-rf.ru/

Приложение А

(рис.1)

(рис.2)

Приложение Б

(рис.3)

(рис.4)

Приложение В

(рис.5)

(рис.6)

Приложение Г

АНКЕТА

1. Слышали ли вы о ментальной арифметике?

2. Как вы считаете отличается ли ментальная арифметика от математики?

3. Можно ли считать со скоростью калькулятора?

4.Известно ли вам, что такое абакус?

5.Можно ли рисовать одновременно 2-мя руками?

6. Можно ли считать ментально (в уме) и рассказывать стихотворение одновременно?

(рис. 7)

(рис.8)

(рис.9)

Просмотров работы: 361